Главным элементом инфраструктуры рынка инвестиций являются фондовые биржи. Законом о рынке ценных бумаг фондовая биржа отнесена к такой разновидности профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, как деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Не случайно Н.Б. Шеленкова выделяет следующие признаки биржи: предметная, территориальная и профессиональная концентрация биржевой торговли, периодичность, безналичность, унифицированность, деперсонификация и оптовый характер проведения биржевых торгов, а также гласность их проведения[45]. Указанные признаки в той или иной мере присутствуют и в деятельности фондовой биржи. При этом значение фондовой биржи для инвестиционного рынка, охраны интересов инвесторов трудно переоценить[46].
Во-первых, посредством биржи, биржевых услуг происходит заключение сделок, инвестор может стать акционером, дав поручение члену биржи на покупку акций, либо, напротив, продав свои акции, облигации, переуступить другие инвестиционные права. На этот счет в специальной литературе верно подмечено, что «сущность биржи как посредника заключается не в перемещении товаров «через биржу», а в организации этого перемещения посредством создания условий для заключения сделки» [47].
Во-вторых, биржа – это один из механизмов установления цены на акции, облигации, иные эмиссионные ценные бумаги, а также инвестиционные паи, поскольку биржевые торги проводятся на регулярной основе и, как отмечает В.В. Гросс, «биржа выросла из простейшего посредничества, из естественного стремления сделать контакты деловых людей, необходимые для осуществления торговых операций, регулярными»[48]. При этом «биржа имеет возможность не только выявить цену на тот или иной товар, но и прогнозировать ее, выступать в качестве барометра конъюнктуры, определять тенденции в изменении спроса и предложения»[49]. Не случайно нормативными актами ФСФР (ФКЦБ) России установлено, что если акции являются предметом биржевых торгов, то их рыночная цена должна в обязательном порядке определяться именно на основании биржевых цен. Именно установление рыночной, справедливой цены на инвестиционные инструменты является одним из важнейших факторов обеспечения интересов инвесторов[50].
В то же время, признавая огромное значение фондовой биржи для инвестиционного процесса, нельзя в полной мере согласиться с мнением И.А. Клепицкого о том, что «целесообразно ограничить оборот эмиссионных ценных бумаг рамками фондовой биржи; предусмотреть, что сделки с эмиссионными ценными бумагами могут совершаться только с помощью профессиональных участников рынка ценных бумаг»[51], поскольку, думается, такие меры приведут к монополизации деятельности последних и, как следствие, к ухудшению положений инвесторов.
В-третьих, фондовая биржа является источником информации для инвесторов, организаторов инвестирования и иных субъектов. Биржевая информация содержит сведения не только о сделках с акциями, но и о тех акционерных обществах, ценные бумаги которых являются предметом биржевых торгов. Законом четко определены условия и порядок раскрытия информации о деятельности фондовой биржи. В частности, биржа предоставляет любому заинтересованному лицу информацию о каждой сделке: дату и время заключения сделки, наименование ценных бумаг, их государственный регистрационный номер, цену одной ценной бумаги и общее количество ценных бумаг. Кроме того, само по себе падение или, наоборот, рост цен на акции может отражать те объективные процессы, которые происходят в экономике, что, впрочем, не исключает и искусственный характер такого движения, например, особенности сделок со служебной информацией и сделок, направленных на манипуляцию с ценами. Не случайно в европейской юридической практике биржу именуют публичным учреждением, поскольку «биржа создается на корпоративной основе, но при этом государство делегирует ей определенные полномочия публичного характера»[52].
В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг фондовая биржа обязана обеспечивать гласность и публичность проводимых торгов. Справедливо утверждение Н. Шеленковой о том, что гласным называется такое проведение биржевых торгов, при котором биржевая информация является равнодоступной для всех лиц, получивших в соответствии с биржевым законодательством и внутренними биржевыми регламентами статус участника биржевой торговли. В этом случае требование о публичной форме не является общим и не может быть применено в отношении фондовых бирж, на которых биржевая торговля осуществляется только между ее членами[53].
В целях более полного и точного информирования инвесторов фондовая биржа вправе осуществлять процедуру листинга. В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг листинг ценных бумаг определяется как включение фондовой биржей ценных бумаг в свой котировальный список[54]. Установлено, что листинг осуществляется фондовой биржей на основании договора с эмитентом ценных бумаг, а листинг инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда – на основании договора с управляющей компанией этого паевого инвестиционного фонда. При этом в котировальные списки могут включаться только ценные бумаги, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом фондовая биржа вправе устанавливать и дополнительные требования к ценным бумагам, включаемым в котировальные списки. Осуществляя листинг, фондовая биржа тем самым подтверждает высокий уровень экономического развития акционерного общества[55].
Требования к организационно-правовой форме фондовой биржи обусловлены задачами обеспечения интересов инвесторов. Определяя в свое время организационно-правовую форму биржи, Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР (п. 55) указывало, что «фондовая биржа создается в форме закрытого акционерного общества и при этом является некоммерческой организацией, не преследующей цели получения собственной прибыли». В связи с принятием Закона о рынке ценных бумаг фондовые биржи стали функционировать только в форме некоммерческого партнерства. Тем самым законодатель оставил в силе основную идею, заложенную в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, – биржа может быть только некоммерческой организацией. Однако изменения, внесенные в Закон о рынке ценных бумаг в 2002 г., дали возможность организации фондовых бирж в форме акционерных обществ.
Такие новеллы вызывают обоснованную критику со стороны специалистов. «Вряд ли инвесторы будут покупать или продавать бумаги на бирже, созданной в виде акционерного общества, нацеленного на получение прибыли. В этом случае не удается избежать злоупотреблений, связанных с различным доступом к информации о ценах на бирже у акционеров и участников торгов (эти категории чаще всего не совпадают)»[56]. Да, в целях ограничения влияния отдельных участников на биржу установлено, что одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20% и более акций, а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20% и более голосов на общем собрании членов биржи. Представляется, что такие меры явно недостаточны для обеспечения равноудаленности биржи от всех своих членов, поскольку неформальное объединение двух или трех членов биржи позволяет им полностью определять ее деятельность.
Правоспособность фондовой биржи определяется целью ее создания. В последнее время объем правоспособности биржи существенно расширен. Помимо деятельности по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг, биржа вправе совмещать указанную деятельность с некоторыми иными, в том числе с деятельностью валютной биржи, товарной биржи, клиринговой деятельностью, деятельностью по распространению информации, издательской деятельностью, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. Такие изменения вызваны необходимостью обеспечения фондовым биржам, и прежде всего региональным, возможности увеличения своих доходов. Они, по сути, являются компромиссом между принципом исключительной деятельности и задачей сохранения существования фондовых бирж в стране[57].
В качестве основного вида деятельности Закон о рынке ценных бумаг признает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. При этом сам организатор торговли не участвует в совершении сделок, не становится стороной по сделкам. Его задача – создать условия для заключения сделок между иными профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Таким образом, деятельность по организации торговли ценными бумагами является услуговой и представляет собой разновидность посреднической деятельности (ст. 779 ГК РФ). В связи с этим в литературе подвергается сомнению характеристика деятельности биржи как предпринимательской[58]. Представляется, что такие сомнения необоснованны. Биржа, как отмечалось, оказывает услуги на систематической основе, что является одним из признаков предпринимательской деятельности. Кроме того, важно понимать, что по существу единственным источником существования биржи является та прибыль, которую она может получить от оказания услуг, а значит, извлечение прибыли является одной из целей деятельности биржи. Главной причиной коммерциализации бирж «является осознание того факта, что деятельность по организации рынков является бизнесом», пусть и особым, с учетом «общественных функций», выполняемых организатором торговли. Таким образом, организационная форма этой деятельности должна соответствовать предпринимательской мотивации[59]. О тенденции коммерциализации биржевой торговли говорит и А.В. Каширин[60].
При моделировании требований к участникам биржи законодатель выбрал путь депрофессионализации. Дело в том, что если ранее членами фондовой биржи могли быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг, то сейчас такие ограничения применимы только к биржам, являющимся некоммерческими партнерствами. В целях обеспечения стабильности биржевого оборота законодатель определил, что в любом случае участниками торгов могут быть только профессиональные участники рынка: брокеры, дилеры и управляющие, хотя в ряде стран участие биржевых посредников для совершения сделок не является обязательным. Такое требование следует расценивать позитивно, поскольку участие в торгах только профессиональных участников позволяет существенно снизить риск неисполнения сделок[61]. Членство на бирже является основанием для заключения договора об оказании биржевых услуг. На практике между членом биржи и его клиентом заключаются договоры комиссии, хотя закон и не воспрещает заключение договоров поручения, однако только в этом случае возможно соблюдение правила об участии в торгах исключительно членов биржи. В то же время информационными и консультационными услугами биржи может пользоваться любое лицо. Как отмечает А. Каширин, «важная функция фондовой биржи – контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. И контроль за добросовестностью сделок на торговой площадке. Контроль осуществляется посредством допуска профессиональных участников рынка ценных бумаг к биржевым торгам и путем определения порядка заключения и исполнения сделок, правил, ограничивающих манипулирование ценами и иными мерами…»[62].
Важной особенностью деятельности биржи является то, что условия ее осуществления должны быть отражены во внутренних, локальных актах. К таковым относятся следующие документы: правила биржевых торгов, положение о порядке раскрытия информации и т.д. Указанные акты принимаются либо общим собранием членов биржи, либо исполнительным органом. По существу, речь идет о присоединении участников торгов к тем условиям, которые изложены в указанных документах. Значит, договор на оказание услуг между биржей и ее членом является по своей природе договором присоединения (ст. 428 ГК РФ).
К торгам на фондовой бирже могут быть допущены соответствующие требованиям законодательства РФ эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги, в том числе инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов в процессе их выдачи и обращения. Инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов допускаются к выдаче и обращению на фондовой бирже в случаях и порядке, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 14 Закона о рынке ценных бумаг).
Дискуссионным в литературе является вопрос о возможности признать в качестве биржевого товара так называемые опционы и фьючерсы. Последние в мировой практике получили общее название «производные инструменты» (derivative). Законодательство разных стран определяет их по-разному.
Так, ст. 5 Закона Швейцарии о биржах и торговле ценными бумагами определяет производные инструменты как инструменты, цена на которые определяется ценами на финансовые ценности (акции, облигации, иные товары) или курсовой стоимостью. В соответствии с Законом Финляндии «О торговле стандартизированными опционами и форвардами» (Act on Trade in Standartized Options and Forwards) опцион – соглашение, по которому одна сторона (держатель опциона) получает от другой стороны (автора опциона) в обмен на премию право купить или продать по согласованной цене в будущем определенное количество ценных бумаг или иного имущества или право получить исполнение, рассчитанное на основании изменения индексов, отражающих развитие цены на основной (реальный) товар. Форвард, в свою очередь, – это соглашение на продажу (связанное с основным товаром), на определенную цену или дату, когда исполнение или заменяющая его компенсация осуществляется по требованию или когда исполнение осуществляется без требования, или соглашение, определяющее взаимность в исполнении определяемого на основании развития цен на биржевой товар. Тем самым по законодательству Финляндии производные инструменты определяются через понятие «договор» и не относятся к категории securities, хотя ими и торгуют на бирже. Сходную позицию относительно деривативов как договоров занимает и Г. Райнер[63]. Противоположную позицию занимает О. Рохина, отмечая, что «фьючерсная сделка не является сделкой с ценными бумагами, и, следовательно, деятельность, способствующая заключению фьючерсных сделок, не может быть отнесена к деятельности организатора торгов на рынке ценных бумаг»[64]. Итак, опционы и фьючерсы не являются предметом биржевых сделок. Речь должна идти только о совершении определенного вида сделок с биржевым товаром: опционных и фьючерсных договоров (контрактов), что, безусловно, входит в объем правоспособности фондовой биржи.
В результате можно сделать вывод о том, что рынок инвестиций, или инвестиционный рынок, представляет совокупность правоотношений, опосредующих, во-первых, процесс инвестирования, вложения имущества и иных объектов в деятельность организаторов инвестирования и, во-вторых, оборот инвестиционных прав: акций, облигаций, инвестиционных паев и т.д. При этом рынок инвестиций – понятие более широкое, чем рынок ценных бумаг, который может быть рассмотрен как часть рынка инвестиций, поскольку включает в себя отношения, связанные только с акциями, облигациями и опционами эмитента.
Субъектный состав рынка инвестиций характеризуется тем, что, помимо субъектов с общей правоспособностью, на нем присутствуют субъекты, предмет деятельности которых ограничен только возможностью оказания услуг инвестиционного характера: брокеры, управляющие, регистраторы и иные профессиональные участники рынка ценных бумаг. Кроме того, законодательно ограничен предмет деятельности и многих организаторов инвестирования, а также некоторых институциональных инвесторов. Наличие субъектов с ограниченным объемом правоспособности, прежде всего профессиональных участников рынка ценных бумаг, обусловлено необходимостью обеспечения интересов инвесторов через оказание им услуг профессиональными услугодателями на основе соответствующих лицензий. При этом именно фондовая биржа является одним из основных элементов в структуре инвестиционного рынка, субъектом, деятельность которого направлена на охрану интересов, что обеспечивается посредством проведения особым образом организованных биржевых торгов.
Фондовая биржа является обособившейся разновидностью организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Соответственно, как и другие организаторы торговли на рынке ценных бумаг, фондовая биржа предоставляет участникам рынка услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами. Деятельность фондовых бирж осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством к организаторам торговли на рынке ценных бумаг. Между тем для получения статуса фондовой биржи организатор торговли на рынке ценных бумаг должен отвечать определенной совокупности дополнительных требований. Эти требования установлены в комментируемой статье, а также в других статьях главы 3 Закона «О рынке ценных бумаг» и Положении о деятельности по организации торговли.
Для получения статуса фондовой биржи юридическое лицо должно быть создано в одной из двух организационно-правовых форм – в форме некоммерческого партнерства или в форме акционерного общества. Разница между этими двумя организационно-правовыми формами существования фондовой биржи состоит в следующем. Фондовая биржа, функционирующая как некоммерческое партнерство, не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли для ее распределения между учредителями и членами партнерства в качестве их доходов. Фондовая биржа, функционирующая в организационно-правовой форме акционерного общества, представляет собой коммерческую организацию, деятельность которой направлена на извлечение прибыли. В этом случае прибыль, получаемая фондовой биржей, может быть распределена среди ее акционеров. В настоящее время в Российской Федерации действуют фондовые биржи, созданные как в форме некоммерческого партнерства, так и в форме акционерного общества. Наиболее известные биржи, функционирующие как некоммерческие партнерства, – НП «Фондовая биржа «Российская торговая система» и НП «Фондовая биржа «Санкт-Петербург». Наиболее известные биржи, функционирующие как акционерные общества, – ОАО «Фондовая биржа РТС» и ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа».
Фондовые биржи должны быть независимы от своих акционеров и членов. В частности, одному акционеру и его аффилированным лицам фондовой биржи, созданной в форме акционерного общества, не может принадлежать 20 и более процентов акций каждой категории (типа). Вместе с тем уставом фондовой биржи могут быть установлены и более жесткие ограничения на участие в уставном капитале организации. Так, например, в Уставе ОАО «Фондовая биржа РТС» установлено, что одному акционеру биржи не может принадлежать более 10% акций. В случае превышения установленного ограничения количества акций биржи акционер, принадлежащее которому количество акций превышает установленное ограничение, обязан в течение десяти дней с даты, когда образовалось такое превышение, исполнить требование по ограничению количества акций, передав количество акций, превышающее установленное ограничение, иным лицам и (или) бирже. Одному члену фондовой биржи, созданной в форме некоммерческого партнерства, не может принадлежать 20 и более процентов голосов на общем собрании членов такой биржи. Таким образом, законодатель устанавливает ограничение на минимально необходимое количество акционеров или участников фондовой биржи в течение всего периода ее существования. Число акционеров или участников фондовой биржи должно быть не менее шести. Тем самым обеспечивается независимость фондовой биржи первоначально от учредителей, а затем от акционеров (в случае, если биржа создана в форме акционерного общества) и членов (в случае, если биржа создана в форме некоммерческого партнерства).
Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только юридические лица, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют брокерскую и / или дилерскую деятельность и / или деятельность по управлению ценными бумагами как профессиональные участники рынка ценных бумаг. Порядок вступления в члены такой фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется такой фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов. Ограничений на участие юридических и физических лиц в уставном капитале фондовых бирж, созданных в форме акционерных обществ, законодательно не предусмотрено. Так, например, акционером ОАО «Фондовая биржа РТС» может быть любое юридическое или физическое лицо, ставшее собственником акций на законных основаниях. Вместе с тем фондовые биржи сами могут устанавливать ограничения на круг своих акционеров. Например, акционерами ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» могут быть только юридические лица.
Фондовая биржа не вправе совмещать свою деятельность с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Исключение составляет клиринговая деятельность, связанная с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов. Вместе с тем фондовая биржа вправе совмещать свою деятельность с некоторыми видами хозяйственной деятельности, которые не отнесены к видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Такими видами деятельности являются: деятельность валютной биржи, деятельность товарной биржи, клиринговая деятельность, связанная с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельность по распространению информации, издательская деятельность, а также деятельность по сдаче имущества в аренду. В случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи и / или товарной биржи и / или клиринговой деятельности с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение.
Для того чтобы фондовая биржа могла выполнять поставленные перед ней задачи она должна иметь эффективную организационную структуру. Требования к организационной структуре фондовой биржи установлены Положением о деятельности по организации торговли.
Фондовая биржа, являющаяся акционерным обществом, обязательно должна иметь совет директоров. При этом не менее одной трети членов совета директоров фондовой биржи должны отвечать следующим требованиям: не являться на момент избрания и в течение одного года, предшествующего избранию, должностными лицами или работниками фондовой биржи; не являться должностными лицами другого общества, в котором любое из должностных лиц фондовой биржи является членом комитета совета директоров по кадрам и вознаграждениям; не являться супругами, родителями, детьми, братьями и сестрами должностных лиц фондовой биржи; не являться аффилированными лицами фондовой биржи, за исключением члена совета директоров фондовой биржи; не являться сторонами по обязательствам с фондовой биржей, в соответствии с условиями которых они могут приобрести имущество (получить денежные средства), стоимость которого составляет 10 и более процентов совокупного годового дохода указанных лиц, кроме получения вознаграждения за участие в деятельности совета директоров фондовой биржи; не являться представителями государства.
Фондовая биржа должна иметь коллегиальный и единоличный орган управления, а также единоличный исполнительный орган управления. Фондовая биржа должна иметь специальный комитет совета директоров (иного уполномоченного органа, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством) по аудиту, к функциям которого относятся оценка кандидатов в аудиторы и предоставление результатов такой оценки совету директоров (иному уполномоченному органу) фондовой биржи, рассмотрение заключения аудитора фондовой биржи до его представления высшему органу управления фондовой биржи, а также оценка эффективности действующих на фондовой бирже процедур внутреннего контроля и подготовка предложений по их совершенствованию. Фондовая биржа должна иметь контрольное подразделение. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, руководителя контрольного подразделения (контролера) фондовой биржи, и другие работники фондовой биржи не могут быть работниками и (или) участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся участниками торгов на данной и (или) иных фондовых биржах.
Фондовая биржа должна иметь биржевой совет. При наличии на фондовой бирже нескольких секций (торговых площадок, подразделений, отделов и т.п.) вместо биржевого совета биржа вправе создать совет для каждой секции (далее – совет секции). Биржевой совет (совет секции) осуществляет предварительное обсуждение проектов документов, представляемых в ФСФР России, и дает рекомендации по этим вопросам совету директоров фондовой биржи (или иному уполномоченному органу, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством). Биржевой совет (совет секции) формируется из числа должностных лиц (работников) фондовой биржи, участников торгов на фондовой бирже (участников торгов в данной секции), эмитентов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных заинтересованных организаций, а также независимых экспертов. Члены биржевого совета (совета секции) должны обладать знаниями, навыками и опытом, необходимыми для рассмотрения вопросов, связанных с функционированием фондовой биржи. Количественный состав биржевого совета (совета секции) определяется советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством), но не может быть менее пяти членов. Персональный состав биржевого совета (совета секции) утверждается советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством). Должностные лица (работники) фондовой биржи и участники торгов на фондовой бирже (участники торгов в данной секции) могут составлять не более одной трети состава биржевого совета (совета секции). В состав биржевого совета (совета секции) не могут входить два и более лиц, являющихся должностными лицами или работниками одного юридического лица либо разных юридических лиц, являющихся аффилированными лицами.
На фондовой бирже должен быть создан отдел по листингу в качестве отдельного структурного подразделения фондовой биржи. Отдел по листингу осуществляет контроль за соответствием ценных бумаг и их эмитентов (управляющих компаний паевых инвестиционных фондов) требованиям ФСФР России и фондовой биржи при включении ценных бумаг в котировальные списки и в течение всего срока нахождения данных бумаг в них, а также дает заключения о включении (об отказе во включении) ценных бумаг в котировальный список, об исключении их из котировального списка, о приостановлении торгов по ценным бумагам в случае несоответствия ценных бумаг или их эмитента (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) вышеуказанным требованиям.
По своей сути фондовая биржа относится к числу закрытых бирж. Это означает, что торговать на ней ценными бумагами может только определенный круг юридических лиц, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Участниками торгов, организуемых фондовой биржей, могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только брокеры, дилеры и управляющие, являющиеся членами такой биржи. Порядок допуска к участию в торгах и исключения из числа участников торгов определяется правилами, которые устанавливаются фондовой биржей и разрабатываются в соответствии с Положением о деятельности по организации торговли[65].
Все участники торгов на фондовой бирже находятся в равном положении, то есть не допускается наличие разных категорий участников, как это имеет место, например, на товарных биржах. Это приводит к тому, что не может быть временного членства, сдачи места члена биржи в аренду или в залог тем лицам, которые не являются членами данной биржи или фондового отдела.
Фондовая биржа должна утвердить и зарегистрировать в ФСФР России следующие документы:
1) правила допуска к участию в торгах на фондовой бирже. В них должны быть описаны права и обязанности всех категорий участников торгов, требования к участникам торгов, порядок допуска, приостановления и прекращения допуска к участию в торгах, порядок регистрации (аккредитации) участников торгов и их клиентов, а также меры дисциплинарного воздействия на участников торгов при нарушении ими правил, установленных фондовой биржей;
2) правила проведения торгов. В них должны быть включены: правила заключения и сверки сделок (лимиты участников торгов, виды заявок, которые могут подаваться ими для совершения сделок, и порядок их подачи, изменения и отзыва, порядок формирования реестра заявок, содержание отчетов о сделках и порядок их предоставления участникам торгов); особенности проведения торгов ценной бумагой в первый день ее обращения через организатора торговли (в том числе порядок определения расчетной цены для целей определения отклонений цен, порядок определения предельных отклонений цен заявок по отношению к расчетной цене, цены открытия к расчетной цене и текущей цены к цене открытия); правила регистрации сделок, в том числе порядок ведения реестров объявленных заявок и совершенных сделок; порядок исполнения сделок; правила, ограничивающие манипулирование ценами; расписание предоставления услуг организатором торговли, в том числе время торгового дня; порядок мониторинга и контроля за сделками, совершаемыми на торгах фондовой биржи, за участниками торгов и эмитентами, в том числе порядок приостановления и возобновления торгов, включая основания и порядок принятия решений об их приостановлении и возобновлении, методика расчета технического индекса, порядок проведения проверок сделок, включая срочные и нестандартные сделки;
3) правила листинга / делистинга ценных бумаг и / или правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга (фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок с ценными бумагами). Спецификации срочных сделок (фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению срочных сделок);
4) регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные документы. Все изменения и дополнения должны быть зарегистрированы в ФСФР России. Порядок регистрации аналогичен порядку регистрации документов организаторов торговли, не имеющих статуса фондовой биржи (см. комментарий к ст. 9 Закона «О рынке ценных бумаг»).
В целях выявления и пресечения практики использования служебной информации, манипулирования ценами фондовая биржа обязана осуществлять непрерывный контроль за всеми сделками, совершаемыми на организуемых ею торгах. Также биржа контролирует соблюдение участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных правовых актов ФСФР России. Для этого фондовая биржа устанавливает процедуры осуществления мониторинга и контроля за соответствием ценной бумаги и ее эмитента установленным требованиям для включения и нахождения ценной бумаги в соответствующем котировальном списке, в том числе порядок и сроки представления эмитентами фондовой бирже необходимой информации и документов. Фондовая биржа обязана немедленно уведомлять эмитента о несоответствиях, выявленных при осуществлении мониторинга и контроля. Участники торгов обязаны предоставлять фондовой бирже по ее требованию информацию, необходимую для осуществления ею контроля в соответствии с правилами проведения торгов на фондовой бирже. Детально порядок осуществления контроля и мониторинга биржей регламентируется Положением о деятельности по организации торговли (раздел VI)[66].
Фондовая биржа обязана обеспечивать гласность и публичность проводимых торгов. Фондовая биржа не гарантирует того, что вложения в ценные бумаги обязательно принесут доход. Фондовая биржа лишь гарантирует, что участники торгов могут иметь достаточную и достоверную информацию для формирования собственных суждений о доходности принадлежащих им ценных бумаг. Гласность и публичность торгов обеспечиваются путем оповещения участников торгов о месте и времени проведения торгов, списке и котировке ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий. Предоставляется и другая информация. Биржа должна обеспечить доступность информации, способной оказать влияние на рыночный курс ценных бумаг для всех участников биржевой торговли в одно и то же время. Кроме того, все они должны обладать одинаковой информацией, то есть находиться в одном положении. Подробно порядок раскрытия информации фондовой биржей регламентируется Положением о деятельности по организации торговли (раздел VII)[67].
Фондовой бирже разрешено устанавливать размер и порядок взимания с участников торгов взносов, сборов и других платежей за оказываемые ею услуги. В частности, фондовая биржа может взимать плату за листинг, за распространение информации о ценах, за продажу финансовой информации, за использование фондовых индексов, за использование технических систем биржи, за предоставление консультационных, методических и учебных услуг и т.д. Помимо того, доход бирж составляют членские взносы членов биржи. Денежные средства фондовых бирж могут инвестироваться с целью получения процентов и дивидендов. Также фондовой бирже разрешено устанавливать размер и порядок взимания штрафов за нарушение установленных ею правил. При этом фондовая биржа не вправе устанавливать размер вознаграждения, взимаемого участниками торгов за совершение биржевых сделок.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 179.