По мнению многих методистов, учебные игры необходимо применять для изучения грамматики.
Грамматика – это объект постоянных споров в методике. Известны разные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в обучении иностранному языку.
Обучение любому языку проводилось посредством грамматики, как правило, построенной по образцу и подобию латинской. Грамматика изучалась как особый предмет и самоцель.
В настоящее время наметился более объективный подход к оценке значения и места грамматики в обучении иностранному языку: теперь она является не целью, а одним из важных средств обучения иностранному языку. И тем не менее ученикам не нравится заниматься на уроках иностранного языка именно грамматикой, т. к. теоретичность данного вида деятельности предполагает повышенное внимание к его изучению, что не всегда есть у детей среднего школьного возраста.
Грамматика выполняет функцию строительного материала устной и письменной речи. Она пронизывает весь язык.
Грамматика – это кровеносная система, которая питает живой язык; фундамент, на который возводится здание под названием «Иностранный язык» [25, c.355].
Особенно важны и необходимы игровые упражнения на начальном этапе обучения, где не только развиваются грамматические навыки, но и повышается интерес к изучаемому языку. Положительное в игровых упражнениях, играх является то, что они носят преимущественно игровой, соревновательный характер: например, «кто внимательнее, кто быстрее построит домик» и т.п.
Особенность грамматических упражнений в том, что любой образец, предлагаемый учителем,- это образец не для имитации, а образец решения коммуникативных задач. Дети всегда знают, что (цель) и для чего (мотив) и для чего они что-то делают, овладевая грамматической стороной речи. Для детей также увлекательно взаимодействие со сверстниками, сказочными героями, когда все говорят на иностранном языке.
Для развития грамматического навыка использование игр и игровых приемов на уроке немецкого языка в 5-6 классах играет большую роль.
В методике грамматический навык определяется как автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной речевой деятельности. Обучать грамматике иностранного языка – значит формировать специфические для этого языка механизмы, причем так, чтобы у учащихся одновременно складывались определенные грамматические знания, чтобы они были в рабочем состоянии, т.е обучать так, чтобы это была грамматика в «голове». Следуя И.Л. Бим, можно выделить в обучении грамматике две основные цели: во-первых, научить учащихся грамматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания, концентрируя при этом основное внимание на содержании; во-вторых, научить учащихся распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляя основное внимание на извлечение содержательной информации [25, c.361].
Анализируя компонентный состав содержания обучения грамматической стороне речи, в него входят, во-первых, материальные формы иностранного языка в виде суффиксов, префиксов, целостных словоформ, во-вторых, знания о грамматических формах ИЯ, зафиксированные в грамматических категориях (роде, числе, падеже), в правилах образования и употребления этих форм, и, в-третьих, действия по грамматическому оформлению речи (продуктивные и рецептивные грамматические навыки). Формирование грамматических навыков носит поэтапный, стадиальный характер. Необходимо вести работу по развитию как продуктивного, так и рецептивного грамматического навыка [25, c.362].
Продуктивный навык – это способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и формировать ее состав нормами данного языка. В результате он должен быть автоматическим, устойчивым. Целесообразно выделять три основных этапа формирования грамматического навыка в продуктивной речи:
1) ознакомление и первичное закрепление;
2) тренировка;
3) применение [25, c.360].
Целью ознакомления и первичного закрепления грамматического материала является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания учащимися и первичное закрепление. Формирование речевого грамматического материала предполагает развитие навыка точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие его гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. С этой целью используются имитационные, подстановочные, трансформационные упражнения. В отдельную группу выделяются упражнения игрового характера. Переход от навыков к умениям обеспечивается упражнениями, где грамматическое явление надо употребить без языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения этапа могут проводится на материале устных тем, домашнего чтения, диафильмов. Контроль грамматических навыков может быть следящим или выделяться в отдельный этап. Преподаватель может осуществлять его в процессе самой речевой деятельности (слушания, говорения, чтения или письма) [13, с.59].
Рецептивный грамматический навык - способность читающего узнавать грамматические формы, соотносить с их значением. Рецептивное усвоение связано с узнаванием. Здесь также требуется запоминание и сохранение в памяти грамматических форм и моделей; для узнавания не нужно той механической работы, которая требуется для воспроизведения. Рецептивное усвоение грамматического материала включает три этапа:
1) ознакомление с новым грамматическим явлением;
2) тренировка и автоматизация данного явления в чтении и слушании;
3) применение [26, c.374].
Ознакомление обучаемых с новым грамматическим явлением должно отвечать следующим методическим требованиям:
- объяснения следует проводить от введения признаков грамматической формы к раскрытию ее содержания, все необходимые значения грамматической формы сообщаются сразу;
- все объяснения следует строить с опорой на текст;
- основным приемом ознакомления с новым материалом, должен быть анализ формы для определения содержания.
Таким образом, выделяют три этапа в становлении грамматического навыка:
- ознакомление и первичное закрепление,
- тренировка,
- применение и свободное использование в речи.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 266.