Налоговое администрирование упрощенной системы налогообложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

К вопросам, характерным при проверке УСН относятся:

- полнота представления плательщиками деклараций по видам налогов;

- принятие мер к плательщикам, не представившим декларации в установленный срок;

- правильность определения налоговой базы, применения налоговых льгот, вычетов и ставок по видам налогов;

- соблюдение порядка назначения, проведения камеральных и выездных (повторных выездных) проверок, оформления их результатов и вынесения решений, в т.ч. использование налоговым органом права по истребованию у плательщика в ходе проверки дополнительных сведений и документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налога, полноту и сроки проведения дополнительных контрольных мероприятий (проведение встречных проверок: направление запросов в пограничные, таможенные органы, кредитные учреждения, правоохранительные органы и т.д.), осуществляемых в ходе проведения проверок;

- правомерность применения плательщиками УСНО (соблюдение условий и ограничений, предусмотренных п. п. 2 - 4 ст. 346.12 Налогового кодекса);

- соблюдение плательщиками сроков подачи заявлений о переходе на УСНО;

- соблюдение налоговыми органами срока рассмотрения заявлений о переходе на УСНО. Обоснованность направления плательщикам уведомлений о возможности или невозможности применения УСНО. Соблюдение сроков направления уведомлений;

- соблюдение плательщиками сроков направления в налоговые органы сообщений (уведомлений) о переходе на общий режим налогообложения;

- соблюдение плательщиками ограничений, установленных п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса;

- соблюдение порядка повторного перехода на УСН плательщиками, ранее утратившими право на ее применение (отказавшимися от ее применения);

- соблюдение плательщиками, впервые перешедшими на УСН, срока направления в налоговые органы уведомлений об изменении ранее избранного ими объекта налогообложения;

- правильность исчисления налоговой базы, определения доходов и расходов, а также правомерности уменьшения налоговой базы на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов;

- правильность уплаты минимального налога;

- правомерность уменьшения суммы единого налога, подлежащей уплате за отчетный (налоговый) период, на сумму исчисленных и уплаченных за этот же период времени по всем основаниям страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченных работникам из средств плательщика пособий по временной нетрудоспособности;

- полнота и своевременность уплаты единого и минимального налогов, а также иных налогов и сборов, не перечисленных в ст. 346.11 Налогового кодекса.

В МИ ФНС России №3 камеральными проверка занимается отдел камеральных проверок, выездными – отдел выездных проверок. Положения об отделе камеральных и выездных проверок представлены в приложениях 3 и 4.

Основным отличием камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки является то, что она проводится по месту нахождения налогового органа. Данное правило осталось неизменным и после внесения изменений Федеральным законом N 137-ФЗ.

При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ проведение налоговых проверок (в том числе камеральных) является правом налогового органа, а не его обязанностью.

Провести камеральные налоговые проверки в отношении абсолютно каждой налоговой декларации (расчета), подаваемой всеми налогоплательщиками, не представляется возможным с практической точки зрения, т.к. количество сотрудников налоговых органов, специально уполномоченных проводить такие проверки, в расчете на одну налоговую инспекцию ограничено в среднем несколькими десятками, а число налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), состоящих на налоговом учете в одной налоговой инспекции, исчисляется тысячами, а то и десятками тысяч.

Именно по этой причине камеральные налоговые проверки проводятся чаще всего по определенным основаниям, в том числе: заявление налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) налоговых льгот или вычетов; если проверяемое лицо подпадает под определение основных или крупнейших налогоплательщиков и некоторые другие.

В последнее время усилился контроль за организациями, указывающими в своей отчетности несоразмерные убытки, представляющими в налоговые органы "нулевую" отчетность или не представляющими отчетность вообще.

Срок проведения камеральной налоговой проверки установлен в п. 2 ст. 88 НК РФ и, как и прежде, составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. В данном случае учитывается дата фактической (а не установленной законом) сдачи налоговой декларации (расчета) и других документов, подлежащих подаче одновременно с ней, о чем делается специальная отметка уполномоченным сотрудником налогового органа.

Спецификой и основной отличительной чертой выездной налоговой проверки от другого вида налоговой проверкой - камеральной является место проведения выездной налоговой проверки.

Пунктом 1 ст. 89 НК РФ (в новой редакции) устанавливается общее правило, согласно которому выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика.

Этот пункт был дополнен нормой, в которой содержалось одно исключение из общего правила, когда выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, - в случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.

Раньше такая возможность специально на законодательном уровне не предусматривалась, но нередко на практике по договоренности между проверяющими и проверяемыми происходило именно так, поскольку это отвечало интересам обеих сторон.

Проведение выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа должно осуществляться по правилам проведения выездных налоговых проверок.

В силу п. 17 ст. 89 НК РФ выездные налоговые проверки проводятся не только в отношении налогоплательщиков, но и в отношении плательщиков сборов, и в отношении налоговых агентов.

Как установлено в п. 4 ст. 89 НК РФ, предметом выездной налоговой проверки признается правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В п. 2 ст. 89 НК РФ указывается, что решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать в том числе предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке.

При проверке УСН следует руководствоваться главой 26.2 части 2 НК РФ.

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Налоговой базой по налогу при УСН признается денежное выражение доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов (п. п. 1, 2 ст. 346.18 НК РФ). Это зависит от того, какой объект налогообложения избран: доходы или доходы минус расходы (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Для определения налоговой базы существуют три общих правила.

1. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются вместе с доходами и расходами, выраженными в рублях. Для этого их нужно пересчитать в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. Такой порядок прописан в п. 3 ст. 346.18 НК РФ.

Например, ООО «Михас», применяющая УСН, продала иностранной организации производственное оборудование контрактной стоимостью 20 000 евро. Курс евро ЦБ РФ на дату поступления денежных средств на счет ООО «Михас» - 35,812 руб. за 1 евро.

ООО «Михас» учитывает доход от реализации производственного оборудования в сумме 716 240 руб. (20 000 евро x 35,812 руб/евро).

2. Доходы в натуральной форме учитываются по рыночным ценам (п. 4 ст. 346.18 НК РФ).

Классическим вариантом получения дохода в натуральной форме является заключение договора мены, когда, к примеру, в обмен на один товар вы получаете другой товар, а не денежные средства (п. 1 ст. 567 ГК РФ).

Понятие рыночной цены товара (работы, услуги) закреплено в п. 4 ст. 40 НК РФ. Это цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Определять вы ее должны с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 40 НК РФ).

3. При определении налоговой базы доходы и расходы считаются нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 5 ст. 346.18 НК РФ).

Налогоплательщики УСН представляют налоговую декларацию по истечении налогового периода, в налоговую инспекцию в электронном виде.

Применяющие УСН налогоплательщики обязаны рассчитываться с бюджетом не позднее срока, установленного для подачи деклараций за соответствующий налоговый период в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 346.23 Налогового кодекса (п. 7 ст. 346.21 НК). В свою очередь, в силу указанных положений Кодекса, организации должны отчитываться по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим годом, а по итогам отчетного периода — не позднее 25 календарных дней со дня окончания квартала. Что касается индивидуальных предпринимателей, то крайний срок подачи декларации за налоговый период для них установлен как 30 апреля, а за отчетный период, также как и для организаций — не позднее 25 календарных дней со дня окончания квартала.

Правильность исчисления и уплаты налогов (сборов) инспекторы прежде всего оценивают по декларациям (расчетам), а также первичным документам, подтверждающим полученные доходы и произведенные расходы (платежным поручениям, актам, договорам, накладным и др.).

Так как организации на упрощенной системе освобождены от бухгалтерского учета в полном объеме, требовать от них бухгалтерские учетные регистры (кроме регистров по основным средствам и нематериальным активам) налоговики не вправе. Проверяется наличие Книги учета доходов и расходов, свидетельство о постановке на налоговый учет организации или ее обособленных подразделений, устав или учредительный договор и т.д.

При проведении налоговых расчетов выявляются следующие типичные ошибки: неправильное исчисление налогооблагаемой базы, ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, т.д.); и нарушение сроков платежей по налогам.

При предоставлении деклараций и бухгалтерской отчетности на электронных носителях (дискетах) их принимают сотрудники отдела работы с налогоплательщиками. При этом представление бумажных экземпляров документации является обязательным.

Документация проходит программный контроль на соответствие формату ее представления, после чего формируется протокол входного контроля. Документация в бумажном виде подвергается визуальному контролю на наличие обязательных реквизитов. В случае отсутствия в представленной документации реквизитов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками в устной форме предупреждает плательщика об этом и предлагает внести необходимые изменения. При отказе плательщика внести необходимые изменения на стадии приема, а также в случае представления документации по почте отдел работы с налогоплательщиками в трехдневный срок письменно уведомляет плательщика о необходимости представления им документа по утвержденной форме.

Затем документы обрабатываются так же, как в случае их приема на бумажных носителях. Не позднее следующего рабочего дня с даты принятия документы, принятые в бумажном виде и на электронных носителях, формируются в пачки с сопроводительными ярлыками или реестрами и передаются в отдел ввода и обработки данных с примечанием, что данные документы имеют копию, представленную на электронном носителе. Документы от крупнейших и основных плательщиков и документы по регистрации и учету плательщиков до окончания рабочего дня, в течение которого они были получены, формируются в отдельные пачки и передаются в отдел ввода и обработки данных в первоочередном порядке.

Документы в бумажном виде вместе с их экземплярами на электронных носителях подвергаются визуальному контролю на предмет соответствия данных на бумажных и электронных носителях. При наличии расхождений вводу подлежат данные отчетности с бумажного носителя.

Работники отдела ввода и обработки данных при получении вынесенных решений как по камеральным, так и по выездным проверкам не позднее пяти рабочих дней обеспечивают отражение в РСБ сумм налогов, пеней, санкций. По решениям, по которым имеются вступившие в законную силу судебные акты, изменения вносятся в РСБ не позднее трех дней с даты поступления (регистрации) судебного акта.

По окончании ввода решения по реестру передаются в отдел, в котором осуществляется хранение отчетности, и подшиваются в дела плательщиков. В случае автоматизированного формирования решения в отделе, который проводит проверки, после его утверждения суммы налогов, пеней, санкций автоматически отражаются в РСБ.

В настоящее время МНС России на федеральном уровне утверждены форматы представления деклараций и других документов, представляемых плательщиками в налоговые органы в электронном виде. Форматы представления в электронном виде деклараций по региональным и местным налогам утверждаются управлениями МНС России.

Обработка информации в МИ ФНС России №3 ведется в ПК «Система ЭОД местного уровня». Посредством использования данного программного продукта налоговые органы области включатся в единое информационное пространство налоговых органов Российской Федерации, что позволит более оперативно и качественно производить электронный обмен данными о налогоплательщиках с любой инспекцией России.

Внедрение ЭОД позволило ускорить процесс перехода налогоплательщиков на систему представления налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Переход на представление отчетности в электронном виде через специализированного оператора связи позволит налогоплательщикам:

-сэкономить рабочее время, затрачиваемое на представление отчетности;

-избежать дублирования налоговых деклараций, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, на бумажных носителях;

-не допускать ошибок при подготовке отчетности за счет обеспечения средствами входного контроля автоматической проверки правильности составления отчета;

-иметь возможность оперативного обновления форматов представления документов в электронном виде в случае изменения или введения новых форм налоговой и бухгалтерской отчетности;

-получать подтверждение доставки отчетности;

-обеспечить конфиденциальность информации, содержащейся в направленных документах, защиту от просмотра и корректировки.

Одним из приоритетных направлений модернизации системы налогового администрирования является совершенствование системы обслуживания налогоплательщиков, которая подразумевает функционирование на всех уровнях налоговых органов подразделений по работе с налогоплательщиками. Отделы работы с налогоплательщиками осуществляют прием отчетности и других документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, предоставляют налогоплательщикам информацию о состоянии расчетов с бюджетом и сверке по лицевым счетам, информируют налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве через средства массовой информации и Интернет-ресурсы, занимаются подготовкой разъяснений по запросам налогоплательщиков и проведением семинаров.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 194.