Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей
1.1 Предпосылки обучения грамоте при нормальном развитии
1.2 Определение понятия умственной отсталости
1.3 Характеристика речи умственно отсталых детей
1.4 Особенности готовности к обучению грамоте умственно отсталых
Глава II. Диагностика сформированности готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей
2.1 Организация, задачи и методы констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Глава III. Особенности подготовки к обучению грамоте умственно отсталых детей
3.1 Направления и организация формирующего эксперимента
3.2 Результаты контрольного эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.). Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии.
Умственная отсталость подразумевает группу чрезвычайно разнородных состояний, в самой различной степени и по разным причинам нарушающих соответствующую возрасту жизнедеятельность человека в обществе вследствие дефекта познавательных способностей.
У людей, страдающих умственной отсталостью, интеллектуальное развитие ниже нормы; они испытывают трудности с обучением и социальной адаптацией. Распространенность умственной отсталости достигает 1%.
От уровня сформированности речи в значительной степени зависит успех обучения в школе и дальнейшая судьба ребенка. Формирование языковой системы в норме продолжается в течение многих лет, вот почему нельзя с этим медлить в случаях умственной отсталости.
Систематически проводимая работа по общему и речевому развитию умственно отсталых детей, сопровождаемая медикаментозной терапией, в большинстве случаев приводит к формированию языковой системы до уровня, позволяющего ребенку обучаться во вспомогательной школе.
Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались М. Е. Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др.
В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у них затруднено формирование всех языковых обобщений, замедленно и качественно иначе, чем нормальные дети, усваивают они закономерности языка.
Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей.
Обучение грамоте умственно отсталых детей имеет много общего с обучением грамоте детей, не имеющих отклонений в развитии речи, но имеет и много особенностей, обучению грамоте (чтению и письму) принадлежит важная роль в коррекционно-развивающем процессе, поэтому тема данной работы актуальна.
Вопрос подготовки детей к овладению чтением и письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе. Психологи и педагоги придают особую значимость обучению детей письменной речи и называют ее операциональные компоненты (письмо и чтение) ведущими в любой сознательной деятельности человека.
Цель данного исследования – определение специфики подготовки к обучению грамоте умственно отсталых детей.
Объект – предпосылки к овладению грамотой умственно отсталыми детьми.
Предметом исследования являются особенности подготовки к обучению грамоте умственно отсталых.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития готовности к обучению грамоте у умственно отсталых детей повысится, если: 1. своевременно выявить уровень готовности к обучению грамоте у этих детей; 2. провести целенаправленную логопедическую работу по подготовке умственно отсталых детей к обучению грамоте с учетом онтогенетических закономерностей и специфических особенностей развития детей изучаемой категории.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме подготовки к обучению грамоте умственно отсталых детей.
2. Провести эмпирическое исследование готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей.
3. Проанализировать полученные результаты.
4. Определить направления коррекционно-логопедической работы по подготовке к обучению грамоте умственно отсталых детей.
5. В ходе контрольного эксперимента выявить эффективность коррекционной работы.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической литературы; изучение медико-психолого-педагогической документации детей; эмпирические методы – тестирование; экспериментальные методы: разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, направленных на изучение особенностей готовности и процесса подготовки к обучению грамоте умственно отсталых детей, количественный и качественный анализ результатов исследования.
III . Развитие связной речи
Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть письменной речью как средством общения, способным заменить устную речь. Практика показывает, что при изложениях и сочинениях в сложном положении оказываются дети, которые почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют связно рассказать о событиях своей жизни, о просмотренных фильмах. Детям трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. Поэтому необходимо учить детей прослеживать последовательность событий, улавливать причинно-следственные связи, давать на вопрос полный ответ, составление рассказов по серии сюжетных картин. Эти умения и навыки важны для ответов на школьных уроках, где требуется полный и логичный пересказ учебного материала.
В ходе логопедической работы с детьми с нарушениями речи, в частности с умственно отсталыми, некоторые авторы и практикующие логопеды (Малетина Н., Помомарева Л., Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю.) предлагают применение наглядного моделирования [40].
Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи (“стрелка” вместо глагола, “волнистая линия” вместо прилагательного в моделях предложений и др.); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения “ключевых слов” основных частей описательного рассказа и т.п. (Приложение 2)
Продуктивным, на наш взгляд, является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом развития связной речи.
В процессе работы над умением составлять рассказ по определенной сюжетной линии логопед может использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Название предлагаемых логопедом наглядных опор напоминает детям о так называемых “ключевых” словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.
В качестве иллюстрации к сказанному приведем конкретные примеры фрагментов игр, направленных на развитие связного речевого высказывания у умственно отсталых детей (Приложение 3)
Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ с опорой на модели, состоящие из 8-10 наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладевают умениями придумывать рассказы, сказки по предложенной взрослым наглядной модели (Приложение 4).
Построй домик”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.
Собери цветочек”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
Солнышко”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).
Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.
Собери яблочки”.
Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.
Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.
Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.
Украсим елочку”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.
Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.
Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.
Напои куклу чаем”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.
Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.
Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.
Кукла наряжается”.
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.
Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.
Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.
Украсим комнату флажками”.
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.
Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.
Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.
Собери бусы”.
Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.
Поскольку основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, в игры целесообразно вносить элемент развития познавательной сферы. За основу приняты известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.
Сложи пирамидку”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.
Веселые матрешки”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.
Сложи снежинку”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.
Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.
Подбери фигуры”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.
Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку”.
Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.
В приложении 6 представлены конспекты логопедических занятий по подготовке к обучению грамоте на каждом из описанных этапов умственно отсталых детей.
Занятия по формированию предпосылок к обучению грамоте помогают подготовить детей к обучению грамоте, развивают мышление, повышают интерес детей к процессу познания окружающего мира, помогают выработать более устойчивое внимание, усидчивость, умение точно выполнять задание.
Заключение
По результатам проведенного теоретического исследования можно сделать следующие выводы.
Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения.
Причинами умственной отсталости могут выступать пренатальные, натальные и постнатальные эндои экзогенные неблагоприятные факторы и воздействия (воспалительные заболевания, интоксикации, ушибы головного мозга, унаследованные генетические аномалии и т.п.). Поэтому, поражение коры головного мозга может иметь место в рамках любого возрастного периода.
Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития.
У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Необходимость подготовки к обучению грамоте заключается в том, чтобы ребенок: не пропускал буквы, когда будет писать диктанты в школе; умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы; для развития познавательного отношения к речи, уточнения и расширения словарного запаса.
Специфика готовности к обучению грамоте у умственно отсталого ребенка определяется тем, что у него снижена ориентировочная деятельность, активность, нарушена моторика, отмечается низкий уровень мотивированности и потребностей. Наблюдаются недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти.
Полученные на этапе констатирующего эксперимента результаты показали, что у обследованных детей наблюдается недоразвитие ручной моторики. Выявлена несформированность фонематического восприятия, а также фонематического анализа и синтеза. Словарный запас качественно неполноценный. Недостаточная сформированность семантических полей. Грамматический строй речи нарушен (наблюдаются аграмматизмы). Детям малодоступны операции словоизменения и формообразования слов.
Большинство умственно отсталых детей имеют низкий уровень успешности, у них практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.
Уровень развития мышления, состояние речевого развития умственно отсталых детей, уровень сформированности их звукового анализа и синтеза обуславливают направления и методы подготовки к обучению грамоте.
Подготовка к овладению грамотой умственно отсталых детей осуществляется в следующих направлениях:
I. Развитие фонематических процессов и слухо-речевой памяти.
II. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
III. Развитие связной речи.
IV. Развитие зрительно-пространственных представлений.
Развитие речи сопровождается применением заданий на развитие познавательной деятельности, активности.
В ходе обучения применяются различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме. Эффективным является применение, наряду с другими, игровых приемов.
На этапе контрольного эксперимента повторно выявлялся уровень готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей после проведения коррекционной работы. Повысилась результативность выполнения заданий на звуковой анализ и синтез. У детей отмечено улучшение развития ручной моторики. Повысился уровень развития фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Увеличился активный словарь. Аграмматизмы в речи наблюдались мене часто. Таким образом, гипотеза подтвердилась.
Список литературы
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002.
2. Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Дефектология. - 2002. - № 6.
3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Пособие для учителя. - СПб.: Изд-во «Союз», 2004.
4. Безрукова Е. 3., Забрамная С. Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. - Свердловск, 1974.
5. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М., 1997.
6. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.: Просвещение, 1972.
7. Вопросы комплексной диагностики умственной отсталости у детей / Под ред. Т.В. Егорова. - Иркутск, 1988.
8. Воронкова В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. - 1997 - № 5 - С.53-62.
9. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1983.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: сборник трудов. – М.: Эксмо-Пресс, 2006.
11. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1985.
12. Гвоздев А.Н. От первых слов до первых классов. – Саратов, 1981.
13. Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М.: Просвещение, 2001.
14. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Классикс Стиль, 1959.
15. Дементьева Н.Ф. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. - 1994. - № 6. - С.63-67.
16. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.
17. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.: Просвещение, 1988.
18. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Пособие для психолого-пед. комис. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003.
19. Замский Х.С. Умственно-отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древнейших времен до середины ХХ века. - М.: Образование, 1995.
20. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
21. Исаев Д.Н. Умственная отсталость детей и подростков. – М.: Речь, 2007.
22. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
23. Катаева А.Р., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 1988.
24. Каше Г. А. Логопедическая работа в I классе вспомогательной школы. — М., 1957.
25. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985.
26. Коробейников И.А. О концептуальных и практических аспектах диагностики и коррекции умственной отсталости // Социальная и клиническая психиатрия. - 1993. - № 1.
27. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987.
28. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М: Педагогика, 1991.
29. Кузмина Е.С. Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых младших школьников // Коррекционно развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. - М., 1987.
30. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004.
31. Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. - 1999. - № 3. - С.18-21.
32. Мастюкова Е. М., Певзнер М. С., Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития. - Иркутск, 1992.
33. Михеева Е.А. Формирование мотивационной готовности к обучению в школе умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. - 1994. - № 5. - С.67-74.
34. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2003.
35. Орфинская В. К. Методика работы по подготовке и обучению грамоте анартриков и моторных алаликов. // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 256. – М., 1963.
36. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Изд-во «АРКТИ», 2002.
37. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968.
38. Парамонова Л. Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции // Обучение во вспо могательной школе. — М.; Л., 1973.
39. Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.
40. Петрова В.Г. Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников // Дефектология. - 1997. - № 3. - С.52-56.
41. Психология аномального развития детей: Хрестоматия в 2.Т./ под ред. Лебединского В.В. и Бардышевской М.К. - М.: ЧеРо, 2002
42. Психология умственно отсталых школьников / Под ред. В.П.Петровой. - Красноярск, 1995.
43. Речь и мышление детей с отклонениями в развитии: сб. науч. тр. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т., 1992. - Вып.2.
44. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.
45. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1980.
46. Стребелева Е.А. Наглядно-действенное мышление у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Дефектология. - 1993. - № 1. - С.77-82.
47. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Кн. Для педагога-дефектолога. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001.
48. Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников // Дефектология. - 1994. - № 5. - С.62-66.
49. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
50. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. - М.: Альфа, 1993.
51. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Дети с проблемами в развитии. – 2004. - №1.
52. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. - СПб.-М., 1996.
53. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
54. Шибаева Н.М. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках развития речи // Дефектология. - 2001. - № 6. - С.34-38.
55. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М., 1998.
56. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 2000.
57. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 1999.
Приложение 1
Мышление и речь
Существительные в единственном числе | Правильность ответа |
книга | |
лампа | |
ручка | |
стол | |
окно | |
город | |
стул | |
ухо | |
брат | |
флаг | |
ребенок |
Умозаключения
№ | Образец | Задание | Оценка |
1. | Огурец: овощ | Гвоздика:сорняк, роса,садик,цветок,земля | |
2. | Огород: морковь | Сад, забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | |
3. | Учитель: ученик | Врач: очки, больница, палата, больной, лекарства | |
4. | Цветок: ваза | Птица клюв, чайка, гнездо, перья, хвост | |
5. | Перчатка: рука | Сапог: чулки, подошва, кожа, нога, щетка | |
6. | Темный: светлый | Мокрый: солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный | |
7. | Часы: время | Градусник: стекло, больной, кровать, температура, врач | |
8. | Машина: мотор | Лодка: река, маяк, парус, волна, берег | |
9. | Стол: скатерть | Пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди | |
10. | Стул: деревянный | Игла: острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |
Приложение 2
Схемы для составления различных синтаксических конструкций
Придумать предложения к схеме:
Придумать предложения к схеме:
Придумать предложения к схеме:
Придумать предложения к схеме:
Приложение 3
Задание «Опиши животное».
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по опорным картинкам.
Материал: картинки-схемы для составления описательного рассказа.
Ход выполнения задания. Логопед рассказывает детям, как пользоваться схемами для описания животного (1 картинка «зеркало» - внешний вид; 2 – «человек» - какую пользу приносит человеку; 3 – «кастрюля» - что любит; 4 – «домик» - где живет; 5 – «коляска» - как называются детеныши; 6 – «наушники» - как подает голос). Затем дети самостоятельно составляют описательный рассказ, пользуясь опорной схемой.
Задание «Составим рассказ вместе»
Цель: формирование связного речевого высказывания; развитие логического мышления; развитие умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки.
Материал: стилизованные предметные картинки для составления наглядной модели рассказа (лицо мальчика; лыжи; солнце и ручейки; дом; вопросительный знак; самокат; санки; коньки; кораблик; сачок).
Инструкция: «Давайте составим рассказ, используя эти картинки (далее дети с помощью логопеда составляют начало рассказа). Что было дальше? Какое время года наступило? Как Вова догадался об этом? Что он возьмет с собой на улицу? Почему? Что он будет делать на прогулке?»
Ход выполнения задания. Логопед направляет внимание детей на составление начала рассказа с помощью опорных предметных картинок, затем стимулирует их к самостоятельному, творческому придумыванию окончания рассказа. При затруднениях детей логопед помогает им с помощью различных вопросов.
Приложение 4
Пример составления рассказа по плану – фишкам
Что перепутал Петя? Придумай рассказ по плану-фишкам, исправив Петину ошибку.
Приложение 5
Оборудование:
· изображения клоунов Бима и Бома;
· предметные картинки и игрушки на звуки Б, Бь;
· индивидуальные зеркала, кассы букв, элементы буквы Б, аудиозапись.
Ход занятия
Оргмомент
Ребята, давайте вспомним, какому правилу нас научил наш друг Звукознайкин.
(Звуки мы слышим, и говорим).
Артикуляционная гимнастика
Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упр-е на выработку возд. струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)
Физкультура получилась хороша.
Сообщение темы
Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).
Сегодня мы познакомимся со звуками Б и Бь.
Физминутка
Бим и Бом приглашают нас потанцевать.
(Дети танцуют под веселую, ритмичную музыку).
0БЩЕЕ РАССЛАБЛЕНИЕ
Раз, два - выше голова.
Три, четыре - плечи шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Организационный момент
Логопед загадывает детям загадку: “Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Педагог показывает детям игрушку – Золушку в платье с заплатами).
Психогимнастика
Логопед предлагает детям вспомнить сказку и показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать, какое доброе лицо было у Волшебницы. Затем, просит детей помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.
Определение темы занятия
Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что одинаковый во всех словах - звук [з]. Далее называют картинки из второй шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в словах звук [з']. Логопед спрашивает у детей, с какими звуками на занятии они будут знакомиться и какие звуки будут помогать выполнять задания злой мачехи? (Звуки [з, з']).
Характеристика звуков
Логопед сообщает следующее задание злой мачехи и просит произнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [з, з']. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [з]. (Синим) Какая мягкая пара у звука [з]? Каким цветом обозначается звук [з']? (Зеленым). Почему?
Знакомство с буквой
Педагог знакомит детей с буквой “З”. Читает четверостишие:
На эту букву посмотри она совсем, как цифра… три.
На что еще похожа буква “З”? Нарисуйте ее в воздухе, на ковре, изобразите с помощью пальцев.
Физминутка. Игра “Наоборот”
Чтобы работалось весело и быстро, педагог предлагает поиграть в игру “Наоборот”. Если учитель называет твердый слог, дети, наоборот, мягкий, если он называет мягкий, дети – твердый. Например “за – зя”.
Д/и “Укрась платья”
Логопед сообщает детям о том, что необходимо украсить платья сестер узорами, подбирая фигуры с картинками для каждого платья. Логопед спрашивает детей, какой звук должен слышаться в названии картинок на платье сестры Злюки? ([з]). А на платье сестры Разини? ([з']). Для того чтобы выполнить быстрее следующее задание злой мачехи, дети делятся на две команды. После выполнения задания проводится взаимопроверка.
Звуковой анализ слов
Логопед просит посмотреть на картину (зима) и догадаться, что это за слово? Подсказка – в этом слове слышится один из звуков, с которыми сегодня познакомились ребята. Дети делят слово на слоги, называют первый, второй слоги, выполняют звуковой анализ слова ЗИМА. Один ребенок работает у доски и дает полную характеристику звуков в слове.
Д/и “Разгадай слово”
Педагог предъявляет следующее задание. На карточке зашифровано слово - ЛЕЗАРКО. Каждая буква разного цвета. Чтобы получилось слово необходимо ориентироваться на подсказку в виде цветных вертикальных полос, которые стоят в том порядке, в котором надо поставить буквы. Дети разгадывают слово ЗЕРКАЛО. Логопед достает небольшое зеркало и сообщает, что теперь Золушка может привести себя в порядок, чтобы отправиться на бал, а ребятам надо выполнить последнее задание злой мачехи.
Д/и “Зашифрованные слова”
Задание заключается в том, что каждый из ребят получает карточку с зашифрованным словом, которое должен разгадать и напечатать его в своей тетрадке (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными палочками, каждая из которых соответствует какой-то букве и стоит в необходимом порядке). Слова: БУЗ (зуб), ЗОКА (коза), ТОНЗ (зонт), АЗАВ (ваза), ЗАРО (роза), БРУЗ (зубр).
Итог занятия
Золушка появляется в красивом платье, благодарит ребят за то, что они помогли ей и она может отправляться на бал. Логопед просит детей показать, какое настроение у Золушки сейчас. Спрашивает о том, какие звуки помогли справиться с заданиями злой мачехи.
Тема: Звуки [с] — [с']
Цели:
1. Обучение акустико-артикуляционной характеристике звуков [с], [c’].
2. Закрепление навыка произношения звуков [C]-[C’], навыка различения звуков [C]-[C’] в слогах, словах, фразах.
3. Развитие фонематического восприятия и слуха.
4. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
5. Развитие целостного зрительного восприятия.
6. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа.
7. Уточнение, расширение словаря.
8. Формирование связной речи.
9. Формирование памяти, внимания и мышления.
10. Воспитание умения общаться друг с другом.
Оборудование:
· артикуляционные профили;
· индивидуальные зеркала;
· предметные картинки; картинки - символы звуков [C]-[C’];
· касса букв, звуковые схемы;
· игры; конверты с заданиями;
· игрушки; мяч; куклы Соня и Сима;
· картинки с изображением поезда с вагончиками;
· герои мультфильма “Винни-Пух”, “Незнайка”;
· магнитофон.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения
(Дети делают вдох и выдох три раза. )
А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Дети. Доброе утро, Юля. Доброе утро, Андрей и т. д. Доброе утро Ольга Валентиновна.
Логопед. Доброе утро, дети. Занимайте свои места за партами.
(Дети садятся на свои места.)
Логопедическая зарядка
Самомассаж лица
Ручки растираем (потирание ладоней)
И разогреваем (хлопки),
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).
Щёчки разминаем, чтобы надувались(указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).
Губки разминаем чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
Массаж ладоней
Обыгрываем грецкие орехи как яйца лесных птичек.
Логопед раздаёт каждому ребёнку по грецкому ореху со словами :
Гнёздышки свивайте,
Ручки развивайте.
Дети делают руки “гнёздышком”, в которое логопед опускает по “яичку”.
Пролетала птичка,
Всем дала яичко.
Дети катают в руках орешки. Одна ладонь сверху, другая снизу.
Птичка-невеличка,
Не роняй яичко!
Разобьёшь скорлупку –
Вылетит голубка.
Упражнения для шеи и плеч
Вверх и вниз и вверх и вниз (движения головой вверх и вниз)
Это, мама, не каприз!
Вправо-влево, вправо-влево (повороты головы направо и налево)
Посмотри, как королева.
Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)
Нужно нам, так нужно нам.
Головою покрутить (вращения головой)
Не забыть, не забыть.
И незнайками побыть (пожимание плечами):
Плечи вверх и опустить.
И плечами повращать (вращение плечами вперёд и назад):
Нужно плечики размять.
Вперёд-назад, вперёд-назад (плечи вперёд и плечи назад)
И все дела пойдут на лад.
Артикуляционная гимнастика
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим
Сказка “У бабушки с дедушкой”
Толстые внуки приехали в гости (упражнение “Толстячки”),
С ними худые – лишь кожа да кости (упражнение “Худышки”).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (упражнение “Улыбка”),
Поцеловать они всех они потянулись (упражнение “Дудочка”).
Утром проснулись – в улыбочку губы (упражнение “Улыбка”).
Чистили мы свои нижние зубы (упражнение “Мостик”).
Губы сожмём мы и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух)
И самоваром пыхтим что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (упражнение “Лопаточка”).
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на “Лопаточку”).
Блинчик жуём, завернём и накусим (упражнение “Желобок”),
Теперь в завёрнутый блинчик подуем (подуть в “Желобок”).
Чаю попили – никто не обижен.
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
Сообщение темы
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в сказочный город Буквин, в гости к звукам и букве. Угадайте, на чём мы будем путешествовать?
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались, путь далёк,
Лишь оставили дымок.
На чём мы поедем?
Дети: На поезде.
Логопед: Вместе с нами отправятся в путешествие сказочные герои, а какие – вы узнаете позже. Чтобы узнать, к каким звукам этого города мы поедем, вы должны выполнить задание № 1, которое находится в 1-м вагоне.
Задание №1
Игра “Четвёртый лишний”
Юбка, сапоги, платье, рубашка (сапоги)
Гусеница, жук, синица, бабочка (синица)
Дети находят лишние слова и определяют в них первые звуки.
Логопед : Сегодня мы будем повторять звуки [C] – [C’].
Акустико-артикуляционный образ звуков [C]-[C’].
Логопед: Как свистит насос?
Дети: Со звуком [C].
Логопед: Как льётся водичка из крана?
Дети: Со звуком [C’].
Дети хором и индивидуально проговаривают звуки с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Характеризуют их: звук [C] согласный, твёрдый, глухой; звук [C’] – согласный, мягкий, глухой.
Логопед: Какой фишкой обозначим звук [C]? Почему?
Дети: Синей. Звук [C] твёрдый.
Логопед: Какой фишкой обозначим звук [C’]? Почему?
Дети: Зелёной. Звук [C’] мягкий.
Связь звуков с буквой.
Логопед: Чем обозначают звуки [C]-[C’] на письме?
Дети: Буквой С.
Логопед: На что похожа буква С? (Дети отвечают)
Логопед:
Букву С писать мне просто.
С как серп кривой и острый. (Показ картинки)
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок. (Показ картинки)
Напишите букву С в воздухе. Покажите букву С из пальчиков. Напишите у соседа на спине несколько букв С. Сосед должен посчитать и сказать, сколько букв вы написали. Потом поменяйтесь ролями. Найдите букву С в кассе и покажите.
Наше путешествие продолжается. Садимся во второй вагон. Здесь нас ждут человечки звуки [C]-[C’]. Они приготовили для нас задания.
Задание №2
Дифференциация [C]-[C’] в слогах, словах на слух.
Игра “Хлоп-Топ”
Задание: На звук [C] хлопнуть в ладоши, на [C’] – топнуть ногой.
Задание №3
Игра “Волшебная корзинка”
Логопед:
Прошла по городу молва,
Что будто новые слова
В корзинке этой есть.
Кто их найдёт, тому и честь!
Дети по очереди достают из корзинки игрушку или предмет, чётко называют их, определяют, какой звук в слове [C] или [C’], его место в слове (начало, середина, конец) и дарят их куклам Соне и Симе.
Физкультминутка.
Логопед: 1, 2, 3, 4, 5 – выходите в круг играть. Вот со звуками [C]-[C’]
Считалка:
Сани, лось, сова, скакалка,
Выходи на слово стук,
Назови в нём первый звук!
Назову слова я быстро,
Вы произносите чисто:
Сани, лось, Семён, сапог.
Назови-ка в последнем слове первый слог!
Слушай и запоминай и красиво называй:
Все слова со слогом са –
Полоса, коса, оса,
Все слова со слогом си –
Сима, сито, караси,
Все слова со слогом сы –
Косы, бусы и весы.
Ребёнок указывает последовательно на товарищей по игре при каждом ударном слоге. На кого указали последним, выходит из круга и выполняет задание, изложенное в считалке.
Продолжаем наше путешествие, садимся в четвёртый вагон. Там нас ждут Винни-Пух и Пятачок. Они приготовили для нас следующее задание.
Задание №4
Игра “Слоговое лото”
Логопед: Винни – Пух и Пятачок принесли разноцветные шарики, на которых написаны слоги. Нужно их прочитать, дополнить до слова и определить, сколько слогов в слове.
Дети по очереди выходят к доске, выбирают понравившийся шарик, переворачивают его, прочитывают слог, придумывают с ним слово и определяют количество слогов в слове.
Задание №5
Логопед:
На дне где, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Красные лапки, щиплют за пятки. Кто это? (Гуси)
Дети проводят звуко-слоговой анализ слов (сом и гуси), составляют графические схемы и выкладывают из букв разрезной азбуки. Один ребёнок работает у доски.
Логопед: А теперь у нас в вагончике осталось последнее задание. Его нам приготовил Незнайка.
Задание №6
Дифференциация [C]-[C’] в предложениях.
Игра “Кто что ест?”
Детям раздаются листы с изображением животных, наложенных друг на друга.
Логопед: Помогите Незнайке узнать животных, изображённых на ваших рисунках.
По мере называния картинки выкладываются на полотно.
Итог занятия
Логопед: заканчивается наше путешествие в город Буквин.
В путь! Домой! Садитесь поудобнее.
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтоб закончить наше путешествие,
Надо подвести итог.
Вам понравилось путешествовать по городу Буквин?
Вспомните и назовите, кто вместе с нами путешествовал? Чему мы учились на занятии? Чем похожи и чем отличаются звуки [C]-[C’]?
Игра “Слово на ладошке.”
Логопед:
Я найду слова везде:
И на небе и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово.
Придумайте любые слова со звуком [C], затем с[C’].
Человечки-звуки [C]-[C’] дарят вам на память каждому коробочку с мозаикой.
Звучит детская музыка, дети рассматривают подарки.
Тема: Звуки [ П ], [ П']
ЦЕЛИ
Образовательные:
1) уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ П’];
2) совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
3) учить определять позицию звука в словах;
4) познакомить детей с графическим образом буквы П;
5) учить анализу и синтезу слогов АП, ОП, УП.
Коррекционные:
1) развивать слуховую память, внимание и восприятие;
2) развивать умение концентрировать внимание;
3) развивать умение контролировать импульсивные действия;
4) учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившееся напряжение (гнев).
Воспитательные:
1) воспитывать навык четкого произнесения звуков [ П ], [ П’];
2) воспитывать умение работать в течение всего занятия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1) предметные картинки (почтальон, поросенок, петух);
2) картинки для составления слов из первых звуков (перечисленные в ходе занятия);
3) конверты с заданиями;
4) индивидуальные зеркала;
5) буквы;
6) звуковые домики;
7) синие и зеленые фишки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент.
Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напряжение, коррегирует эмоционально-волевую сферу).
Изобразите ссорящихся петухов.
Изобразите поросят, которые испугались волка.
Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково.
Сообщение темы занятия.
Выставляется картина с изображением почтальона, демонстрируются конверты.
Посмотрите, кто это? (Это почтальон). Что он нам принес? (Письма). Какой первый звук в слове “почтальон”? ( [ П ] ). Какой первый звук вы услышали в слове “письма”? ( [ П’] ). Догадались, о каких звуках будем говорить? (О звуках [ П ], [ П’].
3. Характеристика звуков [ П ], [ П’].
Возьмите зеркала. Произнесите звук [ П ]. Что вы видите? (губы сжимаются и разжимаются). Попробуйте пропеть звук [ П ]. Получается? (Нет).
Мы сможем громко крикнуть этот звук в лесу? (Нет).
Значит, звук [ П ] гласный или согласный? (Согласный). В какой домик мы его поселим? (В синий).
Демонстрируется синий домик. Положите руку на горло, произнесите звук
[ П ]. Голос спит или звенит? (Спит). Значит, звук [ П ] глухой или звонкий? (Глухой).
Какой звук мы произносим твердо [ П ] или [П’]? ( [П ] ). А как мы произносим звук [ П’]? (Мягко). Какое слово я вам называла, начинающееся с [ П’]? (Письмо). Звук [ П’] – братец звука [ П ], мы будем обозначать его зеленым кружочком и поселим в зеленом домике.
А теперь скажите, какой звук [ П ]? (Согласный, твердый, глухой).
Теперь поиграем. (Развитие слухового восприятия). Я буду называть звуки
[ П ] [ П’], а вы будете поднимать синий кружочек, если услышите твердый звук, или зеленый, если услышите мягкий звук.
Первое письмо
1) Развитие фонематического синтеза.
Поросенок просит вас угадать, какие слова получатся из звуков, которые я произнесу по его просьбе:
П……о……л
П……и……л……а
П……а……у……к
П……о……т
С каких звуков начинаются все слова? ([ П ], [ П’]).
Какое слово начинается с [ П’]? (Пила).
2) Развитие фонематического анализа и синтеза.
Поросенок предлагает вам составить слова из первых звуков названий картинок. Предъявляются картинки:
Совы усы пушка (слово “суп”). В случае затруднения можно показать картинку).
Плита улитка хлеб (слово “пух”).
Панама антенна роза (слово “пар”).
Луна апельсин платок арбуз (слово “лапа”).
Какой общий звук во всех словах? ([ П ]). Назовите слова, начинающиеся со звука [ П ]. (Пух, пар). Назовите слово, где звук [ П ] в конце. (Суп). Где звук [ П ] в середине? (Лапа). Это задание направлено на определение позиции звука [ П ] в словах.
3) Игра “Говори!”. Развитие умения контролировать импульсивные действия.
Поросенок хочет с вами поиграть. Я буду задавать вам простые и сложные вопросы, но отвечать на них можно будет только тогда, когда я скажу: “Говори!”
Какой сегодня день недели? Пауза. Говори! (Пятница). Как называются одним словом чашка, тарелка, кастрюля? Пауза. Говори! (Посуда). Какой рукой ты держишь ложку, когда ешь? Пауза. Говори! (Правой).
Молодцы! Я думаю, поросенок обрадуется, когда узнает, что вы справились с его заданием.
4) Физкультминутка.
А сейчас отдохнем. Игра “Ловим комаров” - снятие мышечного напряжения с кистей рук. Давайте представим, что наступило лето. Я открыла форточку, и к нам в кабинет налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так. (Логопед демонстрирует хватательные движения кистями обеих рук). По команде “Стоп!” вы садитесь вот так. (Руки сложены перед собой). Готовы? Начали! Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите руки вниз, расслабьте их, встряхните ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь – снова за работу.
5) Знакомство с графическим образом буквы П.
Теперь давайте посмотрим, что нам прислал петушок. Но чтобы выполнить его задание, нужно узнать, как пишется буква П. Посмотрите, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на ворота). Послушайте, я рассажу вам стихотворение про букву П.
Буква П на мост похожа,
По мосту идет прохожий,
А внизу через проход
Проплывает пароход.
Итак, какие же задания приготовил вам петушок?
Второе письмо.
1) Восстановление графического образа буквы П.
Петушок просил передать вам вот эти листочки. Видите, буква П здесь поломалась. Почините ее, пожалуйста. (Детям раздаются листочки с буквами П, у которых отсутствуют какие-то элементы).
2) Закрепление зрительного образа буквы П и развитие концентрации внимания.
Петушок просит вас найти и подчеркнуть все буквы П. (На листах, лежащих перед детьми, написаны известные им буквы).
А П У И П А П
3) Игра “Маленькие приведения”. Выплескивание накопившегося напряжения (гнева).
Петушок тоже хочет с вами поиграть в маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: согнутые в локтях руки приподняты, пальцы растопырены и произносить страшным голосом звук [ У ]. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка похулиганить. Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми.
4) Развитие слухового восприятия. Отработка произнесения звуков [ П ], [ П’] в предложениях. Петушок хочет, чтобы вы сказали скороговорки, а я проверила, кто быстрее и правильнее их скажет.
Петя пилил пилой пень.
От топота копыт пыль по полю летит.
5) Итог занятия. Оценка работы детей.
Молодцы! С заданиями справились отлично, Какие звуки мы сегодня учили? ( [П ], [ П’]). Назовите по одному слову со звуком [ П ].
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей
1.1 Предпосылки обучения грамоте при нормальном развитии
1.2 Определение понятия умственной отсталости
1.3 Характеристика речи умственно отсталых детей
1.4 Особенности готовности к обучению грамоте умственно отсталых
Глава II. Диагностика сформированности готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей
2.1 Организация, задачи и методы констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Глава III. Особенности подготовки к обучению грамоте умственно отсталых детей
3.1 Направления и организация формирующего эксперимента
3.2 Результаты контрольного эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.). Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии.
Умственная отсталость подразумевает группу чрезвычайно разнородных состояний, в самой различной степени и по разным причинам нарушающих соответствующую возрасту жизнедеятельность человека в обществе вследствие дефекта познавательных способностей.
У людей, страдающих умственной отсталостью, интеллектуальное развитие ниже нормы; они испытывают трудности с обучением и социальной адаптацией. Распространенность умственной отсталости достигает 1%.
От уровня сформированности речи в значительной степени зависит успех обучения в школе и дальнейшая судьба ребенка. Формирование языковой системы в норме продолжается в течение многих лет, вот почему нельзя с этим медлить в случаях умственной отсталости.
Систематически проводимая работа по общему и речевому развитию умственно отсталых детей, сопровождаемая медикаментозной терапией, в большинстве случаев приводит к формированию языковой системы до уровня, позволяющего ребенку обучаться во вспомогательной школе.
Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались М. Е. Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др.
В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у них затруднено формирование всех языковых обобщений, замедленно и качественно иначе, чем нормальные дети, усваивают они закономерности языка.
Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей.
Обучение грамоте умственно отсталых детей имеет много общего с обучением грамоте детей, не имеющих отклонений в развитии речи, но имеет и много особенностей, обучению грамоте (чтению и письму) принадлежит важная роль в коррекционно-развивающем процессе, поэтому тема данной работы актуальна.
Вопрос подготовки детей к овладению чтением и письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе. Психологи и педагоги придают особую значимость обучению детей письменной речи и называют ее операциональные компоненты (письмо и чтение) ведущими в любой сознательной деятельности человека.
Цель данного исследования – определение специфики подготовки к обучению грамоте умственно отсталых детей.
Объект – предпосылки к овладению грамотой умственно отсталыми детьми.
Предметом исследования являются особенности подготовки к обучению грамоте умственно отсталых.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития готовности к обучению грамоте у умственно отсталых детей повысится, если: 1. своевременно выявить уровень готовности к обучению грамоте у этих детей; 2. провести целенаправленную логопедическую работу по подготовке умственно отсталых детей к обучению грамоте с учетом онтогенетических закономерностей и специфических особенностей развития детей изучаемой категории.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме подготовки к обучению грамоте умственно отсталых детей.
2. Провести эмпирическое исследование готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей.
3. Проанализировать полученные результаты.
4. Определить направления коррекционно-логопедической работы по подготовке к обучению грамоте умственно отсталых детей.
5. В ходе контрольного эксперимента выявить эффективность коррекционной работы.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической литературы; изучение медико-психолого-педагогической документации детей; эмпирические методы – тестирование; экспериментальные методы: разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, направленных на изучение особенностей готовности и процесса подготовки к обучению грамоте умственно отсталых детей, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Глава I . Теоретические основы проблемы готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей
Дата: 2019-05-28, просмотров: 232.