Таким образом, конкурентоспособность товара определяется его удельной ценой, под которой понимается отношение цены товара к полезному эффекту, отражающему оправданную отдачу его востребованных потребительских свойств в конкретных условиях. Каждый рынок, имеет свои особенности. Цена должна оправдывать предложение при реализации товара, а предложение новой продукции стимулироваться ценой. Таким образом, если "цена" выступает и является всего лишь инструментом сбыта продукции, то "конкурентоспособное качество" остается единственным фактором развития рынка - тем стержнем, под которым следует понимать уже не определенные показатели продукта, а весь комплекс мероприятий, направленный на его получение и подачу конечному пользователю. Петля изучения "конкурентоспособного качества" начинается с детального изучения перспективного рынка и включает:
выработку требований к новому продукту и его разработку;
выбор поставщиков качественного сырья и жесткий входящий контроль;
регламентирование всех стадий производства и промежуточного контроля.
На стадии выхода конечного продукта он должен соответствовать всем заложенным характеристикам, т.е. показателям и свойствам, в соответствии с которыми он разрабатывается и на основании которых уточняется его целевой сегмент, определяются ценовая ниша и стартовая цена вывода на рынок.
Неотъемлемой частью конкурентоспособного качества продукта является уровень его сервисного обслуживания: от разработки информационного сопровождения, консультирования по правильному выбору продукции до гарантийного и послегарантийного обслуживания, включая доработку материала под конкретные требования потребителя.
Последний пункт является достаточно важным для поддержания продукта на рынке, который должен четко и быстро реагировать на изменение рыночной ситуации. В качестве примера можно привести внедрение новых материалов, разработка более мощных ВНВР, и т.д.
Кроме этого, важным направлением, способствующим повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Аргон», должно явиться внедрение на предприятии системы обеспечения качества, которая должна охватывать все виды деятельности предприятия.
. Обеспечение качества - это запланированные систематические процедуры, реализуемые в системе качества с целью обеспечения адекватной уверенности, что объект будет выполнять требования к качеству.
Система обеспечения качества ОАО «Аргон» должна базироваться на следующих принципах:
выпуск конкурентоспособной продукции при постоянном снижении затрат материальных, энергетических и трудовых ресурсов;
учет и полную компенсацию потребителю всех издержек, связанных с возникновением случайных дефектов изделия;
постоянную связь с поставщиками материалов и комплектующих изделий с целью повышения качества продукции поставщиков;
постоянную связь с потребителями с целью выявления дефектности и предложений по повышению потребительских свойств;
реализацию принципа персональной ответственности за качество труда и признание заслуг исполнителя;
целенаправленное, постоянное повышение квалификации специалистов и рабочих;
Проанализируем перечисленные выше принципы. Они однозначно определяют цель системы управления - выпуск конкурентоспособной продукции высокого качества, определяют ответственность предприятия в целом перед потребителем за качество выпущенной продукции и ответственность каждого работника предприятия за результаты своего труда в отдельности.
Кроме того, данные принципы определяют наличие двух механизмов обратной связи: между поставщиками материалов и предприятием и между предприятием и потребителями его продукции. Наличие данных механизмов чрезвычайно важно для оценки эффективности функционирования системы обеспечения качества. Руководство предприятия обязано обеспечить понимание политики в области качества каждым работником предприятия. На это направлено ознакомление каждого, вновь поступающего на работу, с политикой предприятия в области качества.
Только системный подход, что и представляет собой система обеспечения качества, позволит осуществить этапы реализации политики в области качества:
обеспечение качества;
управление качеством;
улучшение качества.
Ответственность за разработку и контроль за функционированием системы обеспечения качества на предприятии должен нести инженер по качеству.
Система обеспечения качества ОАО «Аргон» должна быть разработана в соответствии с рекомендациями международных стандартов ИСО серии 9000.
Система обеспечения качества на ОАО «Аргон» должна представлять собой совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление проводимой политики качества, предназначена для обеспечения уверенности у производителя и потребителя продукции в удовлетворении их требований, для предупреждения проблем, а не выявления их после возникновения.
Организационно-методической, нормативной, информационной основой системы обеспечения качества ОАО «Аргон» должен стать комплект документов, состоящий из:
руководства по качеству;
стандартов предприятия (СТП);
инструкций и методик по обеспечению качества;
конструкторской и технологической документации;
положений о структурных подразделениях предприятия;
планов и мероприятий по качеству.
Эти документы должны устанавливать единый порядок и правила работы системы обеспечения качества предприятия в соответствии с требованиями международных стандартов и обеспечивать единое понимание политики в области качества и методы ее реализации всеми работниками предприятия, четкое определение и закрепление конкретных обязанностей, прав и ответственности за каждой службой, подразделением и работником предприятия.
Комплекс стандартов системы обеспечения качества на предприятии должен охватить все сферы деятельности на предприятии. В самом общем виде данные стандарты можно подразделить на две группы - обеспечивающие качество труда и обеспечивающие качество продукции.
Информационные потоки системы обеспечения качества предприятия должны позволять ежемесячно анализировать качество выпускаемой продукции и принимать решения о выработке корректирующих воздействий.
На основании поступающей информации по снижению качества выпускаемой продукции ответственные лица должны готовить распоряжение о создании комиссии и проведения анализа с целью установления конкретных причин несоответствий.
Комиссия, в состав которой будут включаться ведущие специалисты предприятия (конструктора, инженер по качеству, производственные мастера), должна проводить анализ выявленных несоответствий и предлагать меры, направленные на устранение и предупреждение отклонений от установленных требований.
Выпуск продукции высокого качества невозможен без наличия на предприятии подразделения, осуществляющего контроль за качеством продукции в процессе ее производства. Таким подразделением является отдел технического контроля (ОТК), который обязан предотвратить попадание к потребителю дефектной продукции, что предполагает высокую ответственность сотрудников подразделения за результаты своей деятельности.
Система технического контроля на предприятии слагается из:
входного контроля;
операционного контроля;
приемочного контроля (испытаний);
периодических, типовых испытаний и испытаний на надежность.
Входной контроль продукции, поставляемой на предприятие поставщиками в рамках материально-технического снабжения и кооперации преследует цель предотвращения использования в производстве продукции, не соответствующей предъявляемым к ней требованиям, а также установление, поддержание и повышение уровня качества этой продукции.
Количество и состав проверяемых операций входного контроля, установленный от качества входной продукции, от уровня доверия к поставщику, составляет перечень продукции, подлежащей входному контролю, который вместе с программами испытаний этой продукции разрабатывает отдел технической подготовки производства, согласовывает его с ОТК и утверждает у главного инженера.
Для проведения входного контроля качества продукции на участках необходимо выделение рабочих мест контролеров, отвечающие установленным требованиям в части освещенности, производственной санитарии и техники безопасности. Рабочие места контролеров должны быть обеспечены необходимыми средствами измерений в соответствии с программами испытаний.
Контроль качества поставляемой на предприятии продукции необходимо проводить в соответствии со стандартом предприятия "Организация и проведение входного контроля". При этом обязательно должна производиться регистрация результатов в журнале входного контроля.
Периодическим, типовым испытаниям и испытаниям на надежность подвергается продукция, прошедшая приемо-сдаточные испытания и признанная годной к эксплуатации. Периодичность проведения, объем продукции, подлежащей испытаниям и объем испытаний определяются техническими условиями на продукцию.
Порядок проведения этих испытаний должен устанавливаться на предприятии соответствующим стандартом "Порядок проведения типовых, периодических испытаний и испытаний на надежность".
Контроль показателей надежности должен осуществляться по данным подконтрольной эксплуатации в соответствии с программой и методикой испытаний на надежность.
Каждый рабочий должен нести ответственность за качество изготовленной им продукции. Объем и содержание контрольных операций, которые подлежат выполнению самим рабочим в процессе изготовления продукции и на основании которых контролер осуществляет приемку изделий, указаны в технологической документации, имеющейся на рабочих местах исполнителей.
С целью повышения ответственности непосредственных исполнителей за качество изготавливаемой продукции, исключения актов рекламации, повышения технологической дисциплины представляется возможным перевод работников на самоконтроль с вручением личных клейм, право на получение личного клейма предоставлять передовым работникам, в совершенстве владеющим технологией изготовления (сборки) деталей, имеющим высокую квалификацию и обеспечивающие 100% бездефектную сдачу деталей ОТК с первого предъявления на протяжении не менее одного месяца.
Предъявленная ОТК партия деталей считается принятой с первого предъявления, если ни одна деталь не имеет каких-либо дефектов. При положительных результатах приемки детали (сборочные единицы) передаются для дальнейшего использования в производстве или сдаются на склад готовой продукции. При отрицательных результатах приемки детали (сборочные единицы) возвращаются для исправления брака.
В целях оценки эффективности функционирования системы обеспечения качества и ее соответствия с политикой ОАО «Аргон» в области обеспечения качества необходимо проведение внутренних проверок качества.
Объектом проверок должны быть:
качество продукции;
состояние процессов на этапах производства;
хранение и транспортирование продукции;
функционирование системы обеспечения качества;
эффективность корректирующих мер по результатам проверок.
Регулярный контроль системы обеспечения качества позволит своевременно выявлять и ликвидировать возникающие отклонения.
Под условиями, влияющими на качество продукции, понимаются обстоятельства, в которых действуют перечисленные факторы. К числу условий влияющих на уровень качества продукции, относятся формы организации труда, производственных процессов и другие обстоятельства. Для обеспечения оптимального уровня качества продукции необходимо обеспечить наиболее благоприятное соотношение между факторами и условиями, влияющими на качество.
Все факторы, влияющие на качество продукции, разделяются на объективные и субъективные. К объективным факторам относят: технический уровень производственной базы, организацию подготовки производства, механизацию и автоматизацию производства и другие.
К группе субъективных факторов относятся: профессиональное мастерство; общеобразовательный уровень; психологический склад человека; личные устремления и заинтересованность в результатах труда.
Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Требования к качеству устанавливаются и финансируются в нормативных и нормативно - технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т.п.
Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 8402-94). С понятием качества тесно связаны такие понятия, как технический уровень продукции, конкурентоспособность товара, показатели качества, петля качества. Насыщенность рынка изделиями высокого технического уровня и качественными потребительскими товарами - это главный признак полнокровной, процветающей экономики.
Сегодня в мире применяются различные системы управления качества. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями.
Принцип первый - ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организацию, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
Принцип второй - роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
Принцип третий - вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM (Total Quality Management), в соответствии, с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.
Принцип четвертый - процессный подход по обеспечению качества на этапах производства, монтажа и технического обслуживания: производственное планирование, товарно-материальный учет.
Пятый принцип - системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс - как система, имеющая вход и выход, своих "поставщиков" и "потребителей" к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура.
В стандартных ИСО 9001 и QS-9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.
Принцип шестой - постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.
Принцип седьмой - принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.
Принцип восьмой - взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению, как к внешним, так и внутренним поставщикам.
Необходимо понимать, что современная концепция управления качеством - это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.
Созданная в сороковые годы, международная организация по стандартизации (ИСО) взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила советом ИСО серию международных стандартов по управлению качеством продукции, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции.
Тем самым была заложена основа для приведения систем обеспечения качества в различных странах к единым требованиям международных стандартов. Реализовать эти требования можно было только при условии выполнения основополагающих постулатов, функционирования систем обеспечения качества продукции:
цели и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения качества продукции должны находиться в центре экономической политики фирмы;
достижение требуемого качества продукции с минимальными издержками;
основным критерием достижения целей в области качества продукции является удовлетворение потребностей потребителей;
применение системного подхода при обеспечении управления качеством продукции;
непрерывное и систематическое обучения рабочих и служащих;
воспитание у каждого изготовителя продукции уважительного отношения к потребителю;
постоянная, добросовестная и творческая работа всех сотрудников по повышению, обеспечению, и улучшению качества продукции.
Под влиянием развития технологий производства и потребностей человека роль и значения качества постоянно возрастает. Подъем уровня культуры, и образования с каждым днем делает потребителя всё более разборчивыми и придирчивыми.
Работа по повышению качества, ранее начинавшаяся с заключающих стадий технологического процесса - контрольных операций, теперь производится на каждой технологической стадии и в настоящее время представляет собой, прежде всего работу по повышению выхода годной продукции являясь неотъемлемой частью производственного процесса.
В обеспечении конкурентоспособности уже в 80-е годы двадцатого века требования к качеству стали определяющими. Более 80% покупателей приобретая продукцию на мировом рынке, теперь предпочитают цене качество. Опыт показывает: объективно необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-25% совокупных производственных затрат.
С качеством продукции связаны возможности кредитования, инвестиций, предоставления льгот. Например, в ряде стран Европы действуют законы, по которым один товар вообще не допускается на рынке без сертификата качества, подтверждающего соответствие требованиям стандартов международной организации по стандартизации - ИСО, другие, не сертифицированные товары, должны продаваться вдвое дешевле.
Функция маркетинга ОАО «Аргон» должна играть ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Она должна:
определять потребности в продукции;
давать точное определение рыночного спроса и области реализации, поскольку это важно для оценки нужного количества, стоимости и сроков производства продукции;
давать четкое определение требований потребителя на основе постоянного анализа контрактов или потребностей рынка;
четко информировать в рамках предприятия о всех требованиях, предъявляемых потребителем.
Отдел маркетинга ОАО «Аргон» должен установить на постоянной основе систему обратной связи и контроля получаемой информации от потребителей продукции. Вся информация, относящаяся к качеству продукции, должна анализироваться, сравниваться, интерпретироваться и доводиться до сведения в соответствии с установленными процедурами; подобная информация помогает определить характер и объем проблем, связанных с качеством продукции, на основании опыта и пожеланий потребителя. Кроме того, обратная связь с потребителем может явиться средством получения данных, необходимых как для внесения возможных изменений в проектируемую продукцию, так и для соответствующих действий руководства по управлению качеством продукции.
Совершенствование организационной структуры управления качеством продукции на предприятии должно обеспечить:
1) малую ступенчатость и максимальную простоту управления;
2) высокую оперативность в решении задач, четкое разграничение функций;
3) взаимосвязь подразделений, занимающихся вопросами управления качеством продукции, устранение дублирования в их работе.
ОАО «Аргон» не только остаётся успешно работающим предприятием, но и имеет возможность постоянно повышать свою конкурентоспособность на рынке. К факторам, которые позволят повысить конкурентоспособность ОАО «Аргон», можно отнести следующие:
Повышение профессионализма и качества выполняемых работ. Подробно данное направление уже было рассмотрено ранее.
Снижение постоянных издержек. К сожалению, выпуск продукции небольшими партиями не позволяет ОАО «Аргон» закупать материалы в большом количестве, что дало бы существенные скидки у поставщиков и их дилеров. Однако, с целью снижения постоянных издержек постоянно проводится мониторинг цен поставщиков материалов и комплектующих. Это позволяет иметь некоторую экономию средств и соответственно, снижать цены на продукцию.
Снижение переменных издержек. С переменными издержками ситуация обстоит аналогичным образом. С целью удержания и привлечения высокопрофессиональных кадров необходимо обеспечить для них конкурентоспособный уровень заработной платы. На этом экономить не приходится. Однако, арендуя как производственные, так и офисные помещения постоянно используется возможность погашения части арендных платежей собственной продукцией, что приносит, порой, весьма неплохую экономию денежных средств.
Совершенствование работы с клиентами. Постоянный поиск новых клиентов, ведущийся менеджерами фирмы, привлечение к сотрудничеству рекламных агентств города на выгодных для них условиях, опережающая работа с постоянными клиентами позволяют построить чёткий график работы ОАО «Аргон», обеспечить максимальную загрузку, и получать максимальную прибыль без повышения уровня цен. Постоянное следование принципу оперативности создаёт ОАО «Аргон» немалое преимущество перед большинством предприятий-конкурентов, срок изготовления небольших партий продукции у которых зачастую в два - три раза больше.
Стремление к завоеванию рынка специализации. Как говорилось ранее, специализация ОАО «Аргон» это в основном ВНВР-10/630-У-2. С целью завоевания как можно большей доли этого сегмента рынка, ведётся непрерывная работа с монтажными предприятиями. В нынешней экономической ситуации многие предприятия ведут борьбу за выживание, и даже когда-то обладая оборудованием, которое либо устарело, либо требует значительных капиталовложений на восстановление, не могут позволить себе его модернизацию. И зачастую либо не имея достаточно средств, либо не испытывая потребности в больших партиях продукции, они автоматически становятся потенциальными клиентами небольших предпритий.
Углубление и развитие всех вышеперечисленных направлений как раз и позволит постоянно ОАО «Аргон» повышать конкурентоспособность организации и занимать стабильную долю рынка, получая при этом доход.
Заключение
В экономике России важное значение имеет решение проблемы повышения конкурентоспособности через повышение качества производимой продукции. В настоящее время продукция отечественных товаропроизводителей помимо высокой цены характеризуется невысокими показателями качества по сравнению с аналогичной продукцией промышленно развитых стран. Это обуславливает низкую конкурентоспособность промышленных товаров.
Часто имеют место случаи, когда продукция предприятия не пользуется спросом и длительное время находится на складе предприятия, зачастую теряя при этом свои качественные свойства. В связи с этим проблема повышения конкурентоспособности является в настоящее время достаточно актуальной.
Таким образом, конкурентоспособность товара определяется его удельной ценой, под которой понимается отношение цены товара к полезному эффекту, отражающему оправданную отдачу его востребованных потребительских свойств в конкретных условиях.
Цена должна оправдывать предложение при реализации товара, а предложение новой продукции стимулироваться ценой. Таким образом, если "цена" выступает и является всего лишь инструментом сбыта продукции, то "конкурентоспособное качество" остается единственным фактором развития рынка - тем стержнем, под которым следует понимать уже не определенные показатели продукта, а весь комплекс мероприятий, направленный на его получение и подачу конечному пользователю.
Кроме этого, принимая во внимание то обстоятельство, что конкурентоспособность обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей, в рамках оценки конкурентоспособности продукции следует рассмотреть ценовую политику предприятия и оценить ее влияние на конкурентоспособность производимой продукции.
Ценовая политика ОАО «Аргон» представляет собой совокупность мероприятий по управлению ценами и ценообразованием и заключается в установлении на товары (услуги) таких цен, которые компенсируют затраты на производство, соответствуют конъюнктуре рынка, удовлетворяют спрос покупателя и приносят плановую прибыль. Ценовая политика ОАО «Аргон» рассматривается только в контексте общей политики фирмы.
Основой установления цен на продукцию ОАО «Аргон» служат затраты на ее производство и качественные характеристики товара. Кроме этого, специалисты отдела маркетинга постоянно отслеживают уровень и динамику цен на продукцию, производимую фирмами-конкурентами и при необходимости вносят предложения об изменении уровня цен.
К факторам, которые позволят повысить конкурентоспособность ОАО «Аргон», можно отнести следующие:
Повышение профессионализма и качества выполняемых работ.
Снижение постоянных издержек. С целью снижения постоянных издержек постоянно проводится мониторинг цен поставщиков материалов и комплектующих. Это позволяет иметь некоторую экономию средств и соответственно, снижать цены на продукцию.
Снижение переменных издержек. С целью удержания и привлечения высокопрофессиональных кадров необходимо обеспечить для них конкурентоспособный уровень заработной платы.
Совершенствование работы с клиентами. Постоянный поиск новых клиентов, ведущийся менеджерами фирмы, привлечение к сотрудничеству рекламных агентств города на выгодных для них условиях, опережающая работа с постоянными клиентами позволят построить чёткий график работы ОАО «Аргон», обеспечить максимальную загрузку, и получать максимальную прибыль без повышения уровня цен.
Стремление к завоеванию рынка специализации. С целью завоевания как можно большей доли этого сегмента рынка, ведётся непрерывная работа.
Углубление и развитие всех вышеперечисленных направлений как раз и позволит постоянно ОАО «Аргон» повышать конкурентоспособность организации и занимать стабильную долю рынка, получая при этом доход.
Глоссарий
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Активы | вся совокупность используемого для осуществления деятельности имущества |
2 | Бизнес-план | представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях |
3 | Бренд | это совокупность общественного имиджа продукта или услуги, включающая функциональность, целевую аудиторию, престиж, ценностные ориентиры, и другие маркетинговые и бизнес-единицы. |
4 | Дифференциация | способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. |
5 | Качество товара | степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции |
6 | Конкурентоспособность | свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке |
7 | Конкуренция | соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров |
8 | Контроль | это процесс обеспечения достижения организацией своих целей |
9 | Маркетинг | процесс изучения и формирования потребительских запросов и оценок |
10 | Операционный маркетинг | активный процесс с краткосрочным горизонтом планирования, направленный на уже существующие рынки |
11 | Переменные издержки | затраты, непосредственно зависящие от количества производимой продукции |
12 | Персонал | личный состав или работники учреждения, предприятия |
13 | Постоянные издержки | представляют собой затраты фирмы, не зависящие от количества производимой продукции |
14 | Потребность | нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида |
15 | Предложение | количество товара, которое готов продать производитель по рыночной цене |
16 | Предприятие | представляет собой хозяйствующий субъект, который создается с целью выпуска продукции определенного вида. |
17 | Спрос | платежеспособная потребность в товарах и услугах, которые покупатели готовы приобрести по сложившимся на рынке ценам |
18 | Товар | все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления |
19 | Фирма | рганизация, которая владеет и ведёт хозяйственную деятельность на этих предприятиях |
20 | Цена | денежное выражение стоимости. Эта трактовка цены базируется на теории трудовой стоимости А.Смита, Д.Рикардо, К.Маркса. |
Приложение А
Общая схема конкурентоспособности
Приложение Б
Дата: 2019-05-28, просмотров: 210.