Оценка конкурентоспособности хлопчатобумажных тканей, реализуемых магазином «Фантазия»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Конкурентоспособность – это ситуация, в которой один или несколько продавцов продают свои изделия одному клиенту за счет других потенциальных продавцов, т. е. Способность продукта выдерживать конкуренцию со стороны других производителей [18]. При этом мы можем также иметь дело с так называемой косвенной конкуренцией или ситуацией, в которой с нашими изделиями на рынке конкурируют их заменители (субституты).

Конкурентоспособность товара приводит в итоге к соответствию структуры предложения структуре спроса и потребностей клиента. Тот у кого это соответствие получается лучше, тот и выигрывает.

Для оценки конкурентоспособности определены следующие виды хлопчатобумажных тканей:

1. Ситец.

2. Батист.

3. Фланель.

4. Вельвет-рубчик.

Оценка конкурентоспособности проводилась комплексным методом. Процесс оценки конкурентоспособности хлопчатобумажных тканей включает следующие этапы:

1. Выбор номенклатуры показателей и свойств конкурентоспособности.

2. Оценка экспертным методом единичных (дифференциальных) показателей конкурентоспособности.

3. Перевод единичных показателей конкурентоспособности в относительные величины с использованием коэффициента весомости.

4. Определение комплексного показателя конкурентоспособности.

В качестве наиболее значимых для покупателей при выборе ткани были определены следующие показатели и свойства конкурентоспособности: уровень новизны, соответствие моде, уровень качества, близость производителя, цена [19].

Значение конкурентоспособности тканей, полученное на основе комплексного метода, рассчитывается как арифметическая сумма произведений значений показателей конкурентоспособности для оцениваемого товара и коэффициентов их весомости [3]:

 

 =  [3],

 

 – конкурентоспособность товара;

 – значение дифференциальной оценки по i-му показателю оцениваемого товара;

 – весомость i-го параметра в общем наборе из n параметров, характеризующих потребность.

Дифференциальная оценка каждого показателя для оцениваемого товара производится в баллах в соответствии с оценочной шкалой. В зависимости от степени проявления показателя или свойства в конкретном виде ткани по пятибалльной системе: лучшие показатели оцениваются в 5 баллов, хорошие – в 4, удовлетворительные – 3 и т.д.

Характеристика показателей конкурентоспособности исследуемых хлопчатобумажных тканей представлены в таблице 11.

Для того чтобы рассчитать комплексный показатель конкурентоспособности  необходимо определить весомость показателей.

Весомость показателей конкурентоспособности определяется методом ранжирования (табл. 11).

 

Таблица 11

Дифференциальная оценка показателей конкурентоспособности хлопчатобумажных тканей, реализуемых в магазине «Фантазия»

№ п/п Показатели, критерии Ситец Батист Фланель Вельвет-рубчик
1 Уровень новизны 2 1 3 5
2 Соответствие моде 2 1 3 4
3 Уровень качества 5 4 5 5
4 Близость производителя 5 3 5 3
5 Цена 4 5 3 2

Сумма баллов

18 14 19 19

 

Свойства, составляющие качество хлопчатобумажных тканей в разной степени влияют на них. Степень важности каждого из свойств оценивают коэффициентом весомости. Важнейшее требование – сумма коэффициентов весомости показателей всех свойств должна быть величиной постоянной и составлять единицу. Коэффициент весомости каждого показателя рассчитывают как отношение суммы рангов к общей сумме рангов всех показателей.

Например, весомость показателя такого свойства, как уровень новизны, рассчитывается следующим образом [4]:

 

 [4],

 

где – коэффициент весомости.

Аналогично рассчитывается весомость по каждому показателю.

Таблица 12

Расчет весомости показателей конкурентоспособности

№ п/п Наименование показателя Оценка важности показателя Весомость показателя,
1 Уровень новизны 3 0,15
2 Соответствие моде 4 0,20
3 Уровень качества 5 0,25
4 Близость производителя 3 0,15
5 Цена 5 0,25

Итого:

20 1

 

При ранжировании показателей по степени значимости выявлено, что наиболее приоритетными для покупателей являются уровень качества и цена. Их оценка равна 5 баллам, а коэффициент весомости по отношению к другим показателям составляет 0,25. Оценка в 4 балла по степени важности присвоена такому показателю, как соответствие моде, а коэффициент весомости – 0,20.

Комплексный показатель рассчитывается по приведенной выше формуле. Например, рассчитаем комплексный показатель для ситца:

 

1. 2 * 0,15 = 0,30 2. 2 * 0,20 = 0,40 3. 5 * 0,25 = 1,25

4. 5 * 0,15 = 0,75 5. 4 * 0,25 = 1


Сложив получены произведения, вычисляем комплексный показатель.

 

= 0,30+0,40+1,25+0,75+1 = 3,7

 

В таблице 13 представлен расчет комплексного показателя конкурентоспособности исследуемых хлопчатобумажных тканей различных производителей.

 

Таблица 13

Расчет комплексного показателя конкурентоспособности экспертируемых образцов хлопчатобумажных тканей

№ п/п Показатели Ситец Батист Фланель Вельвет-рубчик
1 Уровень новизны 0,30 0,15 0,45 0,75
2 Соответствие моде 0,40 0,20 0,60 0,80
3 Уровень качества 1,25 1 1,25 1,25
4 Близость производителя 0,75 0,45 0,75 0,45
5 Цена 1 1,25 0,75 0,50

3,70 3,05 3,80 3,75

 

В результате проведенной оценки конкурентоспособности выявлено, что наиболее высокий показатель у ткани фланель – 3,80. При среднем показателе конкурентоспособности по цене, данная ткань имеет высокие показатели качества. Также высокая конкурентоспособность этой ткани обусловлена таким показателем, как «близость производителя», изготовлена она в России отечественным предприятием. Данный фактор играет немаловажную роль при выборе покупателем ткани.

Наиболее низкий показатель конкурентоспособности присвоен ткани батист. Несмотря на то, что данная ткань является самой дешевой и отличается высокими показателями качества, она имеет очень низкие оценки по показателям «уровень новизны» и «соответствие моде». Эстетические свойства у данной ткани очень слабые. По итогам расчетов присвоен балл – 3,05.

Ткань ситец получила балл на 0,05 меньше чем вельвет-рубчик. Данная ткань так же отличается высокими показателями качества, доступная по цене любому покупателю, выработана отечественным производителем, но уровень новизны данной ткани достаточно низок. По итогам оценки конкурентоспособности присвоен балл 3,70.

Ткань вельвет рубчик заняла второе место по итогам оценки конкурентоспособности. Такой результат обусловлен тем, что ткань обладает очень высокими показателями качества, соответствует моде, а также уровень новизны её очень высок, но изготовлена не отечественным производителем и по цене доступна не каждому покупателю, по этим показателям соответственно получены самые низкие оценки – 0,45 и 0,50 баллов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

- оценка конкурентоспособности четырех видов тканей разных производителей: ситец – Россия, батист – Корея, фланель – Россия, вельвет-рубчик – Корея проводилась комплексным методом по существующему алгоритму;

- в качестве наиболее значимых для покупателей свойств были выбраны: уровень новизны, соответствие моде, уровень качества, близость производителя и цена;

- при ранжировании свойств по степени значимости выявлено, что приоритетными для покупателей являются цена и уровень качества, их оценка важности – 5, а коэффициент весомости по отношению к другим показателям соответственно равен 0,25.

- в результате проведенной оценки выявлено, что наиболее высокий коэффициент конкурентоспособности – 3,80 у ткани отечественного производства – фланели, которая при средней цене имеет высокие показатели качества. Самый низкий коэффициент конкурентоспособности – 3,05 у ткани батист, производителем которой является Корея. При достаточно высокой оценке уровня качества имеет самую низкую цену, но и очень низкий оценки по показателям «уровень новизны» и «соответствие моде».

Результаты оценки конкурентоспособности используют для выработки вывода о ней, а также – для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

Однако факт высокой конкурентоспособности самого изделия является необходимым условием реализации технического обслуживания, наличия рекламы, торгово-политических отношений между странами-производителями и т.д.

Но как же можно полностью оценить степень конкурентоспособности изделия, не зная покупательских предпочтений? Для этого в магазине «Фантазия» был проведен социологический опрос методом анкетирования, разработано 10 вопросов и предлагаемые ответы на них. Образец разработанной анкеты представлен в приложении 13.

В анкетировании участвовали 50 покупателей, после чего им были подарены небольшие сувениры: календари карманные, авторучки и брелоки с логотипом магазина «Фантазия».

По итогам данного опроса были получены следующие результаты:

1. Касаемо половозрастного вопроса выяснено, что магазин посещают в основном покупатели в возрасте до 30 лет – 28 человек – это 56% опрошенных, 22 % – 11 человек – покупатели в возрасте от 30 до 40 лет, от 40 до 50 – 9 человек – 18%, и от 50 лет – 2 человека – 4% соответственно. 92% опрошенных – женщины, и только 8% – мужчины. Такой результат для наглядности представлен на диаграммах, изображенных на рисунках 9-10.


 

 

Рис. 9. Доли возрастных категорий покупателей, участвовавших в анкетировании, %

 

 

 


Рис. 10. Отношение мужской половины покупателей к женской, участвовавшей в опросе, %

 

2. Размеры месячных доходов опрошенных лиц распределились следующим образом: наибольший процент принадлежит второму варианту ответов – от 5 до 10 тыс. руб. и составляет 48%, далее идет заработок от 10 до 15 тыс. руб. – 26% опрошенных, до 5 тыс. руб и от 15 тыс. руб. – 8% и 18% соответственно (рис. 11).


 


Рис. 11. Отношение месячного заработка опрашиваемых лиц, %

 

3. На вопрос о посещаемости нашего магазина: 1) 20 человек ответили «раз в неделю», 2) 13 – пару раз в месяц, 3) 10 – реже 1-го раза в месяц, 4) 7 – несколько раз в неделю. Процентное отношение данных результатов представлено на диаграмме (рис. 12).

 

 


Рис. 12. Отношение посещаемости магазина «Фантазия» покупателями, %


По приходу в магазин 44 человека имеют положительный выбор и всегда находят то, что им нужно, 5 человек из опрошенных лишь иногда подбирают себе покупку, и только 1 человек ответил на наш вопрос: «Очень редко» (рис. 13).

 

 


Рис. 13. Отношение результатов выбора покупок, %

 

4. На вопрос о том, какие ткани предпочитают покупатели, мнения разделились следующим образом: хлопчатобумажные ткани предпочитают остальным 21 человек, льняные – 9, шелковые – 13, шерстяные –5, и только 2 человек – ткани из синтетических волокон. Результат выражен в процентном отношении и графически представлен на следующей диаграмме (рис. 14).

5.

Рис. 14. Отношение выбора вида тканей, %


При выборе текстуры ткани основная часть опрошенных опирается на влияние моды – это 24 человека опрошенных (48%), чуть меньше покупателей покупают ткань, которая им просто понравилась по фасону – 17 человек (34%), 9 человек давно хотели приобрести ту модель ткани, которая им давно нравилась (18%) (рис. 15).

 

 

Рис. 15. Соотношение выбора текстуры ткани, %

 

6. На вопрос о производителях ткани ответы выглядели так: никогда не обращают внимания на производителя всего лишь 2 человека из опрошенных 50, редко – 8, всегда обращают внимание – 40 человек. При этом 43 человека от опрошенных предпочитают отечественного производителя тканей зарубежному. И только 7 человек считают более качественными ткани изготовленные, например, в Китае, Турции и т.д. Данный результат представлен на диаграмме для более наглядного представления (рис. 16).


 

Рис. 16. Соотношение выбора производителей тканей, %

 

7. После подсчета результатов ответов на 10 вопрос анкеты получены следующие результаты: первое место по степени важности для покупателей занимает состав ткани, данный показатель набрал 160 баллов, второе место присвоено качеству и количество баллов составляет 155, третье – производитель – 135 баллов, четвертое – цена – 50 баллов. Процентное соотношение присвоенных баллов изображено на диаграмме на рисунке 17.

 

 

Рис. 17.Соотношение баллов, присвоенных тканям по итогам опроса, %


Но что же все-таки важнее для покупателей при выборе той или иной ткани: качество или цена? Для 96% опрошенных (48 человека) качество играет более важную роль, чем цена. 4 % опрошенных (2 человек) в первую очередь обращают внимание на цену ткани, и только потом на её качество. Данный результат наглядно представлен в виде диаграммы на рисунке 18.

 

 

Рис. 18. Степень важности показателей качества и цены для покупателей, %

 

Основываясь на результатах социологического опроса, проведенного в магазине «Фантазия» среди покупателей можно сделать следующие выводы:

- в основном магазин «Фантазия» посещают покупатели в возрасте до 30 лет, и в основном женская половина – 92%;

- основная масса опрошенных имеет среднемесячный доход от 5 до 10 тыс. руб. Это говорит о том, что в основном магазин имеет покупателей со средним заработком, поэтому цены должны быть умеренные;

- у магазина есть постоянные покупатели, которые посещают его несколько раз в неделю. Это говорит о том, что магазин достаточно рентабелен;

- 88% опрошенных всегда довольны предложенным ассортиментом продукции и всегда находят необходимый им товар;

- наибольшим спросом у покупателей пользуются хлопчатобумажные ткани, следовательно, исследуемые нами ткани достаточно конкурентоспособны;

- в основном при выборе текстуры тканей покупатели основываются на тенденциях моды и на своём вкусе;

- 80% покупателей при выборе ткани всегда обращают внимание на производителя, а 86% от опрошенного количества человек предпочитают отечественного производителя зарубежному. Можно сделать вывод, что потребность покупателей в отечественной продукции всегда будет удовлетворена, так как основную долю тканей представляют российские производители;

- при выборе ткани особое внимание уделяется составу и её качеству. 96% опрошенных покупателей считают, что главным являются именно эти показатели и только потом следует обращать внимание на цену.

 














Дата: 2019-05-28, просмотров: 178.