Комментирование – это любое истолкование произведения (в беседе, в лекции, в сочинении) (50,7)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Необходимо отличать комментирование от комментария. В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение комментария: «1. Разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту. Сочинения Пушкина с комментариями. 2. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь. Комментарии к печати. Комментарии излишни» (51, 288).

Традиционно комментирование используется как способ анализа художественного произведения (41,4). В методике и практике работы над текстом художественного произведения определились следующие виды комментариев:

1. лингвистический комментарий (раскрытие семантики и этимологии слова, разъяснение значения образных средств);

2. исторический и социально-бытовой комментарий (толкование исторических фактов, событий, имен, названий, бытовых и этнографических деталей);

3. литературоведческий комментарий, связанный с характеристикой эпохи и литературных течений, с разъяснением литературоведческих терминов;

4. идейно-стилевой комментарий, в процессе которого делаются наблюдения над образной и идейно-тематической стороной произведения (42, 28).

В последние годы в связи с появлением новых дидактических систем обучения (в частности, системы «Развитие критического мышления через чтение и письмо») заговорили о новых способах комментирования. Правда, в школе они пока либо не употребляются, либо используются крайне редко. Речь идёт о комментировании как способе выявления глубины восприятия и понимания художественного текста учащимися и комментировании как способе контроля глубины понимания текста школьниками.

1.2 Комментированное чтение как традиционный приём работы на уроках литературы

Термин «комментированное чтение» вошел в литературу вначале как определение приема обучения и получил более широкое истолкование несколько позже, когда некоторые авторы (Г.И. Беленький, М.А. Шнеерсон и др.) вынесли его в оглавление своих исследований, освещающих целостный анализ, в котором существенную роль играет комментированное чтение.

В числе активных пропагандистов комментированного чтения следует назвать М.Д. Кочерину (21). Еще в 1952 году она предложила изучать произведения с помощью комментированного чтения. «Небольшие по объему произведения мы читаем в классе целиком и комментируем, а из больших произведений выбираем наиболее яркие отрывки, имеющие важное значение для выяснения идейного смысла произведения» (21, 54) .

Комментарии, сопровождающие чтение, по её мнению, носят в основном идейно-стилистический характер; он направлен на выяснение идейного содержания произведения и способов его выражения в языке.

В последующих работах М. Д. Кочериной комментарий толкуется уже более широко: это – не только стилистический анализ, но и разбор приёмов изображения (портретные характеристики, пейзажные описания и др.). Здесь уточняются цели классного чтения, раскрывается роль комментированного чтения в воспитании эстетического вкуса учащихся.

В статьях М.Д. Кочериной комментированное чтение трактуется как изучение произведения на двух этапах. На первом этапе посредством чтения с комментариями происходит первичное непосредственное знакомство с текстом, а на втором, после осмысления композиции произведения, подводятся обобщающие выводы в последовательности, соответствующей композиции произведения.

Л.К. Богомолова (13) в работах о комментированном чтении акцентирует внимание на проблеме предварительного ознакомления учащихся с художественным текстом. Актуальность этого вопроса убедительно доказана в интересном исследовании Е.В. Квятковского (18), который на обширном материале показал, как мало подготовлены учащиеся старших классов к полноценному самостоятельному восприятию текста. Методист справедливо замечает, что «на пути учащихся к пониманию художественного текста, к восприятию идейно-образного богатства литературного произведения стоит большое число препятствий: малый жизненный опыт, небольшая общая и речевая культура, неумение мыслить отвлеченно, в единичном различать проявление общего, недостаточная подготовленность к образному восприятию действительности…» (18, 4). В связи с этим он считает необходимым готовить учащихся к первому чтению и большую роль отводит чтению с комментариями: учитель читает и комментирует текст; самостоятельное чтение учащихся чередуется с комментированным чтением учителя; комментарий учителя следует после выразительного чтения им текста.

Таким образом, в 50-е годы начинаются активные поиски таких путей изучения художественных произведений, которые не уничтожали бы эмоциональное отношение к художественному слову и обеспечивали бы активное развитие творческого мышления учащихся.

В последние годы метод комментированного чтения получил широкое распространение в школах как один из наиболее эффективных приёмов анализа художественного произведения.

Этот вид чтения обычно применяется в старших классах. Он требует интенсивной и глубокой подготовки учителя. Если в младших классах учитель должен прокомментировать новые для учеников слова, то в старших требуется более глубокий комментарий: культурологический, с элементами сведений по истории, философии, мировоззренчески глубокий и основательный. Подобный комментарий всегда обогащает восприятие учениками текста, создает положительную мотивацию обучения.

Комментированное чтение способствует более глубокому проникновению в идейно-художественную ткань произведения, поэтому уроки комментированного чтения, несомненно, можно назвать уроками обучения искусно читать. Обращая внимание учащихся на художественные детали, на пейзаж, на портреты героев, на особенности языка, на мысли писателя, на подтекст произведения, учитель учит вдумчивому чтению, и это положительно влияет на качественность чтения школьников. В сочинениях и ответах они приучаются высказывать собственные суждения, приобретают способность критически оценить любое литературное произведение. Уроки комментированного чтения учат самостоятельно мыслить и понимать произведения искусства, развивают художественный вкус и чутье к языку.

Словарный запас и общий круг представлений многих школьников сравнительно невелики, недостаточны их сведения по истории, поэтому едва ли можно найти в школьной программе такое произведение, основной материал которого был бы понятен учащимся без пояснений учителя. Зачастую учащиеся, изучив произведение, знают в общем его содержание, определяют (повторяя учебник и учителя) его идейное значение, дают оценку героев, но не понимают смысла ряда слов, выражений, а, следовательно, и самого текста. Например, дети без помощи учителя никогда не смогут объяснить иносказательный смысл разговора «вожатого» с хозяином постоялого двора (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», глава 2). Отсюда и равнодушное отношение школьников к непонятным произведениям, и невыразительное их чтение.

Только тщательное комментирование текста поможет учащимся глубоко понять изучаемое произведение.

Для многих учеников восьмых классов метод комментированного чтения оказывается наиболее эффективным путём восприятия и осмысления литературного произведения, школьники осваивают программу по литературе более успешно, чем те, кто не читает текст с комментированием. Несомненно, в школе с нерусским языком обучения на такое чтение требуется много времени. Но как показывает опыт, после такой работы достаточно двух-трех итоговых уроков и учащиеся сами могут делать выводы и обобщения.

Конечно, работа над текстом художественного произведения сложна и многообразна. Это и занятия по выразительному чтению, и заучивание наизусть, пересказы, которые полезно иногда практиковать и в старших классах, аналитические беседы, сопровождаемые цитированием, письменные ответы на вопросы. Но одним из важнейших приемов работы над текстом всё-таки становится комментированное чтение.

Комментированное чтение органически переплетается с другими формами работы над текстом, в частности с самостоятельным чтением, в процессе которого закрепляются навыки, приобретённые на уроках комментированного чтения текста. Преобладающим оно является в восьмом классе, где учащиеся впервые знакомятся с историко-литературным курсом, работают над сложными произведениями, учатся писать сочинения. Особенно оно необходимо слабо подготовленным учащимся.

Приемы комментированного чтения меняются в зависимости от специфики изучаемого произведения и по мере роста учеников: увеличивается степень их самостоятельности в школе с киргизским языком обучения, активнее используется проблемный метод изучения, углубляется идейно-стилистический анализ текста произведения.

Таким образом, в школьной практике преподавания традиционно используется метод комментированного чтения текста, он помогает учащимся глубже понять изучаемое произведение. Но частично решить проблему углубленного изучения художественного текста, заинтересовать учащихся процессом постижения произведения позволяют и новые приёмы учебного комментирования текста, о которых будет сказано ниже.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 217.