Студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы литературу. При этом следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, которые имеются в библиотеках.
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных в разделе 6 учебно-методического комплекса учебников и учебных пособий, затем переходить к нормативно-правовым актам, научным монографиям и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов. Это способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.
Для аккумуляции информации по изучаемым темам рекомендуется формировать личный архив, а также каталог используемых источников. При этом, если уже на первых курсах обучения студент определяет для себя наиболее интересные сферы для изучения, то подобная работа будет весьма продуктивной с точки зрения формирования библиографии для последующего написания дипломной работы на выпускном курсе.
Самоподготовка к практическим занятиям
При подготовке к практическому занятию необходимо помнить, что та или иная дисциплина тесно связана с ранее изучаемыми курсами. Более того, именно синтез полученных ранее знаний и текущего материала по курсу делает подготовку результативной и всесторонней.
На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать.
Для достижения этой цели необходимо:
1) ознакомиться с соответствующей темой программы изучаемой дисциплины;
2) осмыслить круг изучаемых вопросов и логику их рассмотрения;
3) изучить рекомендованную учебно-методическим комплексом литературу по данной теме;
4) тщательно изучить лекционный материал;
5) ознакомиться с вопросами очередного семинарского занятия;
6) подготовить краткое выступление по каждому из вынесенных на семинарское занятие вопросу.
Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ дисциплины, раскрытия сущности основных экономических категорий, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.
При презентации материала на семинарском занятии можно воспользоваться следующим алгоритмом изложения темы: определение и характеристика основных категорий, эволюция предмета исследования, оценка его современного состояния, существующие проблемы, перспективы развития. Весьма презентабельным вариантом выступления следует считать его подготовку в среде Power Point, что существенно повышает степень визуализации, а, следовательно, доступности, понятности материала и заинтересованности аудитории к результатам научной работы студента.
Самостоятельная работа студента при подготовке к зачетам
Ответственным этапом учебного процесса является сдача зачетов. Бесспорным фактором успешного завершения очередного семестра является кропотливая, систематическая работа студента в течение всего семестра. В этом случае подготовка к зачету будет являться концентрированной систематизацией всех полученных знаний по данной дисциплине.
В начале семестра рекомендуется по всем изучаемым предметам получить вопросы раздела 5, а также использовать в процессе обучения программу, учебно-методический комплекс, другие методические материалы, разработанные кафедрой по той или иной дисциплине. Это позволит в процессе изучения тем сформировать более правильное и обобщенное видение студентом существа того или иного вопроса за счет: а) уточняющих вопросов преподавателю; б) подготовки доклада на отдельные темы, наиболее заинтересовавшие студента; в) самостоятельного уточнения вопросов на смежных дисциплинах; г) углубленного изучения вопросов темы по учебным пособиям.
Кроме того, наличие перечня вопросов в период обучения позволит выбрать из предложенных преподавателем учебников наиболее оптимальный для каждого студента, с точки зрения его индивидуального восприятия материала, уровня сложности и стилистики изложения.
После изучения соответствующей тематики рекомендуется проверить наличие и формулировки вопроса по этой теме в перечне вопросов к зачету, а также попытаться изложить ответ на этот вопрос. Если возникают сложности при раскрытии материала, следует вновь обратиться к лекционному материала, материалам практических занятий, уточнить терминологический аппарат темы, а также проконсультироваться с преподавателем.
Для систематизации знаний, и понимания логики изучения предмета в процессе обучения рекомендуется пользоваться программой соответствующего курса, включающей в себя разделы, темы и вопросы, определяющие стандарт знаний по каждой теме.
При подготовке к экзамену в период сессии конструктивным является коллективное обсуждение выносимых на экзамен вопросов с сокурсниками, что позволяет повысить степень систематизации и углубления знаний.
Целесообразным является решение тестов по изучаемому предмету, предлагаемых преподавателем на семинарских занятиях, а также широко представленных в специальных изданиях. Это позволит выявить как общие, так и более узкие вопросы предмета, которые требуют соответствующего уточнения.
Перед консультацией по предмету следует составить список вопросов, требующих дополнительного разъяснения преподавателем.
Подготовка контрольных работ и написание рефератов
Контрольная работа и реферат начинаются с изложения плана темы, который обычно включает 3-4 пункта (вопроса). План должен быть логично изложен, разделы плана в тексте обязательно выделяется. План также включает введение и заключение.
Во введении формулируются актуальность, цель и задачи работы; в основной части рассматриваются теоретические проблемы темы и практика реализации в сегодняшних условиях рынка; в заключении подводятся основные итоги, высказываются выводы и предложения.
Контрольная работа завершается списком использованной литературы.
Задачи студента при написании контрольной работы заключаются в следующем:
- логично и по существу изложить вопросы плана;
- четко сформировать мысли, последовательно и ясно изложить материал, правильно использовать термины и понятия;
- показать умение применять теоретические знания на практике;
- показать знание материала, рекомендованного по теме;
- использовать для экономического обоснования необходимый статистический материал.
В итоге написание контрольной работы призвано заложить определенную базу знаний, необходимых для дальнейшего углубленного изучения дисциплин Финансово-банковской специализации.
Контрольная работа оценивается преподавателем кафедры финансов и кредита, который оформляет допуск к сдаче экзамена или зачета по изучаемому курсу.
Работа, в которой дословно переписаны текст учебника, пособия или аналогичная работа, защищенная ранее другим студентом, не оценивается, а тема заменяется на новую.
Необходимо соблюдать сроки и правила оформления контрольной работы. План работы составляется на основе программы курса. Работа должна быть подписана и датирована, страницы пронумерованы; в конце работы дается список использованной литературы. Целесообразно также использовать журналы и другие периодические издания. Необходимо соблюдать правила ссылок на источники, из которых приведены цитаты и цифры.
Объем контрольной работы должен быть не менее 16 и не более 24 страниц.
Самостоятельная работа студента в библиотеке
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом Академии.
Это работа многоаспектна и предполагает различные варианты повышения профессионального уровня студентов как очной, так и заочной формы обучения, в том числе: а) получение книг для подробного изучения в течение семестра на научном абонементе; б) изучение книг, журналов, газет - в читальном зале; в) возможность поиска необходимого материала посредством электронного каталога; г) получение необходимых сведений об источниках информации у сотрудников библиотеки Академии.
При подготовке докладов, рефератов и иных форм итоговой работы студентов, представляемых ими на семинарских занятиях, важным является формирование библиографии по изучаемой тематике. При этом рекомендуется использовать несколько категорий источников информации – учебные пособия для ВУЗов, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов в оригинале.
Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов. Конструктивным в этой работе является выработка умения обобщать большой объем материала, делать выводы. Весьма позитивным при этом также следует считать попытку студента выработать собственную точку зрения по исследуемой проблематике.
Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет
Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации.
Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам.
Выбор оптимального получения информации зависит непосредственно от студента.
Одним из методов организации самостоятельной работы является создание электронно-обучающих порталов.
Электронно-обучающий порта размещается в корпоративной или локальной сети (Интранет) и поддерживается соответствующим сервером.
Каждая кафедра имеет свою собственную страницу (сайт), на которой размещает необходимую информацию для самостоятельной работы студентов.
Поиск информации осуществляется с помощью сайта Академии www.atiso.ru.
Выход на корпоративный обучающий портал может быть осуществлен либо через Интернет, либо через локальную сеть Академии.
Для помощи студенту в самостоятельной работе в сети Интернет используются:
программы ICQ (Pro, Lite, Trillian, Miranda, QIP),
Интернет-телефония Skype, MSN messenger, Same-Time и др.;
сайты по темам дисциплины периодических изданий (журналов и т.п.), официальных органов (МОТ, государственной власти, управления и т.п.), отраслевых организаций, специализированных организаций (институтов, центров и т.п.) и др.
Указанные обновляемые средства дают возможность не только текстового общения студента с преподавателем, но и файлообмена и проведения индивидуальных или конференц-консультаций.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 176.