Диагностика уровней личностного развития одаренных старшеклассников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для организации педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников на базе МОУ СОШ №31 города Ишима был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся 9 и 11 классов.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – выявление одаренных старшеклассников, диагностика уровня сформированности личностного развития.

2 этап – реализация условий педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников.

3 этап – анализ полученных результатов.

Особое место в педагогической поддержке личностного саморазвития одаренных старшеклассников занимает психологическая диагностика. Как показал анализ существующих подходов к диагностике одаренных детей, они направлены преимущественно на выявление специфических характеристик проявлений и признаков одаренности.

На наш взгляд, обоснование принципов диагностики одаренных детей в русле теории личности должно основываться на двух положениях: а) рассмотрении одаренности, как уникального качества личности, представляющего из себя целостную психологическую систему высшего уровня; б) рассмотрении одаренности, в соответствии с динамической теорией одаренности (ДТО), как развивающегося качества личности.

Опираясь на данные положения, мы выделили в качестве основополагающих, следующие принципы психодиагностики одаренных:

1) личностно-ориентированный подход. Обследование направлено на изучение целостной системы взаимосвязанных качеств развивающейся личности, с учетом возрастных новообразований, взаимосвязи и взаимодействия интеллекта и аффекта, особенностей самосознания, уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер;

2) динамический подход (длительность изучения, развернутость во времени наблюдения за поведением испытуемого в разных ситуациях, изучение динамики его развития, выявление психологических "преград" и определение средств их преодоления). В основе динамического подхода лежит динамическая теория одаренности (ДТО), которая обуславливает смену парадигмы: переход от диагностики отбора к диагностике развития;

3) прогностический подход, при котором результатом обследования является не только определение уровня общего и психического развития человека, развития общих и специальных способностей, уровня одаренности, но и прогноз его личностного саморазвития, ориентация на выявление его потенциальных возможностей.

Комплекс экспериментальных методик включал:

1) 4-ый субтест Айзенка (определение коэффициента интеллектуального развития).

2) «Сложные аналогии» (диагностика вербального интеллекта).

3)  Методика С.А. Будасси на исследование общего уровня самооценки.

4) Методика диагностики интегральной самооценки личности по Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн.

5) Методика «Автопортрет» Р. Бернса, адаптация Е.С. Романова и С.Ф. Потемкина.

6) Опросник Ч.Д. Спилбергера на исследование уровней личностной и ситуативной тревожности.

7) Личностный опросник К. Томаса на исследование способов реагирования на конфликтные ситуации.

8) Тест А. Ассингера на исследование уровня агрессивности.

9) Тест В.Х. Ряховского на исследование уровня общительности.

10) Шкала оценки потребности в достижении.

Инструкции к проведению данных методик представлены в приложении 1.

Результаты эксперимента показали, что 70,8 % одаренных старшеклассников имеют выше среднего и высокий уровень интеллектуального развития против 38% остальных учащихся контрольной группы, к которой мы отнесли остальных учащихся. По уровню интеллектуального развития они значительно превосходят своих сверстников. Наличие достоверно значимого отличия по уровню интеллектуального развития между выборками контрольной группы и одаренных учащихся было подтверждено по t-критерию Стьюдента. Одаренные старшеклассники отличаются доминирующими когнитивными стилями мышления.

Если в интеллектуальной сфере развитие одаренных школьников происходит очень успешно, то в сфере личностного развития наблюдаются следующие особенности. Одаренные старшеклассники характеризуются высокой самооценкой по сравнению с их обычными сверстниками. Учащихся с высокой самооценкой среди одаренных 9-классников больше на 22,3%, среди 11-классников - на 17,9%. Достаточно большая группа одаренных (22,9%) имеют нереалистично высокую самооценку, тогда как у их обычных сверстников (контрольная группа) этот показатель почти в 3 раза ниже. Показатели нереалистично завышенной самооценки среди одаренных 9-классников выше более, чем в 3 раза, среди 11-классников – почти в 3 раза (таблица 3).

Обнаружены статистически значимые различия между средними данными значений самооценки выборок испытуемых одаренных учащихся и контрольной группы по t-критерию Стьюдента.

 Кроме того, нами установлена конфликтность самооценки у части одаренные старшеклассников, что проявилось в различии данных по разным методикам. Так, если по методике С. Будасси не было обнаружено показателей низкой и ниже среднего уровня самооценки, то с помощью проективных методик Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн и «Автопортрет», позволяющих диагностировать дополнительные характеристики, такая группа (около 15%) одаренных учащихся выявлена (таблица 4).

 

Таблица 3. Сравнительные показатели самооценки одаренных старшеклассников и учащихся общеобразовательной школы по методике С.А. Будасси, ( %)

Уровень самооценки

Выборка испытуемых

одаренные учащиеся

контрольная группа

9 класс 11 класс 9 класс 11 класс
Нереалистично низкая (-0,2-0) - - 4,0 4,0
Низкая (0-0,2) - - 14,0 6,0
Ниже среднего (0,25-0,3) - 5,3 16,0 14,0
Средняя (0,31-0,6) 4,7 14,2 32,0 30,0
Выше средней (0,61-0,65) 32,8 28,5 14,0 24,0
Высокая (0,66-0,8) 34,3 33,9 12,0 16,0
Нереалистично высокая, более 0,8 28,1 17,8 8,0 6,0
Всего 99,9 99,7 100 100

 

Таблица 4 Характеристики самооценки у учащихся с одаренностью по методике «Автопортрет», (%)

Выборка

Показатель характеристик уровней самооценки

признак завышенной самооценки признак адекватной позитивной самооценки признаки низкой и заниженной самооценки
9 класс 59,3 26,5 14,2
11 класс 50 32,1 17,9

 

Результаты методики Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн показали также, что лишь треть одаренных старшеклассников имеют реальный уровень притязаний. Остальные характеризуются высоким и неадекватным уровнем притязаний и 10,2% одаренных 11-классников имеют низкий уровень притязаний. Более половины (57 %) одаренных старшеклассников характеризуются оптимальным уровнем развития целеполагания, умением ставить реально достижимые цели, и эти показатели растут от 9 к 11 классу. В то же время почти у половины одаренных 9-классников и трети 11-классников не сформирован механизм целеполагания.

В результате эксперимента выявлены также недостатки развития эмоциональной сферы. Так, хотя большинство учащихся с одаренностью можно характеризовать их как уравновешенных, собранных, уверенных в себе и не избегающих критических ситуаций и трудностей, в то же время пятая часть из них характеризуется высоким уровнем ситуативной тревожности, которая имеет тенденцию перехода к личностной тревожности. То есть в экстремальной ситуации этот показатель может сыграть отрицательную роль, снижая уровень саморегуляции, что может отразиться на результатах деятельности. В своих ответах они показали наличие чувства скованности и напряжения, озабоченности и нервно-психического возбуждения (таблица 5).

 

Таблица 5. Распределение одаренных старшеклассников по уровням тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера, (%)

Вид тревожности

Уровень тревожности

низкий средний высокий
Личностная 25,8 66,6 7,6
Ситуативная 26,7 42,5 20,8

 

Нами выявлены недостатки развития коммуникативной сферы у одаренных старшеклассников. Большую группу по численности представили одаренные ребята с уровнем общительности ниже среднего и низким (43,7% 9-классников и 41,3% 11-классников). Испытуемые с уровнем общения ниже среднего общительны в определенной мере, не пугаются новых проблем, однако с новыми людьми сходятся с оглядкой; в спорах и диспутах участвуют неохотно. Испытуемые с низким уровнем общительности замкнуты, неразговорчивы, имеют мало друзей. Новая ситуация и обстановка могут вывести их из равновесия (таблица 6). Эти данные подтверждают имеющиеся в литературе характеристики одаренных детей как имеющих проблемы в коммуникативной сфере.

 

Таблица 6. Распределение одаренных старшеклассников по уровням общительности по тесту В.Х. Ряховского, в %.

Выборка

Уровень агрессивности в отношениях

очень высокий высокий выше среднего средний ниже среднего низкий
9 класс 4,7 12,5 14,1 25,0 23,4 20,3
11 класс 3,6 7,1 19,6 28,4 17,8 23,5

 

Доминирующим типом реагирования в конфликтных ситуациях для одаренных старшеклассников является соперничество – 37,5 % среди 9-классников и 32,1% среди 11-классников. Они характеризуются как излишне агрессивные, способные жертвовать интересами окружающих для достижения личного успеха.

На втором месте в обеих возрастных группах стоит реакция приспособления – 28 % и 26,8% соответственно. На третьем месте – реакции сотрудничества и компромисса (таблица 7). Это объясняется, во-первых, индивидуальным стилем поведения и личностными особенностями одаренных. Во-вторых, полученные данные отражают реальную жизненную ситуацию одаренных учащихся, когда им необходимо проявлять упорство и соперничество в период предметных олимпиад разного уровня, тестовых испытаний. Большинство испытуемых ответили, что обычной для них формой поведения является настойчивое стремление добиться своего.


Таблица 7. Распределение одаренных старшеклассников по типам реагирования в конфликтных ситуациях (по методике К.Томаса, в %)

Выборка

Тип реагирования в конфликтной ситуации

соперничество сотрудничество компромисс избегание приспособление
9 класс 37,5 14,1 14,1 6,3 28,0
11 класс 32,1 16,1 12,5 12,5 26,8

 

Обращает на себя внимание факт представленности не всегда эффективных и позитивных поведенческих реакций, что требует психологической коррекции. Данные тенденции выражаются также в проявлении агрессивности в отношениях с другими людьми. Так, вторую по численности группу по методике А. Ассингера в обеих выборках представили старшеклассники с высоким уровнем агрессивности - 37,5% 9-классников и 33,8% 11-классников. Они характеризуются как излишне агрессивные, способные жертвовать интересами окружающих для достижения личного успеха. Самую малочисленную по составу группу представляют учащиеся с низким уровнем агрессивности. Они миролюбивы, несамоуверенны (14,1% 9-классников и 19,9% 11-классников). Эти характеристики соответствуют описанным уровням агрессивности в тесте А. Ассингера (таблица 8).

 

Таблица 8. Распределение одаренных старшеклассников по уровням агрессивности в отношениях по тесту А. Ассингера, (%)

Выборка

Уровень агрессивности в отношениях

высокий средний низкий
9 класс 37,5 48,4 14,1
11 класс 33,8 46,3 19,9

 

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование подтвердило нашу гипотезу о наблюдающейся у одаренных старшеклассников дисгармонии личностного развития. Обнаружен значительный разрыв между когнитивной и эмоциональной, коммуникативной сферами личности, компонентами самосознания, что проявляется в особенностях самооценки. Хотя большинство одаренных учащихся продемонстрировали высокий уровень интеллектуального развития, разнообразие и особенности проявления когнитивного стиля, большая их часть характеризуются нереалистично высокой самооценкой и уровнем притязаний в сочетании с низким уровнем личностной тревожности, что позволяет характеризовать их как излишне самоуверенных и некритичных.

Показательны данные по целеполаганию. Почти у трети одаренных старшеклассников не сформирован механизма целеполагания и они характеризуются как недостаточно уверенные в себе учащиеся с низким уровнем притязаний.

Пятая часть одаренных старшеклассников характеризуется высоким уровнем ситуативной тревожности, которая имеет тенденцию перехода к личностной тревожности, приводящей к негативным личностным состояниям (депрессии, агрессивности).

Значительная часть одаренных старшеклассников испытывают проблемы в общении со сверстниками, проявляют агрессивность в отношении к людям.

Постоянные учебные экстремальные ситуации (участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах) накладывают отпечаток на особенности личностных реакций одаренных детей в конфликтных ситуациях, характерной их которых является соперничество и достижение цели любой ценой. С нашей точки зрения, это явление настораживает, так как оно снижает возможности развития у одаренных гуманистических черт характера: сотрудничества, взаимопомощи, толерантности.

Наблюдающаяся в ряде случаев дисгармония личностного развития старшеклассников требует организации педагогической поддержки, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.




Дата: 2019-05-28, просмотров: 216.