Другими сторонами воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой цивилизованного развития. В образовании как явле­нии цивилизации происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности.

Древом, питающим творчество, духовной ценностью называл культуру Н.К.Рерих, который видел назначение культуры в сохранении основ образования, называя ее священным оплотом человечества, и мечтал о том, что она войдет в каждодневный обиход хижины и дворца. Он писал: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты» [].

В современных условиях одна из причин дефицита духовности видится в от­чуждении культуры от личности, когда культура перестает оказывать эффектив­ное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность переста­ет испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями. По справедливому замечанию М.С. Кагана, педагогика оперирует понятиями образо­вание, воспитание, обучение, а понятие культуры не используется в качестве кате­гории формирования человека в детстве. Индивидуально-творческое развитие лич­ности невозможно вне связи понятий ребенок и культура. Именно культура вы­ступает связующим фактором между социальным и генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного общества. Для того чтобы образова­ние в современной цивилизации предстало как явление культуры, педаго­гической науке следует осмыслить понятие культуры.

Термин культура своими корнями уходит в древний Рим, в частности Марк Цицерон определял понятие культуры как «возделывание», «обработка», что делает ее изначально сходной с педагогикой по своей функции. В различные исторические эпохи и цивилизации философы осмысливали понятие культуры. В немецкой философии XVIII в. ученые подходили к трактовке культуры с раз­личных сторон, выделяя, однако, два ярко выраженных оттенка: материальное достояние и внутреннее духовное богатство личности, обозначенное словом образование.

И. Нидерман отмечает, что культура - это возделывание чего-либо- души, ума, развития, а И.Гердер напрямую связывает культуру с просвещением и ви­дит в ней силу, которая заключена в сплачивании людей. Культура, по Канту, является «деянием», «созиданием через свободу», силой, дисциплинирующей ра­зум. Культура, по Фихте, выражает человеческое стремление к свободе, свобод­ному созиданию. Культура есть совокупность упорядоченности и нравов, это цель человеческого рода, стремящегося стать выше природы с помощью науки, искусства, труда и досуга посредством расшифровки знаково - символической системы как средства их создания. Для Шиллера культура - условие бытия и совершенствования человека. Культура представляет человеку условия для реа­лизации его желаний, а регулятором гармонии человека и культуры выступает искусство. В. Вундт связывает первоначальный смысл слова культура с заботой, направленной на облагораживание и очищение жизни. Американский куль­туролог Л.Уайт понимает культуру как особое общественное явление, опери­рующее символами. Способность человека понимать эти символы создает воз­можность закреплять, увеличивать, передавать от поколения к поколению человеческий опыт. Интерес вызывает мысль Л.Уайта о том, что речь, сознание, поведение, взаимоотношения людей регулируются культурой.

М.С.Каган понимает культуру как целостный системный взгляд на ве­щи, способность видеть в разнообразии множества взаимосвязанных элементов специфические образования, а также как способ деятельности человека, состоя­щей из двух граней и трех слоев (материальная, духовная и художественная культура). Характеризуя строение духовной культуры, М.С.Каган отмечает наличие в ней продуктов познавательной и ценностноориентационной деятель­ности. Выделение художественной культуры он обосновывает тем, что искусст­во обладает уникальной культурогенной способностью образовывать вокруг себя относительно автономную сферу всех видов человеческой деятельности (преобразовательной, познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной), что представляет для нас научный интерес. На этих же пози­циях стоит и Г.Н.Волков: «...культура - это то созданное и накопленное челове­чеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему раз­витию (культивированию!), приумножению созидательных, творческих воз­можностей, способностей общества и личности или, иначе говоря, экономиче­скому, социальному, политическому» [].

Понимание культуры как формирование и реализация сущностных сил че­ловека в процессе его социальной деятельности, как изменение человека, ста­новление его творческой самодеятельности отражено в работах В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова и В.М. Межуева. Культуру В.М. Межуев опре­деляет как деятельность и саморазвитие человека: «Культура представляет собой деятельностно - практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно и социально детерминированного деятель­ного существования» [].

Ю.Б. Борев трактует культуру во взаимосвязи с понятиями «цивилизация», «искусство», где культуру определяет как деятельность, а ее продукт считает социальной памятью человека, сохраненной посредством знаков и символов. «Культура – «вторая природа», рукотворная природа и процесс ее производства. Культура - средство организации социума, способ производства человеком са­мого себя как духовного существа, способ развития сущностных сил человека».

Существует взгляд на культуру как ценность, выполняющую межпоколен­ную трансмиссию. Согласно точке зрения Э.А.Орловой, культура фиксирует человечески - содержательный аспект общественных отношений, представлен­ный в процессе производства предметами, знаниями, символическими си­стемами, набором ценностей, способов деятельности и взаимодействий индивидов, механизмами организации и регуляции их связей с окружением. При таком подходе культура понимается как процесс, результат. Культура содержит человеческие ценности: нравственные, эстетические. В них в концентрированном виде проявляется опыт народа, поэтому ценности культуры определяют образ и стиль жизни людей, характер восприятия жизни, состав­ляют своеобразную мотивационную основу человеческого поведения.

В концепции культуры как специфического способа человеческой деятель­ности система ценностей рассматривается как очень важный компонент той универсальной технологии, благодаря которой осуществляется активность лю­дей в процессе функционирования и развития их общественной жизни. Э.В.Соколов отмечает и личную значимость культурных ценностей, направ­ляющих духовную и практическую деятельность человека: экспрессивную, адаптивную, защитную, познавательную и внутренней координации.

Л.С. Сысоева, изучая механизм взаимодействия личности с культурой, выде­ляет три, на ее взгляд, важных отношения: во-первых, личность усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия; во-вторых, она функцио­нирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей и, в-третьих, создает культуру, будучи субъектом культурного творчества. В зави­симости от того, какую культуру усваивает ребенок, и какие ценности он выра­жает, происходит и становление его личности. Феномен культуры, в понима­нии В.С. Библера, представлен как всеобщность духовного образа жизни. Поня­тие культуры трактуется в трех, переходящих друг в друга и обосновывающих друг друга, всеобщих определениях.

1. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различ­ных прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и взаимопорож­дения этих культур.

2. Культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте лично­стей, самодетерминации жизни, сознания, мышления, форма свободного ре­шения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей от­ветственности.

3. Культура - это изобретение «мира впервые», она как бы порождает мир, бытие предметов, людей, свое собственное бытие.

«Определение культуры как особой формы общения культур - это грань всеобщей логической идеи диалога логик. Определение культуры как феноме­на самодетерминации - это грань всеобщей идеи и трансдукции» (взаимоперехо­да и взаимообоснование логик). Идея культуры как «мира впервые» - это грань коренной всеобщей логической идеи логики парадоксов, идея логики начала ло­гики», - отмечает В.С. Библер.

Исходными теоретическими положениями в создании программ и техноло­гий развития дошкольников явилась взаимосвязь образование - культура - ис­кусство - личность. В.С. Библер утверждает, что бытие в культуре, общение в культуре есть общение и бытие на основе произведения, в идее произведения, что: «Только в произведениях культуры индивид может жить и развиваться и изменяться» через общение «разумение (актуализацию) всеобщего бытия: бытия мира, бытия людей, собственного бытия, - собственного события с миром и людьми». Общение через произведение является характерной чертой для куль­туры, где она реализует себя как культура, осуществляет общение индивидов как личностей.

Развивая концепцию диалогики культуры, В.С. Библер опирается на принципы дополнительности и соответствия, суть которых заключена в един­стве взаимоисключения и взаимопредполагания, взаимообратимости, единстве субъекта, переводящего одну ипостась в другую, одно определение - в другое. В контексте единой диалогики сосуществуют, взаимоотрицают и взаимодопол-няют друг друга две логики. Это позволило В.С. Библеру выделить интегрально очерченное сосредоточение различных духовных спектров, духовных все-общностей: «горизонтальных» - смещение и сближение современных культур и «вертикальных» - европейская линия культурного восхождения. Это взаимопри­тяжение и взаимоисключение есть современная черта культуры.

Воспитание в культурологическом смысле есть путь обретения некоторой ценностной системы и ее аксессуаров. Таким образом, мы можем рассматривать воспитание как формирование определенной ценностной системы, обретение подходящей для данной личности эмоционально-ценностной ориентации.

Процесс воспитания – один из важнейших в любой культуре, потому что именно в нем ребенок усваивает культурные навыки, приобщается к определенному социуму, осознает свое место в мире, понимает, что такое хорошо и что такое плохо.

Культурологическое развитие состоит в том, что со временем культура личности начинает играть все более важную роль и все более индивидуализируется.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.