ВЫПУСКНАЯ КВАЛИКАФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Спортивное туристское многоборье – третий класс дистанции»
Подготовил: Яковецкий А.А.,
учащийся объединения «Спортивный туризм»
Руководители выпускной работы:
Михайлов С.В., педагог дополнительного образования
Щукин Ф.С., педагог дополнительного образования
Рецензент: Фурса Д.Н., педагог дополнительного образования
Воронеж 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Теоретические основы СТМ
1.1 Классификация соревнований
1.2 Организация соревнований
1.3 Порядок проведения соревнований
1.4 Описание туристских этапов
1.4.1 Подъем по склону с наведением перил
1.4.1.1 Основные требования к этапу
1.4.1.2 Задача участников
1.4.2 Траверс склона с наведением перил
1.4.2.1 Основные требования к этапу
1.4.3 Спуск по склону с использованием перил, наведенных командой
1.4.3.1 Основные требования к этапу
1.4.4 Навесная переправа
1.4.4.1 Основные требования к этапу
1.4.4.2 Порядок пристегивания к перилам
1.4.4.3 Задача участников
1.4.5 Укладка бревна через овраг с наведением перил
1.4.5.1 Основные требования к этапу
1.4.5.2 Задача участников
2 Практическая часть
2.1 Тестовые задания для измерения уровня знаний по организации этапов 3 класса дистанции и их преодолению
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Приложение 1. Таблица № 1. «Характеристики дистанций по классам»
Приложение 2. Таблица №2 «Примерные этапы и специальные задания»
Приложение 3. Таблица № 3. «Таблица штрафов 3 класс дистанции »
Приложение 4. Ключ к тестовым заданиям для измерения уровня знаний по организации этапов 3 класса дистанции и их преодолению
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Спортивное туристское многоборье» или «Туристские соревнования» достаточно сложная, но одновременно интересная и важная, особенно изучение данного вопроса актуально для инструкторов детско-юношеского туризма. Прежде всего, стоит сказать несколько слов о самом туризме. Туризм - это форма активного отдыха и оздоровления учащихся, одно из важных средств воспитания. Теперь обратимся непосредственно к туристским слётам и соревнованиям. Это в первую очередь, пропаганда туризма и обучение, обмен опытом, если рассматривать их, как массовый уровень. Но если же рассматривать СТМ на высшем уровне, то это, как правило, выявление сильнейших команд, их подготовка и готовность к безаварийному, содержательному спортивному туристскому походу. Соревнования и слёты так же можно рассматривать как особую форму обмена опытом работы различных туристских групп, распространения и внедрения всего нового, что появилось или усовершенствовалось за последние время в туризме.
Соревнования туристов заключаются в прохождении дистанции с преодолением естественных и искусственных препятствий, большая часть которых часто встречаются в походах, а также в выполнении специальных заданий. Это, как бы игра по заранее оговорённым правилам. Правила соревнований не являются незыблемыми. Поиски новых форм, этапов и методов судейства продолжаются. В зависимости от сложности дистанции соревнования делятся на четыре класса. Сложность дистанции определяется технической сложностью отдельных этапов, в значительной мере соответствующих препятствиям в походах.
В данной работе я решил рассмотреть 3 класс дистанции соревнований по СТМ, в которых предполагается самостоятельное наведение переправ через естественные препятствия. Основные этапы, используемые в 3 классе дистанции:
1) Спуск по склону с использованием перил, наведенных командой.
2) Подъем по склону с использованием перил, наведенных командой.
3) Траверс склона.
4) Укладка бревна через овраг с наведением перил.
5) Навесная переправа.
Таким образом, основная цель работы заключается в детальном изучении самостоятельного наведения переправ через естественные препятствия.
В теоретической части рассматриваются вопросы: классификация соревнований, организация соревнований, порядок проведения соревнований, описание обустройства этапов, техники наведения и преодоления этапов, а также возможные штрафы за неправильное выполнение приемов.
В практической части представлены разработанные тестовые задания для измерения уровня знаний по организации этапов 3 класса дистанции и преодолению этих этапов. Также данный тест составлен в электронном варианте, что позволяет сразу после заполнения теста получить результаты проверки знаний учащихся.
Данная работа может быть полезна для педагогов дополнительного образования по туризму и инструкторов детско-юношеского туризма.
Классификация соревнований
Соревнования заключаются в прохождении участниками дистанции, требующей знаний технических приемов и способов преодоления препятствий, которые могут встретиться в спортивных походах соответствующей категории сложности. При этом участники преодолевают участок реальных препятствий.
В зависимости от технической подготовленности команды, количества реальных препятствий и спецзаданий дистанции соревнований делятся на четыре класса (Приложение 1, таблица 1 «Характеристики дистанций по классам»).
Основными критериями соревнований являются:
-Масштаб;
-Класс дистанции;
-Ранг соревнований.
Теперь рассмотрим все эти условные критерии более детально,
охарактеризовав их.
По масштабу соревнования подразделяются на:
- Международные, на уровне национальных сборных команд или клубов, при участии не менее шести клубов из не менее трёх сторон;
- Всероссийские, при участии не менее шести команд из шести регионов;
- Межрегиональные (зональные) встречи, при участии не менее шести команд из трёх регионов;
- Региональные (республиканские в составе РФ, краевые областные и другие).
- Городские
- Районные
- Соревнования туристских клубов
По классу дистанции.
Класс дистанции в соревнованиях по туристскому многоборью соответствует категории сложности спортивного похода и зависит от:
а) количества, категории трудности и разнообразия препятствий, характерных для того или иного вида туризма и категории сложности маршрута;
б) видов туризма, препятствий, которые включают в дистанцию.
Каждый класс дистанции должен иметь свой минимальный набор определяющих препятствий, требования к ним приведены в «Единой Всероссийской спортивной классификацией маршрутов» (Приложение 2, таблица 2 «Примерные этапы и специальные задания»).
Соревнования могут проводиться как по отдельным видам туризма, так и по нескольким. Комбинированная дистанция, включающая препятствия двух и более видов туризма, может иметь класс дистанции на одну ступень выше, чем видовая дистанция при условии, что класс дистанции по различным видам туризма отличается друг от друга не более чем на один класс.
Ранг соревнований определяется требованиями по выполнению спортивных разрядов. Предварительное утверждение класса дистанции производится до проведения соревнований, а окончательное - после сдачи отчёта о соревнованиях.
Организация соревнований
Успех соревнований в значительной мере определяется своевременной и чёткой подготовкой.
Соревнования проводятся в соответствии с правилами организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации (1995)г., положением о соревнованиях, условиями их проведения и в соответствии с методическими указаниями по виду туризма.
Место проведения соревнований должно иметь удобные подъезды, возможность размещения команд и судей, хорошие санитарно - гигиенические условия и быть доступным для зрителей.
Функции организации, проводящей соревнования:
- Создаёт организационный комитет для подготовки и проведения соревнований;
- Определяет место проведения соревнований;
- Получает разрешение на проведение соревнований в соответствующих организациях и, в первую очередь, в организациях, на территории которых они будут проводиться.
- Разрабатывает, утверждает и рассылает участникам положение.
- Утверждает главную судейскую коллегию.
- Готовит материально — техническое, транспортное, хозяйственное, санитарно - гигиеническое и медицинское обеспечение соревнований;
- Решает вопросы обеспечения безопасности и охраны природы.
Оргкомитет составляет и осуществляет план подготовки и проведения соревнований и мероприятий, связанных с ними, в том числе:
- Подготовка и оборудование дистанций соревнований, мест хранения инвентаря и транспортных средств;
- Размещения, организации питания, медицинского обслуживания участников и судей;
- Организации наглядной агитации, информации в печати, на радио, телевидении;
При отсутствии оргкомитета его обязанности возлагаются на организацию, проводящую соревнования. Главный судья соревнований является заместителем председателя оргкомитета.
При возникновении угрозы безопасности участников или условий, при которых невозможно проведение соревнований, они должны быть отложены, а уже начатые — прерваны. Если соревнования в тот день провести невозможно, то решение об их дальнейшем проведении и зачёте результатов принимает главная судейская коллегия. Технические результаты соревнований утверждаются главной судейской коллегией.
Описание туристских этапов
Задача участников
Первый участник движется по склону с нижней командной страховкой свободным лазанием. Страховочная верёвка подключается к участнику в грудное перекрестие, свободный конец закреплён на опоре либо на участнике. Первый участник движется без рюкзака (допускается с бухтой верёвки, закреплённой на корпусе, но не подвешенной свободно), прищелкивая командную страховку через промежуточные пункты страховки. Участник, осуществляющий страховку, должен быть без рюкзака, в рукавицах. Для подъёма команда наводит страховочные перила. Для организации самостраховки при движении по перилам на подъёме участник использует схватывающий узел, связанный из репшнура диаметром 6мм., имеющий в рабочей части (между участником и перилами) две ветви и подключенный в грудной карабин участника. Длина петли для вязки схватывающего узла должна быть такой, чтобы узел, завязанный на перилах, перекрывался запястьем вытянутой руки. При движении по перилам схватывающий узел находится выше корпуса участника. Участник во время движения по перилам перемещает схватывающий узел таким образом, чтобы исключить его захват (зажатие в кулаке). Участник осуществляет страховку без рюкзака, в рукавицах. Рюкзаки транспортируются на участниках. Провис петли страхующей верёвки не должен быть ниже уровня ступней страхуемого участника (по вертикали). Возможна организация двух ниток (ширина коридора 1.5 м, на участника не менее 0.7 м) движения.
Задача участников
Первый участник проходит опасный участок траверса способом, оговоренным условиями, на командной страховке. Страховка первого участника осуществляется другим участником команды, находящимся на верхнем страховочном пункте и стоящим на самостраховке. Конец страховочной веревки закреплен.
Первый участник должен прощелкнуть страховочную веревку через все судейские промежуточные точки страховки.
После выхода первого участника на конечную точку траверса команда навешивает горизонтальные перила, закрепляя их карабинами за судейские точки крепления.
Задача участников
Навести вертикальные перила в пределах указанного коридора, спуститься по склону с самостраховкой к перилам, снять перила.
Для организации самостраховки при движении по перилам, участник использует схватывающий узел, связанный из репшнура диаметром 6мм., имеющий в рабочей части (между участником и перилами) две ветви, подключенные в грудной карабин участника. При движении по перилам схватывающий узел находится выше корпуса участника. Участник во время движения по перилам перемещает схватывающий узел таким образом, чтобы исключить его захват (зажатие в кулаке).
Участники не могут находиться друг под другом. Движение осуществляется в рукавицах.
Возможна организация двух ниток (ширина коридора 1.5 м, на участника не менее 0.7 м) движения.
При движении на спуске со спусковым устройством (шант, восьмерка, инвар, лесенка) расстояние от рук до спускового устройства должно быть не менее 30 см.
Навесная переправа
1.4.4.1 Основные требования к этапу
Переправа организуется над руслом равнинной реки, на надежных опорах на берегу реки (на стволах деревьев, диаметром не менее 30см; на надежных сваях, на судейских опорных петлях и т.п.). Точки крепления переправы на опорах, а так же точки крепления полиспаста должны быть промаркированы.
На навесной переправе допускается натяжение только двойной веревки.
Переправа проводится на карабине, включенном в беседку или в блокировку: страховочный пояс-беседка. Допускается движение на двух карабинах: грудь-беседка. Не разрешается движение на карабине, замыкающем страховочную систему.
Задача участников.
Первый участник может переправляться через овраг, используя судейский альпеншток. Участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть без рюкзаков, в рукавицах и развёрнуты лицом к переправляющемуся. К первому участнику страховочная и сопровождающая верёвки подключаются в грудное перекрестье системы. Для переправы команда наводит транспортные и страховочные перила, которые крепятся к опорам посредством узлов, разрешенных к применению на дистанции. Страховочную (верхнюю) верёвку запрещается натягивать с помощью полиспаста. Для натяжения перил используется петля из репшнура диаметром 6мм., имеющая в рабочей части не менее 4-х ветвей. Допускается наведение сдвоенной (страховочной + грузовой) верёвки, в этом случае сдвоенная верёвка наводится полиспастом. Одинарным полиспастом натягивается одна веревка. Движение первого участника разрешается после разгрузки полиспаста. Переправа может быть нагружена только одним участником. Участник переправляется по навесной переправе с самостраховкой и сопровождением (допускается с бухтой верёвки, закреплённой на корпусе, но не подвешенной свободно). Сопровождающая верёвка включается в грудное перекрестье страховочной системы. Запрещается транспортировка рюкзаков по навесной переправе совместно с участником. Не разрешается движение на карабине, замыкающем страховочную систему. Применение блоков и кареток для движения может быть допущено к использованию только комиссией по снаряжению. Сопровождающую верёвку должен удерживать в руках не менее, чем один участник в рукавицах с момента подключения участника к транспортным перилам до снятия с транспортных перил. Свободный конец сопровождающей верёвки закреплён либо на опоре, либо на участнике, стоящем на самостраховке.
Задача участников
Задача команды – со стартового берега уложить бревно в створ финишного берега, навесить горизонтальные перила, переправиться с самостраховкой к перилам, снять перила.
Переправа первого участника осуществляется с обеспечением страховки основной верёвкой. Движение по бревну первого участника допускается любым способом. Страховочная верёвка должна удерживаться участниками (не менее 2-х) в руках или через опору одним участником. Свободный конец страховочной верёвки закреплён. Участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть без рюкзаков, в рукавицах и развёрнуты лицом к переправляющимся.К первому переправляющемуся участнику страховочная верёвка подключается в грудное перекрестие. Участник переправляется по бревну с самостраховкой и сопровождением. Участник подключается к страховочным перилам «усом» самостраховки, идущим от грудного перекрестья страховочной системы. Длина самостраховки должна быть такой, чтобы участник мог перекрыть карабин, скользящий по страховочным перилам, запястьем вытянутой руки. Сопровождающая верёвка подключается к участнику в грудное перекрестье страховочной системы. Сопровождающую верёвку должен удерживать в руках не менее чем один участник в рукавицах. Свободный конец сопровождающей верёвки закреплён либо на опоре, либо на участнике, стоящем на самостраховке.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Тестовые задания для измерения уровня знаний по организации этапов 3 класса дистанции и их преодолению
В практической части разработаны тестовые задания для измерения уровня знаний по организации этапов 3 класса дистанции и преодолению этих этапов. Также данный тест составлен в электронном варианте, что позволяет сразу после его заполнения получить результаты проверки знаний учащихся.
В данных тестовых заданиях необходимо отметить правильные ответы, причем правильных ответов в каждом задании может быть от 1 до 3 вариантов. Такое количество правильных ответов определено в заданиях специально, в связи со спецификой спортивного туристского многоборья, а в частности конкретного этапа. Такая система заставляет учащихся думать логически, а в последствии, применять свои знания на практике. Также в заданиях есть вопросы, на которые учащиеся должны дать развернутый ответ самостоятельно. Оцениваются данные задания: правильно - неправильно.
Система оценки теста следующая: результаты подводятся по каждому этапу отдельно, что позволяет проверить уровень знаний учащихся на промежуточном этапе обучения, то есть после изучения конкретного этапа.
Система баллов:
6-8 правильных ответов – отличный уровень знаний;
5 правильных ответов – хороший уровень знаний;
4 правильных ответа – удовлетворительный уровень знаний;
0-3 правильных ответа – неудовлетворительный уровень знаний;
При заполнении комплексного теста, то есть по 5 этапам и общим вопросам, высчитывается среднее арифметическое значение полученных баллов за каждый блок.
Время на выполнение комплексного теста – 1 час 30 минут.
Время на выполнение теста по этапам – 15 минут.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Соревнования туристов заключаются в прохождении дистанции с преодолением естественных и искусственных препятствий, большая часть которых часто встречаются в походах, а также в выполнении специальных заданий. В зависимости от сложности дистанции соревнования делятся на четыре класса. Сложность дистанции в свою очередь, определяется технической сложностью отдельных этапов, в значительной мере соответствующих препятствиям в походах.
В данной работе мы рассмотрели 3 класс дистанции соревнований по СТМ, в которых идет самостоятельное наведение переправ через естественные препятствия, обратив внимание на основные этапы, используемые в 3 классе дистанции.
Работая над данной темой, мы более глубоко изучили теоретический материал, и используя теоретические и практические знания, составили тестовые задания на основные этапы соревнований 3 класса дистанции.
Надеюсь, что данная работа может быть полезна учащимся, занимающимся спортивным туризмом, педагогам дополнительного образования по туризму и инструкторам детско-юношеского туризма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: учебно-метод. пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000. – 225 с.
2. Спутник туриста. Изд. 3-е. - М.: ФиС, 1969. –
3. Турист (Библиотека туриста). - М.: ФиС, 1974.
4. Берман А.Е. Юный турист. - М.: ФиС, 1977. – 238 с.
5. Бардин К.В. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1981. – 349 с.
6. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: ФиС, 1999. – 178 с.
7. Устиновский Н.Н. Методические рекомендации по проведении соревнований по Туристскому многоборью. – М., 2001. – 98 с.
8. Федоров А.Л. Спортивно-оздоровительный туризм. – М., 2002. – 112 с.
Приложение 1
Таблица 1 Характеристики дистанций по классам
Характеристика дистанции | Класс дистанции | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Количество этапов | 3-5 | 5- 10 | 10- 15 | 10-15 |
Соответствие категории пешеходных походов, К.СЛ. | 1 | 1-2 | 2-3 | |
Протяжённость дистанции КТМ (КМ) | До 5 | 5-7 | 7- 10 | 7-10 |
Полоса препятствий (КМ) | До1 | До1 | До 1,5 | До 1,5-2 |
Суммарный перепад высот (м) | До 100 | 100- 150 | 150-250 | |
Средняя крутизна склонов | До 25 | До 30 | До 40 |
Приложение 2
Таблица 2 Примерные этапы и специальные задания
№ | Наименование | Класс дистанции | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Установка палатки | + | + | + | + |
2 | Снятие палатки | + | + | + | + |
3 | Разжигание костра | + | + | - | - |
4 | Разжигание костра, кипячение воды | + | + | + | + |
5 | Укладка рюкзака | + | + | + | + |
6 | Преодоление заболоченного участка по кочкам | + | + | + | + |
7 | Подъём по склону с альпенштоком | + | + | + | + |
8 | Подъём по склону с использованием перил, наведённых судьями | + | + | + | + |
9 | Подъём по склону с использованием перил, наведённых командой | - | - | + | + |
10 | Спуск по склону с использованием перил, наведёнными судьями | - | + | + | + |
11 | Спуск по склону с использованием перил, наведённых командой | - | + | + | + |
12 | Переправа по заранее уложенному бревну без само страховки | + | + | + | + |
13 | Переправа по заранее уложенному бревну с использованием перил, наведённые судьями | + | + | + | + |
14 | Переправа по заранее уложенному бревну с использованием перил, наведённые командой | - | - | + | + |
15 | Преодоление заболоченного участка по кладям из жердей | - | + | + | + |
16 | Траверс, спуск по склону с альпенштоком | + | + | + | + |
17 | Подъём, траверс, спуск с самостраховкой по перилам, наведёнными судьями | - | + | + | + |
18 | Подъём, траверс, спуск с самостраховкой по перилам, наведёнными командой | - | - | + | + |
19 | Переправа по верёвке с перилами | + | + | + | + |
20 | Навесная переправа, наведённая судьями | - | - | + | + |
21 | Навесная переправа, наведённая командой | - | - | + | + |
22 | Вязка узлов | + | + | + | |
23 | Транспортировка «пострадавшего» | + | + | + | + |
Приложение 3
Таблица 3 Таблица штрафов 3 класс дистанции
№ п/п | Название штрафа. | Штраф | Траверс склона | Спуск | Бревно с перилами | Подъем | Навесная переправа |
1 | Не завинчена муфта карабина | 1 | + | + | + | + | + |
2 | Заступ за контрольную линию | 1 | + | + | + | + | + |
3 | Ошибка при вязке узла (отсутствие контрольного узла, перехлест) | 1 | + | + | |||
4 | Потеря, отсутствие личного снаряжения | 1 | + | + | + | + | + |
5 | Ошибка при определении расстояния, отклонение сверх допустимого значения на каждые 5 метров (не более 10б) | 1 | |||||
6 | Ошибка определения высоты дерева, отклонение сверх допустимого значения на каждый метр (не более 10б) | 1 | |||||
7 | Одиночное касание земли (воды) не более 3 раз | 1 | + | + | |||
8 | Неправильно завязанный узел | 2 | + | + | + | + | |
9 | Ошибка при транспортировке пострадавшего | 2 | |||||
10 | Касание земли (воды) более 3 раз | 3 | + | + | |||
11 | Касание воды | 3 | |||||
12 | Движение участника выше перил | 3 | + | ||||
13 | Двое на этапе | 3 | + | + | + | + | + |
14 | Страхующий участник с рюкзаком | 3 | + | + | + | + | |
15 | Нарушение правил страховки (угол страховки, расстояние до карабина) | 3 | + | + | + | + | |
16 | Работа на страховке или сопровождении без рукавиц | 3 | + | + | + | + | |
17 | Конец страхующей или сопровождающей веревки не закреплен | 3 | + | + | + | + | |
18 | Нарушен порядок пристежки/отстежки | 3 | + | + | |||
19 | Спуск без рукавиц | 3 | + | ||||
20 | Участник под участником | 3 | + | + | + | ||
21 | Узел в руке | 3 | + | + | |||
22 | Страховка одной рукой | 3 | + | + | + | + |
Приложение 4
Ключ к тестовым заданиям для измерения уровня знаний по организации этапов 3 класса дистанции и их преодолению.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИКАФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Спортивное туристское многоборье – третий класс дистанции»
Подготовил: Яковецкий А.А.,
учащийся объединения «Спортивный туризм»
Руководители выпускной работы:
Михайлов С.В., педагог дополнительного образования
Щукин Ф.С., педагог дополнительного образования
Рецензент: Фурса Д.Н., педагог дополнительного образования
Воронеж 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Теоретические основы СТМ
1.1 Классификация соревнований
1.2 Организация соревнований
1.3 Порядок проведения соревнований
1.4 Описание туристских этапов
1.4.1 Подъем по склону с наведением перил
1.4.1.1 Основные требования к этапу
1.4.1.2 Задача участников
1.4.2 Траверс склона с наведением перил
1.4.2.1 Основные требования к этапу
1.4.3 Спуск по склону с использованием перил, наведенных командой
1.4.3.1 Основные требования к этапу
1.4.4 Навесная переправа
1.4.4.1 Основные требования к этапу
1.4.4.2 Порядок пристегивания к перилам
1.4.4.3 Задача участников
1.4.5 Укладка бревна через овраг с наведением перил
1.4.5.1 Основные требования к этапу
1.4.5.2 Задача участников
2 Практическая часть
2.1 Тестовые задания для измерения уровня знаний по организации этапов 3 класса дистанции и их преодолению
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Приложение 1. Таблица № 1. «Характеристики дистанций по классам»
Приложение 2. Таблица №2 «Примерные этапы и специальные задания»
Приложение 3. Таблица № 3. «Таблица штрафов 3 класс дистанции »
Приложение 4. Ключ к тестовым заданиям для измерения уровня знаний по организации этапов 3 класса дистанции и их преодолению
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Спортивное туристское многоборье» или «Туристские соревнования» достаточно сложная, но одновременно интересная и важная, особенно изучение данного вопроса актуально для инструкторов детско-юношеского туризма. Прежде всего, стоит сказать несколько слов о самом туризме. Туризм - это форма активного отдыха и оздоровления учащихся, одно из важных средств воспитания. Теперь обратимся непосредственно к туристским слётам и соревнованиям. Это в первую очередь, пропаганда туризма и обучение, обмен опытом, если рассматривать их, как массовый уровень. Но если же рассматривать СТМ на высшем уровне, то это, как правило, выявление сильнейших команд, их подготовка и готовность к безаварийному, содержательному спортивному туристскому походу. Соревнования и слёты так же можно рассматривать как особую форму обмена опытом работы различных туристских групп, распространения и внедрения всего нового, что появилось или усовершенствовалось за последние время в туризме.
Соревнования туристов заключаются в прохождении дистанции с преодолением естественных и искусственных препятствий, большая часть которых часто встречаются в походах, а также в выполнении специальных заданий. Это, как бы игра по заранее оговорённым правилам. Правила соревнований не являются незыблемыми. Поиски новых форм, этапов и методов судейства продолжаются. В зависимости от сложности дистанции соревнования делятся на четыре класса. Сложность дистанции определяется технической сложностью отдельных этапов, в значительной мере соответствующих препятствиям в походах.
В данной работе я решил рассмотреть 3 класс дистанции соревнований по СТМ, в которых предполагается самостоятельное наведение переправ через естественные препятствия. Основные этапы, используемые в 3 классе дистанции:
1) Спуск по склону с использованием перил, наведенных командой.
2) Подъем по склону с использованием перил, наведенных командой.
3) Траверс склона.
4) Укладка бревна через овраг с наведением перил.
5) Навесная переправа.
Таким образом, основная цель работы заключается в детальном изучении самостоятельного наведения переправ через естественные препятствия.
В теоретической части рассматриваются вопросы: классификация соревнований, организация соревнований, порядок проведения соревнований, описание обустройства этапов, техники наведения и преодоления этапов, а также возможные штрафы за неправильное выполнение приемов.
В практической части представлены разработанные тестовые задания для измерения уровня знаний по организации этапов 3 класса дистанции и преодолению этих этапов. Также данный тест составлен в электронном варианте, что позволяет сразу после заполнения теста получить результаты проверки знаний учащихся.
Данная работа может быть полезна для педагогов дополнительного образования по туризму и инструкторов детско-юношеского туризма.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 173.