Методика применения пейзажной живописи в педагогическом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процессе.

Начиная со старшей группы, в работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозрачность весны) Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу (радость, грусть).

Искусствоведческое занятие.

Структура искусствоведческого занятия может быть примерно такой:

1. Вводная часть.

Здесь воспитатель эмоционально настраивает детей на дальнейшее восприятие художественных произведений. Это могут быть интересные игровые ситуации («Почему ошибся художник?», «Нади ошибку в картине», ситуации, где дети организовывают и «посещают» выставки художественных произведений, вернисажи).

2 Основная часть.

Сообщение названия картин, с которыми предстоит познакомить детей. Назвать фамилии художников. На одном занятии в старшей и подготовительной группе можно показать 2-3 знакомых произведения и одно произведение новое, незнакомое детям. Применяя различные методы работы, воспитатель учит сравнивать художественные произведения, формирует умение видеть и понимать идею и содержание произведения. Делать это нужно нескучно, ненавязчиво, интересно, занимательно.

После рассматривания и сравнения художественных произведений можно провести дидактические игры на закрепление полученных знаний.

3. Заключительная часть.

В этой части воспитатель совместно с детьми анализирует новые полученные знания, дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ активности детей на занятии.

Большую часть работы на таком занятии занимают искусствоведческие рассказы. Выбор искусствоведческого рассказа как метода ознакомления с пейзажной живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.

Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины, и фамилии художника, о чем написан пейзаж, что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина. На первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

Так направляют мысль ребенка на создание связного выразительного рассказа определенной структуры. Например, как это делает ребенок: «Мне кажется, что здесь стояли высокие сосны. Они были дремучие, лохматые, тянулись вверх. У одних стволы темные, а у других - светлые, как на картине Шишкина, которую мы уже видели. Между ними гулял ветер, сосны скрипели, как будто сердились. Но вот приехал грузовик, привез людей с пилами, и они стали пилить сосны. Все сразу изменилось. Грузовики рычали, пилы звенели. Одну сосну отвезли для встречи Нового года в детский сад, а из остальных построили красивые дома, чтобы людям радостно жилось. ( Шишкин И. «Корабельная роща»).

Одним из часто встречающихся методов работы - это образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Этот метод дает возможность на примере воспитательского качественного рассказа выстроить ребенку свой рассказ.

В практике работы со старшими детьми можно использовать работу с дифференцированными подгруппами. В такие подгруппы включаются дети, имеющие одинаковый уровень интеллектуального и эмоционального развития и приблизительно одинакового понимающие содержание пейзажей, выражающие свое впечатления в речи. Есть следующие уровни понимания пейзажной живописи ребенка:

§ высокий уровень: отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину?

§ средний уровень: отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения.

§ низкий уровень: затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи и содержание пейзажей, не умеет находить выразительные средства.

Также есть и показатели уровней эмоционально - личностного отношения дошкольников к произведениям пейзажной живописи.

В свободное от занятий время или по желанию ребят используют разнообразные дидактические игры по ознакомлению с пейзажами. Например, «Узнай по описанию», «Что было бы, если бы художник изменил . . . ?» «Найди общее», и т.д.

Экскурсии. Выставки.

Особый эмоциональный заряд дети получают во время экскурсий в «Зал искусств». В некоторых современных ДОУ есть условия для организации выставок репродукций пейзажей. Здесь дети приобретают навык культурного общения с художественными произведениями, навыки посещения музеев, который в дальнейшем они будут посещать без взрослых. Тем самым у детей формируется умение обмениваться впечатлениями при просмотре картины спокойно, ровным голосом, а когда нужно сказать громко, руку поднимать не нужно, как это бывает на занятиях. По желанию детей можно подготовить из числа воспитанников «экскурсоводов», которые самостоятельно смогли бы рассказать о 2-3 художественных произведениях, их авторах и своеобразной манере пейзажей.

Индивидуальная работа.

Проводится с детьми, которые на занятиях по изобразительному искусству не усвоили знания о новых произведениях, а также с замкнутыми, застенчивыми ребятами, с рассеянным вниманием, не проявившими никакого инереса в пейзажной живописи, со слаборазвитой эмоциональной сферой. Индивидуальная работа осуществляется и с детьми одаренными, у которых ярко выражен устойчивый интерес к произведениям пейзажной живописи и изобразительной деятельности, отличающимися высокой активностью, развитой эмоциональной речью.

Если с первыми детьми воспитатель может ограничиться лишь подробным рассматриванием одного - двух произведений, то со вторыми возможно использовать сочетание деятельностей; рассматривание пейзажей, чтение пейзажной литературной лирики и самостоятельная художественная деятельность детей.

Развлечения.

Одной из форм приобщения дошкольников к пейзажной живописи являются развлечения. Структура может быть следующей (разберем на примере одного из них). Развлечение «Как прекрасен наш мир» может состоять из следующих моментов:

§ эмоциональный рассказ воспитателя о картинах одного или нескольких художников, о волшебном мире красок (такой рассказ лучше воспринимается на фоне музыки, что усиливает эмоциональное воздействие на детей);

§ выставка репродукций картин;

§ конкурс на лучший рассказ ребенка о понравившейся картине;

§ проведение игры «Музыка и картина», в которой дошкольники упражняются в соотношении музыкального произведения с настроением, выраженным в картине;

§ викторина о картинах и их художниках;

§ мысленное создание детьми собственной картины по названию, данному картине художника.

Для работы по проблеме введения пейзажной живописи, как педагогического средства, существует определенный объем знаний, умений и навыков, предусматриваемый альтернативными программами. Для анализа были изучены следующие программы:

§ Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логвинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб, 1996;

§ Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. Т.С. Комаровой. – М., 2005.

Детство.

Старший дошкольный возраст.

ü Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;

ü Способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним свое отношение;

ü Подводить детей к пониманию того, что пейзажная живопись отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать внимание детей на то, что пейзаж окружает нас всюду, он доставляет людям радость и удовольствие. К нему следует бережно относиться;

ü Знакомить детей с разными видами пейзажа, представления о которых у них углубляются и расширяются;

ü Учить видеть особенности и отличительные черты пейзажа и его видов;

ü Дети знакомятся с художественной профессией пейзажиста, с индивидуальной манерой некоторых пейзажистов;

ü Через художественные образы, обращенные в чувства и к сердцу, дети приобретают ориентацию в общечеловеческих ценностях;

ü Продолжать развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия «насмотренности» подлинно художественных произведений пейзажной живописи, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного, включать познанное – через искусство и ознакомление с окружающим – в собственную эстетическую и художественную деятельность.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 205.