РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Б1.Б.07 Педагогика
(название дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)
основной профессиональной образовательной программы
по направлению подготовки
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)
Направленность Профиль «История». Профиль «Право»
Направленность Профиль «Английский язык». Профиль «Немецкий язык»
Направленность Профиль «Русский язык». Профиль «Литература»
(код и наименование направления подготовки
с указанием направленности (наименования магистерской программы)
высшее образование - бакалавриат
уровень профессионального образования: высшее образование - бакалавриат / высшее образование - специалитет, магистратура / высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации
Бакалавр
квалификация
Очная
форма обучения
2018
год набора
Составитель(и):(указывается ФИО, ученое звание, степень, должность) Кафедра педагогики | Утверждена на заседании кафедры педагогики ППИ (протокол № ___ от ___ сентября 2018 г.) Переутверждена на заседании кафедры педагогики ППИ (протокол № ___ от ___ _______ 201__г.) Зав. кафедрой ______________________ _Черник В.Э._ подпись Ф.И.О. |
1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) - содействовать формированию компетенций путем развития теоретического мышления будущих бакалавров, ведущего к научному осмыслению объективной педагогической реальности.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: сущность педагогики как науки; различные теории обучения, воспитания и развития, основные образовательные программы для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов.
Уметь: способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Владеть: способностью понимать высокую социальную значимость профессии, основами профессиональной этики и речевой культуры.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
ОПК-1: готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.
ОПК-2: способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.
ОПК-5: владение основами профессиональной этики и речевой культуры.
ПК-3: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
УКАЗАНИЕ МЕСТА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Дисциплина относится к базовой части образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ), направленность Профиль «История». Профиль «Право»/ Направленность Профиль «Английский язык». Профиль «Немецкий язык»/ Направленность Профиль «Русский язык». Профиль «Литература». Дисциплина осваивается обучающимися в 1 семестре 1 курса, поэтому предшествующих логически связанных дисциплин из учебного плана не имеет. Могут предполагаться межпредметные связи с дисциплиной: ФТД.В.01 Технология создания портфолио. Дисциплина Б1.Б.07 Педагогика может быть востребована при прохождении студентами практик.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц или 324 часа
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов).
Курс | Семестр | Трудоемкость в ЗЕТ | Общая трудоемкость (час.) | Контактная работа | Всего контактных часов | Из них в интерактивной форме |
Кол-во часов на СРС | Курсовые работы | Кол-во часов на контроль | Форма контроля | |||
ЛК | ПР | ЛБ | |||||||||||
1 | 1 | 9
| 324
| 24 | 48 | 72 | 24 | 45 | 0 | 27 | Экзамен | ||
2 | 24 | 48 | 72 | 81 | 0 | 27 | Экзамен | ||||||
| ИТОГО в соответствии с учебным планом | ||||||||||||
Итого: | 9 | 324 | 48 | 96 | 144 | 126 | 54 | ||||||
Интерактивная форма реализуется в виде анализа конкретных ситуаций и деловых, интеллектуальных игр.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Контактная работа | Всего контактных часов | Из них в интерактивной форме | Кол-во часов на СРС | Кол-во часов на контроль | ||
ЛК | ПР | ЛБ | ||||||
Модуль 4. Теория обучения
9
30
12
Содержание дисциплины (модуля)
Модуль 1. Общие основы педагогики. Педагогика как наука. Методологические основы педагогики. Методология педагогики. Методы и логика педагогического исследования.
Модуль 2. Введение в педагогическую деятельность. Педагогическая деятельность. Требования ГОСТ к профессиональной подготовке. Профессиограмма педагога. Возникновение педагогической деятельности. История образования. Профессиональная педагогическая деятельность. Проектно-исследовательская деятельность. Выдающиеся педагоги.
Модуль 3. Теория и методика воспитания. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Теории воспитания. Содержание, формы, методы и средства воспитания. Поликультурная компетенция педагога. Семейное воспитание. Технологии диагностики личности обучающегося и ученического коллектива. Понятие о социальной педагогике.
Модуль 4. Теория обучения. Основы дидактики. Теории обучения и развития. Содержание образования как основа базовой культуры личности. Основные образовательные программы. Инклюзивное образование. Понятие об управлении образованием.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).
Основная литература:
1. «Университетская библиотека online« - Режим доступа: http://biblioclub.ru/, свободный. - Дата обращения: 03.06.2018.
№ | Библиографическое описание | URL |
1. | Засобина Г. А., Корягина И. И., Куклина Л. В. Педагогика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.|Берлин: Директ-Медиа,2015. -250с. - 978-5-4475-3744-9. | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272316 |
2. | Пешкова В. Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие, Ч. 4. Теория обучения (дидактика) [Электронный ресурс] / М.|Берлин: Директ-Медиа,2015. -232с. - 978-5-4475-3914-6 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344725 |
3. | Пешкова В. Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие, Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность [Электронный ресурс] / М.|Берлин: Директ-Медиа,2015. -69с. - 978-5-4475-3911-5 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426678 |
4. | Пешкова В. Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие, Ч. 2. Общие основы педагогики [Электронный ресурс] / М.|Берлин: Директ-Медиа,2015. -121с. - 978-5-4475-3912-2 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426826 |
5. | Пешкова В. Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие, Ч. 3. Теория и методика воспитания [Электронный ресурс] / М.|Берлин: Директ-Медиа,2015. -161с. - 978-5-4475-3913-9 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426827 |
Дополнительная литература:
№ | Библиографическое описание | URL |
6. | Марусева И. В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / М.|Берлин: Директ-Медиа,2015. -624с. - 978-5-4475-4912-1 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291 |
7. | Столяренко А. М. Общая педагогика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.: Юнити-Дана,2015. -479с. - 5-238-00972-0 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436823 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В образовательном процессе используются:
- учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа (учебная мебель, перечень технических средств обучения - ПК, оборудование для демонстрации презентаций);
- помещения для проведения практических занятий и самостоятельной работы (оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду университета.
7.1 ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЦЕНЗИОННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
1 Microsoft Office
7.2 ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ:
ЭБС «Университетская библиотека онлайн» https://biblioclub.ru/
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ
Для обеспечения образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация дисциплины может осуществляться в адаптированном виде, с учетом специфики освоения и дидактических требований, исходя из индивидуальных возможностей и по личному заявлению обучающегося.
Приложение 1 к РПД Б1.Б.07 Педагогика
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)
Направленность Профиль «Русский язык». Профиль «Литература».
Форма обучения - очная
Год набора - 2018
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. | Кафедра | Педагогики |
2. | Направление подготовки | 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) Направленность Профиль «История». Профиль «Право»/ Направленность Профиль «Английский язык». Профиль «Немецкий язык»/ Направленность Профиль «Русский язык». Профиль «Литература». |
3. | Дисциплина (модуль) | Б1.Б.07 Педагогика |
4. | Форма обучения | Очная |
5. | Год набора | 2018 |
1.1 Методические рекомендации по организации работы студентов во время проведения лекционных и практических занятий
Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее значимые понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ.
II. Планы практических занятий
Тема 9. Выдающиеся педагоги
План
1. Конфуций (педагогические взгляды, новаторство, основные труды).
2. Я.А. Коменский (педагогические взгляды, новаторство, основные труды).
3. Ж.-Ж. Руссо (педагогические взгляды, новаторство, основные труды).
4. И.Ф. Гербарт (педагогические взгляды, новаторство, основные труды).
5. Ф.А. Дистервег (педагогические взгляды, новаторство, основные труды).
6. К.Д. Ушинский (педагогические взгляды, новаторство, основные труды).
7. Л.Н. Толстой (педагогические взгляды, новаторство, основные труды).
8. Д. Дьюи (педагогические взгляды, новаторство, основные труды).
9. М. Монтессори (педагогические взгляды, новаторство, основные труды).
10. А.С. Макаренко (педагогические взгляды, новаторство, основные труды).
11. В.А. Сухомлинский (педагогические взгляды, новаторство, основные труды).
Литература: 2 (с. 71-117).
Вопросы для самоконтроля
1. Идеи кого из рассматриваемых педагогов находят отражение в практике деятельности современных работы образовательных организаций?
2. Кто является основоположником научной педагогики в России?
3. Кто написал труд «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806)?
4. В каком труде Я.А. Коменского содержится научное обоснование его теории?
5. Раскройте периодизацию развития по Я.А. Коменскому, по Ж.-Ж. Руссо, И.Ф. Гербарту, М. Монтессори.
Задание для самостоятельной работы: конспект по вопросам практического занятия «Выдающиеся педагоги» (педагогические взгляды, новаторство, основные труды).
ПР 26. Процесс обучения
План
1. Обучение как процесс.
2. Процесс обучения как система.
3. Законы в обучении.
4. Закономерности в обучении.
5. Дидактические правила.
6. Сущность, классификации принципов.
7. Соотношение закономерностей, принципов и правил обучения.
8. Содержательные принципы обучения.
9. Организационно-методические принципы обучения.
10. Сущность дидактических принципов и особенности их реализации.
- Принцип сознательности и активности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип наглядности.
- Принцип связи теории с практикой.
- Принцип научности.
- Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка в условиях коллективной деятельности.
- Принцип прочности.
- Принцип доступности.
Литература: 2 (с. 118-148), 3 (с. 29-53).
Вопросы для самоконтроля
1. Выстройте цепочку «Закон - закономерность - принцип - правила обучения» относительно одного дидактического принципа.
2. Какие принципы обучения реализуют ваши преподаватели? В чем это выражается?
3. Что означает «золотое правило дидактики», сформулированное Я.А. Коменским?
Задание для самостоятельной работы: написать эссе «Взаимосвязь организационно-методических принципов обучения».
ПР 27. Технология контроля качества результатов обучения
План
1. Понятие и сущность качества образования.
2. Понятие планируемых результатов обучения.
3. Универсальные учебные действия в начальной школе.
4. Педагогический мониторинг.
5. Традиционные формы и методы контроля и оценивания.
6. Современные технологии оценивания результатов обучения.
Литература: 2 (с. 205-212), 3 (с. 120-152).
Вопросы для самоконтроля
1. Выявите различия понятий «диагностика» и «мониторинг».
2. Каковы планируемые результаты обучения в начальной школе?
3. Какие современные технологии оценивания результатов обучения применяются на разных уровнях образования?
4. Имеют ли потенциал традиционные формы и методы контроля?
Задание для самостоятельной работы: разработать план проведения педагогического мониторинга в своей академической группе (этапы, виды мониторинга, формы, методы и др.).
ПР 28. Теории и модели инновационного подхода в мировом и российском образовании
План
1. Исторически сложившиеся теории формирования содержания образования.
- Дидактический материализм (энциклопедизм).
- Дидактический формализм (инструментализм).
- Дидактический прагматизм (утилитаризм).
- Проблемно-комплексная теория.
2. Модели модернизации классно-урочной системы.
3. Адаптивная школа Е.А. Ямбурга: сущность, отличия от традиционной, особенности и варианты организации.
4. Педагогика сотрудничества: основные представители, концепция, целевые ориентиры, направления.
Литература: 2 (с.149-162), 3 (с. 99-103).
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоят тезисы педагогики сотрудничества, сформулированные на первой встрече педагогов-новаторов в Переделкино (1987)?
2. Имеются ли сходства в идеях педагогики сотрудничества и креативной педагогики?
Задание для самостоятельной работы: разработать план урока в адаптивной школе (тема, цель, задачи, необходимое оборудование, ход урока, выводы).
ПР 29. Инклюзивное образование
План
1. Понятие, сущность инклюзивного образования. Саламанкская декларация.
2. Интегрированное обучение.
3. Принципы инклюзивного образования.
4. Опыт инклюзивного образования за рубежом.
5. Опыт и перспективы инклюзивного образования в России.
Литература: 2 (с. 399-402), 5 (с. 3-212).
Вопросы для самоконтроля:
1. Отличия инклюзивного образования от интегрированного обучения.
2. Особенности реализации программы «Доступная среда».
Задание для самостоятельной работы: по предварительному согласованию с преподавателем - выступление с сообщением «Сопоставительный анализ общих принципов образования и принципов инклюзивного образования».
ПР 30. Тема: Органы управления образованием
План
1. Уровни управления системой образования России.
1.1 Полномочия федеральных органов в сфере образования.
1.2 Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
1.3 Полномочия региональных органов в сфере образования.
1.4 Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования.
2. Компетенция образовательного учреждения.
3. Федеральные ведомственные органы управления образованием.
Электронные ресурсы
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974, свободный. - (Дата обращения: 30.08.17).
2. Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный. - (Дата обращения: 11.05.2017).
2. Управление системой образования/ Российское образование: Федеральный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/?page_id=346, свободный. - (Дата обращения: 02.02.16).
Задание для самостоятельной работы: на основе анализа источников №№ 1 и 2 составьте схему «Органы управления образованием», отразив в ней иерархию и основные функции.
ПР 33. Тема: Образовательная система и здоровьесберегающие педагогические технологии
План
1. Представление о валеологии в педагогическом пространстве.
2. Понятие «здоровьесберегающие технологии».
3. Критерии здоровьесберегающей, гигиенически рациональной организации образовательного процесса в школе/вузе.
4. Оценка образовательных технологий по их здоровьесберегающей направленности.
Приложение 2 к РПД Б1.Б.07 Педагогика
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)
Направленность Профиль «Русский язык». Профиль «Литература».
Форма обучения - очная
Год набора - 2018
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Общие сведения
1. | Кафедра | Педагогики |
2. | Направление подготовки | 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) Направленность Профиль «История». Профиль «Право»/ Направленность Профиль «Английский язык». Профиль «Немецкий язык»/ Направленность Профиль «Русский язык». Профиль «Литература». |
3. | Дисциплина (модуль) | Б1.Б.07 Педагогика |
4. | Форма обучения | Очная |
5. | Год набора | 2018 |
Перечень компетенций
ОПК-1: готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности. ОПК-2: способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся. ОПК-5: владение основами профессиональной этики и речевой культуры. ПК-3: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. |
Формируемая компетенция
Критерии и шкалы оценивания
5. Типовые контрольные задания и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
* Виды типовых заданий соответствуют заявленным формам контроля.
5.1. Типовое тестовое задание
Вариант 1 (с сайта i- exam. ru)
ЗАДАНИЕ N 1
ЗАДАНИЕ N 2
ЗАДАНИЕ N 3
ЗАДАНИЕ N 4
ЗАДАНИЕ N 5
ЗАДАНИЕ N 6
ЗАДАНИЕ N 7
ЗАДАНИЕ N 8
ЗАДАНИЕ N 9
ЗАДАНИЕ N 10
ЗАДАНИЕ N 11
ЗАДАНИЕ N 12
ЗАДАНИЕ N 13
ЗАДАНИЕ N 14
ЗАДАНИЕ N 15
ЗАДАНИЕ N 16
ЗАДАНИЕ N 17
ЗАДАНИЕ N 18
ЗАДАНИЕ N 19
ЗАДАНИЕ N 20
Вариант 2
ДЕ 3. Теория обучения
Установите соответствия.
1. Автор концепции обучения младших школьников на повышенном уровне трудности, ориентированной на общее развитие учащихся | 2. Форма организации педагогического процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них значимых общих признаков (гомогенная группа) |
3. Автор труда «Великая дидактика» | 4. Л.В. Занков |
5. Дифференциация | 6. Организационная система обучения |
7. Классно-урочная система | 8. Я.А. Коменский |
9. Компоненты (уровни) государственного образовательного стандарта | 10. Линейный, модульный, концентрический, спиралеобразный |
11. Способы построения учебной программы | 12. Федеральный, национально-региональный, школьный, ученический |
Установите соответствия.
1. Внешнее выражение, устройство, оформление педагогического процесса | 2. Методы воспитания |
3. Объяснение, рассказ, лекция, работа с книгой | 4. Формы воспитания |
5. Разнообразные материалы и орудия труда, с помощью которых организуется процесс воспитания | 6. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения |
7. Соревнование, поощрение, наказание | 8. Методы стимулирования |
9. Способы взаимодействия педагога и воспитанника | 10. Методы формирования сознания личности |
11. Упражнение, поручение, пример, педагогическое требование | 12. Средства воспитания |
Вариант 3
Кейс-задания
Кейс 1. Заключительный урок биологии по теме «Грибы» в 4 классе учитель планировал провести в форме защиты учебных проектов, подготовленных микрогруппами учащихся. Поскольку в 6 классе технология проектной деятельности ранее не использовалась, за две недели до проведения урока учитель сам предложил учащимся возможную тематику проектов, разделил учащихся на микрогруппы, назначил ответственных за работу каждой из микрогрупп. В течение двух недель учащиеся неоднократно обращались к учителю за консультациями, делились найденной информацией, обсуждали возможные формы презентации продуктов проектов. План урока, составленный учителем, предполагал взаимное оценивание результатов проектной деятельности учащихся.
Подзадача 1. План урока не содержит …
Подзадача 2. Данный проект относится к … (укажите вид проекта).
Подзадача 3. Установите последовательность этапов технологии проектного обучения.
1 | проблематизация, разработка проектного задания | |
2 | планирование и организация деятельности | |
3 | осуществление деятельности | |
4 | презентация и оценка результатов |
Кейс 2. Педагогическим коллективом школы совместно с родительским активом 7-9 классов была подготовлена и проведена научно-практическая конференция «Семья как фактор социализации, воспитания и развития подростка». При подготовке конференции психологом школы была проведена диагностика детско-родительских отношений в семьях подростков. В рамках конференции был обобщен опыт семейного воспитания, организованы встреча с психологом, педиатром, социальным педагогом, подготовлен обзор литературы и Интернет-источников по проблемам семейного воспитания, подведены итоги конкурса исследовательских проектов учащихся «Семья - семь Я». В качестве одного из решений, принятых на конференции, была предложена организация системы тематических семинаров и тренингов для родителей подростков «Родительская школа».
Подзадача 1. Семья относится к … социализации личности.
Подзадача 2. Формами организации взаимодействия школы с родителями являются …
Подзадача 3. Установите хронологическую последовательность произведений, определявших приоритеты в семейном воспитании детей.
1 | «Поучение Владимира Мономаха своим детям» | |
2 | «Домострой» | |
3 | «Юности честное зерцало» | |
4 | «Семейное воспитание и его значение» П.Ф. Лесгафта |
Кейс 3. Разработайте стратегию повышения толерантности и сокращения культурной дистанции в одной из ситуаций проявления дискриминации в школьном классе (группе):
Ситуация 1. Представьте, что в вашем классе (группе) появился ученик (студент) из семьи мигрантов. Составьте программу сокращения культурной дистанции между ним и остальными детьми.
Составьте список культурных характеристик, отличающих ребенка-мигранта от основной массы обучающихся. Обсудите в группе, что общего может быть у него с представителями других меньшинств в классе (школе).
Ситуация 2. Представьте, что в вашем классе (группе) появился обучающийся, говорящий на диалекте (сибирском, рязанском и др.). Разработайте стратегию, способную помочь новичку и остальным обучающимся обогатить свой опыт мультикультурного поведения.
· Кейс-задание 4 «Большая перемена» [1]
Задание
Проанализируйте кейс:
1. Прочтите содержание новостного репортажа «В школьных классах решают межнациональные задачки и отвечают на межэтнические вопросы» (Первый канал. Программа «Новости» (15.09.2013, 21.20).
2. Выделите проблемные педагогические ситуации, имеющие отношение:
- к межэтническому взаимодействию детей;
- к условиям семейного воспитания обучающихся;
- к поведению педагогов в ситуациях межэтнического взаимодействия;
- к наличию/ отсутствию стратегий толерантного взаимодействия в образовательных учреждениях;
- к конкретным условиям возникновения и развития этих ситуаций.
3. Выделите реально существующие группы людей и организаций, на основе которых происходили описанные ситуации.
4. Определите хронологию событий, временные рамки.
5. Сформулируйте реальные проблемы, конфликты.
6. Оцените «событийный» стиль ситуаций, действующих лиц, их действий, поступков.
7. Спрогнозируйте потенциал к изменению: открыта ли ситуация для вхождения и влияния людей?
8. Каковы методы реализацией целей и интересов участников ситуаций?
9. Прокомментируйте ситуации.
10. Предложите стратегии толерантного взаимодействия в образовательных учреждениях.
Текст кейса
Россия стала страной мигрантов, это данные отчета ООН, опубликованного на этой неделе. По количеству переселившихся иностранцев страна заняла второе место в мире - 11 миллионов, больше только в Америке.
Судя по опросам, каждый второй россиянин уверен, что миграционные законы страны слишком мягкие и не учитывают новых реалий. Острее всего переселение народов ощутили крупные города.
Оказалось, что у государства, еще недавно гордившегося своей многонациональностью и слагавшего песни про 15 республик - 15 сестер, нет рецептов, как жить вместе в новом мире даже с теми, кого судьба привела в среднюю полосу из соседних, российских же, республик.
Возле стен школы родители не стесняются в выражениях. Толпы первоклашек неславянской внешности пугают. Приток детей разных национальностей начался 7 лет назад, а сегодня во многих школах коренные - уже в меньшинстве. Предлагают с виду простые, радикальные методы. Хотя понятно, что если отделить детей в школе, значит придется строить барьеры и на улице.
Сына Тамары Баранюк в школе хотели избить дети из Средней Азии. Над дочерью Алексея Болина наоборот издевались русские школьники. Ее фотографировали для социальных сетей, на коленях, только потому, что она принадлежит к энкам - коренному народу Севера. «Один из них начал выкрикивать фашистские лозунги, вскидывать руку, как это принято у нацистов. Вывели ее за территорию школы, за забор возле помойки, повалили на снег, стали душить», - рассказывает отец пострадавшей Алексей Болин.
Разборки на национальной почве в классах - теперь не редкость. Вместе с редактором нашей программы, Евгением Маруськиным, мы обзвонили несколько десятков московских школ, чтобы поговорить на эту тему. «А у нас нет межнациональных конфликтов в школе. Мы все живем дружно», - отвечали в школах.
«Школа так устроена, что она старается не выносить сор из избы, это естественно. Но национальные вопросы возникают в любой школе. И если в классе, например, как у меня, 26% приезжих детей, то возникают конфликты», - говорит Светлана Шамаева.
Учитель русского языка Светлана Шамаева попыталась сама решить национальный конфликт в классе, как умела. Одна из учениц записала монолог учителя на диктофон.
«Вы собираетесь стаями. Показываете, демонстрируя всем, что вы - сила. А не боитесь, что мы соберемся и тоже покажем, что мы - сила. Почему решили, что здесь можно вести себя так, как вы бы у себя в «махарях», в аулах, там, еще где-нибудь не повели бы. Это земля, которая отвоевана моими родственниками. И тысячи таких же простых русских солдат. Я имею право диктовать здесь свои условия», - заявила учительница.
Правнучка азербайджанца Паши Кадымова, награжденного за Сталинградскую битву, сегодня учится в московской школе. Ее, как и некоторых других учеников, оскорбил такой «урок дружбы». Светлану Шамаеву сначала уволили из школы, но потом по суду восстановили на рабочем месте, и многие ученики пришли ее поздравить.
«В «Вестнике образования» я прочитала такую фразу: «Нужно обладать навыками преподавания русского языка как иностранного». Ломать учителя и подстраивать его под мигранта - это невозможно!» - считает учитель русского языка и литературы Светлана Шамаева.
История Светланы Шамаевой для сообщества педагогов стала поводом задуматься, насколько готовы сегодня учителя к новой ситуации в стране и могут ли работать с детьми разных национальностей.
«Каждый учитель должен иметь навыки, квалификации для разрешения этих конфликтов. Сейчас их никто не готовит. Ни в рамках высшего образования, ни в рамках конкретных курсов», - отмечает директор Института политики, права и социального развития МАГУ имени Шолохова Владимир Шаповалов.
В университете имени Шолохова, который готовит педагогов для всей страны, идет тренинг на тему межэтнических конфликтов. Студентов учат решать психологические задачки. Но одно дело - родная аудитория. Совсем другое - класс с агрессивными старшеклассниками. Педагогу Сергею Тетерскому мы показываем один из роликов, когда кавказский подросток достает на уроке пистолет.
«Очень непрофессионально - учитель не видит, что происходит на заднем ряду. Если она сейчас вызовет милицию или обратится к директору - значит она распишется в собственной слабости. Здесь речь о кавказцах, которые очень уважительно относятся к тому, кто старше родом. Я бы поговорил с диаспорами, которые могут помочь», - комментирует ситуацию заведующий психолого-педагогической кафедрой МАГУ имени Шолохова Сергей Тетерский.
Как выйти из такой ситуации, даже завкафедрой педагогической психологии не может сходу ответить. Такие тренинги - это пока не учебная программа, а скорее эксперимент, по результатам которого университет откроет курсы для школьных учителей в Москве и регионах.
Школы № 50 в Екатеринбурге - одна из редких школ в России, где не боятся открыто говорить на больную тему. Директор признается, что еще пару лет назад родители опасались отдавать сюда русских детей. Учителя это восприняли как профессиональный вызов. Школьную программу применяют к каждому ученику по-своему. Здесь решили не создавать отдельных коррекционных классов для приезжих, как часто делают в других школах.
«Тогда они лучше адаптируются, лучше осваивают разговорный язык, принимают нашу культуру. У нас в классе 4 отличника, причем одна девочка-отличница из Дагестана к нам приехала», - рассказывает учитель русского языка и литературы Елена Ильина.
В таких интернациональных классах русские школьники тоже учатся уважать чужую культуру и вообще жить в многонациональной стране. К старшим классам - эти дети могут сравняться в знаниях. Учителя же расстраиваются, когда родители возвращают девочек на родину в Среднюю Азию после восьмого класса, потому что по традиции пора выдавать замуж.
Вопросы к экзамену (1 семестр)
1. Аксиологический принцип в педагогике
2. Антропологический принцип в педагогике
3. Аппарат педагогического исследования.
4. Болонский процесс: актуальность, сущность, стратегии реализации.
5. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные.
6. Возникновение педагогической деятельности. История образования
7. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс
8. Воспитание личности в коллективе
9. Воспитательные системы (понятие, структура, этапы становления, виды и их характеристики)
10. Выдающиеся педагоги (теоретические взгляды, труды, реализация идей)
11. Групповая деятельность: понятие и ее место в образовательном процессе.
12. Деятельностный принцип в педагогике
13. Дистанционное образование.
14. Инклюзивное образование (понятие, сущность, принципы, реализация)
15. Информатизация образования (понятие, концепция информатизации, нормативные основы).
16. Компетентностная парадигма образования (понятие, основные понятия, нормативные основы).
17. Культурологический принцип в педагогике
18. Личностный принцип в педагогике
19. Логика педагогического исследования.
20. Методологические основы педагогики
21. Методы и логика педагогического исследования
22. Методы, приемы и средства обучения
23. Многоуровневая система образования.
24. Модели модернизации классно-урочной системы
25. Непрерывное образование (понятие, концепция, нормативные основы).
26. Организационные системы и формы обучения
27. Основы дидактики
28. Педагогика как наука
29. Педагогическая деятельность
30. Педагогический эксперимент.
31. Поликультурное воспитание.
32. Полисубъектный принцип в педагогике
33. Профессиограмма педагога
34. Процесс обучения как деятельность и как система
35. Семейное воспитание (понятие, виды и типы, нормативные аспекты)
36. Системный принцип в педагогике
37. Содержание образования как основа базовой культуры личности
38. Содержание, формы, методы и средства воспитания
39. Содержательные направления процесса воспитания
40. Сопоставительный анализ основных понятий педагогики в классической педагогике и в Федеральном Законе РФ «Об образовании» (2012).
41. Теории и модели инновационного подхода в мировом и российском образовании
42. Технологии в образовании
43. Технологии диагностики личности обучающегося и ученического коллектива
44. Технологический подход к процессу воспитания
45. Технология коммуникативной деятельности педагога
46. Технология контроля качества результатов обучения
47. Технология организации воспитательной работы
48. Требования государственных стандартов к профессиональной подготовке педагога.
49. Формы, методы, средства воспитания
50. Этнопедагогический принцип в педагогике
Вопросы к экзамену (2 семестр)
1. «Воспитание красотой» по В.А. Сухомлинскому (концепция и ее реализация, сущность, основные характеристики, труды автора).
2. Век Просвещения в России (теоретические подходы и практика образовательного дела, авторы и их труды).
3. Возрастные этапы и механизмы социализации
4. Воспитание и обучение в славянском мире
5. Воспитание и система образования в эпоху Возрождения
6. Выдающиеся отечественные педагоги
7. Девиация как социально-педагогическая проблема
8. Единая школьная система Я.А. Коменского.
9. Зарубежная гуманистическая педагогика
10. Защита детства и социальная педагогика как наука в России (история вопроса, современное состояние проблемы)
11. Идеология свободного воспитания К. Вентцеля.
12. История образования как область знания (определение, объект, предмет, задачи, периодизация, методологические подходы)
13. К.Д. Ушинский - основоположник педагогической науки в России
14. Коррекционная педагогика как наука (определение, цель, объект, предмет, современное состояние теории и практики)
15. Образовательная система и здоровьесберегающие технологии
16. Органы управления образованием (наименования, уровни, компетенции органов, правовые основы)
17. Особенности воспитания и обучения детей с ОВЗ, имеющих особые образовательные потребности
18. Отечественная педагогика XX века
19. Педагогика «действия» В.А. Лая.
20. Педагогика и школа Западной Европы в эпоху Просвещения
21. Педагогика как прикладная философия С.И. Гессена.
22. Педагогика России XIX века
23. Педагогика России конца XIX - начала XX вв
24. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.
25. Педагогическая мысль русского зарубежья
26. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н.Толстого.
27. Педагогические взгляды и практическая деятельность Н.И. Пирогова.
28. Педология в истории образования.
29. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.
30. Принцип природосообразности
31. Проблема воспитания гармоничной гуманной личности в педагогике В.А.Сухомлинского.
32. Работа социального педагога в современных условиях
33. Развитие педагогических традиций христианских цивилизаций в эпоху Средневековья
34. Разработка основ «гуманистической педагогики» К. Роджерсом и А. Маслоу.
35. Разработка теории коллективного воспитания (А.С.Макаренко).
36. Реформы образования в истории педагогики
37. Социальная педагогика Г. Кершенштейнера.
38. Социальная педагогика как наука
39. Социальная педагогика С.Т. Шацкого.
40. Социально-педагогическое исследование
41. Сравнительная характеристика основных понятий в учениях зарубежных педагогов XVII - XIX вв
42. Становление педагогических традиций в Античном мире
43. Эволюционная педагогика В.П. Вахтерова.
44. Я.А. Коменский - основоположник педагогической науки
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)
Направленность Профиль «Русский язык». Профиль «Литература».
(код, направление подготовки, направленность)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Шифр дисциплины по РУП |
Б1.Б.07
Дисциплина
Педагогика
1
семестр
1
Кафедра
Педагогики
Ф.И.О. преподавателя, звание, должность
Экзамен
ЛКобщ./реал.*
48/ 24
ПРобщ./ реал.
96/ 48
ЛБобщ./ реал.
-/-
СРСобщ./ реал.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
(код, наименование)
ОПК-1: готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.
ОПК-2: способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.
ОПК-5: владение основами профессиональной этики и речевой культуры.
ПК-3: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Код формируемой компетенции | Содержание задания ( краткая характеристика) | Количество мероприятий | Максимальное количество баллов | Срок предоставления (график контроля) |
Вводный блок | ||||
Не предусмотрен | ||||
Основной блок | ||||
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-5 ПК-3 | Типовые тестовые задания | 4 | 12 | По окончании освоения каждой ДЕ |
Анализ кейсов | 1 | 3 | На практических занятиях | |
Разработка кейсов | 1 | 3 | На практических занятиях | |
Выполнение мини-исследований по предложенным методикам | 1 | 10 | В течение учебного года | |
Представление результатов проведенных исследований в ходе деловой игры «Педагогическая конференция» | 1 | 3 | Декабрь 2018 | |
Участие в интеллектуальных играх по педагогике | 1 | 5 | Декабрь 2018 | |
Активность работы на практических занятиях | 8 | 24 | В течение семестра, по расписанию | |
Итого | 60 | |||
Экзамен | 40 | |||
\ | Всего | 100 | ||
Итого: | 100 | |||
Дополнительный блок | ||||
Внеучебная деятельность по предмету (примерный перечень мероприятий): 1. Выход в финал VIII Международной командной педагогической олимпиады МГУ им. М.В. Ломоносова = 40 баллов. 2. Участие в III Конкурсе педагогических проектов "На практику - с проектом": 1 место = 10 баллов, 2 место = 9 баллов, 3 место = 8 баллов. 3. Педагогический квест (1 место = 5 баллов, 2 место = 4 балла, 3 место = 3 балла).
| 40 | По согласованию с преподавателем, в сроки проведения мероприятий | ||
Выполнение заданий для самостоятельной работы, собеседование (максимум 10 заданий, 1 задание =1 балл).
| По согласованию с преподавателем, в случае пропусков по уважительной причине, подтвержденной деканатом |
Шкала оценивая в рамках балльно-рейтинговой системы МАГУ: «2» - 60 баллов и менее, «3» - 61-80 баллов, «4» - 81-90 баллов, «5» - 91-100 баллов.
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)
Направленность Профиль «Русский язык». Профиль «Литература».
(код, направление подготовки, направленность)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Шифр дисциплины по РУП |
Б1.Б.07
Дисциплина
Педагогика
1
семестр
2
Кафедра
Педагогики
Ф.И.О. преподавателя, звание, должность
Экзамен
ЛКобщ./реал.*
48/ 24
ПРобщ./ реал.
96/ 48
ЛБобщ./ реал.
-/-
СРСобщ./ реал.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
(код, наименование)
ОПК-1: готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.
ОПК-2: способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.
ОПК-5: владение основами профессиональной этики и речевой культуры.
ПК-3: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Код формируемой компетенции | Содержание задания ( краткая характеристика) | Количество мероприятий | Максимальное количество баллов | Срок предоставления (график контроля) |
Вводный блок | ||||
Не предусмотрен | ||||
Основной блок | ||||
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-5 ПК-3 | Ректорский контроль (все ДЕ выполнены) | 1 | 40 | По графику ректорского контроля |
Активность работы на практических занятиях | 8 | 20 | В течение семестра, по расписанию | |
Всего | 60 | |||
Экзамен | 40 | |||
Итого: | 100 | |||
Дополнительный блок | ||||
ОПК-5 ПК-3 | Разработка и защита проекта «Руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся»/ «Организация различных видов деятельности обучающихся (по выбору студента: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой» | 10 | Май 2019 | |
Выступление на конференции с результатами проведенного исследования (1 исследование) | 10 | Май 2019 | ||
Публикация статьи в статусном бесплатном сборнике (1 статья) | 10 | К экзамену | ||
Очное участие в форуме «Ломоносов-2019» = 40 баллов. И бонус от преподавателя. | Апрель | |||
Выход в финал VIII Международной командной педагогической олимпиады МГУ им. М.В. Ломоносова = 40 баллов. И бонус от преподавателя. | Май | |||
Участие в мероприятиях кафедры педагогики (1 мероприятие). Например: 1. Семинар по педагогике стран Скандинавии и Финляндии. 2. Олимпиада по педагогике. | 10 | В течение семестра |
Шкала оценивая в рамках балльно-рейтинговой системы МАГУ: «2» - 60 баллов и менее, «3» - 61-80 баллов, «4» - 81-90 баллов, «5» - 91-100 баллов.
[1] Первый канал. Программа «Новости» (15.09.2013, 21.20). «В школьных классах решают межнациональные задачки и отвечают на межэтнические вопросы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1tv.ru/news/social/241817, свободный. - (Дата обращения: 22.03.2016).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Б1.Б.07 Педагогика
(название дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)
основной профессиональной образовательной программы
по направлению подготовки
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)
Направленность Профиль «История». Профиль «Право»
Дата: 2019-05-28, просмотров: 195.