Методы изучения социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Диагностика развития личностных особенностей и межличностных отношений (Стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р.С. Немова)

1. Метод изучения личностных особенностей

Методика "Какой я?"

Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (см. табл.), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

 

Протокол к методике "Какой я?"

 

Оценка результатов:

Оценки типа "да" оцениваются в 1 балл, ответы "нет" - в 0 баллов. Ответы "не знаю" или "иногда" оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

0-1 балл - очень низкий.

Результаты исследования приведены в табл.3


Таблица 3 - Методика "Какой я?"

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Имя Возраст Балл Имя Возраст Балл
1 Коля 4 0,5 1 Ира 3,5 2
2 Миша 4 1 2 Оля 4 1,5
3 Даша 4 0,5 3 Зина 3,5 1
4 Слава 3,5 1 4 Валера 4 1,5
5 Юра 4 1 5 Игорь 4 1
6 Витя 3 0 6 Дима 3 1
7 Костя 4 0 7 Таня 4 2
8 Марина 3,5 0,5 8 Федя 3,5 1
9 Юля 4 0 9 Аня 4 1
10 Наташа 3,5 1 10 Виталя 3,5 1

Средний балл 0,55

Средний балл 1,3

 

В экспериментальной группе низкий уровень развития самооценки наблюдается у Иры и Тани, остальные дети имеют очень низкий уровень развития самооценки.

В контрольной группе все дети имеют очень низкий уровень развития самооценки.

Из таблицы 3 видно, что средний балл в экспериментальной группе выше, чем в контрольной (в контрольной 0,55, в экспериментальной 0,75).

Обработка полученных данных по методике Стьюдента (табл.4):

 

Таблица 4 - Обработка полученных данных по методике Стьюдента в экспериментальной группе

Х f Х - Хср  (Х - Хср) 2 f (Х - Хср) 2
2 9 0,7 0,49 4,41
1,5 9 0,2 0,04 0,36
1 9 -0,3 0,09 0,81
1,5 9 0,2 0,04 0,36
1 9 0,3 0,09 0,81
1 9 -0,3 0,09 0,81
2 9 0,7 0,49 4,41
1 9 0,3 0,09 0,81
1 9 0,3 0,09 0,81
1 9 0,3 0,09 0,81

 

Хср = 1,3

Σ = 13

σ = √ Σ f (Х - Хср) 2/ (N-1) = √ 14,4/9 = 1,26

m = σ/ √N = 1,26/√10 = 1,26/1,16 = 0,39

 

Таблица 5 - Обработка полученных данных по методике Стьюдента в контрольной группе

Х f Х - Хср  (Х - Хср) 2 f (Х - Хср) 2
0,5 9 -0,05 0,0025 0,225
1 9 0,5 0,25 2,25
0,5 9 -0,55 0,3025 2,72
1 9 0,5 0,25 2,25
1 9 0,5 0,25 2,25
0 9 0,55 0,3025 2,72
0 9 0,55 0,3025 2,72
0,5 9 -0,05 0,0025 0,225
0 9 0,55 0,3025 2,72
1 9 0,5 0,25 2,25

 

Хср = 0,55

Σ =5,5

σ = √ Σ f (Х - Хср) 2/ (N-1) = √ 20,3/9 = 0,5

m = σ/ √N = 0,5/√10 = 0,5/1,16 = 0,43

 

Далее сравним полученное значение t - критерия с табличным для числа степеней свободы 9 (t0,01 = 4,78 - Приложение). У нас этот показатель равен 0,43, т.е. меньше табличного. Следовательно, можно сделать вывод, что различия между средними показателями контрольной и экспериментальной групп не являются статистически значимыми.

2. Методы изучения межличностных отношений

Методика "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?"

Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения и функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек, которые относятся к нему более или менее эмоционально нейтрально, и при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка.

Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка

Возможные ответы: "да", "нет", "когда как", "не знаю".

1. Добрый ли ваш ребенок?

2. Внимательный ли ваш ребенок?

3. Правдивый ли ваш ребенок?

4. Вежливый ли ваш ребенок?

5. Общительный ли ваш ребенок?

6. Щедрый ли ваш ребенок?

7. Отзывчивый ли ваш ребенок?

8. Справедливый ли ваш ребенок?

9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?

10. Ответственный ли ваш ребенок?

Оценка результатов:

Каждый ответ "да" получает 1 балл; "нет" - 0 баллов; "не знаю" или "когда как" - 0,5 балла. По каждому пункту высчитывается средний балл оценок всех взрослых. В итоге по средним баллам подсчитывается общая оценка.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

0-1 балл - очень низкий.

Результаты проведения эксперимента приведены в табл.7

 

Таблица 7 - Методика "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?"

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Имя Возраст Балл Имя Возраст Балл
1 Коля 4 1,5 1 Ира 3,5 1
2 Миша 4 1 2 Оля 4 2
3 Даша 4 1 3 Зина 3,5 2
4 Слава 3,5 1 4 Валера 4 1
5 Юра 4 0 5 Игорь 4 2
6 Витя 3 1 6 Дима 3 3
7 Костя 4 1,5 7 Таня 4 2
8 Марина 3,5 0,5 8 Федя 3,5 3
9 Юля 4 1 9 Аня 4 2
10 Наташа 3,5 1 10 Виталя 3,5 2

Средний балл 0,95

Средний балл 2,0

 

В экспериментальной группе низкий уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми наблюдается у всех детей, кроме Иры и Валеры. В контрольной группе все дети имеют очень низкий уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми.

Из таблицы 7 видно, что средний балл в экспериментальной группе выше, чем в контрольной (в контрольной 0,95, в экспериментальной 2,0).

Методика "Выбор в действии"

Цель методики - изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Процедура ее проведения следующая.

Каждому ребенку в изучаемой группе дается по три привлекательных, желаемых предмета: игрушки, картинки и др. Ребенок получает инструкцию следующего содержания:

"Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе - чуть менее желательный, а на третье - оставшийся.

Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный - тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний - тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место".

После того как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет, кто, сколько и какие предметы получил.

Социометрический статус определяется при помощи следующей формулы:

 

С = К/п - 1 х 100%,

 

где С - статус ребенка в группе, в системе его взаимоотношений со сверстниками; К - количество привлекательных предметов, полученных ребенком от товарищей по группе; п - количество детей в группе.

Оценка результатов:

10 баллов - показатель С равен 100%;

8-9 баллов - показатель С находится в пределах от 80% до 99%;

6-7 баллов - показатель С находится в пределах от 60% до 79%;

4-5 баллов - показатель С находится в пределах от 40% до 59%;

2-3 балла - показатель С находится в пределах от 20% до 39%;

0-1 балл - показатель С находится в пределах от 0% до 19%.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

0-1 балл - очень низкий.

По итогам диагностики развития личностных особенностей и межличностных отношений: "Какой я?" и "Какой ваш ребенок?" получены сравнительные данные, свидетельствующие об изменении у многих детей самооценки, которая начинает совпадать с экспертной оценкой взрослых.

В результате исследования получены следующие результаты (табл.8):

 

Таблица 8

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Имя Возраст Балл Имя Возраст Балл
1 Коля 4 1 1 Ира 3,5 1,5
2 Миша 4 1 2 Оля 4 1
3 Даша 4 1 3 Зина 3,5 1
4 Слава 3,5 1 4 Валера 4 1,5
5 Юра 4 1 5 Игорь 4 2
6 Витя 3 0,5 6 Дима 3 2
7 Костя 4 0,5 7 Таня 4 2
8 Марина 3,5 1 8 Федя 3,5 1,5
9 Юля 4 0 9 Аня 4 2
10 Наташа 3,5 1 10 Виталя 3,5 1

Средний балл 0,8

Средний балл 1,45

 

В экспериментальной группе Игорь, Дима, Таня и Аня имеют низкий уровень развития межличностных отношений, у остальных детей уровень развития межличностных отношений - очень низкий. В контрольной группе все дети имеют очень низкий уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми.

Таким образом, исследования показывают, что и в контрольной и в экспериментальной группе дети имеют низкий уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми, а также низкий уровень развития самооценки.

Далее перейдем к формирующему эксперименту, т.е. к организации коррекционно-развивающей работы по формированию социальной адаптации у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 333.