Совершенствование механизмов для развития системы малого предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассматривая законодательные документы, необходимо отметить, что регламентирование деятельности малых предприятий осуществляется в хронологическом порядке. Этапы более раннего закрепления развития малого предпринимательства отражены в приложении.

К более поздним нормативным документам относятся:

Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности»

Указ Президента РФ от 08.07.1994 года № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации»

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

Гражданский кодекс РФ

Эти нормативные документы составили правовое поле государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ.

Кроме того, принято достаточно много законов, указов, постановлений, регламентирующих различные стороны деятельности малых предприятий. Один из первых примеров: постановление Правительства РФ «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Им были определены критерии отнесения предприятий к малым, а также основные направления их государственной поддержки.

Особую роль в развитии малых предприятий сыграл закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший основные позиции Правительства в отношении малых предприятий, а также Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Кроме того, следует отметить постановление Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1045 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства», постановление Правительства РФ от 14.12.1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства», постановление Правительства от 23.04.1996 г. № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд», Соглашение Правительств государств-учасников СНГ от 17.011997 г. № б/н «Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ» и многие другие.

Таким образом, можно считать, что нормативно-правовая база, хотя и слабая существует. Ее же дальнейшее развитие зависит от дальнейшей экономической политики.

Одним из важнейших факторов оказания помощи в развитии предпринимательства является имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства. Минимущество России совместно с МАП России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами разработало и реализует систему мероприятий по совершенствованию механизмов использования федерального имущества субъектами малого предпринимательства. В Реестре федерального имущества ведется учет объектов государственной собственности, используемых субъектами малого предпринимательства. В соответствии с рекомендацией Правительства Российской Федерации субъекты Российской Федерации и большинство муниципальных образований приняли нормативные акты, устанавливающие аналогичный порядок учета имущества.

С учетом данных реестра федеральной собственности сформирован перечень объектов федеральной собственности, переданных в настоящее время в аренду субъектам малого предпринимательства. Этот перечень включает свыше 16 тыс. объектов, расположенных во всех субъектах Российской Федерации.

Суммарно площадь государственной недвижимости (без земельных участков), переданной в аренду субъектам малого предпринимательства по всем регионам Российской Федерации составляет в настоящее время 6444 тысяч кв. метров. Прирост за период с 01.01.2001 г. составил 3558 тыс. кв. метров, или 123,3 процентов. Размер площадей государственного имущества, сдаваемых в аренду субъектам малого предпринимательства, за последние 1 - 1,5 года более чем удвоился.

Действующий в настоящее время порядок сдачи в аренду федерального имущества регламентируется рядом правовых нормативных актов, позволяющих устанавливать для субъектов малого предпринимательства, производство собственной продукции которых составляет не менее 75 процентов общего объема реализуемых ими товаров и услуг, арендную плату за использование государственного и муниципального имущества на уровне, применяемом для бюджетных организаций.

В целях упрощения процедуры заключения договоров аренды Минимущество России утвердило порядок ускоренной процедуры оформления документов, предусматривающий внеочередное рассмотрение и прохождение проектов договоров аренды с субъектами малого предпринимательства.

В 2002 году Минимущество России, МАП России и их территориальные органы совместно с Национальным содружеством бизнес-инкубаторов завершена подготовительная работа по разработке и реализации пилотных проектов создания ряда бизнес-инкубаторов на базе федерального имущества. Для их реализации, с учетом предложений глав администраций субъектов Российской Федерации, по конкурсу отобраны 17 регионов (Республика Марий Эл, Республика Дагестан, Красноярский край, Ростовская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Рязанская, Томская, Тульская, Самарская, Сахалинская, Тверская области, г. Санкт-Петербург). Реализация проекта будет продолжена, что позволит создать благоприятные условия и отработать механизмы использования субъектами малого предпринимательства федерального и муниципального имущества.

Проект Комплекса мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003 год содержит мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества:

· проведение постоянного мониторинга и обновление перечня федерального имущества, предполагаемого к сдаче в аренду малым предприятиям;

· упрощение процедур передачи и сдачи в аренду федерального имущества в целях поддержки малого предпринимательства, в том числе заключение договоров аренды по принципу “одного окна”, отмена предварительного согласования в многочисленных инстанциях договоров аренды;

· совершенствования механизма взимания арендной платы с целью устранения возможности “теневой аренды”;

· введение упрощенной процедуры и порядка оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов.

Одним из важных вопросов в области имущественной поддержки малого предпринимательства является, по нашему мнению, разработка конкретных механизмов доступа к информации, необходимой для создания и развития малого предпринимательства в части указания конкретного адреса и условий получения информации об имеющихся площадях, которые предполагается передать или сдать в аренду субъектам малого предпринимательства, а также нормативно - правовой документации, касающейся упрощенных процедур заключения договоров аренды, разрешительных документов для предпринимателей по использованию участков земли и недвижимого имущества. МАП России неоднократно направлял свои предложения в Минимущество России и предлагал разместить в сети Интернет на сайте Минимущества России или МАП России указанную информацию для свободного доступа. Однако до настоящего времени вопрос не решен.

В МАП России проведена работа по подготовке предложений по реформированию налогового законодательства, регулирующего налогообложение сферы малого бизнеса.

С точки зрения предпринимательского климата, значительная легализация бизнеса, как результат налоговых преобразований, является серьезным успехом налоговой реформы.

Вместе с тем, изменения в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) не полностью учитывают интересы малого бизнеса.

Необходимо продолжить работу в части снижения ставки единого социального налога, так как этот налог по-прежнему очень высок для малого бизнеса, а также необходимо предельно упростить систему учета и оплаты этого налога. Подобные проблемы у малого бизнеса возникают при учете налога на добавленную стоимость.

Полагаем, что основным направлением работы в рамках налоговой реформы является подготовка предложений по совершенствованию положений, содержащихся во вновь принятых главах второй части НК РФ, регулирующих налогообложение малого бизнеса, устранение недоработок отдельных положений вновь принятого законодательства, негативно влияющих на предпринимательскую активность.

В частности, по главе 26.2 “ Упрощенная система налогообложения” ограничение применения упрощенной системы налогообложения – не свыше 15 млн. рублей годового дохода от реализации, приведет к тому, что ею не смогут воспользоваться субъекты малого предпринимательства, занятые в производственной сфере (очевидный факт, что приоритетным направлением развития малого предпринимательства является развитие его в сфере производства и, особенно, в сфере научно-технического прогресса). Наиболее реальное значение величины валового дохода от реализации – это 40-50 млн. рублей в год.

Не урегулированы вопросы зачета входного НДС налогоплательщикам, перешедшим на эти специальные режимы налогообложения, что ограничивает предпринимательскую активность этой категории налогоплательщиков и делает их неконкурентоспособными по сравнению с хозяйствующими субъектами (плательщиками НДС). Более того, это вынуждает малые предприятия налаживать кооперативные связи только с предприятиями такого же типа, что, в свою очередь, не способствует развитию кооперационных связей между малыми предприятиями и более крупными хозяйствующими субъектами.

На сегодняшний день в налоговом законодательстве (глава 25 второй части НК РФ “Налог на прибыль организаций”) отсутствует норма об уменьшении налогооблагаемой прибыли предприятия на величину инвестиционных затрат, направленных на развитие собственного производства. Отсутствие положения об исключении из налогооблагаемой прибыли инвестиционных затрат ограничивает возможности предприятий материальной сферы в расширении и обновлении собственного производства. Особенно это болезненно для малых предприятий производственной сферы, у которых свободная прибыль весьма ограничена.

Необходимо список расходов статьи 346.16 главы 26.2 дополнить нормой, уменьшающей налогооблагаемую базу: “расходы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банка, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам”, которая была в Законе Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-I “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

Главой 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности” предложены завышенные значения величин базовых доходов по сравнению со значениями, применявшимися до 1 января 2003 года (как показали расчеты, проведенные в регионах при подготовке к принятию главы 263 НК РФ). В результате налоговое бремя по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее ЕНВД) с 1 января 2003 года возрастает в несколько раз.

Кроме того, ЕНВД с 1 января 2003 года не заменяет собой всю совокупность налогов за исключением нескольких федеральных платежей и сборов, а только 5 налогов. Следовательно, невозможно на федеральном уровне должным образом обеспечить защиту налогоплательщиков, переведенных на эту систему налогообложения, от произвола региональных и местных властей.

Существенно ограничены права субъектов Российской Федерации при установлении и введении данного налога на своей территории, в том числе, предусматривать налоговые льготы, не определенные федеральным законодательством.

Решение указанных вопросов и внесение соответствующих поправок в НК РФ существенно оздоровит налоговый климат в сфере малого предпринимательства и позитивно скажется на предпринимательстве в целом.

Позиция МАП России о необходимости продолжения работы над совершенствованием законодательства, регулирующего налогообложение сферы малого бизнеса, в основном поддержана МНС России и Минпромнауки России.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 174.