Условия исполнения банком платежного поручения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Согласно пункту 1 ст. 864 ГК, содержание платежного поручения и представляемых вместе с ним платежных документов должно соответствовать требованиям закона и банковских правил. В настоящее время, при отсутствии на этот счет специальных положений в законе, форма и содержание этих поручений и документов определяются банковскими правилами, издаваемыми Банком России на основании Федерального Закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[21], который относит определение форм расчетов, порядка их осуществления и стандартов к компетенции Банка России.

Платежные поручения представляются в банк на бланке установленной формы и должны содержать:

· наименование расчетного документа;

· номер платежного поручения;

· число, месяц, год его выписки;

· номер банка плательщика и его наименование (или фирменное обозначение);

· наименование плательщика и номер его расчетного счета;

· получатель средств и его расчетный счет;

· назначение платежа;

· сумма платежа и т.д.

Обязательно четкое указание назначения платежа. Указывается наименование товаров, выполненных работ, оказанных услуг, номера и даты товарных документов, договоров, налог, также может быть указана другая необходимая информация. При этом основания, отраженные в банковских документах, должны соответствовать первичным документам во избежание дальнейших неприятностей с инспектором.[22]

Дата перечисления платежа устанавливается банком - отправителем платежа с учетом срока прохождения документов (документопробега) до банка - получателя платежа (поручение, реестры предстоящих платежей). При перечислении платежа через расчетную сеть Банка России дата перечисления платежа не устанавливается.

Платежные поручения принимаются банком к исполнению при наличии подписей, учиненных должностными лицами организаций, имеющими право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке. В соответствии с Положением о безналичных расчетах и Инструкцией Госбанка N 28 расчетные документы должны быть подписаны руководителем (первая подпись) и главным бухгалтером (вторая подпись) - лицами, уполномоченными распоряжаться счетом, и скреплены печатью. В отдельных случаях допускается представление расчетных документов с одной первой подписью и/или без печати.[23] Что касается платежных поручений, выписанных индивидуальным предпринимателем, то они должны иметь одну подпись, указанную в карточке с образцом подписи, без оттиска печати.

Платежное поручение представляется в банк, как правило, в 4 экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение:

· 1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах операционного дня банка;

· 4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению;

· 2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет по­лучателя, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.

Форма расчетного документа, предназначенная для заполнения физическими лицами, разрабатывается кредитными организациями самостоятельно с таким условием, что в нем должны быть предусмотрены все необходимые для перечисления средств реквизиты, на основании которых кредитной организацией заполняется платежное поручение.

В настоящее время все чаще применяются расчеты в электронной форме. Напомним, что в конце 1980-х годов платежи проводились минимум за неделю, использовались преимущественно бумажные технологии. Никто и представить себе не мог возможность быстрого и эффективного проведения безналичных расчетов не только между предприятиями, но и с участием физических лиц. Нынешняя действительность показывает, что платежи между предприятиями проводятся за несколько часов, электронные технологии в основном вытеснили бумажный документооборот и ручной труд.

Развитие технологического прогресса и переход на электронные деньги привели к тому, что потребовалось законодательное регулирование этой области. Так Положение «О безналичных расчетах в РФ» пунктом 2.2. устанавливает, что распоряжение плательщика или получателя средств может быть в виде электронного платежного документа.

В настоящее время компьютерная техника стала намного дешевле и доступнее для всех предприятий и для большинства населения. Вспомним, как редки были компьютеры в нашей стране лет 12-15 назад. Персональные компьютеры были малопроизводительны и решали лишь простые задачи. Количество пользователей на каждом предприятии или в населенном пункте насчитывало единицы. Сейчас именно доступность компьютеров, широкая компьютерная грамотность являются залогом успешного продвижения платежных систем.

К концу 1990-х годов значительно подешевел и вошел в массовое употребление Интернет. Он стал доступен широким слоям населения, для предприятий использование «Всемирной паутины» стало нормальной, составной частью успешного бизнеса. Повсеместное внедрение сети Интернет создало условия для массового дистанционного банковского обслуживания. Тогда как в конце 1980-х годов возможность массового электронного подключения к банкам даже не предполагалось. Сейчас банки активно внедряют Интернет-услуги, в общем объеме которых основную долю занимают расчетные услуги. Это управление счетов через «Всемирную сеть», получении информации о движении средств, система удаленных клиентских сервисов для владельцев платежных карт, подсистема «Толстый клиент», предназначенная для ускоренной подготовки и передачи в банк платежных документов и многое другое.[24]

Благодаря открытости российской экономики отечественные экономические субъекты стали активнее знакомиться с западными технологиями, со стандартами западного обслуживания. Именно новые требования клиентов. Знакомых с зарубежными системами, стимулируют развитие платежных систем в нашей стране.

В зарубежной практике порядок обмена информацией для проведения расчетов конструируется по четырем схемам, которым соответствуют четыре типа передачи информации: V, Y, L, T. При использовании первых трех типов банк-получатель получает доступ к информации о поступающих к нему средствах только после проведения окончательного расчета центральным банком. В развитых странах преобладают системы V-образного типа, а в SWIFT-ориентированных расчетных системах Франции и Голландии - Y-образного типа. L-образный тип применяется редко, а T-образный тип как наиболее рискованный отсутствует. Банк России также использует наиболее распространенный тип V, в соответствии с которым полная информация о платеже, включающая сведения о кредитной организации-получателе, первоначально поступает в Банк России, где происходит его обработка и осуществляется окончательный расчет.[25]

Перечисление денежных средств от одной кредитной организации другой с использованием электронных каналов связи Банка России может осуществляться практически при любой форме расчета, хотя наиболее распространенной из них по-прежнему является банковский перевод.

Такое перечисление денежных средств должно осуществляться в два этапа и оформляться двумя расчетными документами. На первом этапе участники расчетов передают по каналам связи в обслуживающие подразделения Банка России реестры направленных платежей. Под реестром направленных платежей понимается электронный файл, формируемый участником расчетов - инициатором платежа, содержащий порядковый номер реестра, дату его создания и некоторые обязательные реквизиты каждого платежа, включенного в реестр. Наряду с обязательными реквизитами в зависимости от принятой технологии обработки учетно-операционной информации реестр может содержать дополнительные реквизиты.[26]

Реестр направленных платежей подписывается электронно-цифровой подписью участника расчетов и направляется по каналам связи для обработки в обслуживающее подразделение Банка России. На основании реестра направленных платежей ЦБ РФ производит соответствующие проводки по корреспондентским счетам кредитных организаций. На следующий день после их совершения участник расчетов, со счета которого были списаны денежные суммы, на основании реестра направленных платежей, обязан представить в ЦБ РФ одно сводное платежное поручение на бумажном носителе на общую сумму платежей в адрес получателей средств, списанных с корреспондентского (лицевого) счета участника расчетов на основании реестров направленных платежей. Сводное платежное поручение составляется на бланке, формат которого определен письмом Банка России от 14.10.97 № 529.[27]

Электронные расчеты без участия Банка России вводятся на основании платежного документа отправителя платежа, составленного в электронной форме и подписанного аналогом его собственноручной подписи (ст. 160 ГК РФ). Последний может использоваться не только в электронных, но и в «бумажных» расчетах, например, в виде факсимильного воспроизведения подписи. Электронная цифровая подпись является разновидностью «аналога собственноручной подписи», применяемого для оформления расчетных документов на электронных носителях.[28]

С.А. Машков в своей статье отмечает, что Федеральный закон от 10.01.02 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» пунктом 2 статьи 19 устанавливает, что электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе, заверенном печатью, то есть по юридической силе они равнозначны.[29]

Данный нормативный акт предусматривает особый способ шифрования - шифрование с двумя ключами. Послание, зашифрованное одним из ключей, может быть расшифровано только с использование второго ключа. Один ключ объявляется открытым и сообщается неопределенному кругу лиц, другой же является закрытым, его значение известно только владельцу.

Законом предусматривается создание удостоверяющих центров, то есть учреждений, имеющих государственную лицензию на занятие этим видом деятельности. На основании письменного заявления удостоверяющий центр «изготовит» открытый и закрытый ключи электронных цифровых подписей, и выдаст сертификат, являющийся «электронным паспортом», или «электронным удостоверением личности».

Компьютер и программа шифрования-дешифровки в Законе представляют средства электронной цифровой подписи. Для того, чтобы убедиться, что установленная на компьютере программа не обладает «побочным действием», производится проверка, так называемая сертификация. По окончании сертификации, в случае успешной проверки выдается сертификат средств электронной цифровой подписи – документ на бумажном носителе, полученный согласно правилам системы сертификации, для подтверждения средств электронной цифровой подписи установленным требованиям.[30]

Пункт 2 ст. 864 ГК РФ предусматривает для банка возможность потребовать уточнения содержания поручения[31], что значительно снижает еще на стадии принятия поручения вероятность его неправильного исполнения. Однако, данная норма Гражданского Кодекса сформулирована таким образом, что банк может, но не обязан, уточнить содержание. Банк имеет полное право оставить платежное поручение, не соответствующее установленным требованиям, без исполнения и возвратить его плательщику. Если же банк решил сделать запрос плательщику об уточнении поручения, то он должен быть сделан банком в максимально короткие сроки с момента получения поручения. Срок для ответа на запрос банка об уточнении поручения предполагается установить в законе или в банковских правилах. Но так как нормативно этот срок не урегулирован, то ответ должен быть дан «в разумный срок», то есть в срок, нормально необходимый клиенту для получения запроса, подготовки ответа и направления его банку.[32] Такой срок может быть различным. Разумный срок в данном случае определяется, исходя из ряда факторов:

- круг исстребуемых дополнительных сведений;

- характер этих сведений;

- расстояние между сторонами;

- состояние средств коммуникации;

- практика взаимоотношений между сторонами;

- день недели;

- условия передачи информации между банком и клиентом;

- необходимость для клиента, в свою очередь, делать какие-либо запросы, уточнения и т.д.

Когда ответ не получен в установленные законом или банковскими правилами сроки или при их отсутствии в разумный срок, банк вправе либо оставить поручение без исполнения и вернуть плательщику либо исполнить его. Однако эта норма действует лишь в той мере, в какой федеральным законом, банковскими правилами или договором между банком и плательщиком не предусмотрено иное.

Например: В договоре банковского счета может быть прямо оговорено, что банк исполняет платежное поручение, а клиент не позднее трех дней представляет ему требуемую информацию.[33]

Также, необходимо отметить, что указанное в пункте 2 ст. 865 ГК РФ правило не относится к случаям неправильного оформления платежного поручения (например, отсутствует первая подпись), при которых банк вправе вернуть поручение без исполнения.

После проверки банком правильности оформления поручения производится списание средств со счета пла­тельщика. По общему правилу, установленному в пункте 3 ст. 864 ГК, банк исполняет платежное поручение лишь при наличии денежных средств на счете плательщика. Однако в договоре между ними может быть предусмотрено и кредитование счета (что предусматривает ст. 850 Кодекса). Положения о безналичных расчетах также устанавливают правила, которые необходимо применять при отсутствии денежных средств на счете плательщика. Согласно пункту 3.6 Положений, при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету № 90902 “Расчетные документы, не оплаченные в срок” и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. Оплата его производится после первоочередных платежей в бюджет, Пенсионный фонд, Фонд занятости населения и Фонд обязатель­ного медицинского страхования.[34]

Также допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (пункт 3.7 Положений).

При частичной оплате платежного поручения банком используется платежный ордер формы 0401066. Порядок его изготовления и заполнения соответствует общему порядку изготовления и заполнения бланков расчетных документов. При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле “Отметки банка” проставляются штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка.

На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка: «Частичная оплата». Запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платежного поручения.[35]

При осуществлении частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платежного ордера служит приложением к выписке из лицевого счета плательщика. При осуществлении последней частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым был произведен этот платеж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого платежного поручения помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры платежного поручения выдаются клиенту одновременно с последним экземпляром платежного ордера, прилагаемым к выписке из лицевого счета.

Платежные поручения должны исполняться банком в порядке очередности, установленной ст. 855 ГК РФ (п.3 ст.864 ГК РФ). Пункт 1 ст. 855 Кодекса устанавливает, что при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом. Однако, при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной пунктом 2 ст. 855 ГК. Так, платежные поручения на перевод денежных средств контрагенту относятся к платежным документам, которые при недостаточности средств на счете плательщика исполняются банком в пятую очередь после списания средств в целях удовлетворения требований по исполнительным листам судов и платежных документов предыдущих очередей.

Таковы основные условия исполнения банком платежного поручения.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 154.