Отношения, возникающие при создании, накоплении, обработке, хранении и использовании документов, содержащих конфиденциальную информацию регулируются соответствующими законодательными и подзаконными актами.
К числу базовых относится, в первую очередь, Конституция РФ. В ст.23 (1) установлено право неприкосновенность личной жизни, личной и семейной тайны, тайны телефонных переговоров, почтовых, и иных сообщений. При этом ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Конституцией РФ не допускается (ст.24) сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (1).
27 июля 2006 года Президент РФ В.В. Путин подписал два важнейших для сферы документационного обеспечения управления (делопроизводства) федеральных закона: № 149 - ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (8) и № 152-ФЗ "О персональных данных" (9).
10 января 2002 года Президентом был подписан закон "Об электронной цифровой подписи" (5), развивающий и конкретизирующий положения приведенного выше закона "Об информации…".
Основными также являются законы РФ: "О государственной тайне" от 22 июля 2004 г. (4); "О коммерческой тайне" от 29 июля 2004 (он содержит в себе информацию, составляющую коммерческую тайну, режим коммерческой тайны, разглашение информации, составляющую коммерческую тайну) (6); "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" (11); "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (12); "Об утверждении Перечня сведении, которые не могут составлять коммерческую тайну" (13). Ряд подзаконных правовых нормативных актов, регламентируют организацию защиты государственной тайны, ведение секретного делопроизводства, порядок допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан РФ: "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации (15), "Об утверждении правил оказания услуг телеграфной связи"" (17) и др.
Ряд вопросов, связанных с защитой конфиденциальной информации, регулируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в нем имеются положения, касающиеся тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений.
Нормы регулирования отношений, возникающих при обращении конфиденциальной информации, содержатся также в Гражданском кодексе РФ. При этом конфиденциальная информация относится в Гражданском кодексе РФ к нематериальным благам (ст.150) (2).
Критерии, по которым сведения относятся к служебной и коммерческой тайне, содержатся в ст.139 Гражданского кодекса РФ. Она гласит, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда:
1. Эта информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
2. К этой информации нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (2).
Кроме того, определение конфиденциальности коммерческой информации содержится в ст.727 Гражданского кодекса РФ (2).
Весьма продвинутым в плане информационной безопасности является Уголовный кодекс РФ. Он содержит ряд положений, относящихся к защите информации ограниченного доступа и ответственности за ее неправомерное использование (ст.137, 138, c.310).
Особым видом ответственности за нарушение коммерческой тайны является лишение соответствующей аттестации, лицензии уполномоченным органом (см., например, ст.165 Таможенного кодекса РФ). Но привлечение к данному виду ответственности в целом не получило к настоящему времени широкое распространение.
Правовые нормы, регулирующие использование конфиденциальной информации в судебных разбирательствах - эти нормы, в частности, установлены в Гражданско-процессуальном кодексе РФ.
Основные требования, предъявляемые к порядку обращения с конфиденциальной информацией в государственных и коммерческих структурах, содержатся также в ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (26).
Можно сказать, что законодательные акты РФ не регламентируют в полной мере порядок учета, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию.
Вместе с тем, в некоторых законах содержатся отдельные положения, определяющие общие принципы учета, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальные сведения.
В целом же, в нашей стране не имеется нормативного правового акта, который устанавливал бы единый порядок учета, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию. Это объясняется тем, что понятие "конфиденциальная информация" включает в себя самые разные категории информации ограниченного доступа. По этой же причине крайне сложной и вряд ли целесообразной представляется разработка какого-либо единого нормативного документа, регламентирующего работу с документами, содержащими все виды конфиденциальной информации.
Как отмечают аналитики, наша законодательная база явно не полна (33; 53. c.50).
Подводя итог можно наметить следующие основные направления деятельности на законодательном уровне:
1. Разработка новых законов с учетом интересов всех категорий субъектов информационных отношений;
2. Обеспечение баланса созидательных и ограничительных (в первую очередь преследующих цель наказать виновных) законов;
3. Интеграция в мировое правовое пространство;
4. Учет современного состояния информационных технологий (51, с.8).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.