В ст. 118 Конституции записано: «Правосудие в РФ осуществляется только судом». В ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ» закреплено, что суды учреждаются только в соответствии с Конституцией и названным выше Федеральным конституционным законом.
Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных ФКЗ РФ «О судебной системе РФ», не допускается.
Принцип, сформулированный в ст. 118 Конституции РФ, получает свое развитие в ст. 49 Конституции РФ, раскрывающей саму суть правосудия: признать лицо виновным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию полномочен только суд своим приговором. Только суд вправе принять решение о применении указанных в законе мер процессуального принуждения, ограничивающих права и свободы человека и гражданина. Только суд вправе принять решение о применении к лицу принудительной меры медицинского характера.
Это придает судебному разбирательству значение важнейшей стадии процесса, а суд выделяет из всех иных органов, ведущих производство по делу, ставит его в особое положение, обязывая выступать гарантом прав и свобод человека и гражданина.
Принцип осуществления правосудия только судом не ограничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии процесса. В каждой из них правосудие осуществляется в тех формах, какие соответствуют характеру и назначению разрешаемых в данной стадии задач.
Принцип определяет такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускается, не иначе как вышестоящим судом и в порядке осуществления правосудия по УД. Ни одно судебное решение не м/б отменено или изменено каким бы то ни было государственным органом, в том числе высшей гос. властью. В этом проявляется не только исключительность, но и полнота судебной власти: вступившие в законную силу решения суда обязательны для органов гос. власти, физических и юридических лиц.
Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке, который создает такие преимущества в разрешении уголовных дел, какими не располагает ни одна иная форма гос. деятельности. Этот порядок заключает в себе наибольшие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения.
Самостоятельность суда определяется конституционным принципом разделения гос. власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ, гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть»).
Самостоятельность суда определяют принципы правосудия и организации судебной системы РФ.
Самостоятельность суда требует реализации судебной власти независимыми судьями, присяжными и народными заседателями.
В ст. 120 Конституции РФ записано: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону». Их независимость гарантируется организационными принципами судебной системы, порядком формирования судейского корпуса и привлечением к судопроизводству присяжных и народных заседателей, мерами гос., социальной защиты судей, присяжных и народных заседателей, процессуальными принципами их деятельности, определенным в законе порядком рассмотрения и разрешения дел.
Эти гарантии нашли свое закрепление в ряде законов, принятых в последние годы. В них определены важные положения, обеспечивающие самостоятельность суда и независимость судей:
· формирование корпуса суда, присяжных и народных заседателей (ст. 13 Закона о судебной системе, ст. 3—6 Закона о статусе судей, ст. 80—85 Закона о судоустройстве);
· неприкосновенность судей, присяжных и народных заседателей (ст. 122 Конституции РФ, ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о судебной системе);
· меры гос. защиты судей (ФЗ «О гос. защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 1455) и др.
Принцип независимости судей и подчинения их только закону определяет также взаимоотношения судов различных инстанций. Кассационная и надзорная инстанции, отменяя приговор и направляя дело на новое судебное рассмотрение, не вправе предрешать выводы судей и связывать своим решением их независимость и самостоятельность (ч. 2 ст. 352, ч. 7 ст. 380 УПК).
Независимость судей и подчинение их только закону проявляет себя не только вовне, но и внутри самой судебной коллегии, усиливая в ней коллегиальное начало. Каждый судья, присяжный, народный заседатель свободно выражают свое мнение по всем обсуждаемым вопросам и при несогласии с вынесенным решением могут изложить свое особое мнение, которое приобщается к делу.
Судья при разрешении дела должен быть свободен от собственных впечатлений, ранее выраженных убеждений по рассматриваемому делу, поэтому судья, принимавший участие в рассмотрении дела в одной судебной инстанции, не вправе участвовать в рассмотрении того же дела в другой судебной инстанции, а равно участвовать в новом рассмотрении дела в суде первой инстанции после отмены приговора или определения о прекращении дела, постановленного с его участием (ч. 1 ст. 60 УПК).
Исполнение предписаний этого принципа требует от судей высоких профессиональных и морально психологических качеств, мужества и твердости характера, обостренного чувства справедливости, осознания своей независимости, чтобы противостоять любому посягательству на нее и выполнить свой долг так, как повелевает закон и голос совести
Дата: 2019-05-28, просмотров: 199.