Право на коммерческое обозначение: понятие коммерческого обозначения, субъекты права на коммерческое обозначение и их права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие коммерческого обозначенияв законе не раскрывается, но из ГК можно понять, что им является словесное обозначение,с помощью которого индивидуализируется предприятие как имущественный комплекс.

Словесное обозначение должно: а) обладать достаточными различительными признаками; б) быть известным в пределах определенной территории благодаря его использованию правообладателем для индивидуализации своего предприятия.

В отличие от фирменного наименования и товарного знака коммерческое обозначение не подлежит ни включению в учредительные документы юридического лица и Единый реестр юридических лиц, ни регистрации в Патентном ведомстве.

Из ГК следует, что условием признания исключительного права на коммерческое обозначение является нахождение предприятия на территории Российской Федерации. Иначе говоря, коммерческие обозначения предприятий, находящихся за границей, в России не охраняются.

Право на коммерческое обозначение носит бессрочный характер. Что касается территории действия права на коммерческое обозначение, то она определяется известностью коммерческого обозначения и может ограничиваться границами населенного пункта или иной местности.

По общему правилу право на коммерческое обозначение является неотчуждаемым и может переходить к другим лицам лишь в составе предприятия, для индивидуализации которого оно используется.

Кроме того, правообладатель может предоставить право на использование коммерческого обозначения на основании договоров аренды предприятия и коммерческой концессии (п. 4 ст. 1539 ГК).

Обязанностью правообладателя является использование коммерческого обозначения: если он не использует его непрерывно в течение года, то может лишиться права на его использование (п. 2 ст. 1540 ГК).

Из абз. 2 п. 4 ст. 1539 ГК также следует, что если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного их предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.

Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

Статья 1539 ГК РФ регламентирует исключительное право на коммерческое обозначение. Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее. Лицо, нарушившее данное правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.

Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.

Если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.

Правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия (статья 656) или договором коммерческой концессии (статья 1027).

Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.

Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.

Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 184.