СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. научи. тр./Отв. ред. Л.А. Лергаменщик Минск: НИО, 1999

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1998.

3. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития//Психологический журнал. 1999. Т.20. N 1. С. 3-21.

4. Близнюк А.И. Практическая психология. Мн.: Выш. шк., 2004.

5. Брушлинский А.В. Деяте6льность субъекта и психическая деяте6льность//Деятельность: Теория, методология, проблемы. М., 1990.

6. БуберМ. Проблемы человека// Я и Ты. М.,1993.

7. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).М.:Изд-во Моск.ун-та,1984. -200 с.

8. Военная педагогика и психология / Под ред. А.В. Барабанщикова.- М.: Воениздат, 1986.

9. "Вопросы воинского воспитания", Сборник статей, Москва, Воениздат - 1985г.,- 178 с.

10. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: СПбГУ, 1991.

11. Георгий Пальчевский. Учились роты воевать//Белорусская военная газета. – 2004. – 8 июля.

12. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования.М.: ИП РАН, 1994

13. Дубова Е.Т. Духовный кризис в современной России как религиозная и психологическая проблема //Журнал прикладной психологии, 1999, № 3.

14. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л:ЛГУ 1983-103с.

15. Зуев Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются.- М.:Воениздат, 1986.

16. Кризисные события и психологические проблемы человека / Под ред. Л.А. Пергаменщика. Минск: НПО, 1997.

17. Краткий психологический словарь / Ред.-сост.Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд., расш..испр и доп Ростов н/Д:Изд-во "Феникс", 1998.

18. Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений в подразделениях. - М.:Воениздат, 1987.

19. Л.С. Мальцев в своей книге «Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины»

20. "О долге и чести воинской в Российской Армии", Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва- 1990г.

21. Пери Г. Как справиться с кризисом. Пер. с англ. М.: Педагогика – Пресс, 1995-205 с.

22. Полевой Б.Н. "Повесть о настоящем человеке", издательство "Советская школа", Киев- 1983г. - 346 с.

23. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 376 с.

24. "Проблемы воинского воспитания", Воениздат, Москва- 1979г.- 273 с.

25. Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ, рекомендации). - М.: Воениздат,1991.

26. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991-45с.

27. Психология и педагогика военного управления. Учебно-методическое пособие. - / Изд. ВВИА им. В.В. Жуковского, 1992.

28. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога. - М.: ГУ по работе с л/с, 1992.

29. Психологическая профилактика - основное средство предупреждения конфликтных ситуаций в воинских коллективах. - "Куйбышевец" N 5, 1994.

30. Справочник практического психолога. Психодиагностика/под.общ.ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 671, [1] с.: ил.

31. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/О.Ю.Ермолаев. – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 336 с. – (Библиотека психолога).

 



ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

Результаты проведенного тестирования до треннинговых занятий

 

Таблица П.1.1.

Сводная таблица результатов тестирования группы офицеров состоящих в треннинговой группе А (по методике САН)

№ п/п

Самочувствие

Активность

Настроение

показатели низк. средн. выс. низк. средн. выс. низк. средн. выс.
1 +     +     +    
2   +   +     +    
3 +     +     +    
4 +     +     +    
5 +   + +     +    
6   +   +     +    
7   +   +       +  
8 +       +       +
9 +     +     +    
10 +       +     +  
11 +     +     +    
12   +     +   +    
13     +     + +    
14 +     +     +    
15   +     +     +  
Всего: 9 5 2 10 4 1 11 3 1

 

Из данной таблицы видно, что у офицеров тренинговой группы А до проведения занятий выявлен следующий эмоциональный фон:

По шкале Самочувствие были получены следующие результаты:

9 офицеров – низкий уровень

5 офицеров – средний уровень

2 офицера – высокий уровень

По шкале Активность:

10 офицеров – низкий уровень

4 офицера – средний уровень

1 офицер – высокий уровень

По шкале Настроение:

11 офицеров – низкий уровень

3 офицера – средний уровень

1 офицер – высокий уровень

 

Таблица П.1.2.

Сводная таблица результатов тестирования группы офицеров не состоящих в тренинговой группе, группа Б (по методике САН)

№ п/п

Самочувствие

Активность

Настроение

показатели низк. средн. выс. низк. средн. выс. низк. средн. выс.
1 +     +       +  
2 +       +   +    
3   +   +       +  
4 +       +   +    
5 +   + +     +    
6 +     +     +    
7 +     +     +    
8 +     +         +
9 +     +     +    
10   +   +         +
11     + +       +  
12   +   +       +  
13 +       +     +  
14 +       +   +   +
15 +     +     +    
Всего: 11 3 2 11 4 0 8 5 3

 

Из данной таблицы видно, что у офицеров треннинговой группы А до проведения занятий выявлен следующий эмоциональный фон:

По шкале Самочувствие были получены следующие результаты:

11 офицеров – низкий уровень

3 офицеров – средний уровень

2 офицера – высокий уровень

По шкале Активность:

11 офицеров – низкий уровень

4 офицера – средний уровень

0 офицер – высокий уровень

По шкале Настроение:

8 офицеров – низкий уровень

5 офицера – средний уровень

3 офицер – высокий уровень

 



Приложение 2

 

Тренинговая группа А до тренинга:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1 +     +    
2 +     +    
3   +     +  
4   +     +  
5   +     +  
6   +     +  
7   +   +    
8     +     +
9 +       +  
10 +       +  
11   +     +  
12   +     +  
13   +     +  
14   +   +    
15   +     +  
Всего: 4 10 1 4 10 1

 

Из данной таблицы видно, что до тренинга у испытуемых наблюдается умеренная (средняя) тревожность.

Тренинговая группа А после тренинга:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1 +     +    
2 +     +    
3 +     +    
4 +     +    
5 +       +  
6   +     +  
7   +   +    
8   +     +  
9 +     +    
10 +     +    
11 +     +    
12 +     +    
13   +     +  
14 +     +    
15   +     +  
Всего: 10 5 0 10 5 0

 

Из данной таблицы видно, что после тренинга у испытуемых наблюдается низкая тревожность. Здесь уже заметно, что тренинги помогают улучшению настроения, человек более спокойный, уверенный.

Группа Б:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1   +     +  
2   +     +  
3     +   +  
4     +     +
5 +       +  
6   +     +  
7   +       +
8   +       +
9     +   +  
10     +     +
11     +   +  
12     +   +  
13   +     +  
14     +     +
15   +     +  
Всего: 1 7 7 0 10 5

 

Из данной таблицы видно, что у контрольной группы наблюдаются как высокая, так и умеренная реактивная тревожность, в то время как по шкале личностной тревожности в основном преобладает средний показатель.

 



Приложение 3

 

Тренинговая группа А до тренинга:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1   +   +    
2 +     +    
3   +     +  
4 +       +  
5   +     +  
6   +     +  
7   +     +  
8   +     +  
9 +     +    
10 +       +  
11   +     +  
12   +   +    
13 +       +  
14     +     +
15   +   +    
Всего: 5 9 1 5 9 1

 

Из данной таблицы видно, что до тренинга у испытуемых наблюдается умеренная (средняя) тревожность.

Тренинговая группа А после тренинга:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1 +     +    
2 +     +    
3 +     +    
4 +     +    
5 +     +    
6 +     +    
7 +     +    
8   +     +  
9 +     +    
10 +     +    
11 +     +    
12 +     +    
13   +     +  
14 +     +    
15   +     +  
Всего: 12 3 0 12 3 0

 

Из данной таблицы видно, что после тренинга у испытуемых наблюдается низкая тревожность. Здесь уже заметно, что тренинги помогают улучшению настроения, человек более спокойный, уверенный.

Группа Б:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1   +       +
2   +     +  
3     +   +  
4     +     +
5 +       +  
6   +     +  
7 +         +
8     +     +
9     +   +  
10     +     +
11     +   +  
12     +     +
13     +     +
14     +     +
15   +     +  
Всего: 2 4 9 0 7 8

 

Из данной таблицы видно, что у контрольной группы наблюдаются высокая тревожность по двум шкалам.



Приложение 4

 

Тренинговая группа А до тренинга:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1 +     +    
2 +     +    
3   +     +  
4   +     +  
5   +     +  
6     +   +  
7   +   +    
8 +       +  
9 +     +    
10 +     +    
11 +     +    
12   +     +  
13   +     +  
14   +   +    
15   +     +  
Всего: 6 8 1 7 8 0

 

Из данной таблицы видно, что до тренинга у испытуемых наблюдается умеренная (средняя) ближе к низкой тревожность.

Тренинговая группа А после тренинга:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1 +     +    
2 +     +    
3 +     +    
4 +     +    
5 +     +    
6   +     +  
7 +     +    
8   +     +  
9 +     +    
10 +     +    
11 +     +    
12 +     +    
13   +     +  
14 +     +    
15   +   +    
Всего: 11 4 0 12 3 0

 

Из данной таблицы видно, что после тренинга у испытуемых наблюдается низкая тревожность. Здесь уже заметно, что тренинги помогают улучшению настроения, человек более спокойный, уверенный.

Группа Б:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1   +     +  
2   +     +  
3     +   +  
4   +       +
5 +     +    
6     +     +
7   +       +
8   +       +
9     +   +  
10   +       +
11     +   +  
12     +     +
13   +     +  
14     +   +  
15   +     +  
Всего: 1 8 6 1 8 6

 

Из данной таблицы видно, что у контрольной группы наблюдаются как высокая, так и умеренная тревожность по всем шкалам.

 



Приложение 5

 

Тренинговая группа А до тренинга:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1 +     +    
2 +     +    
3 +     +    
4 +     +    
5   +     +  
6 +     +    
7   +   +    
8   +     +  
9 +     +    
10 +       +  
11 +     +    
12 +       +  
13 +     +    
14   +   +    
15 +       +  
Всего: 11 4 0 10 5 0

 

Из данной таблицы видно, что до тренинга у испытуемых наблюдается низкая тревожность. Это говорит об улучшении эмоционального состояния на протяжении повседневной деятельности.

Тренинговая группа А после тренинга:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1 +     +    
2 +     +    
3 +     +    
4 +     +    
5 +     +    
6 +       +  
7 +     +    
8   +     +  
9 +     +    
10 +     +    
11 +     +    
12 +     +    
13   +   +    
14 +     +    
15   +   +    
Всего: 12 3 0 13 2 0

 

Из данной таблицы видно, что после тренинга у испытуемых наблюдается низкая тревожность. Здесь уже очевидно, что тренинги помогают улучшению настроения, человек становится более раскрепощенный, общительный, уверенный в себе и своих коллегах.

Группа Б:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1   +     +  
2   +   +    
3     +     +
4     +     +
5   +     +  
6   +     +  
7 +         +
8     +     +
9     +   +  
10     +     +
11     +   +  
12     +     +
13   +     +  
14     +     +
15   +     +  
Всего: 1 6 8 1 7 7

Из данной таблицы видно, что у контрольной группы наблюдаются как высокая, так и умеренная личностная тревожность, в то время как по шкале реактивной тревожности в основном преобладает высокий показатель.

 



Приложение 6

 

Тренинговая группа А до тренинга:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1 +     +    
2 +     +    
3 +       +  
4 +     +    
5 +       +  
6 +     +    
7 +     +    
8 +       +  
9   +     +  
10 +     +    
11   +   +    
12   +     +  
13   +   +    
14 +     +    
15   +     +  
Всего: 10 5 0 9 6 0

 

Из данной таблицы видно, что до тренинга у испытуемых наблюдается низкая тревожность.

Тренинговая группа А после тренинга:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1 +     +    
2 +     +    
3 +     +    
4 +     +    
5 +     +    
6 +       +  
7 +     +    
8   +   +    
9 +     +    
10 +     +    
11 +     +    
12 +     +    
13 +       +  
14 +     +    
15   +     +  
Всего: 13 2 0 12 3 0

 

Из данной таблицы видно, что после тренинга у испытуемых наблюдается низкая тревожность.

Группа Б:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1 +       +  
2   +       +
3     +   +  
4     +     +
5   +     +  
6   +       +
7   +       +
8   +       +
9     +   +  
10     +     +
11   +     +  
12     +   +  
13     +   +  
14     +     +
15   +     +  
Всего: 1 7 7 0 8 7

 

Из данной таблицы видно, что у контрольной группы наблюдаются как высокая, так и умеренная личностная и реактивная тревожность.



Приложение 7

 

Тренинговая группа А до тренинга:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1 +     +    
2 +     +    
3 +     +    
4 +     +    
5 +     +    
6   +     +  
7 +     +    
8 +     +    
9 +       +  
10 +     +    
11 +     +    
12   +   +    
13   +   +    
14 +     +    
15 +     +    
Всего: 12 3 0 13 2 0

 

Из данной таблицы видно, что до тренинга у испытуемых наблюдается низкая тревожность.

Тренинговая группа А после тренинга:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1 +     +    
2 +     +    
3 +     +    
4 +     +    
5 +       +  
6 +     +    
7 +     +    
8 +     +    
9 +     +    
10 +     +    
11 +     +    
12 +     +    
13   +     +  
14 +     +    
15 +     +    
Всего: 14 1 0 13 2 0

 

Из данной таблицы видно, что после тренинга у испытуемых наблюдается низкая тревожность.

Группа Б:

«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни низк. ср. выс. низк. ср. выс.
1   +       +
2   +     +  
3     +   +  
4     +     +
5 +       +  
6   +     +  
7   +       +
8   +       +
9     +   +  
10   +       +
11     +   +  
12     +   +  
13   +   +    
14     +     +
15   +     +  
Всего: 1 8 6 1 8 6

 

Из данной таблицы видно, что у контрольной группы наблюдаются как умеренная реактивная и личностная тревожность.



Приложение 8

 

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

Предварительные замечания

Целью первого занятия является создание условии для лучшего и быстрого знакомства участников, ознакомление с принципами работы группы и выработка групповых ритуалов, освоение игрового стиля общения, запуск процесса самораскрытия, определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему предстоит работать вместе с группой.

Никто не может гарантировать, что все участники в равной степени многое извлекут из ситуаций и предлагаемых упражнений. Можно и нужно помогать друг другу, надо учиться это делать. Но каждый сам отвечает перед собой за то, что будет делать, за то, что увидит и почувствует, а также за то, чему научится. Может быть, некоторым будет трудно следовать инструкциям для упражнений, нелегко 'будет сконцентрироваться в определенное время на конкретных ситуациях, порой будет возникать ощущение скуки или раздражения. Все это естественно и вполне уместно, но главное, чтобы такие переживания членов группы не заставляли отказываться от участия в упражнениях или ситуациях, не склоняли к поступкам, которые могут помешать другим.

Напоминание ведущему

Вашей основной задачей является оказание помощи группе в совместных поисках, в обучении на этой первой встрече и на всех последующих. Вы — не учитель, не судья, не надзиратель. Вам нельзя подчеркивать свое превосходство над другими, своим поведением вы не должны вызывать восхищение или страх. Ваша помощь группе должна заключаться в:

1. подготовке помещения, в котором будет работать группа, включая музыкальное оформление, и необходимого материала: бумаги для записей, альбома для рисования, ручек, карандашей, английских булавок, текстов упражнений и заданий и т. д.;

2. разъяснении инструкции очередного задания и контроле за длительностью каждой ситуации;

3. организации совместного анализа того, что происходит во время упражнений, в форме обсуждения чувств и переживаний участников;

4. обязательном контроле эмоционального состояния участников группы;

5. проведении заключительного анкетирования на каждом занятии и зачитывании домашнего задания;

6. соблюдении ритуалов группы.

В ваших интересах позаботиться, чтобы в конце работы члены группы рассказали о том, как они воспринимали вас в роли ведущего.

Примерное содержание занятия

Знакомство. Все участники садятся в круг. Руководитель раздает бумагу и ручки. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя, затем делит лист на две части вертикальной чертой. Левую отмечает знаком « + », а правую знаком «—». Под знаком « + » перечисляется то, что особенно нравится (в природе, в людях, в себе и т. д.), а под знаком «—» пишется то, что особенно неприятно для каждого в окружающем его мире («ненавижу трусость», «не люблю осень» и т. д.). Затем все зачитывают свои записи вслух (можно приколоть эти листочки к груди и медленно ходить по комнате, останавливаясь и читая друг у друга записи).

Вариант — на листе бумаги каждый участник пишет свое имя, а затем 10 раз отвечает на один вопрос «кто я?»

В практике групп существует еще несколько способов знакомства, например, каждый участник, выбирает себе новое имя и, объявляя его, объясняет, почему именно это имя он выбрал, и т. д.

Выработка правил работы в группе

После того как знакомство состоялось, руководитель кратко повторяет основные принципы — нормы работы в группе социально-психологического тренинга. Затем идет коллективное обсуждение этих норм, что-то можно добавить, чуть исправить и в дальнейшем пользоваться в работе группы только этими принятыми нормами общения. Кроме того, часто группа вырабатывает своеобразные ритуалы, которые действуют только во время занятий. Например, ритуал начала занятий - сесть плотно в круг, прижаться локтями друг к другу, закрыть глаза и молча посидеть 1 минуту, думая о всей группе. Или ритуал вхождения в групповую работу опоздавшего участника — он обязательно должен прикоснуться к каждому, сказав что-то очень хорошее именно этому человеку от всей души, и т. д.

Упражнение « Девиз»

Назначение: осознание жизненных принципов.

Инструкция: «Представьте себе, что вы находитесь в магазине, где имеется большой выбор различных по цвету и модели маек. Вам предстоит выбрать майку по вашему вкусу, подобрать цвет, модель. Кроме того, на вашей майке написан девиз вашей жизни или, по крайней мере, принцип, которому вы следуете или хотели бы следовать. Если вы не любите майки с надписями, то у вас есть возможность выбрать майку, надпись на которой прочесть можете только вы».

Обсуждение: поочередно рассказывают о своем выборе. Остальные могут задавать вопросы, уточняющие, проясняющие жизненные принципы. После окончания рассказов следует предоставить возможность каждому участнику рассказать, почему он сделал тот или иной выбор, какие чувства он испытал выполняя задание

Упражнение «Свободный рисунок»

Всем членам группы выдаются листы бумаги и карандаши для рисования. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии, цвет. Главное, чтобы это было выражение собственных чувств, переживаний...

После того как задание выполнено, организуется импровизированная выставка рисунков, качество которых, безусловно, не оценивается, а идет обмен своими ощущениями от процесса творчества.

Затем всё написанное сдается руководителю (или кому-то другому из группы), он все перемешивает и зачитывает вслух одну за другой эти самохарактеристики. Группа пытается узнать, чья же эта самохарактеристика, чей «психологический автопортрет»?

На первом же занятии группа может выработать и ритуал прощания.

 

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

Предварительные замечания

Цель настоящего занятия — закрепление игрового стиля общения, дальнейшее самораскрытие, открытие в себе сильных сторон, т. е. таких качеств, навыков, стремлений, которые человек принимает, ценит в себе, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия, к самому себе; изучение возможностей использования своих сильных сторон во взаимоотношениях с другими людьми.

Люди привыкли считать, что работа над собой и самосовершенствование предполагают только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Однако есть и еще одна, более важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе не только противника и виновника ошибок, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается очень нелегко. Некоторые люди даже полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры. Как это ни странно, большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе.

Хочется обратить внимание на то, что «сильные стороны» — это не то же самое, что «положительные черты характера» или «достоинства личности». Бывает и так, что какое-то качество или умение оказывается очень сильной стороной данной личности, но окружающие люди не одобряют его. Поэтому при анализе «сильных сторон» очень важно принимать во внимание, для чего использует человек свои сильные стороны. Проведя «инвентаризацию» своих сильных сторон, необходимо подумать о том, как лучше воспользоваться ими.

Примерное, содержание занятия

Если в группе уже выработаны ритуалы общения, встречи, то работа начинается именно с этого. Например, все встают рядом в круг, поближе друг к другу. Руководитель обращается к группе со следующими словами:

«Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа., подержит его руку в своей. Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит внимание только на том, что слышит, пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают (1 минута)... А теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседа справа, и слева, «а ладонях, которых вы касаетесь... Постарайтесь понять, «акая ладонь теплее, какая, холоднее, и запомните, была ли это ладонь соседа управа или слева (30 секунд).. Теперь по-прежнему, с. закрытыми глазами разнимите руки и сосредоточьтесь каждый ,на своем дыхании, почувствуйте, как воздух, входит и выходит через ноздри и губы, как движется грудная: клетка при каждом вдохе и выдохе (1 минута)... Попробуйте посчитать каждый выдох... и на пятом — откройте глаза...»

Рефлексия прошлого занятия

Группа садится в круг, и все желающие по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем занятии: Что особенно понравилось? Что не принято? Что хотелось бы сегодня сделать по-другому? Какие претензии есть к группе, конкретно кому-либо, руководителю? Не надо никого заставлять, высказываются только желающие.

Упражнение «Мои желания»

Назначение: уменьшение сопротивления для предъявления своих целей.

Инструкция: группа разбивается на тройки, в каждой из них есть «говорящий», «слушающий» и «наблюдающий». В течении трёх минут «говорящий» рассказывает о своих желаниях начиная каждый раз с фразы «Я хочу...». «Слушающий» внимательно слушает, соглашается, поддерживает, «Наблюдатель» фиксирует невербальные проявления. По окончании упражнения участники в тройках делятся своими мыслями и переживаниями, обращая внимание на то, о чем говорилось легко и свободно, где могли быть страхи и запреты. Затем происходит обмен ролями в тройках.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 207.