Особенности развития личности интеллектуально одарённых детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности развития личности интеллектуально одарённых детей

Дипломная работа

Подготовила Курочкина Надежда Николаевна

Московский Государственный открытый педагогический университет имени М.А.Шолохова

Факультет психологии

Электросталь

2004

Введение

Актуальна и мало изучена проблема адаптации и агрессивности одаренных детей. Мы рождаемся агрессивными. Уже первый крик ребенка агрессивен. Первая хватка младенца агрессивна, как и у маленькой обезьянки, которая повисает на шее своей матери. Первое общение является агрессивным: ребенок плачем сообщает о том, что он голоден, что ему больно и т.д. Также развитие личности ребенка напрямую связано с процессом адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием жизнь: немыслима жизнь без адаптации и равно адаптация не существует вне жизненного цикла организма. В последние годы проблема дезадаптации и агрессивности одаренных детей вызывает острую потребность у родителей и учителей в информации о том, каким способом помочь одарённому ребёнку, находящемуся в изоляции, как преодолеть боязнь социальных контактов, как справляться с асоциальным поведением, как научить одарённых детей управлять собой, изменять себя, противостоять обстоятельствам, как сделать так, чтобы одаренный ребенок мог полноценно жить, добиваться успехов, полностью реализовать свой интеллектуальный потенциал, а главное ощущать радость жизни. Зная особенности развития одаренного ребенка, родители, воспитатели и учителя могут помочь ему безболезненно адаптироваться в социуме. Боязнь социальных контактов приводит к изоляции ребенка. В последние годы среди одаренных детей стало больше изолированных детей. Причины могут быть разные: и целевая ориентация общества и долгие часы, которые дети проводят за компьютером, путешествуя в Интернете и очень часто личный пример родителей.

В нашей дипломной работе анализируются различные взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему развития личности одаренных детей. Прослеживаются отдельные возрастные периоды становления личности современного ребёнка. Исследуются психические особенности, связанные с особым строением личности и спецификой развития интеллектуально одарённого ребёнка. Также исследуются социально-психологические проблемы, возникающие у одарённого ребёнка в результате несоответствия особенностей его развития и тех требований, правил, стандартов, которые предоставляет к нему социум.

На основе полученных данных мы разработали ряд рекомендаций для учителей и родителей по психологической поддержке одаренных детей, по поиску баланса между социальными запросами общества и специальными потребностями, возможностями и интересами одаренного ребенка.

Проблема исследования:

Проблема агрессивности и адаптации одарённого ребёнка в микросоциуме не являлась до сих пор предметом многостороннего исследования в отечественной психологической науки, хотя необходимость углублённого изучения данной проблемы не вызывает сомнений.

Цель исследования:

Выявить специфику особенностей развития личности интеллектуально одаренного ребенка и на основании этих особенностей вскрыть сущность проблем дезадаптации и агрессивности.

Задачи исследования:

Анализ литературы отечественных и зарубежных психологов.

Формулирование исследовательской гипотезы

Подбор методик с целью проверки гипотезы

Осуществление эмпирического исследования.

Анализ полученных данных методами математической статистики

Обсуждение полученных результатов и выводы по итогам исследования.

Разработка рекомендаций по использованию полученных данных на практике.

Объект исследования:

Интеллектуально одаренные дети.

Предмет исследования:

Психологические особенности развития личности интеллектуально одаренных детей.

Гипотезы исследования:

Интеллектуально одаренные дети являются в целом более агрессивными по сравнению с детьми, которых не относят к интеллектуально одаренным.

Интеллектуально одаренные дети являются в целом более дезадаптированными в социуме по сравнению с детьми, которых не относят к интеллектуально одаренным.

Выборка:

Учащиеся интерната для одаренных детей «Интеллектуал» г. Москвы – 23 учащихся 8 класса, из них 10 девочек и 13 мальчиков (средний возраст – 13-14 лет).

Учащиеся общеобразовательной школы №1 г. Электростали – 27 учащихся 8 класса, из них 15 девочек и 12 мальчиков (средний возраст – 13-14 лет).

Методический инструментарий:

Для исследования степени агрессивности детей использовался опросник «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки. (32).

Для исследования степени дезадаптированности детей в социуме использовался многоуровневый личностный опросчик «Адаптивность» (24).

Определение того, какого ребенка можно отнести к интеллектуально одаренным детям, а какого нет, осуществлялось с помощью диагностики уровня интеллектуальных способностей детей учителями, которые использовали специальный опросник, составленный нами на основе рейтинговых шкал Рензулли-Хартмана. (54).

Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использования полученных в ходе экспериментального исследования данных для

создания условий эффективного взаимодействия учителя с одаренными детьми, способствующего проявлению и развитию познавательной активности последних в учебной деятельности и вне ее;

проведения педагогом-психологом перцептивного тренинга, направленного на формирование в классе обстановки понимания, взаимного доверия и формирования у одаренного ребенка необходимых социальных навыков;

совершенствования перцептивного, коммуникативного и педагогического общения, осуществляемого по субъект-субъектной схеме и лежащего в основе взаимодействия учителя с одаренным ребенком;

Организация комплекса скоординированных служб (социальных, педагогических, психологических, медицинских) для групп риска одаренных детей и их семей.

Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные положения по вопросам развития личности, нашедшие отражение в трудах психологов Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Т. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтеса, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.С. Юркевича, Э. Ландау и К. Тэкэкс и др.

Выводы

В ходе анализа психологической литературы по проблеме развития личности одарённых детей можно сделать вывод о том, что развитие личности одарённого ребёнка имеет свои специфические особенности, а именно:

Ускоренное психическое развитие;

Повышенная чувствительность;

Низкая степень проявления конформных реакций;

Обострённое чувство справедливости;

Непосредственность эмоциональных проявлений;

Неадекватную самооценку (как правило, заниженную);

Определённый эгоцентризм (особенно в младшем возрасте – до 7 лет);

Повышенный уровень агрессивности

Формирование особенностей личностной сферы одарённого ребёнка происходит под влиянием определённых социальных факторов, а именно: характера семейного воспитания, форм, методов и установок, существующих в системе школьного обучения, а также правил и норм поведения среди сверстников.

В результате несоответствия особенностей развития личности одарённого ребёнка и предъявляемых требований к нему со стороны социума, у одарённого ребёнка возникают трудности социализации, адаптации, что вызывает у него высокое нервно-психическое напряжение, невротизацию, которые приводят к социальной дезадаптации и агрессивности.

Программа исследования

Цель исследования:

Выявить специфику развития личности интеллектуально одаренного ребенка.

Задачи исследования:

Выдвинуть гипотезу о возможном различии выраженности агрессии у одарённых и неодарённых детей;

Выдвинуть гипотезу о возможном различии в уровне адаптации у одарённых и неодарённых детей;

К выдвинутым гипотезам подобрать методики и разработать процедуру проверки;

Осуществить сбор данных;

Проанализировать полученные результаты;

Провести анализ результатов методами математической статистики;

Обсудить полученные результаты и сделать выводы относительно выдвигавшихся гипотез.

Объект исследования:

Интеллектуально одаренные дети.

Предмет исследования:

Психологические особенности развития личности интеллектуально одаренных детей.

Гипотезы исследования:

Интеллектуально одаренные дети являются в целом более агрессивными по сравнению с детьми, которых не относят к интеллектуально одаренным.

Интеллектуально одаренные дети являются в целом более дезадаптированными в социуме по сравнению с детьми, которых не относят к интеллектуально одаренным.

Выборка:

Учащиеся интерната для одаренных детей «Интеллектуал» г. Москвы – 23 учащихся 8 класса, из них 10 девочек и 13 мальчиков (средний возраст – 13-14 лет).

Учащиеся общеобразовательной школы №1 г. Электростали – 27 учащихся 8 класса, из них 15 девочек и 12 мальчиков (средний возраст – 13-14 лет).

Методический инструментарий:

Определение того, какого ребенка можно отнести к интеллектуально одаренным детям, а какого нет, осуществлялось на основе метода опроса классного руководителя 8 класса «В» общеобразовательной школы №1. Так как учитель может адекватно оценивать интеллектуальные способности учеников, ему было предложено провести диагностику уровня развития интеллектуальных способностей с помощью специального опросника, составленного на основе рейтинговых шкал Рензулли-Хартмана. (см. приложения стр. 63-64) В ходе экспертной оценки было выделено два одарённых ученика.

Для исследования выраженности агрессии у подростков общеобразовательного класса и учащихся интерната «Интеллектуал», мы использовали опросник «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки. Эта методика направлена на выявление особенностей психических состояний, базирующихся на разных формах агрессии и враждебных реакций. Эти психические состояния можно охарактеризовать при помощи восьми шкал:

Использование физической силы против другого лица – физическая агрессия.

Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятие, ругань) – вербальная агрессия.

Использование окольным путём направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.д.) – косвенная агрессия.

Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов, - негативизм.

Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости – раздражение.

Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред, - подозрительность.

Проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания, - обида.

Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно, - аутоагрессия или чувство вины.

Для исследования уровня адаптации у подростков общеобразовательного класса и подростков интерната для одарённых детей, мы использовали многоуровневый личностный опросник «Адаптивность». Данный опросник имеет несколько структурных уровней, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.

Опросник включает в себя 4 шкалы:

Шкала поведенческой регуляции характеризует склонность к нервно-психическим срывам, адекватность самооценки и адекватность восприятия действительности.

Шкала коммуникативного потенциала характеризует уровень коммуникативных способностей, агрессивности, конфликтности и умение налаживать контакты с окружающими.

Шкала морально-нравственной нормативности характеризует уровень социализации, соблюдение общепринятых норм поведения и адекватную оценку своего места и роли в коллективе.

Шкала личностного потенциала социально-психологической адаптации (сумма 3-х вышеперечисленных шкал) определяет три группы адаптации: хорошую, удовлетворительную и неудовлетворительную.

С помощью метода статистической обработки экспериментальных данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом.

В нашем случае мы будем рассматривать метод сравнения между собой двух элементарных статистик (средних), относящихся к разным выборкам.

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, будем использовать t-критерий Стьюдента. Его основная формула выглядит следующим образом:

t = \х1 ср – х2 ср\ : (m12 + m22)^1/2

где х1 ср – среднее значение переменной по одной выборке данных;

х2 ср - среднее значение переменной по другой выборке данных;

m1 и m2 - интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

m1 и m2 в свою очередь вычисляются по следующим формулам:

m12 = S12ср /n1; m22 = S22ср /n2,

где S12ср – выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке);

S22ср – выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке);

n1 – число частных значений переменной в первой выборке;

n2 – число частных значений переменной по второй выборке.

После того как при помощи приведённой выше формулы вычислен показатель t, по таблице критических значений t-критерия Стьюдента для заданного числа степеней свободы (n1 + n2 - 2) и вероятностей допустимых ошибок, находится нужное табличное значение t и сравнивается с вычисленным значением t. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, то делается вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.

Далее проведём статистический анализ на основе сравнения проявлений агрессий у одарённых и неодарённых детей и определим на его основе значимость разницы в средних величинах.

Результаты исследования

По получению результатов мы сочли необходимым проанализировать какие существуют различия в проявлении форм агрессии между одарёнными (неодарёнными) девочками и мальчиками.

Ниже приведены таблицы, которые отражают различия средних значений по каждой форме агрессии. (все результаты см. приложения)

Таблица №1. Сравнение средних значений выраженности агрессии одарённых и неодарённых девочек по методике А.Басса и А. Дарки.

Формы агрессии Одарённые девочки Неодаренные девочки Разница между средними значениями
1 Физическая агрессия 55,1 54,4 + 0,7
2 Вербальная агрессия 59,8 60,6 - 0,8
3 Косвенная агрессия 76,5 74,2 + 2,3
4 Негативизм 64,3 58,57 + 5,73
5 Раздражение 39,9 48,47 - 8,57
6 Подозрительность 74 62,53 + 11,47
7 Обида 34,8 30,53  +4,27
8 Аутоагрессия 54,5 40,6 + 13,9

Из табличных данных наглядно видно, что в целом показатели средних значений уровня агрессии одарённых девочек выше. Исключение составляют вербальная агрессия и раздражение.

Таблица №2. Сравнение средних значений выраженности агрессии одарённых и неодарённых мальчиков по методике А.Басса и А. Дарки.

Формы агрессии Одарённые мальчики Неодаренные мальчики Разница между средними значениями
1 Физическая агрессия 56,4 62,3 - 5,9
2 Вербальная агрессия 54,93 57,2 - 2,27
3 Косвенная агрессия 82,4 75,9 + 6,5
4 Негативизм 70,6 60,4 + 10,2
5 Раздражение 47 52,8 - 5,8
6 Подозрительность 70,33 60,6 + 9,73
7 Обида 37,73 31,1 + 6,63
8 Аутоагрессия 49,53 38,8 + 10,73

Из табличных данных наглядно видно, что в целом показатели средних значений уровня агрессии одарённых мальчиков выше, чем у неодарённых. Средние показатели физической, вербальной агрессии и раздражения ниже, чем у неодарённых мальчиков.

Таблица №3 Сравнение средних значений выраженности агрессии одарённых девочек и мальчиков по методике А.Басса и А. Дарки

Формы агрессии Одарённые девочки Одаренные мальчики Разница между средними значениями
1 Физическая агрессия 55,1 56,4 -1,3
2 Вербальная агрессия 59,8 54,99 +4,81
3 Косвенная агрессия 76,5 82,4 -5,9
4 Негативизм 64,3 70,6 -6,3
5 Раздражение 39,9 47 - 7,1
6 Подозрительность 74 70,39 +3,61
7 Обида 34,8 37,73  -2,93
8 Аутоагрессия 54,5 49,53 +4,97

Уровень агрессии у мальчиков выше, чем у девочек, кроме вербальной, аутоагрессии и подозрительности.

Таблица №4. Сравнение средних значений выраженности агрессии одарённых и неодарённых подростков по методике А.Басса и А. Дарки.

Формы агрессии Одарённые подростки Неодаренные подростки Разница между средними значениями
1 Физическая агрессия 55,88 57,56 - 1,68
2 Вербальная агрессия 56,88 59,24 - 2,36
3 Косвенная агрессия 80,04 74,88 +5,16
4 Негативизм 68,08 59,36 + 8,72
5 Раздражение 44,16 50,2 - 6,04
6 Подозрительность 71,8 61,76 +10,04
7 Обида 36,56 30,76 + 5,8
8 Аутоагрессия 51,52 39,88 + 11,64

Из табличных данных наглядно видно, что в целом показатели средних значений уровня агрессии одарённых подростков выше, чем у неодарённых. Средние показатели физической, вербальной агрессии и раздражения ниже, чем у неодарённых подростков.

Проведём сравнительный анализ между средними значениями показателей форм адаптации одарённых и неодарённых детей.

Таблица №5. Сравнение средних значений показателей форм адаптации одарённых и неодарённых девочек по методике «Адаптивность».

Формы адаптации Одарённые девочки Неодаренные девочки Разница между средними значениями
1 Поведенческая регуляция 41,7 11,27 + 30,43
2 Коммуникативный потенциал 19,2 12,4 + 6,8
3 Морально-нравственная нормативность 9,2 7,67 + 1,53
4 Шкала личностного потенциала 70,1 31,33 + 38,77

Показатели средних значений форм адаптации у одарённых девочек в целом выше, чем у неодарённых, что характеризует низкий уровень адаптации.

Таблица №6. Сравнение средних значений показателей форм адаптации одарённых и неодарённых мальчиков по методике «Адаптивность».

Формы адаптации Одарённые мальчики Неодаренные мальчики Разница между средними значениями
1 Поведенческая регуляция 48,33 12,5 + 35,83
2 Коммуникативный потенциал 20,33 17 + 3,33
3 Морально-нравственная нормативность 10,6 8,6  + 2
4 Шкала личностного потенциала 77,3 40,1 + 37,2

Показатели средних значений форм адаптации у одарённых мальчиков в целом выше, чем у неодарённых, что характеризует низкий уровень адаптации.

Таблица №7. Сравнение средних значений показателей форм адаптации одарённых и неодарённых подростков по методике «Адаптивность».

Формы адаптации Одарённые подростки Неодаренные подростки Разница между средними значениями
1 Поведенческая регуляция 45,68 11,76 + 33,92
2 Коммуникативный потенциал 19,88 14,24 + 5,64
3 Морально-нравственная нормативность 8,84 8,84 0
4 Шкала личностного потенциала 74,4 34,84 + 39,56

 

По всем табличным показателям видно, что одарённые дети имеют низкий уровень адаптации.

Таблица №8. Результаты эмпирических значений по t-критерию Стьюдента

 

Формы агрессии и адаптации

Одарённые дети

Неодарённые дети

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

1 Физическая агрессия 55,88 40,82 57,56 29,84 0,59 Не значимо
2 Вербальная агрессия 56,88 26 59,24 11,7 1,92 Не значимо
3 Косвенная агрессия 80,04 24,36 74,88 12,98 4,23 значимо
4 Негативизм 68,08 32,4 59,36 17,09 6,23 значимо
5 Раздражение 44,16 11,38 50,2 14,24 5,98 значимо
6 Подозрительность 71,8 30,25 61,76 22,19 6,92 значимо
7 Обида 36,56 20,81 30,76 13,54 4,96 значимо
8 Аутоагрессия 51,52 16,89 39,88 15,18 10,3 значимо
9 Общая адаптация 74,4 52,02 34,84 29,57 12,13 значимо

Обсуждение результатов

Если говорить о различиях по агрессии, то видно, что у одарённых подростков наибольшее отличие по средним показателям составляет аутоагрессия - 11,64 балла. Это свидетельствует о том, что действия по отношению к себе и окружающим проистекают из возможного убеждения одарённых детей в том, что они являются плохими, поступают нехорошо: вредно, злобно или бессовестно, часто чувствуют себя виноватыми и берут чужую вину на себя. Подозрительность составляет 10,04 балла, что характеризирует одаренного подростка как недоверчивого, осторожного по отношению к людям, он считает, что окружающие намерены причинить ему вред. Негатавизм составляет 8,72 балла. Этот показатель подтверждает тот факт, что одаренным детям свойственна оппозиционная форма поведения, направленная против требований, правил, законов.

Что касается более низкого среднего показателя по таким формам агрессии как, физическая, вербальная и раздражение, то это говорит о том, что одарённые дети фазу подросткового максимализма пережили раньше в связи с опережающим своим развитием и в конфликтных ситуациях используют другие формы взаимодействия.

Что касается средних показателей социально-психологической адаптации, то в данной выборке наблюдается тенденция к низкому уровню, который характеризуется нервно-психическими срывами, двигательными нарушениями функционального состояния, психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное, процесс адаптации протекает тяжело.  

Выводы

Используя опросник А. Басса и А. Дарки, мы провели сравнение особенностей форм агрессии одарённых и неодарённых детей. Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что показатель раздражительности и уровень вербальной агрессии ниже у одарённых детей, что связано с их опережающим развитием; уровень косвенной и аутоагрессии, напротив, выше, что ещё раз подтверждает тот факт, что одарённым детям трудно наладить отношения в микросоциуме, нарушение эмоциональных связей ведёт к проявлению неупорядоченных взрывов ярости, также им свойственно чувствовать себя виноватыми по отношению к другим людям и брать чужую вину на себя.

С помощью личностного опросника «Адаптивность» также выявились различия в уровне адаптации. У одарённых детей показатель адаптации соответствует низкому уровню, т.е. они обладают признаками явных акцентуаций характера, психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное, процесс адаптации протекает тяжело и возможны нервно-психические срывы.

Анализ результатов с помощью t-критерия Стьюдента подтвердил результаты психологических тестов, что, в свою очередь означает: интеллектуально одаренные дети являются в целом более агрессивными по сравнению с неодарёнными, и что одаренные дети являются в целом более дезадаптированными в социуме.

Выдвинутые нами гипотезы подтвердились.

Рекомендации по использованию полученных результатов на практике

Создание благоприятного психологического климата в классе, способствующего проявлению интеллектуальной и творческой инициативы учащимися как в когнитивной, так в социальной сферах. Тем самым удается преодолеть существовавший негативизм по отношению к одаренным детям как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся.

В ходе работы с одарёнными детьми учителям необходимо учитывать специфику развития личности одарённого ребёнка.

Необходимо вести направленную работу на коррекцию уровня притязаний, самооценки одарённого ребёнка, его оценки результатов деятельности другими людьми, прежде всего его одноклассниками.

Родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам ребёнка, отмечать, чем ребёнок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами; стараться выявлять такие интересы, которые у родителя и ребёнка могут совпадать. Желательно, чтобы у ребёнка было место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Классифицирование, категоризация, поиск системности и связей приносит одарённому ребёнку интеллектуальное удовлетворение.

Родители и учителя должны избегать создания «эффекта ореола», знать, что ребёнку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребёнок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Неудача – вещь нормальная, случающаяся со всеми.

Принятие участия в тренингах эмоциональной устойчивости.

Заключение

Серьезное внимание в нашей работе уделялось вопросам особенностей развития личности интеллектуально одарённого ребёнка, поскольку именно эти особенности мешают нормальной адаптации в социальной среде. В результате теоретического и практического исследования были подтверждены гипотезы диплома.

Ход исследовательской работы привел нас к следующим выводам и результатам.

Полученные результаты подтверждают теоретически обозначенные личностные особенности одаренных детей. Необходимо также отметить, что именно наличие этих личностных черт часто является существенной предпосылкой к возникновению различного рода проблем одаренных детей, связанных и с учебой, и с взаимоотношениями со сверстниками. Такие личностные свойства, как недостаточная эмоциональная выдержанность, невысокая стрессоустойчивость, некоторая импульсивность, мягкость и, в то же время самостоятельность, в сочетании с новаторством и склонностью к риску делает одаренного ребенка достаточно активным в проявлении собственных интеллектуальных и творческих способностей, и в то же время, беззащитным, подверженным различным негативным воздействиям. Другие личностные особенности, например такие, как низкий уровень конформности, общительность, частая конфликтность, обуславливаемая прежде всего неумением слушать собеседника, стремлением командовать сверстником, брать на себя роль организатора совместных игр, нетерпимость, часто проявляющаяся по отношению к менее интеллектуально-развитому сверстнику, привычка поправлять других, и, наконец, высокий уровень потребности в признании могут привести к непониманию его сверстниками, агрессивности, конфликтности взаимодействия, вплоть до его изоляции. В результате нарушается психологическая адаптация умственно одаренных детей, что может привести к чувству собственной неполноценности, снижению самооценки, выработке неадекватных механизмов психологической защиты и формированию, негативной Я-концепции.

Эти процессы являются, часто следствием совершенного незнания педагогами, работающими в данном коллективе индивидуально-психологических особенностей одаренных детей. Даже в том случае, когда учитель немного знаком с этими особенностями, он, зачастую, не знаком с методиками, позволяющими учитывать эти знания в ходе работы и общения с такими детьми. Проблема заключается также и в том, что сами одаренные дети просто не знают каким образом нужно вести себя в детском коллективе. Чаще, в силу присущего им эгоцентризма, они пытаются руководствоваться своими желаниями

Высокоодарённые дети требуют особого внимания родителей, воспитателей и учителей. Именно на этих людях лежит ответственность за предоставление пространства неординарным способностям одарённых детей, сохранение игрового начала и развитие как эмоциональной, так и интеллектуальной стороны их личности.

Список литературы

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Изд-во ЛГУ, 1969.

Белова Е. Одаренные люди в детстве. Дошкольное воспитание. 1996. №10.

Бернс Р. Я-концепция и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.

Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

Волков И.П. Много ли в школе талантов. Новосибирск, 1989.

Выготский Л.С. Воображение и творчества в детском возрасте. М., 1991.

Гильбух Ю.З. Внимание: одарнные дети М., 1991. 27.Гильбух Ю.З., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности. Вопросы психологии. 1990. №4.

Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренность детей: выявление, развитие и поддержка. Челябинск, 1998.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна, Вита, 1995.

Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника. Начальная школа. – 1992. - №3

Крамаренко В.Ю. Интеллект человека. Воронеж.: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1990.

Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. М.: Молодая гвардия, 1997.

Кузнецова Ю.И. Изучение и обучение одаренных детей в американской педагогической психологии XX века. Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологич. наук. Нижний Новгород, 1996.

Кузьмина Н.В. Личность и педагогическая одаренность. Воронеж: изд-во НПО "МОДЭК", 1998.

Ландау Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребёнка/ Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. Текста Н. М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Москва-Воронеж, 1995.

Лейтес Н.С. Изучать одаренных детей. Психологический журнал 1992. №1.  

Лейтес Н.С. Их трудно воспитывать. Психология одаренности детей и подростков М.: Академия, 1996.  

Лейтес Н.С. Одаренность и дошкольное детство в ракурсе психологических исследований. Вопросы психологии 1990. №9.  

Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности. Вопросы психологии. 1988. №4.

Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьника. – М.: Академия, 2000.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Матюшкин A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. М., 1993.

Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000.

Одаренные дети. П.р. Бурменской Г.В. Слуцкого В.М. М.: Прогресс, 1991.  

Панов В. И. Если одарённость – явление, то одарённые дети – это проблема. Начальная школа: плюс-минус. – 2000. - №3

Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов на Дону: изд-во "Феникс", 1996.

Платонов К.К. Проблемы способностей М.: Наука, 1972.

Попова Л.В. Обучение одаренных детей. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 1996.

Попова Л.В. Одарённые девочки и мальчики. Начальная школа: плюс-минус. – 2000. - №3

Психология одаренности детей и подростков. П.р. Лейтеса Н.С. М.: Академия, 1996.

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998

Рензулли Дж., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.

Роджерс Н. Творчество как усиление себя. Вопросы психологии. – 1990. - №1

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. М., 1989.

Талызина Н.Ф. Природа индивидуальных различий. М.: изд-во МГУ, 1991.

Теплов Б.М. Избранные труды. 2.Т. М.: Педагогика, 1985.

Тихомиров Т.Н. Влияние семейной микросреды на способности детей: роль поколений. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. – М., 2001.

Учителю об одаренных детях. М.: Молодая гвардия, 1997.

Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и психологической психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

Фромм. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.

Хеллер К.А. Диагностика и развитие одарённых детей и подростков. Основные современные концепции творчества и одарённости. Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва-Томск, 1997.

Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? Вопросы психологии. 1990. №5.  

Шадриков В.Д. О содержании понятия "способности" и "одаренность".

Психологический журнал. 1983. №5.

Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.

Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М: Логос, 1999

Штерн В. Умственная одаренность. СПб.: изд-во "Союз", 1997.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – М.: Медицина, 1990

Юркевич B.C. Дети, чьи особые возможности не сразу видны. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 1996.  

Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996.

Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала личности. Вопросы психологии. М., 1996. №3. 

Takacs Carol Addison. Enjoy your gifted child/ New York. 1991

Приложения

Уважаемые педагоги!

Эта шкала поможет Вам оценить степень развитости основных интеллектуальных и творческих способностей Ваших детей. Мы думаем, что в этом Вам поможет Ваша наблюдательность, знание детей и объективность.

Перед вами список качеств, степень выраженности которых Вы будете оценивать у каждого ребенка по следующей уровневой системе:

Низкий уровень - если данное качество не проявляется совсем.

Уровень ниже среднего - если данное качество проявляется, но достаточно редко.

Средний уровень - если данное качество в равной степени как проявляется, так и не проявляется.

Уровень выше среднего - если данное качество проявляется часто, но не всегда.

Высокий уровень - если качество проявляется всегда.

1. Память.

Способность ребенка быстро запоминать и удерживать долгое время в памяти различную информацию (либо слуховую, либо зрительную, либо двигательную)."Компьютер"

2. Внимание.

Способность ребенка быстро концентрироваться, "настраиваться" на деятельность и долгое время ею заниматься не отвлекаясь. "Крайне сосредоточенный".

3. Способность к анализу и синтезу.

Способность ребенка быстро "раскладывать" предложенную информацию (предмет) на составляющие ее части или, наоборот, из нескольких частей собирать целое (делать вывод). "Ученый".

4. Продуктивность мышления.

Способность ребенка на поставленную перед ним проблему находить большое количество решений. "Генератор идей".

5. Перфекционизм (старательность)

Стремление ребенка доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам. "Очень старательный".

6. Гибкость мышления.

Способность ребенка быстро изменять свое поведение, вносить коррективы в свою деятельность в зависимости от изменившихся обстоятельств, объединять в своей деятельности знания и умения из различных областей жизни. "Ловкий и изворотливый менеджер".

7. Оригинальность мышления.

Способность ребенка выдвигать новые, нестандартные идеи, видеть "необычное" в обычном, действовать "не как все". "Оригинал".

Результаты диагностики состояния агрессии подростков (одарённые девочки) опросником А.Басса-А.Дарки

Особенности проявления агрессии одарённых девочек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

физическая агрессия

вербальная

косвенная

негативизм

раздражительность

подозрительность

обида

чувство вины

 

45

58

71

60

37

75

30

50

 

59

60

75

59

36

71

35

55

 

65

61

69

63

42

76

30

58

 

47

59

73

65

44

70

33

49

 

51

56

78

65

40

69

32

52

 

53

64

82

58

41

78

40

52

 

68

60

83

69

42

78

39

53

 

62

59

80

70

40

71

38

59

 

53

58

74

69

39

75

35

60

 

48

63

80

65

38

77

36

57

Сумма

551

598

765

643

399

740

348

545

Средний балл

55,1

59,8

76,5

64,3

39,9

74

34,8

54,5

Результаты диагностики состояния агрессии подростков (одарённые мальчики) опросником А.Басса-А.Дарки

Особенности проявления агрессии одарённых мальчиков

 

 

 

 

 

 

физическая агрессия

вербальная

косвенная

негативизм

раздражительность

подозрительность

обида

чувство вины

 

54

50

78

70

44

68

33

47

 

63

53

79

69

45

70

40

50

 

64

58

77

69

40

72

29

49

 

51

62

85

72

39

71

35

45

 

49

51

85

74

46

74

42

52

 

56

54

80

74

45

69

44

54

 

55

51

79

68

49

70

39

51

 

60

58

86

69

48

71

38

48

 

66

57

88

70

53

68

36

49

 

62

53

85

75

50

67

41

55

 

50

53

79

73

46

71

43

50

 

56

59

83

72

49

70

40

52

 

58

53

84

70

52

69

37

51

 

49

52

80

65

50

72

35

46

 

53

60

88

69

49

73

34

44

Сумма

846

824

1236

1059

705

1055

566

743

Средний балл

56,4

54,93

82,4

70,6

47

70,33

37,73

49,53

Результаты диагностики состояния агрессии подростков (одарённые) опросником А.Басса-А.Дарки

Особенности проявления агрессии одарённых детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

физическая агрессия

вербальная

косвенная

негативизм

раздражительность

подозрительность

обида

чувство вины

 

45

58

71

60

37

75

30

50

 

59

60

75

59

36

71

35

55

 

65

61

69

63

42

76

30

58

 

47

59

73

65

44

70

33

49

 

51

56

78

65

40

69

32

52

 

53

64

82

58

41

78

40

52

 

68

60

83

69

42

78

39

53

 

62

59

80

70

40

71

38

59

 

53

58

74

69

39

75

35

60

 

48

63

80

65

38

77

36

57

 

54

50

78

70

44

68

33

47

 

63

53

79

69

45

70

40

50

 

64

58

77

69

40

72

29

49

 

51

62

85

72

39

71

35

45

 

49

51

85

74

46

74

42

52

 

56

54

80

74

45

69

44

54

 

55

51

79

68

49

70

39

51

 

60

58

86

69

48

71

38

48

 

66

57

88

70

53

68

36

49

 

62

53

85

75

50

67

41

55

 

50

53

79

73

46

71

43

50

 

56

59

83

72

49

70

40

52

 

58

53

84

70

52

69

37

51

 

49

52

80

65

50

72

35

46

 

53

60

88

69

49

73

34

44

Сумма

1397

1422

2001

1702

1104

1795

914

1288

Средний балл

55,88

56,88

80,04

68,08

44,16

71,8

36,56

51,52

Результаты диагностики состояния агрессии подростков (неодарённые девочки) опросником А.Басса-А.Дарки

Особенности проявления агрессии неодарённых девочек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

физическая агрессия

вербальная

косвенная

негативизм

раздражительность

подозрительность

обида

чувство вины

 

47

63

70

55

40

70

30

44

 

59

60

72

54

45

66

28

45

 

63

63

68

60

41

64

31

46

 

51

62

70

60

45

68

29

40

 

53

58

72

61

39

63

33

35

 

54

59

80

58

47

65

34

36

 

60

64

79

55

50

62

30

37

 

61

58

77

58

52

60

31

41

 

54

64

71

61

49

58

27

45

 

52

60

70

53

51

64

32

44

 

56

57

75

60

50

63

30

40

 

49

59

76

57

55

54

30

36

 

52

62

73

59

56

58

32

34

 

54

61

80

64

58

60

27

42

 

51

59

80

65

49

63

34

44

Сумма

816

909

1113

880

727

938

458

609

Средний балл

54,4

60,6

74,2

58,57

48,47

62,53

30,53

40,6

Результаты диагностики состояния агрессии подростков (неодарённые мальчики) опросником А.Басса-А.Дарки

Особенности проявления агрессии неодарённых мальчиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

физическая агрессия

вербальная

косвенная

негативизм

раздражительность

подозрительность

обида

чувство вины

 

63

52

76

59

52

59

35

40

 

60

55

78

55

53

57

32

36

 

62

61

80

58

57

53

30

38

 

58

65

75

54

50

60

26

41

 

66

54

74

59

50

64

29

43

 

65

55

72

60

53

66

35

44

 

66

56

76

65

49

62

32

32

 

63

60

79

66

57

61

30

36

 

58

54

73

58

55

65

31

38

 

62

60

76

70

52

59

31

40

Сумма

623

572

759

604

528

606

311

388

Средний балл

62,3

57,2

75,9

60,4

52,8

60,6

31,1

38,8

Результаты диагностики состояния агрессии подростков (неодарённые) опросником А.Басса-А.Дарки

Особенности проявления агрессии неодарённых детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

физическая агрессия

вербальная

косвенная

негативизм

раздражительность

подозрительность

обида

чувство вины

 

47

63

70

55

40

70

30

44

 

59

60

72

54

45

66

28

45

 

63

63

68

60

41

64

31

46

 

51

62

70

60

45

68

29

40

 

53

58

72

61

39

63

33

35

 

54

59

80

58

47

65

34

36

 

60

64

79

55

50

62

30

37

 

61

58

77

58

52

60

31

41

 

54

64

71

61

49

58

27

45

 

52

60

70

53

51

64

32

44

 

56

57

75

60

50

63

30

40

 

49

59

76

57

55

54

30

36

 

52

62

73

59

56

58

32

34

 

54

61

80

64

58

60

27

42

 

51

59

80

65

49

63

34

44

 

63

52

76

59

52

59

35

40

 

60

55

78

55

53

57

32

36

 

62

61

80

58

57

53

30

38

 

58

65

75

54

50

60

26

41

 

66

54

74

59

50

64

29

43

 

65

55

72

60

53

66

35

44

 

66

56

76

65

49

62

32

32

 

63

60

79

66

57

61

30

36

 

58

54

73

58

55

65

31

38

 

62

60

76

70

52

59

31

40

Сумма

1439

1481

1872

1484

1255

1544

769

997

Средний балл

57,56

59,24

74,88

59,36

50,2

61,76

30,76

39,88

Результаты показателей шкал адаптивности подростков (одарённые девочки) опросником «Адаптивность»

Формы адаптации одарённых девочек

 

 

 

Поведенческая регуляция

коммуникативный потенциал

морально-нравственная нормативность

Личн. Потенциал

 

40

21

12

73

 

36

27

15

78

 

44

9

7

60

 

38

15

5

58

 

48

13

10

71

 

43

24

8

75

 

37

26

11

74

 

41

21

8

70

 

43

20

10

73

 

47

16

6

69

Сумма

417

192

92

701

Средний балл

41,7

19,2

9,2

70,1

Результаты показателей шкал адаптивности подростков (одарённые мальчики) опросником «Адаптивность»

Формы адаптации одарённых мальчиков

 

 

 

Поведенческая регуляция

коммуникативный потенциал

морально-нравственная нормативность

Личн. Потенциал

 

43

14

7

64

 

50

23

9

82

 

51

20

5

76

 

47

13

11

71

 

49

10

13

72

 

48

28

10

86

 

41

26

7

74

 

50

27

12

89

 

52

24

15

91

 

51

17

8

76

 

49

19

5

73

 

56

21

5

82

 

46

22

7

75

 

47

15

6

68

 

45

26

9

80

Сумма

725

305

129

1159

Ср. балл

48,33

20,33

8,6

77,3

Результаты показателей шкал адаптивности подростков (одарённые) опросником «Адаптивность»

Формы адаптации одарённых детей

 

 

 

Поведенческая регуляция

коммуникативный потенциал

морально-нравственная нормативность

Личн. Потенциал

 

40

21

12

73

 

36

27

15

78

 

44

9

7

60

 

38

15

5

58

 

48

13

10

71

 

43

24

8

75

 

37

26

11

74

 

41

21

8

70

 

43

20

10

73

 

47

16

6

69

 

43

14

7

64

 

50

23

9

82

 

51

20

5

76

 

47

13

11

71

 

49

10

13

72

 

48

28

10

86

 

41

26

7

74

 

50

27

12

89

 

52

24

15

91

 

51

17

8

76

 

49

19

5

73

 

56

21

5

82

 

46

22

7

75

 

47

15

6

68

 

45

26

9

80

Сумма

1142

497

221

1300,6

Ср. балл

45,68

19,88

8,84

74,4

 

Результаты показателей шкал адаптивности подростков (неодарённые девочки) опросником «Адаптивность»

 

Формы адаптации неодарённых девочек

 

 

 

Поведенческая регуляция

коммуникативный потенциал

морально-нравственная нормативность

Личн. Потенциал

 

14

12

8

34

 

12

14

5

31

 

9

11

9

29

 

15

13

6

34

 

8

10

6

24

 

9

15

7

31

 

12

12

10

34

 

11

12

8

31

 

10

14

8

32

 

10

10

11

31

 

14

11

7

32

 

13

11

8

32

  

13

13

9

35

 

12

14

6

32

 

7

14

7

28

Сумма

169

186

115

470

Ср. балл

11,27

12,4

7,67

31,33

Результаты показателей шкал адаптивности подростков (неодарённые мальчики) опросником «Адаптивность»

Формы адаптации неодарённых мальчиков

 

 

 

Поведенческая регуляция

коммуникативный потенциал

морально-нравственная нормативность

Личн. Потенциал

 

6

17

10

33

 

10

20

12

42

 

13

18

9

40

 

16

15

13

44

 

10

15

11

36

 

17

17

11

45

 

15

18

8

41

 

9

19

9

37

 

13

16

13

42

 

16

15

10

41

Сумма

125

170

106

401

Ср. балл

12,5

17

10,6

40,1

Результаты показателей шкал адаптивности подростков (неодарённые) опросником «Адаптивность»

Формы адаптивности неодарённых детей

 

 

 

Поведенческая регуляция

коммуникативный потенциал

морально-нравственная нормативность

Личн. Потенциал

 

14

12

8

34

 

12

14

5

31

 

9

11

9

29

 

15

13

6

34

 

8

10

6

24

 

9

15

7

31

 

12

12

10

34

 

11

12

8

31

 

10

14

8

32

 

10

10

11

31

 

14

11

7

32

 

13

11

8

32

 

13

13

9

35

 

12

14

6

32

 

7

14

7

28

 

6

17

10

33

 

10

20

12

42

 

13

18

9

40

 

16

15

13

44

 

10

15

11

36

 

17

17

11

45

 

15

18

8

41

 

9

19

9

37

 

13

16

13

42

 

16

15

10

41

Сумма

294

356

221

871

Ср. балл

11,76

14,24

8,84

34,84

Расчёт выборочной дисперсии и эмпирического показателя по t-критерию Стьюдента

 

Одарённые дети

 

 

 

Неодарённые дети

 

Вербальная агрессия в баллах (х)

\х - х ср\^2

 

 

Вербальная агрессия в баллах (х)

\х - х ср\^2

58

1,25

 

 

63

14,14

60

94,67

 

 

60

0,58

61

16,97

 

 

63

14,14

59

4,49

 

 

62

7,62

56

0,77

 

 

58

1,54

64

50,69

 

 

59

0,06

60

94,67

 

 

64

22,66

59

4,49

 

 

58

1,54

58

1,25

 

 

64

22,66

63

37,45

 

 

60

0,58

50

47,33

 

 

57

5,02

53

15,05

 

 

59

0,06

58

8,29

 

 

62

7,62

62

26,21

 

 

61

3,1

51

34,57

 

 

59

0,06

54

8,29

 

 

52

52,42

51

34,57

 

 

55

17,98

58

1,25

 

 

61

3,1

57

0,01

 

 

65

33,18

53

15,05

 

 

54

27,46

53

15,05

 

 

55

17,98

59

4,49

 

 

56

10,5

53

15,05

 

 

60

0,58

52

23,81

 

 

54

27,46

60

94,67

 

 

60

0,58

Среднее зн. = 56,88 (х ср.)

Сумма=650,39

 

 

Среднее зн. = 59,24 (х ср.)

Сумма=292,62

 

 

 

 

 

 

Дисперсия = 650,39/25 = 26

 

 

 

Дисперсия = 292,63/25 = 11,7

 

 

 

 

 

 

 

t эмп = \56,88 - 59,24\:(26/25+11,7/25)^1/2 = 1,92

 

 

 

 

                 

 

Расчёт выборочной дисперсии и эмпирического показателя по t-критерию Стьюдента

 

Одарённые дети

 

 

Неодарённые дети

 

Физическая агрессия в баллах (х)

\х - х ср\^2

 

Физическая агрессия в баллах (х)

\х - х ср\^2

45

118,37

 

47

111,51

59

9,73

 

59

2,07

65

83,17

 

63

29,59

47

78,85

 

51

43,03

51

23,81

 

53

20,79

53

8,29

 

54

12,67

68

146,89

 

60

5,95

62

37,45

 

61

11,83

53

8,29

 

54

12,67

48

62,09

 

52

30,91

54

3,53

 

56

2,43

63

50,69

 

49

73,27

64

65,93

 

52

30,91

51

23,81

 

54

12,67

49

47,33

 

51

43,03

56

0,01

 

63

29,59

55

0,77

 

60

5,95

60

16,97

 

62

19,71

66

102,41

 

58

0,19

62

37,45

 

66

71,23

50

34,57

 

65

55,35

56

0,01

 

66

71,23

58

4,49

 

63

29,59

49

47,33

 

58

0,19

53

8,29

 

62

19,71

Среднее зн. = 55,88 (х ср.)

Сумма = 1020,53

 

Среднее зн. = 57,56 (х ср.)

Сумма = 746,07

 

 

 

 

 

Дисперсия = 1020,53/25 = 40,82

 

 

Дисперсия = 746,07/25 = 29,84

 

 

 

 

 

 

t эмп = \55,88 - 57,56\:(40,82/25+29,84/25)^1/2 = 0,59

 

 

 

 

Расчёт выборочной дисперсии и эмпирического показателя по t-критерию Стьюдента

Одарённые дети

 

 

Неодарённые дети

 

Косвенная агрессия в баллах (х)

\х - х ср\^2

 

Косвенная агрессия в баллах (х)

\х - х ср\^2

71

81,72

 

70

23,81

75

25,4

 

72

8,29

69

121,88

 

68

47,33

73

49,56

 

70

23,81

78

4,16

 

72

8,29

82

3,84

 

80

26,21

83

8,76

 

79

16,97

80

0

 

77

4,49

74

36,48

 

71

15,05

80

0

 

70

23,81

78

4,16

 

75

0,01

79

1,08

 

76

1,25

77

9,24

 

73

3,53

85

24,6

 

80

26,21

85

24,6

 

80

26,21

80

0

 

76

1,25

79

1,08

 

78

9,73

86

35,52

 

80

26,21

88

63,36

 

75

0,01

85

24,6

 

74

0,77

79

1,08

 

72

8,29

83

8,76

 

76

1,25

84

15,68

 

79

16,97

80

0

 

73

3,53

88

63,36

 

76

1,25

Среднее зн. = 80,04 (х ср.)

Сумма = 608,92

 

Среднее зн. = 74,88 (х ср.)

Сумма = 324,53

 

 

 

 

 

Дисперсия = 608,92/25 = 24,36

 

 

Дисперсия = 324,53/25 = 12,98

 

 

 

 

 

 

t эмп = \80,04 - 74,88\:(24,36/25+12,98/25)^1/2 = 4,23

 

 

 

Расчёт выборочной дисперсии и эмпирического показателя по t-критерию Стьюдента

Одарённые дети

 

 

Неодарённые дети

 

Аутоагрессия в баллах (х)

\х - х ср\^2

 

Аутоагрессия в баллах (х)

\х - х ср\^2

50

2,31

 

44

16,97

55

12,11

 

45

26,21

58

41,99

 

46

37,45

49

6,35

 

40

0,01

52

0,23

 

35

23,81

52

0,23

 

36

15,05

53

2,19

 

37

8,29

59

55,95

 

41

1,25

60

71,91

 

45

26,21

57

30,03

 

44

16,97

47

20,43

 

40

0,01

50

2,31

 

36

15,05

49

6,35

 

34

43,57

45

42,51

 

42

4,49

52

0,23

 

44

16,97

54

6,15

 

40

0,01

51

0,27

 

36

15,05

48

12,39

 

38

3,53

49

6,35

 

41

1,25

55

12,11

 

43

9,73

50

2,31

 

44

16,97

52

0,23

 

32

62,09

51

0,27

 

36

15,05

46

30,47

 

38

3,53

44

56,55

 

40

0,01

Среднее зн. = 51,52 (х ср.)

Сумма = 422,23

 

Среднее зн. = 39,88 (х ср.)

Сумма = 379,53

 

 

 

 

 

Дисперсия = 422,23/25 = 16,89

 

 

Дисперсия = 379,53/25 = 15,18

 

 

 

 

 

 

t эмп = \52,53 - 39,88\:(16,89/25+15,18/25)^1/2 =10,3

 

 

 

Расчёт выборочной дисперсии для одарённых детей

 

 

 

 

 

Поведенческая регуляция

Коммуникативный потенциал

Мор-нравств. Нормативность

Шкала личн. Потенциала, х

\х-х ср.\

\х - х ср\^2

40

21

12

73

1,4

1,96

36

27

15

78

6,6

43,56

44

9

7

60

14,4

207,36

38

15

5

58

6,4

40,96

48

13

10

71

3,4

11,56

43

24

8

75

0,6

0,36

37

26

11

74

0,4

0,16

41

21

8

70

4,4

19,36

43

20

10

73

1,4

1,96

47

16

6

69

5,4

29,16

43

14

7

64

10,4

108,16

50

23

9

82

7,6

57,76

51

20

5

76

1,6

2,56

47

13

11

71

3,4

11,56

49

10

13

72

2,4

5,76

48

28

10

86

11,6

134,56

41

26

7

74

0,4

0,16

50

27

12

89

14,6

213,16

52

24

15

91

16,6

275,56

51

17

8

76

1,6

2,56

49

19

5

73

1,4

1,96

56

21

5

82

7,6

57,76

46

22

7

75

0,6

0,36

47

15

6

68

6,4

40,96

45

26

9

80

5,6

31,36

 

 

 

Среднее значение (х ср.) = 74,4

 

Сумма=1300,6

Дисперсия = 1300,6/25 = 52,02

 

 

 

 

 

 

Расчёт выборочной дисперсии для неодарённых детей

 

 

 

Поведенческая ркгуляция

Коммуникативный потенциал

Мор-нравств. Нормативность

Шкала личн. Потенциала, х

\х-х ср.\

\х - х ср\^2

14

12

8

34

0,84

0,7056

12

14

5

31

3,84

14,7456

9

11

9

29

5,84

34,1056

15

13

6

34

0,84

0,7056

8

10

6

24

10,84

117,5056

9

15

7

31

3,84

14,7456

12

12

10

34

0,84

0,7056

11

12

8

31

3,84

14,7456

10

14

8

32

2,84

8,0656

10

10

11

31

3,84

14,7456

14

11

7

32

2,84

8,0656

13

11

8

32

2,84

8,0656

13

13

9

35

0,16

0,0256

12

14

6

32

2,84

8,0656

7

14

7

28

6,84

46,7856

6

17

10

33

1,84

3,3856

10

20

12

42

7,16

51,2656

13

18

9

40

5,16

26,6256

16

15

13

44

9,16

83,9056

10

15

11

36

1,16

1,3456

17

17

11

45

10,16

103,2256

15

18

8

41

9,16

83,9056

9

19

9

37

2,16

4,6656

13

16

13

42

7,16

51,2656

16

15

10

41

6,16

37,9456

 

 

 

Среднее зн. = 34,84 (х ср.)

Сумма: 739,32

 

 

 

 

 

 

Дисперсия = 739,32/25 = 29,57

 

 

 

 

 

Особенности развития личности интеллектуально одарённых детей

Дипломная работа

Подготовила Курочкина Надежда Николаевна

Московский Государственный открытый педагогический университет имени М.А.Шолохова

Факультет психологии

Электросталь

2004

Введение

Актуальна и мало изучена проблема адаптации и агрессивности одаренных детей. Мы рождаемся агрессивными. Уже первый крик ребенка агрессивен. Первая хватка младенца агрессивна, как и у маленькой обезьянки, которая повисает на шее своей матери. Первое общение является агрессивным: ребенок плачем сообщает о том, что он голоден, что ему больно и т.д. Также развитие личности ребенка напрямую связано с процессом адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием жизнь: немыслима жизнь без адаптации и равно адаптация не существует вне жизненного цикла организма. В последние годы проблема дезадаптации и агрессивности одаренных детей вызывает острую потребность у родителей и учителей в информации о том, каким способом помочь одарённому ребёнку, находящемуся в изоляции, как преодолеть боязнь социальных контактов, как справляться с асоциальным поведением, как научить одарённых детей управлять собой, изменять себя, противостоять обстоятельствам, как сделать так, чтобы одаренный ребенок мог полноценно жить, добиваться успехов, полностью реализовать свой интеллектуальный потенциал, а главное ощущать радость жизни. Зная особенности развития одаренного ребенка, родители, воспитатели и учителя могут помочь ему безболезненно адаптироваться в социуме. Боязнь социальных контактов приводит к изоляции ребенка. В последние годы среди одаренных детей стало больше изолированных детей. Причины могут быть разные: и целевая ориентация общества и долгие часы, которые дети проводят за компьютером, путешествуя в Интернете и очень часто личный пример родителей.

В нашей дипломной работе анализируются различные взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему развития личности одаренных детей. Прослеживаются отдельные возрастные периоды становления личности современного ребёнка. Исследуются психические особенности, связанные с особым строением личности и спецификой развития интеллектуально одарённого ребёнка. Также исследуются социально-психологические проблемы, возникающие у одарённого ребёнка в результате несоответствия особенностей его развития и тех требований, правил, стандартов, которые предоставляет к нему социум.

На основе полученных данных мы разработали ряд рекомендаций для учителей и родителей по психологической поддержке одаренных детей, по поиску баланса между социальными запросами общества и специальными потребностями, возможностями и интересами одаренного ребенка.

Проблема исследования:

Проблема агрессивности и адаптации одарённого ребёнка в микросоциуме не являлась до сих пор предметом многостороннего исследования в отечественной психологической науки, хотя необходимость углублённого изучения данной проблемы не вызывает сомнений.

Цель исследования:

Выявить специфику особенностей развития личности интеллектуально одаренного ребенка и на основании этих особенностей вскрыть сущность проблем дезадаптации и агрессивности.

Задачи исследования:

Анализ литературы отечественных и зарубежных психологов.

Формулирование исследовательской гипотезы

Подбор методик с целью проверки гипотезы

Осуществление эмпирического исследования.

Анализ полученных данных методами математической статистики

Обсуждение полученных результатов и выводы по итогам исследования.

Разработка рекомендаций по использованию полученных данных на практике.

Объект исследования:

Интеллектуально одаренные дети.

Предмет исследования:

Психологические особенности развития личности интеллектуально одаренных детей.

Гипотезы исследования:

Интеллектуально одаренные дети являются в целом более агрессивными по сравнению с детьми, которых не относят к интеллектуально одаренным.

Интеллектуально одаренные дети являются в целом более дезадаптированными в социуме по сравнению с детьми, которых не относят к интеллектуально одаренным.

Выборка:

Учащиеся интерната для одаренных детей «Интеллектуал» г. Москвы – 23 учащихся 8 класса, из них 10 девочек и 13 мальчиков (средний возраст – 13-14 лет).

Учащиеся общеобразовательной школы №1 г. Электростали – 27 учащихся 8 класса, из них 15 девочек и 12 мальчиков (средний возраст – 13-14 лет).

Методический инструментарий:

Для исследования степени агрессивности детей использовался опросник «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки. (32).

Для исследования степени дезадаптированности детей в социуме использовался многоуровневый личностный опросчик «Адаптивность» (24).

Определение того, какого ребенка можно отнести к интеллектуально одаренным детям, а какого нет, осуществлялось с помощью диагностики уровня интеллектуальных способностей детей учителями, которые использовали специальный опросник, составленный нами на основе рейтинговых шкал Рензулли-Хартмана. (54).

Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использования полученных в ходе экспериментального исследования данных для

создания условий эффективного взаимодействия учителя с одаренными детьми, способствующего проявлению и развитию познавательной активности последних в учебной деятельности и вне ее;

проведения педагогом-психологом перцептивного тренинга, направленного на формирование в классе обстановки понимания, взаимного доверия и формирования у одаренного ребенка необходимых социальных навыков;

совершенствования перцептивного, коммуникативного и педагогического общения, осуществляемого по субъект-субъектной схеме и лежащего в основе взаимодействия учителя с одаренным ребенком;

Организация комплекса скоординированных служб (социальных, педагогических, психологических, медицинских) для групп риска одаренных детей и их семей.

Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные положения по вопросам развития личности, нашедшие отражение в трудах психологов Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Т. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтеса, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.С. Юркевича, Э. Ландау и К. Тэкэкс и др.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 176.