Организация экспериментальной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На первом этапе экспериментальной работы мы провели диагностику ролевой игры детей. Базой исследования явился детский сад п.Умлекан. Диагностика ролевой игры была проведена в старшей группе детского сада. Это был констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление степени сформированности у детей ролевой игры.

Рассмотрим проведение диагностики игр детей. Большинство педагогов испытывает трудности в анализе игр, он часто превращается в пересказ взрослыми того содержания, которое передавали дети в играх. Такие обсуждения не дают возможности правильно, с учетом уровня развития игры, поставить задачи руководства на будущее.

Предлагаемая диагностика игры дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка. Для полноты анализа игры предлагается выделить четыре группы показателей: содержание игры, способы решения детьми игровых задач, взаимодействия детей в игре, самостоятельность. Исходя из теоретических положений, была выделена первая группа показателей, характеризующая содержание игр.

1 группа показателей. Чтобы иметь представление о содержании игры, педагогу нужно выяснить следующие вопросы:

1. Как у играющих возникает замысел?

- Дети могут сами придумать, во что будут играть. А также замысел им может подсказать воспитатель.

2. Насколько разнообразны замыслы у детей?

- Безусловно, если наблюдать за играми 1-2 раза, то ответить на этот вопрос невозможно. Его можно выяснить в ходе длительных наблюдений или бесед с воспитателями о том, во что играет каждый ребенок.

3. Сколько игровых задач ставит ребенок?

- Возникший замысел дети реализуют путем постановки игровых задач. Например, девочка решила играть в семью, она ставит три игровые задачи: кормит куклу, укладывает спать, гуляет с ней. Другой пример: мальчик ремонтирует машину, увидев поблизости игрушечную собачку, кормит ее “Косточкой”, потом подходит к телефону, звонит маме, в этой игре мальчик тоже поставил три игровые задачи.

4. Насколько разнообразны поставленные игровые задачи?

- Анализируя поставленные ребенком игровые задачи, педагог определяет, однообразные они или разнообразные.

5. Какова степень самостоятельности детей при постановке игровых задач?

- Игровую задачу ребенку может поставить взрослый, если заметит, что малыш бесцельно проводит время, например, он может сказать: “Покорми кукол”. Некоторым детям требуется лишь незначительная помощь взрослого в постановке игровых задач, например, воспитателю достаточно сказать: “Куклы грустные, что они хотят?” и ребенок самостоятельно ставит любую игровую задачу. В этом случае отмечается, что игровую задачу ребенок ставит с помощью взрослого. Дети могут и самостоятельно ставить игровые задачи без какой-либо помощи взрослого.

Таким образом, выделенные показатели дают представление о содержании детских игр. Вторая группа показателей содержит способы решения детьми игровых задач.

2 группа показателей. Чтобы иметь представление о способах решения с детьми игровых задач, необходимо выяснить следующие вопросы:

1. Насколько разнообразны игровые действия с игрушками?

- Уже в раннем возрасте малыши приучаются использовать игрушки в соответствии с их назначением. Выполняемые в игре действия с игрушками могут быть как разнообразными, так и однообразными.

2. Степень обобщенности игровых действий с игрушками.

- Игровые действия с игрушками могут быть развернутыми и обобщенными, т.е. разнообразными по степени обобщенности.

Развернутые игровые действия увлекают ребенка, он их многократно повторяет.

Игровые действия могут быть и обобщенные. В этом случае ребенок выполняет их быстро, а не развернуто, как бы “свернуто”.

3. Наличие в игре игровых действий с предметами-заместителями.

- Если дети используют предметы-заместители, то надо определить, самостоятельно их включают в игру или с помощью взрослого.

4. Наличие игровых действий с воображаемыми предметами.

- Также нужно выяснить степень самостоятельности детей в использовании воображаемых предметов.

5. Принимает ли ребенок на себя роль?

- При правильном руководстве игрой к концу третьего года жизни дети начинают принимать на себя роль. Это свидетельствует о переходе их на этап сюжетно-ролевой игры.

6. На сколько разнообразны ролевые действия? /игра в шофера/

7. Какова выразительность ролевых действий?

- При выполнении роли дети пользуются разными средствами выразительности, у них изменяются движения, жесты, мимика /разные мамы/.

8. Наличие ролевых высказываний.

- Они произносятся от имени того лица, чью роль выполняют.

9. Наличие ролевой беседы - это логически связанные между собой по содержанию фразы, которыми обмениваются играющие.

10. Кто инициатор ролевой беседы?

- Инициатором ролевой беседы может быть как взрослый, так и ребенок.

11. С кем ребенок вступает в ролевую беседу?

- С взрослым, с одним или несколькими сверстниками.

12. Какова содержательность ролевой беседы?

- Итак, выделенные показатели позволяют определить степень сформированности у детей предметных и ролевых способов решения игровых задач.

Третья группа показателей характеризует взаимодействие детей в игре.

 3.группа показателей. Взаимодействие детей в игре.

1. Вступает ли ребенок во взаимодействие или игра носит индивидуальный характер?

2. Кому ребенок ставит игровые задачи?

- Взрослому и сверстнику.

3. Умеет ли ребенок принимать игровые задачи?

4. Какова длительность взаимодействия?

4 группа показателей. Самостоятельность детей в игре.

Отдельно эта группа показателей не выделяется, она присутствует в каждой рассмотренной группе.

Так, определяя содержание игры, выясняется самостоятельность детей в выборе замысла и в постановке игровых задач. При характеристике способов решения игровых задач уточняется, насколько самостоятельны дети в выборе предметных и ролевых способов. В третьей группе показателей устанавливается, по чьей инициативе играющие вступают во взаимодействие: по собственному побуждению или по предложению взрослого, сверстников.

Итак, рассмотренные группы показателей дают разностороннее представление о степени сформированности у детей игры. (Пример диагностического листа приведен в Приложении 1). Применять предложенную диагностику игры рекомендуется по специальной методике.

 Методика диагностирования игры следующая:

Для заполнения диагностических листов нужны объективные данные об игре каждого ребенка. Чтобы их получить, рекомендуется использовать следующие методы:

1. Наблюдения за играми детей в группе, на участке, их протоколирование. С этой целью можно использовать технические средства - фотосъемку, магнитофонную запись высказывания детей в игре.

2. Беседы с воспитателями о содержании игр, способах решения с детьми игровых задач, о взаимодействии играющих, об их самостоятельности.

3. Игровые проблемные ситуации, которые задает детям педагог, наблюдающий за играми. При этом он должен тактично включаться в игру, не нарушая ее хода, и делать это только в случае, если во время пассивного наблюдения невозможно определить степень сформированности того или иного показателя развития игры.

Анализ диагностического листа, таким образом, позволяет выявить уровень развития игры каждого ребенка. Несформулированность того или иного показателя даст основание педагогу поставить конкретные задачи по руководству игрой, тем самым неформально осуществлять индивидуальный подход к детям. Мы выделили три уровня развития игры: высокий, средний и низкий. На начальном этапе игры распределение по уровням выглядит следующим образом:

Высокий уровень развития игры. Игровые замыслы возникают у ребенка самостоятельно. В игре ребенок отображает знакомые и мало знакомые события, комбинируя их между собой. Самостоятельно ставит игровые задачи.

Предметные способы решения игровых задач хорошо сформированы. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутыми, так и обобщенными. Знакомые и новые предметы-заместители самостоятельно использует в разных значениях. По мере необходимости включает в игру воображаемые предметы.

У ребенка частично сформированы ролевые способы решения игровых задач. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, к взрослому, к сверстникам. Иногда появляется ролевая беседа, если взрослый просит. Ребенок охотно вступает во взаимодействие с взрослыми и со сверстниками, с удовольствием ставит им игровые задачи, но сам не всегда принимает игровые задачи, поставленные сверстниками, так как он еще не умеет тактично от них отказываться. Взаимодействие может быть кратковременным и длительным.

Средний уровень развития игры. Содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты почти так же, как у детей, находящихся на высоком уровне развития игры.

Ролевые способы менее сформированы. Ролевые действия разнообразные, но не выразительные. Они сопровождаются ролевыми высказываниями.

Ролевая беседа не возникает.

Ребенок вступает в кратковременное взаимодействие с взрослым и со сверстниками.

Низкий уровень развития игры. Замысел игры возникает по инициативе ребенка. В игре он комбинирует знакомые и малознакомые события. Самостоятельно ставит разнообразные игровые задачи.

Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач.

Принимает роль, обозначает ее словом, но ролевые способы еще плохо сформированы. Ролевые действия однообразные, не выразительные, иногда сопровождаются ролевыми высказываниями, которые возникают как по инициативе взрослого, так и ребенка.

Игра преимущественно индивидуальная, но ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие с взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.

Выделенные уровни развития игры, применяемые на начальном этапе игры, способствовали дальнейшей работе.

На втором этапе работы был организован формирующий эксперимент, который заключался в организации систематической работы по проведению ролевых игр в экспериментальной группе, а в контрольной группе  работа проводилась обычным порядком.

Для экспериментальной группы было определено содержание программы “Ребенок и весь мир”, рассчитанной на 6 месяцев. Программа включала в себя формирование картины мира у старших дошкольников в процессе организации ролевых игр.

Было выделено 3 уровня сформированности картины мира у детей:

Низкий уровень сформированности картины мира. Он образуется у каждого полноценного в психическом плане ребенка, независимо от какого-либо специально воспитательно-образовательного воздействия и систематических знаний, составляющих содержание его образования. Данный уровень создает возможности стартового развития ребенка и обеспечивает его контакты с окружающим миром. Он характеризуется умением детей называть и элементарно объяснять свои представления о человеке, обществе, природе; отсутствие самостоятельности в действиях и их обедненным содержанием, слабо развитой речью, отсутствием эмоциональной окрашенности деятельности, ее репродуктивным характером, низким качеством исполнительных операций, минимальными проявлениями творчества.

Средний уровень сформированности картины мира. Он образуется при специально педагогическом воздействии детей в условиях реализации определенной системы знаний в строго регламентированной деятельности дошкольников. Характеризуется увеличением стартовых возможностей детей, некоторыми успехами в их развитии, но, в тоже время средний уровень не ведет еще к саморазвитию детей в их самостоятельном творчестве, так как действия репродуктивны, подражательны.

Дети этого уровня отличаются умением понимать простые связи и закономерности жизни природы, общества, человека; умением выразить их в речи, построением своей деятельности с учетом этих закономерностей. Содержание их жизни, деятельности более разнообразно. Они способны к деятельности под руководством взрослого и частично самостоятельно. Однако проявления творчества, любопытства, воображения, инициативы ограничены.

Высокий уровень сформированности картины мира. Формирование его возможно только при развивающем взаимодействии взрослого с детьми, в процессе усвоения в их собственной деятельности системы знаний о человеке, обществе, природе, которая составляет целостную картину мира. Обогащенный образ мира отличается пластичностью представлений, их стимульным воздействием на развитие деятельности детей.

Этот уровень характеризуется наличием у детей элементарных системных знаний о человеке, обществе, природе, способностью детей к рассуждениям, умозаключениям, выводам; богатым содержанием детских деятельностей, которые носят творческий самостоятельный характер; возросшей социальной интеллектуальной, эмоциональной активностью.

По окончании экспериментальной работы, после прохождения программы ''Ребенок и весь мир'', дети были вновь продиагностированы по уровню включенности в ролевую игру. Дети экспериментального класса показали развитую ролевую игру.

Высокий уровень включенности в ролевую игру. У ребенка возникают разнообразные игровые замыслы. Он при их реализации комбинирует знакомые и мало знакомые события. С особым интересом ребенок отображает в играх взаимодействия и общения людей. Все игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу. Игровые задачи ребенок всегда ставит самостоятельно.

Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач, он легко варьирует в зависимости от возникшей ситуации.

Также хорошо сформированы и ролевые способы решения игровых задач. При выполнении роли использует разнообразные ролевые действия, передает настроение, характер человека, то есть любые действия эмоционально выразительны. Легко, чаще по собственной инициативе, вступает в ролевую беседу с взрослыми и со сверстниками. Она интересная и длительная.

Вступая во взаимодействие, ребенок ставит и принимает игровые задачи, умеет тактично от некоторых отказываться. Наиболее характерно длительное взаимодействие, хотя по ходу игры ребенок может вступать и в кратковременное взаимодействие.

Средний уровень включенности в ролевую игру. Игра отличается от высокого уровня тем, что у ребенка менее сформирована ролевая беседа. Чаще всего он вступает в кратковременное взаимодействие.

Низкий уровень включенности в ролевую игру. Низкого уровня развития сюжетно-ролевой игры не зафиксировано.       

Дата: 2019-04-23, просмотров: 176.