Существует много классификаций потребностей. Один из них делит все потребности по происхождению на две основные категории - природные и культурные . Первые закладываются на генетическом уровне, а вторые проходят процесс формирования в социальной жизни.
Другая классификация (по уровню сложности) делит потребности на биологические, социальные и духовные.
К Биологическим потребностям в основном относят желание человека поддерживать свое существование (потребность в еде, одежде, сне, безопасности, в сохранении силы и т.д.).
Социальные потребности подталкивают человека к общению с окружающими людьми сюда входит – известность, превосходство над другими личностями, принадлежность к конкретной общественной группе, лидерство и всеобщее уважение к своей персоне .
Духовные потребности человека - это необходимость получения знания о мире вокруг других и себя, стремление к совершенствованию мира и саморазвитии, познание смысла жизни.
Американский психолог В. Макдугалл считал, что самая важная потребность человека, это его определенные инстинкты, которые возникают через соответствующие ощущения и дают мотивацию индивидууму совершать действия для достижения конкретной поставленной задачи.
Как правило, мы имеем более десяти неудовлетворенных потребностей одновременно, и наше подсознание размещает их в порядке важности, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную как пирамида Авраама Маслоу. По замыслу этого американского психолога, его более низкий уровень определяется физиологическими потребностями, тогда возникает потребность в безопасности, выше - потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, и на самом верху Пирамида - это стремление личности к самореализации. Однако эти потребности далеко не исчерпаны набором реальных потребностей человека. Не менее важны потребности в знаниях, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями.
Физиологические (биологические) потребности – для поддержания уровня жизни человек нуждается в пище, воде, кислороде и влажности, отдыхе, сексуальной активности и т.д.
Потребность в безопасности и стабильности - необходимость существования текущего порядка вещей. Уверенность в будущем.
Потребность в любви и принадлежности к группе – потребность любить и быть любимым. Коммуникация с разными людьми, активное взаимодействие с участниками в группе.
Потребность в уважении и признании - стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе;
Потребность в новизне – Стремление к получению новой информации. Сюда также входит желание что-то знать и уметь.
Потребность к преодолению трудностей – Готовность к риску, приключениям и решение возникающих проблем на своем пути.
Потребность быть независимым - Необходимость личной свободы независимо от других людей и внешних обстоятельств.
Потребность в прекрасном и гармонии - Потребность к порядку, гармонии, красоте.
Потребность в самореализации – Стремление принятия своей неповторимости и желание заниматься тем, что приносит удовлетворение.
Человек осознает свободу собственных поступков, и ему кажется, что он самостоятельно может совершать свои действия. Но, полученная информация о сущности людей, то есть истинная причина их чувств, мыслей и желаний часто ложно. Они не всегда осведомлены об истинных мотивах и главных причинах своих действий. Как сказал Фридрих Энгельс, «люди привыкли объяснять свои действия своим мышлением, а не объяснять их своими потребностями».
Мотив — это стимул к деятельности, связанный с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом еще понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Существуют разные подходы к классификации мотивов поведения человека, исходя из преобладающих социальных установок, ведущего вида деятельности, степени осознанности и т. д. (табл. 17.4). Выбор того или иного подхода, как правило, диктуется целью психологического исследования.
Существуют различные подходы к классификации мотивов человеческого поведения, основанные на преобладающих социальных установках, ведущем типе деятельности, степени осведомленности и т.д. Выбор того или иного подхода, как правило, продиктован целью психологического исследования.
Классификация мотивов
Группа мотивов | Примеры видов мотивов |
По содержанию потребностей | Биологические и социальные |
Самоуважения и самоунижения | |
По социальным установкам | Личные и общественные |
Эгоистические и альтруистические | |
Нравственные и безнравственные | |
По видам деятельности | Трудовые |
Учебные | |
Исследовательские | |
Коммуникативные | |
По степени осознания | Осознанные |
Не осознанные | |
По длительности | Кратковременные |
Средней длительности | |
Устойчивые | |
По уровню притязаний | Достижение успеха |
Избегание неудач |
Способы мотивации персонала
Способы мотивации персонала считаются главным инструментом для каждого менеджера, поскольку человеческие навыки являются базой эффективности бизнеса. Успех любого бизнеса зависит от опыта и квалификации сотрудников. Новейшие технологии и оборудование, качественное сырье и подробные описания всех производственных процессов при неправильном и неэффективном использовании не принесут желаемого экономического результата.
Поэтому способы мотивации сотрудников занимают лидирующее место среди важных целей современного менеджмента. Гибкий, активный и самомотивированный сотрудник — это наличие высокой производительности и гарантия качества работы любого предприятия или организации.
Материальная мотивация
Материальные способы стимулирования подчиненных делят на прямые и непрямые. Все они представляют понятное выражение в денежном эквиваленте, но могут обладать разной эффективностью в зависимости от определенных особенностей человека, стажа его работы, степени лояльности к предприятию, квалификации. К типичной прямой материальной мотивации входят: выписывание премии работнику; штраф в виде урезания премии; повышение оклада; вручение дорогих и нужных подарков. Данные способы мотивации персонала, отлично влияют на молодых сотрудников, для которых успех полностью соотнесен уровню заработка. Они также подходят для сотрудников, которые на первое место в шкале собственных приоритетов ставят материальные блага. Непрямые способы материального стимулирования персонала могут выражаться в обеспечении служебного жилого помещения, предоставлении социального пакета, организации столовой по доступным ценам внутри производства. Вышеупомянутые способы мотивации персонала универсальны и применимы на практике к сотрудникам для повышения общей лояльности.
Нематериальная мотивация
Нематериальное мотивирование многие специалисты по менеджменту считают менее эффективным. Но практика демонстрирует, что грамотная смесь денежных и не денежных инструментов повышения эффективности работы сотрудников помогает правильно распределить финансы компании. К наиболее привлекательным для персонала нематериальным способам стимулирования включают: возможность работать по индивидуальному гибкому графику или удаленно (особенно важно для мам в декретном отпуске); предоставление возможностей, чтобы подняться по карьерной лестнице; создание благоприятных условий труда; обучение сотрудника; признание и похвала заслуг перед аудитории. Прямое выражение благодарности; организация корпоративных банкетов по случаю праздника; мастер-классов; повышение заинтересованности персонала. В зависимости от вида деятельности компании и обязанностей сотрудника, эффективность любого из пунктов может существенно отличаться.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 220.