По диагностическому листу № 1
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Содержание игры

Диагностические показатели приводятся по параметру, связанному с содержанием игры детей. Методика их оценки заключается в том, что цифрами указывается порядковый номер графы, которая заполняется в диагностическом листе № 1.

1а. + Замысел игры появляется с помощью взрослого.

1а. - В появлении замысла игры взрослый не принимал участия.

1б. + Ребенок сам придумал, как будет играть.

2. + Замыслы игр у ребенка разнообразные.

2. - Замыслы однообразные, изо дня в день повторяются одни и те же сюжеты.

3.  Количество игровых задач указывается цифрами. Если ребенок ставит количество, то указывается от минимального до максимального. Если игровая задача несколько раз повторяется в игре, то ее считают за одну.

4. + Игровые задачи разнообразные.

4. - Игровые задачи однообразные.

5а. + Игровые задачи взрослый ставит ребенку.

5б. - Игровые задачи взрослый ребенку не ставит.

5в. + Ребенок самостоятельно ставит игровые задачи.

5в. - Ребенок не может самостоятельно поставить игровую задачу.                     

 

2. Способы решения детьми игровых задач.

  Сформированность у детей ролевых способов выясняется только в том случае, если они принимают на себя роли. Если ребенок обозначает роль словом, то не возникает сомнения в том, что он принимает роль. Когда дети не обозначают роль словом, бывает трудно определить, принимают они ее или нет. В этом случае ребенка можно спросить: “Ты кто?” Если он не ответит, называет предполагаемую роль: “Ты шофер?” или “Ты мама?”.

  О разнообразии и выразительности ролевых действий, наличии ролевых высказываний и беседы можно судить по результатам наблюдений. В случае отсутствия в играх ролевых высказываний, ребенку можно предложить следующие игровые ситуации.

1. Ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру появляются, если посоветовать о чем-нибудь попросить у куклы: “Твоя дочка пойдет гулять? Спроси ее, она пойдет в парк?”

2. Для появления ролевых высказываний, обращенных к воображаемому собеседнику, ребенку можно предложить позвонить кому-нибудь по телефону.

3. Ребенка можно попросить обратиться к сверстнику, например, посоветовать: “спроси, может быть у шофера Саши есть инструменты для ремонта машины”.

Для включения детей в ролевую беседу взрослый задает им вопросы по содержанию игры. В Приложении 2. приводится перечень диагностических показателей по параметру, связанному со степенью сформированности у детей предметных и ролевых способов решения игровых задач, и методика их оценки.

6. + Игровые действия с игрушками разнообразные.

6. - Игровые действия с игрушками однообразные.

7а. + Игровые действия с игрушками развернутые.

7а. - Игровые действия с игрушками обобщенные.

7б. + Игровые действия с игрушками обобщенные.

7б. - Игровые действия с игрушками не обобщенные, а только развернутые. Но обычно в детских играх сочетаются развернутые и обобщенные игровые действия, в таком случае в колонках 7а и 7б ставится “+”.

8а. + Игровые действия с предметами-заместителями появляются только после предложения взрослого.

8а. - Предметы-заместители всегда используют без помощи взрослого, самостоятельно.

8б. + То же.

8б. - Самостоятельно не используют предметы-заместители, требуется помощь взрослого.

9а. + Игровые действия с воображаемыми предметами появляются после предложения взрослого.

9а. - Самостоятельно использует воображаемые предметы, помощь взрослого не нужна.

9б. + То же.

9б. - Не использует самостоятельно воображаемые предметы.

10. + Ребенок принимает роль взрослого.

10. - Ребенок не принимает роль взрослого. В этом случае во всех графах, характеризующих ролевые способы решения игровых задач, ставится “-''.

11. + Ролевые действия разнообразные.

11. - Ролевые действия однообразные.

12. + Движения, жесты, мимика ребенка при выполнении роли выразительные.

12. - С помощью движений, жестов, мимики ребенок не передает эмоциональное состояние того человека, чью роль выполняет.

13. + Игру сопровождают ролевые высказывания, ребенок обращается к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, к взрослому, сверстнику.

13. - Ролевых высказываний нет.

14а.+ Ролевые высказывания появляются по инициативе взрослого.

14.б+ Инициатором высказываний является ребенок.

14а, б. - Ролевых высказываний нет.

15а.+ Ребенок вступает в ролевую беседу с взрослым.

15а. - Не вступает в ролевую беседу с взрослым.

15б. + Вступает в ролевую беседу со сверстниками.

15б. - Не возникает ролевой беседы со сверстниками.

16а. + Инициатором ролевой беседы является взрослый.

16б. - То же.

17 + Ролевая беседа интересная.

17 - Ролевая беседа однообразная, то есть играющие обмениваются несколькими фразами, возможно стереотипными.

Степень развития у детей остальных показателей выясняется во время наблюдений за играми детей и из бесед с воспитателями.

Ниже приводим перечень показателей по параметру, связанному с выяснением взаимодействия детей в игре и методику их оценки.

18а. + Ребенок вступает во взаимодействие с взрослым по инициативе взрослого или по собственному желанию.

18а. - Ребенок не вступает во взаимодействие с взрослым.

18б. + Вступает во взаимодействие со сверстниками по инициативе взрослого, по желанию сверстника, по собственному желанию.

18б. - Не вступает во взаимодействие со сверстниками.

18а, б. - Игра ребенка индивидуальная, следовательно, во всех показателях, характеризующих взаимодействие, ставится “-”.

19а. + Ребенок ставит взрослому игровые задачи.

19а. - Ребенок не ставит взрослому игровые задачи.

19б. + Ребенок ставит игровые задачи сверстникам.

19б. - Ребенок не ставит игровые задачи сверстникам.

20а. + Принимает поставленные взрослым игровые задачи.

20а. - Не принимает игровые задачи, поставленные взрослым.

20б. + Принимает игровые задачи, поставленные сверстниками.

20б. - Не принимает игровые задачи, поставленные сверстниками.

20в. + Умеет тактично отказываться от неинтересной ребенку поставленной игровой задачи.

20в. - Не умеет тактично отказываться от игровой задачи.

21а, б + или - Определяется длительность взаимодействия.

ПРИЛОЖЕНИЕ III

Конспект развивающего занятия для дошкольников "Какой я?"

Цели:

- уточнить представления детей о хорошем и плохом поведении

- учить детей осмысливать и анализировать собственные поступки;
- исследовать самооценку детей с помощью методики «Лесенка»


Задачи:

- развитие интереса у детей к оценке и анализу своего поведения;
- формирование навыков рефлексии.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Материалы к занятию:

· Мягкая игрушка «Ежик»

· Изображение «Волшебной лесенки» (помещается на доске) и индивидуальные карточки «Волшебная лесенка»

· Изображение мальчика и девочки

· Цветные кружки

· Цветные карандаши

· Картинки «Придумай историю. Ежик и дождик»


Ход занятия

Дата: 2019-04-23, просмотров: 194.