Американские выборы и новый вектор развития отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Политика Америки в 21 столетии заключается в следующем:

1. Сохранить статус лидера в геополитической и военной сферах.

       2. Избежать возникновение неуправляемой сверхдержавы или коалиции способной, сформировать новый геополитический мир.

    3.Сохранить доминирование в научном и техническом прогрессе.[10]

 

Традиционно кандидаты в президенты США не заостряют внимание международным делам. Весь упор делается на внутреннюю политику. Кандидаты ездят по разным штатам и проводят агитацию. Вбухивают баснословные деньги на рекламу, участвуют в дебатах и митингах. Конкуренты поливают друг друга грязью и взаимными претензиями. Одним словом выборы в США это самое настоящее шоу.[11] Однако вернёмся к исходной теме.

        Однако в предвыборных выступлениях. Джордж Буш напоминал об американской исключительности, а также об особой миссии несения демократии по всему и продвижению либеральных институтов в традиционные и авторитарные общества. При этом Буш не отрицал, что для достижения данной цели все средства хороши. Использование вооружённых сил оставалось хорошим способом для сохранения существующего миропорядка. Да и пропаганда американской массовой культуры было тоже не лишней. Мир по-американски не должен держаться на силе одного оружия, иначе он рухнет, как рухнул СССР.

После того как Джорджа Буша младший стал главой государства. Он обозначил несколько задач во внешнеполитической сфере:

1.Разрешить расхождения по вопросам сотрудничества с европейскими союзниками, но при этом сохранить лидирующее положение. Наладить глубокие связи между ЕСБО и НАТО. При этом опять же сохранить доминирующую роль США.

2. Если Россия позволит вести политику, идущую вразрез с линией американцев,Америка всеми силами помешает, введёт экономические и политические санкции. При этом Россия останется второразрядным членом европейского сообщества. Сильная Россия не нужна Америке, но и слабая не нужна тоже. Ведь дестабилизация политической обстановки, может привести к распространению ядерного оружия.[12]

3. Сохранить и развивать экономическое сотрудничество с Китаем. Тем не менее американцы, понимали, что поднебесная – это экономический конкурент, а не партнер. И к нему стоит относиться без враждебности, но и без иллюзий. Ведь в этом удивительном Китае, мало того , что капитализм, так и ещё под руководством коммунистической партии. Тем не менее в военном плане, Китай не опасен в отличие от России. Не имеет сильной ни армии, ни флота.

Министерством обороны США для достижения военно-политического доминирования были сформированы следующие задачи:[13]

-Обеспечить эффективную систему ПРО

-Сдержать распространение ядерного оружия

- Обеспечить боеготовность вооружённых сил США и их союзников

-Модернизировать обороно-промышленный комплекс[14]

             Интересный момент каждые выборы американские выборщики дают голоса такому кандидату, который по мнению европейцев ни по каким параметрам не подходит на должность президента. Ярким примером «ошибочного выбора» является Рональд Рейган,40-й президент США. До карьеры политика, он успел побывать, актёром и телеведущим и даже был награждён премией Гражданин Голливуда.

             Джордж Буш младший тоже выделился. Он был владельцем бейсбольной команды Техас Рейнджерс, и губернатором штата Техас (на этой должности он пробыл около шести лет). Чтобы стать кандидатом в Президенты США ему потребовалось :

-Проводить активную хозяйственную деятельность в штате Техас

-Активно продвигать христианские идеи в народные массы

-Быть сыном 41-го президента Соединённых Штатов

После оглушительного успеха на выборах в губернаторы, начался резкий взлёт политической карьеры Джорджа Уорена Буша. Он баллотируется в кандидаты президента США.А на выборах и неожиданно побеждает кандидата от демократов Альберта Гора. Для Европы это абсолютно нетипично, чтобы занять серьёзный руководящий пост, политику необходимо работать как волк в политической сфере долгие годы, а то и десятилетия. Чем руководствуются американские выборщики, когда они отдают свои голоса за того или другого кандидата остаётся загадкой для многих.[15]

Европейцы всей душой и сердцем надеялись на избрание Альберта Гора. Они думали, что Альберт продолжит политику Билла Клинтона, который укрепил экономические и политические связи с Европой. Джордж Буш был для Европы тёмной лошадкой, от которой они не знали, чего ожидать. Несмотря на отсутствие требуемого политического опыта, Джордж создал кабинет достаточно опытных советников по внешнеполитическим делам.[16] Давайте рассмотрим каждого из них:

- Колин Лютер Пауэлл. Он был назначен государственным секретарём. Бывший военный генерал. Является ветераном войны во Вьетнаме. Взлёт политической карьеры начался в конце 1960-х после окончания Университета Джорджа Вашингтона. В качестве стажёра он направился в Пентагон, имея звания подполковника он был назначен помощником заместителя начальника штаба сухопутных войск. Дальше-больше. Колина направили на стажировку уже в Белый Дом. В 1983 году он получил новое назначение стал помощником Министра Обороны, а в ноябре 1987 года сам президент Рональд Рейган назначил Пауэлла советником по национальной безопасности. В 1989 году Колин Пауэлл стал первым афроамериканцем, назначенным на пост председателя Объединённого комитета начальников штабов. Он был одним из руководителей военной компании в Панаме, военной операции «Буря в Пустыни». Колин Пауэлл сыграл ключевую по урегулированию переворота в Гаити. Ему удалось в ходе переговоров убедить военную хунту вернуть к власти свергнутого президента Жана Бертрана Аристида. Ему пророчили должность президента США, однако вступив в республиканскую партию, Колин Пауэлл отказался от президентских амбиций. На основе этой информации можно сделать вывод, что Колин Пауэлл имел большой политический опыт, был умелым переговорщиком.

- Кондолиза Райс. Она была назначена советником по национальной безопасности. Бывший преподаватель политологии Стэнфордского университета. В 1989 временно прервав карьеру научного сотрудника, начала карьеру политическую. Но стоит заметить, если бы Кондолиза не находилась в Совете по международным связям Стэндфордского университета, то не факт, что ей это удалось. С 1989 по 1991 год находилась в Совете национальной безопасности США на посту директора отдела по делам СССР и Восточной Европы. Параллельно с этой должностью она помощником президента по делам национальной безопасности. В 1991 году возвращается в Стэндфордский университет и продолжает преподавать политологию. Во время предвыборной гонки Джордж Буш назначает её одним из советников по внешней политике. Видимо Кондолизу посоветовал Джордж Буш старший который помнил о ее заслугах в бархатных революции и падении берлинской стены. Можем назвать её блестящим теоретиком в области политологии, особенно по части СССР и Восточной Европы, однако политический опыт у нее сравнительно небольшой.

- Дик Чейни. Он был назначен вице-президентом. Пожалуй самый опытный из советников, да и влияет он больше на администрацию чем сам президент. В администрации президента работал с 1970-х. С 1989 по 1993 год занимал пост министра обороны. После ухода с поста занялся бизнесом. Но в 2000 году опять вернулся в политику. Имеет множество связей, может повлиять на каждого конгрессмена и должностное лицо Белого дома.

- Роберта Зеллик. Он был назначен уполномоченным по вопросам торговли. С 1978 года работал ассистентом в отделе криминальных расследований аппарата заместителя министра юстиции. Позже пытался заняться частной юридической практикой, но не вышло. С 1985 по 1988 год работал в Министерстве финансов США, параллельно с этим участвовал в предвыборной компании Джорджа Буша старшего. С 1989 по 1991 год находился на службе Гос. департамента США. Участвовал в переговорах по Объединению ФРГ и ГДР, а на экономических саммитах Большой восьмёрки(1991 и 1992 годы),являлся представителем от Соединённых штатов.В 1993 году, устав от государственной службы решил попробовать свои силы в бизнесе, однако не вышло. Во время предвыборной гонки примкнул к компании Джорджа Буша младшего.

Узнав немного о «свите» Джорджа, мы можем подвести итог. Во время проведения внешней политики, это человек ориентировался на своих советников, так как он не располагал реальными знаниями в геополитике. Джордж Буш не имел практического опыта во внешнеполитической деятельности. В целом от его советников зависела вся внешнеполитическая карта Соединённых штатов. [17]

          Первые 100 дней президентства Джордж Буш во внешней политике не показывал активности, то во внутренней он сразу же «взял быка за рога». Он поставил под контроль республиканской партии обе законодательной платы, для установления законов выгодных ему в первую очередь. Разработал налоговую реформу, которая должна была изменить к лучшему не только жизнь американских граждан, но и оказать существенное влияние на мировую экономику. Делать на внутреннюю политику в первые месяцы избрания, любимое дело многих американских президентов. Связанно это со спецификой американского менталитета и политической культурой США. Ведь избиратели должны увидеть, как старается избранный ими президент.[18]

              Несмотря на то, что европейцы были не очень довольны результатами выборов, но один факт их всё-таки обрадовал. На выборах Джордж Буш получил небольшое преимущество перед Альбертом Гором (271 против 266 голосов). А это значит, что силы республиканцев и демократов в Сенате будут примерно равными. А в такой ситуации администрации Буша будет придерживаться Центристского пути. Однако европейцы получили от американцев не очень приятный сюрприз.

                Джордж Буш собирался создать систему ПРО на территорию Европы, что вызвало обеспокоенность в Европе и раздражение в России. В то время, когда европейцы налаживали политические связи с Ираном, Северной Кореей, Китаем, Россией, Америка могла всё сильно подпортить размещением системы противоракетной    обороны. Мощный шквал критики на этот дорогостоящий проект вылила Россия, заявляя об нарушениях договоров ОСВ-1 и ОСВ-2 со стороны США.[19] Тем не менее эти странные планы, оказались только словами и русским, «проходившим утюгом» Чеченскую республику можно было вздохнуть с облегчением.

Несмотря на казус, связанный с размещением ПРО, международные отношения Европы и Америки не сильно изменились. Никто не хотел сокращать огромный товарооборот. Да и США было выгодно расширение ЕС на восток. Америка и Европейскому союз положительно относились к вступлению России и Китая во Всемирное Торговое Объединение.

                      Но во всём этом тандеме США в очередной раз показали свою уникальность. США отказались подписывать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, отказались и от его ратификации. Отказались от подписания других важнейших документов (ратификации Киотского протокола и подписания Оттавского договора.). Вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны. Политические разногласия между ЕС и США снова показали себя во всей красе. И объединить тандем ЕС-США может только несчастье, которое заставит сплотиться и действовать сообща.

         Это несчастье произошло 11 сентября 2001 года, когда на территории США случилась целая серия терактов, унесшая 2977 жизней.[20] Была ли это выходка исламистов или операция ЦРУ, направления для предлога вторжения в Афганистан современным историкам стоит выяснить. Международная реакция была незамедлительной. Страны ЕС внесли законопроекты, связанные с противодействием терроризма. В США и Европе началась антиисламская истерия, а Россия больше не страдала от давления, оказанным западом, в связи с чеченским вопросом. Рейтинг Джорджа Буша заметно вырос. Появилась необходимость ликвидировать врага в лице исламского терроризма.

В октябре 2001 года НАТО провели военную операцию Несокрушимая свобода в Афганистане. Задачами американцев и их союзников были:[21]

-свержение экстремистского режима, возглавляемого талибами. Установление демократического режима на территории республики Афганистан.

-Ликвидация террористической организации Аль-Каида

В течение 2-х месяцев североатлантическому альянсу удалось вытеснить талибов со всех ключевых позиций и крупных населенных пунктов. Однако это было не победа, а лишь началом партизанской войны. Которая будет длиться по сей день. Первая половина 2002 года прошла относительно спокойно для афганского народа. Террористических актов и боевых действий не наблюдалось. Однако это было затишьем перед бурей. Талибан, избегая столкновений с силами альянса стремительно набирал мощь.

  Не решив полностью афганский вопрос, имея все шансы надолго застрять в Центральной Азии. Американское правительство решилось ещё на одну военную операцию.

 

Вторжение в Ирак

           У военного конфликта, возникшего между США и Ираком, имеется долгая предыстория началась она ещё в начале 90-х. После окончания войны в Персидском заливе, Специальная комиссия ООН совершала визиты в Ирак с целью проверки на наличие программ, разрабатывающих химическое или биологическое оружие. Всё было хорошо ровным счётом до 1998 года, с того времени иракская сторона отказывалась сотрудничать с ООН. Однако это ещё не всё. С завершением военного конфликта, на территории Ирака, где преимущественно проживали курды были введены воздушные зоны, где появляться ВВС Ирака было категорически запрещено. Американские и британские военные самолёты контролировали эти районы, для предотвращения репрессий курдов со стороны диктатора Саддама Хусейна.

Тем не менее авторитарный режим усиливался, а у США всё больше накапливалось подозрений, касаемо Ирака и его разработок оружия массового поражения.[22]

В декабре 1998 года на территории Ирака, вооружёнными силами США и Великобритании была проведена военная операция «Лиса пустыни». Масштабным этот конфликт не назовёшь. Так как он длился всего 2 дня. Сухопутные войска задействованы не были, а военные самолёты щедро осыпали бомбами объекты, где предположительно разрабатывалось или уже находилось оружие массового поражения.

У этой военной компании было несколько целей:

- Прощупывание реальной силы Иракской армии и ПВО

-Ослабление политического режима Саддама Хусейна

-Нанесение максимального ущерба состоянию предполагаемых разработок оружия массового поражения

Не стоит забывать, что военная операция была на руку Биллу Клинтону. Для отвлечения внимания американского общества от скандала с участием Моники Левински нужна была маленькая победоносная война.

     Несмотря на полное поражение Вооружённые силы Ирака продолжали обстреливать американские самолёты, которые контролировали неполётные зоны, в которых проживали курды. Такие инциденты проходили регулярно с 1999 плоть до начала 2003 года.

       Всё это время Американцы пытались доказать, что режим Саддама Хусейна  представляет угрозу всему человечеству. Иракского лидера в обвиняли в следующих грехах:

1.Сотрудничество с террористическими организациями.

2.Разработка или наличие оружия массового поражения.

3.Разработка или наличие химического и биологического оружия.

4.Нарушение прав человека.

Если с четвёртым пунктом всё достаточно правдоподобно, то с остальными нужно разобраться. Несмотря на

 

 

          

 

 


[1] Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496 с.

[2] История международных отношений : учебник для вузов / под ред. Н. А. Власова. — М. : Издательство Юрайт, 2016 — 316 с.

[3] Гриффитс Р.Т. Основания европейской интеграции. – Полис. 2002, №4

[4] Право Европейского Союза. Новый этап революции: 2009–2017 годы. М.: Изд-во «Аксиом», 2009. — 304 с.

[5]Европейская безопасность: вызовы и проблемы. Нестеров А.Г: Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2008. —172 с.

[6] Верёвкин С. Как США будут воевать против Ирана // Россия и мусульманский мир. - 2008. - № 2. – с. 111.

[7] Уткин А.И. США - ЕС: два полюса, два взгляда // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2005. - № 7. – с. 27.

[8] Кудров В. М. Мировая экономика: социально-экономические модели учеб.пособие.ИНФРА-М, 2011. - 399 с.

[9] Стрежнева М.В., Руденкова Д.Э. Европейский союз: архитектура внешней политики. М.: ИМЭМО РАН, 2016. – 135 c.

[10] Гарусова Л.Н. Внешняя политика Соединенных Штатов Америки: основные тенденции и направления (1990–2000-е гг.) (Учебное пособие). Владивосток. Россия. 2004.153 с

[11] Джордж Буш. Ключевые решения. ОлмаМедиаГрупп. пер Акимова О. М. Россия.2011 г.544 с.

[12] Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. М.Россия. 2001.

[13] Внешняя политика США // Электронный журнал Госдепартамента США. Т. 5. № 2. Сентябрь 2000.

[14] Шаклеина Т.А. Внешнеполитические дискуссии в США: поиски глобальной стратегии // США-Канада: ЭПК. № 10. 2002.

[15] Странные выборы: за кого на самом деле голосуют американцы? https://www.bbc.com/russian/features-37914533 (дата обращения: 01.05.2019)

[16] Уткин А.И. Американская империя. — М.: Изд-во Эксмо, 2003 —736 с.

[17] А.И. Уткин. Закон геополитической гравитации. // Свободная мысль, № 10, 2003

[18] Э.Я. Баталов. Русская идея и американская мечта. // США и Канада: экономика, политика,

культура, 2000, № 11.

[19] Договоры между Россией и США о сокращении СНВ. URL: https://ria.ru/spravka/20130619/944340322.html (дата обращения:03.04.2017

[20] Террористические акты 11 сентября URL: https://ushistory.ru/index.php/populjarnaja-literatura/281-terakt-11-sentjabrja-2001-goda (дата обращения: 03.04.2017)

[21] Военная операция НАТО в Афганистане .URL: https://ria.ru/spravka/20161007/1478587232.html (дата обращения: 03.04.2017)

[22] Кузнецов Д. В. Иракский кризис. Очерк событий. Документы и материалы: Учебное пособие. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. — 259 с.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 166.