Расследование контрабанды обычно начинается с факта ее обнаружения органами пограничной охраны или таможенниками. Если при этом задерживается лицо, у которого или при котором обнаружены объекты контрабанды, возбуждается уголовное дело. Возбуждение уголовного дела может быть следствием разрешения ряда типичных ситуаций:
1) возбуждение уголовного дела как способ реализации оперативных материалов;
2) возбуждение дела по ситуационной ("случайной") контрабанде в случае поимки контрабандиста с поличным при производстве таможенного досмотра;
3) возбуждение дела по факту обнаружения так называемой "бесхозной" контрабанды;
4) возбуждение дела по результатам проверки правоохранительными и иными контролирующими органами внешнеторговой или иной финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций[68].
Иногда дела по контрабанде выделяются в самостоятельное производство из других уголовных дел.
В первой ситуации, обычно, в материалах оперативной проверки содержатся данные о личности контрабандистов, их связях, деятельности по подготовке, совершению и сокрытию контрабанды. Как правило, реализация производится задержанием контрабандистов с поличным. Нередко при этом используется так называемая контролируемая поставка товаров, в частности: наркотических средств и психотропных веществ; предметов, являющихся орудием или средством совершения преступлений, либо других предметов (статьи 227-229 ТК РФ). В процессе расследования доказываются факты известной преступной деятельности, выясняются неизвестные эпизоды, уточняется круг фигурантов, объем контрабанды.
Вторая ситуация представляет сложность, если обнаруженная при досмотре контрабанда является не единичным эпизодом, а частью деятельности организованной преступной группы. Расследование преступления в этой ситуации сопровождается активной оперативной проверкой. Расследование направлено на выявление организаторов контрабанды, установление других исполнителей и пособников, выявление всех фактов преступной деятельности[69].
Третья ситуация является самой сложной, так как неизвестен ни подлинный объем контрабанды, ни лица, причастные к ней. Расследование направлено, в первую очередь, на поиск следов, с помощью которых по учетам МВД можно установить личность контрабандиста, а затем выявить его связи, весь объем преступной деятельности.
В четвертой ситуации в материалах проверки уже содержатся указания на отдельные эпизоды контрабанды и лиц, причастных к ней. В процессе расследования определяется весь объем преступной деятельности, связь контрабанды с другими преступлениями[70].
Во всех ситуациях подлежат установлению следующие обстоятельства:
имеет ли место факт незаконного перемещения через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, указанных в ст.188 УК РФ;
что представляют собой предметы контрабанды, их количество (объем, вес), стоимость и другие характеристики;
место, время, способы приобретения, хранения, перемещения и сбыта контрабанды, использовавшиеся при этом подлинные или поддельные документы, средства таможенной идентификации и т.д.;
наличие квалифицирующих признаков контрабанды;
виновность конкретного лица или лиц, причастных к контрабанде (умысел, цель, мотивы преступных действий).
Если контрабанда совершалась организованной группой: выясняется роль каждого из участников группы (организатор, исполнители, пособники), время и обстоятельства формирования группы, особенности взаимоотношений внутри группы; характер и размер причиненного ущерба, другие вредные последствия преступной деятельности; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновных лиц; причины и условия, способствовавшие совершению контрабанды[71].
Конкретными обстоятельствами дела и сложившейся на момент начала расследования ситуацией определяются формы и методы организации расследования. В случае значительного объема работы создается следственно-оперативная группа с включением туда как следователей, так и оперативных работников. Назначается ее руководитель. Иногда создается штаб по сбору, анализу получаемой информации, определению необходимых организационных следственных действий, оперативных и оперативно-розыскных мероприятий.
Каждому из следователей, включенных в группу, поручают работу по расследованию одного или нескольких эпизодов преступной деятельности. Иногда работу распределяют по другому принципу - следователь занимается всей деятельностью одного или нескольких фигурантов[72].
При планировании расследования выдвигаются общие и частные версии. На первоначальном этапе выдвигаются общие версии:
совершена уголовно наказуемая контрабанда;
совершена административно наказуемая контрабанда;
совершается подготовка другого преступления: террористического акта, диверсии и др. (при контрабанде оружия, боеприпасов, и т.п.).
Наряду с общими, выдвигаются частные версии:
о лицах, занимающихся контрабандной деятельностью;
о способах контрабанды;
о местах приобретения, хранения, перемещения, сбыта контрабанды;
о количестве эпизодов контрабандной деятельности и др[73].
Если произведено задержание контрабандиста в момент пересечения границы, выдвигаются версии о неоднократном перемещении им предметов контрабанды, о совершении им других преступлений (хищений и др.) [74].
В случаях контрабанды оружия, взрывчатых веществ, наркотиков выдвигаются версии о лице (лицах), причастном к контрабанде, и его местонахождении, о времени и других обстоятельствах закладки контрабанды в тайник.
План расследования составляется по каждому делу. В него включаются как следственные действия, так и оперативные мероприятия. Если работает группа, то составляется общий план и планы расследования отдельных эпизодов (или преступной деятельности конкретных лиц). Наряду с указанными, разрабатываются и согласуются с руководителем или штабом еженедельные и ежедневные планы[75].
Руководитель группы (штаба) регулирует обмен получаемой информации, организует текущий контроль за работой включенных в группу сотрудников, проводит итоговые еженедельные или ежедневные совещания[76].
Большое значение имеет организация взаимодействия с оперативно-техническими подразделениями, с другими министерствами и ведомствами, учреждениями (ГТК РФ, ФСБ РФ, ФПС РФ, МВД РФ и др.). Его необходимость объективно обусловлена механизмом совершения контрабанды: ее подготовка и сбыт контрабандных товаров осуществляются на территории обслуживания органов внутренних дел; контрабанда перемещается через государственную и таможенную границы, где зачастую осуществляется задержание контрабандистов с поличным, проводятся контролируемые поставки и другие следственные действия, организационные и оперативно-розыскные мероприятия[77].
В связи с тем, что контрабанда затрагивает интересы разных государств, большое значение имеет взаимодействие с представителями соответствующих служб и органов иностранных государств и Интерполом. Связи с ним организуются через Национальное бюро Интерпола в России.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.