Транспортировка икры лососевых производится в специальных упаковках. Многие инкубационные станции в большом количестве пересылают икру лососевых и используют при этом современную упаковку из стиропора фабричного производства, предназначенного для разового употребления. Распространенные прежде деревянные рамки с субстратом почти вышли из употребления. Стандартная кювета из стиропора имеет вид квадрата со стороной 30 см и высотой 6 см. Она разделена на 4 равных отсека. В дне сделаны отверстия, а нижние края профилированы таким образом, что на 1см входят в пазы нижестоящей кюветы. Кюветы устанавливают стопкой до 8 штук в один компактный блок, который помещают в картонную коробку с пенопластовыми прокладками. Нижний ящик заполняют торфяной крошкой или пенопластовой стружкой, которая впитывает воду, образовавшуюся после таяния кусочков льда, помещенных в верхней кювете. Такая вода, просачиваясь сверху вниз, охлаждает и смачивает икру в кюветах. Каждый отсек заполняют одинаковым количеством икры, укладывая ее в несколько слоев. При таком способе упаковки транспортировка может продолжаться несколько дней без потерь. Во избежание распространения заболеваний икру после доставки орошают 3%-ным раствором поваренной соли и только после этого отправляют на инкубацию.
Благодаря надежной изоляции и простоте изготовления такой упаковки она в короткое время вытеснила другую тару, ране используемую для таких целей. В связи с небольшой массой и невысокой стоимостью она пригодна для железнодорожных и воздушных перевозок.
Перевозка спермы. В семенной жидкости сперматозоиды находятся в неактивном состоянии. Сперму рыб можно перевозить на любые расстояния в сухих стерильных пробирках, установленных в термосе со льдом. Необходимо учитывать сроки ее активности. Длительность оплодотворяющей способности спермы лососевых – 2-3 суток при температуре в контейнере равной 2 градусам. Хранению в пере5возке подлежит свежеотобранная сперма, помещенная в сухие пробирки отдельно для каждого самца с плотно прижатыми пробками во избежание попадания воды. Пробирки с этикетками заворачивают в марлю и опускают в термос, наполненный мелко наколотым льдом.
Транспортировка личинок. Для транспортировки личинок используют стандартные полиэтиленовые пакеты (объем-40л, высота-65см, ширина рукава-50 см). Перед перевозкой их упаковывают в стандартные картонные коробки (65х35х35 см) и наливают 10-12 л воды, свободное пространство заполняют кислородом, затем закрывают при помощи зажима Мора или резинового шланга. Оптимальная температура для перевозок представителей лососевых и для других холодолюбивых рыб в летнее время составляет 6-30С, а весной и осенью- 3-50С. В один пакет помещают до 16 тысяч личинок лососевых. Транспортировку личинок из инкубационного цеха также можно производить и в другой таре, используя для этого молочные фляги с крышкой. При температуре 4-50С и продолжительности транспортировки в течение 2 часов допустимая плотность посадки 2-3 тысяч экземпляров на 1 л воды. После помещения личинок воду доливают до горловины фляги и плотно обвязывают двойным слоем марли, на марлю кладут деревянный брусок размером 2х2 см и опускают крышку, но, не стягивая ее зажимом. Этим достигается постоянная аэрация воды и исключается выброс личинок при толчках во время перевозки.
Транспортировка молоди рыб.
Молодь можно успешно перевозить в самых различных емкостях, если учитывать следующие такие моменты как то, что потребность молоди в кислороде выше, чем у икры и возрастает с повышением температуры, поэтому особенно важно здесь охлаждение. Нельзя транспортировать личинок с желточным мешком, так как к этому моменту происходит наполнение плавательного пузыря атмосферным воздухом. В естественных условиях молодь лососевых держится на камнях, либо лежит на дне, так как она еще не способна выравнивать давление с помощью плавательного пузыря. При перевозке личинки быстро утомляются, идут ко дну и погибают. Позже личинки свободно плавают в толще воды и их можно транспортировать.
Перевозки на значительные расстояния целесообразно осуществлять, когда еще не полностью израсходовано содержимое желточного мешка, и когда личинка начинает активно питаться, иначе при перевозке может возникнуть большой % отхода из-за истощения организма. Нельзя перевозить личинок только что получивших корм, так как при активном пищеварении повышается потребность в кислороде. Перед перевозкой личинок, как правило, на несколько часов подвергают голоданию. Чем взрослее личинка, тем дольше она может обходится без пищи. Подращенную молодь следует выдерживать пред транспортировкой в течение 24 часов.
Транспортировка икры и личинок в последнее время приобретает все большее значение. Благодаря авиации масштабы ее увеличились, и это позволило расширить возможности акклиматизации ценных видов рыб, в том числе и семги.
Транспортировка взрослых рыб.
На выживаемость перевозимой рыбы влияют несколько факторов, основными из которых являются содержание в воде кислорода, накопление продуктов жизнедеятельности и свободное пространство. Большое значение предается качеству и физиологическому состоянию. Для перевозки живой рыбы необходимо использовать воду из естественных водоемов. Не допускается использование воды из артезианских скважин, колодцев, водопровода. Вода при перевозке должна быть чистой, прозрачной, без химических и органических примесей. Очень важно, чтобы перевозимая рыба не испытывала резких колебаний температуры. Разница температур воды, в которой рыб находилась до погрузки, и воды, в которой она будет перевозиться, не должна превышать 1-20С, также как и при выгрузке рыбы.
Важно, чтобы перевозимая рыба была подготовлена к длительной перевозке. С этой целью ее отсаживают в специальные бассейны с постоянным водообменом. Во время предварительного выдерживания допускается плотность посадки рыбы, при которой содержание в воде растворенного кислорода поддерживается на уровне 6,0-6,5 мг/л. Соотношение между временем выдерживания рыбы в чистой воде и длительностью транспортировки должно составлять 2:1. Как было отмечено выше, во время выдерживания рыбу не кормят.
Способы перевозки в полиэтиленовых пакетах.
Наиболее удобный способ транспортировки молоди и сеголетков рыб - в стандартных полиэтиленовых пакетах.
Плотность посадки молоди зависит от длительности перевозки, температуры оды и воздуха, видового состава и рассчитывается по формуле:
В= V(К1- К2)/ ТМ, где
В - масса рыбы, г
V- количество воды в емкости для перевозки, л
К1- содержание кислорода в воде в начале перевозки, мг/л
К2- содержание кислорода, при котором наступает угнетение, мг/л
Т- длительность перевозки, час
М- потребление кислорода рыбой, мл/(кг/ч).
Технологические основы транспортировки лососевых рыб.
Средняя масса особи, г | Плотность посадки | |||||||
0С | 0,2 | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | |
1,0-2,0 5,0-10,0 20,0-50,0 100 | 5 10 15 20 5 10 15 20 5 10 15 20 5 10 15 20 5 10 15 20 | 10 10 6 3,9 10 10 6,7 4,4 10 10 8 5,3 10 10 9,2 5,8 10 10 10 6,5 | - - - - 10 6 3,3 2,2 10 6,6 3,9 2,6 10 7,3 4,5 2,8 10 8,2 4,9 3,2 | - - - - - - - - 7,3 3,2 1,4 1,3 9 3,5 2,2 1,4 10 4,0 2,4 1,5 | - - - - - - - - 4,7 2,1 1,2 0,8 5,9 2,3 1,4 0,9 6,7 2,6 1,5 1,0 | - - - - - - - - - - - - 4,3 1,7 1,0 0,7 4,9 1,9 1,1 0,7 | - - - - - - - - - - - - - - - - 3.8 1,5 0,9 0,6 | - - - - - - - - - - - - - - - - 3,1 1,2 0,7 0,5 |
При перевозке семги, как и других лососевых рыб, потребляющих большое кислорода и характеризующихся высоким кислородным порогом, может наблюдаться их гибель в связи с дефицитом О2 в воде, несмотря на большой его запас в пакете. Это может произойти при длительных остановках транспорта.
Время наступления порогового содержания О2 в пакете без вибраций при перевозке (Таб.5).
Выживаемость семги в полиэтиленовых пакетах (в час.) и основные параметры этих пакетов (Таб.6).
Масса, кг | Длина рыбы,см | Длина пакета см | Длина рукава см | Объем пакета, л | Кол-во Воды л | Кол-во кислорода, л | Общая масса загруженного пакета |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 15 20 | 43 54 61 67 73 77 80 85 88 92 104 115 | 65 65 71 77 83 87 90 95 98 102 114 125 | 95 95 101 107 113 117 120 125 128 132 144 155 | 40 40 44 47 51 54 55 58 60 101 111 123 | 19 18 19 19 20 21 20 21 21 40 40 41 | 20 20 22 24 26 27 28 29 30 51 56 62 | 22 22 25 27 29 31 32 33 34 57 62 68 |
Пороговое содержание кислорода для семги составляет:
для годовиков- 0,7-0,8 мг/л,
для молоди- 0,8-1,3 мг/л,
для личинок-0,8-2,1мг/л.
Перевозка автотранспортом.
На автомашинах перевозят крупный посадочный материал (сеголеток и двухлеток) на расстояние от 10 до 1000 км. Для перевозки рыбы применяются живорыбные цистерны и установки различных модификаций (АЦЖР-3, АЦПТ-2,8/53А, ИКА, ИКА-4, ИКФ-4, ИКФ-5 и другие), смонтированные н базе авто ЗИЛ-164, ЗИЛ-130. Они имеют емкости объемом до 3000л, в которых поддерживается необходимая температура и газовый режим.
При перевозке живой рыбы на короткие расстояния (до 50 км) отношение ее массы к массе воды должно находиться в определенных пределах (1:2), а при более длительных перевозках, соответственно, 1:4. Как было отмечено выше, норма загрузки устанавливается в зависимости от массы, вида рыбы и длительности транспортировки.
Плотность посадки лососевых рыб в живорыбные машины.
Таб.7.
Средняя масса особи, г | Температура воды, 0С | |||||||||||
10 | 15 | 10 | 15 | 10 | 15 | 5 | 10 | 15 | ||||
В течение, час. | ||||||||||||
12 | 14 | 14 | 18 | 18 | 27 | 16 | 25 | 40 | ||||
при 6 | при 7 | при 8 | при 9 | |||||||||
0,5 1 5 10 20 40 80 100 200 500 1000 | - - - - - - - - 180 230 240 | - - - 70 90 90 100 100 110 110 120 | - - - - - 130 160 170 170 190 200 | - - - 60 70 70 80 80 80 80 90 | - - - - 100 120 130 130 130 150 180 | 30 30 40 40 50 50 50 50 60 60 60 | - - - - - - - - - 260 350 | - - - 70 80 90 90 90 100 110 110 | 20 20 20 20 30 30 30 30 30 30 40 | |||
Из табличных данных видно, что лососевые рыбы (в том числе и семга) очень требовательны к условиям перевозки, поэтому транспортировка должна проходить с соблюдением всех условий, перечисленных выше.
Глава 6.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 302.