Открытое акционерное общество «Аргон» (ОАО «Аргон») создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Уставный фонд общества составляет 34 099 000 рублей.
Общество имеет расчетный, валютный в учреждениях банков, простую круглую печать со своим наименованием и другие печати, штампы, товарный знак и иные реквизиты со своим наименованием.
Имущество Общества учитывается на его балансе. Имущество Общества является собственностью Общества. Участники не пользуются какими-либо обособленными правами на объекты, входящие в состав имущества Общества, в том числе на объекты, переданные ими в качестве вкладов в уставный фонд.
Имущество Общества составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности.
Источниками формирования имущества Общества являются:
денежные и неденежные вклады участников;
доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также других видов хозяйственной деятельности;
доходы от ценных бумаг;
кредиты банков и других кредиторов.
Общество является собственником:
имущества и денежных взносов, переданных ему Участниками,
продукции, произведенной Обществом в результате хозяйственной деятельности,
полученных доходов, а также другого имущества, полученного Обществом по другим основаниям, допускаемым действующим законодательством.
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия направлена на увеличение объемов производства и реализации за счет выпуска продукции, имеющей наиболее высокий спрос у покупателей, расширения рынков сбыта, повышения качества продукции, а также получения прибыли.
ОАО «Аргон» занимает площадь 1,4 гектара, на которой расположены административное здание, производственные, складские и производственные помещения.
Предметом деятельности Общества является:
производство выключателей нагрузки вакуумных разъединяющих.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Обществом после получения соответствующих лицензий.
Специализацию ОАО «Аргон» можно определить как предметную, так как каждый участок изготавливает какое-либо деталь, узел или производит окончательную сборку.
В основном на предприятии используется токарное оборудование.
Основным методом организации производственного процесса является позаказный метод, который позволяет обеспечить устойчивый сбыт продукции.
Метод организации производственного процесса - непоточный. Продукция производится партиями. За каждым рабочим местом закреплена периодически повторяющаяся группа операций.
Для бесперебойной работы оборудования осуществляется систематическое техническое его обслуживание, обеспечение инструментом, специальной технологической оснасткой и измерительным инструментом, а также выполнение ремонтных работ и мероприятий по технической диагностике.
Основные показатели работы ОАО «Аргон» в 2008-2009 гг. приведены в Приложении В.
Источник: Бизнес-план предприятия на 2010 г.
Анализируя показатели деятельности ОАО «Аргон» в 2008-2009 гг. можно сказать, что оно стабильно развивается. Это связано прежде всего с наличием устойчивого спроса на продукцию предприятия, наличием значительной клиентской базы и эффективной системой маркетинга на рассматриваемом предприятии. Так, увеличение объема товарной продукции в сопоставимых ценах в 2009 году по сравнению с 2008 г. составило 125,1%, рост балансовой прибыли - 135,3%, штат сотрудников увеличился на 6 чел, производительность труда (выработка на 1 рабочего) возросла на 19,5%.
Анализ эффективности деятельности ОАО «Аргон» проведем по следующим основным направлениям:
анализ выпуска и реализации готовой продукции;
анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами и экономическая оценка их использования;
анализ эффективности использования основных фондов;
анализ себестоимости производимой продукции;
анализ прибыли и рентабельности предприятия;
анализ финансовых показателей.
Анализ выпуска и реализации готовой продукции. Данные о выполнении плана производства продукции в денежном выражении приведены в Приложении Г.
Источник: Бизнес-план предприятия на 2010 г.
Как видно из Приложения Г, на протяжении рассматриваемого периода план по производству электротехнической продукции выполняется, кроме 2008 года. Если в 2007 году перевыполнение плана составляет 2,9% (29 млн. руб.), то в 2008 году он снизился на 2,2% (23 млн. руб.), а в 2009 году план был перевыполнен на 7,5% (94 млн. руб.). Данные о выполнении плана реализации продукции в денежном выражении приведены в Приложении Д.
Источник: Собственная разработка.
Анализируя выполнение плана реализации продукции ОАО «Аргон» следует отметить тенденцию роста реализации электроустановочной продукции. Если в 2007 году выполнение плана составляет 102,9% (988 млн. руб), то в 2008 году оно снизилось и составило 100,3% (1045 млн. руб), а в 2009 году план был перевыполнен на 139%, что составило в денежном выражении 139 млн. рублей.
Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами и экономическая оценка их использования. Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов используется система обобщающих показателей. К обобщающим показателям относится материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов.
Материалоотдача характеризует эффективность вложенных средств в материальные ресурсы:
Мо= ТП / МЗ, (6)
где М/о - материалоотдача;
ТП - товарная продукция;
МЗ - сумма материальных затрат.
Материалоемкость характеризует удельный вес материальных затрат в составе стоимости единицы продукции:
Ме = МЗ / ТП = 1/ Мо, (7)
где Ме - материалоемкость продукции.
Материалоемкость, как и материалоотдача, в первую очередь зависят от объема выпуска продукции и суммы материальных затрат на ее производство. Объем же товарной продукции в стоимостном выражении может измениться за счет количества произведенной продукции, ее структуры и уровня отпускных цен. Сумма материальных затрат также зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, расхода материалов на единицу продукции, стоимости материалов. В итоге общая материалоемкость зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, норм расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию.
Расчет показателей использования материальных ресурсов ОАО «Аргон» за 2008-2009 гг. приведен в Приложении Е.
Источник: Собственная разработка.
Как видно из Приложения Е в 2009 г. материалоотдача по сравнению с 2008 г. увеличилась на 6,3%, материалоемкость продукции соответственно снизилась на 5,9%. Из этого следует, что за рассматриваемый период произошло повышение эффективности использования материальных ресурсов.
Анализ себестоимости производимой продукции. Важным показателем, характеризующим работу промышленного предприятия, является себестоимость продукции.
Структура себестоимости товарной продукции ОАО «Аргон» в разрезе статей затрат представлена в Приложение Ж.
Источник: Пояснительные записки к бухгалтерскому балансу ОАО «Аргон» за 2007-2009 гг.
Анализируя себестоимость ОАО «Аргон» за 2007-2009 гг. в разрезе статей затрат сложно выделить какие-либо тенденции. Во многом данное обстоятельство можно объяснить изменением состава и структуры производимой продукции, которое определяется рыночной конъюнктурой, а также изменением международным кризисом 2008г. Тем не менее, можно отметить устойчивый рост затрат на покупные изделия и полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера и высокий удельный вес материальных ресурсов в структуре себестоимости.
Анализ прибыли и рентабельности предприятия. Данные о показателях прибыли и результатах производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Аргон» приведены в Приложении И.
Источник: Собственная разработка.
Из данных Приложения И следует, что прибыль ОАО «Аргон» в 2008 году по сравнению с 2007 годом выросла на 5,5%, прибыль 2009 года по сравнению с 2007 годом выросла на 274,8%, по сравнению с 2008 годом выросла на 255,4%, что привело также к соответственному увеличению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемости затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности ОАО «Аргон» представлены в Приложение К.
Источник: Пояснительные записки к бухгалтерскому балансу ОАО «Аргон» за 2007-2009 гг.
Коэффициент рентабельности продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Коэффициент рентабельности продаж ОАО «Аргон» имеет тенденцию к росту, что свидетельствует об увеличении спроса на продукцию. Если в 2007 году он составлял 0,12, то в 2008 году он увеличился до 0,16, а в 2009 году коэффициент составил 0, 20.
Коэффициент рентабельности собственного капитала ОАО «Аргон» также имеет тенденцию к росту, что свидетельствует о повышении эффективности использования имущества предприятия.
Скорость оборота оборотных средств на протяжении 3 лет остается практически неизменной.
Оборачиваемость собственного капитала на протяжении 2007-2009 гг. имеет тенденцию к снижению и снизилась с 38,81 дня в 2007 г. до 34,22 дня в 2009 г., отражает тенденцию к повышению эффективности собственных средств
Рентабельность всего капитала ОАО «Аргон» также имеет тенденцию к росту, что свидетельствует о росте эффективности его использования.
Анализ финансовых показателей. В качестве критериев для оценки финансовой устойчивости организации используются следующие показатели:
коэффициент текущей ликвидности;
коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации и определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных средств в виде запасов и расходов, налогов по приобретенньм ценностям, готовой продукции и товаров, товаров отгруженных, выполненных работ, оказанных услуг, дебиторской задолженности, финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов к краткосрочным обязательствам организации.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется как отношение разности источников собственных средств, доходов и расходов и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных средств в виде запасов и расходов, налогов по приобретенным ценностям, готовой продукции и товаров, товаров отгруженных, выполненных работ, оказанных услуг, дебиторской задолженности, финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов.
Коэффициент финансовой независимости показывает, какая часть материальных запасов обеспечивается собственными средствами.
Показатели финансового состояния предприятия приведены в Приложение Л.
Источник: Собственная разработка.
Из Приложения Л видно, что происходит стабилизация финансового положения предприятия, так как существует устойчивая, хотя и незначительная положительная динамика по основным финансовым показателям деятельности предприятия.
В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает.
Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг на ОАО «Аргон».
На ОАО «Аргон» начальник службы маркетинга подчиняется непосредственно директору.
Основной целью создания отдела маркетинга является обеспечения сбыта продукции ОАО «Аргон» на основании постоянного анализа рынка для изучения спроса и предложения на нем, а также проведение различных рекламных компаний для продвижения продукции.
Для выполнения своих функциональных задач отдел маркетинга наделяется финансовыми ресурсами, объем и направление использования которых регламентируется бюджетом отдела маркетинга, ежегодно разрабатываемым в рамках финансового плана фирмы и утверждаемым главным бухгалтером и директором ОАО «Аргон».
В бюджете отдела маркетинга по каждому из направлений финансирования выделяется специальная сумма, идущая на оплату приглашенных консультантов в интересах службы маркетинга. Объем финансирования планируется, исходя из цен и принятых коммерческих уровней оплаты труда консультантов. Руководитель отдела маркетинговой информации имеет право самостоятельно перераспределять средства, выделяемые на оплату консультационные работы, в пределах 25% суммы, установленной по каждому направлению.
По представлению начальника отдела маркетинга и в зависимости от результатов сбыта продукции и услуг фирмы, бюджет отдела маркетинга может быть пересмотрен. Такие пересмотры могут осуществляться по истечении каждого квартала.
Штатные сотрудники подразделений, временно откомандированные на работу в отдел маркетинга, оплачиваются из бюджета соответствующих подразделений.
Функции отдела маркетинга, права и обязанности его сотрудников приведены в Приложении М.
Организационная структура отдела маркетинга в ОАО «Аргон» представлена на Приложение Н.
Источник: Бизнес-план предприятия на 2009 г.
Исходя из цели создания службы маркетинга, можно выделить следующие её функции:
изучение рынка электротехнической продукции;
обеспечение сбыта электротехнической продукции.
В ходе реализации первой функции происходит обеспечение руководства ОАО «Аргон» необходимой маркетинговой информацией в интересах разработки стратегии и тактики развития и рыночного поведения фирмы. Отдел обязан при необходимости уточнять и дополнять указанную информацию, а также выполнять все необходимые работы по анализу и оценке различного рода текущих и перспективных рыночных ситуаций.
В ходе реализации второй функции обеспечивается рост объемов продаж электротехнической продукции.
Функции, выполнение которых входит в обязанности работников отдела, оговорены в должностных инструкциях соответственно занимаемым должностям. В отделе действуют четыре основных должностные инструкции:
начальника отдела;
руководителя группы маркетинговых исследований;
руководителя группы анализа и планирования;
специалиста по рекламе.
Данные должностные инструкции были составлены несколько лет назад. В основном права, обязанности и ответственность работников, оговариваемые в действующих инструкциях, соответствуют действительности и выполняются.
В целом можно сказать, что отдел маркетинга на предприятии функционирует достаточно эффективно, так как ведется постоянный мониторинг рынка, проводится исследование динамики рынка и предпочтений потребителей продукции, изменения структуры покупательского спроса, участие в выставках, реклама, обеспечение сбыта и т.д., то есть отдел маркетинга ОАО «Аргон» в своей деятельности, определенной положением об отделе и должностными инструкциями охватывает все сферы маркетинговой деятельности на предприятии.
Номенклатура выпускаемой продукции представлена в Приложении О.
Основной продукцией, которую выпускает ОАО «Аргон», является ВНВР-10/630-У-2. Потребителями электротехнической продукции предприятия являются как монтажные предприятия, так и электрические сети.
Вся продукция соответствует требованиям нормативно-технической документации, что подтверждается сертификатом соответствия на изделие.
На протяжении всего периода развития ОАО «Аргон» придерживалась следующих принципов в деятельности:
широкий ассортимент продукции;
высокое качество;
качественное сервисное обслуживание.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 192.