Дипломная работа
Исполнитель: Студентка 5 курса 532 группы
Факультета психологии Кушнаренко З.Н.
Научный руководитель:
К.психол.н., доцент Гайнанова А.Р.
Зав. Кафедрой ПиКП:к. псх. н., Гусева Т.А.
ВКР допущена ВКР защищена
Бийск – 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы саморегуляции в современной психологии
1.1 Понятие «саморегуляция» и его психологический смысл
1.2 Основные подходы к изучению проблемы саморегуляции
1.3 Функциональные звенья процесса саморегуляции
1.4 Стилевые особенности саморегуляции
Глава 2 Проблема конфликта в психологической науке
2.1 Понятие конфликта
2.2 Типология конфликтов
Глава 3 Экспериментальное исследование по определению особенностей саморегуляции подростков с различными типами реагирования в конфликтной ситуации
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Описание результатов экспериментального исследования
3.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В век высоких технологий, когда люди все больше и больше отдаляются друг от друга, с новой остротой встает проблема налаживания контактов и межличностных отношений. Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Исследователи указывают на важнейшее значение для всех личностных составляющих межличностных отношений. Удачно построенные межличностные отношения наполняют смыслом и положительными эмоциями жизнь конкретного человека. Внутренний потенциал личности реализуется в межличностных отношениях. Но существенной трудностью при налаживании межличностных отношений являются конфликты межличностные и конфликтность личности как таковая.
За последнее время в известной степени наметились и определились различные теоретические подходы в решении одной из координальных и центральных проблем науки – проблемы саморегуляции человека.
Понятие саморегуляции все чаще встречается в психологии. При этом оно имеет различное толкование и по-разному интерпретируется в различных направления и школах. Проблемами саморегуляции занимались такие учёные психологи, как И.П. Павлов, П.К. Анохин, И.М. Семенов, В.Е. Клочко. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблемы психической саморегуляции принадлежит научной школе В.М. Бехтерева, а также его учеников и последователей, таких как А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и др.
Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющейся в различных ее видах.
Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот. Психическое развитие подростка тесно связано и с таким важнейшим новообразованием личности, как саморегуляция. Именно в этот период наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку. Саморегуляция начинает проявляться в младшем школьном возрасте. Но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.
Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями саморегуляции. Так, при завышенной самооценке у подростка часто возникают конфликты с окружающими.
Цель исследования заключается в изучении стилевых особенностей саморегуляции подростков с различными типами конфликтного поведения.
Объект: саморегуляция как психологический феномен.
Предмет: специфика саморегуляции подростков с различными типами реагирования в конфликтных ситуациях.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что саморегуляция подростков с различными типами реагирования в конфликтных ситуациях имеет отличия, определяющиеся степенью выраженности отдельных показателей данной психологической характеристики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретически материал по проблеме исследования.
2. Изучить стилевые особенности саморегуляции подростков.
3. Определить особенности реагирования подростков в конфликте.
4. Рассмотреть специфику саморегуляции подростков с различными типами реагирования в конфликтных ситуациях.
5. Разработать рекомендации, направленные на оптимизацию процессов саморегуляции подростков.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
2) Эмпирические: тестирование (методика К. Томаса, «Исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации»; методика В.И. Моросанова, Е.М. Коноз «Стилевая саморегуляция поведения человека»).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных рекомендаций и выводов, полученных в результате исследования, в деятельности психологической службы образовательного учреждения в аспекте развития саморегуляции подростков, при составлении коррекционных и развивающих программ для; в консультативной работе психологов, консультациях.
Экспериментальная база. Исследование проводился на базе ГОУ СПО «Бийский техникум механической обработке древесины». В исследовании приняло участие 88 студентов.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трёх глав: двух теоретических («Теоретические аспекты изучения проблемы саморегуляции»; «Проблема конфликта в психологической науке»); практической («Экспериментальное исследование по определению особенностей саморегуляции подростков с различными типами реагирования в конфликтной ситуации»); заключения, приложений и списка литературы. Дипломная работа содержит рисунки и графики.
Понятие конфликта
Конфликт (англ. conflict; от лат. conflictus — столкновение) — широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis — возражающий) и даже столкновения самих оппонентов. Сложности точной дефиниции конфликтов связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием самих конфликтов. Были предприняты попытки выделить ряд обязательных признаков конфликта: 1) биполярность противостоящих тенденций как носитель противоречия; 2) активность, направленная на преодоление противоречия; 3) субъектность (наличие носителей, выразителей конфликта) [21].
Единая и стройная классификации конфликтов, очевидно, будет делом не очень близкого будущего. Имеются многочисленные типологии, которые отражают разнообразие форм конфликтов (и вполне могут комбинироваться).
Самая общая дихотомия вычленяет 2 неравновеликие группы конфликтов: интрасубъектные, или интрапсихические (конфликты с самим собой) и интерсубъектные (в которых конфликт всегда происходит между субъектами — как представителями групп или как отдельными индивидами). Трудно обнаружить область психологии, не соприкасающуюся с проблемами конфликта: интрапсихическими конфликтами в большей степени занимаются общая, возрастная, клиническая психология, психоанализ; интерсубъектными — социальная, возрастная, организационная, психология труда, экстремальная, спортивная и т. д.
В соответствии с др. типологией — по дифференцированному критерию субъекта взаимодействия — выделяют конфликты внутриличностные, конфликты межличностные и конфликты межгрупповые; помимо этого следует выделить конфликт типа «личность—группа».
По временному критерию конфликты подразделяются на кратковременные и затяжные, однако авторы избегают каких бы то ни было указаний на четкие временные параметры данного критерия. По характеру протекания конфликтов бывают острыми и вялотекущими; по форме проявления — явными и латентными.
Ввиду особой распространенности и значимости особо выделяют целый ряд конфликтов по признакам «субъекта и сферы»: семейные, производственные, школьные, этнические, религиозные, генерационные, а также в вооруженных силах — например, конфликты, вызванные т. н. неуставными отношениями [39].
С учетом следствий (для личности, группы и/или ее членов) иногда выделяют деструктивный, конструктивный и стабилизирующий типы конфликтов. Деструктивные конфликт расшатывают и разрушают установившиеся структуры и функции, индивидуальные и групповые нормы, девальвируют ценности, углубляют противоречия проблемной ситуации. Конструктивные конфликты, в которых происходит перестройка, обновление структуры, овладение новыми функциями, установление новых связей, способствуют жизнедеятельности личности или функционированию организации. Стабилизирующие конфликты также приводят к позитивным результатам, однако не за счет инноваций, а путем устранения отклонений и закрепления уже существующего. Последняя типология вызывает слишком много сомнений; возможно, корректнее говорить, что конфликт может выполнять конструктивную, стабилизирующую и деструктивную функции.
Нормативно-оценочный подход к конфликту претерпел существенные изменения: от фокусирования исключительно на негативных сторонах и стремления во чтобы то ни было избегнуть конфликта (зафиксированного в обыденном сознании «худого мира, который лучше доброй ссоры») до слогана «конфликт — это не обязательно плохо». Все большее понимание находят идеи о: 1) неизбежности (а потому естественности как интра-, так и интерсубъектных конфликты) и 2) функциональной значимости конфликтов.
Позитивное влияние конфликта на личность может проявиться в интенсификации самопознания и социального познания; в ослаблении личностной напряженности; развитии мотивационно-потребностной сферы; создании предпосылок для личностного роста и т. д.; на группу — в поляризации и развитии мнений; повышении сплоченности; повышении эффективности группового взаимодействия; ослаблении внутригрупповой напряженности и пр.
Негативное влияние конфликта на личность может проявиться в: повышении личностной напряженности; снижении самооценки, снижении эффективности деятельности (вплоть до деструкции), возникновении острых эмоциональных переживаний, ухудшении психической и социальной адаптации и пр.; на группу — в отрицательной групповой динамике, повышении внутригрупповой напряженности, ухудшении общения, снижении эффективности совместной деятельности. Кроме того, конфликты могут оказывать положительное и отрицательное влияние на межгрупповое взаимодействие. Тем не менее «хороший конфликт» — это вовремя и правильно разрешенный конфликт [57].
Л. Козер определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. По его мнению, ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям. Согласно другому американскому автору К. Боулдингу, конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов. Р. Дарендорф под конфликтом понимает «все структурно-произведенные отношения
противоположности норм и ожидании, институтов и групп» [21].
Таким образом, для социального конфликта характерны: 1) необходимым условием конфликта является наличие, как минимум, двух противодействующих сторон, причем стороны понимаются предельно широко: ими могут быть индивиды, группы, классы, даже культуры. 2) Конфликт возникает в связи с наличием признака позиционного и признака дефицита источников. В перовом случае речь идет о невозможности одновременного выполнения одной и той же ролевой функции двумя субъектами, что ставит их в отношение состязательности; во втором - о недостаточности каких-либо ценностей, вследствие чего два субъекта одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере. 3) Конфликт возникает только в том случае, когда стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга, вследствие чего само конфликтное поведение выглядит как стремление ликвидировать, либо, как минимум, поставить под контроль другую сторону. 4) Конфликтным оказывается такое взаимодействие, при котором действия конфликтующих сторон направлены на достижение несовместимых и взаимоисключающих целей (ценностей), а потому и приводят к столкновению друг с другом. 5) Важнейшим аспектом конфликтных отношений является власть, ибо в конфликте всегда идет речь о попытке достижения, изменения или сохранения господствующей общественной позиции - способности контролировать и направлять поведение другой стороны [39].
Типология конфликтов
Основными источниками конфликта в обществе являются расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями «задает» противоречия, проявляющиеся: 1) в борьбе между социальными слоями, группами, классами;
2) в противостоянии между поколениями (в семьях, организациях);
3) в борьбе между этническими группами в обществе;
4) в противоречащей друг другу деятельности различных религиозных общин;
5) в борьбе носителей различных традиционных ценностей с вновь возникающими обычаями и т.д.
Для описания того или иного конфликта, необходимо знать:
1) характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, их устремления и цели, их интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта; их представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики и т.д.);
2) предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношения друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представления об отношении к себе противоположной стороны, и главное, степень полярности их взглядов по системе «хорошо-плохо» и «заслуживает доверия - не заслуживает доверия»);
3) природу того, что привело к конфликту (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т.п.);
4) социальную среду, в которой возник конфликт (различные инструменты, учреждения и ограничители; уровень поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения или разрешения конфликта, включая природу социальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта);
5) заинтересованные стороны (их отношения к конфликтующим сторонам и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики);
6) применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику (оценивание и/или изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей и попытки одной из сторон оказать влияние на представление другой стороны о преимуществах или недостатках первой посредством тактики, которая может варьироваться по таким измерениям как легитимность - нелегитимность, по соотношению использования позитивных или негативных стимулов, таких как обещания и поощрения или угроза наказания, свобода выбора - принуждения, уровень доверия, типы мотивов и т.д.).
7) результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения у конфликтующих сторон, связанные с их участием в конфликте, досрочные перспективы взаимоотношений между участниками конфликта, репутация участников в ходе конфликта у различных заинтересованных сторон). Согласно общей теории конфликтов К. Боулдинга, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы: конфликты на уровне индивидуумов, групп и организаций [39].
Классификацией трех организационных уровней обусловлена следующая типология: конфликты между индивидуумами; пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами; экологические конфликты между пересекающимися в пространстве группами; конфликты между гомогенными организациями (например, государствами); конфликты между гетерогенными организациями (например, между государством и церковью); конфликты между индивидуумом и группой (например, в семье); конфликты между индивидуумом и организацией (например, между гражданином и государством); конфликты между группой и организацией.
В общей теории конфликтов А. Раппопорта выделяются три главных типа и одновременно три уровня конфликтов: война, игра и спор [52].
Война: бескомпромиссная борьба до победоносного конца и применение любых, в том числе и насильственных, средств. Игра: разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам; результат - получение выигравшим существенных, но не жизненно важных, преимуществ. Спор: используются только мирные средства; цель - достижение согласия с другой стороной.
Конфликты различаются между собой: по легальности существования (открытые и латентные); по направленности развития (субъекты - цели); по скорости, по типам (когнитивные и мотивационные); по «механизму» их разрешения; по сложности и важности.
Когнитивными называются конфликты, отражающие противоположные или противоречивые точки зрения на события, факты. Они протекают в форме дискуссий, споров, диспутов, полемики на страницах газет и журналов и т.д. Если по отношению к одной из сторон конфликта не применяются методы насилия, если дискуссии ведется цивилизованно, то обычно не возникает опасности перехода этого типа конфликтов в мотивационные, в основе которых лежат столкновения коренных интересов сторон.
В зависимости от интенсивности, уровня антагонизма отношения между конфликтующими сторонами могут быть двух типов: а) радикально-конфликтными, если какой-либо общий интерес отсутствует; б) частично-конфликтными, когда, несмотря на столкновения, стороны имеют какой-либо общий интерес.
Интересную типологию конфликтов предложил профессор Йельского университета Р. Даль. По его мнению, конфликты подразделяются на: биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосторонние) - в зависимости от числа противостоящих участников конфликта; кумулятивные и перекрещивающиеся - в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта; конфликты, ведущие к поляризации и сегментации - в зависимости от степени или уровня антагонизма участников. Под поляризацией понимается глубокий раскол общества на две противоположные группы, противоречие между которыми мирными средствами неразрешимо, а сегментация - это дробление общества на ряд слоев и групп с различными интересами и ценностями, конфликтующими между собой, но при этом стабильность общества гарантирована системой взаимных уступок, переговоров, консультаций[21].
В зависимости от формы проявления условий и времени протекания выделяются различные типы конфликтов:
1. по длительности:
- кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
- длительные (от нескольких часов до нескольких суток);
- затяжные (бессрочные, для которых не находятся конструктивного решения);
2. по проявлению:
- скрытые (видимых проявлений конфликта недостаточно для того, чтобы судить о его наличии и особенностях);
- частично скрытые (видимые проявления конфликта не позволяют адекватно судить о его причинах, глубине, действиях участников);
-открытые (все проявления конфликта не скрываются участниками, а иногда даже принимают демонстративный характер);
3. по организации:
- преднамеренные (специально задуманные и осуществленные по заранее намеченному плану);
- нечаянные (возникшие случайно, без предварительных намерений по воле обстоятельств, ситуаций);
- спровоцированные (возникшие в результате провоцирующих слов или поступков, вынуждающих обстоятельств);
- инициативные (один из участников или одна из сторон выступает в роли инициатора, начиная со слов или действий, вызывающих конфликт).
В соответствии с рассмотренной типологией конфликтов любая конфликтная ситуация может быть отнесена по соответствующему основанию (по субъектам, причинам, длительности протекания, организации, проявления и т.д.) к тому или иному типу. Сравнение различных типов при анализе конкретной ситуации дает возможность более правильной ее оценки и анализа и, соответственно, принятия оптимальных вариантов по разрешению конфликтов.
Субъектами социальных конфликтов выступают: личности, группы, классы, этнические общности, социальные организации и институты, политические союзы, государства, международные объединения. Соответственно различаются типы конфликтов: межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, межклассовые и внутриклассовые, этнические (или национальные), внутренние конфликты организаций и институтов, конфликты, возникающие между государствами, т.е. международные.
Противостоящие субъекты живут и борются в различных подсистемах общественных отношений и деятельности. Отсюда вытекает классификация конфликтов по критерию сфер жизнедеятельности общества: экономические, социальные, политические, правовые, идеологические, нравственные, религиозные, научные, управленческие. Их носителями могут быть любые из перечисленных субъектов. Они объединяются в рамках теории среднего уровня. Экономический конфликт - это конфликт прежде всего по поводу присвоения, распоряжения и использования средств производства, а также организации и управления производством материальных благ и их распределением. Социальный конфликт - по поводу средств жизнеобеспечения, реального доступа к различным благам и ресурсам. Одной из разновидностей социального конфликта является этнический конфликт, связанный с защитой прав и интересов национальных групп. Политический конфликт - обобщающий по отношению к другим общественным конфликтам; он возникает по поводу власти, ее приобретения, защиты и использования в интересах определенных социальных групп или большинства общества. Правовой конфликт формируется в системе правовых отношений и по поводу юридических норм и правосознания. Управленческий конфликт присущ управленческим отношениям, рождается на различных этапах разработки, принятия и реализации управленческих решений. Идеологический, религиозный, научный, нравственный и другие конфликты, характеризующие процессы духовной жизни людей, возникают и существуют в сфере духовной деятельности и взаимоотношений по поводу духовных ценностей.
Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.
1. Предконфликтная стадия.
Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Предконфликтная стадия - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить. К таким ресурсам относятся материальные ценности, информация, власть, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.
Когда все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяет объект, мешающий достижению цели, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент предконфликтной стадии называется идентификацией.
Иногда причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать, тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребностей. Это ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Случается, что ложная идентификация создается искусственно, с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации.
2. Непосредственно конфликт.
Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Действия, составляющие инцидент могут иметь как открытый, так и скрытый характер.
Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной силы и остроты. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или же к новому всплеску сил противостояния.
3. Разрешение конфликта.
Внешним признаком разрешения конфликта выступает завершение инцидента. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращаются конфликтное взаимодействие [12, 60].
Таким образом, проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения внутриличностных конфликтов – основные причины гибели людей во всём мире. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность людей. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Конфликт наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Выводы по II главе
Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конкретной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника.
Заключение
Удачно построенные межличностные отношения наполняют смыслом и положительными эмоциями жизнь конкретного человека. Внутренний потенциал личности реализуется в межличностных отношениях. Но существенной трудностью при налаживании межличностных отношений являются конфликты межличностные и конфликтность личности как таковая.
Данная дипломная работа исследует влияние саморегуляции на конфликтность подростков.
«Саморегуляцию» понимают иногда как непроизвольный психический процесс. Такое понимание существенно обедняет смысл саморегуляции, приводя, в конечном счете к представлению о параллельном развитии мыслительной деятельности и некоего психического процесса, направленного на совершенствование. Спорно уже представление о саморегуляции как психическом процессе. Саморегуляция – это принцип, который должен объяснить целостность и устойчивость деятельности и личности, организацию психических процессов, посредством которых совершается деятельность, их внутреннюю связь и единство, направленность деятельности и ее детерминацию.
Субъектом саморегуляции является сам человек, а в качестве объектов могут выступать присущие ему психические явления, выполняемая им деятельность, или собственное поведение
Место и роль психической саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности.
Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющейся в различных ее видах
Феномен стиля саморегуляции проявляется в том, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно приемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознанны.
Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется комплексом стилевых особенностей регуляторики. К этим комплексам относятся типичные для данного человека особенности регуляторных процессов реализующие основные звенья системы саморегуляции (планирование, программирование, моделирование, оценивание результата), а также регуляторно-личностные свойства или инструментальные свойства личности, такие как самостоятельность, надежность, гибкость и т.д.
Таким образом, выдвигая гипотезу, мы предположили, что саморегуляция подростков с различными типами реагирования имеет качественное и количественное своеобразие.
Качественное и количественное своеобразие саморегуляции подростков проявляется в том, что испытуемые с высоким показателем количества совпадений по шкалам стилей саморегуляции поведения проявляют больше адекватности и способны проявлять в деятельности такие качества, как развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению любой работы, большинство подростков данной формы поведения не подвержены к вовлечению в конфликтные ситуации. Имеют сформировавшиеся потребности продумывать способы решения конфликтных ситуаций
Список литературы
1. Абульханова-Славская, К.А. О субъекте психической деятельности[Текст]. М., - 1973г. стр.3-27.
2. Ананьев, Б. Г. Некоторые черты психологической структуры личности [Текст]// Психология личности. Тексты. - М., 1982. - С. 39-41.
3. Ананьев, Б. Г. Строение характера [Текст]// психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. - С. 172.
4. Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса[Текст]. М., -1968г.
5. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем[Текст]: М., - 1968.
6. Басов, М.Я. Общие основы педологии[Текст]. 1928;
7. Бодалев, А. А. Личность и общение[Текст]. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
8. Бодалев,А. А. Психология личности[Текст]. - М., 1988.
9. Боришевский, М.И. Влияние позиций подростка на саморегуляцию поведения[Текст] //Вопросы психологии 1972 №5 стр. 121
10. Боришевский, М.И. Влияние позиций подростка на саморегуляцию поведения [Текст]//Вопросы психологии . - 1972 №5 стр. 121.
11. Бояринцев, В.П. Проблемы психологии и психофизиологии активности и саморегуляции личности[Текст]: М., - 1988.
12. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта[Текст]. М.,1994.
13. Воронин Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности[Текст]. - М.: Высшая школа, 1979.
14. Выготский, Л.С. Предисловие к книге Торндайка «Принципы обучения, основанные на психологии» [Текст].Том1. – М., - 1982г стр.186.
15. Выготский, Л. С. Генезис высших психических функций [Текст]// Собрание сочинений. Т. 3. - М.: Прогресс, 1983.
16. Ганнушкин, П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика[Текст] // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.
17. Герасимов, В. П. Математическое обеспечение психологических исследований[Текст]: Учебное пособие. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997.
18. Григорьева, Т. Г., Усольцева, Т. П. Основы конструктивного общения[Текст]. Хрестоматия. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та; М.: Совершенство, 1997.
19. Данилова, Н. Н., Крылова, А. Л. Физиология высшей нервной деятельности[Текст]. - М.: МГУ, 1989.
20. Добрович, А. Б. Общение: наука и искусство[Текст]. - М.: АОЗТ «Яуза», 1996.
21. Дойч, М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы [Текст]// Социально-политический журнал. - 1997. -№1.-С.204-206).
22. Зимняя, И. А. Педагогическая психология[Текст]. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.
23. Кабанов, М. М., Личко, А. Е., Смирнов, В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике[Текст]. - Л., 1983.
24. Карвасарский, Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия[Текст]. - СПб.: Питер Ком, 1998.
25. Клочко, В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование[Текст]: - М., - 1987.
26. Клочко, В.Е. Цели образования и формирования оценок в ходе постановки и решения мыслительных задач[Текст]: - М. 1987г.
27. Ковалев, А. Г., Мясищев, В. Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. - С. 167.
28. Конопкин, О.А., Степанский, В.И. Саморегуляция деятельности в условиях временной неопределенности используемых сигналов [Текст]//Вопросы психологии 1972г №4 стр.100.
29. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии[Текст]. - М.: Просвещение, 1972.
30. Крылов, А.А. Психология [Текст]: М. 1998г.
31. Лазурский, А. Ф. Классификация личностей [Текст]// Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. - С. 179.
32. Левитов, Н. Д. Проблема характера в современной психологии[Текст] // Вопросы психологии. - 1970. - № 5. - С. 11-23.
33. Левитов, Н. Д. Психология характера[Текст]. - М., 1962.
34. Леонград, К. Акцентуированные личности[Текст]. - Киев, 1981.
35. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность[Текст]. - М., 1975.
36. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков[Текст]. - Л., 1977.
37. Ломов, Б. Ф. Вопросы общей, педагогичсекой и инженерной психологии[Текст]. - М.: Педагогика, 1991.
38. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии[Текст]. М., Педагогика,1974.
39. Лупьян, Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс... [Текст] - Ростов-на-Дону, 1991.
40. Майерс Дэвид. Социальная психология[Текст]. - СПб.: Питер Пресс, 1997.
41. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте[Текст]. М.-1991.
42. Моросанова, В.И. Вопросы психологии [Текст] 1991г №1 стр.118-127, №2 – 2000г.
43. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы[Текст]. - Изд-во Ленинградского университета, 1960.
44. Мясищев, В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности[Текст]. В кн.: Психология личности. Тексты. - М., 1982. - С. 35-38.
45. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека[Текст]. Л.1989г стр. 19-20.1 ч.
46. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека[Текст]. Л.1989г стр. 19-20. 2 ч.
47. Павлов, И.П. Избранные труды[Текст]. – М., - 1949г.
48. Платонов, К. К. К теории личности [Текст]// Личность и труд. - М., 1965.
49. Реан, А. А., Я. Л. Коломинский. Социальная педагогическая психология[Текст]. - СПб.: Питер, 1999. - С. 76-92.
50. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций[Текст]. - М.: Просвещение, 1979.
51. Рубинштейн, С. Л. Понятие «характера» в психологии и психиатрии [Текст] // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1979.
52. Рубинштейн, С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности [Текст]// Психология личности. Тексты. - М., 1982. - С. 28-34.
53. Рубинштейн, С.Л. Избранные труды[Текст], - М., - 1977.
54. Семенов, И.М. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития [Текст] //Вопросы психологии 1980 №2 стр. 45-42.
55. Семенов, И.М. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии[Текст].- М., - 1999.
56. Столяренко, Л. Д. Основы психологии[Текст]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - С. 174-194.
57. Хорни, С.В. Ваши внутренние конфликты: конструктивная теория невроза[Текст]. - СПб.: Лань, 1997.
58. Хьелл, Л., Зиглер Д. Теории личности [Текст] (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Пресс, 1997.
59. Шелдон, У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным[Текст]// Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.
60. Шибутани, Т. Социальная Психология[Текст]. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - С. 122-153.
61. Юнг, К. Психологические типы [Текст]// Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. - С. 1999.
62. Юркевич, В.С. Индивидуальные различия в саморегуляции и обучаемости [Текст] // Вопросы психологии 1974 №4 стр.84.
63. Якобсон, П. Н. Мотивация деятельности человека[Текст]. - М.: Прогресс, 1969.
Приложение 1
Опросник ССП- 98 И.В. Моросановой в целом работает как единая шкала “Общий уровень саморегуляции” (ОУ), который характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Для испытуемых с высокими показателями общего уровня саморегуляции характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Такие испытуемые самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности. У испытуемых с низкими показателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей, у таких испытуемых снижена по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности.
Опросник ССП-98 состоит из 46 утверждений, входящих в состав шести шкал, выделяемых в соответствии с основными регуляторными процессами (планирования, моделирования, программирования, оценки результатов) и регуляторно-личностными свойствами (гибкости и самостоятельности). В состав каждой шкалы входят по девять утверждений. Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал в связи с тем, что их можно отнести к характеристике, как регуляторного процесса, так и свойства регуляции.
Шкала “Планирование” (Пл) характеризует индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей, уровень сформированности у человека осознанного планирования деятельности. При высоких показателях по этой шкале у субъекта сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны, действенны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. У испытуемых с низкими показателями по шкале потребность в планировании развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование не действенно, малореалистично. Такие испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно.
Шкала “Моделирование” (М) позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Испытуемые с высокими показателями по шкале способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы такие испытуемые способны гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. У испытуемых с низкими показателями по шкале слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.
Шкала “Программирование” (Пр) диагностирует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий. Высокие показатели по этой шкале говорят о сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемой для субъекта успешности. Низкие показатели по шкале программирования говорят о неумении и нежелании субъекта продумывать последовательность своих действий. Такие испытуемые предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуя путем проб и ошибок.
Шкала “Оценивание результатов” (ОР) характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки успешности достижения результатов. Субъект адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий. При низких показателях по этой шкале испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей.
Шкала “Гибкость” (Г) диагностирует уровень сформированности регуляторной гибкости, т.е. способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. Испытуемые с высокими показателями по шкале гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования, вносят коррекцию в регуляцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска. Испытуемые с низкими показателями по шкале гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, смене обстановки и образа жизни. В таких условиях несмотря даже на сформированность процессов регуляции, они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разрабатывать программу действий, выделять значимые условия, оценивать рассогласование полученных результатов с целью деятельности и вносить коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.
Шкала “Самостоятельность” (С) характеризует развитость регуляторной автономности. Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Испытуемые с низкими показателями по шкале самостоятельности зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие испытуемые часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои.
ИНСТРУКЦИЯ
Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения. Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: “Верно”, “Пожалуй, верно”, “Пожалуй, неверно”, “Неверно” и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов. Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения.
1. Свои планы на будущее люблю разрабатывать в малейших деталях.
2. Люблю всякие приключения, могу идти на риск.
3. Стараюсь всегда приходить вовремя, но тем не менее часто опаздываю.
4. Придерживаюсь девиза “Выслушай совет, но сделай по-своему”.
5. Часто полагаюсь на свои способности ориентироваться по ходу дела и не стремлюсь заранее представить последовательность своих действий.
6. Окружающие отмечают, что я недостаточно критичен к себе и своим действиям, но сам я это не всегда замечаю.
7. Накануне контрольных или экзаменов у меня обычно появлялось чувство, что не хватило 1–2 дней для подготовки.
8. Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо знать, что ждет тебя завтра.
9. Мне трудно себя заставить что-либо переделывать, даже если качество сделанного меня не устраивает.
10. Не всегда замечаю свои ошибки, чаще это делают окружающие меня люди.
11. Переход на новую систему работы не причиняет мне особых неудобств.
12. Мне трудно отказаться от принятого решения даже под влиянием близких мне людей.
13. Я не отношу себя к людям, жизненным принципом которых является “Семь раз отмерь, один раз отрежь”.
14. Не выношу, когда меня опекают и за меня что-то решают.
15. Не люблю много раздумывать о своем будущем.
16. В новой одежде часто ощущаю себя неловко.
17. Всегда заранее планирую свои расходы, не люблю делать незапланированных покупок.
18. Избегаю риска, плохо справляюсь с неожиданными ситуациями.
19. Мое отношение к будущему часто меняется: то строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.
20. Всегда стараюсь продумать способы достижения цели, прежде чем начну действовать.
21. Предпочитаю сохранять независимость даже от близких мне людей.
22. Мои планы на будущее обычно реалистичны, и я не люблю их менять.
23. В первые дни отпуска (каникул) при смене образа жизни всегда появляется чувство дискомфорта.
24. При большом объеме работы неминуемо страдает качество результатов.
25. Люблю перемены в жизни, смену обстановки и образа жизни.
26. Не всегда вовремя замечаю изменения обстоятельств и из-за этого терплю неудачи.
27. Бывает, что настаиваю на своем, даже когда не уверен в своей правоте.
28. Люблю придерживаться заранее намеченного на день плана.
29. Прежде чем выяснять отношения, стараюсь представить себе различные способы преодоления конфликта.
30. В случае неудачи всегда ищу, что же было сделано неправильно.
31. Не люблю посвящать кого-либо в свои планы, редко следую чужим советам.
32. Считаю разумным принцип: сначала надо ввязаться в бой, а затем искать средства для победы.
33. Люблю помечтать о будущем, но это скорее фантазии, чем реальность.
34. Стараюсь всегда учитывать мнение товарищей о себе и своей работе.
35. Если я занят чем-то важным для себя, то могу работать в любой обстановке.
36. В ожидании важных событий стремлюсь заранее представить последовательность своих действий при том или ином развитии ситуации.
37. Прежде чем взяться за дело, мне необходимо собрать подробную информацию об условиях его выполнения и сопутствующих обстоятельствах.
38. Редко отступаюсь от начатого дела.
39. Часто допускаю небрежное отношение к своим обязательствам в случае усталости и плохого самочувствия.
40. Если я считаю, что прав, то меня мало волнует мнение окружающих о моих действиях.
41. Про меня говорят, что я “разбрасываюсь”, не умею отделить главное от второстепенного.
42. Не умею и не люблю заранее планировать свой бюджет.
43. Если в работе не удалось добиться устраивающего меня качества, стремлюсь переделать, даже если окружающим это не важно.
44. После разрешения конфликтной ситуации часто мысленно к ней возвращаюсь, перепроверяю предпринятые действия и результаты.
45. Непринужденно чувствую себя в незнакомой компании, новые люди мне обычно интересны.
46. Обычно резко реагирую на возражения, стараюсь думать и делать все по-своему.
Приложение 2
Методика К. Томаса «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации».
Инструкция.
Выберите в каждом вопросе предпочитаемый вами вариант поведения и укажите его букву в ответах.
Вопросы к методике Томаса.
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса, б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение, б) Я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Я обычно стремлюсь добиться своего, б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение, б) Я стараюсь не задеть чувства другого.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого, б) Я стараюсь делать все, чтобы избегать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избегать неприятностей для себя. б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно, б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего, б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий, б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего, б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы, б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры, б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию, б) Я постараюсь, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах, б) Я показываю другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения, б) Я стараюсь делать все необходимое, чтобы избегать напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого, б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего, б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем., б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы, б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а.) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому, б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека, б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озадачен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 6) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность при решении спорного вопроса,
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу, б) Я стараюсь убедить другого идти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте, б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию. 6) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров, б) Если это сделает другого человека счастливым, дам ему возможность постоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию, б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий,
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого, б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Приложение 3
Приложение 4
Дипломная работа
Исполнитель: Студентка 5 курса 532 группы
Факультета психологии Кушнаренко З.Н.
Научный руководитель:
К.психол.н., доцент Гайнанова А.Р.
Зав. Кафедрой ПиКП:к. псх. н., Гусева Т.А.
ВКР допущена ВКР защищена
Бийск – 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы саморегуляции в современной психологии
1.1 Понятие «саморегуляция» и его психологический смысл
1.2 Основные подходы к изучению проблемы саморегуляции
1.3 Функциональные звенья процесса саморегуляции
1.4 Стилевые особенности саморегуляции
Глава 2 Проблема конфликта в психологической науке
2.1 Понятие конфликта
2.2 Типология конфликтов
Глава 3 Экспериментальное исследование по определению особенностей саморегуляции подростков с различными типами реагирования в конфликтной ситуации
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Описание результатов экспериментального исследования
3.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В век высоких технологий, когда люди все больше и больше отдаляются друг от друга, с новой остротой встает проблема налаживания контактов и межличностных отношений. Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Исследователи указывают на важнейшее значение для всех личностных составляющих межличностных отношений. Удачно построенные межличностные отношения наполняют смыслом и положительными эмоциями жизнь конкретного человека. Внутренний потенциал личности реализуется в межличностных отношениях. Но существенной трудностью при налаживании межличностных отношений являются конфликты межличностные и конфликтность личности как таковая.
За последнее время в известной степени наметились и определились различные теоретические подходы в решении одной из координальных и центральных проблем науки – проблемы саморегуляции человека.
Понятие саморегуляции все чаще встречается в психологии. При этом оно имеет различное толкование и по-разному интерпретируется в различных направления и школах. Проблемами саморегуляции занимались такие учёные психологи, как И.П. Павлов, П.К. Анохин, И.М. Семенов, В.Е. Клочко. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблемы психической саморегуляции принадлежит научной школе В.М. Бехтерева, а также его учеников и последователей, таких как А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и др.
Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющейся в различных ее видах.
Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот. Психическое развитие подростка тесно связано и с таким важнейшим новообразованием личности, как саморегуляция. Именно в этот период наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку. Саморегуляция начинает проявляться в младшем школьном возрасте. Но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.
Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями саморегуляции. Так, при завышенной самооценке у подростка часто возникают конфликты с окружающими.
Цель исследования заключается в изучении стилевых особенностей саморегуляции подростков с различными типами конфликтного поведения.
Объект: саморегуляция как психологический феномен.
Предмет: специфика саморегуляции подростков с различными типами реагирования в конфликтных ситуациях.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что саморегуляция подростков с различными типами реагирования в конфликтных ситуациях имеет отличия, определяющиеся степенью выраженности отдельных показателей данной психологической характеристики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретически материал по проблеме исследования.
2. Изучить стилевые особенности саморегуляции подростков.
3. Определить особенности реагирования подростков в конфликте.
4. Рассмотреть специфику саморегуляции подростков с различными типами реагирования в конфликтных ситуациях.
5. Разработать рекомендации, направленные на оптимизацию процессов саморегуляции подростков.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
2) Эмпирические: тестирование (методика К. Томаса, «Исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации»; методика В.И. Моросанова, Е.М. Коноз «Стилевая саморегуляция поведения человека»).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных рекомендаций и выводов, полученных в результате исследования, в деятельности психологической службы образовательного учреждения в аспекте развития саморегуляции подростков, при составлении коррекционных и развивающих программ для; в консультативной работе психологов, консультациях.
Экспериментальная база. Исследование проводился на базе ГОУ СПО «Бийский техникум механической обработке древесины». В исследовании приняло участие 88 студентов.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трёх глав: двух теоретических («Теоретические аспекты изучения проблемы саморегуляции»; «Проблема конфликта в психологической науке»); практической («Экспериментальное исследование по определению особенностей саморегуляции подростков с различными типами реагирования в конфликтной ситуации»); заключения, приложений и списка литературы. Дипломная работа содержит рисунки и графики.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы саморегуляции в современной психологии
Дата: 2019-05-28, просмотров: 325.