Как показывает практика, в России необходимость государственной поддержки малого предпринимательства понимается далеко не всеми и ее признание во многом зависит от господствующих взглядов на экономическую роль государства и от выбора стратегических приоритетов.
В целом ряде теоретических концепций поддержка государством малого предпринимательства рассматривается как вредное явление, нарущающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования. Начальный этап экономических реформ в России проходил как бы без учета интересов основного рыночного субъекта хозяйствования – частного предпринимателя.
Недооценка роли малого предпринимательства наблюдается в государственной политике России по настоящее время.
Малое предпринимательство «рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами, т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным».
В последние годы в экономической политике государства прослеживается и другая опасная тенденция – ориентация на поддержку в основном крупных хозяйственных структур и их объединений.
Таким образом, складывается некая государствено-монополистическая хозяйственная система, где «малые предприятия представляются как некое инородное тело, а их существование допускается в основном для заполнения ниш, не привлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости.., для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций».
Как было показано выше, сегодня российское предпринимательство не может реально оказывать значительное воздействие на ход проводимых реформ.
В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства в России.
Прежде всего, принят ряд важнейших нормативно-правовых и законодательных документов, направленных на реализацию права граждан заниматься предпринимательской деятельностью.
В 1993 году был образован Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
Вместе с тем пока не приходится говорить о сформированном полном пакете законодательных актов.
В 1995 году окончательно сформировалась система федеральных органов по государственной поддержке малого предпринимательства.
В июне 1995 года был образован единый орган, корректирующий усилия по поддержке малого предпринимательства, - Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Получила, наконец, законодательное оформление практика разработки и финансирования программ государственной поддержки малого предпринимательства. Подобные программы теперь разрабатываются ежегодно. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства рассматривается Государственной Думой до решения вопроса о ее бюджетном финансировании.
В Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 года впервые были распределены обязанности различных государственных органов в реализации намеченных мер. Начала действовать единая система поддержки малого предпринимательства, состоящая из Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федерального и региональных фондов и центров поддержки предпринимательства.
Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 года, учитывая итоги реализации предыдущей программы, выделяла в качестве приоритетных следующие направления:
· формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства;
· производственная и инновационная поддержка;
· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
· информационное обеспечение;
· кадровое и научно-методическое обеспечение;
· социальная защищенность и безопасность в малом предпринимательстве;
· создание системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства.
На мероприятия по поддержке малого бизнеса в рамках Федеральной целевой программы из федерального бюджета по соответствующему закону на 1996 год было предусмотрено 386,6 млрд. рублей.
В целом в результате реализации описанных Федеральных программ поддержки малого предпринимательства был заложен фундамент государственной поддержки малого предпринимательства: развивается нормативно-правовая база, сформированы структуры управления и регулирования – Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаются элементы инфраструктуры поддержки.
Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1998 –1999 года, учитывая накопленный опыт, провозглашая своей целью создание благоприятных условий для повышения устойчивости малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры, а также освоения новых механизмов финансовой поддержке этого сектора экономики.
Реализация поставленной цели предполагала решение ряда приоритетных задач, среди которых:
· преодоление административных барьеров на пути малого бизнеса и максимальная легализация его деятельности;
· международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность, кооперирование и специализация между предпринимателями России, ближнего и дальнего зарубежья
· социальная защита и обеспечение безопасности
· пропаганда положительного опыта развития малого предпринимательства и его государственной поддержки, формирование позитивного отношения общества к цивилизованному предпринимательству, взаимодействие с общественными организациями, представляющими интересы субъектов малого предпринимательства;
· освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, а также поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов, обществ взаимного страхования, кредитно-инвестиционных, гарантийно-инвестиционных организаций и т.п.;
· стимулирование малого предпринимательства в области инновационной деятельности.
39 % всех средств на реализацию Федеральной программы предполагается направить на формирование гарантийных, венчурных, лизинговых и других фондов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Вторым приоритетным направлением программы является стимулирование инновационных процессов. В этой области предполагается перенесение центра тяжести с бюджетного финансирования на стимулирование организационно-финансового процесса через предоставление гарантий по инвестиционным рискам, например:
· расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств под государственную гарантию для реализации инновационных проектов;
· использование имущества неэффективных и неплатежеспособных государственных и муниципальных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малых предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малых предприятий и создания объектов инфраструктуры поддержки последних;
· формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малых предприятий с крупным производством;
· использование потенциала малого предпринимательства при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов с созданием на их основе «мини-полигонов», технопарков и др.;
· оказание общекоммерческой, кредитной, информационной и иной поддержки экспортно-ориентированным малым предприятиям и др.
· Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства была создана и на 2000-2001 годы.
· Основные мероприятия данной программы содержат следующие направления:
· нормативное обеспечение малого предпринимательства;
· развитие прогрессивных финансовых технологий;
· реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства, повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
· повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем, научно-методическое и кадровое обеспечение;
· международное сотрудничество в данной сфере;
· усиление взаимодействия со средствами массовой информации.
· Таким образом, хорошая сбалансированная политика может помочь достигнуть положительного эффекта при решении множества проблем возникающих в сфере малого предпринимательства.
Оптимизация нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность, развитие, государственную поддержку малого предпринимательства в современных социально-экономических условиях развития России является наиболее актуальной задачей, от решения которой будут зависеть дальнейшие пути развития предпринимательства в целом.
Законотворческая деятельность в этой сфере экономики направлена на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в стране, предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентацию контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимательства.
Нормативное правовое регулирование (обеспечение) государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации обеспечивается правовыми актами, включая Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.
В Российской Федерации законодательной основой для развития всей системы поддержки малого предпринимательства является Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, обеспечивающий правовое поле для существования и развития малого предпринимательства в Российской Федерации и реализующий политику государства в сфере малого предпринимательства. Однако, следует отметить, что отдельные нормы этого закона устарели и требуется приведение их в соответствие с действующим законодательством.
Для решения этой задачи МАП России, начиная с 2001 года, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также при участии ряда субъектов Российской Федерации, разработал проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, который в течение прошлого года неоднократно корректировался, дорабатывался и проходил согласование.
При согласовании данного законопроекта Минэкономразвития России его не поддержало, считая целесообразным отменить действующий Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” и взамен его подготовить проект Указа Президента Российской Федерации о государственной поддержке малого предпринимательства.
Позиция Минэкономразвития России не нашла поддержки у большинства специалистов в регионах Российской Федерации, курирующих развитие малого бизнеса на разных уровнях, предпринимателей, участников различных форумов, конференций.
В настоящее время позиция Минэкономразвития России по вопросу отмены Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” претерпела изменения и заключается в целесообразности разработки проекта нового федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”.
Работа в этом направлении ведась и раньше, но была по большей части инициативного порядка. МАП России поддержал идею Торгово-промышленной палаты России приступить к разработке проекта нового федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации (новая редакция)” (далее - “О государственной поддержке …”), рассмотрев и взяв в основу нового законопроекта самое лучшее из ранее разработанных законопроектов в сфере малого предпринимательства. В состав рабочей группы по работе над законопроектом вошли представители МАП России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России, других заинтересованных министерств и ведомств, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, заинтересованных предпринимательских структур, объединения предпринимательских организаций России “ОПОРА”.
Были рассмотрены законопроекты: “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, представленный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Н.Гвоздевой законопроект “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, разработанный Государственной Думой Томской области, законопроект “О малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации”, подготовленный Департаментом поддержки и развития предпринимательства Правительства Москвы, законопроект “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, разработанный МАП России.
В проекте федерального закона “О государственной поддержке...” уточнены критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства: показатели среднесписочной численности работников малых предприятий – до 100 человек, вне зависимости от видов и сфер осуществления предпринимательской деятельности; также устанавливается средняя численность работников за год у физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в установленном порядке как индивидуальные предприниматели, в размере не более 10 человек; предусматривается уточнение статуса Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в виде “федеральной целевой”; уточнен государственный заказчик федеральной целевой программы в соответствии с действующим федеральным законодательством, исключено предоставление фондам поддержки МП льготных кредитов, выпуска ими ценных бумаг, осуществления ими функций гаранта и формирование имущества фондов от приватизации федерального имущества; исключены вопросы налогообложения, регистрации, ускоренной амортизации.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства отнесен к субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и может на конкурсной основе участвовать в реализации мероприятий Федеральной программы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.
Законопроект направлен на совершенствование системы государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации, не вторгается в сферы правового регулирования других федеральных законов, значительно расширяет права органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области правового регулирования предпринимательской деятельности и применения дополнительных форм поддержки малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов. Его принятие должно послужить импульсом для начала нового этапа работы органов государственной власти, органов местного самоуправления по поддержке малого бизнеса, развитие которого является одной из предпосылок экономического роста в Российской Федерации.
Оптимизация нормативно-правовых основ регулирования предпринимательства со стороны государства предполагает собой не только совершенствование основного закона о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, но разработку наиболее насущных и необходимых на этом этапе нормативных правовых актов.
Необходимо продолжить работу по принятию законов Налогового кодекса Российской Федерации (изменения в Части I специальной главы Части II), Закона Российской Федерации “О взаимном страховании”, Закона Российской Федерации “О саморегулирующихся организациях”, Закона Российской Федерации “О третейских судах”, Закона Российской Федерации “О венчурном финансировании”, Закона Российской Федерации “ О кредитной кооперации”, Закона Российской Федерации “Об основах технического регулирования, стандартизации подтверждения соответствия”, Закона Российской Федерации “О фондах поддержки малого предпринимательства”.
Полагаем, что следует продолжить работу по внесению изменений и дополнений в Федеральные законы от 29.11.01 № 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах”, от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, либо продолжить работу над новой редакцией этого закона.
Одно из основных направлений работы в рамках налоговой реформы – дальнейшее реформирование вновь принятых глав второй части Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих налогообложение малого бизнеса, устранение недоработок отдельных положений вновь принятого законодательства, негативно влияющих на предпринимательскую активность.
Предстоит работа по принятию нормативных правовых актов во исполнение федеральных законов “О государственной регистрации юридических лиц”, “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
Для совершенствования правового регулирования предпринимательской деятельности необходимо предусматривать проведение мониторинга действующего законодательства, в том числе в субъектах Российской Федерации, выявлять законодательные ограничения, препятствующие развитию предпринимательства и принимать меры по их устранению.
В связи с возможным вступлением России во Всемирную торговую организацию следует приступить к изучению и рассмотрению требований, регулирующих деятельность и развитие малого предпринимательства, разработке практических рекомендаций по формированию необходимых нормативных документов, содействующих защите субъектов малого российского предпринимательства.
Совершенствование и оптимизация нормативной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в России, предполагает собой последовательную и скоординированную деятельность всех заинтересованных сторон Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представителей предпринимательских сообществ.
Успешное развитие малого предпринимательства в значительной степени зависит от обеспечения субъектов малого предпринимательства финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера.
Одним из наиболее востребованных направлений финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства является микрофинансирование. Микрофинансовые услуги могут предоставлять коммерческие банки, кредитные союзы, общественные банки, фонды, кооперативы. Наиболее эффективно с задачей микрофинансирования справляются специализированные финансовые посредники, сосредоточенные на финансировании микро-предприятий и индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время ряд регионов реализуют программы микрокредитования субъектов малого предпринимательства. В качестве организаций, выполняющих микрофинансовые операции, выступают региональные фонды поддержки малого предпринимательства (Новгородский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, Орловский областной фонд поддержки малого предпринимательства, Государственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области, Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия). Кроме того, в некоторых регионах создана сеть кредитных кооперативов, оказывающих финансовые услуги субъектам малого предпринимательства, а также сельским товаропроизводителям (Волгоградская, Ростовская, Смоленская, Томская области, Республика Чувашия, Республика Коми и др.).
Учитывая, что рынок микрофинансовых услуг в России практически не освоен (на нем действует преимущественно ряд микрофинансовых организаций, использующих средства зарубежных компаний и Европейского банка реконструкции и развития), а потребность в микрофинансовых услугах по экспертным оценкам составляет порядка 7,0 млрд. долларов США, МАП России планирует в перспективе расширять сеть российских микрофинансовых организаций, включая предоставление микрофинансовых услуг фондами поддержки малого предпринимательства. Реализацию данного направления предполагается осуществлять в рамках исполнения мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации в 2003 году, а в последующие годы - в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2004-2006 годы за счет средств бюджетов всех уровней, выделяемых на эти цели.
Другое важное направление финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства – реализация программ кредитных гарантий (поручительств). Во многих странах мира для расширения притоков капиталов в реальную экономику и, в частности, в малый бизнес созданы и функционируют программы кредитных гарантий, которые доказали свою эффективность в улучшении финансирования малых предприятий.
В сложившейся экономической ситуации расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам банков невозможно без участия государства, которое должно взять на себя часть рисков финансовых структур, неизбежно возникающих при кредитовании ими субъектов малого предпринимательства.
В настоящее время отдельные субъекты Российской Федерации используют механизмы предоставления гарантий (поручительств) финансово-кредитным институтам по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Воронежская, Ленинградская, Нижегородская, Новгородская, Тульская области и др.).
В целях упрощения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам необходимо разработать общегосударственную многоуровневую систему федерального, регионального и муниципального уровня для предоставления поручительств (гарантий) финансово-кредитным организациям по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства, пригодную для действующих малых предприятий, и для малых предприятий, только начинающих свою деятельность.
Одним из направлений финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства является реализация механизма возмещения разницы в процентных ставках по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства в российских кредитных организациях, из федерального и региональных бюджетов. Однако, сам по себе механизм субсидирования не влияет на принятие решения финансово-кредитными организациями о выдаче кредитов субъектам малого предпринимательства и, как следствие, не упрощает их доступ к финансовым ресурсам, но в совокупности с гарантийными механизмами может оказать положительное воздействие на решение проблем, связанных с привлечением заемных средств в сектор малого предпринимательства.
Дальнейшие действия по реализации государственной политики в сфере финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства будут определяться мероприятиями Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2004-2006 годы, которая разрабатывается в соответствии с Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
К перспективным направлениям следует отнести разработку базы данных кредитных историй субъектов малого предпринимательства, которая неотрывно связана с выдачей кредитов субъектам малого предпринимательства, но в большей степени это относится к категории успешно работающих предприятий малого бизнеса.
В целях повышения заинтересованности коммерческих банков в кредитовании малого бизнеса необходимо разработать нормативный правовой документ, регламентирующий общий принцип деятельности негосударственных кредитных бюро для ведения единой базы кредитных историй субъектов малого предпринимательства, предусмотрев возможность ее свободного использования банками и небанковскими кредитными институтами, осуществляющими кредитование субъектов малого предпринимательства.
За последние десять лет проводилась работа по созданию региональной сети специализированных лизинговых компаний, оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства, по упрощению доступа субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд. По мнению МАП России в дальнейшем необходимо продолжить работу в данных направлениях, а также создать сеть специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своей работе высокотехнологичные инновационные разработки и ноу-хау на базе действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
МАП России принимает участие в деятельности рабочей группы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по подготовке проекта Всемирного банка по реформированию банковского сектора и поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации во взаимодействии с Ассоциацией российских банков и Ассоциацией региональных банков России.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 189.