Что нужно сделать для того, чтобы применять льготные режимы налогообложения. Для начала нужно соблюсти два обязательных условия:
· Пройти государственную регистрацию
· Встать на налоговый учет
Согласно действующему законодательству крестьянские (фермерские) хозяйства являются физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть любой дееспособный гражданин Республики Казахстан, достигший 18 лет. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства представляет его интересы в отношении с организациями, гражданами и государственными органами и осуществляет гражданско-правовые сделки, не запрещенные законом. В случае смены главы крестьянского (фермерского) хозяйства его члены общим заявлением извещают об этом органы, зарегистрировавшие хозяйство. На имя правопреемника выдается государственный акт на право землепользования в соответствии с земельным законодательством. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства создается на добровольных началах и считается созданным с момента государственной регистрации права землепользования.
Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки предоставляются (передаются) на праве постоянного или временного безвозмездного землепользования.
Получив и зарегистрировав земельный участок, необходимо пройти процедуру государственной регистрации налогоплательщика.
Государственная регистрация граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, носит
явочный характер и заключается в постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя в территориальном налоговом органе:
· по месту жительства гражданина
· по месту нахождения или регистрации объекта налогообложения
· по месту осуществления предпринимательской деятельности
Для постановки на регистрационный учет глава крестьянского (фермерского) хозяйства подает заявление в соответствующие налоговые органы, в составе сведений, предоставляемых для регистрации, указывается в обязательном порядке свою фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, адрес места жительства, данные удостоверения личности, выданного МВД РК.
Налоговым Кодексом установлена норма, согласно которой при изменении регистрационных данных, указанных крестьянским (фермерским) хозяйством в заявлении о постановке на регистрационный учет, налогоплательщик обязан сообщить об этом в налоговый орган в течение 10 рабочих дней с момента изменения таких данных.
Одной из особенностей применения специальных налоговых режимов для сельскохозяйственные товаропроизводителей является то, что возможность применения данных налоговых режимов предоставляется только по местонахождению земельного участка после постановки на регистрационный учет в налоговом органе по местонахождению земельного участка (по месту осуществления деятельности).
После этого крестьянское (фермерское) хозяйство должно выбрать режим осуществления расчетов с бюджетом, то есть режим налогообложения. Ему на добровольной основе предлагается выбрать либо общеустановленный режим налогообложения, либо специальный налоговый режим.
В соответствии с действующим законодательством крестьянское (фермерское) хозяйство может выступать в формах:
· крестьянского хозяйства, в котором предпринимательская деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной собственности
· фермерского хозяйства, основанного на осуществлении личного предпринимательства
· фермерского хозяйства, организованного в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной хозяйственной деятельности
Крестьянским (фермерским) хозяйством признается семейно-трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также с переработкой и сбытом продукции. В крестьянском (фермерском ) хозяйстве любой организационной формы, будь то совместное предпринимательство или простое товарищество, есть лицо, уполномоченное представлять интересы хозяйства- это глава крестьянского (фермерского ) хозяйства. Крестьянское (фермерское) хозяйство в соответствии с действующим законодательством и Налоговым кодексом Республики Казахстан освобождается от уплаты сбора за государственную регистрацию хозяйства.
Учитывая, что создание крестьянского (фермерского) хозяйства напрямую связано с земельным участком, в Налоговом кодексе присутствует норма, по которой право применения специального налогового режима для указанной категории, предоставляется при наличии у хозяйства на праве землепользования и на праве частной собственности земельного участка (земли, занятые под используемыми в сельхозпроизводстве зданиями, сооружениями и т. п.)
Прежде всего, необходимо отметить, что основным условием применения налогового режима для крестьянских (фермерских) хозяйств является то, что налогоплательщик занимается производством сельскохозяйственной продукции, переработкой сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализацией.
Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции. Право применения специального налогового режима предоставляется крестьянским (фермерским) хозяйствам при наличии земельных участков на праве частной собственности и на праве землепользования (включая право вторичного землепользования). Крестьянские (фермерские) хозяйства вправе самостоятельно выбрать данный специальный налоговый режим или общеустановленный порядок налогообложения.
Для применения специального налогового режима крестьянские (фермерские) хозяйства ежегодно, в срок не позднее 20 февраля, представляют в налоговый орган по местонахождению земельного участка заявление по форме, установленной уполномоченным государственным органом.
Непредставление налогоплательщиком заявления к указанному сроку считается его согласием осуществлять расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, образованные после 20 февраля, представляют заявление на право применения специального налогового режима в день получения Свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Крестьянские (фермерские) хозяйства, применяющие специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога не являются плательщиками следующих видов налогов: индивидуального подоходного налога с доходов от деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, на которую распространяется данный специальный налоговый режим; налога на добавленную стоимость - по оборотам от осуществления деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;
земельного налога по деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим; налога на транспортные средства по объектам обложения в пределах нормативов потребности, установленных Правительством Республики Казахстан (один легковой автомобиль, грузовые автомобили, непосредственно используемые в процессе производства с суммарной мощностью двигателей в размере 1000 кВт на 1000 га пашни).
При осуществлении видов деятельности, на которые не распространяется специальный налоговый режим, плательщики единого земельного налога обязаны вести раздельный учет доходов и расходов (включая начисление заработной платы), имущества (в том числе транспортных средств) и производить исчисление, представление налоговой отчетности и уплату соответствующих налогов и других обязательных платежей в бюджет по таким видам деятельности в общеустановленном порядке.
Существует ошибочное мнение, согласно которому применение специального налогового режима освобождает от ведения учета, включая бухгалтерского. Применение специального налогового режима предполагает ведение упрощенного налогового учета, а не освобождения от ведения бухгалтерского учета.
Пример: КХ «Сыргели» занимается производством продукции растениеводства- выращиванием зерновых, фруктов и плодовых , а также переработкой сельхозпродукции собственного производства- у хозяйства есть мельница, кондитерский цех, плодоконсервный мини-завод, на котором производят переработку фруктов и плодовых, вплоть до изготовления крепленных соков и виноматериалов. В данном случае получается, что деятельность хозяйства по производству плодовых относиться к льготируемому виду деятельности, как и собственная переработка плодовых культур, но производство крепленого сока, виноматериала, вин из плодовых культур относится к производству, а также к переработке подакцизных товаров.
Базой для исчисления единого земельного налога является оценочная стоимость земельного участка.
Определение оценочная стоимость земельного участка производится в порядке, определенном земельным законодательством Республики Казахстан. Исчисление единого земельного налога производится путем применения ставки 0,1 % к оценочной стоимости земельного участка.
Пример: КХ «Арман». Данное крестьянское хозяйство расчеты с бюджетом осуществляет на основе уплаты единого земельного налога. Основной вид деятельности выращивание зерновых культур, имеет свою мельницу и соответственно занимается переработкой сельскохозяйственной продукции собственного производства. Согласно акта определения оценочной стоимости земельного участка стоимость составляет 1552,4тыс.тенге х0,1%= 1552 тенге. Сумма земельного налога подлежащего уплате в бюджет составит 1552 тенге.
Исчисленная сумма единого земельного налога производится в соответствующий бюджет по местонахождению земельного участка в два срока:
· текущий платеж уплачивается в срок не позднее 20 октября текущего налогового периода
· окончательный расчет по единому земельному налогу производится в срок не позднее 20 марта налогового периода, следующего за отчетным.
Пример: КХ «Арман» исчисленную сумму земельного налога подлежащего уплате в бюджет т.е. 1552 тенге уплатит следующим образом: текущий платеж уплачивается в срок не позднее 20 октября текущего налогового периода в сумме 776 тенге;
окончательный расчет по единому земельному налогу производится в срок не позднее 20 марта налогового периода, следующего за отчетным в сумме 776 тенге;
В первый срок уплаты плательщики единого земельного налога уплачивают текущий платеж в размере не менее ½ общей суммы единого земельного налога, исчисленного в декларации по единому земельному налогу за предыдущий налоговый период. Плательщики единого земельного налога, образованные до 20 октября, а также действующие налогоплательщики- при изменении базы для исчисления налога, производят уплату текущего платежа в размере не менее ½ части суммы налога, исчисленного в расчете текущего платежа по единому земельному налогу. Плательщики единого земельного налога, образованные после 20 октября, вносят общую сумму налога, подлежащего уплате за текущий налоговый период, в срок не позднее 20 марта года, следующего за отчетным.
Крестьянские (фермерские) хозяйства исчисляют и уплачивают единый земельный налог за фактический период владения земельным участком на праве землепользования (с учетом изменения объекта обложения).
Рассматривая особенность налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств следует отметить и особенность налогообложения при передачи (получении) земельного участка в аренду, которая предусматривает что при передаче крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка в аренду другому крестьянскому (фермерскому) хозяйству каждая из сторон исчисляет единый земельный налог, по такому земельному участку исходя из фактического периода пользования земельным участком, указанного в договоре аренды. Период пользования арендатором определяется, начиная с месяца, следующего за месяцем получения земельного участка в аренду. При этом по доходам, полученным от передачи земельного участка в аренду, крестьянское (фермерское) хозяйство исчисляет и уплачивает налоги в общеустановленном порядке. При передаче крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка в аренду налогоплательщику, не являющемуся плательщиком единого земельного налога, обязательство по исчислению и уплате единого земельного налога по такому земельному участку сохраняется за крестьянским (фермерским) хозяйством.
По доходам, полученным от передачи земельного участка в аренду, крестьянское (фермерское) хозяйство исчисляет и уплачивает налоги в общеустановленном порядке.
При этом уплаченная сумма единого земельного налога в пределах начисленной, по такому земельному участку относится на вычеты при определении налогооблагаемого дохода. Плательщики единого земельного налога ежегодно, в срок не позднее 15 марта текущего налогового периода, представляют в налоговые органы по местонахождению земельных участков декларацию по единому земельному налогу за предыдущий налоговый период.
Плательщики единого земельного налога в срок не позднее 15 марта первого года применения данного специального налогового режима представляют следующие документы:
· расчет текущего платежа по единому земельному
· налогу на текущий налоговый период
· копию акта на право землепользования или решение местного исполнительного органа о предоставлении права землепользования, заверенную нотариально или сельскими исполнительными органами в течении тридцати дней с момента получения
· копию акта определения оценочной стоимости земельного участка, выданного уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, заверенную нотариально или сельскими исполнительными органами.
При отсутствии акта оценочная стоимость земельных участков определяется исходя из оценочной стоимости 1 гектара земли в среднем по району по данным, предоставленным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами;
· сведения о найме работников на предстоящий налоговый период с обязательным указанием данных, необходимых для расчета сумм социального налога
Вновь образованные налогоплательщики, выбравшие данный специальный налоговый режим, представляют расчет текущего платежа по единому земельному налогу и документы вышеназванные в течении тридцати календарных дней после подачи заявления на право применения специального налогового режима.
В случае ликвидации или реорганизации плательщик единого земельного налога обязан представить декларацию за истекший налоговый период в пятнадцатидневный срок после подачи в налоговый орган заявления о прекращении деятельности или реорганизации. Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств помимо единого земельного налога предусматривает некоторые особенности исчисления, уплаты и предоставления налоговой отчетности по отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет таких как, социальный налог, платежи за загрязнение окружающей среды, платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников и т.д. Плательщики единого земельного налога ежемесячно исчисляют суммы социального налога по ставке 20% от МРП за каждого работника, включая главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства
Кроме того, плательщики единого земельного налога обязаны исчислять и производить уплату в бюджет платежей за загрязнение окружающей среды, в случаях пользования водными ресурсами поверхностных источников и плату за пользование водными ресурсами поверхностных источников. Уплата исчисленных сумм социального налога, индивидуального подоходного налога удерживаемого у источника выплаты, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, платежей за загрязнение окружающей среды и платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников производят в сроки, предусмотренные для уплаты единого земельного налога, в следующем порядке:
· в срок не позднее 20 октября текущего налогового периода уплачиваются суммы, исчисленные за период с 1 января до 1 октября;
· в срок не позднее 20 марта налогового периода, следующего за отчетным, уплачиваются суммы, исчисленные за период с 1 октября по 31 декабря
Плательщик единого земельного налога, выбрав данный специальный налоговый режим, не имеет права на изменение выбранного режима налогообложение в течение всего года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реформы по рыночному преобразованию социально-экономического развития Казахстана привели к глубокому кризису в экономике, большим диспропорциям в экономическом и социальном развитии регионов, существенной дифференциации доходов населения и ухудшению социально- экономического положения большей части населения страны. В результате рыночных реформ исчезла заложенная в советское время тенденция развития регионов, произошла существенная дифференциация доходов населения, и ухудшение социально-экономического положения большей части населения.
Недостаточно исследована проблема налогового регулирования доходов физических лиц в теоретическом плане.
Для результативного проведения налоговой политики, государству необходима стройная система организационных мероприятий, нацеленных на управление налоговыми отношениями. Одним из главных механизмов налоговой политики, направленных на регулирование этих отношений, является налоговое администрирование, приоритетным элементом которого является налоговый контроль. В исследовании выделены ключевые направления работы налоговых служб, способствующие выполнению основных целей и задач современной государственной политики налогообложения доходов физических лиц в РК, определены методы выявления объектов налогообложения.
Договор об отчуждении СНГ требует осмысления новых подходов к интеграционному взаимодействию, а также предопределения государственными органами и уставными органами СНГ определенных правовых проблем.
Прежде всего, это касается вопросов правового обеспечения функционирования, как самого СНГ, так и введения в действие актов его уставных органов.
Практически все эти проблемы связаны с необходимостью принятия национальных актов, внесения изменений и дополнений в национальные законодательства государств-учредителей, то есть их гармонизацией, которая должна стать важнейшим элементом реализации прав стран Содружества.
Аппарату Исполкома СНГ в целях создания эффективного механизма правового обеспечения интеграционного экономического взаимодействия необходим концептуальный системный подход к гармонизации национальных законодательств.
Стержнем концепции должна явиться добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессах сближения, гармонизации и унификации законодательства.
В этой связи необходимо определиться в содержании используемых терминов.
Сближение- выработка общего курса государств в определенной сфере правоотношений на определенном этапе интеграционного взаимодействия.
Гармонизация – согласование общих подходов и концепций, совместная разработка правовых принципов и отдельных решений.
Унификация – введение в действие общеобязательных единообразных юридических норм и правил.
Применение того или иного термина зависит, прежде всего, от глубины и многообразия интеграционных связей. Не вызывает сомнений, что процессы гармонизации, происходящие в рамках межгосударственной экономической интеграции, должны осуществляться согласованно, последовательно и синхронно. Это диктует, в свою очередь, необходимость системного подхода к работе по гармонизации национальных законодательств.
К основным принципам гармонизации в принятых документах следует отнести:
- согласованность правового регулирования;
- синхронность принятия гармонизированных актов;
- последовательность этапов гармонизации;
- приоритетность международных договоров над национальным законодательством.
Совершенно очевидно, что процесс гармонизации должен осуществляться поэтапно. На наш взгляд, можно выделить пять основных этапов.
Первый этап – определение требующих гармонизации отраслей законодательства; сфер – в рамках отдельной отрасли и проблемных вопросов.
Второй этап – проведение сравнительно-правового анализа, результатом которого станет третий этап – определение согласованных перечней национальных законодательных и иных нормативно- правовых актов, подлежащих гармонизации.
Четвертый этап – синхронное принятие гармонизированных актов.
Пятый этап – контроль над реализацией решений по вопросам гармонизации.
Основаниями гармонизации служат заключенные международные договоры, решения органов управления Содружества, собственная инициатива государств, а также Основы законодательства и типовые законодательные Межпарламентской Ассамблеи (МПА).
В соответствии с заключенными международными договорами, соглашениями, а также решениями органов управления интеграцией налоговое законодательство следует рассматривать как одно из первоочередных направлений гармонизации.
Формирование налоговой политики возложено на министерство финансов, экономики и налоговые службы Сторон. Их совместная деятельность направлена на создание однородного правового пространства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Раздел І . Законодательно-нормативные акты:
1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева «Казахстан 2030. Процветание,
безопасность, улучшение благосостояния всех казахстанцев».
2. Налоговый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других
обязательных платежах в бюджет» по состоянию на 1 января 2003 г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации.- М.: Ось- 89, 2001г.
4. Раздел ІІ . Научная, специальная и учебная литература:
5. Архипов И.Г. Земельное право РК / Учебное пособие Алматы 1999 г.
6. Ермекбаева Б.Ж., Лесбеков Г.А. Основы налогообложения / учебное пособие. Алматы, 2002 г.
7. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. проф. Князева В.Г., проф. Черника Д.Г. 2-е издание, перераб. и доп.- М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.
8. О проблемах трансформации форм собственности в сельском хозяйстве:
9. Круглый стол//Государство и право. М., 1999. № 3. С. 110.
10. Худяков А.И., Бродский Г.М.«Теория налогообложения»Алматы 2002
11. Худяков А.И. «Налоговое право РК» /Алматы 1999 г.
12. Худяков А.И., Наурызбаев Н.Е. «Налоги: понятия, элементы,
установление, виды.» / Алматы, 1998 г.
13. Черник Д.Г. «Налоги» / Москва, 2000 г.
14. Индивидуальный бизнес в Республике Казахстан / Практическое пособие. Алматы, 2002 г.
15. Умбиталиев А.Д. «Налогообложение в сельском хозяйстве: теория,
практика, развитие» /Алматы 2001г.
16. Шварц П.Г. «Налогообложение недвижимости физических лиц: Практическое пособие», 1998.
17. Шварц П.Г. «Единый налог: проблемы применения», 1999.
18. Бобоев М.Р., Тютюрюков Н.Н., Мамбеталиев Н.Т. «Налоговые системы зарубежных стран: содружество независимых государств», Москва 2002г.
Раздел ІІІ . Подписные издания:
19. Бюллетень: Финансы и право/ выпуск №10(104) 3-9.03.2003 г.
20. Бюллетень: Финансы и право/ выпуск №7(101) 10-16.02.2003 г.
21. Бюллетень: Финансы и право/ выпуск №14(108) 31.03-6.04.2003 г.
22. «Каржы каражат» /Финансы Казахстана № 1-2 2000г.
23. «Каржы каражат» /Финансы Казахстана №6 2002 г.
24. «Каржы каражат» /Финансы Казахстана №5 2001 г.
25. «Саясат» №9-10 (сентябрь-октябрь) 2002 г.
26. «Земельный налог: формы, ставки, порядок исчисления» - экономико-
правовой бюллетень.
27. Налоговые системы государств – членов Евразийского экономического сообщества: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., профессора А.З. Дадашева- М.: Налоговый вестник, 2002 г.
28. Имашев Б. Развитие малого и среднего бизнеса - основа развития государства // Фемида. - 2000. - №2. - с.34
29. Вестник налоговой службы РК №8 (август) 2003 г.
30. Вестник налоговой службы РК №9 (сентябрь) 2002 г.
31. Налоговое законодательство Республики Армения.- Ереван: Налоговый и таможенный вестник, 2003 г.
32. Потапова М. Проблемы и переходы на специальный налоговый режим //Малый и средний бизнес в Казахстане. – 2002 г. - №2. ноябрь – с.11.
33. Сумар К.А., Мамбеталиев Н.Т. Налоговая система Республики Беларусь // Налоговый вестник, - 2002. – №8.
34. Какимжанов З.Х., Мамбеталиев Н.Т. Реформирование налоговой и таможенной системы РК. // Налоговый вестник. – 2003. - №7.
35. Журнал «Налоговый вестник», 2004 г
Приложение 1
Дата: 2019-05-28, просмотров: 174.