По окончании формирующего исследования нами были обработаны полученные данные.
Контрольный этап педагогического исследования подчинялся следующим целям: провести сравнительный анализ уровня успешности выполнения заданий диагностической методики по выявлению и предупреждении дисграфии детьми с целью подтверждения выдвинутой гипотезы.
Задачи:
1.Выявить уровень выполнения заданий и упражнений диагностической методики в контрольной группе.
2.Выявить уровень выполнения заданий и упражнений диагностической методики в экспериментальной группе.
3.Провести сравнительный анализ уровней выполнения заданий диагностической методики в обеих группах.
В контрольном исследовании участвовали две группы детей по 5 человек (контрольная и экспериментальная).
Таблица 20
Экспериментальная | Контрольная |
Виолетта З. Виталий Н. Никита К. Валя К. Женя П. | Лера Р. Лера М. Ксюша Д. Саша У. Настя Е. |
Алгоритм проведения контрольного этапа педагогического эксперимента был аналогичен тому, который использовался при проведении формирующего этапа.
Таблица 21 - Психологическая база речи
№ | Имя ребенка | Восприятие | Внимание | Память | Успешность выполнения, % |
1 2 3 4 5 | Лера Р. Лера М. Ксюша Д. Саша У. Настя Е | 2 2 1 3 2 | 1 2 2 3 3 | 2 3 2 3 2 | 55,5 77,7 55,5 100,0 77,7 |
Показатели невнимательности нарушений зрительного восприятия проявились у Ксюши и Леры, с нагрузкой они стали расторможенными.
Таблица 22 - Данные обследования моторики
№ | Имя ребенка | Общая моторика | Моторика пальцев рук | Уровень выполнения, % |
1 2 3 4 5 | Лера Р. Лера М. Ксюша Д. Саша У. Настя Е | 3 3 2 3 2 | 2 2 1 3 1 | 83,3 83,3 50,0 100,0 50,0 |
Отставание мелкой моторики и у Ксюши Д. (она плохо завязывает шнурки, неловко застегивает пуговицы, проба ушки-рожки не получается). Нарушения общей моторики обнаружились в пробе Ромберга (Катя ), Настя не могла прыгать на одной ноге (попеременно). В группе риска по выявлению предпосылок дисграфии Ксюша и Настя.
Дети с трудом выполняли пробы на мимические мышцы лица, особенно на переключение. У Леры строение артикуляционного аппарата сформирована с нарушениями: укороченная подъязычная связка (недавно провели хирургическое подсечение уздечки) поэтому язык с низкой артикуляционной способностью, к каким либо движениям. В группе риска по выявлению предпосылок дисграфии Лера.
При обследовании все дети показали средние результаты самостоятельных ответов. Требовалась дополнительная помощь взрослого. У Ксюши позднее начало развития речи, характерным для нее является недифференцированное произнесение звуков ([с’]→[c], «сюба» вместо «шубы»), недостаточное озвончение согласных звонких. Катя в группе с выявленными предпосылками дисграфии. Лера Р (с нарушением строения артикуляционного аппарата) − показывает низкие результаты во всех заданиях. Но после оперативного вмешательства она выйдет из группы с низкими результатами Лера М. и Настя Е.получают коррекционно-логопедическую помощь, восстановят недостатки речевого недоразвития.
Таблица 24
Уровень выполнения заданий | Имя ребёнка | Процентная составляющая, % |
I Группа − высокий уровень | Саша У. Лера М. | 40,0 |
II Группа − средний уровень | Настя Е. Лера Р. | 40,0 |
III Группа − низкий уровень | Ксюша Д. | 20,0 |
Выявлены дети: 20% с низким уровнем успешности в группе риска по дисграфии. 40% со средним уровнем успешности с предпосылками дисграфии. 40% высокий уровень (нормальное развитие).
Сравнительный анализ успешности выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп приблизительно одинаков.
Следовательно, возможно использование данных заданий и упражнений диагностической методики по выявлению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, что существенно расширяет их возможности в полноценном становлении письменной речи.
Выводы:
1. Результаты контрольного этапа исследования подтвердили очевидность выдвинутой гипотезы.
2.Выявлены приблизительно равные количественные и качественные результаты успешности выполнения заданий и упражнений диагностической методики.
На контрольном этапе исследования большинство детей состоят на учете с хроническими заболеваниями.
Таблица 25 - Сводная данных выполнения задания экспериментальной и контрольной группы
№ | Имя ребенка | Психологическая база речи | Состояние моторики | Состояние артикуляционного аппарата | Состояние устной речи | Группа |
1 2 3 4 5 | Виолетта З. Виталий Н. Никита К. Валя К. Женя Т. | 83,3 55,5 80,6 100,0 75,0 | 100,0 66,6 73,3 66,6 66,6 | 91,7 53,3 66,6 100,0 83,3 | 83,3 50,0 53,3 91,7 83,3 | Экспериментальная |
1 2 3 4 5 | Лера Р. Лера М. Ксюша Д. Саша У. Настя Е. | 53,3 50,0 80,6 60,0 100,0 | 100,0 44,4 100,0 55,5 100,0 | 83,3 50,0 75,0 50,0 91,7 | 80,6 50,0 60,0 44,4 83,3 | Контрольная |
Обработка данных аналогична обработке данных, полученных в формирующем этапе эксперимента. Анализ результатов, полученных на контрольном этапе эксперимента, разделил детей на три группы по уровню тяжести выполнения заданий.
Сравнительный анализ успешности выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп приблизительно одинаков.
Таблица 26 - Сравнительный анализ уровней выполнения заданий обеих групп
Данные контрольной группы | Данные экспериментальной группы | |
I группа Оптимальный уровень | 40,9 | 40,0 |
II группа Достаточный уровень | 40,9 | 40,0 |
III группа Критический уровень | 18,2 | 20,0 |
Следовательно, возможно использование данных заданий и упражнений диагностической методики по выявлению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, что существенно расширяет их возможности в полноценном становлении письменной речи.
Выводы:
1. Результаты контрольного этапа исследования подтвердили очевидность выдвинутой гипотезы.
2.Выявлены приблизительно равные количественные и качественные результаты выполнения заданий и упражнений диагностической методики.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 240.