Международными договорами Российской Федерации в области патентного права являются:
- Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) (на территории России действует с 1 июля 1965 г.);
- Вашингтонский договор о патентной кооперации от 19 июля 1970 г. (для России вступил в силу 29 марта 1978 г.);
- Страсбургское соглашение о Международной патентной классификации от 24марта 1971 г.;
- Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов от 8 октября 1968 г.;
- Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов от 6 ноября 1925 г. (вступило в силу 1 июля 1928 г.);
- Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры от 28 апреля 1977 г.;
- Евразийская патентная конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.) и другие.
1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности1883 г,
Для того чтобы до некоторой степени ослабить недостатки явочной системы, в законодательство ряда стран вводятся нормы, которые позволяют заинтересованным лицам ходатайствовать о проведении экспертизы по существу заявки для оценки охраноспособности изобретения.
2. Вашингтонский ? Договор о патентной кооперации от 19 июня 1970 г.
Механизм зарубежного патентования выработан в Договоре о патентной кооперации. После вступления в 1978 г. в силу этого договора его члены изменили свое национальное законодательство для соответствия его положениям. В соответствии с Договором о патентной кооперации срок подготовки отчета о международном поиске «составляет три месяца с даты получения копии для поиска Международным поисковым органом или девять месяцев с даты приоритета, в зависимости от того, какой срок истекает позднее»'. Отчет о международном поиске направляется в национальные патентные ведомства тех стран, где заявитель намерен получить патент. Далее, через 18 месяцев с даты приоритета заявка публикуется и входит в мировой уровень техники. Для того чтобы ни одна страна не могла выдать патент, который мог опорочить международную заявку, была введена 18-месячная отсрочка рассмотрения национальных заявок в патентных органах стран, ставших членами Договора о патентной кооперации. Вот почему только через 18 месяцев национальные патентные ведомства публикуют сведения о полученных заявках. Предоставленная законодательством возможность ходатайствовать об экспертизе заявленного изобретения до истечения этого срока является формальной, поскольку она имеет смысл только для изобретений, которые не предназначены для зарубежного патентования по системе или процедуре РСТ.
3. Страсбургское соглашение о Международной патентной классификации.
Международная патентная классификация (МПК, англ. International Patent Classification (IPC)) — иерархическая система патентной классификации. МПК является средством для классификации патентных документов (патенты и авторские свидетельства на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, включая опубликованные заявки) единообразной в международном масштабе. Представляет собой инструмент для патентных ведомств и других потребителей, осуществляющих поиск патентных документов.
МПК создана в соответствии со Страсбургским соглашением (1971 год). Обновляется на регулярной основе Комитетом экспертов, состоящим из представителей государств, подписавших это соглашение (стран Соглашения), и наблюдателей от других организаций, таких, как Европейская патентная организация. Страсбургское соглашение является одним из договоров, находящимся в ведении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
Каждый патентный документ всех стран Соглашения (а также большинства других) имеет, по крайней мере, один классификационный индекс МПК с указанием области техники, к которой относится изобретение. Также могут быть назначено несколько индексов для более подробного информирования о содержании документа.
В РФ патентное право также формировалось в несколько периодов, основное значение принадлежало Патентному закону Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. С 2008 г. правоотношения в сфере патентного права регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Весьма существенное значение среди источников патентного права занимают ведомственные нормативно-правовые акты, изданные Минобрнауки и Роспатентом по вопросам, отнесенным к их компетенции: приказ Минобрнауки РФ от 29 октября 2008 г. № 326 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на полезную модель и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на полезную модель»; приказ Минобрнауки РФ от 29 октября 2008 г. № 325 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на промышленный образец и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на промышленный образец» и др.
Система патентования.
Существуют следующие системы выдачи патентов и свидетельств на объекты промышленной собственности:
• явочная система;
• проверочная система;
• отсроченная система.
Явочная система. После формальной экспертизы заявленного объекта патентное ведомство не устанавливает соответствие заявленного объекта условиям патентоспособности и выдает охранный документ под ответственность заявителя без гарантии действительности условий патентоспособности. По этой причине патенты, полученные в рамках явочной системы, называют «слабыми патентами» в отличие от патентов, полученных в рамках проверочной или отсроченной системы.Сущность явочной системы выражается хорошо известной фразой: «Кто первым подал заявку на охранный документ, тот его и получил». Подача заявки на выдачу охранного документа в патентное ведомство означает, что заявитель считает заявляемый объект соответствующим условиям патентоспособности, установленным законодательством. Конечно, заявитель может быть необъективным и заявленный объект в действительности не удовлетворяет признакам охраноспособности.
Для того чтобы до некоторой степени ослабить недостатки явочной системы, в законодательство ряда стран вводятся нормы, которые позволяют заинтересованным лицам ходатайствовать о проведении экспертизы по существу заявки для оценки охраноспособности изобретения.
Проверочная система. Недостатки явочной системы привели к появлению проверочных систем, которые стали использовать экспертизу по существу, прежде всего для установления новизны изобретения, в частности отсутствия патента на заявленное или схожее изобретение. Вначале такая экспертиза велась только внутри страны. В результате такой подготовительной работы в 1883 г. была принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности накануне Всемирной выставки 1889 г. в Париже.
С увеличением количества патентуемых объектов проверочная система становилась все сложнее и сложнее. В настоящее время экспертиза, по существу, требует большой и сложной информационной и аналитической работы, высокой квалификации экспертов, совершенного технического ителекоммуникационного оборудования, много времени и значительных средств.
Серьезным недостатком проверочной системы является не только ее сложность, но и снижающаяся надежность. Экспоненциально растущее количество выдаваемых патентов в разных странах затрудняет информационный поиск и снижает его релевантность. Не исключено, что продолжающийся рост информационных ресурсов и количества выдаваемых патентов сделает проверочную систему не только ненадежной, но и недееспособной.
Отсроченная система. Отсроченная система является разновидностью проверочной системы с некоторыми особенностями. При проверочной системе патентное ведомство самостоятельно (ex officio) проводит экспертизу по существу, а при отсроченной системе патентное ведомство проводит экспертизу только по ходатайству заявителя или иных лиц.
В соответствии с отсроченной системой вначале производится формальная экспертиза заявки на выдачу охранного документа. Через 18 месяцев после подачи заявки сведения о ней публикуются, а в течение следующих 18 месяцев после публикации сведений о заявке, по существу, может проводиться экспертиза по ходатайству заявителя или третьих лиц, которые желают использовать заявленный объект либо рассматривают заявленный объект как конкурирующий собственным решениям и разработкам. Ходатайство может быть подано в течение трех лет с момента подачи заявки. По результатам экспертизы по существу принимается решение о выдаче патента. Если же в течение этого срока ходатайство о проведении экспертизы по существу не поступило, заявка считается отозванной и никаких охранных документов патентное ведомство не выдает.
Отсроченная система появилась не случайно, а выразила интересы заявителей в зарубежном патентовании. Зарубежному патентованию содействовал 12-месячный конвенционный приоритет, установленный Парижской конвенцией для изобретений, однако его оказалось недостаточно для почти одновременного патентования изобретения в разных странах.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 255.