ГЛАВА I Социальная защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГЛАВА I Социальная защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений

1.1. Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.2. Права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.3. Основные направления реформирования законодательства РФ в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ГЛАВА II Органы, содействующие защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и их обязанности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.

В качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится стать гражданским, признается семья, как основной институт общества, и дети, которым предстоит жить в России. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Следует подчеркнуть, что ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель[1]. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство[2] - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы[3].

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.

Ежегодно в России, по сведениям, приведенным в Государственном докладе о реализации РФ Конвенции о правах ребенка, выявляется около 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. 75-80% из тех, что передаются на воспитание в семьи, оказываются взятыми под опеку и попечительство близкими родственниками.[4]

Если же говорить не о вновь выявленных социальных сиротах, а о картине, которая сложилась в последние годы в стране в целом, под опекой и попечительством, по данным Минобразования РФ, находятся сейчас 49% детей, оставшихся без попечения родителей. В этом смысле данную форму устройства ребенка можно без преувеличения считать самой распространенной и наиболее демократичной.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

В этих условиях правовая защита ребенка оставшегося без попечения родителей является серьезной общегосударственной проблемой, а тема дипломной работы является актуальной.

Цель исследования - исследовать основные проблемы правовой защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать правовое регулирование защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Исследовать проблемы функционирования государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Выявить особенности правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования: процесс правовой защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи и публикации в прессе, социологические исследования, экономические исследования и статистические данные.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов в целях разработки мер по поддержке института правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России в целом, так и в регионах. Материал курсовой работы можно использовать также в учебной деятельности в процессе преподавания правовых дисциплин.

При написании курсовой были использованы труды великих ученых, таких как: В.С. Мухина, Нечаева А. М, Чефранова Е., Королев Ю.А., Иванова Н. П., Заводилкина О.В., Брутман В., Беспалов Ю. Ф., Азарова Е.Г. и многие другие.



Органы службы занятости

Органы службы занятости в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Органы внутренних дел

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, а также оказывают в этих целях необходимое содействие:

- подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

- центрам временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

- подразделениям криминальной милиции органов внутренних дел;

- другим подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

1. Подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте:

1) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении:

несовершеннолетних, а также их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

других несовершеннолетних, их родителей или законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя;

2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

3) осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

4) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;

5) участвуют в подготовке материалов для рассмотрения возможности их помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

6) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

7) вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

8) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;

9) принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.

Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

1. Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел:

1) обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;

2) проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;

3) доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.

2. В центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:

1) направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 26 настоящего Федерального закона;

3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние;

5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост таких негативных явлений, как социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность.

По данным анализа, проведенного в курсовой работе, сегодня в России — свыше 700 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем только 5 процентов из них — настоящие сироты, остальные — это так называемые «социальные сироты», то есть дети, ставшие сиротами при живых родителях. Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. В интернатных учреждениях находится лишь одна четвертая часть всех зарегистрированных российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.

Защиту прав и интересов таких детей осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (местная территориальная администрация).

Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).

Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (ст. 122 СК РФ).

При получении таких сведений или самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов (разыскивают родственников, обеспечивают ребенку временное прибежище и т.п.) и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Детей в первую очередь стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности помещают детей на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 СК РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.

Нахождение ребенка в любом государственном детском учреждении не исключает в дальнейшем устройства его в семью. В этих целях в России ведется централизованный учет (на местном, региональном и федеральном уровнях) всех детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью, и любой гражданин, желающий принять ребенка в свою семью, может воспользоваться этой информацией.

В Российской Федерации существует много проблем в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть решены на областном уровне: это организация отдыха, оздоровления и занятости детей, поддержка, одаренных детей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Проблема социального сиротства является одной из наиболее острых проблем детства. Проблема социализации детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выступает проблема воспитания детей в приемной семье на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната.

Органами опеки и попечительства в соответствии с этими законами являются органы местного самоуправления.

В федеральных, региональных законах и программах, посвященных социальной поддержке населения постоянно предпринимаются попытки решения вопросов социальной защиты семей, имеющих детей под опекой, однако приходится констатировать, что в условиях постоянного недофинансирования местных бюджетов эти вопросы решаются слабо. В частности, это касается материальной поддержки детей находящихся под опекой.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно защиты прав и интересов детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем.

 


Список используемой литературы:

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237

2. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.), СЗ РФ. 1996г. N 1 ст. 16.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002 г.). СЗРФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301, 29 января 1996 г. N 5 ст. 410, 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552.

4. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» СЗ РФ. 1997 г., N 47, ст. 5340., 2001. N 44, ст. 4149

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 июля 2000 г.). СЗ РФ, 1998 г., N 31, ст. 3802.

6. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». // СЗ РФ. 2001. N 17. Ст.1643.

7. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. от 28 марта 1998 г. № 50-ФЗ) СЗ РФ. 1998 г., N 13, ст. 1472.

8. Основные направления социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. Утверждены Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942. // СЗ РФ. 1995. N 38. Ст.3664

9. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995 г., N 5.

10. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2001 г., N 10.

11. Определение СК Верховного Суда РФ от 28 апреля 2000г. БВС. N 1. 2001 г., БВС. N 1.

12. Всеобщая декларация прав ребенка, Сборник документов по правам человека, 1994.

13. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. - М.: Народное образование, 1995, 112С. (библиотечка журнала Народное образование, №2, 1995г.

14. Конвенция защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) - // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, №2

Специализированная литература:

1. Азарова Е.Г. Комментарий к законодательству о пособиях и льготах гражданам с детьми, – М.: Юристъ, 2002.

2. Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. Владимир, ВГУ, 2003.

3. Беспалов Ю. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка // Российская юстиция. – 1997. - №7

4. Брутман В. Социальное сиротство: по пути отчаяния/ Народное образование, № 9-10, 1999.

5. Доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 и 2002 гг. // Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. М., Юристъ, 2003.

6. Давыдов В.И., О состоянии исполнения законодательства при усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и практики прокурорского надзора Прокурорский надзор. 1999-2000г., с. 4.

7. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в России (2003)». М., Норма, 2004.

8. Желаннова А. Права ребенка и советская педагогика // История, 1997, № 40

9. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. - М.: Дом, 2003.

10. Комитет ООН по правам ребенка и права детей в России. РОО «Право ребенка», М.,2001.

11. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова) – М.: Юристъ, 2002.

12. Королев Ю.А. Семейное право России. М., Юристъ, 2002.

13. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. Глава 20

14. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., Норма. 2003.

15. Нечаева А.М, Охрана детей-сирот в России. История и современность. М. 2004. Изд-во «Дом»., с. 16.

16. Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации / под ред. А.М. Эрделевского – М., Агентство (ЗАО) «Библиотечка РГ», М., 2001 г.

17. Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1999. N 9.

18. Шохина Л.Н. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот, «Гражданин и право», N 1, январь 2002 г.

19. Шнекендорф 3.К. Права ребенка в законодательных актах. Материалы для изучения // История, 1997, № 40


[1] Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». СЗ РФ. 1996г. N 52 ст. 5880.

[2] Брутман В. Социальное сиротство: по пути отчаяния/ Народное образование, № 9-10, 1999.. с. 34.

[3] Комитет ООН по правам ребенка и права детей в России. - М., РОО «Право ребенка» 2001. С.

[4] Ежегодный государственный доклад "О положении детей в России (2003)". М., Норма, 2004.с. 52.

[5] Шнекендорф 3. К. Права ребенка в законодательных актах. Материалы для изучения // История, 1997, № 40

[6] Шнекендорф 3. К. Права ребенка в законодательных актах. Материалы для изучения // История, 1997, № 40

[7] Шнекендорф 3. К. Права ребенка в законодательных актах. Материалы для изучения // История, 1997, № 40

[8] Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1999. N 9.

[9] Желаннова А. Права ребенка и советская педагогика // История, 1997, № 40

[10] Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1999. N 9.

[11] Желаннова А. Права ребенка и советская педагогика // История, 1997, № 40

[12] Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1999. N 9.

[13] Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1999. N 9.

[14] Иногда федеральные органы, строго говоря, выходят за рамки своих полномочий, пытаясь заполнить тот правовой вакуум в регулировании, который образовался из-за пассивности региональных органов в этом вопросе.

[15] Следует однако заметить, что указанная деятельность в значительной мере является "пограничной" и может быть акцентирована либо преимущественно на сохранении семьи, либо на защите прав и интересов детей в условиях семьи, которая попала в трудную ситуацию. Именно от акцентов, которые будут сделаны при создании такой службы, и будет зависеть ее ведомственная принадлежность (либо в рамках служб социальной защиты, либо в сфере органов опеки и попечительства).

[16] Ежегодный государственный доклад «О положении детей в России (2003)». М., Норма, 2004.

[17] Доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 и 2002 гг. // Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. М., Юристъ, 2003.

[18] Доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 и 2002 гг. // Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. М., Юристъ, 2003.



ГЛАВА I Социальная защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений

1.1. Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.2. Права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.3. Основные направления реформирования законодательства РФ в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ГЛАВА II Органы, содействующие защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и их обязанности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.

В качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится стать гражданским, признается семья, как основной институт общества, и дети, которым предстоит жить в России. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Следует подчеркнуть, что ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель[1]. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство[2] - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы[3].

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.

Ежегодно в России, по сведениям, приведенным в Государственном докладе о реализации РФ Конвенции о правах ребенка, выявляется около 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. 75-80% из тех, что передаются на воспитание в семьи, оказываются взятыми под опеку и попечительство близкими родственниками.[4]

Если же говорить не о вновь выявленных социальных сиротах, а о картине, которая сложилась в последние годы в стране в целом, под опекой и попечительством, по данным Минобразования РФ, находятся сейчас 49% детей, оставшихся без попечения родителей. В этом смысле данную форму устройства ребенка можно без преувеличения считать самой распространенной и наиболее демократичной.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

В этих условиях правовая защита ребенка оставшегося без попечения родителей является серьезной общегосударственной проблемой, а тема дипломной работы является актуальной.

Цель исследования - исследовать основные проблемы правовой защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать правовое регулирование защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Исследовать проблемы функционирования государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Выявить особенности правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования: процесс правовой защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи и публикации в прессе, социологические исследования, экономические исследования и статистические данные.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов в целях разработки мер по поддержке института правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России в целом, так и в регионах. Материал курсовой работы можно использовать также в учебной деятельности в процессе преподавания правовых дисциплин.

При написании курсовой были использованы труды великих ученых, таких как: В.С. Мухина, Нечаева А. М, Чефранова Е., Королев Ю.А., Иванова Н. П., Заводилкина О.В., Брутман В., Беспалов Ю. Ф., Азарова Е.Г. и многие другие.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 216.