Особенности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дипломная работа

Особенности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией

 

Выполнила студентка 6 курса

Научный руководитель

ст.пр. Кац Е.Э.

 

 

Санкт-Петербург- Оренбург



Содержание

Введение

Глава 1 К проблеме исследования особенностей психомоторики у детей со стертой дизартрией

1.1 Естественнонаучные основы развития психомоторных функций

1.2 Уровневая система регуляции двигательных функций

1.3 Развитие психомоторных функций в онтогенезе

1.4 Характеристика стертой дизартрии

1.5 Особенности психомоторики у детей со стертой дизартрией

Глава 2 Научно - теоретические основы и организация экспериментального исследования психомоторики детей 5 лет со стертой дизартрией

2.1 Научно теоретические основы исследования

2.2 Цель и задачи исследования

2.3 Методика проведения эксперимента

2.4 Организация исследования

Глава 3 Особенности психомоторных функций детей 5 лет со стертой дизартрией

3.1 Состояние психомоторики у детей с нормальным речевым развитием

3.2 Состояние психомоторики у детей со стертой дизартрией

3.3 Сравнительный анализ результатов обследования психомоторного развития детей контрольной и экспериментальной группы

Глава 4 Методические рекомендации по развитию психомоторики детей со стертой дизартрией

Заключение

Список литературы

Приложение



Введение

 

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма ребенка. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения, адекватные физиологическим возможностям детей всегда выступают как оздоровительный фактор, повышается эмоциональный тонус, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения, подвижные игры и психогимнастика при правильном психолого – педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Однако в настоящее время, авторы, изучавшие психомоторные функции детей раннего и дошкольного возраста (Потапчук А.А. и Овчинникова Т.С. [31], Е.Ф. Архипова[4], Е. Волосова [11]) отмечают прогрессирующее ухудшение физического и психического здоровья детей.

Одним из самых частых расстройств речи Е.Н. Винарская [8] считает дизартрию, автор отмечает, что в настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в детском возрасте становится все более обычным явлением. Лопатина Л.В. [21] определяет стертую дизартрию как речевую патологию, проявляющуюся в расстройствах фонетического компонента речевой функциональной системы и возникающую вследствие невыраженного, микроорганического поражения головного мозга.

В специальной литературе, посвященной проблеме стертой дизартрии (работы Мартыновой Р.И. [25], Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. [22], Г.В. Гуровец и С.И. Маевской [15]), отмечается, что в синдроме имеющихся нарушений у детей со стертой дизартрией наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения психомоторики. Наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, или явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов.

Несмотря на то, что в настоящее время методы коррекции дизартрии являются достаточно разработанным вопросом, эффективность логопедического воздействия в ряде случаев не достаточно высока. Проблема формирования психомоторных функций у дошкольников со стертой дизартрией остается актуальной, в связи тем, что они играют значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Волкова Г.А. [9], Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. [28] отмечают важность развития движений, психомоторики в коррекции речевых расстройств. Поэтому мы выбрали тему исследования: «Особенности психомоторики у детей со стертой дизартрией» в связи с ее актуальностью.

Объект исследования: психомоторные функции у дошкольников со стертой дизартрией.

Предмет исследования: особенности психомоторных функций у детей 5 лет со стертой дизартрией.

Цель исследования: изучение состояния психомоторной сферы с целью коррекции психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач.

1. Изучить педагогическую, логопедическую, физиологическую литературу по вопросам исследования двигательной сферы в норме и у детей с речевыми нарушениями.

2. Подобрать методики исследования психомоторики у детей с дизартрией.

3. Экспериментально исследовать особенности психомоторики у детей 5 лет со стертой дизартрией и детей с нормальным речевым развитием.

4. Провести качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

5. Разработать методические рекомендации по формированию психомоторных функций у детей 5 лет со стертой дизартрией.

Гипотеза: Учитывая взаимосвязь в развитии всех компонентов речевой системы, сложность дефекта при стертой дизартрии, можно предположить, что у этих детей есть особенности развития психомоторики, учет которых позволит более успешно осуществить коррекционно-логопедическую работу с детьми со стертой дизартрией.

Теоретическое значение: обобщение существующих теоретических сведений об организации двигательной сферы, анализ симптоматики нарушений психомоторики детей со стертой дизартрией с позиций теории уровневой организации движений.

Практическое значение: своевременная диагностика и методические рекомендации по устранению нарушений общей, мимической, речевой и мелкой моторики детей 5 лет со стертой дизартрией будут способствовать повышению эффективности логопедического воздействия.



Цель и задачи исследования

Цель: экспериментально исследовать особенности психомоторики детей 5 лет со стертой дизартрией, сопоставив с уровнем развития психомоторики детей без речевых нарушений.

Задачи:

1. Подобрать методики исследования уровня развития общей, речевой, мимической и мелкой моторики детей 5 лет.

2. Провести диагностику психомоторики детей логопедической и старшей группы и проанализировать данные обследования.

3. Сравнить экспериментальные данные обследования детей без речевой патологии и детей со стертой дизартрией.

4. Разработать методические рекомендации по коррекции психомоторных функций детей со стертой дизартрией.

Организация исследования

База исследования: ДОУ № 146, г. Оренбург, Северный административный округ, ул. Брестская, д. 30 / 1, заведующий – Переплетова Любовь Павловна.

Дети логопедической группы МДОУ № 146 со стертой дизартрией 5 лет составили экспериментальную группу (20 человек), а дети старшей группы МДОУ №146 5 лет без речевых нарушений – контрольную (20 человек).

 



Ветер

Ветерок листвой шуршит: Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Дети потирают ладонь о ладонь.

В трубах громко он гудит: У-У-У, У-У-У. Хлопают над головой руками.

Поднимает пыль столбом — Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Топают ногами.

Дует он везде, кругом — Гом-гом-гом, гом-гом-гом.

Переступают, повернувшись вокруг себя.

Может вызвать бурю он — Страх-страх, страх-страх.

Руки в стороны, делают вращательные движения.

Не удержится и слон — Ax-ax, ax-ax. Покачивают головой.

Дождик

Майский вдруг закапал дождь — Кап-кап-кап-кап. Щелкают пальцами рук.

И по лужам ты идешь ; Так-так-так-так. Притопывают.

Ветер шелестит листвой — Ш-ш-ш-ш. Потирают ладонь о ладонь.

Спрятал кудри под травой — Тш-тш-тш-тш. Потирают ладонями о колени.

Дождь сильнее застучал — Тук-тук-тук-тук.

Стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.

Скоро ливнем дождик стал — Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. Хлопают.

Лужи

Шлеп-шлеп-шлеп — Иду по лужам. Постукивают ладонями о ноги.

Хлюп-хлюп-хлюп — Вода в ботинках. Потопывают ногами.

Кап-кап-кап — Мне зонтик нужен.

Щелкают пальцами рук с движением сверху вниз.

Оп-оп-оп — Вода по спинке. Похлопывают по предплечью ,скрестив руки.

Буль-буль-буль —Упала шапка. Исполняют пружинку.

Ой-ой-ой — Кругом вода. Кружатся на месте.

Да-да-да — Себя так жалко. Одевайтесь в дождь всегда! Кивают головой.

«Море». Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз.

Сценарий:

«На море плещутся волны: а) маленькие и б) большие. Вот такие!

в) По волнам плывут дельфины: мама и папа,

г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так.

д) За ними плывут их дельфинята, вот такие!

е) Один нырнул, а другой вынырнул,

ж) Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. На встречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая,

з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так.

и) Ну-ка показали все ножки-осминожки.

к) И все вместе танцуют и смеются. Вот так!».

Расшифровка сценария:

а) Одна рука на поясе, другая - на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой,

б) Руки в замке на уровне груди «рисуют» в воздухе большую волну горизонтально полу,

в) Руки согнуты в локтях; совершают волнообразные движения вперед,

г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочередные волнообразные движения вперед,

д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед,

е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед,

ж) Руки слегка согнуты в локтях на уровне талии, прижаты к телу. Кисти не сильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения; так же затем работают и указательные и средние пальцы обеих рук. Далее большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед,

з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак, смотрят вниз. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны,

и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны,

к) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.

Таким образом, коррекционная работа в разделе развития мимической и артикуляционной моторики способствует снятию излишней напряжённости мимической и артикуляционной мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, что способствовало также нормализации речи детей, интонационной и мимической выразительности речи детей со стертой дизартрией. Развитие мелкой моторики способствует формированию ручной умелости, навыков, ловкости детей со стертой дизартрией.



Заключение

 

Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи, что отражено в трудах таких авторов как Ананьев Б.Г. [2], Анохин П.К. [3], [9], Гуревич М.О. [14], Озерецкий Н.И. [14] , Квинт Л.А. [7], Рубинштейн С.Л. [34], Сеченов И.М. [38], Павлов И.П. [38] Бернштейн Н.А. [6], Волкова Г.А. [9], Лурия А.Р. [23]. Двигательный акт представляет собой многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем и рядом фоновых уровней. В процессе выработки двигательного динамического стереотипа человеком совершаются различные по сложности движения, и в связи с совершенствованием движений в двигательном акте участвует иерархия уровней. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности, с помощью действий.

В специальной литературе, посвященной проблеме стертой дизартрии (работы Е.Н. Винарской [8], Мартыновой Р.И. [25], Лопатиной Л.В. , Серебряковой Н.В. [22], Г.В. Гуровец и С.И. Маевской [15]), описываются и анализируются нарушения речевой моторики, речедвигательной сферы. В синдроме имеющихся нарушений у детей со стертой дизартрией наряду с речевой симптоматикой, отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения психомоторики, отклонения в развитии ряда установочных рефлексов и локомоций.

В экспериментальном исследовании психомоторики у детей со стертой дизартрией мы поставили следующую цель: изучить состояние психомоторной сферы с целью коррекции психомоторных функций детей 5 лет со стертой дизартрией.

Для обследования детей нами были использована «Методика исследования психомоторных функций» Г.А. Волковой [10], а именно субтесты, рекомендованные автором для обследования психомоторики детей старшего дошкольного возраста. Мы использовали следующие методики:

Методика №1. Исследование особенностей общей произвольной моторики

Методика №2. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

Методика №3. Методика исследования орального праксиса.

Методика № 4. Исследование произвольной моторики пальцев рук

Сравнительный анализ характера выполнения тестовых заданий свидетельствует о существенных различиях состояния психомоторики детей со стертой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием.

Уровень сформированности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией средний, 77%.

Уровень сформированности психомоторных функций детей без речевых нарушений – высокий – 92%

Все дети контрольной группы имеют высокий уровень развития психомоторики (80 – 100% ), что говорит о сформированности психомоторики у детей 5 лет без речевых нарушений.

Состояние психомоторики у детей со стертой дизартрией неоднородно: по итогам диагностики все дети экспериментальной группы были распределены на 3 подгруппы: высокую степень развития психомоторных функций (80 – 100%) показало 11 детей со стертой дизартрией, среднюю степень (60 - 80%) - 6 детей со стертой дизартрией, низкую степень - 3 детей со стертой дизартрией. У детей без нарушений речевого развития высокую степень показало 20 детей группы.

Существенные различия мы выявили и при анализе выполнения различных методик: в контрольной группе наиболее высокие результаты мы выявили в методике №1 и 2 (уровень выполнения – 94%), что говорит о том, что у детей 5 лет без речевой патологии лучше развита общая и мимическая моторика, менее развита речевая и мелкая моторика (уровень выполнения заданий методик №3,4 составил 92%).

В экспериментальной группе высокий уровень мы выявили только в методике №1 – обследование общей моторики (80%), что говорит о том, что у детей 5 лет со стертой дизартрией достаточно развита произвольная общая моторика, менее развита мелкая (79%) и мимическая моторика (75%) и наиболее затруднено формирование речевой моторики - уровень выполнения заданий методики №3 составил 73% .

Проведенное экспериментальное исследование особенностей психомоторики у детей со стертой дизартрией позволило сделать следующие выводы:

Таким образом, у детей со стертой дизартрией, в отличие от детей без нарушений речи мы выявили следующие особенности формирования психомоторики: замедленность движений при формировании позы либо излишняя суетливость; трудности удержания позы, нарушения статической координации; нарушения динамической координации и переключаемости; затруднения в пространственной организации движения; трудности выполнения словесной инструкции; недостатки при выполнении и удержании мимических поз, вялая либо напряженная мимика; некоторые мимические позы недоступны; снижение объема, точности, силы артикуляционных движений, чрезмерная истощаемость; некоторые артикуляционные позы недоступны; наличие синкинезий и гиперсаливации; трудности формирования артикуляционного уклада и нарушения переключаемости; девиации языка; напряженность, скованность движений пальцев рук; нарушения темпа выполнения движений, трудности формирования уклада из пальцев обеих рук;

Полученные в эксперименте результаты подтверждают выдвигаемую гипотезу и говорят о необходимости коррекционной логопедической работы по формированию психомоторики детей 5лет со стертой дизартрией. Анализ данных обследования позволил разработать методические рекомендации по формированию психомоторики у детей со стертой дизартрией.



Список литературы

1. Аленькина Т.Н., Никитина О.В. Гармонизация движений, эмоций и общения детей с нарушениями речи средствами психогимнастики // Логопед - №5 - 2006. - С.24-33.

2. Ананьев Б.Г. Избр. психологические труды: В 2 т. М., 1980, Т.1.- 356с.

3. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. – М., 1975.- 289с.

4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М., 2006. – 222 с.

5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей – М., 2006. – 319 с.

6. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990. – 182с.

7. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – С. – Пб, 2005. – 456с.

8. Винарская Е.Н. Дизартрия - М., 2005. –141с.

9. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2003. – 272 с.

10. Волкова Г.А. Методика психолого–логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики — СПб., 2005.– 144с.

11. Волосова Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). – М., 1999. – 72с.

12. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1008с.

13. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. - М., 2001.- 144с.

14. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М.. 1930. Т. 1. – 342с.

15. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии// Вопросы логопедии. - М.,1978. – С.27-37.

16. Ефименко Н.Н. Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральными параличом. – М., 1991 – 55с.

17. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. - М., 2000. – 198с.

18. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М., 1985. – 187с.

19. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. — М., 1999. – С.12 – 22.

20. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и Психологические аспекты. – СПб, 2006. - 380с.

21. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология- 2003- №5. с.45-51.

22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб. – 2001. – 191 с.

23. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 1962. – 504 с.

24. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду – 2003 - №5 – С. 31 – 34.

25. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения/ Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М., 1975.- С 79-91.

26. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии / Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997. – Т1. – 227 - 254.

27. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий// Очерки по патологии речи и голоса /Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1967. – С.77 – 97.

28. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ - М., 2005. – 112с.

29. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. – М., 1983. – 160с.

30. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7-лет // Дошкольное воспитание – 2005 - №5 – С.43 – 45.

31. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – С. Пб, 2003.- 176 с.

32. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. — СПб.: КАРО, 2006.—92с.

33. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание – 2005 - №1 – С.60 – 63.

34. Рубинштейн С.Л. Движение // Основы общей психологии. - М., 1989. Т.2. - С.44 – 48.

35. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми – М., 1994 – 344 с.

36. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Дизартрии // Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1972. – С.222 – 277.

37. Семенович А.В. Ланина Т.Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка - фундамент коррекции общего недоразвития речи // Практическая психология и логопедия. - №2 – 2004 – С. 44- 50.

38. Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы. — М., 1952. - 238с.

39. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников: психогимнастика, пальчиковые упражнения, программа развития интеллекта. – М., 2003. – 48с.

40. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М., 2000. – 234с.

41. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Хрестоматия по логопедии/ Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова . – М., 1997. – Т1. – с. 208 - 213.

42. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М., 1985. - 159с.

43. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2001. –34с.

44. Токарева О.В. Дизартрия. // Расстройства речи у детей и подростков. Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969. – С.144 – 155.

45. Тумакова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика // Дошкольное воспитание – 2005 - №6 – С.86 – 88.

46. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. — 476 с.

47. Ухтомский А.А. Избранные труды. – Л., 1978.- 243с.

48. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- Нижний Новгород, 1995 – 28с.

49. Шишкина В. А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1992.— 96 с.

 



Приложение

 

Протокол обследования психомоторных функций

ФИО____________________________Группа_______________________

Возраст__________________________Дата________________________

 

Задание Балл
1 Исследование общей произвольной моторики  
1. 1 Исследование статической координации движений  
1.2 Исследование динамической координации движений  
1. 3 Исследование координации движений  
1.4 Исследование переключения движений  
1.5 Исследование наличия или отсутствия движения  
1.6 Исследование простр. организации движений (по подражанию)  
1.7 (по словесной инструкции)  
2 Исследование мимической моторики  
2.1 удивление  
2.2 печаль  
2.3 радость  
2.4 сомнение  
2.5 подозрительность  
3 Методика исследования орального праксиса  
3.1 Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу  
3.2 Растянуть губы в «улыбке»  
3.3 Показать узкий язык вперед «жалом», «лопаточкой»,  
3.4 Переводить кончик языка из правого угла рта в левый угол рта.  
3.5 Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»  
3.6 Открыть рот, пощелкать (поцокать) языком  
3.7 Надуть обе щеки одновременно  
4 Исследование произвольной моторики пальцев рук  
4.1 Пальцы сжать в кулак — разжать  
4.3 Разъединить пальцы, соединить вместе  
4.4 Сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь  
4.5 На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы  
4.6 На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы  
  Сумма:  

 

Дипломная работа

Особенности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией

 

Выполнила студентка 6 курса

Научный руководитель

ст.пр. Кац Е.Э.

 

 

Санкт-Петербург- Оренбург



Содержание

Введение

Глава 1 К проблеме исследования особенностей психомоторики у детей со стертой дизартрией

1.1 Естественнонаучные основы развития психомоторных функций

1.2 Уровневая система регуляции двигательных функций

1.3 Развитие психомоторных функций в онтогенезе

1.4 Характеристика стертой дизартрии

1.5 Особенности психомоторики у детей со стертой дизартрией

Глава 2 Научно - теоретические основы и организация экспериментального исследования психомоторики детей 5 лет со стертой дизартрией

2.1 Научно теоретические основы исследования

2.2 Цель и задачи исследования

2.3 Методика проведения эксперимента

2.4 Организация исследования

Глава 3 Особенности психомоторных функций детей 5 лет со стертой дизартрией

3.1 Состояние психомоторики у детей с нормальным речевым развитием

3.2 Состояние психомоторики у детей со стертой дизартрией

3.3 Сравнительный анализ результатов обследования психомоторного развития детей контрольной и экспериментальной группы

Глава 4 Методические рекомендации по развитию психомоторики детей со стертой дизартрией

Заключение

Список литературы

Приложение



Введение

 

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма ребенка. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения, адекватные физиологическим возможностям детей всегда выступают как оздоровительный фактор, повышается эмоциональный тонус, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения, подвижные игры и психогимнастика при правильном психолого – педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Однако в настоящее время, авторы, изучавшие психомоторные функции детей раннего и дошкольного возраста (Потапчук А.А. и Овчинникова Т.С. [31], Е.Ф. Архипова[4], Е. Волосова [11]) отмечают прогрессирующее ухудшение физического и психического здоровья детей.

Одним из самых частых расстройств речи Е.Н. Винарская [8] считает дизартрию, автор отмечает, что в настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в детском возрасте становится все более обычным явлением. Лопатина Л.В. [21] определяет стертую дизартрию как речевую патологию, проявляющуюся в расстройствах фонетического компонента речевой функциональной системы и возникающую вследствие невыраженного, микроорганического поражения головного мозга.

В специальной литературе, посвященной проблеме стертой дизартрии (работы Мартыновой Р.И. [25], Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. [22], Г.В. Гуровец и С.И. Маевской [15]), отмечается, что в синдроме имеющихся нарушений у детей со стертой дизартрией наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения психомоторики. Наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, или явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов.

Несмотря на то, что в настоящее время методы коррекции дизартрии являются достаточно разработанным вопросом, эффективность логопедического воздействия в ряде случаев не достаточно высока. Проблема формирования психомоторных функций у дошкольников со стертой дизартрией остается актуальной, в связи тем, что они играют значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Волкова Г.А. [9], Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. [28] отмечают важность развития движений, психомоторики в коррекции речевых расстройств. Поэтому мы выбрали тему исследования: «Особенности психомоторики у детей со стертой дизартрией» в связи с ее актуальностью.

Объект исследования: психомоторные функции у дошкольников со стертой дизартрией.

Предмет исследования: особенности психомоторных функций у детей 5 лет со стертой дизартрией.

Цель исследования: изучение состояния психомоторной сферы с целью коррекции психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач.

1. Изучить педагогическую, логопедическую, физиологическую литературу по вопросам исследования двигательной сферы в норме и у детей с речевыми нарушениями.

2. Подобрать методики исследования психомоторики у детей с дизартрией.

3. Экспериментально исследовать особенности психомоторики у детей 5 лет со стертой дизартрией и детей с нормальным речевым развитием.

4. Провести качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

5. Разработать методические рекомендации по формированию психомоторных функций у детей 5 лет со стертой дизартрией.

Гипотеза: Учитывая взаимосвязь в развитии всех компонентов речевой системы, сложность дефекта при стертой дизартрии, можно предположить, что у этих детей есть особенности развития психомоторики, учет которых позволит более успешно осуществить коррекционно-логопедическую работу с детьми со стертой дизартрией.

Теоретическое значение: обобщение существующих теоретических сведений об организации двигательной сферы, анализ симптоматики нарушений психомоторики детей со стертой дизартрией с позиций теории уровневой организации движений.

Практическое значение: своевременная диагностика и методические рекомендации по устранению нарушений общей, мимической, речевой и мелкой моторики детей 5 лет со стертой дизартрией будут способствовать повышению эффективности логопедического воздействия.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 254.