Бытие вообще - слишком абстрактная для анализа категория, поскольку самосохранение всегда конкретно. Конкретное бытие тождественно с понятием качества.
"Качество есть тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество". "Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их". Определенность, устойчивость – дефиниции самосохранения объектов.
Определенность означает наличие предела. "Определенность предмета в силу чего он есть именно этот предмет, а не другой, называется качественной границей". "Граница предмета возможна лишь благодаря существованию других предметов". Взаимное стремление к самосохранению этих предметов и производит указываемое ограничение.
Предел есть граница самосохранения данного объекта. "Присматриваясь ближе к границе, мы находим, что она заключает в себе противоречие и, следовательно, оказывается диалектичной, а именно: граница составляет с одной стороны реальность наличного бытия, а с другой стороны она есть его отрицание". С той, другой стороны границы мы найдем стремление к самосохранению другого объекта, отрицающего самосохранение первого. "Любое определение есть отрицание".
Таким образом, мы видим неизбежность противоречия самосохранения (отрицания), вытекающего из одного факта существования материи. "Противоречие не следует считать просто какой-то ненормальностью, встречающейся кое-где, оно есть отрицательное в своем существенном определении, принцип всякого самодвижения". "Истинное – естественное, историческое и диалектическое отрицание как раз и есть движущее начало всякого развития".
Материя в целом не положительна и не отрицательна, но в своем стремлении к самосохранению она порождает положительные решения этого стремления, вытесняя отрицательную составляющую на их границу. Отрицание - это категория, отражающая противоречие воспроизводства объекта эволюции, за которым стоит энергия всех форм движения, направленная на его самосохранение. Степень отрицания отражает остроту этого противоречия.
Стремление к устойчивости, неизменности, самосохранению объекта, означает, в конечном счете, стремление к конечному, положительному. Предельное, т.е. конечное этого стремления порождает и предельное отрицание этого конечного, т.е. бесконечное. Если конечное это снятое противоречие, то "бесконечность есть противоречие и она полна противоречий...".
"Где мост между конечным и бесконечным?" - спрашивал Гегель. Этим мостом является степень отрицания. Поскольку она выражает собой отношение к конечному, постольку она есть мера этой конечности. При изменении ее от 0 до 1 конечное превращается в бесконечное. Как говорил Джордано Бруно, "кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей".
Полное (100%) отрицание означает бесконечное, неопределенное, изменчивое. Отсутствие отрицания означает собственно конечное, определенное, неизменное. Интересно заметить, что абсолютным конечным, т.е. и определенным и неизменным является также и небытие. Однако оно, в отличие от конечного бытия, не порождает своего отрицания.
Материя Вселенной в целом как некая совокупность положительного конечного бытия вместе с тем включает и равное отрицание своей конечности (порожденной ею же), и оттого бесконечна, т.е. не соотносима ни с чем иным, а в приближении к себе превращается в абсолютную изменчивую неопределенность. Величина отрицания изолированной части материи или материи в целом, должна быть постоянной величиной просто в силу известного закона сохранения энергии.
Отрицание по своей сути склонно к разрешению своего противоречия и переходу в конечное, но абсолютное отрицание, т.е. бесконечное, делает это неотвратимо. Эта ситуация схожа с движением качелей, несущихся вверх, и испытывающих отрицающее это движение воздействие силы тяготения. Однако, лишь с достижением максимального подъема эта сила достигает абсолютного отрицания движения вверх и принуждает к движению обратному настолько сильному, что будет преодолевать все силы противодействующие этому движению.
Сущностное отрицание не просто имеет место, оно всегда нарастает до величины бесконечности, ставящей под вопрос существование охваченных им объектов, а затем только начинает переходить в конечное.
В результате имевшее место противоречие обязательно разрешается с качественным изменением, что мы и называем развитием, и далее исчезает. Оно стремится к своему исчезновению по своей природе. Не будь этой закономерности, противоречие не порождало бы эволюцию, а движение было бы бессмысленным.
Всякое бесконечное отрицание предполагает снятие своего противоречия, исключая принципиальную дальнейшую возможность его возникновения. Для этого необходимо структурное изменение материи, при котором исходное состояние абсолютно отрицается. После этого материя изменяется настолько, что условия породившие необходимость прежнего отрицания исчезают в данной части материи навсегда, а результат этого отрицания сохраняется в эволюционном объекте только в снятой форме онтогенеза. Таким образом, мы (на Земле) навсегда потеряли условия для возникновения жизни, появления человека, возникновения древней или феодальной общественной формации и т.п.
В то же время противоречие самосохранения так же неуничтожимо, разумеется, как и сама материя. Разрешаясь в ходе развития материи, оно только переходит из одной своей формы в другую, реализуя "...взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности."
Объект эволюции
Из бесконечной неоднородности и многообразия материи вытекает неравенство условий для ее объектов и неравномерность скоростей их развития. В процессе самоотрицания материя неизбежно делится на отрицающую (объекты эволюции) и отрицаемую как более и менее активные свои части. Объекты эволюции имеют в каждый данный момент опережающее развитие, обладают наивысшей скоростью развития и изменяют в ходе этого развития структурный уровень материи. Отрицающая часть формирует эволюционный ствол развития материи. Ствол – это наиболее быстро эволюционирующая ветвь. Поскольку таковая, как правило, всегда одна, мы имеем единый ствол эволюции.
Рис. 1: 1 - ствол эволюции; 2 - ветви эволюции.
Отрицаемая материя, как правило, не элиминируется в акте самоотрицания. Она не теряет свойства стремления к самосохранению в принципе, но не обладает уже такой энергией самосохранения как отрицающая ее составляющая. В связи с этим интенсивность развития ее теперь будет другого, низшего порядка. Отрицаемая часть материи отходит от ствола эволюции в виде ветвей, образуя древо эволюции. Ветви эволюции занимают между собой определенное функциональное место и образуют в совокупности (природную) среду.
В отличие от них объекты ствола эволюции никакого определенного функционального места в структуре среды не имеют, соотносясь как бы со всей их окружающей средой в целом, благодаря максимальной энергии и степени противоречия самосохранения. Объект эволюции реализует самоотрицание материи в изменении ее структурного уровня.
Совокупность взаимодействующих между собой объектов эволюции и среды образует эволюционную систему. Разумеется, в нашем анализе идеальной, в противоположность реальным системам, обладающим особенными отклонениями. Среда присутствует в эволюционной системе как бы в качестве фундамента, играя необходимую роль для простого воспроизводства объектов эволюции, но второстепенную для самого эволюционного процесса.
С отщеплением ветвей эволюционный ствол постепенно сужается и в прогрессивной эволюции материи участвует все меньшая доля материи.
В свою очередь, увеличиваются размеры объекта эволюции, сложность, способность их к самоизменению, скорость эволюции, и т.д.. Уровень самоотрицания объектов эволюции повышается. Поэтому можно предположить, что в определенный момент, когда объект эволюции достигнет размеров ствола эволюции, и когда внешнее отрицание станет меньше внутреннего, т.е. меньше 50%, - начнется ассимиляция им среды. Возможно, появление Сознания и есть этот переломный момент, поскольку оно породило феномен активного преобразования и включения в себя среды с целью обеспечения собственного самосохранения. Сознание – это высшая форма самоотрицания материи.
В конкретике установить границу ствола эволюции и среды весьма сложно и это должно остаться темой для конкретных исследований. Также непростым является вопрос об идентификации эволюционного ствола. Хотя, правильным ответом является: одна материальная система – один ствол, но в практическом рассмотрении четко вычленить его сложно. Во-первых, ствол эволюции включает в себя не один объект, а их совокупность, образующих систему; во-вторых, в каждый конкретный момент времени существует несколько базовых ветвей, из которых истинный ствол будет выявлен лишь процессом развития; в третьих, сюда же примыкает проблема границы объектов эволюции и среды. Все эти понятия относятся на практике к категории "размытых понятий", поэтому в рамках нашего рассмотрения достаточно ограничиться теоретическим анализом.
Объект эволюции может структурно находиться между двух возможных состояний. Первое, когда его элементы находятся между собой в неупорядоченном взаимодействии, составляя систему как совокупность неорганизованных элементов. Второе, когда его элементы находятся между собой в упорядоченном взаимодействии, составляя систему как совокупность организованных элементов.
В первом случае элементы, представляя собой устойчивые объекты, несут собственное отрицание на границе с другими тождественными между собой элементами, которое обозначим как внешнее отрицание. Устойчивость, определенность, конечность объекта есть устойчивость, определенность и конечность его отношения со средой. Устойчивость таких объектов определяет стремление их к количественному росту и соответственно росту взаимного отрицания, как противоречия их воспроизводства, вплоть до абсолютного, полного, бесконечного отрицания (А). После чего оно должно начать переход (В) в конечное состояние, т.е. в образование организованной системы (С), включающей в себя все элементы, с растущим противоречием со средой.
Рис. 2."Об отталкивании говорят в основном при рассмотрении материи и понимают под этим выражением именно то, что материя будучи многим, в каждом из этих многих одних ведет себя как исключающее все остальные... но каждое из многих само есть единое и поскольку оно ведет себя как таковое, то это всестороннее отталкивание переходит в свою противоположность – притяжение."
Во втором случае система, включая в себя все элементы, не может по определению иметь внешнего отрицания. Отрицание таких объектов, противоречие самосохранения, находится на их внутренней границе со средой, что означает их самоотрицание. Это внутреннее отрицание, или самоотрицание, эквивалентно ее внутреннему конечному содержанию и поэтому она всегда является бесконечной, т.е. абсолютно неустойчивой, изменчивой, неопределенной.
Рис. 3.
В силу неустойчивости таких объектов (А) они стремятся к внутреннему изменению в сторону повышения устойчивости. При возможности они снижают свое внутреннее отрицание (противоречие) за счет образования внешних связей (противоречий) с другими объектами (В) вплоть до эволюции в новый элемент (С).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 168.