Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризу­ются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности [35].

Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получают предприятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эф­фективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансо­вое состояние.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и хозяйственной деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

Проанализируем динамику и состав прибыли за 2005-2007 гг. Результаты анализа представлены в табл. 2.1.

 

Таблица 2.1

Анализ динамики и состава прибыли, тыс. руб.

 

№ п/п

Показатель

Годы

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

2005 г. 2006г. 2007г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г.
1 Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг 96887,30 133482,23 202008,30 36594,93 68526,07

137,77

151,34

2 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 77610,98 106579,63 164221,51 28968,65 57641,88

137,33

154,08

3 Валовая прибыль 19276,33 26902,60 37786,79 7626,27 10884,19

139,56

140,46

4 Коммерческие расходы 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

-

-

5 Управленческие расходы 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

-

-

6 Прибыль (убыток) от продаж 19276,33 26902,60 37786,79 7626,27 10884,19

139,56

140,46

7 Проценты к получению 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

-

-

8 Проценты к уплате 0,00 107,00 146,00 107,00 39,00

0,00

136,45

9 Доходы от участия в других организациях 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

-

-

10 Прочие операционные доходы 1270,00 4313,00 3900,00 3043,00 -413,00

339,61

90,42

11 Прочие операционные расходы 3681,00 5798,00 7460,00 2117,00 1662,00

157,51

128,67

12 Внереализационные доходы 5640,00 3480,00 2101,00 -2160,00 -1379,00

61,70

60,37

13 Внереализационные расходы 3521,00 5196,00 8300,00 1675,00 3104,00

147,57

159,74

14 Прибыль (убыток) до налогообложения 18984,33 23594,60 27881,79 4610,27 4287,19

124,28

118,17

15 Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 4556,24 5662,70 6691,63 1106,47 1028,93

124,28

118,17

16 Прибыль от обычной деятельности 14428,09 17931,90 21190,16 3503,81 3258,27

124,28

118,17

17 Чрезвычайные доходы 2119,00 1200,00 0,00 -919,00 -1200,00

56,63

0,00

18 Чрезвычайные расходы 980,00 3200,00 4100,00 2220,00 900,00

326,53

128,13

19 Чистая прибыль 15567,09 15931,90 17090,16 364,81 1158,27

102,34

107,27

 

Как свидетельствуют данные табл. 2.1 в 2007 г. по сравнению с 2006 г. выручка от продаж увеличилась на 51,34 %; себестоимость проданной продукции – на 54,08 %, в динамике наблюдается превышение роста себестоимости над выручкой. При этом валовая прибыль, или «маржинальный доход», воз­росла на 40,46 %; прибыль от продаж также на 40,46 % и она равна валовой прибыли, так как согласно политики предприятия управленческие и коммерческие расходы включаются в себестоимость продукции. В отчетном году величина операционных расходов превышает уровень операционных доходов и оставляет 7460 тыс. руб., тогда, как и уровень внереализационных расходов выше доходов и составил 8300 тыс. руб. Прибыль от обычной деятельности в 2007 году увеличилась на 18,17% по сравнению с 2006 годом, в это же время данный показатель в 2006 году превышает уровень прибыли на 24,28% по сравнению с 2005 годом. Данная тенденция обусловлена наращиванием объема производства продукции и ее реализации, что связано со спросом на рынке жилья в г. Красноярске. На предприятии в отчетном периоде отсутствовали чрезвычайные доходы, однако чрезвычайные расходы составили  4100 тыс. руб. Вследствие чего чистая прибыль уменьшилась и составила 17090,16 тыс. руб. 

Следующим этапом является анализ финансовых результатов от реализации продукции.

Основную часть прибыли предприятие получает от сдачи в эксплуатацию жилья, однако 18 -25% произведенной продукции, а именно сборного железобетона, идет на реализацию. В процессе анализа изучаются динамика, выпол­нение плана прибыли от реализации продукции и определяются фак­торы изменения ее суммы.

 Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зави­сит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi)  [35].

П = å [VРПобщ* Удi*( Цi- Сi)].                                                         (1)

Исходные данные по основным видам реализованной продукции за 2006-2007 гг. представлены в Прил. 5.

В табл. 2.2 представлен расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации в целом по предприятию.

 

Таблица 2.2

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации в целом по предприятию

Показатель прибыли

Факторы

Прибыль, тыс.руб.

объем продаж структура  продаж цена себестоимость
П0 2006 г. 2006 г. 2006 г. 2006 г. 26902,60
П условие 1 2007 г. 2006 г. 2006 г. 2006 г. 34777,08
П условие 2 2007 г. 2007 г. 2006 г. 2006 г. 36158,06
П условие 3 2007 г. 2007 г. 2007 г. 2006 г. 59858,26
П1 2007 г. 2007 г. 2007 г. 2007 г. 37786,79
          10884,19

Следовательно, из данных табл. 2.2, можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:

1)объема реализации продукции: ∆Пvрп = Пусл10= 34777,08-26902,60 = 7874,48тыс. руб.;

2)структуры товарной продукции: ∆Пуд = Пусл2 - Пycл1 = 36158,06-34777,08 = 1380,98 тыс. руб.;

3)отпускных цен: ∆ПЦ = Пусл3 - Пусл2 =59858,26-36158,06= 23700,21тыс.руб.;

4)себестоимости реализованной продукции: ∆ПС = П1 - Пусл3 = 37786,79-59858,26 =

= -22071,47 тыс.руб.

Итого: + 10884,19 тыс. руб.

Результаты расчетов показывают, что рост прибыли до 37786,79 тыс. руб. обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. В связи с по­вышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 22071,47 тыс. руб. Но поскольку темпы роста цен на продукцию пред­приятия были выше темпов роста ее себестоимости, то в целом дина­мика прибыли положительна.

Следующим этапом является анализ рентабельности, который является определяющим при оценке уровня доходности бизнеса.

Определим уровень рентабельности продаж по каждому виду продукции и рентабельность всех видов продукции по исходным данным, представленным в Прил. 5.  Результаты расчетов представлены в табл. 2.3 и 2.4. соответственно.

Таблица 2.3

Факторный анализ рентабельности продаж всех видов продукции

 

Вид продукции

Рентабельность продаж, %

Изменение рентабельности, %

общее

в том числе за счет

2006 г. усл.1 усл.2 усл.3 2007 г. объема продаж удельного веса цены себестоимости
Многопустотный настил

10,00

10,00

10,00

22,88

7,00

-3,0000

0,0000

0,0000

12,8813

-15,8813

Наружные стеновые панели

28,00

28,00

28,00

32,79

29,00

1,0000

0,0000

0,0000

4,7890

-3,7890

Внутренние стеновые панели

16,00

16,00

16,00

37,98

16,00

0,0000

0,0000

0,0000

21,9832

-21,9832

Доборы

21,00

21,00

21,00

39,38

18,00

-3,0000

0,0000

0,0000

18,3784

-21,3784

Стеновые панели для административных зданий

23,00

23,00

23,00

37,77

25,00

2,0000

0,0000

0,0000

14,7709

-12,7709

Колонны, ригеля

12,00

12,00

12,00

-0,04

13,00

1,0000

0,0000

0,0000

-12,0438

13,0438

ТНП

5,00

5,00

5,00

29,27

2,00

-3,0000

0,0000

0,0000

24,2679

-27,2679

Перемычки

8,00

8,00

8,00

6,35

9,00

1,0000

0,0000

0,0000

-1,6494

2,6494

Прочий железобетон

11,00

11,00

11,00

29,60

10,00

-1,0000

0,0000

0,0000

18,6025

-19,6025

Неармированный бетон

7,00

7,00

7,00

24,80

7,00

0,0000

0,0000

0,0000

17,8031

-17,8031

Искусственный камень

30,00

30,00

30,00

43,55

20,00

-10,0000

0,0000

0,0000

13,5537

-23,5537

Товарный бетон

9,00

9,00

9,00

26,75

10,00

1,0000

0,0000

0,0000

17,7546

-16,7546

Товарный раствор

10,00

10,00

10,00

36,72

10,00

0,0000

0,0000

0,0000

26,7228

-26,7228

Товарная арматура

10,00

10,00

10,00

-5,21

11,00

1,0000

0,0000

0,0000

-15,2114

16,2114

Пенопласт

8,00

8,00

8,00

7,24

8,00

0,0000

0,0000

0,0000

-0,7564

0,7564

ИТОГО

 

 

 

 

 

-13,0000

0,0000

0,0000

161,8464

-174,8464

 


 

Таблица 2.4

Факторный анализ рентабельности всех видов продукции

 

Вид продукции

Цена, руб.

Себестоимость, руб.

Рентабельность, %

Изменение рентабельности, %

общее

в том числе за счет

2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. условие 2007 г.

цены

себестоимости

Многопустотный настил 2671,00 3015,06 2403,90

2804,01

11,11 25,42 7,53 -3,58

14,31

-17,90

Наружные стеновые панели 6254,00 6553,50 4502,88

4652,99

38,89 45,54 40,85 1,96

6,65

-4,70

Внутренние стеновые панели 4044,00 4933,00 3396,96

4143,72

19,05 45,22 19,05 0,00

26,17

-26,17

Доборы 5219,00 6178,17 4123,01

5066,10

26,58 49,85 21,95 -4,63

23,26

-27,89

Стеновые панели для административных зданий 5628,00 6459,31 4333,56

4844,48

29,87 49,05 33,33 3,46

19,18

-15,72

Колонны, ригеля 8429,00 7413,83 7417,52

6450,03

13,64 -0,05 14,94 1,31

-13,69

14,99

ТНП 3130,00 3889,58 2973,50

3811,79

5,26 30,81 2,04 -3,22

25,55

-28,77

Перемычки 9879,00 9716,06 9088,68

8841,61

8,70 6,90 9,89 1,19

-1,79

2,99

Прочий железобетон 4473,00 5305,09 3980,97

4774,58

12,36 33,26 11,11 -1,25

20,90

-22,15

Неармированный бетон 1468,00 1729,35 1365,24

1608,30

7,53 26,67 7,53 0,00

19,14

-19,14

Искусственный камень 261,00 296,38 182,70

237,10

42,86 62,22 25,00 -17,86

19,36

-37,22

Товарный бетон 1449,00 1706,26 1318,59

1535,64

9,89 29,40 11,11 1,22

19,51

-18,29

Товарный раствор 1733,00 2196,11 1559,70

1976,50

11,11 40,80 11,11 0,00

29,69

-29,69

Товарная арматура 38198,00 32387,53 34378,20

28824,90

11,11 -5,79 12,36 1,25

-16,90

18,15

Пенопласт 1719,00 1706,00 1581,48

1569,52

8,70 7,87 8,70 0,00

-0,82

0,82

Итого               -20,15 190,53 -210,69

 

Анализ рентабельности продаж, приведенный в табл. 2.3, свидетельствует о повышении уровня рентабельности продаж наружных стеновых панелей, панелей для административных зданий, товарного бетона, товарной арматуры, на что повлияли большие темпы роста цен, чем себестоимости. Объем продаж и удельный вес каждого вида продукции в общем объеме не повлияли на изменение рентабельности продукции. Рентабельность ТНП, многопустотного настила, доборных элементов и искусственного камня к 2007г. снизились.

Данные табл. 2.4 свидетельствуют о том, что все виды продукции рентабельны в 2007 гг. Наибольший уровень рентабельности наблюдается по таким видам выпускаемой продукции как наружные стеновые панели, стеновые панели для административных зданий и искусственный камень. Как показали результаты расчетов, к 2007г. произошли следующие изменения в уровне рентабельности продукции: увеличилась рентабельность наружных стеновых панелей, панелей для административных зданий, колонн, рентабельность внутренних стеновых панелей осталась на прежнем уровне, а рентабельность ТНП, хотя и была самой низкой среди всех видов продукции, уменьшилась еще на 3%. Предприятие планирует прекратить производство данного вида продукции в связи с высоким уровнем затрат на его производство и снижением спроса на рынке.




Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.