НОВОСИБИРСК
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Современное состояние вопроса о предупреждении дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие и структура письма как вида письменной речи
1.2 Закономерности и условия формирования письменной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Характеристика дисграфии как специфического нарушения письма
1.4 Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма
Глава II. Содержание и форма практических исследований для выявления предпосылок дисграфии
2.1 Анализ способов и приемов выявления предпосылок у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Описание системы диагностических заданий
Глава III. Организация и содержание логопедической работы по выявлению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
3.1 Организация практического исследования
3.2 Особенности выявления предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
3.3 Формирующий этап
3.4 Анализ результатов формирующего исследования
3.5 Статистическая обработка результатов исследований
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы.
Актуальностью проблемы является реальная возможность проведения коррекции несформированных компонентов в развитии ребенка в дошкольном возрасте, используя в полной мере потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции. Эффективно коррегировать темп психоречевого развития ребенка и предупредить возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.
Логопедическое воздействие на ранних этапах становления речевой функции опирается на взаимосвязанное рассмотрение вопросов умственного и социально-эмоционального развития с учетом специфики овладения основными функциями речи (номинативной, коммуникативной, когнитивной и другими) в данном возрасте.
Цель исследования: выявить и изучить проблему выявления предпосылок дисграфии у дошкольников старшего возраста.
Объект исследования: процесс формирования письменной речи.
Предмет исследования: серия диагностических заданий и упражнений по выявлению предпосылок дисграфии у дошкольников старшего возраста.
Гипотеза: так как у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи формируются предпосылки дисграфии, то более раннее выявление и предупреждение предпосылок дисграфии позволит эффективнее использовать сензитивный период развития речи, способствовать, в дальнейшем полноценному становлению письменной речи.
Задачи исследования:
Изучить специальную литературу о современном состоянии предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста.
Проанализировать понятие дисграфии, классификации ее видов с учета различных подходов.
Выявить закономерности и условия формирования письма у детей дошкольного возраста.
Провести анализ способов и приемов выявления предпосылок дисграфии.
Описать систему диагностических заданий для детей старшего дошкольного возраста с целью выявления предпосылок дисграфии.
Проанализировать методы предупреждения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе реализации программы диагностической методики выявить и проанализировать уровень тяжести выявленных предпосылок дисграфии.
В ходе экспериментального изучения оценить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.
Провести математико-статистическую обработку результатов констатирующего и контрольного исследований.
Экспериментальное изучение выявления предпосылок дисграфии базировалось на современных представлениях:
- лингвистики о языке как важнейшем средстве:
общения людей;
освоения окружающей действительности и познания мира;
- философской теории познания, теории речевой деятельности, которые утверждают факт взаимосвязи в развитии:
языка и мышления;
речевой и познавательной деятельности;
- психолингвистики:
о трехкомпонентной структуре языковой способности, включающей синтаксический, семантический и фонологический компоненты;
- общей психологии и педагогике:
о ведущей роли общения и деятельности в формировании способностей;
о последовательности формирования умственных действий;
- специальной психологии и педагогике:
о диалектическом единстве речевого и психического развития;
о сущности речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи;
о необходимости формирования у них мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности;
о комплексном, системном и функциональном семантическом подходах к коррекции имеющихся отклонений в развитии.
В работе использованы следующие методы исследования:
- теоретические – изучение литературы по теме исследования;
- эмпирические – анализ педагогической литературы, качественный и количественный анализ результатов, статистическая обработка данных.
Исследовательская работа проводилась на базе МОУ «Детский сад комбинированного вида № 330 г. Омска» среди детей старшего дошкольного возраста.
В I главе данной работы представлено теоретическое обоснование исследования проблемы дисграфии и ее предупреждения у детей старшего дошкольного возраста.
Во II главе представлен анализ существующих методик по выявлению предпосылок дисграфии у детей, раскрывается возможность использования этих методик для детей старшего дошкольного возраста. И с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи, влечет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом, были и подобраны задания и упражнения диагностической методики.
В III главе проведения практической исследовательской работы подтверждает возможность исполнения предложенных заданий и упражнений диагностической методики по выявлению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста. А выбор оптимальной коррекционно-логопедической работы позволит предупредить дисграфию у детей еще до школы, то есть использовать максимально возможности сензитивного периода.
Практической значимостью данной работы является возможность использования конкретных приемов обследования нарушений речи, получение необходимых для анализа структуры речевых отклонений у детей и их всесторонняя оценка, что позволяет построить коррекционно-логопедическую работу, учитывая личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ
ГЛАВА III ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Заключение
Проведенное нами исследование было направлено на совершенствование работы по выявлению и предупреждению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста посредством серии заданий и упражнений диагностической методики.
В процессе педагогического исследования была достигнута поставленная цель исследования: выявлены предпосылки дисграфии у детей старшего дошкольного возраста посредством использования серии заданий и упражнений диагностического методики.
Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были решены следующие задачи:
- научно обосновать тему дипломной работы с учетом данных лингвистики, психолингвистики, психологии, логопедии;
- в ходе экспериментального изучения выявить предпосылки дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с использованием серии заданий и упражнений диагностической методики;
- в ходе экспериментального изучения оценить эффективность использования предлагаемой диагностической методики;
- разработать проект коррекционной работы для данной группы детей.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет говорить о недостаточном использовании диагностических методик по выявлению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, о недостаточном использовании в практике сензитивного периода детей этого возраста, Что сказывается, в дальнейшем, в нарушении письма в школе и в длительности коррекционно-логопедических мероприятиях.
Современные представления науки по проблеме предупреждения и профилактике дисграфии у детей-школьников, данные, полученные в констатирующем исследовании, легли в основу заданий и упражнений диагностической методики по выявлению предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста. А затем на формирующем этапе исследования подтвердили целесообразность использования предложенных упражнений и заданий.
В работе использовалась индивидуальная форма работы и поэтапная система обследования. Оценить эффективность предложенного средства коррекционно-логопедической работы позволит контрольный эксперимент.
Результаты контрольного исследования показали приблизительно одинаковые значения уровня выполнения заданий и упражнений диагностической методики. Что позволяет использовать данную диагностическую методику для диагностики предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза нашего исследования: у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи формируются предпосылки дисграфии, что препятствует нормальному онтогенетическому развитию. Более раннее выявление предпосылок дисграфии позволит эффективнее использовать сензитивный период развития речи, будет способствовать, в дальнейшем, полноценному становлению письменной речи.
Литература
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика – М .,2001.- С 52-58.
2. Волкова Г.А., Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики - СПб. 2003.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1959
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи – М., 1961г- 472с.
5. Гейци Э.Д. Психодиагностика в педвузе. – Новосибирск, 2001.
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Метод. рекомендации. СПб. 2000.
7. Дубровская Н.Ф., Фарбер Д.А., Безруких М.М., Психофизиология ребенка. М., 2000.
8. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. - М. Лабиринт, 1998.
9. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь
10. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи
11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Феличева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990
12. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М.. 1962.
13. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда М.:Владос, 1998.
14. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей» - С-Пб.: № Мим», 1997.
15. Корнев А.Н. Нарушение письменной речи у детей.- М., 1997г.С 77-132.
16. Коррекция нарушений речи у дошкольников. Организационные вопросы программно-методического обеспечения. Под редакцией Л.С. Сесковец.- М.:Аркти.2005
17. Лалаева Р.И. Дисграфия 1998г //Логопедия // С 286-301.
18. Логинова Е. А. «Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекция у младших школьников с задержкой психического развития. – С.-Пб.:Детство –Пресс, 2004.
19. Логинова Е.А. Нарушения письма.- СПб.,2004.- С 8-50
20. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма – М., – 1950.- С 121-138.
21. Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма //Методическое наследие. Логопедия. Книга IV.
22. Лурия А.Р. Язык и сознание – М.,19
23. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений, Под редакцией Г.В.Чиркиной. М.: Аркти, 2005.
24. Микляева Н.В. « Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста». М.: «Арис Пресс», 2006.
25. Орфинская В.К. Типы моторной и оптической алалии // Ученые записки ЛГПИ им Герцена ,СПб.,1959
26. Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей». – С.Пб.: «Согаз», 2004
27. Парамонова Л.Г. Дисграфия. Профилактика и коррекция – СПб., 2006.-С -2-55.
28. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.- С-Пб.: «Детство пресс», 2006.
29. Репина З.А. «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи». Уч.пособие. – Екатеринбург: 2004.
30. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи.- Уч п. Екатеринбур 1995.
31. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава 11 Речь.- СП., 1999
32. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- 1995. С 34-151
33. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М., 2003
34. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма. - М.,1971
35. Урунтаева Г.А. , Афонькина « Помоги принцу найти Золушку», М.: «Просвещение», 1994.
36. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 287 с.
37. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» - М.:2003.
38. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников . М.,2000
39. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письмо и чтение: нарушение и восстановление.- М., 1997 С 65.
40. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностики речевых нарушений. М., 2005
41. Эльконин Д.Б. Развитие речи//Психология детей дошкольного возраста/под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. М. 1964
Приложение 1
НОВОСИБИРСК
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Современное состояние вопроса о предупреждении дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие и структура письма как вида письменной речи
1.2 Закономерности и условия формирования письменной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Характеристика дисграфии как специфического нарушения письма
1.4 Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма
Глава II. Содержание и форма практических исследований для выявления предпосылок дисграфии
2.1 Анализ способов и приемов выявления предпосылок у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Описание системы диагностических заданий
Глава III. Организация и содержание логопедической работы по выявлению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
3.1 Организация практического исследования
3.2 Особенности выявления предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
3.3 Формирующий этап
3.4 Анализ результатов формирующего исследования
3.5 Статистическая обработка результатов исследований
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы.
Актуальностью проблемы является реальная возможность проведения коррекции несформированных компонентов в развитии ребенка в дошкольном возрасте, используя в полной мере потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции. Эффективно коррегировать темп психоречевого развития ребенка и предупредить возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.
Логопедическое воздействие на ранних этапах становления речевой функции опирается на взаимосвязанное рассмотрение вопросов умственного и социально-эмоционального развития с учетом специфики овладения основными функциями речи (номинативной, коммуникативной, когнитивной и другими) в данном возрасте.
Цель исследования: выявить и изучить проблему выявления предпосылок дисграфии у дошкольников старшего возраста.
Объект исследования: процесс формирования письменной речи.
Предмет исследования: серия диагностических заданий и упражнений по выявлению предпосылок дисграфии у дошкольников старшего возраста.
Гипотеза: так как у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи формируются предпосылки дисграфии, то более раннее выявление и предупреждение предпосылок дисграфии позволит эффективнее использовать сензитивный период развития речи, способствовать, в дальнейшем полноценному становлению письменной речи.
Задачи исследования:
Изучить специальную литературу о современном состоянии предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста.
Проанализировать понятие дисграфии, классификации ее видов с учета различных подходов.
Выявить закономерности и условия формирования письма у детей дошкольного возраста.
Провести анализ способов и приемов выявления предпосылок дисграфии.
Описать систему диагностических заданий для детей старшего дошкольного возраста с целью выявления предпосылок дисграфии.
Проанализировать методы предупреждения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе реализации программы диагностической методики выявить и проанализировать уровень тяжести выявленных предпосылок дисграфии.
В ходе экспериментального изучения оценить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.
Провести математико-статистическую обработку результатов констатирующего и контрольного исследований.
Экспериментальное изучение выявления предпосылок дисграфии базировалось на современных представлениях:
- лингвистики о языке как важнейшем средстве:
общения людей;
освоения окружающей действительности и познания мира;
- философской теории познания, теории речевой деятельности, которые утверждают факт взаимосвязи в развитии:
языка и мышления;
речевой и познавательной деятельности;
- психолингвистики:
о трехкомпонентной структуре языковой способности, включающей синтаксический, семантический и фонологический компоненты;
- общей психологии и педагогике:
о ведущей роли общения и деятельности в формировании способностей;
о последовательности формирования умственных действий;
- специальной психологии и педагогике:
о диалектическом единстве речевого и психического развития;
о сущности речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи;
о необходимости формирования у них мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности;
о комплексном, системном и функциональном семантическом подходах к коррекции имеющихся отклонений в развитии.
В работе использованы следующие методы исследования:
- теоретические – изучение литературы по теме исследования;
- эмпирические – анализ педагогической литературы, качественный и количественный анализ результатов, статистическая обработка данных.
Исследовательская работа проводилась на базе МОУ «Детский сад комбинированного вида № 330 г. Омска» среди детей старшего дошкольного возраста.
В I главе данной работы представлено теоретическое обоснование исследования проблемы дисграфии и ее предупреждения у детей старшего дошкольного возраста.
Во II главе представлен анализ существующих методик по выявлению предпосылок дисграфии у детей, раскрывается возможность использования этих методик для детей старшего дошкольного возраста. И с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи, влечет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом, были и подобраны задания и упражнения диагностической методики.
В III главе проведения практической исследовательской работы подтверждает возможность исполнения предложенных заданий и упражнений диагностической методики по выявлению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста. А выбор оптимальной коррекционно-логопедической работы позволит предупредить дисграфию у детей еще до школы, то есть использовать максимально возможности сензитивного периода.
Практической значимостью данной работы является возможность использования конкретных приемов обследования нарушений речи, получение необходимых для анализа структуры речевых отклонений у детей и их всесторонняя оценка, что позволяет построить коррекционно-логопедическую работу, учитывая личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
ГЛАВА I СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дата: 2019-05-28, просмотров: 239.