Историко-правовая характеристика службы конвоирования в пенитенциарной системе России в 1886 г. – начале XX в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На основании Указа Александра III от 20 января 1886 года были сформированы 567 конвойных команд общей численностью 11600 человек, в том числе 101 офицер. 4 ноября 1886 года последовало повеление императора о порядке комплектования и форме обмундирования конвойных команд. Принцип комплектования был общеармейским. Это значит, что команды получали новобранцев, сами их обучали и воспитывали. С отсевом из строевых частей было покончено. Конвойные команды входили в состав местных бригад, имели свою форму одежды «для наглядного отличия» их «от полевых и местных войск». Все чины конвойной стражи пользовались одинаковыми с армейскими льготами и преимуществами. Согласно приказу по Военному ведомству №110 от 16 мая 1886 года, на конвойную стражу возлагались следующие задачи: сопровождение арестантов, пересылаемых этапным порядком по территории Европейской России (за исключением Финляндии и Кавказа) и по главному ссыльному тракту в Сибири; сопровождение арестантов Гражданского ведомства на внешние работы и в присутственные места; содействие тюремному начальству при производстве внезапных обысков и подавлении беспорядков в местах заключения; наружная охрана тюрем там, где это признано необходимым. Организационно конвойная стража состояла из двух категорий конвойных команд, имевших в своем штате начальников из офицеров, пользовавшихся правами командира отдельного батальона, и таких, где офицерской должности предусмотрено не было.

Что касается службы нижних чинов конвойной стражи, то, несмотря на некоторые облегчения по сравнению с прошлыми годами, она оставалась трудной, порой изнурительной, весьма напряженной и часто опасной. Конвоир должен был обладать определенными навыками, чтобы достойно, не превышая данной ему власти, исполнять закон. Прогрессивно мыслящие начальники, основываясь на принципах гуманности, общечеловеческой морали и не отступая от требований службы, стремились прививать необходимые качества своим подчиненным. Так, в изданной в 1890 году «Памятке конвоиру» (автор штабс-капитан Н. Дроздовский) правила несения конвойной службы изложены в виде советов и назиданий. Например, таких: «Арестанта без нужды не обижай: конвоир не разбойник»; «Предупреждай и прекращай всякие споры, ссоры, драки арестантов между собою, но делай это прилично, без ругательств, на том основании, что слишком грубое и жесткое обращение конвойных роняет и унижает их значение в глазах арестантов»; «Конвоиру надлежит быть здоровым, честным, неподкупным»; «Помни, что за всякие нарушения правил конвойной службы ожидает тебя военная тюрьма или дисциплинарный батальон, а за точное исполнение – похвала начальства…». Новый этап в строительстве конвойной стражи проходил в период контрреформ 1880–1890-х годов, то есть отхода от наметившегося ранее либерального пути развития, нарастания социальной напряженности в обществе, усиления репрессий, роста числа арестантов и ссыльных. В эти годы все большее влияние приобретает Министерство внутренних дел, которое после упразднения III Отделения становится центральным руководящим органом жандармерии и полиции. Главное тюремное управление этого министерства претендует на главенствующую роль в служебной деятельности конвойных команд. Объем службы возрос.

Время приближалось к стыку веков. 20 октября 1894 года на престол вступил Николай II, последний российский император. Россия вступает в полосу истории, которую обычно именуют кризисом монархии. Первые семнадцать лет XX века в России переполнены бурными и драматическими событиями. Две войны, три революции, внутренняя нестабильность.

Карательный аппарат приспосабливался к новым условиям, будучи нацеленным на борьбу с массовыми выступлениями и деятельностью революционных организаций. Для этого использовались армия, жандармерия, полиция. Исполняла отведенную ей роль и конвойная стража. Нагрузка на них возрастает в связи с усилением репрессивной деятельности властей, увеличением числа арестантов. Она по-прежнему по службе подчиняется Главному тюремному управлению, которое в конце 1895 года переходит из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции. Штатная численность конвойной стражи почти не меняется, но организационная структура ее претерпевает ряд изменений в связи с перераспределением конвойных команд, сокращением одних и созданием других. Параллельно происходит процесс укрепления и усиления их посредством более строгого отбора пополнения, улучшения служебной подготовки, перевооружения. 3 ноября 1896 года главным инспектором по пересылке арестантов и заведующим ЭПЧ (этапно-пересылочная часть) был назначен помощник начальника Главного штаба генерал-майор Иван Дмитриевич Сапожников. Основным методом руководства конвойной службой было личное инспектирование. Дело осложнялось двойственностью подчинения конвойных команд, их территориальной разбросанностью, постоянной нехваткой людей. В связи с ростом революционных выступлений и введением в ряде губерний чрезвычайного положения увеличивался поток ссылаемых в административном порядке. Часто при этом приходилось прибегать к помощи военного командования, выделению конвоев из войск. А это приводило к недоразумениям, порой и к тяжелым происшествиям из-за непрофессиональных действий неопытных в конвойной службе армейских офицеров и солдат. Дело иногда принимало серьезный оборот, получало огласку в прессе, будоражило общественность.

В связи с расширением сети железных дорог происходит изменение численности команд, сокращение и перераспределение их. Так, сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали и открытие на ней перевозок арестантов до Иркутска привело к упразднению шести конвойных команд Иркутского военного округа и передаче личного состава на формирование конвойной стражи в Туркестанском военном округе и в Закаспийской области. Встал вопрос и о формировании конвойных команд на Кавказе.

Обращается внимание на качественность личного состава конвойных команд и их вооружение. С 1900 года начинается перевооружение команд трехлинейными винтовками. По приказу военного министра штрафованных нижних чинов разрешено переводить из конвойных команд в полевые и резервные войска. В октябре 1902 года начальник Главного штаба дал указание: направлять в конвойную стражу новобранцев с хорошим зрением и крепкого телосложения, евреев в нижние чины не брать, дворян офицерами не назначать, а если будет призван физически неполноценный, то отправлять его в конвойную команду того уезда, откуда он прибыл. Нагрузка на них возрастает в связи с усилением репрессивной деятельности властей, увеличением количества арестантов.

С целью поднятия качества службы, морального и материального стимулирования нижних чинов и поощрения их приказом по Военному ведомству №234 от 30 апреля 1904 года объявлено высочайшее повеление, разрешающее представлять нижних чинов «за особо выдающиеся подвиги» к награждению серебряной медалью с надписью: «За усердие» на Станиславской ленте для ношения на груди, а также выдавать денежные награды. Служба конвойных команд в военное время и, особенно в период первой русской революции и после нее достигла наивысшего напряжения. Управлять ими, контролировать их служебную деятельность становилось все труднее. 476 конвойных команд (из 537), находившиеся в ведении уездных воинских начальников и частично местных команд, обслуживали более 170 пеших трактов. Деньги на командировки для проверки службы отпускали редко. Людей не хватало. Перевозки арестантов по железным дорогам проводились в вагонах устаревшей конструкции. Их было около четырехсот. Лишь три новых вагона курсировали по Рязанско-Уральской железной дороге. Частые наряды в караулы и конвои изнуряли солдат. Даже введенный в 1906 году трехлетний срок военной службы не облегчил положение.

Сапожников требовал безусловного соблюдения правил конвойной службы, честности и добросовестности. Ни одно нарушение дисциплины и порядка службы не должно было проходить мимо внимания командиров и оставаться безнаказанным. Конвойная стража – один из исполнительных органов карательной системы государства – работала в те годы с полной нагрузкой. Разумеется, его деятельность осложнялась внутренней обстановкой. Но при этом руководство конвойной стражи стремилось не допускать отступлений от правил службы, превышения властных полномочий со стороны начальников конвойных команд и конвоиров. Существовало немало инструкций, пособий, но специального устава, регулировавшего конвойную службу, не имелось. Его разработкой занимался генерал Сапожников. 10 июня 1907 г. проект Устава конвойной службы был высочайше утвержден. В организационном плане конвойная стража состояла из конвойных команд, которые в свою очередь, в зависимости от внутренней организации, подразделялись на следующие категории:

1. команды, имеющие особых начальников из штаб- и обер-офицеров, пользующихся правами командиров отдельных батальонов;

2. команды, не имеющие особых начальников из офицеров и в этой связи подчиненных: а) в местностях, где имелись уездные военные начальники, – этим должностным лицам и б) в местностях, где не было уездных военных начальников, – начальниками местных команд, расположенных в одном пункте с конвойными командами.

В строевом и хозяйственном отношении конвойные команды находились в ведении начальников местных бригад и подчинялись на общем для войск основании начальникам гарнизонов и комендантам.

Организация и общее руководство пересыльной частью арестантов возлагались на Начальника Главного тюремного управления. Что касается организации конкретной работы по обеспечению выполнения функций конвойной службы, то все конвойные команды находились в подчинении Главного инспектора по пересылке арестантов, в обязанности которого вменялись: контроль за несением конвойной службы конвойными командами; личное инспектирование и ревизия делопроизводства конвойных команд в части законного их использования. При Главном инспекторе по пересылке арестантов в качестве его порученцев состояли старший и младший штаб-офицеры и обер-офицер.

Во время несения службы по сопровождению и окарауливанию арестантов конвойные воинские чины приравнивались к чинам военного караула.

Согласно Уставу конвойной службы в обязанности службы конвойных команд входило:

а) сопровождение арестантов всех ведомств по железным дорогам, водным путям сообщения и пешим трактом;

б) сопровождение лиц, пересылаемых при этапных партиях;

в) сопровождение арестантов при следовании от мест заключения гражданского ведомства к станциям железных дорог, пароходным пристаням и обратно;

г) сопровождение арестантов в районе городов из мест заключения гражданского ведомства в судебные учреждения, к судебным и военным следователям, к должностным лицам, производящим расследование по уголовным делам, и в другие присутственные места;

д) сопровождение отдельно от других арестантов лиц, содержащихся под стражей штаб – обер-офицеров и гражданских чинов военного ведомства, состоящих на действительной службе; содержащихся под стражей отставных или состоящих в запасе офицеров, не лишенных по суду этого звания; приговоренных к заключению в крепости; душевнобольных арестантов;

е) сопровождение арестантов гражданского ведомства при выводе их на работы вне тюремной ограды;

ж) содействие тюремному начальству при производстве обысков в местах заключения гражданского ведомства;

и) наружная охрана мест заключения гражданского ведомства: в виде постоянной меры при условии увеличения штатной численности соответствующих конвойных команд и в исключительных случаях, в виде временной меры, с разрешения командующих войсками в округах.

А через месяц генерал Сапожников, которому уже было 75 лет и который имел почти 60 лет военной службы, был уволен приказом императора от 21 июля 1907 года. Он был произведен в генералы от инфантерии с мундиром и отправлен на пенсию. Этим же приказом главным инспектором по пересылке арестантов и заведующим этапно-пересыльной частью Главного штаба назначен начальник отделения того же штаба генерал-майор Николай Иванович Лукьянов. Он принадлежал к более молодому поколению офицерского корпуса, чье становление проистекало уже в после реформенный период. Лукьянову суждено было стать последним начальником, возглавившим конвойную стражу в последнее десятилетие ее дореволюционного существования. Конвойная служба становилась все более значимой и напряженной.

Новый устав проходил двухгодичное испытание. Лукьянов требовал его неукоснительного исполнения. Он сам проинспектировал множество команд. Распорядился усилить проверки офицерским составом несения конвойной службы, отметив, что по три и более недель конвои вынуждены находиться в отрыве от своих команд и неизбежно уклоняются от уставного порядка. 476 конвойных команд находились в ведении уездных воинских начальников, обслуживая до 175 пеших трактов. Уездные начальники не могли их проверять, офицеров не хватало, да и командировочных денег не отпускали на эти цели. Требовали усовершенствования и железнодорожные перевозки. 400 используемых для этого вагонов нуждались в переделке. ГТУ разработало новый тип арестантского вагона, почти исключающий возможность побегов и дававший большие удобства для конвоя, но на это требовались средства. Лукьянов ходатайствует о приравнивании конвойных команд в части сроков выдачи мундиров к строевым частям (т.е. вместо трехгодичного установить двухгодичный срок носки). Министр юстиции поддержал ходатайство. Но такое нововведение требовало 11509 руб. дополнительных ассигнований. В связи с ростом тюремного населения на 50 процентов Лукьянов просит увеличить штаты команд. Он объездил в инспекционных целях и Европейскую Россию и почти всю Сибирь. У него отложилась масса впечатлений, возникли интересные идеи, но реализация их упиралась в деньги. Содержание конвойных команд все более удорожалось. Государственная Дума согласилась с мнением комиссии по государственной обороне о замене конвойной стражи вольнонаемной охраной

В 1909 году подводились итоги двухлетней практики службы по Уставу конвойной стражи, который представлял собой, по выражению Лукьянова, «первый опыт кодификации разновременно изданных законоположений, инструкций и наставлений по конвойной службе». Получены мнения всех командующих войсками военных округов. Специально созданная комиссия, рассмотревшая присланные замечания, пришла к выводу о необходимости переработать устав.

Устав конвойной службы состоял из 13 глав, включавших 484 статьи. Это была довольно подробная регламентация вида службы, определяющая состав конвойной стражи, подчиненность конвойных команд, права и обязанности команд и конвоиров и т.п.

Строительство конвойной стражи происходило на основе общеармейских законоположений, требований времени, предложений Министерства юстиции и главного инспектора об укреплении конвойных команд, правильности их использования, взаимодействия с армией и жандармерией.

Каждое очередное увольнение в запас опустошало конвойные команды. Руководство добилось разрешения задерживать (при четырехлетнем сроке службы) подлежащих увольнению нижних чинов до 31 марта следующего года, пока не будут подготовлены и зачислены в строй молодые солдаты. С введением в 1906 году трехлетнего срока службы это правило перестало применяться, и потому на старослужащих нижних чинов в течение полугода ложилась вся тяжесть службы, нагрузка которой увеличивалась все более и более. Лукьянов добивается решения о прикомандировании на время первоначальной подготовки новобранцев старослужащих нижних чинов из других частей. Кроме того, он вносит предложение увеличить штатную численность команд на 2000 нижних чинов. Но вопрос застрял в Мобилизационном комитете. Было пересмотрено расписание конвойных команд. В 1910 году происходило реформирование армейской пехоты и других родов войск, упразднены резервные и крепостные войска, что усилило полевые части. Однако эта мера несколько ослабила возможности черпать дополнительные силы для конвойной службы.

Постоянный спутник и причина неустройства конвойных команд – двойственность их подчиненности. В 1910 году этот вопрос стал предметом обсуждения на специально созванном межведомственном совещании. Речь зашла о полной передаче службы конвоирования Министерству юстиции и переходе комплектования стражи по вольному найму. Но, учитывая нереальность в то время такого проекта, совещание высказалось за увеличение штата конвойных команд, чтобы свести к минимуму содействие полевых войск конвойной страже.

Отчеты Министерства юстиции, куда входили и данные главного инспектора по пересылке арестантов, предавались гласности. Они печатались в журнале «Тюремный вестник». Некоторая информация о конвойной страже проникала в газеты. Например, в петербургской газете «Колокол» 25 августа 1910 г. опубликованы «Военные заметки», автор которых, назвавший себя «Старым капитаном», высказался за упразднение уездных конвойных команд либо сокращение их, предложив изменить способ их комплектования. Он писал: «Хотя и учат конвойных солдат строю, гимнастике, стрельбе и проч., но все-таки было бы лучше, если бы конвойные команды комплектовались из запасных солдат и были бы подчинены только тюремному начальству». Проблемы конвойной службы интересовали общественность. Интересовали тогда, интересуют и сегодня.

В 1911 году в жизни конвойной стражи произошло знаменательное событие: было отмечено столетие местных войск и конвойной стражи.

По степени нагрузки конвойной стражи можно судить и о политической ситуации в стране. В 1912 году, после периода относительного спада и затишья, снова оживляется революционное движение, активизируется деятельность оппозиционных сил, а это раскручивает маховик репрессивно-карательной системы. Процессы эти взаимосвязаны. Усиление репрессий вызывает еще большие протесты. Восстановить равновесие становится все более затруднительным делом, особенно, если это делается одним методом подавления.

За 1912 год конвойными командами во время всех видов передвижения препровождено 1664028 арестантов, т.е. почти столько же, сколько в 1908 году. Начавшаяся мировая война выдвинула перед этими формированиями совершенно новые задачи в дополнение к тем, какие они постоянно несли. Численность же их в военное время не увеличивалась. По состоянию на 20 июля 1914 г. в них состояло штаб- и обер-офицеров – 101, нижних чинов – 11738 человек.

Необходимо было перестроить все дело пересылки арестантов в связи с войной. Конвойная стража оказала помощь действующей армии отправкой части личного состава на фронт. За 1914–1916 гг. направлено 7784 человека. Кроме того, при местных бригадах были организованы учебные команды с четырехмесячным сроком обучения по подготовке унтер-офицерского состава для действующих войск. Всего было подготовлено и отправлено на фронт около 1000 унтер-офицеров.

Война вызвала патриотические настроения среди личного состава конвойных команд, стремление попасть в действующую армию. Учитывая это, по согласованию с главным управлением Генерального штаба, главный инспектор распорядился «не ставить этому препятствия». Для восполнения убыли разрешено переводить в конвойные команды людей из запасных батальонов.

За период войны конвойные команды выполнили непосредственно связанный с фронтом большой объем разнообразных задач.

Но война во многом изменила характер службы конвойной стражи. Сфера использования конвойных команд существенно расширилась. Они привлекались для эвакуации из тюрем, расположенных в западных губерниях, содержащихся там людей. Сопровождали выдворяемых из страны иностранных подданных, конвоировали военнопленных, охраняли перевозимые военные грузы.

При конвоировании плененных солдат и офицеров противника руководствовались Положением о военнопленных, утвержденным Николаем II, от 7 октября 1914 года, статья 3 которого гласила: «С военнопленными как с законными защитниками своего Отечества надлежит обращаться человеколюбиво». Команды, находившиеся во внутренних округах, привлекались для надзора за лагерями военнопленных.

Исходя из того же принципа выполняли свою задачу конвойные команды при сопровождении неприятельских подданных, высылаемых за пределы империи. Квартирмейстерская служба Главного управления Генерального штаба даже обвинила чины конвойной стражи в либеральном отношении к ним.

Одной из основных функций конвойной службы являлось и является не только охрана спецконтингента при перемещении, но и обеспечение их правового положения в соответствии с нормативно-правовыми актами, действующими на определенном этапе развития государства.

Проблема правового положения конвоируемых лиц в современной России очень актуальна и важна для изучения, поскольку все государства в мире стремятся к гуманизации и законности исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных лиц. На сегодняшний момент основным российским документом, регулирующим этот вопрос, является Приказ №346 от 25 ноября 2000 года «Об утверждении Наставления по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию УИС МЮ РФ».

Для того чтобы вновь издаваемые нормативно-правовые акты соответствовали международным стандартам и правилам, принципам гуманизации и законности необходимо изучать и черпать из истории государства аналогичные решения проблем, рассматривать их, сравнивать и в итоге выносить соответствующие решения исходя из принципов правового Российского государства. Чтобы лучше разобраться и понять сегодняшнюю сложившуюся картину конвоирования осужденных лиц, рассмотрим период конца XIX-начала XX вв, когда зародилась первичная правовая база регулирования данного вопроса.

Характерной особенностью российского законодательства этого периода в сфере уголовного наказания и его исполнения являлось наличие ряда правовых актов, нормы которых нередко имели в своей основе один и тот же предмет регулирования, а именно организацию исполнения мер уголовного наказания. Пример тому Устав о ссыльных издания 1909 года, который, являясь самостоятельным правовым актом, в то же время весьма тесно был связан с уставами о содержащихся под стражею, особенно в части регулирования деятельности мест лишения свободы ссыльнокаторжных. Для этих правовых документов характерным является отсутствие четкого понятийного аппарата. По этой причине деятельность одних и тех же учреждений, в которых содержались различные категории осужденных, регулировалась одновременно двумя указанными выше правовыми документами. Имеется в виду содержание ссыльнокаторжных в тюрьмах. Уместно заметить, что подобная практика регулирования порядка и условий исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы использовалась в России в 30-е годы и в начале 90-х годов нынешнего столетия.

Ссыльные подразделялись на ссыльно-каторжных и ссыльно-поселенцев. Кроме того, в законе особо выделялась категория арестантов, к которой относились бродяги, в отношении их принимались крайне суровые меры. После отбытия наказания в исправительных арестантских отделениях или тюрьмах они направлялись на выдворение в Якутскую область.

Непременным условием этапирования заключенных было наложение на отдельные из них категории кандалов и наручников. Вес кандалов составлял от 5 до 5,5 фунта. Согласно Уставу конвойной службы обязательному заковыванию в кандалы ножные и ручные подлежали осужденные к каторжным работам без срока мужчины и женщины; в ножные – все осужденные к срочной каторге мужчины. В наручниках конвоировались осужденные в ссылку на поселение и бродяги.

Само передвижение ссыльных, ввиду тех значительных расстояний, которые приходилось проходить ссыльным всегда вызывало особые заботы правительства. Пересылка, во всяком случае, ложилась тяжелым бременем на государство ввиду значительности требуемых ею расходов, но еще тяжелее оказывалась она нередко для пересылаемого, действуя на него разрушительно и физически и морально из-за условий пересылки.

Ссыльные перемещались к местам назначения по железным дорогам и на пароходах, либо баржах. При отсутствии таковых ссыльные препровождались по пеше-этапным трактам. Ссыльные, которые не могут следовать пешком, перевозились на подводах по пеше-этапным трактам, а также от мест заключения до станций железных дорог и пароходных пристаней и обратно.

Перевозке на подводах по пеше-этапным трактам подлежали:

1) Ссыльные из привилегированных классов;

2) Женщины, имеющие грудных младенцев;

3) Малолетние дети, следующие со своими родителями;

4) Ссыльные, заболевшие в пути;

5) Находящиеся при ссыльных вещи;

6) Арестантские оковы.

Ссыльные, признанные по освидетельствованию бессильными передвигаться пешком подлежали перевозке на подводах.

Если количество клади позволяет, то можно было сажать женщин, не имеющих грудных младенцев. Одному ссыльному разрешалось перемещать с собой не более 30,00 фунты вещей. Общее движение партий ссыльных в места назначения производится по особо составленному плану (с 1893 года эти планы публикуются в «Тюремном вестнике»), в котором Министру юстиции предоставляется вносить дополнения и изменения, не спрашивая на то особого разрешения. При передвижении партий в Сибирь из числа ссыльных назначался староста, которому вверялся наблюдение за прочими, и с него взыскивалось за беспорядки. Ссыльные, которые до осуждения были изъяты от телесного наказания (в том числе все женщины), препровождаются только под надзором, ссыльно-каторжные следуют в оковах или кандалах, а прочие (в том числе малолетние по Закону 1863 года) – в наручниках (ст. 83 Устава о ссыльных). Следующие в ссылку женщины разделяются на два разряда: 1) идущие по собственной воле с мужьями своими; 2) оправленные по суду в ссылку с мужьями или без них. Женщины, идущие по собственной воле во все время следования не должны быть отделены от мужа и не подлежат надзору. Прочие пересылаются так же как и ссыльные мужчины. Во время следования ссылаемых преступников до мест назначения духовенство наставляет их в обязанности соблюдать веру и нравственность. Ссыльные отправляются партиями.

Претензии ссыльных не принимают и не разбирают во время пути следования. Различного рода жалобы рассматривает Губернский тюремный инспектор по прибытии конвоируемых в губернский город. Ссыльные, заболевшие во время следования, доставлялись в попутные тюремные больницы. В Сибири воинские и гражданские лекари находятся в местах расположения этапов. Они осматривают больных и дают разрешение на дальнейшее следование до места назначения. Конвойные начальники снабжались медикаментами, с объяснением способа их употребления, в особенности от таких болезней, в которых врачебная помощь может быть оказана во время их следования. Погребение умерших во время следования по этапам арестантов возлагалось во всех губерниях на местное начальство тех селений, где умрет арестант.

Кормовые деньги выдаются для ссыльных до первого губернского города или до места назначения из казначейств лежащих по дороге городов. Кормовые деньги для выдачи ссыльным на пути вверяются сопровождающей конвойной страже. После того как ссыльные прибудут до назначенного пункта, тюремное начальство допрашивало их по поводу точного получения кормовых денег. Для закупки продовольствия ссыльным начальник стражи получал деньги по расчету их количества и ни под каким предлогом не должен отдавать их преступникам.

Денежные средства выдаются ссыльным в различных суммах:

– принадлежавшие до осуждения к высшим сословиям – по 15 копеек в сутки на человека;

– принадлежавшие к прочим сословиям – по десять копеек на человека в сутки.

Ссыльные из людей военного звания получали одежду и кормовые деньги, так же как и прочие арестанты. Находящиеся при пересыльных арестантах малолетние дети получали деньги наравне со взрослыми.

П.Ф. Якубович пишет о 90-х годах XIX века, что в то страшное время в сибирских этапах давали кормовых 10 копеек в сутки на человека при цене на ковригу пшеничного хлеба (килограмма три) – 5 копеек, на кринку молока (литра два) – 3 копейки. «Арестанты благоденствуют», – пишет он. А вот в Иркутской губернии цены выше, фунт мяса стоит 10 копеек, и «арестанты просто бедствуют».

Конвоируемые арестанты снабжались необходимой в пути одеждой. Зимняя одежда выдавалась в губерниях при отправлении с сентября по март (или пока не установится теплая весенняя погода). Как только устанавливалась теплая погода, одежда менялась на летнюю в одном из губернских городов в пути следования. Аналогично, если ссыльные, отправленные в летней одежде будут застигнуты зимними холодами, то одежда их меняется на зимнюю. Отобранная одежда выдавалась другим конвоируемым арестантам в соответствующую погоду. О выдаче или отборе одежды помечалось в соответствующих документах.

Если при освидетельствовании конвоируемых арестантов оказывалось, что на ком-либо из них одежда или обувь не подлежит дальнейшей носке, им выдавали новую, либо ту, которая была в носке, но находится в хорошем состоянии после другой партии ссыльных. Деньги за нее взыскивались с тех лиц, которые снабжали ссыльных непрочною одеждою.

Для предупреждения побегов на одежду вшивается у каторжных по два, а у поселенцев по одному четырехугольному лоскутку на спины, отличающиеся от цвета самой одежды. Причем соблюдение этого правила подтверждено Циркулярами 1878 и 1879 гг. Сверх того при передвижении партий в Сибирь (ст. 194 Устава о ссыльных) всем ссыльным мужчинам, лишенным всех прав состояния выбривается при отправлении правая половина головы, и затем бритье повторяется каждый месяц; но в Европейской России употребление этой меры Законом 1858 года отменено для всех ссыльных за исключением бродяг. «Ссыльного, оказавшего неповиновение порядку, начальник партии приводит в послушание легким телесным наказанием, против явно бунтующих обязан поступать со всею строгостью, а против отважившихся нападать на конвойных он имеет право применять оружие, действуя, однако, с большой осторожностью» (Устав о ссыльных, ст. 211). По мере того, как рельсовое передвижение внедрялось в наше отечество, меняло свою форму и арестантские этапы.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что система конвоирования претерпела значительные изменения и преобразования по прошествии многих лет (политических положений в стране и других факторов). Но во многих своих принципах она находит свой отклик и в современном Российском государстве

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 213.