Особенности правового регулирования деятельности товарной биржи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Биржа как юридическое лицо представляет собой организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

Учредители товарной биржи, в зависимости от организационно-правовой формы в которой она создается, могут иметь в отношении ее обязательственные права (организационно-правовая форма хозяйственных обществ) или не иметь в отношении ее имущественных прав (некоммерческое партнерство).

Биржа как юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Поскольку деятельность товарных бирж подлежит лицензированию, то такой деятельностью товарная биржа может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Правоспособность товарной биржи как юридического лица возникает в момент ее создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Право товарной биржи как юридического лица осуществлять биржевую деятельность возникает с момента получения соответствующей лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.

В зависимости от того, в какой организационно-правовой форме учреждается товарная биржа, она может быть признана организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (т.е. коммерческой организацией) либо не имеющей извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющей полученную прибыль между участниками (некоммерческой организацией).

Товарная биржа, учреждаемая как коммерческая организация, может создаваться в форме хозяйственных обществ (акционерных и с ограниченной ответственностью).

Товарная биржа, являющаяся некоммерческой организацией, может иметь организационно-правовую форму некоммерческого партнерства[35].

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческое партнерство, как и другие некоммерческие организации, не должно иметь извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не вправе распределять полученную прибыль между его участниками (членами).

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства.

Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Члены некоммерческого партнерства вправе:

– участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

– получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

– по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

– если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

– получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства.

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества.

Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Согласно ст. ст. 2, 3 комментируемого Закона целью создания биржи является формирование оптового рынка путем организации и регулирования биржевой торговли, а также осуществления деятельности, непосредственно связанной с организацией и регулированием биржевой торговли.

В соответствии п. 3 ст. 14 комментируемого Закона члены товарной биржи имеют право на получение дивидендов (т.е. доли в распределяемой прибыли от деятельности товарной биржи).

Учитывая эти положения, сложно согласиться с мнением о том, что именно некоммерческое партнерство является единственно возможным вариантом организационно-правовой формы товарной биржи как юридического лица.

Можно, конечно, признавать, что «наиболее приемлемым вариантом создания биржи является именно некоммерческая организационно-правовая форма»[36], но правильнее будет согласиться с тем, что выбор организационно-правовой формы является прерогативой ее учредителей.

В учреждении товарной биржи могут принимать участие как юридические, так и физические лица.

Каких-либо иных ограничений, кроме предусмотренных п. 2 комментируемой статьи специальных ограничений для учредителей товарной биржи, не предусмотрено.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ в ред. от 02.07.2005 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон «О государственной регистрации юридических лиц»)[37].

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – государственная регистрация) – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц».

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее – регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»[38].

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее – заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

– руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

– учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

– руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

– конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

– иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем.

Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Законом «О государственной регистрации юридических лиц».

Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации.

Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных Законом «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Закона «О государственной регистрации юридических лиц».

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, на основании которых отказано в государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

За необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в Законе «О государственной регистрации юридических лиц», отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного Законом «О государственной регистрации юридических лиц», а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных Законом «О государственной регистрации юридических лиц» документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с комментируемым Законом Правительство Российской Федерации утвердило Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации (далее – Положение)[39].

Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации определяет порядок выдачи, аннулирования и приостановления действия лицензий на организацию биржевой торговли.

Действие Положения распространяется на юридических лиц, которые соответствуют понятию «товарная биржа», как оно определено комментируемым Законом.

Лицензия на организацию биржевой торговли (далее – лицензия) выдается Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам (далее – Комиссия).

Для получения лицензии в Комиссию представляются следующие документы:

– заявление по форме согласно приложению №1 к Положению;

– устав товарной биржи;

– учредительный договор или заявка на регистрацию либо иной соответствующий документ, если он предусмотрен при создании товарной биржи;

– документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;

– правила биржевой торговли;

– документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50 процентов объявленной суммы;

– документ, удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов;

– список учредителей и распределение между ними долей (в процентах) в уставном капитале товарной биржи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы.

Документы, прилагаемые к заявлению на получение лицензии, представляются прошитыми и скрепленными печатью биржи либо нотариально заверенными.

За достоверность сведений, представленных для получения лицензии, заявитель несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Комиссия принимает решение о выдаче лицензии в течение двух месяцев со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Комиссия вправе отказать в выдаче лицензии в случае представления ненадлежащим образом оформленных документов, а также их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Положения и возвратить указанные документы заявителю для переоформления.

Повторное рассмотрение документов осуществляется Комиссией в течение одного месяца со дня получения нового заявления на выдачу лицензии.

Товарная биржа вправе обжаловать в судебном порядке решение Комиссии об отказе в выдаче лицензии.

При принятии решения о выдаче лицензии Комиссия руководствуется заключением экспертизы документов товарной биржи, представленным в письменной форме членом Комиссии, которому они направлялись на рассмотрение.

Каждый член Комиссии вправе ознакомиться с документами товарной биржи, поступившими на рассмотрение.

Вопрос о выдаче лицензии рассматривается Комиссией в присутствии заявителя.

Письменное уведомление о дате рассмотрения документов заявитель должен получить не менее чем за 3 дня до проведения заседания Комиссии.

При соблюдении сроков уведомления заявителя о дате проведения заседания Комиссия вправе принимать решение о выдаче лицензии в отсутствие заявителя.

Лицензия выдается товарной бирже в течение 15 дней после принятия решения, в одном экземпляре, по форме согласно Приложению №2 к Положению, при предъявлении документа, подтверждающего перечисление разового сбора.

Товарная биржа получает право на организацию биржевой торговли с даты принятия решения о выдаче ей лицензии.

В случае утери лицензии на основании имеющихся в Комиссии документов товарной бирже выдается дубликат.

Обо всех изменениях в своих учредительных документах и правилах биржевой торговли товарная биржа в течение 15 дней после их принятия должна сообщить в Комиссию.

При несоответствии внесенных изменений нормативным документам, регламентирующим деятельность товарных бирж, Комиссия в месячный срок направляет бирже официальное предписание о приведении учредительных документов в соответствие с нормативными.

Решения об аннулировании или приостановлении действия лицензии принимаются Комиссией в 2-месячный срок на основании:

– материалов осуществленных финансовыми органами проверок, установивших факты нарушений в деятельности товарной биржи;

– официальных уведомлений государственных комиссаров на товарных биржах о фактах нарушений настоящего Положения, Закона Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» и других законодательных актов Российской Федерации.

По материалам проверок и официальным уведомлениям Комиссия направляет товарной бирже официальное предписание об устранении отмеченных в них нарушений.

Товарная биржа после получения предписания обязана в 3-дневный срок проинформировать Комиссию о его получении, а в месячный срок – об устранении отмеченных в нем нарушений.

При неисполнении товарной биржей в месячный срок официальных предписаний Комиссия направляет материалы в арбитражный суд.

Формы заявления на получение лицензии и лицензии на организацию биржевой торговли приведены в Приложениях 1 и 2 к Положению о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации.

В целях реализации Закона Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» Правительство Российской Федерации установило разовый сбор за выдачу лицензии на организацию биржевой торговли товарной бирже.

Сборы за выдачу лицензий товарным биржам перечисляются в федеральный бюджет.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 №14-П[40] положение п. 2 ст. 61 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, признано не противоречащим Конституции РФ.

Товарная биржа как юридическое лицо может быть ликвидирована:

– по решению ее учредителей (участников) либо ее органа, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который она создана;

– по решению суда в случае допущенных при ее создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении товарной биржей в форме некоммерческой организации деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Положение п. 3 ст. 61 ГК РФ во взаимосвязи с положениями подп. 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ и п. 6 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ, предусматривающее право налоговых органов предъявлять в суд по основаниям, указанным в законе, требования о ликвидации акционерных обществ, признано не противоречащим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 №14-П.

Требование о ликвидации юридического лица по вышеуказанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 ГК РФ.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

В целях обеспечения публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №438 «О Едином государственном реестре юридических лиц», а также обязанности юридических лиц по публикации сообщений в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»[41], от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[42], от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[43] было учреждено средство массовой информации – журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц.

Журнал «Вестник государственной регистрации» создан в целях обеспечения публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, а также для размещения сообщений юридических лиц, которые они обязаны публиковать о себе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тематика журнала «Вестник государственной регистрации»: сведения о государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Редакция журнала «Вестник государственной регистрации» определяет уполномоченные организации (далее – Представительства) по приему информации от юридических лиц, учету поступающих от них средств, передаче информации в журнал. Редакция журнала «Вестник государственной регистрации» предоставляет налоговым органам список Представительств по субъектам Российской Федерации с адресами места нахождения и контактными телефонами для размещения указанного списка на стендах.

В случае сообщения о ликвидации товарная биржа должна предоставить заявку на публикацию сообщения, включающую полное наименование юридического лица; ОГРН; ИНН/КПП; адрес (место нахождения) юридического лица; сведения о принятом решении о ликвидации (для общественных объединений – решение об использовании оставшегося имущества): кем и когда принято; порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон)).

Во всех случаях к бланку-заявке прилагается оригинал платежного документа[44].

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

– в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

– во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

– в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

– в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

В первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов физических лиц в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с Законом.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.

По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 151.