Глава 2. Эмпирическое исследование специфики развития личности интеллектуально одарённых детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программа исследования

Цель исследования:

Выявить специфику развития личности интеллектуально одаренного ребенка.

Задачи исследования:

Выдвинуть гипотезу о возможном различии выраженности агрессии у одарённых и неодарённых детей;

Выдвинуть гипотезу о возможном различии в уровне адаптации у одарённых и неодарённых детей;

К выдвинутым гипотезам подобрать методики и разработать процедуру проверки;

Осуществить сбор данных;

Проанализировать полученные результаты;

Провести анализ результатов методами математической статистики;

Обсудить полученные результаты и сделать выводы относительно выдвигавшихся гипотез.

Объект исследования:

Интеллектуально одаренные дети.

Предмет исследования:

Психологические особенности развития личности интеллектуально одаренных детей.

Гипотезы исследования:

Интеллектуально одаренные дети являются в целом более агрессивными по сравнению с детьми, которых не относят к интеллектуально одаренным.

Интеллектуально одаренные дети являются в целом более дезадаптированными в социуме по сравнению с детьми, которых не относят к интеллектуально одаренным.

Выборка:

Учащиеся интерната для одаренных детей «Интеллектуал» г. Москвы – 23 учащихся 8 класса, из них 10 девочек и 13 мальчиков (средний возраст – 13-14 лет).

Учащиеся общеобразовательной школы №1 г. Электростали – 27 учащихся 8 класса, из них 15 девочек и 12 мальчиков (средний возраст – 13-14 лет).

Методический инструментарий:

Определение того, какого ребенка можно отнести к интеллектуально одаренным детям, а какого нет, осуществлялось на основе метода опроса классного руководителя 8 класса «В» общеобразовательной школы №1. Так как учитель может адекватно оценивать интеллектуальные способности учеников, ему было предложено провести диагностику уровня развития интеллектуальных способностей с помощью специального опросника, составленного на основе рейтинговых шкал Рензулли-Хартмана. (см. приложения стр. 63-64) В ходе экспертной оценки было выделено два одарённых ученика.

Для исследования выраженности агрессии у подростков общеобразовательного класса и учащихся интерната «Интеллектуал», мы использовали опросник «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки. Эта методика направлена на выявление особенностей психических состояний, базирующихся на разных формах агрессии и враждебных реакций. Эти психические состояния можно охарактеризовать при помощи восьми шкал:

Использование физической силы против другого лица – физическая агрессия.

Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятие, ругань) – вербальная агрессия.

Использование окольным путём направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.д.) – косвенная агрессия.

Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов, - негативизм.

Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости – раздражение.

Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред, - подозрительность.

Проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания, - обида.

Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно, - аутоагрессия или чувство вины.

Для исследования уровня адаптации у подростков общеобразовательного класса и подростков интерната для одарённых детей, мы использовали многоуровневый личностный опросник «Адаптивность». Данный опросник имеет несколько структурных уровней, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.

Опросник включает в себя 4 шкалы:

Шкала поведенческой регуляции характеризует склонность к нервно-психическим срывам, адекватность самооценки и адекватность восприятия действительности.

Шкала коммуникативного потенциала характеризует уровень коммуникативных способностей, агрессивности, конфликтности и умение налаживать контакты с окружающими.

Шкала морально-нравственной нормативности характеризует уровень социализации, соблюдение общепринятых норм поведения и адекватную оценку своего места и роли в коллективе.

Шкала личностного потенциала социально-психологической адаптации (сумма 3-х вышеперечисленных шкал) определяет три группы адаптации: хорошую, удовлетворительную и неудовлетворительную.

С помощью метода статистической обработки экспериментальных данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом.

В нашем случае мы будем рассматривать метод сравнения между собой двух элементарных статистик (средних), относящихся к разным выборкам.

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, будем использовать t-критерий Стьюдента. Его основная формула выглядит следующим образом:

t = \х1 ср – х2 ср\ : (m12 + m22)^1/2

где х1 ср – среднее значение переменной по одной выборке данных;

х2 ср - среднее значение переменной по другой выборке данных;

m1 и m2 - интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

m1 и m2 в свою очередь вычисляются по следующим формулам:

m12 = S12ср /n1; m22 = S22ср /n2,

где S12ср – выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке);

S22ср – выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке);

n1 – число частных значений переменной в первой выборке;

n2 – число частных значений переменной по второй выборке.

После того как при помощи приведённой выше формулы вычислен показатель t, по таблице критических значений t-критерия Стьюдента для заданного числа степеней свободы (n1 + n2 - 2) и вероятностей допустимых ошибок, находится нужное табличное значение t и сравнивается с вычисленным значением t. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, то делается вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.

Далее проведём статистический анализ на основе сравнения проявлений агрессий у одарённых и неодарённых детей и определим на его основе значимость разницы в средних величинах.

Результаты исследования

По получению результатов мы сочли необходимым проанализировать какие существуют различия в проявлении форм агрессии между одарёнными (неодарёнными) девочками и мальчиками.

Ниже приведены таблицы, которые отражают различия средних значений по каждой форме агрессии. (все результаты см. приложения)

Таблица №1. Сравнение средних значений выраженности агрессии одарённых и неодарённых девочек по методике А.Басса и А. Дарки.

Формы агрессии Одарённые девочки Неодаренные девочки Разница между средними значениями
1 Физическая агрессия 55,1 54,4 + 0,7
2 Вербальная агрессия 59,8 60,6 - 0,8
3 Косвенная агрессия 76,5 74,2 + 2,3
4 Негативизм 64,3 58,57 + 5,73
5 Раздражение 39,9 48,47 - 8,57
6 Подозрительность 74 62,53 + 11,47
7 Обида 34,8 30,53  +4,27
8 Аутоагрессия 54,5 40,6 + 13,9

Из табличных данных наглядно видно, что в целом показатели средних значений уровня агрессии одарённых девочек выше. Исключение составляют вербальная агрессия и раздражение.

Таблица №2. Сравнение средних значений выраженности агрессии одарённых и неодарённых мальчиков по методике А.Басса и А. Дарки.

Формы агрессии Одарённые мальчики Неодаренные мальчики Разница между средними значениями
1 Физическая агрессия 56,4 62,3 - 5,9
2 Вербальная агрессия 54,93 57,2 - 2,27
3 Косвенная агрессия 82,4 75,9 + 6,5
4 Негативизм 70,6 60,4 + 10,2
5 Раздражение 47 52,8 - 5,8
6 Подозрительность 70,33 60,6 + 9,73
7 Обида 37,73 31,1 + 6,63
8 Аутоагрессия 49,53 38,8 + 10,73

Из табличных данных наглядно видно, что в целом показатели средних значений уровня агрессии одарённых мальчиков выше, чем у неодарённых. Средние показатели физической, вербальной агрессии и раздражения ниже, чем у неодарённых мальчиков.

Таблица №3 Сравнение средних значений выраженности агрессии одарённых девочек и мальчиков по методике А.Басса и А. Дарки

Формы агрессии Одарённые девочки Одаренные мальчики Разница между средними значениями
1 Физическая агрессия 55,1 56,4 -1,3
2 Вербальная агрессия 59,8 54,99 +4,81
3 Косвенная агрессия 76,5 82,4 -5,9
4 Негативизм 64,3 70,6 -6,3
5 Раздражение 39,9 47 - 7,1
6 Подозрительность 74 70,39 +3,61
7 Обида 34,8 37,73  -2,93
8 Аутоагрессия 54,5 49,53 +4,97

Уровень агрессии у мальчиков выше, чем у девочек, кроме вербальной, аутоагрессии и подозрительности.

Таблица №4. Сравнение средних значений выраженности агрессии одарённых и неодарённых подростков по методике А.Басса и А. Дарки.

Формы агрессии Одарённые подростки Неодаренные подростки Разница между средними значениями
1 Физическая агрессия 55,88 57,56 - 1,68
2 Вербальная агрессия 56,88 59,24 - 2,36
3 Косвенная агрессия 80,04 74,88 +5,16
4 Негативизм 68,08 59,36 + 8,72
5 Раздражение 44,16 50,2 - 6,04
6 Подозрительность 71,8 61,76 +10,04
7 Обида 36,56 30,76 + 5,8
8 Аутоагрессия 51,52 39,88 + 11,64

Из табличных данных наглядно видно, что в целом показатели средних значений уровня агрессии одарённых подростков выше, чем у неодарённых. Средние показатели физической, вербальной агрессии и раздражения ниже, чем у неодарённых подростков.

Проведём сравнительный анализ между средними значениями показателей форм адаптации одарённых и неодарённых детей.

Таблица №5. Сравнение средних значений показателей форм адаптации одарённых и неодарённых девочек по методике «Адаптивность».

Формы адаптации Одарённые девочки Неодаренные девочки Разница между средними значениями
1 Поведенческая регуляция 41,7 11,27 + 30,43
2 Коммуникативный потенциал 19,2 12,4 + 6,8
3 Морально-нравственная нормативность 9,2 7,67 + 1,53
4 Шкала личностного потенциала 70,1 31,33 + 38,77

Показатели средних значений форм адаптации у одарённых девочек в целом выше, чем у неодарённых, что характеризует низкий уровень адаптации.

Таблица №6. Сравнение средних значений показателей форм адаптации одарённых и неодарённых мальчиков по методике «Адаптивность».

Формы адаптации Одарённые мальчики Неодаренные мальчики Разница между средними значениями
1 Поведенческая регуляция 48,33 12,5 + 35,83
2 Коммуникативный потенциал 20,33 17 + 3,33
3 Морально-нравственная нормативность 10,6 8,6  + 2
4 Шкала личностного потенциала 77,3 40,1 + 37,2

Показатели средних значений форм адаптации у одарённых мальчиков в целом выше, чем у неодарённых, что характеризует низкий уровень адаптации.

Таблица №7. Сравнение средних значений показателей форм адаптации одарённых и неодарённых подростков по методике «Адаптивность».

Формы адаптации Одарённые подростки Неодаренные подростки Разница между средними значениями
1 Поведенческая регуляция 45,68 11,76 + 33,92
2 Коммуникативный потенциал 19,88 14,24 + 5,64
3 Морально-нравственная нормативность 8,84 8,84 0
4 Шкала личностного потенциала 74,4 34,84 + 39,56

 

По всем табличным показателям видно, что одарённые дети имеют низкий уровень адаптации.

Таблица №8. Результаты эмпирических значений по t-критерию Стьюдента

 

Формы агрессии и адаптации

Одарённые дети

Неодарённые дети

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

1 Физическая агрессия 55,88 40,82 57,56 29,84 0,59 Не значимо
2 Вербальная агрессия 56,88 26 59,24 11,7 1,92 Не значимо
3 Косвенная агрессия 80,04 24,36 74,88 12,98 4,23 значимо
4 Негативизм 68,08 32,4 59,36 17,09 6,23 значимо
5 Раздражение 44,16 11,38 50,2 14,24 5,98 значимо
6 Подозрительность 71,8 30,25 61,76 22,19 6,92 значимо
7 Обида 36,56 20,81 30,76 13,54 4,96 значимо
8 Аутоагрессия 51,52 16,89 39,88 15,18 10,3 значимо
9 Общая адаптация 74,4 52,02 34,84 29,57 12,13 значимо

Обсуждение результатов

Если говорить о различиях по агрессии, то видно, что у одарённых подростков наибольшее отличие по средним показателям составляет аутоагрессия - 11,64 балла. Это свидетельствует о том, что действия по отношению к себе и окружающим проистекают из возможного убеждения одарённых детей в том, что они являются плохими, поступают нехорошо: вредно, злобно или бессовестно, часто чувствуют себя виноватыми и берут чужую вину на себя. Подозрительность составляет 10,04 балла, что характеризирует одаренного подростка как недоверчивого, осторожного по отношению к людям, он считает, что окружающие намерены причинить ему вред. Негатавизм составляет 8,72 балла. Этот показатель подтверждает тот факт, что одаренным детям свойственна оппозиционная форма поведения, направленная против требований, правил, законов.

Что касается более низкого среднего показателя по таким формам агрессии как, физическая, вербальная и раздражение, то это говорит о том, что одарённые дети фазу подросткового максимализма пережили раньше в связи с опережающим своим развитием и в конфликтных ситуациях используют другие формы взаимодействия.

Что касается средних показателей социально-психологической адаптации, то в данной выборке наблюдается тенденция к низкому уровню, который характеризуется нервно-психическими срывами, двигательными нарушениями функционального состояния, психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное, процесс адаптации протекает тяжело.  

Дата: 2019-05-28, просмотров: 261.