Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ (работе)

 


 

 

Совершенствование программы развития

 


туризма Псковской области

 

 


Допустить к защите

 

Зав. кафедрой к.т.н., доцент                          (В.Н. Андреев)

 

Руководитель проекта                                (Е.Н. Наумова)

 

Дипломник, студент гр. 56-01/2                  (Н.Н. Самойлова)

Министерство образования Российской Федерации




Псковский политехнический институт - (филиал)

Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

Утверждаю Зав. Кафедрой

 


«____ » ____ 2000 г

КАФЕДРА                   ГМУ                                      ФАКУЛЬТЕТ Э и М                                             


ЗАДАНИЕ ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Фамилия Самойлова имя Наталья отчество Николаевна шифр 0061348

I.  ТЕМА РАБОТЫ

 

Совершенствование программы развития туризма Псковской области

      II. СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

1. 

2.

3.

4.

5.

6.

7.

III. СОДЕРЖАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

6.

1.

2.____________________________________                7.

3.____________________________________                8.

4._____________________________________________ 9.

5.                                                                                                     10.

IV. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ                                                V. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Руководитель работы_________________    1. 

2.

3.____________________________________

4.____________________________________

5.____________________________________

6.

Защита назначена на _______________________________________________________ 200__ г.

Руководитель работы_________________________________________________________

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………………………….…..5

Глава 1. Отрасль туризма как объект управления и планирования

1.1. Сущность отрасли туризма и ее роль в экономике…………………….…….8

1.2. Виды туризма…………………………………………………………………….……15

1.3. Этапы развития и реформирования отрасли туризма………………..……22

1.4. Нормативно-правовая база регулирования отрасли………………………..24

1.5. Функции органов управления по обеспечению текущего функционирования и развития отрасли туризма………………………….………..30

Выводы по 1 главе……………………………………………………………………………37

Глава 2. Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма Псковской области

2.1. Анализ потенциала развития туризма…………………………………………..39

2.2. Анализ туристских потоков………………………………………………………..43

2.3. Анализ доходов и расходов от туристской деятельности………………….47

2.4. Анализ туристской инфраструктуры……………………………………………48

2.5. Сравнительный анализ программ развития туризма и оценка их эффективности………………………………………………………………………………..58

Выводы по 2 главе…………………………………………………………………………...62

Глава 3. Совершенствование программы развития туризма Псковской области…………………………………………………………………………………………...71

3.1. Образ Пскова как города, благоприятного для туризма………………..74

3.2. Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма………………..77

3.3. Разработка туристского продукта города Пскова……………………………..80

3.4. Создание условий развития в рамках туризма государственной поддержки туризма в Пскове и Псковской области………………………………..83

3.5. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов для всех видов деятельности в туристской         индустрии……………………………………………………………………………………….85

3.6. Научное обеспечение туристской деятельности………………………………..85

3.7. Ресурсное обеспечение туристской деятельности………………………...…...86

3.8. Результаты реализации программы………………………………………………..88

Выводы по 3 главе…………………………………………………………………………….90

Заключение……………………………………………………………………………………..91

Список использованной литературы…………………………………………………….96

Приложения…………………………………………………………………………………….99

 



Введение

Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание роли конкуренции и степени коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры [34;96].

Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним из главных феноменов XX века [35;46].

В последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.

Отсутствие тщательно и обоснованно разработанной Программы развития туризма Псковской области, методических разработок решения проблем развития туризма, возможности практической реализации мероприятий уже имеющихся программ придают исследованию актуальность.

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию программы развития туризма Псковской области на 2002-2006 гг.

Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:

1. изучить аппарат понятий и категорий туризма;

2. рассмотреть экономические функции туризма, выявить роль и место туризма в системе отраслей народного хозяйства, определить его социально-экономическое воздействие на общество и окружающую среду;

3. выделить виды туризма;

4. проследить историю формирования отрасли;

5. исследовать нормативно-правую базу государственного регулирования туризма в Российской Федерации;

6. проанализировать потенциал развития отрасли туризма Псковской области;

7. проследить туристские потоки Псковской области;

8. проанализировать доходы и расходы от туристской деятельности;

9. дать анализ инфраструктуры туристской деятельности в Псковской области;

10. сравнить программы развития туризма Псковской области и других областей;

11. предложить рекомендации по совершенствованию программы развития туризма Псковской области на 2002-2006 гг.

Предметом исследования являются факторы, закономерности и тенденции развития туризма в России и Псковской области.

Объектом исследования выступает Программа развития туризма Псковской области на 2002-2006 гг.

Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения системного подхода, общей теории экономики и менеджмента, а также работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в исследуемой области. В процессе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы: методы системного и сравнительного анализа.

Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата РФ, статистических и таможенных органов.

Научная новизна работы заключается в предложении рекомендаций по совершенствованию программы развития туризма Псковской области на 2002-2006 гг. и их теоретическом обосновании.

Структура и объем работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 46 наименований, приложений.


Глава 1. Отрасль туризма как объект управления и планирования


По цели поездки.

Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько целей, но только одна из них будет доминирующей.

В зависимости от цели отличают следующие туризма:

a ) Познавательный или культурно-развлекательный. Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха.

b ) Деловой. В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей.

К разновидности делового туризма относятся поездки для участия или посещения национальных и международных выставок и ярмарок, поездки в составе специализированных групп по профессиям. За последние годы спрос на такие поездки постоянно растет. По своему характеру они приближаются к познавательным поездкам, но специальная программа посещения различных объектов и предприятий, а также однородный профессиональный состав группы предопределяет целесообразность выделения таких поездок в отдельную разновидность такого туризма. Развитие делового туризма в первую очередь связанно с интернационализацией бизнеса, который в последнее время захватывает крупнейшие компании мира.

c ) Этнический. Цель этого туризма - посещение родственников, места рождения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей - Польша, Венгрия, Югославия.

d) Религиозный . Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к «святым местам» с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов. Зарождение паломничества связанно с формированием в мире основных религиозных течений. Паломничество, как и туризм вообще, бывает внутренний (в пределах отдельной страны) и международный. Паломники оставляют в стане пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности.

e) Спортивный . Спортивный туризм - это поездки для участия в различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две разновидности: активный - поездка и пребывание в посещаемом месте для непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный - когда поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных соревнованиях в качестве зрителя.

f ) Рекреационный. Рекреационный туризм или отпускной - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым.

g ) Учебный. Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные - изучения иностранного языка, так называемое «погружение» и непосредственное общение с носителями языка.

h ) Экзотический. Экзотический туризм связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни. Это климатические условия, необычная флора и фауна, кухня разных народов, архитектура, национальные обычаи и др.

i ) Экологический. Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их здоровью.

По способу передвижения.

a) пешеходный туризм;

b) велосипедный туризм;

c) конный туризм;

d) альпинизм;

e) лыжный туризм;

f) мототуризм.

По сроку поездки.

По сроку пребывания поездки делятся на:

a) продолжительные,

b) краткосрочные

c) туры выходного дня.

По сезонности.

a) Летний (с конца мая по середину сентября в период летних отпусков и школьных каникул).

b) Зимний (с середина декабря до конца февраля - период горнолыжного сезона, рождественских и новогоднего праздников)

c) Межсезон (полусезон). В нашей области - осень и весна, количество туристов значительно уменьшается в сравнении с активным сезоном.

По уровню организации.

a) Индивидуальный тур - независимое путешествие одного или нескольких лиц и связанно с обслуживанием, носящим персональный характер, как правило, с более высокими ценами.

b) Групповой тур - совместная поездка нескольких лиц по единому маршруту и на одинаковых условиях. Объединение туристов в одну группу обуславливается общностью интересов и целей поездки, а также сравнительно более низкими ценами по сравнению с индивидуальными турами в связи с предоставлением групповых скидок.

Характер организации путешествия может быть организованный и самодеятельный.

Путешествие отдельного туриста или группы туристов по предварительно разработанной туристической фирмой программе называется организованным. Организованные туристы обеспечиваются необходимым туристическим сервисом, который оговаривается в заранее приобретенных турах.

Самодеятельный или так называемый альтернативный туризм, где в качестве организатора путешествия выступает не туроператора, а сам турист, путешественник, используя рекламные материалы, с помощью информационных сетей. Иными словами, турист сам определяет длительность поездки, маршрут, посещаемые объекты, сам бронирует гостиницу и т. д., он несвязан никакими обязательствами с туристической фирмой.

По принципу оплаты.

a) Коммерческий. Это стандартный вариант, когда туристическая фирма реализует свой турпродукт покупателю и соответственно получает прибыль.

b) Социальный. Под социальным туризмом понимаются путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, при этом, отдельным категориям туристов государство, в порядке, установленном законодательством, предоставляет льготы социального характера.

c) Интенсив-туризм. Представляет собой поощрительную поездку за счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за достижения в труде (например, за повышение общего объема продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т. д.).

Основные факторы, влияющие на развитие туризма делятся на статичные и динамичные. К статичным относятся совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящие, неизменные значения. Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные пещеры). Культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже, в значительной мере можно отнести к статичным факторам.

К динамичным относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценку значения, меняющиеся во времени и в пространстве.

Кроме того, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений. К их числу относятся экономические и финансовые факторы:

Ø улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации;

Ø увеличение (снижение) персонального дохода;

Ø более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов;

Ø возрастание (снижение) доли общественно-выделяемях средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.

К социально-экономическим факторам, влияющим на рост туризма, относятся также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомится с бытом, историей, культурой, условиями жизни различных стран.

Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения; развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий.

Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся, прежде всего, материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона объем туристической деятельности может иметь очень серьезные колебания. Туристские организации и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям – конгрессный, деловой и т.д.

 

Выводы по 1 главе

Туризм - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки).

Продуктом сферы туризма как отрасли национальной экономики является право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги создаются в других отраслях экономики

В туризме выделяют три экономические функции: производственная, обеспечения занятости и создания дохода.

Свое начало развитие туризма берет в античном мире. На современной этапе – с 1985 года, который может быть назван переходным периодом в развитии туризма, можно выделить четыре тенденции:

1) изменение в структуре спроса и в сегментации туристического рынка;

2) развитие частных, средних и малых предприятий;

3) возникновение частной собственности, в частности на землю;

4) разработка специального законодательства, регулирующего развитие отрасли туризма.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими развитие отрасли туризма являются Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Концепция реорганизации и развития туризма в РФ #G1одобренная Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 года N 1284, Указ Президента РФ ''О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации'' (с изменениями на 6 апреля 2000 года), закон № 48-оз ''О туристской деятельности в Псковской области'' от 14 июля 1999 года, Подпрограмма развития туризма на 2002-2006 гг., ''Основные направления деятельности Администрации города Пскова в сфере туризма на 2001-2003 гг.'' (Приложение N 1 к распоряжению Администрации города Пскова от 04.12.2001года N 4133-р).

В соответствии с законодательством, каждый уровень государственной власти выполняет свои нормативно-правовые функции. Так, первый уровень государственной власти - Федеральное Собрание в составе Совета Федерации и Государственной Думы выполняет представительную и законодательную функции. На следующем уровне находится власть субъектов Российской Федерации, а именно: Областное собрание депутатов, являющееся высшим представительным и законодательным органом; и Администрация области, являющаяся высшим исполнительным органом. Уровень местного самоуправления представлен Администрацией города, выполняющем исполнительную и представительную функции.

 

 



Анализ туристских потоков

Туристский сезон в Псковской области приходится на период с мая по октябрь. В 2001 году в течение данного времени принято около 75% от общего потока туристов, прибывающих в Псковскую область [44]. Основными месяцами приема явились май, июнь. Данный пик связан с проведением масштабных событийных мероприятий (Дни славянской письменности и культуры, празднование 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина). Основными потребителями услуг являлись жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Из других регионов России въездной поток незначителен. Основной поток иностранных граждан представлен туристами из стран Прибалтики (Латвия, Эстония, Литва), Финляндии, США, Германии, Франции, Швеции.

Основным направлением выезда жителей Псковской области с туристскими целями являются Санкт-Петербург, Новгородская область (как правило, школьники на однодневные туры) и Краснодарский край, что составляет 78% от общего потока. Существенно снизился выездной поток в страны дальнего зарубежья. Наибольшей популярностью для отдыха у жителей Псковской области пользовались следующие страны: Турция, Египет, Испания, Чехия. Основная часть жителей Псковской области воспользовалась турпутевками продолжительностью до 3 суток (94%) [44].

По данным пограничной статистики из стран Прибалтики на территорию области в 2001 г. въехало 553605 иностранных граждан, в т.ч. с целью туризма - 86049 чел [42]. За девять месяцев 2001 г. Российскую Федерацию посетило 14194,5 тыс. иностранных граждан. Каждый 34-й иностранный гражданин въезжает в Российскую Федерацию через Псковскую область.

По сравнению с 2000 г. въезд иностранных граждан из Прибалтийских стран увеличился на 19,1%, а въезд иностранных туристов - на 19,6%. По Российской Федерации увеличение общего потока составило 13,5%, с целью туризма – 15,5%. [42] Наглядно выше приведенные данные можно проследить на рис 7.

 

Рис. 7. Схема турист c ких потоков Псковской области

В Псковскую область прибыли иностранные граждане из 80 стран мира. Основную часть въездного потока (71%) традиционно составили граждане Латвии, Эстонии и Литвы. Значительно возрос въездной поток иностранных граждан из Эстонии. Только поток иностранных туристов из Эстонии в 2001 г. увеличился в 4 раза. Каждый второй гражданин Эстонии въезжает в Российскую Федерацию с туристскими целями через Псковскую область. Статистические данные о пересечении российско-латвийской границы практически остались на уровне 2000 г. В 2001 г. в Псковскую область въехало 263195 граждан Латвии. В 2001 году в Латвию и Эстонию выехало 277039 российских граждан, в т.ч. в Латвию - 198030 чел. С целью туризма выехало 50514 чел., в т.ч. в Эстонию - 1454 чел., в Латвию - 49060 чел. [43].

Отмечено снижение въездного потока иностранных граждан (особенно с деловыми визитами) из стран, с которыми Россия не имеет общих границ. Данная тенденция является общей по Российской Федерации. Снижение поездок с деловыми целями из стран дальнего зарубежья составило 7,1%. В то же время увеличился въезд граждан Норвегии (на 27%), Финляндии (на 17%), Швеции (на 10%). Из Прибалтики увеличился въездной поток граждан Украины (на 64%), Польши (на 59,2%). Поток туристов из данных стран имеют положительные темпы роста и по Российской Федерации.[42]

Основной въездной и выездной поток иностранных граждан следует через Псковскую область транзитом (въехало через границу 553605 иностранных граждан, а останавливались в гостиницах граждан СНГ 7376 чел, иностранных граждан - 6906 чел.).[42]

В 2001 году в Псковской области на предприятиях размещения останавливалось 165695 чел. По сравнению с 2000г. (103883 чел.) рост составил 38%, графически это соотношение представлено на рис. 8.

Основная часть проживающих являлась гражданами России (91 %) [42].

По туристским путевкам было обслужено 67328 чел., что составляет на 48% больше, чем в 2000г. (34443 чел.) (рис. 9).

Основная часть туристов воспользовалась путевками для размещения на туристских базах (48%), гостиницах (33%), санаториях (19 %) [42].

Количество детей составило 20% от общего потока [42]. Основная часть детей прибывала в Псковскую область с целью отдыха.

Непосредственно туристские фирмы (в количестве 23-х, имеющие лицензию на международную туристскую деятельность) Псковской области в 2001 г. приняли 31618 чел, что составило 20% от общего количества человек, проживающих на предприятиях размещения.

 

 

 

Рис. 8. Количество остановившихся на предприятиях размещения (чел.)

 

Рис. 9. Количество обслуженных по туристским путевкам (чел)

Характеристика проживающих представлена на рис.10, 11, 12.

Из рис. 10 видно, что по целям пребывания большую долю приезжающих в Псковскую область, составляют люди, преследующие сугубо деловые и профессиональные цели, и которые, как видно из рис. 10, не задерживаются в области на более чем до 3 суток.

 

Рис. 10. Характеристика проживающих по целям пребывания

 

Из рис. 11 видно, что на срок до 7 суток в области задерживаются только 12% туристов.

 

        

 

Рис. 11. Характеристика проживающих по продолжительности проживания

Из рис. 12 можно отметить, что доля прибывающих в Псковскую область иностранных граждан очень мала, основную массу приезжающих составляют граждане России.

 

 

Рис. 12. Характеристика проживающих по гражданству







Выводы по 2 главе

 Псковская область обладает благоприятными предпосылками для развития различных видов туризма и отдыха, как жителей области, так и гостей Псковщины. Во-первых, это, конечно же, историко-культурное наследие области (на территории находятся 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3588 памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия. Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством мастерства русских зодчих 12 - 19 веков.) [42]. Во-вторых, природа Псковского края, при разумном отношении и вложении (много сил и немного денежных средств) идеально подходит для организации, столь популярного на Западе экологического туризма. В-третьих, притоку туристов способствует и выгодное географическое положение области (единственная область страны, которая граничит с тремя территориями одновременно: Эстонией, Латвией, Белоруссией), подкрепленное достаточно развитой сетью автомобильных трасс, железнодорожных путей.

Площадь Псковской области больше чем территория Дании, Нидерландов, Швейцарии или Эстонии. При этом население области сравнительно небольшое - 778 тыс. человек, что обуславливает наличие нетронутых и экологически чистых мест.

Главной особенностью экономического и географического положения Псковской области является ее приграничное расположение. Псковская область имеет:

· внутренние границы с Новгородской и Ленинградской областями Северо-западного района, Тверской и Смоленской областями Центрального района Российской Федерации. Это дает возможность изучать историческое наследие отмеченных выше областей, делиться своими достижениями в области развития туризма.

· внешние границы с Белоруссией (протяженность границы 352 км), Эстонией (249 км) и Латвией (270 км). В данном случае наличие таких связей дает возможность поддерживать деловые и культурные контакты с этими странами.

Область служит звеном, соединяющим огромный потенциал туристских возможностей Северо-Запада и Центральной части РФ.

Климатические условия, а именно: достаточно теплое лето и сравнительно мягкая зима, - позволяют развивать здесь как летние, так и зимние виды отдыха и туризма. Весь комплекс природных рекреационных ресурсов области оценивается как "благоприятный" для организации туризма и как "среднеблагоприятный" для отдыха и лечения. Природные рекреационные ресурсы области дополняются многочисленными культурно-историческими памятниками.

Территория Псковской области обладает богатыми рекреационными ресурсами. Для нее характерен достаточно расчлененный рельеф с чередованием холмисто-грядовых пространств, значительная лесистость с преобладанием смешанных лесов, богатых ягодами и грибами, обилие озер (более 3000) и большое количество малых и средних рек. Такие условия благоприятствуют развитию спортивного рыболовства и водного туризма, охоты. Область располагает бальнеологическими ресурсами - лечебными грязями и минеральными водами.

Псковская земля исключительно богата памятниками ее слав­ной истории и обладает поистине бесценным историко-культурным наследием. На ее территории находятся 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3588 памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия. Многие из них являют­ся настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством подлинного мастерства русских зодчих ХIV-ХIХ веков.

Туристский сезон в Псковской области приходится на период с мая по октябрь. В 2001 году в течение данного времени принято около 75% от общего потока туристов, прибывающих в Псковскую область. Основными месяцами приема явились май, июнь. Данный пик связан с проведением масштабных событийных мероприятий (Дни славянской письменности и культуры, празднование 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина). Основными потребителями услуг являлись жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Из других регионов России въездной поток незначителен. Основной поток иностранных граждан представлен туристами из стран Прибалтики (Латвия, Эстония, Литва), Финляндии, США, Германии, Франции, Швеции.

Основным направлением выезда жителей Псковской области с туристскими целями являются Санкт-Петербург, Новгородская область (как правило, школьники на однодневные туры) и Краснодарский край, что составляет 78% от общего потока. Существенно снизился выездной поток в страны дальнего зарубежья. Наибольшей популярностью для отдыха у жителей Псковской области пользовались следующие страны: Турция, Египет, Испания, Чехия. Основная часть жителей Псковской области воспользовалась турпутевками продолжительностью до 3 суток (94%).

По сравнению с 2000 г. въезд иностранных граждан из Прибалтийских стран увеличился на 19,1%, а въезд иностранных туристов - на 19,6%. По Российской Федерации увеличение общего потока составило 13,5%, с целью туризма – 15,5%.

Отмечено снижение въездного потока иностранных граждан (особенно с деловыми визитами) из стран, с которыми Россия не имеет общих границ. Данная тенденция является общей по Российской Федерации. Снижение поездок с деловыми целями из стран дальнего зарубежья составило 7,1%. В то же время увеличился въезд граждан Норвегии (на 27%), Финляндии (на 17%), Швеции (на 10%). Из Прибалтики увеличился въездной поток граждан Украины (на 64%), Польши (на 59,2%).

Предприятиями туристской индустрии (турфирмами, гостиницами, санаториями, базами отдыха и учреждениями культуры) в 2001 г. было реализовано услуг на общую сумму 105884,6 тыс. рублей.

В настоящее время на территории Псковской области действует 23 туристских фирмы, из них 17 расположены в Пскове, 4 – в Великих Луках, одна в Печорах, и одна в Гдове. Все фирмы имеют право на ведение международной туристской деятельности. Большинство туристских фирм являются обществами с ограниченной ответственностью, однако, это в основном мелкие турфирмы. Также есть закрытые акционерные общества, муниципальные и профсоюзные туристские фирмы.

Большинство туристских фирм области занимаются и турагентской и туроператорской деятельностью. Турагентами фирмы являются на направлениях выездного международного туризма. В то же время все туристские фирмы выступают туроператорами по реализации собственного туристского продукта, который включает в себя различные программы посещения Псковской области.

В Псковской области насчитывается 29 гостиниц и гостиничных комплексов. Недавно к шести псковским гостиницам добавился комплекс (мотель) «Балтия». На 29-ти предприятиях гостиничного типа имеется 1997 мест. В основном это одно или двухместные номера. Иностранные компании не представлены в числе собственников гостиниц, расположенных на территории Псковской области.

Несмотря на большое количество мест, тенденция роста туристского интереса к области обостряет проблемы размещения туристов. В городе из шести гостиниц только одна - «Рижская»- имеет категорию «три звезды», которая является основой для приема иностранных туристов. Кроме нее действуют «Октябрьская», «Кром», «Турист». Есть объекты более низкого уровня, которые предназначены для школьного туризма. Однако есть надежда, что в скором будущем завершится строительство 4-«звездного» отеля на берегу Великой «Интурист Кром».

 Экологически чистая природа Псковской области послужила положительным стимулом для развития санаторно-курортной базы. Сегодня на Псковщине насчитывается 9 домов отдыха, несколько пансионатов, профилакториев, санаториев и 12 туристских баз и баз отдыха.

В настоящее время в области достаточно предприятий питания, чтобы полностью удовлетворить спрос туристов. Наблюдается тенденция увеличения количества кафе, ресторанов, баров, а также улучшение качества обслуживания и их дифференциация.

В г. Пскове и области достаточное количество предприятий сферы развлечения, их количество и качество услуг постоянно растут. Туристам предлагаются развлечения на любой вкус от музеев, выставок, кинотеатров до ночного клубного отдыха.

Степень развития транспортной инфраструктуры оказывает большое влияние на туристскую привлекательность региона. Уровень развития транспортной инфраструктуры в Псковской области достаточно высокий. Область пересекают крупные автомобильные и железные дороги, соединяющие область с такими крупными городами как Москва, Санкт-Петербург, Рига, Таллинн, Киев. Кроме этого, в области есть два относительно крупных аэропорта. Также в области существует внутренний водный транспорт, который связывает некоторые города Прибалтики с городом Псковом и может быть использован для организации экскурсий, экологического туризма с выездом на острова Псково-Чудского озера.

Необходимость развивать туризм в области вызвана, в первую очередь низкой производительной мощью региона (если в 90-е годы промышленное производство снизилось, в общем, по стране на 50%, то в нашей области на 70%) и в ближайшее время экономического подъема производства не намечается. Есть на это и ряд других причин:

1. создание новых рабочих мест;

2.  поддержка индустрий и профессий;

3.  поступления в виде налогов в федеральные, региональные и местные бюджеты;

4. экспорт местной продукции (например: сувениры различных ремесел).

Привлекательность Псковской области как объекта туризма определяется следующими факторами.

1. Огромное историческое и культурное наследие города, неразрывно связанное с историей и культурой всей России

2. Транспортная обеспеченность определяет Псков как отправную точку туристских маршрутов по историческим и культурным объектам Псковской области.

3. Место проведения конгрессов, симпозиумов, семинаров, выставок, ярмарок, фестивалей - это база развития делового и конгрессного туризма.

4. Культурный центр

5. Центр Русской Православной церкви (в городе более 80 храмов и церквей) - предпосылка для развития религиозного туризма

6. В Пскове проводятся международные соревнования по различным видам спорта.

7. Событийные мероприятия, связанные с историей и культурой России.

8. Поездки туристов могут совмещаться с речными круизами.

К сожалению, в настоящее время на развитие въездного туризма влияет ряд негативных факторов:

1. Низкая конкурентоспособность старого фонда размещения.

2. Обеднение ассортимента туруслуг. 

3. Значительная продолжительность "мертвого сезона" говорит о неумении организовать туристское предложение, циклы рекреационных занятий с учетом индивидуальных и групповых запросов потребителей.

4. Отсутствие комплексного взгляда на характер и специфику Пскова как туристского места.

5. Поток негативной информации в зарубежных средствах массовой информации о России, как стране, неблагоприятной для туризма. 

6. Из-за стесненного финансирования пропагандистская работа за рубежом по укреплению туристского имиджа города ведется в недостаточных объемах.

7. Недостаточно развита инфраструктура ГТК города, состояние ее еще не соответствует мировым стандартам в туризме.

8. Существует проблема нехватки гостиничных номеров и малых гостиниц среднего класса, категории 3 звезды.

9. Необходимость создания гостиничной инфраструктуры обусловлена как формированием деловой и туристской привлекательности города, так и расширением зон размещения и отдыха в непосредственной близости от объектов туристского показа, бизнес - центров, культурных и исторических достопримечательностей города, а также мест проведения крупных международных выставок, симпозиумов, конгрессов и фестивалей, международных спортивных соревнований.

10. Отсутствует программа поддержки турфирм, занимающихся въездным туризмом.

11. Не может способствовать развитию туризма состояние городской инфрастуктуры и, в первую очередь, ее транспортной составляющей. Это и нехватка современных автобусов различной вместимости для туристов, и отсутствие автомобильных стоянок, и низкий уровень сервиса в городском транспорте (например, такси).

12. Вызывает обеспокоенность у иностранных туристов криминальная ситуация в России, а также вопросы обеспечения их безопасности.

13. Довольно низкий уровень медицинского обслуживания по страховым полисам в случае заболевания в период турпоездки и ряд других, менее существенных факторов.

Причины этих негативных явлений заключаются в действии следующих факторов:

1. Разобщенность усилий по развитию внутреннего туризма, отсутствие интереса к внедрению механизмов экономической кооперации и управления.

2. Вялая и не совсем верная методика организации совместных и смешанных предприятий с участием зарубежных инвесторов.

3. Политическая и экономическая нестабильность в стране.

4. Ориентация на коммерческий туризм не могла не повлиять на сокращение размеров отчислений от турдеятельности в городской бюджет, перераспределение доходов в пользу теневой экономики. Элитарный туризм обеспеченных одиночек не вызвал туристского бума, омертвил громадные основные фонды и в сотни раз уменьшил оборотные средства от туризма. Приостановлен транспорт, нет паломничества в музеи, выставочные залы.

5. Удаленность от основных западноевропейских столиц не позволяет широко использовать автобусные маршруты, т.к. это влечет за собой пребывание в автобусе в течение 2х и более суток, а это в свою очередь может выдержать не каждый.

6. Слабое проявление туристских потоков, экономическое значение которых было трудно прогнозировать. Следует вывод о неудовлетворительном использовании государственными органами своей управляющей функции, определяющей политику города в сфере туризма, роли регулятора и организатора туристского развития.

 На конъюнктуру внутреннего туристского рынка повлияли в основном следующие факторы:

 1. Слишком большая доля транспортной составляющей в общей стоимости тура, делающая неконкурентоспособным предложение на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными поездками;    

2. Недостаточное использование системы скидок на транспорт и размещение ориентируют внимание отечественных туроператоров на иностранные рынки;

3. Значительный рост стоимости предложения на внутреннем рынке, достигшей международного уровня при более низком качестве обслуживания, что также стимулирует переориентацию спроса на зарубежные поездки;

4. Уменьшение общей подвижности населения; более чем в 2 раза увеличилась доля населения, проводящая отпуск на даче, у родственников и знакомых; до 60 % населения проводит отпуск дома;

 5. Разрушение системы руководства отраслью, что привело к ее распаду на отдельные звенья, потере координации деятельности объектов, ликвидации региональных маршрутов;

 6. Недостаток квалифицированных кадров менеджеров, способных работать в новых экономических условиях.

Отличие столичного туристского предложения от аналогов, с избытком предлагающихся на рынке, состоит в том, что в Псковской области имеется уникальная возможность сочетать различные виды туризма.

Представляя центр деловой, финансовой, политической, научной, духовной и культурной жизни России, Псков получает уникальные возможности развивать наиболее перспективные виды туризма во всех имеющихся формах. Существующие возможности по развитию различных видов туризма позволяют существенно разнообразить предложение и повышают конкурентоспособность туристского продукта Пскова. Спектр туристского предложения города достаточно широк и может базироваться, прежде всего, на сохранившихся фрагментах историко-архитектурной среды города, памятниках архитектуры, инженерного искусства, истории, археологии и культуры.

Природные возможности близлежащих областей, где имеются объекты, принадлежащие псковским предприятиям и учреждениям, позволяют расширять традиционное предложение за счет организации кратковременных выездов на природу. Развитию туризма благоприятствует и удобное географическое положение Пскова, связанной с другими историко-культурными памятниками и городами прямым автомобильным и железнодорожным сообщением.

Для достижения поставленных перед исследованием цели и задач, были проанализированы уже имеющиеся программы развития туризма: г. Москвы (2000-2010гг.), г. Санкт-Петербурга (1999-2003 гг.), г. Нижнего Новгорода (2002-2004гг.), г. Тольятти (1999-2000гг.), г. Перми (2001-2005гг.), г. Пскова (1996-1997гг., 2002-2002гг, 2002-2006гг.) по следующим критериям:

1. Цели программы;

2. Мероприятия программы;

3. Соответствие мероприятий целям;

4. Критерии оценки реализации программы (конечный результат);

5. Соответствие нормативно-правовой базе;

6. Инструменты реализации программы;

7. Логика программы;

Как выяснилось, названные программы имеют как недостатки, так и достоинства. Все программы следуют поставленной цели и задачам, разрабатывают определенные мероприятия, в соответствии с поставленными целями. Однако, в некоторых программах мероприятия расписаны четко и дают представление о конкретном назначении программы, в то время, как в других предлагаемые мероприятия описаны достаточно пространно и нечетко. Также нужно отметить, что во все программы имеют ожидаемые конечные результаты, которые соответствуют целям и задачам.

 



Подготовка специалистов для всех видов деятельности в туристской индустрии

1. Создание в Пскове четко работающей, многоступенчатой системы образования в области туристской индустрии, охватывающей все уровни - от профессиональной ориентации школьников до высшего уровня квалификации. Система образования должна быть непрерывной, т.е. фактически в течение всей профессиональной деятельности специалисты должны постоянно повышать свой профессиональный уровень. В противном случае не будет прогресса в управлении, обслуживании, не будет внедрения новых технологий и т.д.

2. Провести анализ деятельности образовательных учреждений действующих сегодня на туристском образовательном рынке, с целью получения полной информации об их опыте работы, направлениях подготовки специалистов, профессиональном составе преподавателей, уровнем материально-технического оснащения и т.д.;

2.1. Создание централизованной программы (с определением источника финансирования) подготовки и повышения квалификации преподавательского состава московских учебных заведений;

 2.2. Разработка отраслевого образовательного стандарта высшего уровня подготовки специалистов (специальность "Туризм и гостиничное хозяйство").

2.3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для гостиниц и ресторанов с учетом роста потребности в кадрах в ходе осуществления строительства новых гостиниц и повышения обслуживания в существующих гостиничных предприятиях.

 2.4. Подготовка персонала для обслуживания туристов на объектах показа.

Ресурсное обеспечение

Как видно из таблицы 3.4., ресурсное обеспечение программ развития туризма Псковской области на 1996-1997 гг. и 2002-2006гг. в основном сводится к использованию средств федерального, областного и муниципального бюджетов.

 

 

Таблица 3.4.

Ресурсное обеспечение

Программа развития туризма Псковской области 1996-1997гг. Программа развития туризма Псковской области 2002-2006гг.
Средства областного бюджета – 1110 млн.руб 1. внебюджетные источники, включая средства фондов занятости и социального страхования, собственные средства организаций сферы туризма, отечественных и зарубежных инвесторов, кредиты банков, средства общественных организаций, целевые отчисления от прибыли предприятий, направляемые в основном на программу реконструкции и строительства туристских объектов; 2. средства федерального бюджета, выделяемые на финансирование объектов, включенных в Федеральную программу "Развитие 'туризма в РФ", Президентской программы "Развитие и сохранение культуры и искусства РФ" и другие целевые программы; 3. средства, выделяемые в рамках международных проектов сфере туризма; 4. средства областного и муниципального бюджетов, направляемые в научное и кадровое обеспечение подпрограммы, на содействие развитию материальной базы туризма.  

 

В дополнение мы предлагаем использовать:

Ø средства отечественных инвесторов и акционеров;

Ø средства отечественных банков;

Ø средства, привлекаемые от туристских фирм;

Ø средства получаемых грандов от международных организаций;

Ø средства Ассоциаций туристских предприятий;

Ø средства от гостиничного сбора;

Ø средства от лицензирования международной туристской деятельности и оплаты работ по сертификации услуг;

Ø средства дорожного фонда области;

Ø средства городского и областного фонда занятости населения;

В качестве одной из возможных форм финансирования данной программы, а также способа аккумулирования средств на реализацию других городских программ, может стать создание специализированного туристского банка.

Выводы по 3 главе

Для выполнения поставленной цели: разработка предложений по рекомендации совершенствования Программы развития туризма Псковской области на 2002-2006 гг., мы использовали следующий план:

1. Цель программы;

2. Задачи программы;

3. Мероприятия программы;

3.1. Образ Пскова как города, благоприятного для туризма;

3.2. Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма;

3.3. Разработка туристского продукта города Пскова;

3.4. Создание условий для развития туризма. Государственная поддержка туризма в Пскове и Псковской области;

3.5. Подготовка, переподготовка и повышения квалификации специалистов для всех видов деятельности в туристской         индустрии;

3.6. Научное обеспечение туристской деятельности;

3.7. Ресурсное обеспечение программы;

3.8. Результаты реализации программы.

 

 



Заключение

Туризм - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки)

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими развитие отрасли туризма, являются Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и закон № 48-тз ''О туристской деятельности в Псковской области'' от 14 июля 1999 года, Подпрограмма развития туризма на 2002-2006 гг.

На данный момент развитие туризма находится на невысоком уровне, это подтверждается анализом собранной статистики, показатели пересечения границ Псковской области не высоки.

Псковская область обладает благоприятными предпосылками для развития различных видов туризма и отдыха, как жителей области, так и гостей Псковщины. Во-первых, это, конечно же, историко-культурное наследие области (на территории находятся 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3588 памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия. Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством мастерства русских зодчих 12 - 19 веков.) [42]. Во-вторых, природа Псковского края, при разумном отношении и вложении (много сил и немного денежных средств) идеально подходит для организации, столь популярного на Западе экологического туризма. В-третьих, притоку туристов способствует и выгодное географическое положение области (единственная область страны, которая граничит с тремя территориями одновременно: Эстонией, Латвией, Белоруссией), подкрепленное достаточно развитой сетью автомобильных трасс, железнодорожных путей.

В настоящее время на территории Псковской области действует 23 туристских фирмы. Все они имеют право на ведение международной туристской деятельности.

В Псковской области насчитывается 29 гостиниц и гостиничных комплексов.

Экологически чистая природа Псковской области послужила положительным стимулом для развития санаторно-курортной базы.

В настоящее время в области достаточно предприятий питания, чтобы полностью удовлетворить спрос туристов. Наблюдается тенденция увеличения количества кафе, ресторанов, баров, а также улучшение качества обслуживания и их дифференциация.

В г. Пскове и области достаточное количество предприятий сферы развлечения, их количество и качество услуг постоянно растут.

Степень развития транспортной инфраструктуры оказывает большое влияние на туристскую привлекательность региона. Уровень развития транспортной инфраструктуры в Псковской области достаточно высокий. Область пересекают крупные автомобильные и железные дороги, соединяющие область с такими крупными городами как Москва, Санкт-Петербург, Рига, Таллинн, Киев. Кроме этого, в области есть два относительно крупных аэропорта. Также в области существует внутренний водный транспорт, который связывает некоторые города Прибалтики с городом Псковом и может быть использован для организации экскурсий, экологического туризма с выездом на острова Псково-Чудского озера.

Предлагая рекомендации по совершенствованию Программы развития туризма мы руководствовались следующим планом:

1. Цель программы;

2. Задачи программы;

3. Мероприятия программы;

3.1. Образ Пскова как города, благоприятного для туризма;

3.2. Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма;

3.3. Разработка туристского продукта города Пскова;

3.4. Создание условий для развития туризма. Государственная поддержка туризма в Пскове и Псковской области;

3.5. Подготовка, переподготовка и повышения квалификации специалистов для всех видов деятельности в туристской         индустрии;

3.6.Научное обеспечение туристской деятельности;

3.7.Ресурсное обеспечение программы;

3.8. Результаты от реализации программы.

Цель программы по нашему мнению должна заключаться в увеличении доходов от туризма, повышении благосостояния жителей города и области, использование социальной роли туризма.

Что касается мероприятий, то в рамках создания образа Пскова, как города, благоприятного для туристов, мы предлагаем две имиджевые стратегии  Пскова как туристского места:

· Стратегии для внешнего рынка (места, открытого всему миру, безопасного, с развитой инфраструктурой и богатейшим культурно-историческим наследием);

· Стратегии для внутреннего российского рынка (места, доступного для желанных гостей из различных российских регионов, интересного и разнообразного для различных социальных групп туристов).

Также предлагаем ввести: Базу данных "Путеводитель'', Базу данных "Планирование и бронирование, Базу данных "Дневник псковской жизни", службу справок и консультаций, продажу чековых книжек и дисконтных карточек "Карта гостя"; продажу карт, путеводителей, брошюр и подарочных изданий, видео и CD и т.д.; продажу сувенирной продукции; проводить работу на международных выставках и ярмарках, сопровождаемую рекламными и промоушн-кампаниями, организовывать конференции по туризму с участием зарубежных фирм.

Для удовлетворения потребностей туристов по классической схеме предоставления туристских услуг: "транспорт + размещение + развлечения", необходимо обеспечение туристов следующими услугами:

Ø проживанием, что должно удовлетворяться несколькими типами основных и дополнительных средств размещения;

Ø питанием, что связано с необходимостью обеспечения разнообразным, в том числе, занимательным питанием;

Ø туристскими впечатлениями;

Ø транспортом.

Развитие туристских структур должно "работать" на генеральную идею сохранения исторического облика города, его своеобразия, реновации его исторической застройки. Поэтому мы предлагаем формирование единой системы туристских зон Пскова и области.

При разработке туристского продукта города Пскова туристская стратегия Пскова и Псковской области должна преследовать двойную цель:

I. С одной стороны, сохранять и укреплять, насколько это представится возможным, уже достигнутое положение в традиционной туристской области. Ориентация на сегмент рынка группового и экскурсионного туризма.

II. С другой стороны, формировать новый туристский продукт, выходящий за рамки традиционного представления о туристском предложении, и который бы учитывал историко-культурную специфику города, а также позволял существенно разнообразить традиционное предложение, благодаря его комбинированию с услугами, ранее для него не характерными.

Культурный и народно-этнографический аспект может быть положен в основу развития следующих видов туризма в Пскове для условий исторического города: делового и познавательно-делового туризма, интенсив, или поощрительного туризма, специализированного туризма, событийного туризма, экотуризма, этнического туризма.

Создание условий для развития туризма должно включать государственную поддержку туризма в Пскове и Псковской области, т.е. создание нормативно-правовой базы и основ системы регулирования туристской деятельности на уровне субъекта РФ, разработку и внедрение регионального нормативного документа "Правила оказания туристских услуг в Псковской области", исключение противоречивых и взаимоисключающих положений из большого числа уже принятых нормативных актов в сфере туризма и гостеприимства, организацию Комитетом по туризму разработки и внедрения добровольной сертификации по системе качества, стимулирование инвестиционной активности в сфере туризма; проект введения дисконтной "Карты гостя Пскова и Псковской области". Она предусматривает от 20 до 50% скидку на посещение музеев города, пользование городским транспортом, проживание в гостиницах, питание в некоторых ресторанах и т.д. Действие этой карточки может распространяться на 1, 2 и 3 суток. Финансовая схема может быть ориентирована на сезонность (лето, осень, зима, весна) и на категории (дети, студенты, взрослые).

Подготовка, переподготовка и повышения квалификации специалистов для всех видов деятельности в туристской         индустрии включает в себя создание в Пскове четко работающей, многоступенчатой системы образования в области туристской индустрии, охватывающей все уровни - от профессиональной ориентации школьников до высшего уровня квалификации. Система образования должна быть непрерывной, т.е. фактически в течение всей профессиональной деятельности специалисты должны постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Научное обеспечение туристской деятельности включает проведение маркетинговых исследований спроса и предложения на туристских рынках в Пскове, Псковской области, России и за рубежом, сбор информации для обоснования решений Областного Собрания и независимых участников рынка об инвестициях в туристскую отрасль. Основная цель заключается в определении, какие участки рынка являются наиболее доходными и перспективными, где можно было бы сократить издержки. Анализ проблем, тормозящих развитие туротрасли в целом.

В дополнение к отмеченным ресурсным обеспечением программы мы предлагаем использование:

Ø средства отечественных и зарубежных инвесторов и акционеров;

Ø средства отечественных банков;

Ø средства, привлекаемые от туристских фирм;

Ø средства получаемых грандов от международных организаций;

Ø средства Ассоциаций туристских предприятий;

Ø средства от гостиничного сбора;

Ø средства от лицензирования международной туристской деятельности и оплаты работ по сертификации услуг;

Ø средства дорожного фонда области;

Ø средства городского и областного фонда занятости населения.

С нашей точки зрения, результатами реализации программы, будут считаться все выполненные задачи, поставленные перед программой (напр., ожидается развитие въездного, внутреннего, социального и самодеятельного туризма, формирование программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.), разработка   ключевых, "знаковых" событий года). Мы также поддерживаем ожидаемые результаты, отмеченные в программе развития туризма Псковской области в период 2002-2006 гг.

 



Список использованной литературы

1. Закон о туристской деятельности в Псковской области № 48-ОЗ от 14 июля 1999 г.

2. Федеральный Закон. Об основах деятельности в Российской Федерации: ФЗ РФ от 24.11.96г. N 132-ФЗ. Собрание законодательства РФ.- 1996.- (N 49).

3. Агеева Н.А. Финансовые проблемы туризма в России.//Финансы.-1995,№12,с.13-15

4. Академия рынка. - М.: Изд-во «Просвещение», 1993. – 356с.

5. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб.пособие для вузов. М.: Изд-во «Финансы статистика»,2001.-173с.

6. Биржанов М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Герда, 1999. – 212с.

7. Ветитнев А.М. Маркетинг. – М.: Изд-во «РУССИКО», 1997. № 6.-64с.

8. Витерс Д., Випперман К. Как продать свои услуги. - СПб.: Изд-во «Союз», 1994. – 164с.

9. Герасименко В.Г., Основы туристического бизнеса, Одесса, 1997. – 147с.

10. Голубков Е.П. Маркетинг в России и за рубежом. -М.: Изд-во «СПАРК»,1998.-118с.

11. Гуляев А.К., Организация туристической деятельности, Москва, 1996. – 211с.

12. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. -М.: Изд-во «Экономпресс», 1998. –473с.

13. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности:Учебное пособие для вузов. М.:Изд-во «Финансы и статистика»,2000.-256с.

14. Ильина Н. И. Организация туристской работы. – Казань: Изд-во «Школа», 2000. – 56с.

15. Ильина Н. И. Регулирование туризма в регионах и маркетинг в системе туробразования //Сборник научных статей: « Актуальные проблемы образования». – Казань: Изд-во «Школа», 2000. – 43с

16. Ильина Н. И. Экономические функции туризма на современном этапе. // Вестник. - №3-4, - Казань: Изд-во «ТИСБИ», 2000. – 124с.

17. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие для вузов. Минск. 2001.-430с.

18. Карпова Г.А., Воронцова М.Г. Экономика современного туризма. -М.: Изд-во «Герда», 1998. –362с.

19. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник.М.:Изд-во «Финансы и статистика»,2001.-320с.

20. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика. М.:Изд-во «Финансы и статистика»,1998.т.1.-188с.

21. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика. М.:Изд-во «Финансы и статистика»,1998.т.2.-253с.

22. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика. М.:Изд-во «Финансы и статистика»,1998.т.3.-379с.

23. Квартальнов В.А., Зорин И.В. Энциклопедия туризма. М.: Изд-во «Финансы и статистика»,2000.-368с.

24. Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. - СПб.: Изд-во «Прогресс», 1996. – 76с.

25. Котлер Ф. Основы маркетинга. - СПб.: Изд-во «Прогресс», 1994.-78с.

26. Купер К. и др. Экономика туризма теория и практика. - СПб., Изд-во «Омега», 1998. – 403с.

27. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга.- СПб.: Изд-во «Прогресс», 1997.-102с.

28. Маринин М.И. О проблемах российского туризма // Экономика и жизнь. – 1995, № 31-42с.

29. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М.: Изд-во «ЮНИКО», 1996.-204с.

30. Папирян Г.А. Экономика туризма. -М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1998. –218с.

31. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. -М.: Изд-во «Экспертное бюро – М»,1997. – 521с.

32. Расторгуева И.А. Так что же такое туризм и почему им нужно  управлять.//Бизнес.-1998.-окт. (N 9-10).

33. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. -М.: Изд-во «Ось-89»,1997. –128с.

34. Саченкова Н.И. Воздействие государства на туризм /Сборник статей ТИСБИ. Вып. 1.- Казань, 1998. - С.96 -98.

35. Саченкова Н.И. Туризм как отрасль народного хозяйства и сферы реализации человеческого потенциала. - Казань, 1999.- 222с.     

36. Семин В.С., Организация международного туризма, Москва, 1999. –214с.

37. Туризм: Нормативно-правовые акты. Под.ред.Волошина Н.Л. М.: Изд-во «Финансы и статистика»,1998.-430с.

38. Туризм как вид деятельности: Учебник для вузов. Под ред. Зорина И.В., Каверина Т.П. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2001.-287с.

39. Штогрин А.Б. Основы управления туристическими ресурсами.//Вестник Моск. Университета.-2000., №4, с.128-135.

40. Экономика современного туризма / Под ред. д. э. н. Карповой Г.А. / Москва – Санкт-Петербург,1998. – 412 с.

41. Экономика туризма: Учебник для вузов. Под ред. Козырева В.М., Зорина И.В.М.: Изд-во «Финансы и статистика»,2001.-312с.

Ресурсы Интернета:

42. статистическая информация: www.tourism.pskov.ru

43. статистика: www.rtg.ru/rtg/2001/51/index.html

44. статистические данные:  www.pskov.elink.ru

45. статистика: www.pskov.intergrad.ru

46. статистическая информация: www.pskovnews.ru

 


Приложение 1


Приложение 2

Сравнение программ развития туризма по целям           

Москва 1. в действительности создать условия для превращения индустрии туризма в ключевую отрасль экономики Москвы. 2. формирование в Москве конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, а с другой, значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части местного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия
Санкт-Петербург 1. обеспечение поддержки Администрацией Санкт-Петербурга туристской индустрии в целях интенсификации туристской деятельности в Санкт-Петербурге путем создания рациональной системы мер по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией, создания современного высокотехнологичного всесезонного туристского продукта, направленного на полное гармоничное удовлетворение потребностей граждан России и иностранных граждан в туристских услугах.
Нижний Новгород 1. создание в городе Нижнем Новгороде условий для формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, а с другой - значительный вклад в экономику, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия Нижнего Новгорода.  
Тольятти Создание условий для развития индустрии туризма в г.Тольятти, как одного из перспективных секторов городской экономики.  
Пермь Создание в Пермской области современного, высокоэффективного и конкурентноспособного туристского комплекса,обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.
Псков 1996-1997 Создание в Псковской области современного высокоэффективного и конкурентноспособного туристического комплекса;  
Псков 2000-2002 Цель отсутствует
Псков 2002-2006   создание в Псковской области современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, развитие народного хозяйства области посредством создания новых рабочих мест, сохранения и рационального использования историко-культурного и природного потенциала области, увеличения налоговых поступлений.

        


Приложение 3

              Критерии оценки реализации программы (ожидаемые результаты)

Москва 1. Формирование современной высокоэффективной туристской индустрии в Москве; 2. Увеличение въездного туристского потока до 5 млн. чел. к 2010 г.; 3. Обеспечение доходной части городского бюджета в размере 10% за счет поступлений от туристской деятельности  
Санкт-Петербург В результате реализации программы ожидается увеличение доходности федерального и местного бюджетов, формирование современной высокоэффективной туристской индустрии в Санкт-Петербурге, создание системы государственного регулирования в управлении туристской индустрией в Санкт-Петербурге, увеличение мощности въездных туристских потоков и среднегодовой загрузки гостиниц и иных объектов размещения туристов
Нижний Новгород 1. удовлетворить потребности населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным и историческим ценностям; 2. повысить уровень культуры горожан, снизить количество правонарушений (алкоголизма и наркомании) за счет изменения интересов и влечений жителей города; 3. сохранить, возродить и рационально использовать материальную базу, культурно-исторический и природный потенциал города; 4. сформировать современный туристский рынок города, построенный на принципе экономической эффективности и интенсивного развития; 5. сформировать благоприятный имидж города, повысить его туристскую и инвестиционную привлекательность для российских и зарубежных граждан; 6. увеличить объем туристских услуг, оказываемых жителям города, российским и иностранным гражданам; 7. оказать стимулирующее воздействие на развитие смежных отраслей (торговля, транспорт, связь, строительство, производство товаров народного потребления и т.п.); 8. увеличить поступления в городской бюджет от туристской деятельности; 9. создать новые рабочие места в сфере туризма и сопряженных отраслях; 10. расширить единое справочно-информационное пространство для жителей и гостей города
Тольятти 1. Создание условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укрепления здоровья и приобщения к культурным ценностям. 2. Создание новых рабочих мест. 3. Поступления в городской бюджет за счет увеличения доходов от туристических услуг и связанных с ними видов деятельности в размере 2-2,5 млн.
Пермь 1. Формирование современного туристского продукта в Пермской области, построенного на принципе экономической эффективности и экстенсивного развития. 2. Значительный вклад в развитие народного хозяйства Пермской области. 3. Увеличение валютных поступлений 4. Увеличение налоговых платежей в бюджет 5. Стимулирование развития отдельных секторов экономики, строительства, транспорта, вязи, торговли и т.д. 6. Увеличение производства товаров народного потребления. 7. Сохранение и увеличение рабочих мест 8. Привлечение иностранных инвестиций в экономику области 9. Сохранение и возрождение объектов природного и культурного наследия. 10. Удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе.
Псков 1996-1997  
Псков 2000-2002  
Псков 2002-2006 1. создание условий для удовлетворения потребностей населения Псковской области в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. 2. решение проблемы занятости населения 3. укрепление материальной базы туризма, расширение географии и многообразие туристских маршрутов. 4. стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики (пищевой промышленности, торговли, производства товаров народных промыслов, учреждений культуры, дорожной сети и средств связи) 5. создание условия для сохранения и возрождения объектов культурного наследия и природного потенциала области, прежде всего в важнейших центрах развития туризма - Пскове, Печоры, Пушкинских Горах, Изборске, Гдове , Себеже, Порхове, Великих Луках, а также в других поселках, населенных пунктах , имеющих богатые исторические традиции . 6. поступление в бюджеты всех уровней, прежде всего за счет увеличения доходов от прямых и косвенных услуг, максимальной загрузки существующей материальной базы оздоровления и отдыха, реализации сувениров и изделий народных промыслов. 7. расширение притока в область туристов, в т.ч. иностранных 8. повышение привлекательности Псковской области как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока капитала в экономику. 9. ежегодный рост въездного потока на 15-20 %. В 2006 году на предприятиях размещения сможет остановиться российских и иностранных граждан около 400 тыс. чел., в т.ч. 160 тыс. туристов.  

 

 


 



Приложение 4

Сравнительная таблица мероприятий программ

Москва · Продвижение образа Москвы как города, благоприятного для туризма. Рекламно-информационная деятельность. Создание комфортной информационной среды для туристов · Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма · Разработка московского туристского продукта · Создание условий для развития туризма. Государственная поддержка туризма в Москве. Совершенствование структуры управления и развития туризма · Подготовка кадров · Научное обеспечение туристской деятельности  
Санкт-Петербург · Образование Координационного совета по туризму при Губернаторе Санкт-Петербурга · Проведение инвентаризации и организация процедуры регистрации прав на туристские ресурсы и территории с обязательным осуществлением кадастрового учета · Создание и ведение на электронном носителе единого специализированного реестра фирм и гостиниц, которые имеют лицензии и сертификаты, а также тех, которые лишены их. Регулярное издание реестра · Введение аккредитации экскурсоводов, гидов-экскурсоводов и гидов-переводчиков при Администрации Санкт-Петербурга · Организация и проведение маркетинговой кампании по продвижению Санкт-Петербурга и Северо-западного региона как центра познавательного, конгрессного, научного, спортивного и других видов туризма · Развитие выставочной деятельности в Санкт-Петербурге · Представление Санкт-Петербурга на зарубежных и региональных выставках · Создание комфортной информационной среды для жителей и гостей города · Создание системы международных и межрегиональных деловых связей и кооперации Санкт-Петербурга, нацеленной на увеличение туристских потоков в Санкт-Петербург · Формирование устойчивого образа уникальности Санкт-Петербурга как крупнейшего культурного, научного, спортивного и туристского центра России · Подготовка проектов законов Санкт-Петербурга, направленных на создание экономических и организационных условий для стимулирования развития туризма в Санкт-Петербурге · Заключение межрегиональных, региональных отраслевых соглашений о сотрудничестве в сфере туризма, направленных на создание цивилизованного рынка туристских услуг · Реконструкция объектов жилищного и нежилого фонда и создание на их базе четырех- и пятизвездочных гостиничных объектов · Разработка отраслевой программы сохранения и развития санаторно-курортного комплекса на побережье Финского залива · Исследования рынка кадров для отрасли туризма и её инфраструктуры  
Нижний Новгород · Развитие нормативно-правовой базы туризма в пределах компетенции органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода. · Координация развития туризма в городе Нижнем Новгороде. · Организационные мероприятия. · Стимулирование расширения ассортимента туристских услуг. · Маркетинговое обеспечение внутреннего и въездного туризма в городе Нижнем Новгороде. · Маркетинговые мероприятия. · Рекламно-информационная деятельность. · Связи с общественностью в сфере туризма. · Содействие коммерческой активности в сфере внутреннего и въездного туризма. · Научное обеспечение туризма в городе Нижнем Новгороде. · Кадровое обеспечение туризма в городе Нижнем Новгороде. · Содействие развитию материальной базы туризма в городе Нижнем Новгороде.  
Тольятти · Формирование основ нормативно-правовой системы муниципального регулирования туристической деятельности. · Стимулирование развития предпринимательства в сфере туризма. · Совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности.  
Пермь · Разработка нормативно-правовой базы. · Регулирование туристической деятельности и управление развитием туризма. · Содействие развитию материальной базы туризма. · Мероприятия въездного и внутреннего туризма. · Рекламно-информационное обеспечение продвижения Пермского туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках. · Создание Информационного Туристического Центра(ИТЦ). · Кадровое обеспечение. · Научное обеспечение. · Разработка и реализация новых туристических маршрутов
Псков 1996-1997 · рекламное обеспечение; · исследовательские и проектные работы; · развитие инфраструктуры туризма области; · развитие музейного обслуживания туризма; · совершенствование экономического механизма и организационной структуры управления туристским комплексом;  
Псков 2000-2002 · Развитие и совершенствование придорожного сервиса для обслуживания граждан, следующих транзитом по территории Псковской области (строительство кемпингов, закусочных, заправок, ремонтных мастерских и т.д.). · Завершение строительства гостиницы "Кром" в г. Пскове, реконструкция старых гостиниц с целью совершенствования сервиса обслуживания. · Наращивание инфраструктуры музея-заповедника "Изборск", особенно средств размещения на общую емкость 40 - 50 чел. · Создание представительства Администрации Псковской области в сфере туризма в Санкт-Петербурге. · Увеличение количества туристских баз, баз отдыха путем реконструкции старых и строительства новых объектов. · Развитие системы транспорта в сфере туризма (в особенности туристских автобусов). · Решение вопроса о выдаче виз РФ на срок до 3 суток в консульском пункте "Шумилкино" на российско-эстонской границе. · Увеличение количества и уровня организации событийных мероприятий, как одной из основ привлечения туристского потока на территорию области. · Рекламно-информационное обеспечение туристского продукта. · Совершенствование организационно-штатной структуры комитета по внешним связям и туризму. · Обучение и повышение квалификации персонала предприятий туристской индустрии. · Создание информационно-туристских центров в городах Псков, Великие Луки, Печоры, Пушкинские Горы. · Реконструкция памятников. · Развитие новых видов туризма, связанных с активным отдыхом. · Разработка новых экскурсионных маршрутов
Псков 2002-2006 · Развитие нормативно-правовой базы, в рамках которой предусматривается принятие необходимых нормативных актов, регулирующих отношения субъектов туристского рынка, методов и форм государственной поддержки развития туризма. · Международное сотрудничество · Совершенствование системы управления развитием туризма · Мероприятия, связанные с развитием материальной базы туризма и разработка и реализация отдельных подпрограмм и проектов. · Рекламно-информационное обеспечение развития туризма. · Кадрового обеспечения развития туризма

 

Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

Дата: 2019-05-28, просмотров: 357.