Система государственных закупок - это система, которая реализует государственную программу по закупке товаров, выполнению услуг, выполнению работ для нужд государственных и муниципальных заказчиков. Без непосредственного участия этой системы в нашей стране нельзя приобрести или выполнить какие-либо услуги для бюджетной организации. Также система представляет собой незаменимый инструмент для снижения издержек при выполнении работ и поставке товара, так как торги, проходящие в ней, направлены на удешевление закупаемых товаров или выполняемых работ.
К основным задачам управления закупками относятся:
1.сбор и обработка заявок подразделений компании на предметы снабжения и услуги;
2.планирование потребности в предметах снабжения;
3.определение и корректировка условий договоров на закупку;
4.логистическая поддержка доставки закупаемой продукции;
5.получение закупаемой продукции и входной контроль ее качества;
6.хранение и грузопереработка предметов снабжения в складской системе («на входе») предприятия;
7.управление запасами предметов снабжения в логистических каналах закупок;
8.подготовка документов для оплаты предметов снабжения и услуг, расчеты с поставщиками.
В соответствии с рассмотренными задачами сформулируем основные функции УЗ:
1.формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;
2.получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
3.определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;
4.согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
5.контроль сроков поставки материалов;
6.входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
7.доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
8.поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
Охарактеризованные функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами.
3. Переход к контрактной системе: основные изменения правил закупочной деятельности по сравнению с закупками по 94-ФЗ. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года
Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года
Сравнительная характеристика ФЗ № 44 и ФЗ № 94. Часть 1: Общие положения
5 апреля 2013 г. президентом России был подписан самый обсуждаемый в последнее время нормативно-правовой акт в сфере госзакупок — Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44). Новый закон о госзакупках вступает в силу 1 января 2014 г.
ФЗ № 44, состоящий из 114 статей, будет регулировать много новых правоотношений, которые, в свою очередь, не регулирует действующий Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 94). Однако для того, чтобы все положения ФЗ № 44 заработали полноценно, законодателям необходимо принять дополнительно еще порядка 60 нормативно-правовых актов.
Благодаря введению ряда законодательных новелл закон, по мнению его разработчиков, позволитсократить риски коррупции в сфере госзакупок; предусмотренные механизмы предквалификации участников торгов и антидемпинговые меры позволят заказчику заключить контракт с добросовестным поставщиком; расширение методов определения начальной (максимальной) цены контракта сократит случаи завышения/занижения начальных (максимальных) цен закупок; описанный в ФЗ № 44 новый порядок работы официального сайта будет предусматривать возможность подачи заявок на закупки посредством функционала сайта; установленные законом новые требования к комиссии предполагают, что в состав комиссии должны будут входить преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.
Как мы видим, перед аудиторией заказчиков и участников закупок стоит невероятно сложная задача — за несколько месяцев до официального вступления закона в силу попытаться его изучить и проанализировать, чтобы впоследствии можно было руководствоваться положениями ФЗ № 44 в полной мере.
В связи с этим, осознавая огромную заинтересованность и острую необходимость в изучении основных нововведений ФЗ № 44, приведем сравнительную характеристику двух законов о госзакупках — ФЗ № 44 и ФЗ № 94.
4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок.
В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система. Единая
информационная система в сфере закупок - это совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Официальным сайтом о контрактной системе в сфере закупок Российской Федерации в сети "Интернет" является www.zakupki.gov.ru.
В целях проведения открытых аукционов в электронной форме Минэкономразвития России совместно с ФАС России по результатам конкурсного отбора определили следующих операторов электронных площадок:
- ОАО «Единая электронная торговая площадка» - www.roseltorg.ru;
- ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» - www.ets-micex.ru;
- ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» - www.zakazrf.ru;
- ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» - www.sberbank-ast.ru;
- ООО «Индексное агентство РТС» - www.rts-tender.ru.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.
Единая информационная система обеспечивает:
1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы в сфере закупок;
2) контроль за соответствием:
а) информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
б) информации, включенной в планы-графики закупок, информации, содержащейся в планах закупок;
в) информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
г) информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
д) условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
е) информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта;
3) использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.
Единая информационная система содержит:
1) планы закупок;
2) планы-графики;
3) информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;
4) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;
5) информацию о закупках, предусмотренную 44-ФЗ, об исполнении контрактов;
6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;
7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;
9) реестр банковских гарантий;
10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
12) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
13) отчеты заказчиков, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
14) каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
15) нормативные правовые акты, регулирующие отношения о контрактной системе в сфере закупок;
16) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в запросах цен товаров, работ, услуг;
17) иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено 44-ФЗ, Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Планирование закупок.
Закупочная логистика, являясь первой логистической подсистемой, представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Для ее эффективного функционирования, необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продуктов, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих задач снабжения:
анализ и определение потребностей, расчет количества заказываемых материалов;
определение метода закупок;
согласованность цены и заключение договора;
установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;
организация размещения товаров на складе.
Качественное планирование и информационное обслуживание логистики снабжения решает также задачу уравновешивания противоречия между необходимостью бесперебойного снабжения производства и минимизации складских запасов.
В процессе планирования закупок необходимо определить:
1) какие материалы требуется;
2) количество материалов, которые понадобятся для производства;
3) время, когда они понадобятся;
4) возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;
5) требуемые площади складских помещений;
6) издержки на закупки;
7) возможности организации производства некоторых деталей на своем предприятии.
Существует несколько методик определения того, сколько необходимо закупать материалов для производства продукции и с какой периодичностью они должны поступать от поставщиков, но все они требуют информации о том, как использовались аналогичные материалы в прошлом. При прогнозировании потребности в продукции производственно технического назначения используются нормы расхода материальных ресурсов.
Нормы расхода материальных ресурсов – это максимально допустимое количество сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление единицы продукции или единицы работы установленного качества с учетом действующих организационно технических условий производства.
При прогнозировании потребности в предметах потребления используются нормы потребления населения. Нормы потребления продуктов питания разрабатываются с учетом оптимального рациона питания, необходимого количества белков, жиров, углеводов, солей, витаминов при необходимом сочетании отдельных продуктов питания.
Научно-исследовательскими учреждениями рассчитаны примерные нормы потребления также по важнейшим непродовольственным товарам.
Таким образом, для того чтобы определить потребность в любом продукте материально-технического назначения необходимо:
Нi··Р = Пi,
где Нi – нормы расходаi-го продукта, в натуральном выражении,
Р – объемы производства, в натуральном или стоимостном выражении,
Пi– потребность вi-ом продукте, в натуральном выражении.
Потребности в предметах потребления определяются следующим образом:
,
где - норма потребленияi-го товара, натуральных единиц,
Ч– численность населения, человек;
- потребность вi–ом товаре, в натуральном выражении.
Чтобы реализовать любую потребность она должна быть представлена деньгами на рынке, т.е. покупательским спросом. Объем и состав товаров, которое население желает и имеет возможность купить, формируется под влиянием экономических и социальных факторов. Например:
1) объем и структура производства;
уровень денежных доходов и их дифференциация по группам населения;
уровень розничных цен;
жилищные и бытовые условия;
национальные особенности и уровни образования;
реклама, психологическое воздействие на покупателя и т.д.
В свою очередь спрос на средства производства формируется под воздействием спроса на предметы потребления. Следовательно, потребность в материалах можно рассчитывать и как определенную программу производства конечного продукта. В этом случае речь идет о зависимом спросе, который рассчитывается при помощи методики "Планирование потребности в материалах". Принцип: исходная точка – это предсказуемый или известный спрос на конечную продукцию. Сборка конечной продукции из закупаемых и производимых самостоятельно материалов закрепляется в списках. При этом должно быть известно время поставок материалов и время производства их на собственном предприятии. Далее, исходя из времени поставок конечного продукта потребителю, определяют брутто – потребность в поставляемых и производимых самостоятельно материалов.
Брутто-потребность переводится затем в нетто-потребность, при этом учитывают:
а) наличный запас,
б) плюс уже заказанные материалы и уже запланированные собственное производство,
в) минус уже предназначенные для предыдущей серии продукции заказ.
На основании данных расчета определяют время выполнения заказа. Это время с момента подачи заказа до момента поставки продукта. Преимущества применения методики "Планирование потребности в материалов" заключаются в том, что закупки и производство планируются, исходя из потребности в конечном продукте. В логистике могут использоваться и другие методы определения потребности в материалах.
Например:
детерминированный – используется, когда известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам;
стахостический – когда основой для расчета является математико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность;
эвристический – с его помощью потребность определяется на основе опыта работников.
Все рассмотренные методы определения количества, времени и периодичности закупок имеют достоинства и недостатки с точки зрения точности, затрат времени, стоимости услуг, или определения потребности в материалах.
Выбор зависит от профиля фирмы, возможностей заказчика, типа изделий, наличия и вида складов, системы контроля за состоянием запасов.
Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, от состава комплектующих изделий и материалов.
ВОПРОС 6
Обоснование закупок
В соответствии с Законом заказчикам необходимо будет обосновывать каждую свою закупку. Обоснование закупок осуществляется при формировании плана закупок и плана-графика и служит для установления соответствия планируемых закупок целям их осуществления.
Закреплено всего три возможных цели госзакупок (ст. 13 Закона):
1) достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;
2) исполнение международных обязательств Российской Федерации, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация (за исключением исполняемых в соответствии с государственными программами, перечисленными в предыдущем пункте);
3) выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов (за исключением функций и полномочий, выполняемых в соответствии с документами, перечисленными в предыдущих пунктах).
В планах закупки необходимо будет обосновывать, каким именно образом объект госзакупки послужит достижению указанных целей. В планах-графиках будет обосновываться начальная (максимальная) цена контракта и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Отметим, что этим будут существенно расширены требования к обоснованию закупок, поскольку согласно Закону о госзакупках заказчики должны обосновывать только начальную (максимальную) цену контракта при осуществлении каждой конкретной закупки (см., например, п. 4.4 ч. 4 ст. 22, п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6, ч. 8 ст. 43 Закона о госзакупках).
Если в ходе мониторинга, аудита или контроля в сфере закупок закупка признается необоснованной, контрольные органы выдают предписание об устранении выявленного нарушения и привлекают виновных в этом должностных лиц к ответственности (ч. 6 ст. 18 Закона).
Нормы об обосновании закупок вступят в силу с 1 января 2015 г.
ВОПРОС 7
В соответствии со статьей 16 Закона о контрактной системе нормирование в сфере закупок – это установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам (к предельной цены товаров, работ, услуг) и/или нормативных затрат.
При этом требованиям могут быть установлены не только к характеристикам, свойствам товара, но и к предельной цене товаров, работ и услуг.
Таким образом, нормирование по 44-ФЗ устанавливает:
· требования к закупаемым товарам, работам, услугам;
· предельная цена товаров, работ, услуг;
· нормативные затраты.
Правила нормирования подлежат размещению в единой информационной системе.
Нормирование предотвращает закупку товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к закупаемым товарам, работам, услугам, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды:
o требования к количеству;
o требования к потребительским свойствам;
o требования к характеристикам качества;
o иные характеристики товаров, работ, услуг, которые будут установлены в соответствующих перечнях на каждом из этапов нормирования.
Нормирование в сфере закупок в общем плане применяется для осуществления функций:
o государственных органов;
o органов управления государственными внебюджетными фондами;
o муниципальных органов;
o бюджетных учреждений;
o территориальных органов (подразделений);
o подведомственных казенных учреждений.
Это общее правило нормирования в сфере закупок, но поскольку нормирование включает как установление требований к товарам, работам и услугам, так и установление нормативных затрат, для каждой из указанных групп заказчиков применяются свои правила нормирования.
Требования к закупаемым товарам, работам, услугам в соответствии с ч. 4-5 ст. 19 Закона о контрактной системе и исходя из ряда нормативных документов распространяются на:
o государственные органы;
o муниципальные органы;
o органы управления государственными внебюджетными фондами;
o бюджетные учреждения;
o территориальные органы (подразделения);
o подведомственные казенные учреждения.
Нормативные затраты, которые устанавливаются соответствующими органами, распространяются в соответствии с ч. 4-5 ст. 19 Закона о контрактной системе на:
o государственные органы;
o муниципальные органы;
o органы управления государственными внебюджетными фондами;
o территориальные органы (подразделения);
o подведомственные казенные учреждения.
Этапы нормирования
Исходя из статьи 19 закона 44-ФЗ можно выделить три этапа нормирования:
o I. Утверждение общих правил нормирования (ч. 3 ст. 19 № 44-ФЗ).
o II. Определение правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 19 № 44-ФЗ).
o III. Утверждение требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (предельные цены товаров, работ, услуг) и/или нормативных затрат (ч. 5 ст. 19 № 44-ФЗ).
На каждом из этих этапов формируются определенные перечни нормируемых товаров, работ, услуг:
На первом этапе формируются общие требования;
На втором этапе – обязательные перечни нормируемых товаров, работ, услуг;
На третьем этапе – ведомственные перечни нормируемых товаров, работ, услуг.
Ведомственный перечень обеспечивает государственные и муниципальные нужды:
§ Не приводит к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства (т.е. свойства которых не обусловлены их пригодностью для эксплуатации и потребления в целях оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ));
§ Не приводит к закупкам товаров, работ, услуг, которые являются предметами роскоши.
Первый этап нормирования – утверждение общих правил
Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок:
§ общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
§ общие правила определения требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (к предельным ценам товаров, работ, услуг) и нормативных затрат.
Рассмотрим нормативно-правовую базу нормирования.
Постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»
ПП РФ 476 вступило в силу с 1 января 2016 года и включает в себя:
§ «Общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым заказчиками, должны содержать…»;
§ «Общие правила определения нормативных затрат <…> должны содержать…».
ПП РФ 476 определяет общие требования к порядку разработки и принятия, содержанию, обеспечению исполнения правовых актов:
§ утверждающих общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг;
§ утверждающих общие правила определения нормативных затрат.
То есть, на основании ПП РФ 476, во-первых, принимаются нормативные акты, которые относятся к сфере деятельности Правительства РФ на первом этапе нормирования для дальнейшего определения общих правил определения требований к товарам, работам, услугам и определения общих правил нормирования.
Во-вторых в документе содержатся общие требования к порядку разработки и принятия, содержанию, обеспечению исполнения правовых актов на втором этапе нормирования:
§ Утверждение требований к порядка разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок (их содержанию и обеспечению исполнения);
§ Утверждение правил определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг;
§ Утверждение правил определения нормативных затрат.
Таким образом, первым документом после 44-ФЗ в части нормирования является ПП РФ 476. Именно оно определяет общие требования к порядку разработки и принятия нормативных актов как на первом этапе нормирования (общих правил), так и на втором этапе в части принимаемых правовых актов и утверждения правил определения требований к нормативным затратам и к товарам, работам, услугам.
На первом этапе органом власти, который утверждает правила нормирования, является только Правительство РФ. Соответственно, на втором этапе правила нормирования будут утверждаться как Правительством, так и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ и местными администрациями.
Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»
Вступило в силу 1 января 2016 года.
Определяет общие правила определения требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (к предельным ценам товаров, работ, услуг).
ПП РФ 926 устанавливает необходимость разработки правил определения требований к товарам, работам, услугам:
§ Обязательный перечень отдельных товаров, работ, услуг, их потребительские свойства и иные характеристики, а также значения таких свойств и характеристик (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (II этап);
§ Порядок формирования и ведения перечня, а также примерную форму ведомственного перечня (III этап);
§ Порядок применения критериев отбора отдельных товаров, работ, услуг, значения этих критериев для формирования ведомственных перечней (III этап).
Это постановление не содержит в себе утверждение каких-либо конкретных товаров, работ и услуг, предельных цен, потребительских свойств. Оно определяет лишь необходимость разработки обязательного перечня, ведомственного перечня и критериев для включения товаров, работ и услуг в ведомственный перечень.
Обязательный перечень нормируемых товаров, работ, услуг включает в себя:
§ Значения потребительских свойств и характеристик
И/ИЛИ
§ Обязанность устанавливать значения потребительских свойств и характеристик в ведомственных перечнях нормируемых товаров, работ, услуг
Потребительские свойства и характеристик в ведомственных перечнях нормируемых товаров, работ, услуг:
§ не должны приводить к необоснованным ограничениям количества участников закупки;
§ должны быть обоснованы.
При этом обязательный перечень и ведомственный перечень формируются с учетом:
§ положений технических регламентов, стандартов, иных нормативных документов;
§ положений статьи 33 № 44-ФЗ;
§ принципа обеспечения конкуренции.
ПП РФ 926 содержит форму обязательного перечня. В форме определено, что должен содержать перечень, который будет утверждаться соответствующим органом на втором этапе нормирования.
Кроме того, в ПП РФ 926 содержатся обязательные критерии отбора отдельных товаров, работ, услуг, применяемые при формировании ведомственного перечня:
§ доля расходов на закупку в общем объеме расходов;
§ доля контрактов в общем количестве контрактов.
Данные критерии применяются в совокупности.
Постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г. № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов»
Включает в себя общие требования к определению нормативных затрат нормативных затрат включают виды и состав нормативных затрат:
§ Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
§ затраты на приобретение нематериальных активов включают в себя:
§ затраты на приобретение исключительных прав на ноу-хау и объекты смежных прав;
§ ….
§ Затраты на информационно-коммуникационные технологии:
§ Затраты на услуги связи;
§ Затраты на аренду;
§ Затраты на содержание имущества;
§ ….
В ПП РФ 1047 не только установлены виды и составы нормативных затрат, но и определено, что предусматривается формула для их расчета и порядок применения, а также указано, что возможно использование порядка расчета, не предусматривающего применение формул.
Для расчета нормативных затрат по видам затрат (на III этапе) могут быть установлены иные формулы расчета и порядок их применения.
Второй этап нормирования – определение правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг
На втором этапе нормирования Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации устанавливают правила нормирования в сфере закупок:
§ Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
§ Правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (к предельным ценам товаров, работ, услуг) и нормативных затрат.
Здесь работают те же принципы, что на первом этапе.
Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения регулируются:
Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2015 г. № 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».
Правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (к предельным ценам товаров, работ, услуг) регулируются:
Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»
Правила определения нормативных затрат регулируются:
Постановлением Правительства РФ от 20 октября 2014 г. № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами российской федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений».
Рассмотрим указанные документы.
Постановление Правительства РФ от 19 мая 2015 г. № 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».
В ПП РФ 479 определяются требования к порядку разработки и принятия, содержанию, обеспечению исполнения правовых актов:
§ утверждающих правила определения нормативных затрат;
§ утверждающих правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг.
Разрабатываются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой в форме проектов постановлений Правительства Российской Федерации.
Кроме того, в ПП РФ 479 определены требования к порядку разработки и принятия, содержанию, обеспечению исполнения правовых актов, принимаемых на третьем этапе планирования:
§ утверждающих нормативные затраты;
§ утверждающих требования к отдельным видам товаров, работ, услуг.
Указанные акты предусматривают право руководителя (заместителя руководителя) утверждать нормативы количества и (или) нормативы цены товаров, работ, услуг.
Правительство утверждает:
§ Порядок определения значений характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг;
§ Порядок отбора отдельных видов товаров, работ, услуг (ведомственный перечень);
§ Форму ведомственного перечня.
То же самое касается нормативных затрат. Определяются:
§ Порядок расчета нормативных затрат, в том числе формулы расчета;
§ Обязанность заказчиков определить порядок расчета нормативных затрат, для которых порядок расчета не определен Правительством РФ;
§ Требование об определении нормативов количества и (или) цены товаров, работ, услуг, в том числе сгруппированных по должностям работников и (или) категориям должностей работников.
В постановлении говорится, что правовые акты, которые утверждаются на третьем этапе нормирования, включают в себя:
§ Конкретизированные наименования заказчиков (подразделений заказчиков), в отношении которых устанавливаются требования к отдельным видам товаров, работ, услуг;
§ перечень отдельных видов товаров, работ, услуг с указанием характеристик (свойств) и их значений.
Правовые акты, утверждающие нормативные затраты, определяют:
§ Порядок расчета нормативных затрат, для которых правилами определения нормативных затрат не установлен порядок расчета;
§ Нормативы количества и (или) цены товаров, работ, услуг, в том числе сгруппированные по должностям работников и (или) категориям должностей работников.
Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»
На основании обязательного перечня отдельных видов товаров, работ, услуг:
§ Утверждаются ведомственные потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).
§ Дополнительно включаемые в ведомственный перечень отдельные виды товаров, работ, услуг должны отличаться от указанных в обязательном перечне отдельных видов товаров, работ, услуг кодом товара, работы, услуги в соответствии перечни включающие перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.
Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ 927 содержит форму ведомственного перечня нормированных товаров, работ, услуг.
Приложение № 2 к Постановление Правительства РФ 927 содержит форму уточненного обязательного перечня нормированных товаров, работ, услуг.
В отношении отдельных видов товаров, работ, услуг, включенных в обязательный перечень, в ведомственном перечне определяются их потребительские свойства и иные характеристики, если указанные свойства и характеристики не определены в обязательном перечне.
Критерии отбора товаров, работ, услуг для включения в ведомственные перечни:
§ Доля расходов на приобретение отдельного вида товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд за отчетный финансовый год в общем объеме расходов на приобретение товаров, работ, услуг за отчетный финансовый год;
§ Доля контрактов на приобретение отдельного вида товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, заключенных в отчетном финансовом году, в общем количестве контрактов на приобретение товаров, работ, услуг, заключенных в отчетном финансовом году.
Критерии отбора товаров, работ, услуг для включения в ведомственные перечни нормированной продукции.
§ Средняя арифметическая сумма значений \ критериев превышает 20 процентов;
§ Отдельный вид товаров, работ, услуг должен быть включен в ведомственный перечень.
Пример:
§ Доля расходов на приобретение бумаги = 10%
§ Доля контрактов на приобретение бумаги = 32%
Исходя из формулы расчета среднее арифметическое значение составляет 21%
Таким образом, если этот товар (работа, услуга), рассчитанный в соответствии с указанными критериями, не был включен в обязательный и ведомственный перечни, то данный товар подлежит включению в ведомственный перечень.
Критерии отбора товаров, работ, услуг для включения в ведомственные перечни.
В целях формирования ведомственного перечня могут быть определены дополнительные критерии отбора отдельных видов товаров, работ, услуг и порядок их применения.
Постановление Правительства РФ от 20 октября 2014 г. № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами российской федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений».
Состав и вид нормативных затрат уточнены.
В тексте ПП РФ 1084 содержится формула определения нормативных затрат:
Например:
Затраты на информационно-коммуникационные технологии:
§ затраты на услуги связи:
§ Затраты на абонентскую плату определяются по формуле:
§ Q i аб - количество абонентских номеров пользовательского (оконечного) оборудования, подключенного к сети местной телефонной связи, используемых для передачи голосовой информации (далее - абонентский номер для передачи голосовой информации) с i-й абонентской платой;
§ H i аб - ежемесячная i-я абонентская плата в расчете на 1 абонентский номер для передачи голосовой информации;
§ N i аб - количество месяцев предоставления услуги с i-й абонентской платой.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 263.