Неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Несмотря на то, что рассматриваемый состав преступления является одним из видов преступного оставления в опасности, социальная обусловленность его криминализации несколько отличается и связана с развитием еще одной, самостоятельной группы общественных отношений. Названное деяние совершается в специфической области деятельности человека - в сфере так называемых морских отношений, которым придается особое значение во многих странах, где традиционно высоко развито судоходство. Думается, именно по данной причине в уголовных кодексах целого ряда государств оно имеет схожие черты и почти одинаковую конструкцию.

В теории уголовного права исследуемое общественно опасное деяние принято рассматривать как международное преступление[92]. Оно содержится не только в уголовном законодательстве большинства государств, но упоминается и во многих нормативных актах международного права, в том числе в различных конвенционных соглашениях. На этом основании его еще иногда называют конвенциональным преступлением, т.е. вытекающим из международных договоров, ратифицированных государствами[93].

Названные обстоятельства требуют максимального сплочения человеческих усилий и объясняют необходимость оказания взаимной поддержки людей в вопросах деятельности по освоению водных пространств. О важности такого взаимодействия человечество задумалось уже на ранних этапах своего развития, когда водный транспорт стал уже неотъемлемым элементом его жизнедеятельности, но был еще достаточно уязвимым с технической точки зрения, и любое проявление стихии представляло для него угрозу. Тогда и начали зарождаться первые морские обычаи, а затем появилась традиция оказывать посильную помощь всем судам, потерпевшим крушение на море независимо от их государственной принадлежности и формы собственности. Впервые упоминание об этом встречается еще в сочинениях древнегреческих философов[94].

Природа происхождения рассматриваемого преступления, которое включено в УК РФ, с одной стороны, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья человека, а с другой стороны, - обеспечения безопасности в сфере отношений, связанных со специфической деятельностью человека на море, с судоходством, порождает множество споров по поводу определения его непосредственного объекта, а также места этого деяния в системе Особенной части уголовного законодательства.

Ученые приводят различные определения объекта данного состава преступления, которые по смыслу можно разделить на две группы. Представители первой точки зрения считают таковым безопасность человека, оказавшегося в опасном для жизни состоянии на водном пути, или жизнь и здоровье людей, терпящих бедствие[95]. Их оппоненты полагают, что непосредственным объектом неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие являются отношения, обеспечивающие нормальную деятельность транспорта[96] или безопасность движения и эксплуатации морского и речного транспорта. Таким образом, одни специалисты относят исследуемое деяние к преступлениям против жизни и здоровья, а другие - к транспортным преступлениям.

Первая позиция представляется нам гораздо более убедительной. Во-первых, хотя в ст. 270 УК РФ и идет речь о водном транспорте, тем не менее, как обоснованно утверждают многие авторы, правил безопасности движения и эксплуатации этого транспорта капитан судна не нарушает[97]. Описанная в законе ситуация не связана непосредственно с движением морских или речных судов. Здесь даже не упоминается о какой-либо аварии, что можно было бы признать основанием для установления факта нарушения правил безопасности движения. Из текста закона следует, что капитан судна нарушает только правила, обязывающие его оказать помощь людям, терпящим бедствие на водном пути, при наличии такой возможности. Получается, что неоказание помощи в подобных случаях по существу ничем не отличается от неоказания помощи в иной обстановке.

Во-вторых, даже если учитывать, что неоказание капитаном судна нарушает транспортные правила, то основным благом, на охрану которого направлена рассматриваемая норма, все равно является жизнь или здоровье человека. Здесь нельзя не поддержать высказывание С. Иванова, выступавшего в свое время против включения неоказания помощи на воде в группу преступлений, нарушающих правопорядок на транспорте. Он обоснованно утверждал, что данная норма направлена на защиту интересов личности[98]. Такое заключение вытекает из толкования ее диспозиции, в которой именно на обеспечение этих благ делается акцент. Не случайно законодатель в ней прямо указывает только на ситуацию, когда на водном пути кого-либо постигло бедствие.

Из сказанного вытекает, что непосредственным объектом данного преступления являются жизнь и здоровье людей. Однако, учитывая специфику исследуемого деяния, эта формулировка, на наш взгляд, требует некоторого уточнения. Во-первых, надо иметь в виду, что в ст. 270 УК РФ называются особые признаки потерпевшего, говорится о людях, терпящих бедствие. Во-вторых, следует учитывать, что неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие является специальным видом оставления в опасности. Поэтому под объектом этого посягательства, на наш взгляд, следует понимать общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья лиц, не способных принимать меры к самосохранению.

Отношения же, которые предлагали рассматривать в качестве основного объекта анализируемого деяния сторонники противоположной точки зрения, выступают, по нашему убеждению, ни чем иным, как дополнительным объектом преступления, предусмотренного ст. 270 УК РФ. Но с теми определениями, которые были предложены учеными выше, мы также не согласны. Смысл отношений, о которых говорят сторонники признания неоказания капитаном судна помощи, терпящим бедствие транспортным преступлением, заключается не в обеспечении безопасности движения транспортных средств на воде. Такое определение охватывает слишком узкий круг отношений, связанных с освоением человеком морского пространства. По сути, оно касается лишь использования судна как более сложного в управлении и обслуживании вида транспорта, обращение с которым требует гораздо больших затрат человеческих сил и средств, чем, скажем, наземного транспортного средства, и большей осторожности.

Па наш взгляд, более корректно из всех сторонников критикуемой нами точки зрения по этому поводу высказался В.И. Жулев, который характеризует объект рассматриваемого преступления как безопасность на водах[99]. Думается, он более других близок к истине. Во всяком случае, в его определении просматривается попытка объять все отношения, связанные с функционированием судов на воде. Однако он, на наш взгляд, допускает формально-логическую ошибку и дает слишком широкое их понятие.

По смыслу предложенная им формулировка охватывает не только деятельность, связанную с судоходством, но и систему мер обеспечения безопасности жизни и отдыхающих на курортных пляжах, и рыболовов, и исследователей водной флоры и фауны, а также обучающихся плаванию в закрытых акваториях и т.д.

К названной группе общественных отношений, по нашему мнению, следует относить общественные отношения, обеспечивающие нормальное судоходство. Они, думается, более точно отражают суть исследуемого преступления, позволяют раскрыть их социальную направленность, механизм причинения вреда указанными деяниями. Оказание взаимопомощи при ситуации SOS, вменяемое в обязанность капитанам судов, по смыслу как раз выступает одним из неотъемлемых элементов названных отношений, одной из традиционных норм поведения моряков в рейсе[100].

Таким образом, можно сказать, что неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие является двухобъектным преступлением, основным непосредственным объектом которого, как и в других составах оставления в опасности, выступают отношения, обеспечивающие безопасность лиц, не способных принимать меры к самосохранению. Дополнительным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное судоходство.

Именно дополнительный объект стал причиной выделения в отдельную статью УК РФ этого специального вида оставления в опасности, и включение данной нормы в уголовное законодательство, на наш взгляд, совершенно обосновано. Однако нынешнее ее место в системе Особенной части УК РФ не учитывает основной непосредственный объект посягательства. Вред, причиняемый им, заключается в нарушении отношений, направленных на охрану жизни и здоровья человека, поэтому норму следует переместить в раздел VII «Преступления против личности» (гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья»).

Как уже отмечалось, именно такое место занимало рассматриваемое посягательство в прежнем УК, и это следует признать правильным. Подобный опыт законодательного регулирования отношений, связанных с обеспечением безопасности лиц, не способных самостоятельно проявлять о себе заботу, оказавшихся в ситуации, когда существует реальная угроза их жизни и здоровью, есть и в других государствах (например, в бывших социалистических странах, придерживающихся принципов традиционной школы советского права).

К потерпевшим в анализируемом деянии законодатель относит «людей, терпящих бедствие на море или ином водном пути». Для уяснения содержания этого признака состава преступления, учитывая бланкетный характер описываемой нормы, необходимо обращаться к специальному законодательству - к нормативным правовым актам на морском, а также на речном транспорте.

Под бедственной ситуацией или, как еще говорится в некоторых нормативных актах, «стадией бедствия», понимается ситуация, при которой существует обоснованная уверенность, что судно или человек подвергаются серьезной и непосредственной опасности и нуждаются в немедленной помощи. Законодатель не указывает причины ее возникновения; он называет лишь ее признаки, что, думается, вполне рационально, поскольку бедствие может возникать ввиду самых разных обстоятельств и иметь различный характер. Описание же всех случаев и их видов объективно не представляется возможным или потребует создания слишком громоздкого перечня.

Бедственное положение может образоваться ввиду стихийных потрясений, например шторма, столкновения судов, возникновения неисправности водного транспортного средства и т.д. При этом оно охватывает как опасное положение людей, находящихся на самом корабле, так и за его бортом. Главное условие определения состояния бедствия - наличие угрозы жизни и здоровью людей, которая между тем не может существовать отдельно от опасности, угрожающей самому судну. Лицами, терпящими бедствие, могут быть и лица, оказавшиеся на море не из-за кораблекрушения, а по другим причинам, скажем, в результате авиакатастрофы. Например, это могут быть катапультировавшиеся с падающего в море самолета пилоты. Сюда же можно отнести членов экипажа или пассажиров, случайно выпавших за борт во время рейса, и т.д.

Как следует из ст. 270 УК РФ и вытекает из международных конвенций, капитан обязан оказывать помощь на водных путях даже если бедствие терпит всего один человек. Возможный существенный ущерб его экономическим интересам в этом случае не берется во внимание, что еще раз подтверждает более высокую ценность человеческой жизни по сравнению с другими благами. Так, ст. 2.1.10 Конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г. гласит: «Стороны обеспечивают оказание помощи любому лицу, терпящему бедствие на море. Они осуществляют это независимо от национальной принадлежности или статуса такого лица или обстоятельств, при которых это лицо было обнаружено». В ст. 12 Конвенции о спасании 1910 г. вообще говорится о том, что каждый капитан обязан оказывать помощь не просто всякому лицу, но даже «вражескому». Отсюда следует, что потерпевшим в рассматриваемом преступлении является любое лицо, как гражданин России, так и иностранный гражданин и лицо без гражданства, независимо от его расовой принадлежности, национальности, социального положения и т.д., т.е. независимо от каких-либо социально-демографических признаков его состояния.

Объективная сторона преступления состоит в неоказании помощи капитаном судна лицам, находящимся в бедственной ситуации. Учитывая специфику деятельности капитана морского или речного судна, для уяснения содержания признаков этого элемента состава преступления также необходимо обращаться к нормативным актам иных отраслей законодательства. Характер помощи, которую должен оказывать капитан судна терпящим бедствие, более подробно раскрывается в упомянутых выше актах международного права.

Так, согласно ст. 2.1.9. Конвенции 1979 г. при возникновении бедственной ситуации капитан обязан принимать все меры для оказания любой возможной помощи. О том, какие действия должен предпринимать капитан в ситуациях подобного рода, более конкретно сказано в ст. 5.3.3. данной Конвенции. В соответствии с ней при объявлении стадии бедствия капитан обязан: если он узнал об этом из сообщения, незамедлительно следовать в зону бедствия; если он находится на месте происшествия - приступить к действиям, используя для спасения людей все имеющиеся у него ресурсы, проинформировать находящиеся рядом спасательные центры, уведомить капитана корабля, терпящего бедствие, запросить любую помощь от летательных аппаратов, судов или служб, которая может быть ими оказана.

Невыполнение перечисленных выше действий и образует состав неоказания помощи, предусмотренный ст. 270 УК РФ. Далее, однако, следует оговориться. С позиции уголовного права не так важно, выполнил ли капитан корабля указанную в законе последовательность действий в точном соответствии с возложенными на него обязанностями. Для уголовного права имеет значение одно обстоятельство - была ли фактически оказана помощь терпящим бедствие. Например, если капитан судна отдал приказ подобрать тонущих и поднять их на борт, но при этом никому не сообщил о случившемся, то он не будет нести уголовную ответственность за содеянное, поскольку главная цель данной операции - спасение человеческой жизни - была достигнута.

Неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие с объективной стороны может быть выражено в бездействии, в неоказании помощи экипажу другого судна в устранении существенных технических неисправностей, в ликвидации пожара, в отказе отбуксировать аварийное судно и т.д.

Наступление последствий (какими бы они не были тяжкими) само по себе не влечет уголовной ответственности капитана, предпринявшего все необходимые меры по оказанию помощи терпящим бедствие.

В рассматриваемой статье законодатель, как и в других статьях об ответственности за оставление в опасности, сделал акцент на условиях оказания помощи. Как вытекает из диспозиции анализируемой уголовно-правовой нормы, ответственность капитана судна исключается, если он не оказывает помощь при наличии серьезной опасности для своего судна, членов его экипажа или пассажиров. Такая опасность может возникать в силу различных обстоятельств. Она может быть связана с тем, что судно, которое должно прийти на помощь, по своим конструктивным параметрам не способно добраться до района бедствия, т.к. сядет на мель или не выдержит шторма. По общему правилу, как пишут практически все авторы, не признается серьезной опасностью, препятствующей капитану судна оказать помощь терпящим бедствие, возможность причинения имущественного ущерба, связанного с грузом, нарушение графика плавания, сроков прибытия в порт и т.д.[101]

В принципе такое положение дел вполне естественно, поскольку никто не обязан приносить себя в жертву ради других людей. Однако названные законодателем обстоятельства, как и в предыдущих составах преступлений рассматриваемой группы, не отражают специфики самого посягательства. Их все равно нужно устанавливать исходя из общих положений уголовного законодательства, в основном с учетом требований крайней необходимости, о чем более подробно нами уже говорилось. Поэтому включение данного признака в число обязательных признаков деяния, указанного в ст. 270 УК РФ, является нецелесообразным.

Конструкция объективной стороны исследуемого посягательства предполагает совершение его только в определенном месте - на море или на ином водном пути. Содержание этого признака вытекает из различных нормативных актов, регулирующих морское и речное судоходство. Под водными путями в отечественном и международном законодательстве принято понимать океанское пространство, открытые и внутренние моря, территориальные воды государств, реки, озера и иные судоходные водоемы.

Думается, нет особой необходимости конкретизировать содержание этого признака. Очевидно, что законодатель, формулируя ст. 270 УК РФ, лишь попытался обобщить понятие водной территории, пригодной и используемой для судоходства.

Между тем предложенное им определение кажется неудачным, необоснованно широким. Вполне достаточным для обозначения места совершения преступления и логически более верным, на наш взгляд, было бы употребление термина «водный путь», который по смыслу охватывает все виды судоходного водного пространства и не требует дополнительного уточнения. Надо сказать, опыт его использования уже имеется в УК некоторых государств. Данного подхода при конструировании состава неоказания помощи капитаном судна придерживается, например, законодатель Республики Беларусь (ст. 160).

Определение содержания субъективной стороны неоказания капитаном судна помощи, терпящим бедствие вызывает некоторые разногласия среди ученых и практиков. В основном между собой конкурируют две точки зрения. Представители первой полагают, что это преступление может совершаться только с умышленной формой вины[102]. Сторонники второй, которых большинство, считают, что рассматриваемое деяние может совершаться как с умыслом, так и по неосторожности[103].

По словам последних, нельзя утверждать, что неоказание помощи терпящим бедствие - это однозначно умышленное преступление, поскольку по своей природе, оно, как и любое другое неисполнение обязанности, может сопровождаться халатным отношением к этим обязанностям[104].

Даже если капитан судна знает о бедственном положении других людей, пишет Н.С. Алексеев, нельзя с уверенностью сказать о том, что он не может относиться к своему бездействию иначе, как с прямым или косвенным умыслом. Осознание необходимости предоставления помощи терпящим бедствие и непредставление ее еще не говорит о том, что капитан судна не может самонадеянно рассчитывать на предотвращение последствий бедствия[105].

Ничего не говорится по данному поводу и в законе. Разработчики УК РФ не указали на форму вины в описываемом преступлении каким-либо признаком, и здесь совершенно справедливо замечание А.С. Горелика о том, нельзя вводить ограничение ответственности по формам вины, если закон таких ограничений не содержит.

Однако, на наш взгляд, это верное в целом замечание не применимо к рассматриваемому деянию. Учитывая характер деятельности капитана судна и его функциональных обязанностей, трудно допустить, что оно может стать проявлением человеческого легкомыслия. Должность капитана предполагает наличие специальной подготовки и достаточно большого опыта, позволяющего четко оценивать характер происшествий на водном пути и в полной мере осознавать опасность положения людей, терпящих бедствие. Капитан судна по уровню своей квалификации не может не понимать, что шансы на спасение людей, потерпевших крушение на море в отсутствие посторонней помощи практически равны нулю.

Утверждение о невозможности совершения исследуемого преступления по неосторожности вытекает и из содержания обязанностей капитана. Обязанность по оказанию помощи терпящим бедствие - одна из основных обязанностей капитана судна. Она, как уже отмечалось, достаточно подробно отображена в нормативных правовых актах, должностных инструкциях и предполагает выполнение четкой последовательности конкретных действий, что по своей сути исключает проявление какой-либо самонадеянности. Учитывая изложенное, позволительно сделать вывод, что анализируемое посягательство может быть совершено только умышленно. Об этом же свидетельствует и конструкция состава преступления - формальные составы предполагают лишь умышленную форму вины.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 270 УК РФ, является капитан судна или лицо, исполняющее его обязанности. Важно учитывать, что речь в данном случае идет не о самой должности, а о функциях, которые ей соответствуют, об обязанностях, возлагаемых на конкретное лицо по управлению деятельностью на судне. Поэтому, как совершенно точно отмечает Н.Г. Александрова, капитан судна не должен нести ответственности за неоказание помощи терпящим бедствие, если он в этот момент на судне не находился[106].

Функции капитана судна обусловлены объективными причинами. Обеспечение деятельности такой технически сложной системой предполагает объединение человеческих усилий, требует четкого взаимодействия целой команды людей, где каждому отводится определенная роль. Управление судном представляет собой комплексную задачу, выполнение которой требует строгой упорядоченности действий членов экипажа и жесткой централизованной системы их подчинения. Только в результате хорошо управляемых единым центром слаженных действий всей команды можно добиться желаемого результата в подобного рода условиях. Поэтому на любом судне существует должность руководителя команды и действует особый порядок взаимоотношений между людьми, основанный на твердой дисциплине.

Полномочия капитана судна устанавливаются специальными нормативными актами. В России ранее они были закреплены Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, а сейчас предусмотрены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ)[107], а также некоторыми должностными инструкциями.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания лишь капитан судна имеет полномочия принимать решения, касающиеся судьбы судна. Так, согласно положениям КТМ на капитана возлагаются: управление судном, в том числе судовождение, принятие всех мер для обеспечения безопасности плавания, предотвращения всякого вреда судну и находящимся на нем людям, грузу, а также поддержания порядка на судне. Приказы капитана подлежат беспрекословному выполнению всеми лицами, находящимися на борту судна, и никто не имеет права принимать самостоятельные решения и проявлять инициативу без ведома капитана, особенно, когда это касается безопасности судна. Сюда по своей природе относятся и действия по оказании помощи другим судам или лицам, находящимся за пределами корабля.

Учитывая, что вся власть на судне концентрируется у одного лица, на такое лицо вполне закономерно ложится и вся полнота ответственности за общую судовую деятельность, за вверенное судно, людей и грузы. Данное положение в полной мере распространяется и на оказание помощи людям, терпящим бедствие. Неправомерно устанавливать наказание за невыполнение указанных действий для каких-либо иных субъектов, кроме капитана или исполняющего его обязанности, т.к. другие лица на судне не обладают необходимой свободой волеизъявления, полномочий принимать соответствующие решения и возможности действовать самостоятельно.

Обобщая сказанное, считаем необходимым изменение места нормы об ответственности за неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие в системе Особенной части УК РФ, а также суброгацию ее редакции. На наш взгляд, рассматриваемую статью целесообразно поместить вслед за всеми остальными составами оставления в опасности в главе «Преступления против жизни и здоровья» и изложить в следующем виде:

«Статья 125 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на водном пути, - наказывается...».

Вывод по II главе

Таким образом, проведенный анализ норм, предусматривающей ответственность за неоказание помощи больному, позволяет сделать вывод о необходимости внесения изменений в уголовное законодательство. В целях его совершенствования целесообразно изложить ст. 124 УК РФ в следующей редакции:

«Статья 124. Неоказание помощи больному

Неоказание медицинской помощи больному или иному лицу, нуждающемуся в ней, лицом, обязанным ее оказывать в силу профессиональных обязанностей или по закону - наказывается...».

Проведенное выше исследование выше позволило сделать вывод о необходимости совершенствования нормы об ответственности за оставление в опасности и внесения ряда изменений в ст. 125 УК РФ. На наш взгляд, с учетом всех имеющихся в законе недостатков целесообразно изложить ее в следующей редакции:

«Статья 125. Оставление в опасности

Оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению, лицом, обязанным иметь о нем заботу, - наказывается...».

Обобщая сказанное, считаем необходимым изменение места нормы об ответственности за неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие в системе Особенной части УК РФ, а также суброгацию ее редакции. На наш взгляд, рассматриваемую статью целесообразно поместить вслед за всеми остальными составами оставления в опасности в главе «Преступления против жизни и здоровья» и изложить в следующем виде:

«Статья 125-1 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на водном пути, - наказывается...».



Заключение

 

Как было показано, криминализация оставления в опасности социально обусловлена, юридически оправдана и, более того, необходима. Установление уголовно-правового предписания оказывать помощь лицам, не способным самостоятельно заботиться о себе, выступает не только важным регулятором поведения людей, обеспечивающим нормальное сосуществование и продуктивное взаимодействие членов любого общества, но и имеет огромное воспитательное и нравственное воздействие, направленное на совершенствование личности. Однако его законодательное закрепление не должно нарушать установленных правовых гарантий невмешательства в сферу личных интересов индивида, ущемлять права и свободы лиц, не состоящих в отношениях, из которых вытекает прямая обязанность по оказанию помощи другим лицам.

С позиции различных общественных связей данный акт поведения человека может иметь неодинаковое значение, и потому в рамках разных социальных регуляторов его необходимо рассматривать дифференцировано. Особенно это касается уголовного права, которое имеет целью обеспечение наиболее важных общественных отношений и устанавливает ответственность только за деяния, характеризующиеся признаками общественной опасности.

Преступным типом оставления в опасности считается не всякое неоказание помощи нуждающимся в ней, а лишь ее непредоставление потерпевшему, не способному предпринимать меры к самосохранению, лицом, обязанным заботиться о последнем в соответствии с нормативными предписаниями или в силу родственных или семейных отношений, если это не связанно с риском для жизни и здоровья самого бездействующего.

Все закрепленные в уголовном законодательстве составы оставления в опасности образуют однородную группу посягательств, в которой родовым является оставление в опасности, предусмотренное ст. 125 УК РФ, Остальные преступления, т.е. неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ) и неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ), выступают по отношению к нему специальными составами. Их общность проявляется как в объективной, так и субъективной стороне преступления. Они имеют единый объект, одинаковую форму выражения в объективной действительности, совершаются в форме бездействия, не влекут материальных последствий, могут быть как умышленными, так и неосторожными.

Исследование социальной природы оставления в опасности показывает, что его общественная опасность состоит в нарушении нормального функционирования общественных отношений по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, относящихся к категории беспомощных. Отсюда следует, что нормы, предусматривающие ответственность за оставление в опасности, представляют собой систему уголовно-правовых мер, направленных на обеспечение выполнения определенными субъектами возложенной на них законом обязанности по предоставлению помощи лицам, не способным оказывать ее себе самостоятельно в условиях существования опасности причинения вреда их жизни и здоровью. Они выступают частью общей системы мер обеспечения охраны жизни и здоровья лиц, относящихся к категории беспомощных.

В работе сформулировано понятие преступлений, заключающихся в оставлении в опасности. Под ними предлагается понимать виновное противоправное нарушение общественных отношений по обеспечению безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в беспомощном состоянии, посредством невыполнения обязанности по оказанию им помощи, предусмотренной законом.

Таким образом, проведенный анализ норм, предусматривающей ответственность за неоказание помощи больному, позволяет сделать вывод о необходимости внесения изменений в уголовное законодательство. В целях его совершенствования целесообразно изложить ст. 124 УК РФ в следующей редакции:

«Статья 124. Неоказание помощи больному

Неоказание медицинской помощи больному или иному лицу, нуждающемуся в ней, лицом, обязанным ее оказывать в силу профессиональных обязанностей или по закону - наказывается...».

Проведенное выше исследование выше позволило сделать вывод о необходимости совершенствования нормы об ответственности за оставление в опасности и внесения ряда изменений в ст. 125 УК РФ. На наш взгляд, с учетом всех имеющихся в законе недостатков целесообразно изложить ее в следующей редакции:

«Статья 125. Оставление в опасности

Оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению, лицом, обязанным иметь о нем заботу, - наказывается...».

Обобщая сказанное, считаем необходимым изменение места нормы об ответственности за неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие в системе Особенной части УК РФ, а также суброгацию ее редакции. На наш взгляд, рассматриваемую статью целесообразно поместить вслед за всеми остальными составами оставления в опасности в главе «Преступления против жизни и здоровья» и изложить в следующем виде:

«Статья 125-1 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на водном пути, - наказывается...».

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 148.