Понятие и виды мотивов потребностей и их классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует много классификаций потребностей. Один из них делит все потребности по происхождению на две основные категории - природные и культурные . Первые закладываются на генетическом уровне, а вторые проходят процесс формирования в социальной жизни.

Другая классификация (по уровню сложности) делит потребности на биологические, социальные и духовные.

К Биологическим потребностям в основном относят желание человека поддерживать свое существование (потребность в еде, одежде, сне, безопасности, в сохранении силы и т.д.).

Социальные потребности подталкивают человека к общению с окружающими людьми сюда входит – известность, превосходство над другими личностями, принадлежность к конкретной общественной группе, лидерство и всеобщее уважение к своей персоне .

Духовные потребности человека - это необходимость получения знания о мире вокруг других и себя, стремление к совершенствованию мира и саморазвитии, познание смысла жизни.

Американский психолог В. Макдугалл считал, что самая важная потребность человека, это его определенные инстинкты, которые возникают через соответствующие ощущения и дают мотивацию индивидууму совершать действия для достижения конкретной поставленной задачи.

Как правило, мы имеем более десяти неудовлетворенных потребностей одновременно, и наше подсознание размещает их в порядке важности, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную как пирамида Авраама Маслоу. По замыслу этого американского психолога, его более низкий уровень определяется физиологическими потребностями, тогда возникает потребность в безопасности, выше - потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, и на самом верху Пирамида - это стремление личности к самореализации. Однако эти потребности далеко не исчерпаны набором реальных потребностей человека. Не менее важны потребности в знаниях, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями.

Физиологические (биологические) потребности – для поддержания уровня жизни человек нуждается в пище, воде, кислороде и влажности, отдыхе, сексуальной активности и т.д.

Потребность в безопасности и стабильности - необходимость существования текущего порядка вещей. Уверенность в будущем.

Потребность в любви и принадлежности к группе – потребность любить и быть любимым. Коммуникация с разными людьми, активное взаимодействие с участниками в группе.

Потребность в уважении и признании - стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе;

Потребность в новизне – Стремление к получению новой информации. Сюда также входит желание что-то знать и уметь.

Потребность к преодолению трудностей – Готовность к риску, приключениям и решение возникающих проблем на своем пути.

Потребность быть независимым - Необходимость личной свободы независимо от других людей и внешних обстоятельств.

Потребность в прекрасном и гармонии - Потребность к порядку, гармонии, красоте.

Потребность в самореализации – Стремление принятия своей неповторимости и желание заниматься тем, что приносит удовлетворение.

Человек осознает свободу собственных поступков, и ему кажется, что он самостоятельно может совершать свои действия. Но, полученная информация о сущности людей, то есть истинная причина их чувств, мыслей и желаний часто ложно. Они не всегда осведомлены об истинных мотивах и главных причинах своих действий. Как сказал Фридрих Энгельс, «люди привыкли объяснять свои действия своим мышлением, а не объяснять их своими потребностями».

Мотив — это стимул к деятельности, связанный с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом еще понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Существуют разные подходы к классификации мотивов поведения человека, исходя из преобладающих социальных установок, ведущего вида деятельности, степени осознанности и т. д. (табл. 17.4). Выбор того или иного подхода, как правило, диктуется целью психологического исследования.

Существуют различные подходы к классификации мотивов человеческого поведения, основанные на преобладающих социальных установках, ведущем типе деятельности, степени осведомленности и т.д. Выбор того или иного подхода, как правило, продиктован целью психологического исследования.

 

                Классификация мотивов

Группа мотивов Примеры видов мотивов

По содержанию потребностей

Биологические и социальные
Самоуважения и самоунижения

По социальным установкам

Личные и общественные
Эгоистические и альтруистические
Нравственные и безнравственные

По видам деятельности

Трудовые
Учебные
Исследовательские
Коммуникативные

По степени осознания

Осознанные
Не осознанные

По длительности

Кратковременные
Средней длительности
Устойчивые

По уровню притязаний

Достижение успеха
Избегание неудач

Способы мотивации персонала

Способы мотивации персонала считаются главным инструментом для каждого менеджера, поскольку человеческие навыки являются базой эффективности бизнеса. Успех любого бизнеса зависит от опыта и квалификации сотрудников. Новейшие технологии и оборудование, качественное сырье и подробные описания всех производственных процессов при неправильном и неэффективном использовании не принесут желаемого экономического результата.

Поэтому способы мотивации сотрудников занимают лидирующее место среди важных целей современного менеджмента. Гибкий, активный и самомотивированный сотрудник — это наличие высокой производительности и гарантия качества работы любого предприятия или организации.
 

                                  Материальная мотивация

 Материальные способы стимулирования подчиненных делят на прямые и непрямые. Все они представляют понятное выражение в денежном эквиваленте, но могут обладать разной эффективностью в зависимости от определенных особенностей человека, стажа его работы, степени лояльности к предприятию, квалификации. К типичной прямой материальной мотивации входят: выписывание премии работнику; штраф в виде урезания премии; повышение оклада; вручение дорогих и нужных подарков. Данные способы мотивации персонала, отлично влияют на молодых сотрудников, для которых успех полностью соотнесен уровню заработка. Они также подходят для сотрудников, которые на первое место в шкале собственных приоритетов ставят материальные блага. Непрямые способы материального стимулирования персонала могут выражаться в обеспечении служебного жилого помещения, предоставлении социального пакета, организации столовой по доступным ценам внутри производства. Вышеупомянутые способы мотивации персонала универсальны и применимы на практике  к сотрудникам для повышения общей лояльности.

                  Нематериальная мотивация

Нематериальное мотивирование многие специалисты по менеджменту считают менее эффективным. Но практика демонстрирует, что грамотная смесь денежных и не денежных инструментов повышения эффективности работы сотрудников помогает правильно распределить финансы компании. К наиболее привлекательным для персонала нематериальным способам стимулирования включают: возможность работать по индивидуальному гибкому графику или удаленно (особенно важно для мам в декретном отпуске); предоставление возможностей, чтобы подняться по карьерной лестнице; создание благоприятных условий труда; обучение сотрудника; признание и похвала заслуг перед аудитории. Прямое выражение благодарности; организация корпоративных банкетов по случаю праздника; мастер-классов; повышение заинтересованности  персонала. В зависимости от вида деятельности компании и обязанностей сотрудника, эффективность любого из пунктов может существенно отличаться.  


Дата: 2019-04-23, просмотров: 185.