АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ГРАНИЦ ЦЕНОВОГО КОРИДОРА ДЛЯ УСЛУГ КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ СВЯЗИ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Московский Государственный Авиационный Институт
(Технический Университет)
Москва
Г.
Введение
Мировой, по своим масштабам, кризис космической промышленности, разразившийся на рубеже 90-х годов, заставил изменить не только организационные структуры управления, но и сформировал поколение людей с новой идеологией развития, своими проектами и агрессивной политикой их реализации. Результатом явилось прекращение некоторых научных программ, значительное сокращение уровня финансирования уже осуществляемых проектов, перенос сроков их реализации в следующее тысячелетие и, что особенно симптоматично, активизация интереса к коммерциализации деятельности в космосе.
Изменения в идеологии экономического развития России не могли не коснуться космической отрасли и, вместе с многочисленными проблемами, сопутствующими данному процессу, у организаций и предприятий отрасли появились новые пути развития, возможность интегрироваться в структуру мирового космического рынка, найти свои “экологические” ниши деятельности. Расширение международного сотрудничества России с зарубежными странами в области ракетно-космической техники базируется на использовании уникального научно-технического и производственного потенциала ракетно-космической отрасли промышленности (РКП) и ведущих предприятий отрасли.
Сложившийся к настоящему времени международный космический рынок составляют транспортные средства (РН, РБ и их элементы) и полезные нагрузки, включая КА, запуски которых осуществляются на коммерческой основе.
Выходя на рынок космических услуг, важно критически осмыслить опыт потенциальных конкурентов. При этом необходимо иметь в виду, что одним из факторов, определяющих успех или неудачу развития рынка космических систем в целом, а также конкурентоспособность участников борьбы за него, является цена предоставляемых услуг, которая во многом зависит от того, насколько стабильно выделение достаточных ассигнований из государственного бюджета на научные исследования и разработку ракетно-космической техники, капитальное строительство, управление программами, содержание персонала и сооружений наземной космической инфраструктуры и экспериментальной базы, разнообразные косвенные расходы.
Нигде в мире – ни в США, ни в европейских странах, ни в Японии – космическая отрасль не является самоокупаемым, основное финансирование (80-85%) идет из бюджета. К сожалению, результаты анализа ассигнований России (РКА) на Федеральную космическую программу указывают на тенденцию к их снижению.
Отрицательное воздействие на финансово-хозяйственное состояние предприятий и организаций, занятых выполнением наукоемких НИОКР и длительным (в несколько лет) циклом производства ракетно-космической техники, оказывает несвоевременное и ограниченное выделение средств. В связи с этим возникает необходимость для сохранения отрасли искать новые пути ее развития, а именно интегрироваться в структуру мирового космического рынка.
Политика цен - важнейший составной элемент общей хозяйственной политики предприятия в условиях рынка. Поэтому она должна быть тесно увязана с общими целями деятельности предприятия и адекватно отражать их. Политика цен, проводимая предприятием, во многом определяет его экономическое положение, общее представление о нем покупателей, взаимоотношения с ними, рентабельность производства, финансовое положение, а под час - структуру фирмы и специфические особенности ее функционирования. В конечном итоге от нее зависит жизнеспособность предприятия и его устойчивость в конкурентной борьбе. В связи с этим возникает необходимость обоснования договорной цены, в чем и заключается актуальность настоящей работы.
Значение проблемы ценообразования
Любой человек или группа людей в процессе своего существования вступают друг с другом в правохозяйственные, экономические и прочие отношения. В каждом из видов таких взаимоотношений существуют своеобразные наборы инструментов для их регулирования, показатели (активности, благосостояния и проч.), а также продукт или результат подобных взаимоотношений. Для успешного существования в той или иной среде (в политике, на рынке и проч.), необходимо правильно пользоваться существующими рычагами или инструментами, чтобы не нарушить существующие правила, а возможно и гармонию, сложившиеся на рассматриваемом уровне взаимоотношений. На сегодняшний день, помимо данных нам природой таких видов отношений, как, например, общение, человеком «искусственно» создано много других видов взаимоотношений. Одним из наиболее популярных сегодня таких «искусственных» видов является экономическая сфера деятельности.
В настоящее время эта сфера оказывает все большее влияние на жизнь и выживание как отдельного человека, так и групп людей. С увеличением количества действующих лиц на экономической сцене одновременно ожесточаются законы существования на этой сцене и искусство деятельности в экономической сфере часто превращается в искусство выживания вообще. Это ведет необходимости правильного выбора инструментов воздействия на возникающие ситуации и повышает требования к профессиональным качествам лиц, оперирующими этими инструментами. Действия любого физического или юридического лица на экономической арене, в подавляющем своем большинстве, представляют собой предложение продуктов определенной номенклатуры – товаров или услуг за определенную плату – вознаграждение. Что представляет из себя каждая конкретная плата – определяет сам предлагающий. Однако основные ее составляющие известны и представляют собой некие параметры, которые можно менять, и соответственно воздействовать таким образом на рыночную ситуацию. В результате, если направление воздействие было выбрано верно, лицо, осуществляющее эти действия, или в частности – предпринимателя, может ожидать удача – в виде, допустим, коммерческого успеха.
Таким образом, цена, или ценовая политика являются очень мощными регуляторами рыночных отношений. Кроме всего прочего, цена является как бы результирующим воздействием огромного количества факторов, различных по своей природе и структуре. Она проводит невидимую черту, своеобразное «ИТОГО», по окончании производства или изготовления изделий; то есть как бы не менялись различные параметры и характеристики объекта, все они будут учтены и оценены, а затем и отражены в ценовом показателе.
1. Анализ механизма ценообразования на продукцию и услуги космической деятельности
1.1. Теоретические основы механизма рыночного ценообразования.
В условиях рыночной экономики цена на любой вид товара имеет огромное значение. Именно цена определяет структуру производства, движение материальных средств, распределение товарной массы, уровень благосостояния население. Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого коммерческого предприятия в жестких условиях рыночных отношений.
Стержнем ценообразования является закон стоимости: сбалансированность спроса и предложения.
Как известно, цена является денежной формой стоимости произведенных товаров (продукции), выполненных работ, оказанных услуг, т.е. результатов деятельности. При заключении договора с помощью цены стороны определяют в денежном выражении обязательство покупателя, заказчика оплатить продукцию, работы, услуги. Неустойка (штраф) и убытки, вызванные нарушением договорных обязательств, также исчисляются в денежном выражении с использованием цены.
Цены и ценовая политика - существенные элементы маркетинга предприятия. В значительном счете именно от цен зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная (или наоборот, ошибочная) ценовая политика оказывает долговременное и порой решающее влияние на всю деятельность производственно-сбытового комплекса фирм. Во многих случаях цена товара свидетельствует о его конкурентоспособности и занимаемой предприятием на рынке позиции: одно дело – продавать по монопольно высоким или по средним для отрасли (рынка) ценам, сосем другое - вынуждено довольствоваться низкими ценами, чтобы удержаться на рынке. Хотя низкие цены, при проникновении на рынок отнюдь не свидетельствуют о низкой конкурентоспособности товара.
Ценовая политика - процесс формирования цен на товары и системы цен в целом.
Целенаправленная ценовая политика заключается в следующем: надо устанавливать на свой товар такие цены, так изменять их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть определенной долей рынка, получить намеченный объем прибыли и т.д. То есть, по сути, решить оперативные задачи, связанные с реализацией товара в определенной фазе его жизненного цикла, ответить на деятельность конкурентов и т.д. Все это обеспечивает решение стратегических задач.
При выборе целей ценообразования исходят из долгосрочного и краткосрочного развития экономической системы.
Стратегия ценообразования получает дальнейшее развитие в тактике ценообразования, которая заключается в выработке правил, методов и порядка определения и утверждения цен.
В настоящее время наиболее распространенными являются следующие стратегии:
- ориентация на внутренние (производственные) факторы, то есть на снижение издержек производства;
- ориентация на внешние факторы (полезность товара);
- смешанного типа.
Механизм ценообразования проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших групп факторов (рис. 1)
Рис.1. Факторы, воздействующие на формирование цен.
Стратегические факторы заключаются в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания вокруг стоимости.
Тактические выражаются в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.
В тоже время, несмотря на то, что первая группа решают оперативные вопросы, эти факторы – факторы долговременного перспективного действия, вторые – могут часто меняться, так как динамика конъюнктурных изменений очень высока и здесь требуется всестороннее изучение этих изменений. Как первая, так и вторая группы факторов весьма важны в условиях рыночной экономики. Их следует обязательно учитывать, иначе предприятия или фирма окажутся в очень затруднительном положении.
Первая группа факторов ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые имеют современную технику, технологию, пользуются передовыми методами организации труда и т.д. Наибольший выигрыш получает тот, у кого индивидуальные затраты на производство ниже. Вторая группа факторов помогает тем предприятиям, которые оперативно умеют пользоваться конъюнктурой. Однако наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке те предприятия которые имеют возможность использовать и те, и другие факторы.
Итак, ценовая политика включает разработку и реализацию стратегии фирмы в области цен. Разработка ценовой стратегии фирмы осуществляется под влиянием потребителей, государственных ограничений, участников каналов распределения, конкурентов, издержек производства и прочих факторов маркетинговой окружающей среды. Ценовая политика осуществляется по следующей схеме:
1) определение целей; формирование общей политики;
2) принятие решения о ценовой стратегии и методах ее реализации;
3) реализация ценовой политики и модификация цен.
Определение цен на конкретные товары осуществляется в основном четырьмя методами: 1) «средние издержки плюс прибыль»; 2) на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли; 3) на основе ощущаемой ценности товара; 4) по уровню текущих цен.
Более подробная схема расчета исходной цены включает в себя 6 этапов:
Постановка задач ценообразования.
Определение спроса.
Оценка издержек.
Анализ цен и товаров конкурентов.
Выбор метода ценообразования.
Установление окончательной цены.
Применительно к экспортной продукции процесс определения внешнеторговых цен условно может быть разбит на следующие основные этапы:
выбор и обоснование базы для определения цены;
расчет базисных цен;
определение приемлемого интервала для контрактной цены на основе базисных цен;
согласование конкретной контрактной цены с зарубежным партнером.
2. Проблема определения ценового коридора.
Расчет себестоимости
По определению себестоимость продукции (работ, услуг) есть стоимостная оценка всех использованных в процессе производства продукции:
природных ресурсов, сырья и материалов;
топлива и энергии;
основных фондов с учетом амортизации;
трудовых ресурсов (заработная плата);
затрат на реализацию и т.д.
Правильное определение себестоимости имеет очень важное значение при расчете цены продукции, и, как следствие, для расчета прибыли предприятия.
Но не все затраты предприятия по производству и реализации продукции могут быть включены в расчетную себестоимость – существуют определенные рамки и ограничения.
Перечень затрат, отражаемых в себестоимости продукции, устанавливается «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», которое утверждено постановлением Правительства РФ №552 от 5 августа 1992г.
Следует заметить, что в себестоимость входят только затраты, непосредственно связанные с производством продукции и ее реализацией.
Ряд фактических и, вообще говоря, необходимых для работы предприятия издержек производства, связанных, например, с социально-культурной сферой, осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
При формировании себестоимости продукции следует помнить, что различные производства, в зависимости от их характера и структуры, имеют отраслевые особенности. Поэтому министерства и ведомства самостоятельно разрабатывают и утверждают в Министерстве финансов России и Министерстве экономики России отраслевые особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции.
Однако не всегда существует возможность точной оценки себестоимости (например методом прямого калькулирования). Оценка себестоимости в зависимости от того, на какой стадии создания находится предложенная на экспорт продукция, проводится либо, как указывалось выше, на основе фактических затрат для изделий, находящихся в производстве, либо приближенными методами с помощью параметрических моделей стоимости или трудоемкости для вновь разрабатываемых изделий.
Определение цены изделия по ценам и параметрам базисных изделий одного и того же параметрического ряда или по ценам и параметрам взаимозаменяемых изделий называют параметрическим методом ценообразования. При этом параметрическим рядом называются функционально однородные изделия, имеющие одно и то же назначение и отличающиеся друг от друга только величиной технико-экономических параметров. Для установления количественной взаимосвязи между ценой технических изделий и их потребительской стоимостью используются методы выработанные математическими и статистическими науками. Рассмотрим некоторые из них.
1. Метод удельных показателей.
Используется для обоснования цен на изделия, характеризующиеся довольно полно одним основным параметром. К таким параметрам относят стартовую массу вес полезной нагрузки надежность изделия и т. д.
Эти показатели выражают потребительную стоимость, полезность продукции и определяют общий уровень ее себестоимости и цены. Удельные показатели указывают, какова цена единицы основного технико-экономического параметра.
Возможности изменения цены напрямую связаны с изменением величины основного параметра. На рис. 2. представлен механизм действия метода удельных показателей.
Рис. 2. Механизм действия метода удельных показателей.
2. Балловый метод.
Используется для обоснования цен на отдельные виды техники при невозможности выделить главный (основной) параметр либо начислить его сравнительную эффективность. Основан на экспертных оценках значимости технико-экономических параметров изделий. Чем выше балловая оценка качества того или иного изделия, тем выше цена на него. Целесообразно использовать при определении цен на продукцию параметры которой не поддаются непосредственному количественному соизмерению. Например, удобство изделия, эстетические свойства, дизайн, органолептические свойства (запах, вкус), модность и др.
Суммирование баллов дает своего рода интегральную оценку качественного уровня изделия. Умножением суммы баллов по новому изделию на стоимостную оценку одного балла изделия эталона определяется ориентировочная цена нового изделия. Цена на новое изделие, по которому оцениваемые параметры равнозначны для потребителя исчисляются по формуле:
Цн = S (Бni*Vi)*Цср
где Цн - цена нового изделия;
Бni- балловая оценка i- го параметра нового изделия;
Vi - удельный вес (коэффициент весомости) i- го параметра нового изделия;
Цср - средняя оценка одного балла изделия- эталона (стоимостной показатель).
Цср = Цб / S(Ббi*Vi) , i=1,...,n,
где Цб- оптовая цена базового изделия- эталона;
Ббi- балловая оценка i- го параметра базового изделия- эталона.
Если оцениваемые параметры равнозначны для потребителя, то цена нового изделия определяется по формуле:
Цн = SБm*Цср.
Количество показателей, оцениваемых баллами, должно быть ограниченным и в то же время достаточно полно характеризовать потребительское качество изделий. Ограничение числа оцениваемых показателей связано с тем, что при большом количестве показателей относительно меньший удельный вес занимает каждый из них и в результате занижается значимость улучшения каждого конкретного показателя. Изделие может быть хорошо оценено по обшей сумме баллов, даже если оно имеет очень низкий уровень качества какого- либо конкретного наиболее важного показателя
3. Агрегатный метод.
Заключается в суммировании себестоимостей (цен) отдельных конструктивных частей или узлов изделия, являющихся общими для данного параметрического ряда продукции с добавлением стоимости оригинальных узлов (деталей). Применяется, когда новая продукция состоит из разных элементов (узлов, комплектующих изделий), цены или себестоимости которых известны, а совокупная цена или себестоимость продукции исчисляется как сумма себестоимостей (цен) отдельных конструктивных элементов или определяется путем суммирования (вычитания) цен или себестоимостей добавляемых или сменяемых элементов (узлов, комплектующих изделий).
Ниже представлена процедура действия агрегатного метода (рис. 3.)
Рис. 3. Процедура действия агрегатного метода.
4. Метод регрессионного анализа.
Применяется для определения зависимости цены от изменения тактико-технических характеристик с применением эмпирических формул, используется для определения цен на однородную многономенклатурную продукцию.
Данный метод позволяет моделировать изменение цен изделия в зависимости от их параметрических качеств, строго определяя аналитическую форму связи, и использовать уравнения для определения цен изделий.
На первом этапе анализа собирается исходный статистический материал о технико-экономических параметрах и ценах аналогов.
На втором этапе составляется аналитическое уравнение, характеризующее связь между ценой (Ц) (зависимая переменная результативный признак) и технико-экономическими параметрами (П) (независимая переменная- факторный признак). Таким образом, регрессионное уравнение имеет вид:
Ц = f (П1,П2,..., Пn), где n - количество параметров.
Однако этот метод является достаточно трудоемким в связи с обработкой большого количества информации.
5. Метод структурной аналогии.
Применение возможно для определения ориентированного уровня себестоимости (как базы цены) тех новых изделий, по которым путем нормирования можно определить материальные затраты или заработную плату, а по группе аналогичной продукции в среднем наблюдается в течении ряда лет постоянство удельных весов этих видов затрат в полной себестоимости изделий.
Зная величину данного вида затрат по новому изделию и его удельный вес в структуре себестоимости по аналогичной группе продукции можно рассчитать ориентировочные затраты нового изделия.
Сн = [См(Сз/п)*ам(аз/п)]/100% ,
где Сн - себестоимость нового изделия;
См(Сз/п) - материальные затраты (заработная плата) на единицу нового изделия;
ам(аз/п) - удельный вес данного вида затрат.
6. Графоаналитический метод.
На основании статистических данных о ценах и технико-экономических параметрах изделий- аналогов строятся графики, просмотр которых позволяет достаточно точно определить цену.
Рассмотренные методы ценообразования могут быть адаптированы к космическому рынку для формирования ориентировочной цены каждого конкретного вида услуг.
Расчет отправной цены
Распределение дополнительной прибыли между покупателем и продавцом для определения цены сделки в конкретных условиях зависит от многочисленных факторов и определяется, в конечном счете, конкуренцией на рынке, соотношением спроса и предложения.
Кроме того, существуют «Методические рекомендации по установлению цены на научно-техническою продукцию специального назначения», в которых даны рекомендации по определению прибыли. Здесь прибыль является функцией уровня прибыли в % к ФОТ, который (уровень прибыли) в свою очередь зависит от расчетного уровня прибыли (определяется по «Методическим рекомендациям о порядке расчета потребности в прибыли и норматива рентабельности НТП НИИ КБ») и уровня рентабельности.
Однако в настоящее время при определении цены продукции научно-технической продукции поступают следующим образом. Создается комиссия ддя проведения технико-экономической экспертизы проектов договорных цен на научно-техническую продукцию научного и народнохозяйственного назначения, создаваемую по заказам Российского космического агентства (по государственным контрактам и договорам). В соответствии с действующей методологией производится анализ калькуляции затрат по цене НИОКР и Заказчику этой экспертизы представляются рекомендованные цены. Здесь анализ по статье «Прибыль» происходит исходя из себестоимости работ (без учета отчислений во внебюджетные фонды) и предельного уровня рентабельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 660 от 3 июня 1997г., которое определяет предельную величину процента плановых накоплений (здесь - рентабельности) равной 25% от полной себестоимости работ.
Однако такой подход в переложении на внешний рынок – экспортную продукцию невозможен, так как себестоимость вместе с рентабельностью являются всего лишь нижней границей ценового коридора.
Выходом из ситуации может являться разработка цены на базе данных о составе и ценах на аналогичную продукцию, так называемых конкурентных цен или материалов. При наличии таких материалов они используются в качестве базы для определения внешнеторговой цены.
Выбор базы для определения цены определяется прежде всего видом экспортируемой (предлагаемой на экспорт) продукции.
За базисную принимается цена, используемая в качестве исходной (отправной) величина при установлении (переговорах) контрактной цены.
Общие выражения для базисных цен представлены ниже.
На базе издержек производства (себестоимости) производителя (поставщика) продукции
Цб = К (долл/руб) (С+П+DСвнт+DСпос+DСупв)Кпл+Цут,
где Цб - базисная цена;
С – себестоимость НТП (услуги, образца) в экспортном исполнении, в руб;
П – прибыль, в руб.;
DСвнт – внешнеторговые расходы (на погрузку, транспортировку, страхование, лицензирование, налоги, таможенные сборы, обслуживание контракта и др.), в руб;
DСпос - работы и прибыль посредников, если таковые участвуют в сделке;
DCупв - упущенная выгода, вследствие заключения контракта, в руб.;
Кпл - коэффициент, учитывающий условия платежа (предоплата, в рассрочку, полностью, частично);
Цут - надбавка (запас) на уторгование;
К(долл/руб) - коэффициент пересчета рублей в валюту платежа.
На базе возможной (ожидаемой) себестоимости при изготовлении продукции самим заказчиком
Цб = [Сдолл+ К (долл/руб)] (С+П+DСвнт+DСпос+DСупв)Кпл+Цут,
где Сдолл – оценка себестоимости предлагаемой на экспорт продукции непосредственно в долларах при изготовлении ее заказчиком.
Все остальные обозначения те же, что и в предыдущей формуле.
На базе ожидаемой выгоды у покупателя
Сб = кдол Св, или Сб = котч Цр
где Св - выгода (дополнительная прибыль) у покупателя заключаемого соглашения;
кдол - долевое участие продавца в дополнительной прибыли покупателя;
Цр - стоимость реализованной покупателем продукции (по лицензии);
котч - ставка процентных отчислений в пользу продавца.
На базе конкурентных материалов (цен)
Цб = Ца ктеп ку кс
где Ца - базисная цена изделия (работы, услуги) аналога определенная на основе имеющихся конкретных материалов;
ктеп - коэффициент, учитывающий отличие технико-экономических показателей рассматриваемого изделия от аналога;
ку - коэффициент поправки на различие коммерческих и экономических условий продажи рассматриваемого изделия и изделия-аналога (инфляция, условия поставки, платежа и кредитования)
кс - коэффициент, учитывающий различия в составе и комплектации изделий.
Для повышения надежности оценки базисной цены целесообразно для ее определения использовать различные базы, например, себестоимость и конкурентные материалы.
Из формул следует, что для определения базисных цен необходим методический аппарат база для оценки следующих технико-экономических показателей:
- себестоимости продукции в условиях ее производства в России и в условиях страны заказчика в ее национальной валюте;
- коэффициентов пересчета рублей в валюту платежа;
- внешнеторговых расходов на погрузку, транспортировку, страхование, лицензирование, налогов, таможенных сборов, расходов по обслуживанию контракта, надбавки и др.;
- ряда коэффициентов, учитывающих условия платежа, и другие экономические и технические факторы.
Наиболее важным представляется оценка базисной цены на основе конкурентных материалов. Естественно, такая цена должна учитывать как можно большее количество отличий изделия от аналогов. Это достигается, как было показано выше, введением в расчет специальных коэффициентов.
Коэффициенты в необходимых случаях определяются научными организациями-разработчиками по соответствующим методикам или индивидуально или устанавливаются заблаговременно. В зависимости от модели, цены и значения коэффициентов может уточняться. Выбор коэффициентов зависит от характера разработки и учитывает интересы обеих договаривающихся сторон. В целях предотвращения незаслуженного получения прибыли целесообразно устанавливать степень приоритетности коэффициентов и величину дополнительной прибыли, приходящихся на каждый из выбранных коэффициентов.
Практическая часть
В данном разделе приведена попытка использования и построения модели ценового коридора. То есть, во-первых, будет произведен расчет издержек на продукцию ракетно-космической отрасли. В данном курсовом проекте в качестве продукции выступают спутниковых систем связи. В качестве примера рассмотрен и представлен расчет затрат на создание следующих спутниковых систем: «Экспресс-М», «Аркос-2», «Геликон». Представлены результирующие данные по системам: «Аркос», «Маяк», «Аркос-2», «Маяк-2», «Экспресс», «Галс», «Экспресс-М».
Затем произведена оценка стоимости на услуги комплекса «Марафон», представленного системой спутников «Аркос» и «Маяк». В качестве услуги выбрана полнодуплексная телефонная связь, как одна из наиболее популярных и быстроразвивающихся видов связи. После чего сделана попытка моделирования ценового коридора, то есть был произведен расчет базисной (отправной, при заключении контракта) цены одного телефонного канала в месяц. В качестве аналога для сравнения использовался очень перспективный проект международной многофункциональной системы спутниковой связи Inmarsat-P (ICO-P).
Расчет базисной цены
Расчет базисной экспортной цены будем производить по формуле:
Цк = Цаналог*Ктехн*Кком,
где Цаналог* - цена аналога;
Ктехн, Кком - коэффициенты, учитывающие технико-экономические и коммерческие внешнеторговые ценообразующие факторы.
В качестве аналога системы «Марафон» возьмем международную спутниковую систему Inmarsat, а конкретнее – разрабатываемый перспективный проект ICO-P, как основоного конкурента нашей системы. Тариф за 1 минуту разговора при средней продолжительности 60 мин. и количестве абонентов 1 млн. чел. равен 1,8 USD. Цена одного телефонного канала связи в месяц равна 24 тыс. USD.
Для упрощения расчетов примем Кком = 1, тоесть условия поставки и иные коммерческие условия предоставляемой нами услуги и услуги аналога одинаковы.
Ктехн предполагается оценивать с точки зрения привлекательности для потребителя. Тоесть выбираются наиболее значимые для потребителя связи характеристики системы, которые будут влиять на выбор потребителя наиболее значительно. Для спутниковой системы связи такими характеристиками могут являться:
количество ТФ каналов (шт.) – N;
эквивалентную изотропною излучаемую мощность (дБВт) – ЭИИМ (в глобальном луче (ЭИИМГ) и в узком луче (ЭИИМУ));
суммарная выходная мощность передачи (Вт) – W;
срок активного существования системы (год) – Та.с.,
Модель для Ктехн должна:
отражать отличия вышеуказанных параметров нашей продукции от продукции аналогов;
учитывать поправку на ценность для потребителя указанных отличий.
Соответственно для параметра количества ТФ каналов (N), поправочный коэффициент будет выглядеть примерно следующим образом:
1) Учитываем различия в технических параметрах:
KN = (N / N`) – 1; где
N – параметр предлагаемой услуги;
N` - параметр услуги-аналога;
2) Оцениваем потретельскую ценность выявленного отличия (l1):
По мнению автора данной курсовой работы, важность данного параметра по сравнению с остальными рассматриваемыми равна 0,3 (сумма всех показателей относительной важности для перечисленного ограниченного количества оцениваемых параметров равна 1,0).
3) Учитываем потребительскую ценность в поправочном коэффициенте
KN = [(N / N`) – 1]× l1;
«Марафон»:
«Аркос» – 3 аппарата, по 175 ТФ каналов;
«Маяк» – 4 аппарата, по 140 ТФ каналов;
N = 1085 шт.
Inmarsat-P:
N = 4500 шт.
KN = [(1085 / 4500) – 1] × 0,3 = -0,227.
Составим подобные модели для каждого из вышеперечисленных параметров.
KЭИИМг = [(ЭИИМГ / ЭИИМ`Г) – 1]× l2;
KЭИИМу = [(ЭИИМУ / ЭИИМ`У) – 1]× l3;
KW = [(W / W`) – 1]× l4;
KТа.с. = [(Та.с. / Та.с.`) – 1]× l5;
«Марафон»:
ЭИИМГ = 35 дБВт, l2 = 0,1;
ЭИИМУ = 41 дБВт, l3 = 0,1;
W = 400 Вт, l4 = 0,2;
Та.с. = 9 лет, l4 = 0,3.
Inmarsat-P:
ЭИИМ`Г = 39,8 дБВт;
ЭИИМ`У = 54,7 дБВт;
W` = 600 Вт;
Т`а.с. = 9 лет.
Итак, базисная цена, в момент начала переговоров будет составлять
Цб = ЦICO-P × (1 + KN) × (1 + KЭИИМг) × (1 + KЭИИМу) × (1 + KW) × (1 + KТа.с.);
Цб = 24 000 × 0,78 × 0,99 × 0,9745 × 0,933 × 1,0= 17 385,92 » 17400 $.
Таким образом, полученная модель ценового коридора выглядит следующим образом:
9 500 $ 17 400 $ 24 000 $
________|______________________|______________|_______
С/с-ть Отправная Цена
изделия цена аналога
В полученном результате наблюдается значительное снижение цены по сравнению с ценой на услуги аналогичной ССС. Данный факт является следствием различных причин. Во-первых – это ограниченный набор оцениваемых параметров (5 шт.), вследствие чего потребительская ценность некоторых из них оказалась неоправданно завышенной. В свою очередь, ограничение по набору параметров связано с их малодоступностью. Тоесть различия на техническом уровне не являются полными и зависят от доступности информации по данному направлению. Во-вторых, оценки потребительской ценности проводились экспертным методом автором данной работы, давшим оценки в пределах своей компетенции. Кроме того, не были учтены отличия в коммерческих условиях предоставляемой продукции и продукции аналога. Данный факт также объясняется отсутствием необходимого объема сведений и информации.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что полученные оценки являются очень приближенными. Принципиальным здесь является сам подход, который призван показать процедуру формирования цен на услуги спутниковой системы связи. В рамках данного подхода была сделана попытка формирования модели ценового коридора на продукцию ракетно-космической отрасли. Была проделана работа по анализу установления цен на телефонную связь с использованием спутниковых систем. Полученная модель может быть пересмотрена и доработана.
Заключение
В данной курсовой работе представлены разработки, позволяющие сделать следующие выводы:
коммерциализация ракетно-космической техники приобретает характер устойчивой тенденции и ожидается, что потребность у услугах спутниковых систем связи будет расти по мере их развития;
исследование теоретических основ механизма рыночного ценообразования и анализ существующих методов ценообразования на продукцию и услуги космической деятельности показывают, что определение цены РКТ и ее услуги на мировом космическом рынке могут рассчитываться на основе издержек производства поставщика продукции;
необходимо учитывать, что для достижения высокой точности определения цены, необходимо анализировать большее количество технико-экономических параметров, а также проводить дальнейший анализ полученных результатов с учетом тех факторов, ограничений и условий (политического, социального и экономического характера), которые оказывают влияние на формирование цены но не могут быть учтены при построении математических моделей;
анализируя издержки по проекту пришли к выводу, что стоимость услуги 1 ТФ канала спутниковой системы «Марафон» составит » 9500 $ в месяц;
предложен подход к использованию поправочных коэффициентов вместе с коэффициентами относительной важности для учета потребительской ценности предлагаемой на рынок продукции;
оценивая стоимость аналогичных средств выведения предлагаемых на мировом рынке получили верхнюю границу коридора цены, равную 17400 ¸ 24000 $ в месяц.
Список литературы
Материалы, предоставленные во время прохождения практики в Организации «Агат»
Нормативные акты для бухгалтера №№15, 16 1998.
В.А. Бартенев, Г.В. Болотов, В.Л. Быков и др. Спутниковая связь и вещание: Справочник. М.: Радио и связь, 1997.
А.Г. Братухин, В.Д. Калчанов Наукоемкая авиационная продукция: организационные и экономические проблемы разработки. – М.: Машиностроение, 1993.
Котлер Ф. Основы маркетинга. Прогресс, 1990 г.
Лобко А.Г., Генов Р., Макевнин А.В. Управление рынком. – М.: Изд-во МГАП Мир книги, 1993.
АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ГРАНИЦ ЦЕНОВОГО КОРИДОРА ДЛЯ УСЛУГ КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ СВЯЗИ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.