Принципы взимания индивидуального подоходного налога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Доходы  физических лиц, взимаемых у источника выплат   

1.1. Принципы взимания индивидуального подоходного налога

1.2.Необходимость  налогового регулирования доходов физических лиц

1.3. Зарубежная практика налогообложения с населения, взимаемых у источника выплат

Глава 2. Налогообложения доходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в Республики Казахстан

2.1. Необходимость введения упрощенной формы налогообложения

2. 2.Практика  налогообложения сельскохозяйственных

товаропроизводителей - юридических лиц

2.3. Особенности налогообложения сельскохозяйственных

 товаропроизводителей – крестьянских (фермерских) хозяйств

Заключение

Список использованных источников

Приложения



В ВЕДЕНИЕ

Среди элементов государственного регулирования рыночной экономики наиболее сложной и запутанной для Казахстана оказалась налоговая система. Она связана с формированием финансовых ресурсов на различных уровнях, в том числе формирование бюджета, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, определяет характер взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов экономики.

Новизна работы состоит в обосновании теоретических и методических положений, позволяющих разработать эффективный механизм налогообложения доходов физических лиц в условиях их огромной дифференциации, и направленный на переложение налогов с малоимущих слоев населения на лиц с высокими доходами.

Налоговая система РК находится в постоянном поиске, что свидетельствует о ее недостатках и нерешенности многих ее проблем. Новый этап формирования рыночной экономики диктует необходимость реформирования сложившейся за 10 лет налоговой системы. Однако введенный поэтапно Налоговый кодекс РК постоянно нуждается в совершенствовании и корректировке, поэтому каждый год в налоговое законодательство вводятся изменения и дополнения.

Выравнивание чрезмерно низких и высоких доходов, доходов от трудовой деятельности и иной коммерческой деятельности, доходов от основной работы и прочих единовременных доходов и ряд других положений действующей системы налогообложения доходов физических лиц нарушает классические принципы налоговой системы.

 Анализ действующей системы налогообложения доходов физических лиц показывает также наличие множества других недостатков, создающих теоретические и методологические проблемы в этой области налогообложения.

Целью дипломной работы является исследование и совершенствование налогового механизма государственного регулирования доходов физических лиц в условиях большой их дифференциации и ухудшения социально-экономического положения значительной части населения региона. В соответствии с вышеизложенной целью в данной дипломной работе поставлены следующие основные задачи:

- анализ состояния социально-экономического положения населения региона в условиях ослабления механизма государственного регулирования доходов;

- выявление тенденций в формировании доходов населения как объекта налогового регулирования;

- исследование роли налогового механизма в регулировании социально-экономического развития;

- анализ состояния налогообложения физических лиц и выявление ее недостатков;

- обоснование необходимости дифференциации налогообложения доходов физических лиц в зависимости от величины и источника формирования доходов;

- разработка предложений по совершенствованию системы налогообложения с физических лиц.

    Предметом исследования является экономический механизм государственного налогового регулирования доходов физических лиц и налогов на собственность.

    Объектом исследования является современная налоговая система Республики Казахстан.

              К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:

- на основе статистического анализа состояния экономики и социально- экономического положения населения выявлены тенденции в формировании доходов физических лиц и обоснована необходимость их государственного

регулирования;

- исследована регулирующая роль налогов как механизма обеспечения социальной справедливости и перераспределении доходов населения;

- изучен зарубежный опыт налогообложения физических лиц на примере России, Республики Беларусь, Армения и выявлены возможные направления его использования в условиях Казахстана;

- разработан механизм налогообложения физических лиц, обеспечивающий социальные гарантии для малообеспеченного населения и перекладывающий налоговый пресс на граждан с высокими доходами;

- систематизированы налоговые льготы и предложены пути повышения их эффективного применения.


ГЛАВА 1. ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЗИМАЕМЫХ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТ   


Физических лиц.

Международный опыт функционирования налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой подтверждает, что наиболее крупной доходной статьей зарубежных бюджетов является подоходный налог с населения, уплачиваемый по прогрессивной шкале. Его влияние на реальный уровень жизни физических лиц и выравнивание их доходов имеет важное экономическое и социальное значение. Нерешенные на протяжении многих лет проблемы функционирования налоговой системы явились следствием проводимой в нашей стране налоговой политики, носящей ярко выраженный фискальный характер. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование современной государственной политики налогообложения доходов физических лиц в Казахстане.

В условиях перехода от административно- командных методов управления к экономическим, возрастает роль и значение налогов, как одного из инструментов регулирования рыночной экономики и стимулирования развития предпринимательской деятельности, главного источника наполнения доходов бюджетов страны, регионов, механизма перераспределения доходов физических лиц, инструмента стимулирования и развития приоритетных отраслей хозяйства. Возникновение налогов обусловлено объективными экономическими и социальными условиями развития общественного воспроизводства, необходимостью концентрации достаточных финансовых ресурсов для функционирования государства как политической надстройки, стоящей над обществом.

Анализ современных подходов к определению понятия и сущности налогов позволили сделать следующий вывод, что налог есть категория многоаспектная, носящая в себе не только правовое или экономическое, но и социальное значение. В много сформулированы квалифицирующие признаки налогов и уточнена дефиниция «налог», как обязательный, законодательно установленный платеж, безвозмездно и безэквивалентно взимаемый с физических лиц в бюджет и внебюджетный фонд, предназначенные для реализации экономической и социальной политики государства.

Являясь политико-правовым субъектом, проводя соответствующую финансовую политику, государство перераспределяет денежные элементы стоимости в налоговые доходы, устанавливает наиболее приемлемые для конкретных экономических условий формы организации налоговых отношений, группируя их в систему. В своей деятельности государство, во-первых, выступает регулятором общественных отношений, обеспечивающих издание законодательных актов, а также создание организационных и распорядительных структур, призванных защищать и развивать экономические и социальные устои общества, мобилизация средств, для содержания которых, осуществляется посредством взимания налогов. Во-вторых, государство должно максимально обеспечивать эффективное развитие общества, что создает возможность использования налогов в качестве инструмента косвенного стабилизационного воздействия на экономическую, социальную и политическую ситуации в целях ее качественного улучшения.

Налоговая политика, являясь надстроечной категорией, обусловлена экономическими отношениями, сложившимися в обществе. Она выступает составной частью финансовой политики и оказывает серьезное воздействие на социально-экономическое развитие страны. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий могут создаваться благоприятные условия для развития экономики, в других – происходит ее торможение.

Налоги, будучи экономической категорией и являясь специфическим инструментом реализации политики государства в его взаимодействии с налогоплательщиками, призваны, как обеспечивать доходы бюджета, так и регулировать экономику в целом. Отсюда, по моему мнению, вытекает наиболее полное внутреннее содержание налоговых отношений, подчеркивающее их тройственный характер (правовой, экономический, социальный) и общественное предназначение, проявляющееся через две функции: фискальную и регулирующую.

Наиболее существенное влияние на социально-экономическое развитие страны, повышение реального уровня жизни населения государство оказывает посредством проведения налоговой политики и установления соответствующей ей налоговой системы, которые трансформируются в зависимости от экономических, социальных и политических процессов, происходящих в обществе. В работе дана оценка основным этапам развития отечественной системы налогов с доходов физических лиц. Анализ эволюции налоговой системы в нашей стране показал преобладание в доходах консолидированного бюджета платежей с юридических лиц, в отличие от развитых зарубежных государств, где ведущее место занимают налоги на доходы населения.

Основными причинами низкого удельного веса налога на доходы физических лиц в Казахстане следует считать исторически сложившуюся тенденцию получения большинством населения низких доходов, зависящую, главным образом, от уровня развития экономики страны; небольшого удельного веса заработной платы в издержках производства; сокрытия официально выплачиваемой заработной платы; искусственного сдерживания тарифных ставок, должностных окладов и доплат в организациях, находящимся на бюджетном финансировании.

Существенное влияние на объем поступления данного налога оказывает снижение количества налогоплательщиков - физических лиц, зависящее от естественной депопуляции населения; падения рождаемости, увеличения смертности, старения нации, роста численности одиноких родителей и отсутствия миграционного прироста, требующее кардинального пересмотра и координации курса экологической, демографической, социальной и миграционной политики, с проводимым курсом экономической, в т.ч. налоговой политики, направленном на достижение эффективности налогообложения, и переноса, в конечном итоге, центра тяжести налоговой нагрузки и юридических и физических лиц, по аналогии с экономически развитыми государствами.

Очевидно, что прежде чем менять приоритеты налоговой политики и увеличивать «налоговый пресс» на граждан, необходимо решить вопрос увеличения доходов населения. Без этого все попытки изменить структуру налогов будут бессмысленны. Но объемы оплаты труда могут радикально измениться только тогда, когда будет усовершенствовано налогообложение юридических лиц, в том числе радикально пересмотрена в сторону снижения ставки единого социального налога.

Экономическое содержание налогов реализуется посредством его взаимосвязанных элементов, каждый из которых имеет свое самостоятельное правовое значение. Мною проанализирована структура формирования подоходного налога с физических лиц и налога на доходы физических лиц, исследована экономико-правовая регламентация элементов данных налогов и обоснован вывод, что вне зависимости от наличия элементов налога, последний считается законно установленным только при наличии тех элементов, которые указаны в законодательстве.

Проводя исследование элементов налога, следует, на мой взгляд, различать понятия объект и предмет налогообложения, которые не являются тождественными. Если объект налогообложения - юридический факт, применительно к подоходному налогообложению- доход, имеющий стоимостную характеристику (в денежной форме) или количественную характеристику (в натуральной форме), то предмет налогообложения- материальное явление, вещь, событие (жилой дом, товар, деньги, предпринимательская или иная самостоятельная деятельность и т.д.), который обусловливает объект налогообложения. Предмет налогообложения и объект налогообложения предопределяют иной обязательный элемент налога- налоговую базу, при этом отсутствие объекта налогообложения не может породить налоговую базу, как характеристику объекта, производную от него, и в этом случае налог вообще считается не установленным.

Действующая налоговая система предусматривает широкий набор налоговых льгот, выражающих цели проводимой налоговой политики. Основанием у государства в предоставлении налоговых льгот служит материально-имущественное и социальное положение плательщиков налогов и сборов, необходимость развития отдельных отраслей хозяйства, стимулирование научно-технического прогресса и пр. В то же время, налоговые льготы могут стать инструментом минимизации налогообложения доходов отдельных налогоплательщиков, нежели использоваться для улучшения условий жизни большинства населения. Характерным видом налоговых льгот, повсеместно применяемых в зарубежных налоговых системах, и аналогично предусмотренных в нашей стране, является необлагаемый минимум объекта налогообложения в форме стандартного налогового вычета, который может оказывать серьезное влияние на уровень доходов физических лиц и подчеркивать социальный смысл налогообложения.

На современном этапе развития нашей страны важное значение приобретает отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям формирования экономики государства рыночного типа. Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения нескольких взаимосвязанных проблем, зависящих напрямую от стратегических ориентиров налоговой политики и проводимой налоговой реформы. Основные задачи налоговой реформы направлены на существенное снижение и выравнивание налогового бремени, упрощение налоговой системы, совершенствование налогового администрирования.

Проведенный в дипломной работе анализ действующей налоговой системы позволил сделать вывод об увеличении в 2001 г. налогового бремени на налогоплательщиков.

Анализ систем налогообложения доходов физических лиц привел к выводу, что наиболее существенной для бюджета является, безусловно, подоходная система, исходя их охвата налогообложения большинства населения страны и объема поступающих платежей, удерживаемых, главным образом, налоговыми агентами. Однако, при сопоставлении эффективности взимания налогов, исчисляемых налоговыми органами, следует отметить, что максимальная налогоотдача с каждым годом имеющая тенденцию к росту, преобладает при системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Смещение акцента в сторону данной системы позволит укрепить доходную часть региональных и местных бюджетов и предотвратить уход плательщиков в «теневую» экономику.

Устойчивость налоговой системы всецело зависит от проводимого курса налоговой политики государства, соблюдения принципов налогообложения и основных начал законодательства о налогах и сборах. Проведенный в работе анализ нормативной базы позволил обосновать необходимость совершенствования порядка применения налоговых санкций, увязав его с тем ущербом, который был фактически нанесен бюджету. Если такового не было, либо он был незначителен, то целесообразно ограничиться введением такой нормы административного воздействия, как предупреждение. Современное административное законодательство предполагает достаточно жесткие санкции, что не стимулирует налогоплательщиков к легализации предпринимательской деятельности и доходов.

Действующая система налогообложения должна быть преобразована так, чтобы, выполняя свои фискальную роль, подоходный налог с физических лиц не перекладывал налоговую нагрузку на малоимущие слои общества, уровень доходов которых не превышает прожиточный минимум. Более того, налоговая система должна способствовать проявлению стимулов к производительному расходованию заработанных средств, когда заработанные средства направлялись бы не на роскоши отдельных категорий населения, а направлялись бы в виде инвестиций на производственное накопление. Такая схема должна включать элементы, которые, с одной стороны, обеспечивают справедливое налогообложение заработанных средств, а с другой – содержит антиинфляционный механизм их использования, создает заинтересованность у работников во вложении части своих полученных доходов в производство.

В основу предложений правительством налоговой системы положена малорегулируемая универсальная модель. Подобные модели действуют в развитых капиталистических странах, работающих в условиях налаженного и в определенной мере регулируемого свободного рынка. Экономика нашей страны еще не стабилизировалась, сохраняется тенденция роста цен, способствующая инфляционным процессам. Как следствие деформированной экономики резко дифференцированы доходы населения не только по социальным группам, но и по регионам.

В таких условиях универсальная система налогообложения доходов, действующая в Республике Казахстан малоэффективна. Необходима налоговая система, направленная на решение следующих задач:

- обеспечение максимального удовлетворения потребностей малоимущих слоев населения в товарах и услугах первой необходимости;

- перераспределение доходов и изъятие неоправданно высоких нетрудовых доходов в государственную казну.

Для регулирования этих вопросов в налогообложении доходов физических лиц мною предложена система, состоящая из следующих взаимодополняющих элементов:

а) дифференциация налогообложения доходов, имеющих различные источники образования;

б) установление стандартного налогового вычета, обеспечивающего удовлетворение минимальных потребностей населения в условиях инфляционной экономики;

в) налогообложение по прогрессивной шкале части заработной платы, превышающей минимальный прожиточный уровень;

г) ограниченная система налоговых льгот.

Прежде всего, необходима дифференциация налоговых ставок в зависимости от характера доходов. Нельзя облагать по единой ставке доходы от трудовой деятельности в виде фиксированной заработной платы и доходы от коммерческой, предпринимательской и иной нетрудовой деятельности.

В зависимости от источника образования все доходы в целях налогообложения следует разделить на три группы.

К первой группе следует относить все доходы, связанные с выполнением трудовых обязанностей и начисляемые организациями и индивидуальными предпринимателями и другими работниками согласно трудовых взаимоотношений.

Вторая группа доходов должна объединять доходы от предпринимательской деятельности, включая доходы крестьянских (фермерских) хозяйств, доходы от реализации продукции подсобных домашних хозяйств и т.д.

И, наконец, третья группа доходов представляет собой нетрудовые (инвестиционные) доходы от владения собственностью. К ним относятся дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, проценты по банковским вкладам и ряд других.

Налогообложение первой группы доходов должно осуществляться по отдельной шкале налоговых ставок, дифференцированных в зависимости от величины дохода. Она предназначена для взимания налога с доходов, полученных при осуществлении трудовой деятельности. Основной показатель такой деятельности- это реализация труда. Для этой шкалы также предлагается прогрессивное налогообложение в зависимости от величины заработной платы.

Вторая группа доходов формируется в процессе предпринимательской деятельности согласно действующему законодательству. Ставка налогов по таким доходам должна быть несколько выше, чем минимальная ставка налогообложения заработной платы по месту основной работы. При этом в основе налогообложения таких доходов должен быть положен механизм, предусмотренный для юридических лиц, занимающихся аналогичной предпринимательской деятельностью.

Третья группа доходов физических лиц являются доходами от обладания собственностью, от наличия излишков доходов. Она должна быть введена для налогообложения доходов, полученных от ценных бумаг, банковских вкладов, обладания собственностью, т.е. видов деятельности, обеспечивающих получение сверх доходов без трудового участия налогоплательщика в формировании доходов. Налоговые ставки по этой шкале должны быть достаточно высокими, чтобы препятствовать получению сверх доходов и обеспечить перераспределение их. Эти виды доходов должны облагаться по повышенным налоговым ставкам в целях перераспределения доходов между членами общества через бюджеты различных уровней. Такой доход позволяет государству выполнять регулирующую роль в части обеспечения социальных прав всего населения. Поэтому, в целях справедливого налогообложения инвестиционных доходов физических лиц налоговая ставка должна быть не ниже 35%.

Важной задачей государства в условиях переходной инфляционной экономики является обеспечение минимальных прожиточных условий для малоимущих слоев населения и достижение социальной справедливости. На мой взгляд, наиболее справедливым методом сглаживания таких несоответствий в налогообложении доходов физических лиц является установление необлагаемого минимума, т.е. определенной величины доходов, достаточной для приобретения предметов первой необходимости. В таком случае каждый налогоплательщик платил бы налог не с полной суммы своих доходов, а только лишь с излишков.

В предлагаемой шкале налогообложения доходов физических лиц заложен прогрессивный характер. Однако по сравнению со всеми налоговыми системами, действовавшими в современной казахстанской практике, уровень изъятия доходов ниже. Предельные уровни налогообложения (5% и 20%) не выходят за рамки налоговых ставок, установленных действующей налоговой системой. На мой взгляд, предлагаемая система налогообложения вполне ориентирована на обеспечение социальной справедливости налогообложения и перераспределения доходов населения.

Мои расчеты, выполненные на основе использования величины прожиточного минимума и прогрессивной шкалы налогообложения, подчеркивает эффективность предлагаемой системы налогообложения. Одновременная реализация обеих направлений совершенствования налогообложения физических лиц позволяет вывести из под налогообложения невысокие доходы физических лиц без ущерба для фискальных налоговых интересов. Налоговые потери в этом случае компенсируются повышением уровня налогообложения высоких доходов за счет применения прогрессивной шкалы налогообложения. Таким образом, внедрение предлагаемых мною рекомендаций по совершенствованию механизма налогообложения доходов физических лиц позволит: во-первых, переложить налоговую нагрузку с малооплачиваемых категорий на лица с высокими доходами; во-вторых, создать объективный механизм, обеспечивающий социальную поддержку малоимущих слоев населения; в-третьих, создать справедливую налоговую систему, аналогичную налоговым системам, действующим в странах с цивилизованными рыночными условиями хозяйствования и учитывающая дифференцированный по регионам отечественный уровень жизни населения. 

Наиболее распространенным элементом регулирования доходов физических лиц являются в системе налоговых льгот налоговые вычеты для физических лиц, классифицирует на четыре группы:

- стандартные налоговые вычеты;

- социальные налоговые вычеты;

- имущественные налоговые вычеты;

- профессиональные налоговые вычеты.

Cтандартные налоговые вычеты, установленные Налоговым кодексом РК

в конкретных фиксированных суммах, не могут служит в длительное время в условиях высокой инфляции регулятором доходов отдельных категорий населения. Во-первых, они должны быть установлены в кратном размере к величине прожиточного минимума. Во-вторых, величина вычета зависит не от объема дохода, заслуг отдельных категорий налогоплательщиков перед обществом в прошлом, что также несправедливо по отношению к той категории населения, за счет которых они содержатся. Следовательно, стандартные налоговые вычеты должны быть ориентированы на обеспечение минимальной государственной поддержки малообеспеченных категорий населения путем вывода из под налогообложения дохода в размере величины прожиточного минимума на каждого члена семьи. В то же время, могут быть установлены дополнительные налоговые вычеты в кратном размере к величине прожиточного минимума для наиболее необеспеченных слоев населения, в частности, многодетных детей и т.д.

Анализ социальных вычетов, устанавливаемых Налоговым кодексом РК, показывает, что в современных условиях дифференциации доходов населения, они неэффективны. Более того, они ориентированы не столько на предоставление налоговых скидок населению, сколько поощрение внебюджетного финансирования учреждений социальной сферы, науки, образования, здравоохранения и т.д.

Следующая категория налоговых вычетов- это имущественные налоговые вычеты. С точки зрения обеспечения минимальных социально-экономических условий жизни населения эта льгота является правомерной. Ведь ни один налогоплательщик, особенно с низкими доходами, не способен после уплаты налогов в современных условиях финансировать строительство или приобретение жилья.

К профессиональным налоговым вычетам относятся расходы налогоплательщиков, связанные с извлечением дохода от предпринимательской деятельности. На мой взгляд, действующая налоговая система позволяет объективно подойти к налогообложению этой категории доходов физических лиц.

Другая существенная категория доходов, не облагаемая подоходным налогом согласно действующей налоговой системе, представляет собой вознаграждения, получаемые работником за счет фондов или чистой прибыли предприятий и организаций (суммы компенсации стоимости путевок, расходы организаций на лечение и медицинское обслуживание своих работников, доходы, полученные от акционерных обществ в результате переоценки основных средств и т.д.). На мой взгляд, выплаты, производимые в натуральной или денежной форме работникам предприятий, независимо от источников, следует включать в совокупный доход физического лица. В этом случае достигается социальная справедливость по отношению той категории налогоплательщиков, которые не имеют возможности получить такие вознаграждения.

Третья категория доходов - это призы, и вознаграждения, полученные за определенные результаты в науке, спорте и т.д. Правомерность включения таких доходов в налогооблагаемую базу состоит в том, что в условиях рыночной экономики спорт и зрелищные услуги превращаются в профессиональный вид деятельности, доходы от которых следует рассматривать как вознаграждение за труд. Более того, доходы от такой деятельности и в частности суммы призов, довольно высоки по отношению к доходам лиц, работающих в сфере материального производства.

Таким образом, значительная часть доходов, источником которых не является труд, которые по действующему налоговому законодательству не облагается налогом, подлежит налогообложению, что позволит компенсировать потери бюджета от увеличения необлагаемого дохода до величины прожиточного минимума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реформы по рыночному преобразованию социально-экономического развития Казахстана привели к глубокому кризису в экономике, большим диспропорциям в экономическом и социальном развитии регионов, существенной дифференциации доходов населения и ухудшению социально- экономического положения большей части населения страны. В результате рыночных реформ исчезла заложенная в советское время тенденция развития регионов, произошла существенная дифференциация доходов населения, и ухудшение социально-экономического положения большей части населения.

Недостаточно исследована проблема налогового регулирования доходов физических лиц в теоретическом плане.

Для результативного проведения налоговой политики, государству необходима стройная система организационных мероприятий, нацеленных на управление налоговыми отношениями. Одним из главных механизмов налоговой политики, направленных на регулирование этих отношений, является налоговое администрирование, приоритетным элементом которого является налоговый контроль. В исследовании выделены ключевые направления работы налоговых служб, способствующие выполнению основных целей и задач современной государственной политики налогообложения доходов физических лиц в РК, определены методы выявления объектов налогообложения.

Договор об отчуждении СНГ требует осмысления новых подходов к интеграционному взаимодействию, а также предопределения государственными органами и уставными органами СНГ определенных правовых проблем.

Прежде всего, это касается вопросов правового обеспечения функционирования, как самого СНГ, так и введения в действие актов его уставных органов.

Практически все эти проблемы связаны с необходимостью принятия национальных актов, внесения изменений и дополнений в национальные законодательства государств-учредителей, то есть их гармонизацией, которая должна стать важнейшим элементом реализации прав стран Содружества.

Аппарату Исполкома СНГ в целях создания эффективного механизма правового обеспечения интеграционного экономического взаимодействия необходим концептуальный системный подход к гармонизации национальных законодательств.

Стержнем концепции должна явиться добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессах сближения, гармонизации и унификации законодательства.

В этой связи необходимо определиться в содержании используемых терминов.

Сближение- выработка общего курса государств в определенной сфере правоотношений на определенном этапе интеграционного взаимодействия.

Гармонизация – согласование общих подходов и концепций, совместная разработка правовых принципов и отдельных решений.

Унификация – введение в действие общеобязательных единообразных юридических норм и правил.

Применение того или иного термина зависит, прежде всего, от глубины и многообразия интеграционных связей. Не вызывает сомнений, что процессы гармонизации, происходящие в рамках межгосударственной экономической интеграции, должны осуществляться согласованно, последовательно и синхронно. Это диктует, в свою очередь, необходимость системного подхода к работе по гармонизации национальных законодательств.

К основным принципам гармонизации в принятых документах следует отнести:

- согласованность правового регулирования;

- синхронность принятия гармонизированных актов;

- последовательность этапов гармонизации;

- приоритетность международных договоров над национальным законодательством.

Совершенно очевидно, что процесс гармонизации должен осуществляться поэтапно. На наш взгляд, можно выделить пять основных этапов.

Первый этап – определение требующих гармонизации отраслей законодательства; сфер – в рамках отдельной отрасли и проблемных вопросов.

Второй этап – проведение сравнительно-правового анализа, результатом которого станет третий этап – определение согласованных перечней национальных законодательных и иных нормативно- правовых актов, подлежащих гармонизации.

Четвертый этап – синхронное принятие гармонизированных актов.

Пятый этап – контроль над реализацией решений по вопросам гармонизации.

Основаниями гармонизации служат заключенные международные договоры, решения органов управления Содружества, собственная инициатива государств, а также Основы законодательства и типовые законодательные Межпарламентской Ассамблеи (МПА).

В соответствии с заключенными международными договорами, соглашениями, а также решениями органов управления интеграцией налоговое законодательство следует рассматривать как одно из первоочередных направлений гармонизации.

Формирование налоговой политики возложено на министерство финансов, экономики и налоговые службы Сторон. Их совместная деятельность направлена на создание однородного правового пространства.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

Раздел І . Законодательно-нормативные акты:

1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева «Казахстан 2030. Процветание,  

безопасность, улучшение благосостояния всех казахстанцев».

2. Налоговый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других

обязательных платежах в бюджет» по состоянию на 1 января 2003 г.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации.- М.: Ось- 89, 2001г.

4. Раздел ІІ . Научная, специальная и учебная литература:

5. Архипов И.Г. Земельное право РК / Учебное пособие Алматы 1999 г.

6. Ермекбаева Б.Ж., Лесбеков Г.А. Основы налогообложения / учебное пособие. Алматы, 2002 г.

7. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. проф. Князева В.Г., проф. Черника Д.Г. 2-е издание, перераб. и доп.- М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.

8. О проблемах трансформации форм собственности в сельском хозяйстве:

9. Круглый стол//Государство и право. М., 1999. № 3. С. 110.

10. Худяков А.И., Бродский Г.М.«Теория налогообложения»Алматы 2002

11. Худяков А.И. «Налоговое право РК» /Алматы 1999 г.

12. Худяков А.И., Наурызбаев Н.Е. «Налоги: понятия, элементы,

установление, виды.» / Алматы, 1998 г.

13. Черник Д.Г. «Налоги» / Москва, 2000 г.

14. Индивидуальный бизнес в Республике Казахстан / Практическое пособие. Алматы, 2002 г.

15. Умбиталиев А.Д. «Налогообложение в сельском хозяйстве: теория,

практика, развитие» /Алматы 2001г.

16. Шварц П.Г. «Налогообложение недвижимости физических лиц: Практическое пособие», 1998.

17. Шварц П.Г. «Единый налог: проблемы применения», 1999.

18. Бобоев М.Р., Тютюрюков Н.Н., Мамбеталиев Н.Т. «Налоговые системы зарубежных стран: содружество независимых государств», Москва 2002г.

Раздел ІІІ . Подписные издания:

19. Бюллетень: Финансы и право/ выпуск №10(104) 3-9.03.2003 г.

20. Бюллетень: Финансы и право/ выпуск №7(101) 10-16.02.2003 г.

21. Бюллетень: Финансы и право/ выпуск №14(108) 31.03-6.04.2003 г.

22. «Каржы каражат» /Финансы Казахстана № 1-2 2000г.

23. «Каржы каражат» /Финансы Казахстана №6 2002 г.

24. «Каржы каражат» /Финансы Казахстана №5 2001 г.

25. «Саясат» №9-10 (сентябрь-октябрь) 2002 г.

26. «Земельный налог: формы, ставки, порядок исчисления» - экономико-

правовой бюллетень.

27. Налоговые системы государств – членов Евразийского экономического сообщества: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., профессора А.З. Дадашева- М.: Налоговый вестник, 2002 г.

28. Имашев Б. Развитие малого и среднего бизнеса - основа развития государства // Фемида. - 2000. - №2. - с.34

29. Вестник налоговой службы РК №8 (август) 2003 г.

30. Вестник налоговой службы РК №9 (сентябрь) 2002 г.

31. Налоговое законодательство Республики Армения.- Ереван: Налоговый и таможенный вестник, 2003 г.

32. Потапова М. Проблемы и переходы на специальный налоговый режим //Малый и средний бизнес в Казахстане. – 2002 г. - №2. ноябрь – с.11.

33. Сумар К.А., Мамбеталиев Н.Т. Налоговая система Республики Беларусь // Налоговый вестник, - 2002. – №8.

34. Какимжанов З.Х., Мамбеталиев Н.Т. Реформирование налоговой и таможенной системы РК. // Налоговый вестник. – 2003. - №7.

35. Журнал «Налоговый вестник», 2004 г


Приложение 1



СХЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Доходы  физических лиц, взимаемых у источника выплат   

1.1. Принципы взимания индивидуального подоходного налога

1.2.Необходимость  налогового регулирования доходов физических лиц

1.3. Зарубежная практика налогообложения с населения, взимаемых у источника выплат

Глава 2. Налогообложения доходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в Республики Казахстан

2.1. Необходимость введения упрощенной формы налогообложения

2. 2.Практика  налогообложения сельскохозяйственных

товаропроизводителей - юридических лиц

2.3. Особенности налогообложения сельскохозяйственных

 товаропроизводителей – крестьянских (фермерских) хозяйств

Заключение

Список использованных источников

Приложения



В ВЕДЕНИЕ

Среди элементов государственного регулирования рыночной экономики наиболее сложной и запутанной для Казахстана оказалась налоговая система. Она связана с формированием финансовых ресурсов на различных уровнях, в том числе формирование бюджета, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, определяет характер взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов экономики.

Новизна работы состоит в обосновании теоретических и методических положений, позволяющих разработать эффективный механизм налогообложения доходов физических лиц в условиях их огромной дифференциации, и направленный на переложение налогов с малоимущих слоев населения на лиц с высокими доходами.

Налоговая система РК находится в постоянном поиске, что свидетельствует о ее недостатках и нерешенности многих ее проблем. Новый этап формирования рыночной экономики диктует необходимость реформирования сложившейся за 10 лет налоговой системы. Однако введенный поэтапно Налоговый кодекс РК постоянно нуждается в совершенствовании и корректировке, поэтому каждый год в налоговое законодательство вводятся изменения и дополнения.

Выравнивание чрезмерно низких и высоких доходов, доходов от трудовой деятельности и иной коммерческой деятельности, доходов от основной работы и прочих единовременных доходов и ряд других положений действующей системы налогообложения доходов физических лиц нарушает классические принципы налоговой системы.

 Анализ действующей системы налогообложения доходов физических лиц показывает также наличие множества других недостатков, создающих теоретические и методологические проблемы в этой области налогообложения.

Целью дипломной работы является исследование и совершенствование налогового механизма государственного регулирования доходов физических лиц в условиях большой их дифференциации и ухудшения социально-экономического положения значительной части населения региона. В соответствии с вышеизложенной целью в данной дипломной работе поставлены следующие основные задачи:

- анализ состояния социально-экономического положения населения региона в условиях ослабления механизма государственного регулирования доходов;

- выявление тенденций в формировании доходов населения как объекта налогового регулирования;

- исследование роли налогового механизма в регулировании социально-экономического развития;

- анализ состояния налогообложения физических лиц и выявление ее недостатков;

- обоснование необходимости дифференциации налогообложения доходов физических лиц в зависимости от величины и источника формирования доходов;

- разработка предложений по совершенствованию системы налогообложения с физических лиц.

    Предметом исследования является экономический механизм государственного налогового регулирования доходов физических лиц и налогов на собственность.

    Объектом исследования является современная налоговая система Республики Казахстан.

              К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:

- на основе статистического анализа состояния экономики и социально- экономического положения населения выявлены тенденции в формировании доходов физических лиц и обоснована необходимость их государственного

регулирования;

- исследована регулирующая роль налогов как механизма обеспечения социальной справедливости и перераспределении доходов населения;

- изучен зарубежный опыт налогообложения физических лиц на примере России, Республики Беларусь, Армения и выявлены возможные направления его использования в условиях Казахстана;

- разработан механизм налогообложения физических лиц, обеспечивающий социальные гарантии для малообеспеченного населения и перекладывающий налоговый пресс на граждан с высокими доходами;

- систематизированы налоговые льготы и предложены пути повышения их эффективного применения.


ГЛАВА 1. ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЗИМАЕМЫХ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТ   


Принципы взимания индивидуального подоходного налога

Индивидуальный подоходный налог вносит наиболее весомый вклад в доходы государственных бюджетов многих стран, от 12% (Франция) до 41% (Канада) всех налоговых доходов. Это один из самых известных и широко распространенных налогов. Он охватывает значительную часть населения той или иной страны. Основной причиной его высокого удельного веса в налоговых доходах развитых стран является высокий растущий уровень доходов населения этих стран. На роль и тенденцию развития индивидуального подоходного налога в развитых странах значительное влияние оказывают позиции различных теоретических школ.

Взгляды теоретических школ на влияние этого налога на производство и как на инструмент социальной справедливости расходятся.

Так, кейнсианцы, рассматривающие расширение платежеспособного спроса в качестве важнейшего стимула экономической деятельности настаивают на обложении личных доходов по прогрессивной шкале, так как низкие доходы сразу идут на потребление, расширяя тем самым потребительский спрос, стимулируя рост производства, а высокие доходы, значительная часть которых превращается которых превращается в сбережения, стимулируют производство гораздо слабее. Поэтому более высокое обложение налогами не препятствует стимулам роста производства.

Таким образом, кейнсианцы, защищая идею освобождения от налогов малообеспеченных слоев в сочетании с прогрессивным налогообложением богатых, обосновывают это не только стимулирующей ролью подобных мер, но и их социально-справедливым характером.

Другую позицию занимают сторонники теории «экономики предложения» и монетаристы. Они утверждают, что сбережения от высоких доходов формируют финансовые ресурсы для увеличения инвестиций и соответственно производства. В связи с этим, они предлагают более низкие и пропорциональные подоходные налоги, способствующие, по их логике, росту производства.

Тем самым теоретики «экономики предложения» и монетаристы обосновывают идею снижения налогов с богатых не только ссылками на их стимулирующий характер, но и ссылками на социальную справедливость. Социальную справедливость своих мер они объясняют тем, что нельзя наказывать повышенными налогами людей за их способность выполнять в обществе более важные и, соответственно, более высокооплачиваемые функции.

Таким образом, сегодня теоретические школы при реформировании подоходного налога ссылаются на социальную справедливость не только для защиты интересов малообеспеченных слоев, но и прямо противоположно этому- для защиты богатых.

Идеи вышеуказанных теоретических школ нашли применение в практике подоходного налогообложения во многих развитых странах.

Под влиянием идей теоретиков «экономики предложения» во многих странах были снижены ставки индивидуального подоходного налога. В США, например, максимальная ставка, была снижена от 70 до 35%. Если снижение ставок индивидуального подоходного налога осуществлялось в пользу высокодоходных слоев населения, то практика в это же время в развитых странах полного или частичного освобождения от налогов малообеспеченных слоев населения облегчило бремя последних.

Что касается механизма функционирования этого налога в Республике Казахстан, то, этот вид налога обеспечивает в среднем 10% доходов государственного бюджета республики.


Доля ИПН в доходах государственного бюджета РК:

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Поступ ление (млн. тг.) Доля в доходах госбюд- жета (%) Поступ ление (млн. тг.) Доля в доходах госбюд- жета (%) Поступ ление (млн. тг.) Доля в доходах госбюд- жета (%) Поступ ление (млн. тг.) Доля в доходах госбюд- жета (%)
ИПН 30127 14,0 35329 10,7 51016 9,7 68573 9,5

 

Согласно статье 141 Налогового кодекса РК, плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие облагаемые доходы. При этом по доходам работников, облагаемым, согласно статье 146 (п.1), у источника выплаты, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога возложена на работодателей, являющихся налоговыми агентами.

В соответствии со статьей 149 налогооблагаемый доход работника определяется следующим образом:

Любые доходы, выплачиваемые работодателем в денежной или натуральной форме, включая доходы, предоставленные работодателем в виде материальных, социальных благ или иной материальной выгоды
 

 

 

 


Доход, полученный работником в натуральной форме, включает:

1) оплату труда в натуральной форме (товарами, услугами, работами);

2) безвозмездно полученные от работодателя товары, работы, услуги;

3) оплата работодателем товаров (работ, услуг), полученных от третьих лиц.

 При этом доходом работника в натуральной форме является стоимость товаров (работ, услуг), включая соответствующую сумму НДС и акцизов.

Доход работника, полученный в виде материальной выгоды, включает в том числе: 1) отрицательную разницу между стоимостью товаров (работ, услуг), реализуемых работникам, и ценой приобретения или себестоимостью этих товаров (работ, услуг);

2) списание по решению работодателя суммы долга или обязательства работника перед ним;

3) расходы работодателя на уплату страховых премий по договорам имущественного страхования своих работников; 4) расходы работодателя на возмещение затрат работника, не связанных с его деятельностью.

Согласно статье 152, начисленные за каждый месяц налогового года доходы работника уменьшаются на следующие налоговые вычеты:

1) обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды;

2) сумма в размере 1 месячного расчетного показателя на соответствующий месяц начисления дохода - предоставляется у одного из работодателей на основании поданного работником заявления и представленных подтверждающих документов;

3) сумма в размере 1 месячного расчетного показателя на каждого члена семьи, состоящего на иждивении работника, начиная с месяца появления иждивенца- применяется к доходу одного работника – члена семьи, предоставляется у одного из работодателей на основании поданного работником заявления и представленных подтверждающих документов. 04.07.2003 г. Президентом РК был подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), который вводиться в действие с 01.01.2004 г. Изменения и дополнения в Налоговый кодекс были внесены с целью снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков и дальнейшего совершенствования администрирования.


Ставки индивидуального подоходного налога на средние и высокие доходы:

Действующая шкала ставок ИПН

Шкала ставок ИПН с 01.01.2004 г.

Облагаемый до-

ход в месяц (тенге)

 

Ставка ИПН, %

 

Облагаемый доход в месяц (тенге)

Ставка ИПН, %

 

нижняя верхняя нижняя верхняя
0 13 080 5 0 0 5
13 080 34 880 10 13 080 13 080 8
34 880 523 200 20 34 880 34 880 13
523 200   30 174 400 174 400 15
      523 200 523 200 20

 

Как видно из таблицы, снижены ставки налога по каждому «шагу». Доходы от 13 080 до 34 880 тенге, которые облагались по ставке 10%, теперь будут облагаться по ставке 8%. Доходы от 34 880 от 174 400 тенге, которые облагались по ставке 20%, теперь будут облагаться по ставке 13%. Добавлен еще один промежуточный «шаг» в шкале доходов физических лиц- от 200- до 600- кратного годового плавного перехода к высокой ставке налога. При этом данная категория доходов будет облагаться по ставке 15%. Максимальная ставка налога снижена с 30 до 20%. для сравнения (см. Приложение 1).

Не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц: 1) адресная социальная помощь, пособия и компенсации, за исключением связанных с оплатой труда, выплачиваемые за счет средств государственного бюджета, в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан;

2) вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по их вкладам в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, имеющих лицензию Национального Банка Республики Казахстан, и вознаграждение по долговым ценным бумагам;

3) выигрыши по лотерее в пределах 5 месячных расчетных показателей;

4) доходы в пределах 480- кратного месячного расчетного показателя за налоговый год участников Великовой Отечественной 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, инвалидов І и ІІ групп, а также одного из родителей инвалида с детства; в пределах 240-кратного месячного расчетного показателя в год- доходы инвалидов ІІІ группы;

5) расходы работодателя, направленные в соответствии с законодательством Республики Казахстан на обучение и повышение квалификации работников по специальности, связанной с их производственной деятельностью;

6) расходы работодателя по найму жилья на питание в пределах суточных, для обеспечения жизнедеятельности лиц, работающих вахтовым методом, а период нахождения на объекте производства с предоставлением условий для выполнения работ и междусменного отдыха; расходы, связанные с доставкой работников до места работы и обратно;

7) социальные пособия по беременности и родам, а также социальные пособия женщинам (мужчинам), усыновившим или удочерившим детей, в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан;

8) стоимость имущества, полученного физическим лицом в виде дарения или наследования от другого физического лица и т.д.;

За каждый квартал налоговым агентом представляется в налоговые органы расчет по индивидуальному подоходному налогу по выплаченным доходам, облагаемым у источника выплаты, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Расчет по индивидуальному подоходному налогу представляется налоговым агентом по месту уплаты налога.

Уплата индивидуального подоходного налога по итогам налогового года с учетом внесенных авансовых платежей, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно не позднее десяти рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации по индивидуальному подоходному налогу.

К имущественнрму доходу налогоплательщиков относится:

1) прирост стоимости при реализации имущества, не используемого предпринимательской деятельности:

а) недвижимого имущества, находящегося на праве собственности менее одного года;

б) ценных бумаг, а также доли участия в юридическом лице:

в) драгоценных камней и драгоценных металлов, ювелирных изделий, изготовленных из них, и других предметов, содержащих драгоценные камни и драгоценные металлы, а также произведения искусства и антиквариата;

2) доход, полученный от сдачи в аренду имущества, за исключением дохода, облагаемого у источника выплаты.

Декларация по индивидуальному подоходному налогу по формам, установленным уполномоченным государственным органом, представляют следующие налогоплательщики-резиденты:

1) имеющие доходы, не облагаемые у источника выплаты;

2) совершившие в налоговом году крупное разовое приобретение на сумму свыше 2000 месячных расчетных показателей, за исключением строительства жилища и приобретение строительных материалов для такого строительства;

3) физические лица, получающие доходы за пределами Республики Казахстан;

4) физические лица, имеющие деньги на счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан;

5) лица, на которых распространяются нормы международного законодательства, предусмотренные для государственных служащих, за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу;

6) депутаты Парламента Республики Казахстан, судьи.

Декларация по индивидуальному подоходному налогу представляется в налоговый орган по месту регистрационного учета, не позднее 31 марта года, следующего за налоговым годом.

Режим на основе разового талона применяют следующие налогоплательщики:

- физические лица, деятельность которых носит эпизодический характер, не более 90 дней в году;

- лица, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы и оказывающие услуги на рынках, за исключением осуществляющих деятельность в стационарных помещениях по договорам аренды;

- при этом эти лица не должны использовать наемных работников, им не требует государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и они не осуществляют уплату социального налога.

· Разовые талоны выдаются налогоплательщикам до начала осуществления деятельности. В этих целях налогоплательщик предъявляет работнику уполномоченного органа свидетельство налогоплательщика (документ, подтверждающий присвоение регистрационного номера (РНН)). Разовый талон действителен по месту осуществления деятельности, указанному в разовом талоне.

· Налогоплательщик имеет право приобретать разовый талон как на 1 день, так и на более длительный срок, но не более одного месяца. В случаях выдачи разового талона на срок более 1 дня его стоимость определяется путем умножения установленной решением маслихатов стоимости на количество дней разового талона.

· При прекращении деятельности до истечения срока действия разового талона, при временном приостановлении или изменении условий осуществления деятельности уплаченная сумма стоимости разового талона возврату и перерасчету не подлежит.

· В случаях, если у лиц, осуществляющих расчеты с бюджетом на основе разового талона, количество дней превышает 90 дней к году, им необходимо встать на учет в территориальном налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя (90 дней считаются в целом за год, вне зависимости от того подряд или несколько дней в течение года).

 В этих целях налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган: - заявление;

- фотографию;

-документ, подтверждающий уплату в бюджет суммы за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.

· К физическим лицам, деятельность которых носит эпизодический характер, относятся физические лица, предпринимательская деятельность которых в году в общей сложности не превышает 90 дней.

Указанные лица могут рассчитываться с бюджетом на основе разового талона только при занятии следующими видами предпринимательской деятельности:

- реализация (за исключением деятельности, осуществляемой в стационарных помещениях):

Ø газет и журналов;

Ø семян, а также посадочного материала (саженцы, рассада);

Ø бахчевых культур;

Ø живых цветов, выращенных на дачах и придомовых участках;

Ø продуктов подсобного сельского хозяйства, садоводство, огородничества и дачных участков;

Ø из стран СНГ;

Ø из дальнего зарубежья;

- услуги владельцев личных тракторов по обработке земельных участков;

- услуги владельцев личных легковых и грузовых автомобилей по перевозке пассажиров и грузов (за исключением лицензируемых перевозок).

· К категории лиц, осуществляющих реализацию на рынках, относятся лица, реализующие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги на рынках, за исключением осуществляющих указанную деятельность в стационарных помещениях на территории рынков по договорам аренды.

В случаях, если у физических лиц, осуществляющих реализацию на рынках, количество дней осуществления предпринимательской деятельности превысит 90 дней в году, им необходимо в налоговом органе встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя.

· В случаях, если отдельные лица, кроме реализации на рынках, занимаются другими видами деятельности и осуществляют расчеты с бюджетом по патенту либо по упрощенной декларации, при исчислении суммы дохода, подлежащей налогообложению, согласно п.4 статьи 370 Налогового кодекса РК сумму дохода, полученного от реализации на рынках, не включают.

Также с целью снижения налоговой нагрузки на субъектов малого бизнеса внесены изменения в соответствующие положения Налогового кодекса. Расширено применение патентной системы для индивидуальных предпринимателей путем увеличения объема дохода, облагаемого по ставке 3%, с 1500 тыс. до 2000 тыс. тенге. То есть теперь специальный налоговый режим на сове патента могут применять индивидуальные предприниматели, у которых 2000 тыс. тенге.

· Налоговый режим на основе патента индивидуального и социального налогов могут применять предприниматели, соответствующие следующим условиям;

    - не используют труд наемных работников;

- осуществляющие деятельность только в форме личного

       предпринимательства;

    - годовой доход от деятельности не превышает 1000000 тенге.

· Для получения патента предприниматель представляет в налоговые органы:

- заявление с указанием предполагаемой годовой суммы дохода;

- свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

- если необходимо - лицензию на этот вид деятельности.

· Патент выдается на срок не более одного года после представления налогоплательщиком документов, подтверждающих уплату в бюджет стоимости патента и пенсионных взносов НПФ.

· Сумма налога по патенту составляет 3% от заявленного дохода и уплачивается в бюджет равными долями в виде индивидуального и социального налогов. Например, предполагаемый годовой доход по заявлению составляет 300000 тенге. При ставке в 3% стоимость патента составляет 300000*0,03=9000 тенге, в т.ч. индивидуальный подоходный налог- 4500 тенге, социальный – 4500 тенге.

· При превышении суммы фактического дохода над заявленным налогоплательщик в течение 5 дней заявляет сумму превышения и уплачивает с нее налоги.

    Например, заявленная сумма дохода составляла 100000 тенге, фактическая получилась 150000 тенге. Сумма превышения составила 50000 тенге. Необходимо доплатить 50000*0,03=1500 тенге, в т.ч. 750 тенге- подоходный налог и 750 тенге- социальный налог.

· Если фактический доход меньше заявленного, то возраст излишне уплаченной суммы производится после проверки налоговой инспекции.

    Например, заявленная сумма дохода составила 60000 тенге, плата за патент составила 60000*0,03=1800 тенге. Фактически получен доход в 40000 тенге. Разность платежа в размере (60000-40000)*0,03=600 тенге возвращается налогоплательщику, доходы физических лиц взимается на всей

· Если по каким-то причинам деятельность по патенту приостановилась, то предприниматель обязан предоставить в налоговый орган заявление об этом, т.к. по умолчанию считается, что налогоплательщик уплачивает налог в общеустановленном порядке. Если годовой доход превысит 2000000 тенге или возникнет необходимость набора работников, то предприниматель обязан перейти на уплату налогов либо по упрощенной декларации, либо на общеустановленный режим.




Дата: 2019-05-28, просмотров: 188.