ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОВТОРНОМ БРАКЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Цель исследования – анализ особенностей семейных отношений в повторном браке.

Данная цель предполагала решение следующих задач:

1. Анализ выраженности мотивов вступления в повторный брак.

2. Изучение особенностей осознания себя.

3. Изучение представлений субъекта о себе настоящем и себе «идеальном».

4. Выявление доминирующих характеристик, предъявляемых при выборе потенциального партнера для повторного брака.

5. Анализ предпочитаемых форм социального поведения в ситуации конфликта, тенденций взаимоотношений в сложных условиях.

6. Раскрытие зависимости самоотношения от социальных оценок.

Гипотеза исследования – супруги, состоящие в повторном браке, будут иметь различную степень осознанности своего отношения к браку в зависимости от личностных качеств, пола, возраста.

Эмпирическая база – выборку составили 73 женщин и 70 мужчин, состоящих в повторном браке. Общее количество испытуемых 143 человека. Возраст опрашиваемых находится в пределах от 28 до 52 лет.

В работе были использованы следующие методики:

1) Анкетирование. Анкетный бланк, состоящий из 12 вопросов и позволяющий выявить у респондентов особенности родительской семьи, осознанность себя, мотивы вступления в повторный брак, характеристику требований, предъявляемых при выборе партнера для брака.

2) Опросник самоотношения и зависимости от внешних оценок (предложенный И.В. Коровиной), который направлен на исследование различных аспектов самоотношения, отношения к внешним оценкам, определение явления сверхзначимости внешних оценок.

При составлении методики использовались: опросник личностной ориентации Э. Шострома, тест мотивации аффилиации, опросник уверенности в себе Рейтаса, шкала дисфункциональности Вейсмана, тест-опросник МИС.

Опросник состоит из 69 утверждений, на каждое из которых нужно дать один из двух вариантов ответа (+ да, согласен; - нет, не согласен). Выделяются 7 шкал:

I шкала – общая «самооценка»,

II шкала – «условное самопринятие»,

III шкала – «страх отвержения»,

IV – «отраженное самоотношение»,

V шкала – «сверхчувствительность к негативным оценкам»,

VI шкала – «страх неуспеха»,

VII – «стремление к превосходству».

Вопросы каждой шкалы имеют положительный или отрицательный код. За каждый ответ, совпадающий с ключом, присваивается 1 балл. Сумма баллов по каждой шкале является показателем исследуемых особенностей.

3) Методика «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса. Позволяет выявить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации. Методика состоит из 30 утвердительных высказываний, представленных в двух вариантах (а и б). Каждое из высказываний относится к одному из 5 разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). При обработке результатов подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой форы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

4) Методика интерперсональных отношений Т. Лири, предназначенная для исследования представлений субъекта о себе «настоящем» и себе «идеальном». На основе исследований межличностных отношений Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы. Полярные на этой схеме варианты являются противоположными друг другу.

Опросник составлен соответственно этим выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающие различные психологические профили:

I. Авторитарный.

II. Независимый – доминирующий.

III. Агрессивный.

IV. Недоверчивый – скептический.

V. Покорно – застенчивый.

VI. Зависимый.

VII. Сотрудничающий.

VIII. Альтруистический.

Методы математической обработки

Материалы, полученные в исследовании, были обработаны с применением следующих математических методов.

1. Вычисление среднего арифметического по шкалам (М) – показателя центральной тенденции, проводилось для каждого октанта и каждой шкалы в используемых методиках:

 

 

где n – число испытуемых, xi – значение элемента выборки.

2. Параметрический метод Стьюдента. Использовался для проверки гипотез о достоверности различий средних при анализе количественных данных в популяциях с нормальным распределением.

 

 

где  - среднее арифметическое первой выборки; - среднее арифметическое второй выборки;  - стандартное отклонение для первой выборки;  - стандартное отклонение для второй выборки;  - число элементов в первой и второй выборках.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 244.