Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности [35].
Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получают предприятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и хозяйственной деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.
Проанализируем динамику и состав прибыли за 2005-2007 гг. Результаты анализа представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Анализ динамики и состава прибыли, тыс. руб.
№ п/п | Показатель | Годы | Отклонение (+,-) | Темп роста, % | ||||
2005 г. | 2006г. | 2007г. | 2006 г. | 2007 г. | 2006 г. | 2007 г. | ||
1 | Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг | 96887,30 | 133482,23 | 202008,30 | 36594,93 | 68526,07 | 137,77 | 151,34 |
2 | Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 77610,98 | 106579,63 | 164221,51 | 28968,65 | 57641,88 | 137,33 | 154,08 |
3 | Валовая прибыль | 19276,33 | 26902,60 | 37786,79 | 7626,27 | 10884,19 | 139,56 | 140,46 |
4 | Коммерческие расходы | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | - | - |
5 | Управленческие расходы | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | - | - |
6 | Прибыль (убыток) от продаж | 19276,33 | 26902,60 | 37786,79 | 7626,27 | 10884,19 | 139,56 | 140,46 |
7 | Проценты к получению | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | - | - |
8 | Проценты к уплате | 0,00 | 107,00 | 146,00 | 107,00 | 39,00 | 0,00 | 136,45 |
9 | Доходы от участия в других организациях | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | - | - |
10 | Прочие операционные доходы | 1270,00 | 4313,00 | 3900,00 | 3043,00 | -413,00 | 339,61 | 90,42 |
11 | Прочие операционные расходы | 3681,00 | 5798,00 | 7460,00 | 2117,00 | 1662,00 | 157,51 | 128,67 |
12 | Внереализационные доходы | 5640,00 | 3480,00 | 2101,00 | -2160,00 | -1379,00 | 61,70 | 60,37 |
13 | Внереализационные расходы | 3521,00 | 5196,00 | 8300,00 | 1675,00 | 3104,00 | 147,57 | 159,74 |
14 | Прибыль (убыток) до налогообложения | 18984,33 | 23594,60 | 27881,79 | 4610,27 | 4287,19 | 124,28 | 118,17 |
15 | Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи | 4556,24 | 5662,70 | 6691,63 | 1106,47 | 1028,93 | 124,28 | 118,17 |
16 | Прибыль от обычной деятельности | 14428,09 | 17931,90 | 21190,16 | 3503,81 | 3258,27 | 124,28 | 118,17 |
17 | Чрезвычайные доходы | 2119,00 | 1200,00 | 0,00 | -919,00 | -1200,00 | 56,63 | 0,00 |
18 | Чрезвычайные расходы | 980,00 | 3200,00 | 4100,00 | 2220,00 | 900,00 | 326,53 | 128,13 |
19 | Чистая прибыль | 15567,09 | 15931,90 | 17090,16 | 364,81 | 1158,27 | 102,34 | 107,27 |
Как свидетельствуют данные табл. 2.1 в 2007 г. по сравнению с 2006 г. выручка от продаж увеличилась на 51,34 %; себестоимость проданной продукции – на 54,08 %, в динамике наблюдается превышение роста себестоимости над выручкой. При этом валовая прибыль, или «маржинальный доход», возросла на 40,46 %; прибыль от продаж также на 40,46 % и она равна валовой прибыли, так как согласно политики предприятия управленческие и коммерческие расходы включаются в себестоимость продукции. В отчетном году величина операционных расходов превышает уровень операционных доходов и оставляет 7460 тыс. руб., тогда, как и уровень внереализационных расходов выше доходов и составил 8300 тыс. руб. Прибыль от обычной деятельности в 2007 году увеличилась на 18,17% по сравнению с 2006 годом, в это же время данный показатель в 2006 году превышает уровень прибыли на 24,28% по сравнению с 2005 годом. Данная тенденция обусловлена наращиванием объема производства продукции и ее реализации, что связано со спросом на рынке жилья в г. Красноярске. На предприятии в отчетном периоде отсутствовали чрезвычайные доходы, однако чрезвычайные расходы составили 4100 тыс. руб. Вследствие чего чистая прибыль уменьшилась и составила 17090,16 тыс. руб.
Следующим этапом является анализ финансовых результатов от реализации продукции.
Основную часть прибыли предприятие получает от сдачи в эксплуатацию жилья, однако 18 -25% произведенной продукции, а именно сборного железобетона, идет на реализацию. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi) [35].
П = å [VРПобщ* Удi*( Цi- Сi)]. (1)
Исходные данные по основным видам реализованной продукции за 2006-2007 гг. представлены в Прил. 5.
В табл. 2.2 представлен расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации в целом по предприятию.
Таблица 2.2
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации в целом по предприятию
Показатель прибыли | Факторы | Прибыль, тыс.руб. | |||
объем продаж | структура продаж | цена | себестоимость | ||
П0 | 2006 г. | 2006 г. | 2006 г. | 2006 г. | 26902,60 |
П условие 1 | 2007 г. | 2006 г. | 2006 г. | 2006 г. | 34777,08 |
П условие 2 | 2007 г. | 2007 г. | 2006 г. | 2006 г. | 36158,06 |
П условие 3 | 2007 г. | 2007 г. | 2007 г. | 2006 г. | 59858,26 |
П1 | 2007 г. | 2007 г. | 2007 г. | 2007 г. | 37786,79 |
10884,19 |
Следовательно, из данных табл. 2.2, можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:
1)объема реализации продукции: ∆Пvрп = Пусл1-П0= 34777,08-26902,60 = 7874,48тыс. руб.;
2)структуры товарной продукции: ∆Пуд = Пусл2 - Пycл1 = 36158,06-34777,08 = 1380,98 тыс. руб.;
3)отпускных цен: ∆ПЦ = Пусл3 - Пусл2 =59858,26-36158,06= 23700,21тыс.руб.;
4)себестоимости реализованной продукции: ∆ПС = П1 - Пусл3 = 37786,79-59858,26 =
= -22071,47 тыс.руб.
Итого: + 10884,19 тыс. руб.
Результаты расчетов показывают, что рост прибыли до 37786,79 тыс. руб. обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 22071,47 тыс. руб. Но поскольку темпы роста цен на продукцию предприятия были выше темпов роста ее себестоимости, то в целом динамика прибыли положительна.
Следующим этапом является анализ рентабельности, который является определяющим при оценке уровня доходности бизнеса.
Определим уровень рентабельности продаж по каждому виду продукции и рентабельность всех видов продукции по исходным данным, представленным в Прил. 5. Результаты расчетов представлены в табл. 2.3 и 2.4. соответственно.
Таблица 2.3
Факторный анализ рентабельности продаж всех видов продукции
Вид продукции | Рентабельность продаж, % | Изменение рентабельности, % | ||||||||
общее | в том числе за счет | |||||||||
2006 г. | усл.1 | усл.2 | усл.3 | 2007 г. | объема продаж | удельного веса | цены | себестоимости | ||
Многопустотный настил | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 22,88 | 7,00 | -3,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 12,8813 | -15,8813 |
Наружные стеновые панели | 28,00 | 28,00 | 28,00 | 32,79 | 29,00 | 1,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 4,7890 | -3,7890 |
Внутренние стеновые панели | 16,00 | 16,00 | 16,00 | 37,98 | 16,00 | 0,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 21,9832 | -21,9832 |
Доборы | 21,00 | 21,00 | 21,00 | 39,38 | 18,00 | -3,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 18,3784 | -21,3784 |
Стеновые панели для административных зданий | 23,00 | 23,00 | 23,00 | 37,77 | 25,00 | 2,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 14,7709 | -12,7709 |
Колонны, ригеля | 12,00 | 12,00 | 12,00 | -0,04 | 13,00 | 1,0000 | 0,0000 | 0,0000 | -12,0438 | 13,0438 |
ТНП | 5,00 | 5,00 | 5,00 | 29,27 | 2,00 | -3,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 24,2679 | -27,2679 |
Перемычки | 8,00 | 8,00 | 8,00 | 6,35 | 9,00 | 1,0000 | 0,0000 | 0,0000 | -1,6494 | 2,6494 |
Прочий железобетон | 11,00 | 11,00 | 11,00 | 29,60 | 10,00 | -1,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 18,6025 | -19,6025 |
Неармированный бетон | 7,00 | 7,00 | 7,00 | 24,80 | 7,00 | 0,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 17,8031 | -17,8031 |
Искусственный камень | 30,00 | 30,00 | 30,00 | 43,55 | 20,00 | -10,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 13,5537 | -23,5537 |
Товарный бетон | 9,00 | 9,00 | 9,00 | 26,75 | 10,00 | 1,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 17,7546 | -16,7546 |
Товарный раствор | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 36,72 | 10,00 | 0,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 26,7228 | -26,7228 |
Товарная арматура | 10,00 | 10,00 | 10,00 | -5,21 | 11,00 | 1,0000 | 0,0000 | 0,0000 | -15,2114 | 16,2114 |
Пенопласт | 8,00 | 8,00 | 8,00 | 7,24 | 8,00 | 0,0000 | 0,0000 | 0,0000 | -0,7564 | 0,7564 |
ИТОГО |
|
|
|
|
| -13,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 161,8464 | -174,8464 |
Таблица 2.4
Факторный анализ рентабельности всех видов продукции
Вид продукции | Цена, руб. | Себестоимость, руб. | Рентабельность, % | Изменение рентабельности, % | |||||||
общее | в том числе за счет | ||||||||||
2006 г. | 2007 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2006 г. | условие | 2007 г. | цены | себестоимости | |||
Многопустотный настил | 2671,00 | 3015,06 | 2403,90 | 2804,01 | 11,11 | 25,42 | 7,53 | -3,58 | 14,31 | -17,90 | |
Наружные стеновые панели | 6254,00 | 6553,50 | 4502,88 | 4652,99 | 38,89 | 45,54 | 40,85 | 1,96 | 6,65 | -4,70 | |
Внутренние стеновые панели | 4044,00 | 4933,00 | 3396,96 | 4143,72 | 19,05 | 45,22 | 19,05 | 0,00 | 26,17 | -26,17 | |
Доборы | 5219,00 | 6178,17 | 4123,01 | 5066,10 | 26,58 | 49,85 | 21,95 | -4,63 | 23,26 | -27,89 | |
Стеновые панели для административных зданий | 5628,00 | 6459,31 | 4333,56 | 4844,48 | 29,87 | 49,05 | 33,33 | 3,46 | 19,18 | -15,72 | |
Колонны, ригеля | 8429,00 | 7413,83 | 7417,52 | 6450,03 | 13,64 | -0,05 | 14,94 | 1,31 | -13,69 | 14,99 | |
ТНП | 3130,00 | 3889,58 | 2973,50 | 3811,79 | 5,26 | 30,81 | 2,04 | -3,22 | 25,55 | -28,77 | |
Перемычки | 9879,00 | 9716,06 | 9088,68 | 8841,61 | 8,70 | 6,90 | 9,89 | 1,19 | -1,79 | 2,99 | |
Прочий железобетон | 4473,00 | 5305,09 | 3980,97 | 4774,58 | 12,36 | 33,26 | 11,11 | -1,25 | 20,90 | -22,15 | |
Неармированный бетон | 1468,00 | 1729,35 | 1365,24 | 1608,30 | 7,53 | 26,67 | 7,53 | 0,00 | 19,14 | -19,14 | |
Искусственный камень | 261,00 | 296,38 | 182,70 | 237,10 | 42,86 | 62,22 | 25,00 | -17,86 | 19,36 | -37,22 | |
Товарный бетон | 1449,00 | 1706,26 | 1318,59 | 1535,64 | 9,89 | 29,40 | 11,11 | 1,22 | 19,51 | -18,29 | |
Товарный раствор | 1733,00 | 2196,11 | 1559,70 | 1976,50 | 11,11 | 40,80 | 11,11 | 0,00 | 29,69 | -29,69 | |
Товарная арматура | 38198,00 | 32387,53 | 34378,20 | 28824,90 | 11,11 | -5,79 | 12,36 | 1,25 | -16,90 | 18,15 | |
Пенопласт | 1719,00 | 1706,00 | 1581,48 | 1569,52 | 8,70 | 7,87 | 8,70 | 0,00 | -0,82 | 0,82 | |
Итого | -20,15 | 190,53 | -210,69 |
Анализ рентабельности продаж, приведенный в табл. 2.3, свидетельствует о повышении уровня рентабельности продаж наружных стеновых панелей, панелей для административных зданий, товарного бетона, товарной арматуры, на что повлияли большие темпы роста цен, чем себестоимости. Объем продаж и удельный вес каждого вида продукции в общем объеме не повлияли на изменение рентабельности продукции. Рентабельность ТНП, многопустотного настила, доборных элементов и искусственного камня к 2007г. снизились.
Данные табл. 2.4 свидетельствуют о том, что все виды продукции рентабельны в 2007 гг. Наибольший уровень рентабельности наблюдается по таким видам выпускаемой продукции как наружные стеновые панели, стеновые панели для административных зданий и искусственный камень. Как показали результаты расчетов, к 2007г. произошли следующие изменения в уровне рентабельности продукции: увеличилась рентабельность наружных стеновых панелей, панелей для административных зданий, колонн, рентабельность внутренних стеновых панелей осталась на прежнем уровне, а рентабельность ТНП, хотя и была самой низкой среди всех видов продукции, уменьшилась еще на 3%. Предприятие планирует прекратить производство данного вида продукции в связи с высоким уровнем затрат на его производство и снижением спроса на рынке.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.