ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

1.1 Понятие «педагогическая поддержка» в психолого-педагогической литературе

1.2 Особенности личностного саморазвития одаренных старшеклассников

1.3 Условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по организации педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

2.1 Диагностика уровней личностного развития одаренных старшеклассников

2.2 Реализация условий педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Заключение

Библиография

ПриложениЯ



Введение

Последние годы конца XX - начала XXI вв. знаменуют собой период кардинальных преобразований в российском обществе, которые породили ряд социальных, экономических, экологических и культурных проблем. В связи с этим, общество испытывает большую потребность в подготовке талантливой молодежи, способной к активному саморазвитию, творческому решению нестандартных ситуаций, реализации своей уникальной, неповторимой человеческой индивидуальности. Становится очевидным, что инициативные, компетентные и творчески мыслящие личности составляют основной резерв общества для решения актуальных проблем. Поэтому приоритетной задачей педагогической практики является создание максимально благоприятных условий, способствующих активному саморазвитию личности.

Наряду с социально-экономическими изменениями в России наблюдаются и коренные преобразования образовательной практики. Гуманизация образования изменила представления о целях и задачах педагогической практики, поставив в центр внимания личность воспитанника и обучаемого, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. Поэтому приоритетной задачей педагогической науки является обоснование благоприятных условий, способствующих и саморазвитию личности.

В настоящее время в педагогической практике основными формами работы с одаренными старшеклассниками являются создание специализированных образовательных учреждений и классов, разработка программ дополнительно образования для этой категории учащихся. Существенным отличием от утвердившейся ранее практики работы с одаренными старшеклассниками в настоящее время является изменение целевой установки. Ранее она состояла в подготовке наиболее талантливой категории учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. Принятие гуманистической парадигмы ставит целью содействие развитию и реализации природного потенциала ребенка на благо себя и общества. Решение проблем развития одаренных старшеклассников через поиск внутренних резервов саморазвития самой личности ребенка обусловливает необходимость дальнейшего развития педагогической теории, пересмотра на ее основе организации, содержания и технологии педагогического процесса.

Общетеоретический фундамент нашего исследования составили работы, посвященные самоактуализации личности в юношеском возрасте Л.Н. Куликовой и представителей ее научной школы: Н.Г. Григорьевой, Н.Г. Горданюк, Г.П. Звенигородской, Т.К. Клименко, А.С. Косогоровой, Л.П. Лазаревой, О.И. Лапицкого, Н.А. Переломовой, О.Н. Подлиняева, Н.Г. Рябиковой, Е.Л. Федотовой, Е.В. Шишмаковой и др. Закономерности развития личности в образовательном процессе изучались в трудах О.А. Абдулиной, СИ. Архангельского, Е.В. Бондаревской, В.В. Буткевич, И.Ф. Исаева, В.А. Канн - Калика, Н.В. Кузьминой, А.И. Мищенко, В.В. Серикова, В. А. Сластенина. В психолого-педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о педагогической поддержке личностного саморазвития. Этому посвящены работы О.С. Газмана, Л.Н. Куликовой, Н.Г. Григорьевой, Н.Г.Горданюк, Г.П. Звенигородской, Т.К. Клименко, А.С. Косогоровой, Л.П. Лазаревой, О.И. Лапицкого, Н.А. Переломовой, О.Н. Подлиняева, Н.Г. Рябиковой, Е.Л. Федотовой, Е.В. Шишмаковой и др., которые в своих научных исследованиях рассматривают различные аспекты этого вида педагогической деятельности. Однако, единых взглядов на природу данного феномена еще не выработано, что обусловливает необходимость продолжения теоретико-методологического осмысления существующих и новых педагогических подходов и психологических теорий, направленных на совершенствование педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами были выявлены противоречия: между социально-педагогическими требованиями к саморазвивающейся личности и существующими ныне целенаправленно организуемыми формами обучения и воспитания подростков; между необходимостью развития полноценной творческой личности и отсутствием комплексной педагогической поддержки личностного саморазвития; между потребностью общества в талантливой молодежи, способной к творческому решению нестандартных ситуаций и отсутствием в педагогической практике опыта работы с одаренными старшеклассниками.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: научное обоснование психолого–педагогических условий осуществления педагогической поддержки личностного саморазвития одаренного старшеклассника в общеобразовательной средней школе.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников».

Объект исследования: педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования: организация, содержание, методы и условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников в образовательном процессе школы.

Цель исследования: теоретически обосновать и путем опытно-экспериментальной работы проверить условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников.

• Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников условиях школы будет более успешной, если:

• будут выявляться индивидуальные особенности и проблемы саморазвития одаренных старшеклассников;

• все субъекты образовательного процесса будут ориентированы на личностное саморазвитие обучающихся;

• в разработке программы педагогической поддержки одаренных старшеклассников будут реализованы требования принципов комплексности, поэтапности, дифференцированности и индивидуальности;

• программа педагогической поддержки будет осуществляться с учетом выявленных проблем саморазвития одаренных старшеклассников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность педагогической поддержки как детерминанты процесса саморазвития личности.

3. Обосновать, разработать и апробировать программу педагогической поддержки личностного саморазвития одаренного старшеклассника в условиях школы.

4. Выявить психолого–педагогические условия осуществления педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников в образовательном пространстве школы.

Теоретико-методологическая основа исследования: возрастные теории развития личности (Ст. Холл, Ш. Бюлер, Э. Эриксон, Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин); теории психологических особенностей одаренности (Ю. Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, З. и. Калмыкова, А.М. Матюшкин, Л. Ф. Обухова, Л.В. Попова, Б.М. Теплов, В.С. Юркевич); гуманистические психологические теории (А. Маслоу, Р. Мей); работы, посвященные самоактуализации личности в юношеском возрасте (Л.Н. Куликова, Н.Г. Григорьева. Н.Г. Гордашок, Л.П. Лазарева); теории развития личности в образовательном процессе (И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьмина, А.И. Мищенко, В.В. Серикова, В.А. Сластенин); идеи творческого воспитания (О. Газман, С. Поляков, В. Хорош).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №31 города Ишима. В эксперименте участвовали учащиеся 10 классов.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – постановочный (01.02.10 – 01.03.10) – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

 Второй этап – собственно-исследовательский (02.03.10 – 02.04.10) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап – интерпретационно-оформительский (03.04.10 – 03.05.10) – обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выделены, уточнены и охарактеризованы основные механизмы педагогической поддержки, приводящие к саморазвитию одаренного старшеклассника (самопознание, самопобуждение, программирование личностного роста, самореализация); экспериментально доказано, что педагогическая поддержка способствует успешному преодолению одаренными старшеклассниками проблем личностного саморазвития.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы принципы построения содержания программы педагогической поддержки личностного саморазвития одаренного старшеклассника (рефлексивно — аналитический подход к процессу и результату решения проблем в саморазвитии; согласие ребенка на помощь; ориентация на способности ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; опора на наличные силы и потенциальные возможности одаренного старшеклассника; принцип ориентации на проблемы в саморазвитии у одаренных старшеклассников).

Практическая значимость заключается в разработке программы педагогической поддержки личностного саморазвития одаренного старшеклассника; выявлены психолого-педагогические условия осуществления педагогической поддержки личностного саморазвития (психологическое сопровождение образовательного процесса, вовлечение одаренных старшеклассников в многоплановую внеурочную деятельность на основе интересов и потребностей личности. Результаты исследования могут быть использованы при организации практики с одаренными старшеклассниками в образовательных учреждениях.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 67 наименований, приложения. Работа включает таблицы (11).

Общий объем работы 71 страница компьютерного текста.



Таблица 1. Модель педагогической поддержки

Препятствия

Социальные (средовые) Субъективные  (личностные) Материальные Источник препятствий школьная и внешняя среда (друзья, семья, сверстники, работники школы, социокультурная атмосфера). Источник препятствий когнитивная, эмоционально-волевая, поведенческая, компоненты структуры личности. Источник препятствий степень материально-технического обеспечения образовательного процесса (учебники, оборудование, технические средства); материальное благосостояние ребенка в семье.

Направления педагогической поддержки:

 

1. Оказание помощи обучающимся в принятии решения и разрешения проблем;

2. Поддержка обучающихся в трудной жизненной ситуации;

3. Выявление и контроль тех обучающихся, которые находятся в ситуации риска или испытывают чье-либо давление;

4. Координация работы с детьми внутри и вне школы.

 


Таблица 2. Тактики педагогической поддержки

1. Тактика помощи Разблокировать собственную активность ребенка. 2. Тактика защиты Выстроить пространство взаимодействия с ребенком, где нет угрозы его достоинству. 3. Тактика содействия Развитие способности ребенка совершать выбор и видеть диапазон возможностей, заложенных в каждой ситуации, содействие в преодолении страха перед неизвестным. 4. Тактика взаимодействия Создание условий, в которых ребенок овладевает логикой поиска и установления границ своей свободы и ответственности.

Основные формы педагогической поддержки:

1. Диагностическая работа;

2. Составление и реализация индивидуального учебного плана;

3. Индивидуальная консультативная и профилактическая работа с обучающимися;

4. Педсоветы, методические семинары;

5. Факультативные занятия;

6. Психолого-педагогический консилиум;

7. Родительский лекторий;

8. Дискуссионный клуб старшеклассников;

В решении изучаемой проблемы мы исходим из понимания педагогической поддержки как особой деятельности по оказанию превентивной и оперативной помощи школьникам в решении их индивидуальных проблем, связанных с успешным саморазвитием. Педагогическая поддержка, наряду с обучением и воспитанием является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка [1, с.137].

Таким образом, под педагогической поддержкой мы понимаем систему педагогической деятельности, раскрывающую личностный потенциал человека, включающую помощь школьникам, преподавателям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей (проблем). Выделение проблемы ребенка в качестве стержня, на котором удерживается педагогическая поддержка как деятельность конкретного педагога с конкретным ребенком, является попыткой выделить специфику педагогической поддержки как особой деятельности, отличной от обучения и воспитания, требующей от педагога умения задавать направление и управлять, таким образом, динамикой развития ребенка.

Основным направлением педагогической поддержки является помощь (педагога, психолога, родителей) в личностном развитии учащегося, направленная на актуализацию собственных внутренних сил и резервов самореализации. О.С. Газман в качестве предмета психолого-педагогической поддержки рассматривал процесс совместного с ребенком определения его интересов и целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), способствующий сохранению и развитию нравственного потенциала личности и достижению желаемых результатов в учении, самовоспитании, общении. Этапами педагогической поддержки являются: диагностический – установление или сигнализация о наличии проблемы, поисковый - совместный с педагогом поиск причин проблемы, договорный – заключение договора между ребенком и взрослым о совместных действиях по разрешению проблемы, деятельностный – самостоятельная деятельность ребенка и стимулирование ее со стороны взрослых, рефлексивный – констатация факта разрешимости проблемы и осмысление ребенком и взрослым нового опыта жизнедеятельности.

Категория педагогической поддержки, как мы выяснили, непосредственно связана с такими понятиями, как педагогическая помощь, педагогическое сопровождение. А в оптимально организованной педагогической практике, как показывают последние исследования, педагогическая поддержка как система преобразуется в психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка.

Организация педагогической поддержки позволяет стимулированию и самоуправлению внешней и внутренней активности детей. Педагогическая поддержка развития способности к личностной саморегуляции дополняет, усиливает эффективность процессов воспитания, поскольку служит «мостиком» для возникновения самовоспитания, личностного саморазвития учащихся.

Об особенностях личностного саморазвития одаренных старшеклассников пойдет речь в следующем параграфе.

 


Выводы по 1 главе

Таким образом, рассмотрев теоретические основы педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников, мы пришли к следующим выводам:

1. Педагогическая поддержка – это система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости последнего и ставящая целью поддержать его в процессах «само».

Цель педагогической поддержки - становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости, необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят. (Т.е. занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме и на этой основе самостоятельно строить целостную деятельность по ее разрешению).

2. С педагогической точки зрения, одарённые дети - это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди своих сверстников или в своей социальной группе. Это могут быть общие способности и специальные способности. Это могут быть и творческие способности. Это могут быть также лидерские способности; психометрические; технические; музыкальные; экологические и другие виды способностей, необходимых для жизни в обществе.

При работе с одарёнными детьми в педагогическом процессе вырисовываются три основные задачи:

- способствовать саморазвитию личности;

- довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;

- способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.

Все эти задачи очень тесно взаимосвязаны, но доминирующей задачей является первая. Но для личностного саморазвития одаренных старшеклассников необходимо соблюдение определенных условий педагогической поддержки.

3. Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников возможно при выполнении ряда условий: вовлечение одаренных старшеклассников в многоплановую внеурочную деятельность на основе интересов и потребностей личности, интеграция образовательного процесса в образовательное пространство, обучение на основе личностно-развивающих технологий, развития интеллектуально-творческого потенциала, путем приобщение их к основам научно-исследовательской деятельности, участие одаренных старшеклассников в конференциях и олимпиадах локального, краевого, российского и международного уровней, выработка определенного стиля педагогической деятельности преподавателей, нацеленность организации педагогической деятельности на развитие самостоятельности учащихся.

Следующая глава будет посвящена экспериментальной работе по организации педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников.



Выводы по 2 главе

Таким образом, нами было проведено экспериментальное исследование влияния педагогической поддержки на личностное саморазвитие одаренных старшеклассников. На первом этапе исследования мы выявили одаренных старшеклассников среди учащихся 9 и 11 классов, определили уровень личностного развития всех учащихся и проанализировали различия личностного развития одаренных учащихся и учащихся, не проявляющих признаки одаренности. Было выявлено, что одаренные старшеклассники отличаются доминирующими когнитивными стилями мышления. В сфере личностного развития одаренные старшеклассники характеризуются высокой самооценкой по сравнению с их обычными сверстниками. Учащихся с высокой самооценкой среди одаренных 9-классников больше на 22,3%, среди 11-классников - на 17,9%. Достаточно большая группа одаренных (22,9%) имеют нереалистично высокую самооценку, тогда как у их обычных сверстников (контрольная группа) этот показатель почти в 3 раза ниже. Показатели нереалистично завышенной самооценки среди одаренных 9-классников выше более, чем в 3 раза, среди 11-классников – почти в 3 раза. Поэтому на следующем этапе эксперимента мы реализовали условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников. В результате проведенного эксперимента были предупреждены негативные трансформации и гармонизация личностного развития одаренных старшеклассников: снизилось количество одаренных старшеклассников с нереалистично высокой самооценкой почти в два раза; увеличилось количество старшеклассников с высокой адекватной самооценкой на 6,7 %.

Проведенное исследование доказало эффективность проведенной работы по саморазвитию личности одаренных старшеклассников через реализацию педагогической поддержки.



Заключение

Анализ психолого-педагогических теорий личности и концепций одаренности, теоретическое обобщение отечественного и зарубежного опыта работы с одаренной молодежью и результаты экспериментального исследования позволили нам сделать следующие выводы:

Анализ существующих в зарубежной и отечественной литературе концепций одаренности показал, что определение и сущностная характеристика одаренности достаточно противоречива. В одних случаях одаренность идентифицируется с определенными способностями, либо умственными, либо специальными, в других – рассматривается как опережающее развитие.

Положение Л.С. Выготского об универсальности закономерностей развития аномальных, «нормальных» и одаренных детей, позволяет считать, что в развитии ребенка не столь важно превалирование отдельных сторон психики, сколько взаимосвязь, взаимоотношения, взаимодействие высших психических функций. И поэтому необходимо весь социально-культурный арсенал образования и воспитания направить на активизацию взаимодействия интеллекта и аффекта в соответствии с возрастными новообразованиями и теми особенностями, которые характеризуют тот или иной тип детей.

Творческая разработка идей Л.С. Выготского о социально-исторической сущности развития высших психических функций человека в контексте психологических проблем одаренности определила возможности и основания для: во-первых, разработки концепции личностного подхода к развитию одаренных детей; во-вторых, расширения сущностной характеристики категории одаренности как уникального феномена человеческой личности.

Рассмотрение личности одаренных, как целостного системного развивающегося образования, определяет обоснованность единства принципов личностно-ориентированного, динамического и прогностического подходов в диагностике одаренных детей и молодежи. Реализация данных принципов позволяет увидеть особенности личностного развития одаренных школьников. Они проявляются в дисгармонии развития интеллекта и аффекта: значительном разрыве между когнитивной и эмоциональной, коммуникативной сферами личности, компонентами самосознания; наличии у достаточно существенного процента одаренной молодежи негативных свойств личностного развития. Такая картина представляется требующей особого внимания, так как речь идет об одаренных детях, обладающих более высоким личностным потенциалом по сравнению с их сверстниками, и являющихся фактором развития общества.

Основной причиной такого искаженного развития является односторонняя направленность традиционной системы образования и воспитания на определение специальных способностей, их узконаправленное развитие без учета закономерностей развития психики, целостного подхода к личности, ее творческого потенциала и единства когнитивного и эмоционального, интеллекта и аффекта.

Гармоничное развитие одаренной молодежи возможно только при реализации педагогической поддержки на всех уровнях социально-психологического и педагогического воздействия. Модель развития личности одаренной молодежи включает такие взаимосвязанные блоки как: а) методологический, б) диагностический, в) психокоррекции личности и поведения, г) творческого развития и гармонизации личности, д) образовательный. Конечной целью этой модели является высокоинтеллектуальная конкурентоспособная самодостаточная личность, способная реализвать свой творческий потенциал, ориентированная на личностный рост, личностное саморазвитие. В данной модели образование рассматривается как культурная развивающая среда, в которой обучающийся выступает как субъект культуры, собственного творчества и индивидуального развития. Модель личностного подхода к развитию одаренной молодежи наиболее соответствует гуманистической парадигме образования и реализуется на всех уровнях социально-психологического и педагогического воздействия.

Важными направлениями деятельности школы являются: создание условий для саморазвития одаренного старшеклассника как субъекта культуры, собственного жизнетворчества; оказание помощи молодому человеку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей.

Особое место в деятельности учебного заведения должно занимать формирование психолого-педагогической готовности кадров к работе с одаренными детьми, предусматривающей подготовку к осуществлению программ психологической диагностики, коррекции, гармонизации и развития личности одаренной молодежи. Такие программы представляют собой обоснованное воздействие педагогов на внутренний мир человека (его желания, переживания, познавательные процессы) на основе ориентации на собственные резервы личности, на закономерности и механизмы саморазвития человека.

Реализация программы гармонизации личности одаренных обеспечивает предупреждение негативных трансформаций личностного саморазвития старшеклассников со специальными способностями и одаренностью, а также развитие творческой одаренности всех обучающихся, что, в целом, направлено на развитие интеллектуального потенциала общества.

В результате нашей работы мы рассмотрели понятие «педагогическая поддержка» в психолого-педагогической литературе, определили особенности личностного саморазвития одаренных старшеклассников, выявили условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников.

Для реализации педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников нами было проведено экспериментальное исследование. На первом этапе исследования мы выявили одаренных старшеклассников и определили уровень сформированности личностного развития старшеклассников.

При этом мы использовали личностно-ориентированный, динамический и прогностический подходы, которые позволили нам определить общее развития одаренных старшеклассников, развитие их общих и специальных способностей, уровня одаренности, прогноз их личностного саморазвития, ориентация на выявление их потенциальных возможностей.

На следующем этапе эксперимента мы реализовали условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников. Для этого нами разработана программа педагогической поддержки личностного саморазвития одаренного старшеклассника, реализация которой осуществлялось в несколько этапов: диагностический; поисковый; проектировочный; деятельностный; рефлексивный.

После проведения мероприятий, предусмотренных программой педагогической поддержки мы выявили, что показатели самооценки одаренных старшеклассников изменились в сторону ее большей адекватности и реалистичности. Увеличилось число одаренных старшеклассников с реальным уровнем притязаний на 10,2%. Количество старшеклассников с адекватным уровнем притязаний увеличилось на 12%. Произошло развитие уровня целеполагания у 5,5% одаренных старшеклассников. Изменилось распределение старшеклассников по типам доминирующих отношений: уменьшилось число испытуемых с враждебным и непримиримым типом отношений, а также неуверенных и старшеклассников с конформным поведением. На 5,7% увеличилась группа старшеклассников, склонных к сотрудничеству. Удалось поднять уровень общительности у 10% одаренных старшеклассников. Удалось снизить показатели агрессивности в отношениях.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Библиография

 

1. Аксиньева, М.А. Организация педагогической поддержки старшеклассников в среднем профессиональном образовательном учреждении [Текст]/ М.А. Аксиньева // Гуманистические и социально-экономические науки. Спецвыпуск. Педагогика. –Ростов н/Д: РГПУ, 2006. -№ 4. – с.23.

2. Аксиньева М.А. Педагогическая поддержка как современная образовательная технология [Текст]/ М.А. Аксиньева // Учебно-методическое пособие для преподавателей, организаторов повышения квалификации педагогических работников учебных заведений. Допущено учебно-методическим объединением при Совете директоров средних специальных учебных заведений Южного федерального округа. – Ростов н/Д: РГКРИПТ, 2004. – 335 с.

3. Аксиньева М.А. Формы включения старшеклассников в опытно-экспериментальную работу [Текст]/ М.А. Аксиньева // Проектирование комплекса социально-педагогических условий приобщения старшеклассников к научно-техническому творчеству. Материалы региональной научно-практической конференции педагогических работников УСПО «Стратегии педагогического успеха: пути и средства реализации». – Ростов н/Д: Эверест, 2005. – 412 с.

4. Актуальные проблемы психолого-педагогического обеспечения процесса самореализации учащихся в образовательных учреждениях российской провинции / под ред. Н.Г. Крыловой. – Кострома: КГУ, 2002. – 63 с.

5. Баранников А.В. Зарубежный опыт организации самообразования в рамках школы [Текст]/ А.В. Баранников//Мир образования - образование в мире.-2002.-№2.-С.44-60.

6. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор [Текст]/ Н.Р. Битянова.- М.: МПСИ; Флинта,1998.- С.78.

7. Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы [Текст]/Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. – М.: Просвещение, 2005.- С.59.

8. Бояринцева А.В. Творчески развиваться - просто и интересно: [О духовном саморазвитии детей, формировании чувств, представлений методом погружения] [Текст]/ А.В. Бояринцева // Одаренный ребенок.-2004.-№2.-С.114-123.

9. Бурая И.В. Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности [Текст]/И.В. Бурая, О.С. Аранская //Химия в школе.-2001.-№10.-С.23-32.

10. Васильева Д.Н. Теоретическое и технологическое обеспечение творческого саморазвития школьников: (на материале уроков музыки, МХК и внеклас. занятий): автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст]/ Васильева Д.Н.; Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов, 2001. – 23 с.

11. Власова Л.Н. Метод проектов – действенное средство саморазвития учащихся [Текст]/ Л.Н. Власова//Современная школа на пороге ХХI века: опыт, проблемы, перспективы. Образовательная область «Технология». - 2000.-Вып.1.-С.85-91.

12. Войтенко, Т. Обучение через саморазвитие и самовоспитание [Текст]/ Т.Войтенко //Директор школы.-2000.-№3.-С.76-86.

13. Григорьева В.К. Педагогические условия саморазвития личности старшеклассника во временном детско-юношеском объединении [Текст]/ В.К. Григорьева, Н.Е. Коробкина // Педагогика детского движения на пороге XXI века.- Хабаровск,2000.-С.14-22.

14. Иващенко А.В. Самовоспитание старшеклассников: методология, теория, практика [Текст]/ А.В. Иващенко, А.Я. Совиньски. – М.: Рос. ун-т дружбы народов,2004. – 165 с.

15. Ильницкая И.А. Психолого-педагогические основы выявления и развития одаренных детей и подростков [Текст]/И.А. Ильницкая. - Омск, 2006.- С.80.

16. Исследование творческого развития современных старшеклассников // Вестник КазНУ им. Аль-Фараби . Серия «Социология и психология». – 2008. – № 2. – С.22.

17. Касицына Н. Педагогические условия развития способности к самоопределению у старшеклассников [Текст]/Н. Касицына// Развитие личности.-2000.-№1.-С.97-104.

18. Кларина Л. Процесс, направленный на развитие способности быть хозяином и творцом собственной жизни: [Саморазвитие субъекта. Позиция дошкольника и вопросы дидактики] [Текст]/Л. Кларина//Директор школы.- 2001.-№1.-С.59-70.

19. Клемяшова Е.М. К вопросу о нравственном самовоспитании подростков [Текст] / Е.М. Клемяшова // Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников. - М.: Просвещение,2000. - Вып.2.- С.39-42.

20. Корнеева, В.В. Педагогическая культура преподавателя как условие творческого саморазвития личности студента [Текст] / В.В.Корнеева // Педагогика творчества. - Хабаровск,2002.-С.14-17.

21. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников: кн. для учителя [Текст] / А.И. Кочетов. – Минск: Нар. асвета, 1990. – 173 с.

22. Кудрявцев, В.Т. Как рождается субъект деятельности: [Саморазвитие учащихся в процессе учебной деятельности в условиях развив. обучения] [Текст] /В.Т. Кудрявцев//Начальная школа: плюс-минус.-2001.-№1.-С.13-22.

23. Куликова Л.Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя – основа гуманистической педагогики [Текст]/Л.И. Куликова //Педагогика развития. - 2001.-С.3-10.

24. Лебедева В.П. Психодидактические аспекты развития творческих способностей школьников [Текст]/В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов// Учителю о развитии творческих способностей. – Черноголовка, 1998.– 279 с.

25. Лейтес Н.С. Индивидуальное и возрастное в детской одаренности [Текст] / Н.С. Лейтес// Учителю об одаренных детях / под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М.: ИНФРА, 1997. – 256 с.

26. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для старшеклассников образовательных учреждений ср. проф. образования, обучающихся в педагогических училищах и колледжах [Текст]/В.Г. Маралов.- М.: Academia, 2002.-250с.

27. Матвеева, Р. Ориентир классного руководителя – саморазвитие школьника [Текст] /Р.Матвеева// Народное образование.-2000.-№3.-С.74-78.

28. Матюшкин A.M. Одаренность и творчество [Текст]/А.М. Матюшкин// Учителю об одаренных детях / под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М.: Просвещение, 1997. – С. 125 – 175.

29. Меренков А.В. Система педагогической работы по приобщению детей к культуре самоорганизации [Текст]/А.В. Меренков, В.С.Глушкова//Завуч.-2004.-№6.-С.117-120.

30. Меркулова Л.П. Педагогическое руководство самовоспитанием школьников : учеб. пособие к спецкурсу [Текст]/ Л.П. Меркулова ; Свердлов. гос. пед. ин-т, Орский гос. пед. ин-т им. Т.Г. Шевченко. – Свердловск, 1990. – 57 с.

31. Методическое руководство по организации комплексного обследования детей при конкурсном отборе в специальные школы для одаренных детей, гимназии, лицеи. – Алматы, 2000. – 83 с.

32. Мосунова Л.А. Условия саморазвития личности на уроке литературы [Текст]/Л.А. Мосунова//Русская словесность.-2004.-№3.-С.17-26.

33. Некоторые особенности личностного развития одаренных старшеклассников // Информационно-методический сборник «Дарын». – Алматы, 2000. – № 1. – С. 96-98.

34. Некоторые особенности соотношения видов одаренности и личностного развития выпускников школ // Сб. докладов 1 международной научно-практической конференции “Одаренность в контексте непрерывного многоуровневого образования”.– Усть-Каменогорск: Изд-во «Типография Рекламный Дайджест», 2002. – С.19-23.

35. Обоснование модели психологической диагностики, коррекции и социокультурного развития личности одаренных детей и молодежи // Вестник Университета «Кайнар». – Алматы, 2008. – № 3/2 – С. 107-113.

36. Одаренность и творчество: концепция, итоги и перспективы исследований / Матюшкин A.M., Белова Е.С., Шумакова Н.Б., Щеблапова Е.И., Задорина Е.Н., Юркевич B.C., Яковлева Е.Л //Доклады Юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института РАО. –М.: Просвещение, 1999. – С. 135 – 165.

37. Осипов П.Н. Концепция стимулирования самовоспитания учащихся [Текст] / П.Н. Осипов //Современные концепции воспитания. - Ярославль,2000.-С.127-136.

38. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для педагогов специальных высших учебных заведений / под ред. А.И. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302 с.

39. Особенности личностного развития одаренных старшеклассников: материалы IV Международной научно-практической конференции «Научная мысль информационного века – 2008». – Прага, 2008. – № 10. – С. 15-22.

40. Особенности развития интеллектуальных способностей старшеклассников гуманитарных и технических специальностей: материалы Международной научно-практической конференции «Экономика, право, культура в эпоху общественных преобразований». – Алматы, 2005. – С. 336-341.

41. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности [Текст]/В.И. Панов// Прикладная психология. – 1998. – № 3. – С. 10 – 17.

42. Парфёнова Г.Л. Взаимодействие педагога с одарёнными детьми в контексте их социально-личностных проблем [Текст]/Г.Л. Парфенова// Проблемы подготовки учителей начальных классов в условиях модернизации образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул :Изд-во БГПУ, 2004. – С.136-140.

43. Парфёнова Г.Л. Исследование мотивационного компонента социальной компетентности старшеклассников с общей умственной одаренностью [Текст]/Г.Л. Парфенова// Вестник БГПУ: Психолого-педагогические науки. – 2006. –Выпуск 6. - С. 32 – 41.

44. Парфёнова Г.Л. Модель деятельности психолого-педагогического центра по проблемам одаренности в условиях образовательного пространства высшей педагогической школы [Текст]/Г.Л.Парфенова// Образовательное пространство высшей педагогической школы: проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научной конференции / под ред. О. Г. Хмелевой. – Барнаул: БГПУ, 2006. – С. 264 – 274.

45. Парфёнова Г.Л. Путь к самому себе. Программа развития социальной компетентности личности одаренных старшеклассников: учебно-методическое пос. [Текст]/ Г.Л. Парфенова. – Барнаул : БГПУ, 2007. – 232 с.

46. Педагогика и психология одаренности школьников: учебное пособие для учителей, психологов и старшеклассников психолого-педагогических специальностей. – Алматы, 2002. – 248 с.

47. Педагогическое руководство самовоспитанием школьников : учеб.-метод. пособие для преподавателей каф. педагогики и психологии пед. вузов и ун-тов / АПН СССР, НИИ общ. Педагогики: [Х. Ибрагимов, С.И. Хохлов]. – М.: Просвещение, 1988. – 243 с.

48. Плюснина С. Подготовка старшеклассников к самообразовательной работе после окончания школы [Текст]/С. Плюснина //Школьная библиотека.-2001.-№7.-С.33-39.

49. Пономарева И.Р. Изложение содержания учебного материала как одно из условий эффективного саморазвития личности учащегося [Текст]/ И.Р. Пономарева // Теория и практика развивающего обучения. -Челябинск,2001.- Вып.13.- С.24-28.

50. Принципы психологического изучения личности и диагностики одаренных детей и молодежи // «Поиск». – Алматы, 2008. – № 4. – С. 319-323.

51. Проблема одаренности: от Античности до современности: сб. материалов международной научно-практической конференции «Наука и образование на современном этапе». – Алматы, 2007. – С. 380-387.

52. Психологическая диагностика и развитие личности: методическое пособие. – Алматы, 1999. – 37 с.

53. Психологические концепции одаренности // Yлт тагылымы. – Алматы, 2008. – № 4.

54. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И. Панова. – М., 1997. –352 с.

55. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Просвещение, 1996.

56. Розова Т.Н. Технология воспитания самореализующейся личности: организация и управление [Текст]/ Т.Н. Розова; Ставропольский государственный университет.- Ставрополь: Изд-во СГУ,2001.-191с.

57. Самообразование и самовоспитание в жизни человека /Сост. и авт. предисл. В.И. Нефедов.- Нальчик: Эль-Фа,2002.-61с.

58. Санникова А. И. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе организации самообразовательной деятельности: учеб.-метод. пособие [Текст]/А.И. Санникова, О.Л. Калинина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь: ПГПУ, 2001. – 151 с

59. Сафронова М.В. Самообразование как необходимое условие достижения успеха: философско-педагогический аспект: [Учащиеся ср. школы] [Текст] / М.В. Сафронова//Личностные достижения учащихся в образовательном процессе. – Оренбург,2000.-С.64-68.

60. Селевко Г. Воспитательная система саморазвития школьника завоевывает признание практиков: [Технология саморазвития личности, апробированная на базе ср. шк. №19 г. Рыбинска] [Текст]/ Г. Селевко // Народное образование.-2004.-№8.-С.155-164.

61. Селевко Г. Технология саморазвития личности школьника [Текст]/ Г. Селевко, В. Журавлев //Воспитание школьников.-2002.-№4.-С.9-18.

62. Селевко Г.К. Освоение технологии саморазвития личности школьников: Как стать экспериментальной площадкой [Текст]/Г.К. Селевко//Народное образование. – 2005.-№1.-С.181-185.

63. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника [Текст] / Г.К. Селевко, В. Журавлев// Воспитание школьников.-2002.-№4.-С.9-18.

64. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. – Волгоград, 2007.- 443 с.

65. Теоретические основы образования одаренных детей // Научно-методический сборник «Инновационно-педагогическая деятельность по проблеме одаренности». – Астана, 2003. – С.5-11.

66. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития [Текст]/ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интерпракс,1995.- С.36.

67. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей [Текст] / Н.Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2004.- С.113 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

1.1 Понятие «педагогическая поддержка» в психолого-педагогической литературе

1.2 Особенности личностного саморазвития одаренных старшеклассников

1.3 Условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по организации педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

2.1 Диагностика уровней личностного развития одаренных старшеклассников

2.2 Реализация условий педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Заключение

Библиография

ПриложениЯ



Введение

Последние годы конца XX - начала XXI вв. знаменуют собой период кардинальных преобразований в российском обществе, которые породили ряд социальных, экономических, экологических и культурных проблем. В связи с этим, общество испытывает большую потребность в подготовке талантливой молодежи, способной к активному саморазвитию, творческому решению нестандартных ситуаций, реализации своей уникальной, неповторимой человеческой индивидуальности. Становится очевидным, что инициативные, компетентные и творчески мыслящие личности составляют основной резерв общества для решения актуальных проблем. Поэтому приоритетной задачей педагогической практики является создание максимально благоприятных условий, способствующих активному саморазвитию личности.

Наряду с социально-экономическими изменениями в России наблюдаются и коренные преобразования образовательной практики. Гуманизация образования изменила представления о целях и задачах педагогической практики, поставив в центр внимания личность воспитанника и обучаемого, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. Поэтому приоритетной задачей педагогической науки является обоснование благоприятных условий, способствующих и саморазвитию личности.

В настоящее время в педагогической практике основными формами работы с одаренными старшеклассниками являются создание специализированных образовательных учреждений и классов, разработка программ дополнительно образования для этой категории учащихся. Существенным отличием от утвердившейся ранее практики работы с одаренными старшеклассниками в настоящее время является изменение целевой установки. Ранее она состояла в подготовке наиболее талантливой категории учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. Принятие гуманистической парадигмы ставит целью содействие развитию и реализации природного потенциала ребенка на благо себя и общества. Решение проблем развития одаренных старшеклассников через поиск внутренних резервов саморазвития самой личности ребенка обусловливает необходимость дальнейшего развития педагогической теории, пересмотра на ее основе организации, содержания и технологии педагогического процесса.

Общетеоретический фундамент нашего исследования составили работы, посвященные самоактуализации личности в юношеском возрасте Л.Н. Куликовой и представителей ее научной школы: Н.Г. Григорьевой, Н.Г. Горданюк, Г.П. Звенигородской, Т.К. Клименко, А.С. Косогоровой, Л.П. Лазаревой, О.И. Лапицкого, Н.А. Переломовой, О.Н. Подлиняева, Н.Г. Рябиковой, Е.Л. Федотовой, Е.В. Шишмаковой и др. Закономерности развития личности в образовательном процессе изучались в трудах О.А. Абдулиной, СИ. Архангельского, Е.В. Бондаревской, В.В. Буткевич, И.Ф. Исаева, В.А. Канн - Калика, Н.В. Кузьминой, А.И. Мищенко, В.В. Серикова, В. А. Сластенина. В психолого-педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о педагогической поддержке личностного саморазвития. Этому посвящены работы О.С. Газмана, Л.Н. Куликовой, Н.Г. Григорьевой, Н.Г.Горданюк, Г.П. Звенигородской, Т.К. Клименко, А.С. Косогоровой, Л.П. Лазаревой, О.И. Лапицкого, Н.А. Переломовой, О.Н. Подлиняева, Н.Г. Рябиковой, Е.Л. Федотовой, Е.В. Шишмаковой и др., которые в своих научных исследованиях рассматривают различные аспекты этого вида педагогической деятельности. Однако, единых взглядов на природу данного феномена еще не выработано, что обусловливает необходимость продолжения теоретико-методологического осмысления существующих и новых педагогических подходов и психологических теорий, направленных на совершенствование педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами были выявлены противоречия: между социально-педагогическими требованиями к саморазвивающейся личности и существующими ныне целенаправленно организуемыми формами обучения и воспитания подростков; между необходимостью развития полноценной творческой личности и отсутствием комплексной педагогической поддержки личностного саморазвития; между потребностью общества в талантливой молодежи, способной к творческому решению нестандартных ситуаций и отсутствием в педагогической практике опыта работы с одаренными старшеклассниками.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: научное обоснование психолого–педагогических условий осуществления педагогической поддержки личностного саморазвития одаренного старшеклассника в общеобразовательной средней школе.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников».

Объект исследования: педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования: организация, содержание, методы и условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников в образовательном процессе школы.

Цель исследования: теоретически обосновать и путем опытно-экспериментальной работы проверить условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников.

• Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников условиях школы будет более успешной, если:

• будут выявляться индивидуальные особенности и проблемы саморазвития одаренных старшеклассников;

• все субъекты образовательного процесса будут ориентированы на личностное саморазвитие обучающихся;

• в разработке программы педагогической поддержки одаренных старшеклассников будут реализованы требования принципов комплексности, поэтапности, дифференцированности и индивидуальности;

• программа педагогической поддержки будет осуществляться с учетом выявленных проблем саморазвития одаренных старшеклассников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность педагогической поддержки как детерминанты процесса саморазвития личности.

3. Обосновать, разработать и апробировать программу педагогической поддержки личностного саморазвития одаренного старшеклассника в условиях школы.

4. Выявить психолого–педагогические условия осуществления педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников в образовательном пространстве школы.

Теоретико-методологическая основа исследования: возрастные теории развития личности (Ст. Холл, Ш. Бюлер, Э. Эриксон, Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин); теории психологических особенностей одаренности (Ю. Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, З. и. Калмыкова, А.М. Матюшкин, Л. Ф. Обухова, Л.В. Попова, Б.М. Теплов, В.С. Юркевич); гуманистические психологические теории (А. Маслоу, Р. Мей); работы, посвященные самоактуализации личности в юношеском возрасте (Л.Н. Куликова, Н.Г. Григорьева. Н.Г. Гордашок, Л.П. Лазарева); теории развития личности в образовательном процессе (И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьмина, А.И. Мищенко, В.В. Серикова, В.А. Сластенин); идеи творческого воспитания (О. Газман, С. Поляков, В. Хорош).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №31 города Ишима. В эксперименте участвовали учащиеся 10 классов.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – постановочный (01.02.10 – 01.03.10) – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

 Второй этап – собственно-исследовательский (02.03.10 – 02.04.10) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап – интерпретационно-оформительский (03.04.10 – 03.05.10) – обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выделены, уточнены и охарактеризованы основные механизмы педагогической поддержки, приводящие к саморазвитию одаренного старшеклассника (самопознание, самопобуждение, программирование личностного роста, самореализация); экспериментально доказано, что педагогическая поддержка способствует успешному преодолению одаренными старшеклассниками проблем личностного саморазвития.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы принципы построения содержания программы педагогической поддержки личностного саморазвития одаренного старшеклассника (рефлексивно — аналитический подход к процессу и результату решения проблем в саморазвитии; согласие ребенка на помощь; ориентация на способности ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; опора на наличные силы и потенциальные возможности одаренного старшеклассника; принцип ориентации на проблемы в саморазвитии у одаренных старшеклассников).

Практическая значимость заключается в разработке программы педагогической поддержки личностного саморазвития одаренного старшеклассника; выявлены психолого-педагогические условия осуществления педагогической поддержки личностного саморазвития (психологическое сопровождение образовательного процесса, вовлечение одаренных старшеклассников в многоплановую внеурочную деятельность на основе интересов и потребностей личности. Результаты исследования могут быть использованы при организации практики с одаренными старшеклассниками в образовательных учреждениях.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 67 наименований, приложения. Работа включает таблицы (11).

Общий объем работы 71 страница компьютерного текста.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.