Методические указания к выполнению рефератов и контрольных работ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выполнение контрольных работ является составной частью учебного процесса и позволяет осуществить проверку усвоения студентами учебного материала курса.

Студент может выбрать в перечне контрольных работ одну из двух (трех) тем, соответствующих начальной букве его фамилии.

 

Начальная буква фамилии студента Номер темы Начальная буква  фамилии студента Номер темы
А, Б В, Г Д, Е Ж, 3 И, К Л, М 1, 13 2, 14 3, 15 4, 16 5, 17 6, 18 Н, 0 П, Р С, Т У, Ф, Х Ч, Ш, Щ Э, Ю, Я 7, 19 8, 20 9, 21 10, 22 11, 23 12, 24

 

Студент может также предложить свою тему, согласовав ее с преподавателем. При выборе темы необходимо получить индивидуальное задание от преподавателя.

Работа может быть представлена в виде рукописного или машинописного текста. На титульном листе указываются полное наименование учебного заведения, фамилия, имя, отчество студента, курс, тема работы, место оформления работы, число, месяц, год. Текст работы необходимо разбить на главы и параграфы. Таблицы, схемы, графики можно размещать как по тексту, так и в приложениях к работе, делая при этом ссылки на них в тексте. Страницы необходимо пронумеровать. В конце работы должна быть поставлена подпись студента.

Структура работы: титульный лист, план работы, введение, основная часть, заключение (выводы), список использованной литературы и источников в Интернете. Примерный объем работы – 15 - 20 страниц рукописного текста или 12-15 страниц машинописного текста (шрифт 14, полуторный интервал).

При выполнении работы следует изучить законодательные акты, материалы учебников и учебных пособий, монографии, газеты, журналы, статьи по инновационному анализу и другие литературные источники по теме контрольной работы.

Работа должна содержать практические примеры и выводы автора по изучаемому вопросу.



ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ»

Вопросы Варианты ответов
1. Социальное государство - 1) государство, в котором социальные проблемы имеют приоритетный характер; 2) понятие призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства.
2. Социальная  защита - 1) комплекс программ, осуществляемых с целью удовлетворения основных потребностей и реализации основных прав граждан, гарантированных Конституцией РФ: возможность получения средств к существованию, наличие работы, образование, жилье, медицинские услуги, т.е. обеспечение социально-приемлемого уровня жизни населения; 2) политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению равные условия комплексного, разностороннего решения различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения; 3) система правовых и финансовых институтов (государственного социального обеспечения, социальной помощи, социального и личного страхования, внутрифирменных систем социальной помощи), целевыми функциями которых являются материальное, медицинское, реабилитационное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, больных, безработных, семей, потерявших кормильца, а также оказание помощи семье.
3. Социальная помощь - 1)обеспечение потребностей определенных категорий лиц, в особенности находящихся на иждивении детей и нуждающихся инвалидов, престарелых лиц и вдов, которые должны иметь право на пособия в приемлемых размерах в соответствие с установленной шкалой; 2) предоставление социальных пособий, субсидий, компенсаций и жизненно необходимых товаров и услуг (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медицинские услуги, проезд на транспорте и др.) для бедных, малоимущих слоев населения и граждан, попавших в экстремальные условия за счет соответствующих бюджетов - федерального, субъектов федерации, местных.
4. Социальное обеспечение - 1) программы социального страхования, государственного социального обеспечения, социальной помощи; 2) социальная защита определенных категорий населения от социальных рисков, не охваченных социальным страхованием; 3) финансируемая из бюджета система регулярного (не разового) обеспечения закрепленных в законодательстве социально-экономических гарантий наименее защищенным слоям населения.
5. Социальное страхование - 1) система правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию в установленном законом размере последствий изменения материального и/или социального положения работающих граждан в связи со старостью, безработицей, постоянной или временной нетрудоспособностью, потерей кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством. Право на получение страховых выплат (пенсий и пособий) обусловлено уплатой страховых взносов работников и работодателей в специальные страховые фонды; 2) один из базовых институтов социальной защиты, построенный на принципах солидарной взаимопомощи и самоответственности трудо-занятого населения и работодателей, имеющий целью компенсацию социальных рисков утраты заработков или значительных дополнительных расходов вследствие утраты места работы, болезни, несчастного случая, утраты трудоспособности, в связи со старостью, а также получение гражданами медицинской и реабилитационной помощи, санаторно-курортного лечения. Социальное страхование выполняет функцию воспроизводства рабочей силы в ситуациях наступления социальных рисков; 3) часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральными законами страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам; 4) система обязательного страхования трудящихся, которая призвана возместить работнику (в основном) утрачиваемый заработок в случае наступления болезни, инвалидности, старости, расходы на лечение.
6. Страховой тариф - 1) величина страхового взноса, выраженная в процентах по отношению к денежным выплатам, начисленным в пользу застрахованных лиц по всем основаниям, либо по отношению к чистым доходам физических лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью; 2) ставка страхового взноса (обязательного платежа), установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц.
7. Обязательное страховое обеспечение -   1) исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; 2) исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты установленного страхового обеспечения.
8. Профессиональное заболевание - 1) заболевание, полученное в результате воздействия вредных и (или) опасных факторов, возникающих в связи с трудовой деятельностью; 2) заболевание, которое возникло и развилось у работающих под влиянием систематического и длительного воздействия вредного фактора, свойственного данной профессии, либо совокупности условий труда, характерных лишь для того или иного производства.
9. Работник - 1) физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Понятие «Работник» введено в трудовое законодательство в 1992 г. вместо понятия «Рабочие и служащие»; 2) физическое лицо, состоящее в трудовом отношении с работодателем на основании трудового договора и непосредственно выполняющее трудовую функцию (работу по определенной специальности, квалификации или должности) с подчинением внутреннему трудовому распорядку и с включением его в коллектив организации; 3) физическое лицо, живущее за счет собственного труда.
10.Обязательное медицинское страхование (ОМС) - 1) предусматривает обеспечение всем гражданам Российской Федерации равных возможностей в получении медицинской и лекарственной помощи в объеме, определенном соответствующими программами ОМС; 2) форма медицинского обслуживания населения с оплатой медицинских услуг на основе медицинского страхования. Страховые фонды формируются из бюджетных ассигнований и взносов предприятий и граждан. В фонды медицинского страхования поступают также денежные взыскания с предприятий и организаций, являющихся виновниками потери здоровья персонала, не обеспечивающих требуемые условия и охрану труда.

5. Вопросы для подготовки к аттестации и зачету по дисциплине «Основы социального страхования»

1. Состав и характеристика форм социальной защиты.

2. Ретроспективный анализ форм социальной защиты.

3. Место социального страхования в системе социальной защиты.

4. Взаимосвязь и различия категорий социальной защиты.

5. Правовые основы социального страхования.

6. Используемые формы социального страхования.

7. Виды социального страхования.

8. Понятие социальных рисков.

9. Социально-экономическая природа социальных рисков.

10. Классификация социальных рисков в российском социальном страховании.

11. Классификация социальных рисков в конвенциях и рекомендациях

12. Международной организацией труда.

13. Качественный и количественный анализ и оценка социальных рисков.

14. Методы оценки социальных рисков с позиций экономики труда, медицины труда, социального страхования.

15. Социально-экономические условия зарождения социального страхования.

16. Переходные формы организации системы социального страхования.

17. Содержание и принципы модели Бисмарка.

18. Содержание и принципы модели Бевериджа.

19. Характеристика этапов мировой истории развития социального страхования.

20. История возникновения и развития российского социального страхования.

21. Содержание и принципы Советской модели.

22. Социально-экономическая сущность социального страхования социального страхования.

23. Внестраховое перераспределение средств в системе социального страхования.

24. Целеполагающий принцип социального страхования.

25. Отличие социального страхования от смежных форм социальной защиты населения.

26. Функции социального страхования.

27. Принципы социального страхования.

28. Предмет социального страхования.

29. Объект социального страхования.

30. Субъекты и участники системы социального страхования.

31. Страховые формы, используемые в социальном страховании.

32. Право собственности на страховые средства.

33. Страховое обеспечение.

34. Страховой взнос и страховой тариф и последовательность их определения.

35. Организационные формы построения системы обязательного социального страхования.

36. Основы государственного регулирования систем ОСС.

37. Незыблемость принципа обязательности социального страхования.

38. Эффективность использования самоуправления в системе социального страхования.

39. Добровольные формы присоединения к обязательным системам социального страхования.

40. Особенность корпоративного страхования социальных рисков.

41. Формы аккумулирования страховых средств.

42. Механизмы внестрахового перераспределения средств.

43. Особенности гарантирования страхового обеспечения в государственных системах социального страхования.

44. Финансовые схемы страхового обеспечения.

45. Принцип актуарной взаимосвязи меры страхования и уровня страховых взносов.

47. Опыт международного регулирования сферы обязательного социального страхования.

48. Характер международных конвенций и рекомендаций, их правовой статус, процедура применения в национальной законодательной практике.

49. Процедура разработки и принятия конвенций и рекомендации.

50. Минимальные нормы в социальном страховании, определение размеров пенсий, пособий, медицинской помощи,

51. Квалификационные характеристики для приобретения права на страхование выплаты.

52. Социально-экономические условия эффективного функционирования системы ОСС.

53. Факторы, влияющие на формирование национальной модели социального страхования.

54. Мировой опыт организации национальных систем социального страхования.

55. Модели и институты социального страхования.

56. Современные модели страхования социальных рисков и факторы их обуславливающие.

57. Частно-корпоративная модель страхования социальных рисков.

58. Основные требования к построению системы обязательного социального страхования.

59. Характеристика перехода от модели государственного социального обеспечения к модели социального страхования.

60. Система государственных внебюджетных фондов, их место и роль в современной системе социальной защиты.

61. Управление социальными фондами.

62. Сложившиеся направления развития российской системы ОСС.

63. Экономические отношения работодателей и работников и государства в сфере социального страхования.

64. Особенности пенсионного страхования.

65. Особенности страхования в связи с заболеванием и травмами.

66. Особенности страхования рисков связанных с материнством.

67. Масштабы и уровни страхового обеспечения в российской системе обязательного социального страхования.

68. Сравнительная характеристика российской системы обязательного социального страхования и аналогичных систем других стран.

69. Основные теоретико-методические положения модернизации российской системы ОСС.




РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Бабич A.M., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: курс лекций. М., 1998.

2. Каминский П.Л., Павлюченко В.Г., Хмелевская С.А. Социальное страхование: теория и практика: Учебник для вузов. - М.:, 2003.

3. Павлюченко В.Г. Социальное страхование: Учебное пособие, - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.

4. Роик В.Д. Основы социального страхования: экономика и право: Учебник. - М.: Изд-во РАГС, 2007.

5. Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие. - М.: Редакция ж. Пенсия , 1998.

Дополнительная

1. Андреев В.С. Правоотношения по государственному социальному страхованию в СССР. - М.: 1982, МГУ.

2. Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского Союза. - М.: экономика,2006.

3. Бабич А.А. Социальное страхование в России и зарубежом. - М.: Изд. РАГС,1989.

4. Барит М., Милютин Н. Основы социального страхования. - М.: Профиздат.1934.

5. Бурков В.Н., Заложнев А.Ю., Кулик О.С., Новиков Д.А. Механизмы страхования в социально-экономических системах. - М.: Ин-т проблем упр. им. В.А. Трапезникова РАН, 2001

6. Введение в социальное обеспечение. Международное Бюро Труда. Женева, 1996.

7. Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования: Теоретические основы социального страхования. - Л.- М., 1923.

8. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. - М.: Мысль, 1991.

9. Гейц И.В. Новое в обязательном пенсионном и социальном страховании. - М.: ДИС, 2004.

10. Государственное социальное страхование. /Под ред. А.В.Верховцева. - М.: ИНФРА-М, 1999.

11. Груа Ж.-В. Принципы и адекватность социального обеспечения. Статья в сб. К реформе социального обеспечения: принципы и прагматизм. М. - 1999 г.

12. Гудков А.А. Отношение предикативности в социальном страховании.// Вестник государственного социального страхования, 2003.

13. Давыдов С.А., Федорова Т.А., Янова С.Ю. Социальное страхование: теория и практика Учеб. Пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1999.

14. Дегтярев Г.П. От общественного призрения к социальному обеспечению и социальной защите. // Пенсия 1998, № 3

15. Догадов В.М. Социальное страхование. - Л.: Изд. Ленинградского Губпрофсовета. 1926.

16. Доклад к заседанию Правительства Российской Федерации 17.11.2003 г. «О реформировании системы обязательного социального страхования», сайт Правительства РФ, ноябрь 2003 г.

17. Зайцев Д. Государственное страхование рабочих. – СПб.: Изд. Поповой. 1906.

18. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2001.

19. Концепция развития социального страхования в Российской Федерации как механизм социальной защиты трудящихся и достижения общественного согласия, // Клуб «Реалисты», №7. - М.: 1995.

20. Концепция совершенствования социального страхования в Российской федерации, // Человек и труд, 2006, №№ 1-3.

21. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М.: Дело, 1993.

22. Либман Г., Преснякова Л. «Шведская модель» социальной политики, // Российский экономический журнал, 1993, №8.

23. Лукьянова Г. И. Система социальной защиты во Франции: пути реформирования, // Современная Европа, 2001, №4.

24. Любимов Б. Социальное страхование в прошлом и настоящем. - Харьков, Главполитпросвет.1923.

25. Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1919- 1996., 1-й т.: Рекомендация 67 - 1944 г. Руководящие принципы; Конвенция 102 - 1952 г. «Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения»;

26. Механизмы защиты социальной сферы (на примере стран Западной Европы, США и Японии). - М.: Наука, 1992.

27. Милютин Н.А. Коммуна и социальное страхование. - Петроград,1918.

28. Мотылев Л.А. Государственное страхование в СССР. - М.: 1986, Финансы и статистика.

29. Общегородские и профессиональные кассы.// Страхование рабочих, 1912, № 11-12.

30. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. - М.: "Вершина", 2005.

31. Рашид М. Реформа системы пенсионного обеспечения в России: структура и реализация / Мансур Рашид, Лоуренс Томпсон, Херманн фон Герсдорф, Елена Зотова; пер. с англ. - М.: Издательство «Весь Мир», 2003.

32. Рейно Э. Финансирование пенсий по старости: распределительные и накопительные принципы финансирования пенсий в Европейском Союзе. // Пенсия, 1996, № 1.

33. Роик В. Система социального страхования в России: почему и как ее надо реформировать.// Человек и труд, 2005, №3.

34. Роик В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. М.1994.

35. Роик В.Д. Формирование национальной системы социального страхования.// Человек и труд, 2004, №10.

36. Соловьев А.К.. Актуарный прогноз развития пенсионной системы в условиях пенсионной реформы. // Пенсия 2005, № 8.

37. Социальная политика: реформа социального страхования. Выпуск 1Х. - М.: 1995.

38. Социальное обеспечение в зарубежных странах. Научно-информационный сборник.- М.: НИИ труда, 1989.

39. Социальное страхование и социальная защита // Доклад Генерального директора. Международная конференция труда. 80-я сессия. Женева. МБТ, 1993.

40. Среднесрочная перспектива финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов. Аналитический вестник №5 (257). Комитет Совета Федерации по социальной политике. Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. М., 2005.

41. Страхование: Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономист, 2004.

42. Страхование и управление риском. Терминологический словарь. / Сост.: В.В.Тулинов, В.С.Горин. - М.: Наука, 2000.

43. Страховое дело: Учебник. В 2 т. (Пер. с нем. О.И. Крюгер и Т.А. Федоровой). - Т.1: Основы страхования / под ред. О.И. Крюгер. - М.: Экономистъ, 2004.

44. Тетенборн З. Советское социальное страхование. - М.: Вопросы труда, 1929.

45. Уилмор Л. Архитектура государственной пенсионной системы. Материалы международной конференции Ассоциации пенсионных фондов. Минск 22-26 июня 1998 г.

46. Элементы системы социального обеспечения в условиях социально ориентированной рыночной экономики - на примере Федеративной Республики Германии / Общество теории и практики страхования, Кельн, 1992.

47. Юдин В.П. Социальная зашита: понятие, сущность, границы. Казань, 1995.

Интернет-ресурсы

www.fss.ru – официальная страница Фонда соцстраха России; и т.д.



ГЛОССАРИЙ

Социальное (ая) - интегрированная в совместной деятельности совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени в отношениях людей друг к другу, своему положению в обществе, явлениям, процессам общественной жизни. Она выступает также стержневым понятием в составлении терминов, раскрывающих сущность совместной деятельности людей - социальное государство, социальная политика, социальное развитие, социальные отношения, социальные связи и др

Государственная социальная политика - действия государства в социально-трудовой сфере, преследующие цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты.

Социальное государство - государство, в котором социальные проблемы имеют приоритетный характер.

Социальное управление - сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или ее отдельные элементы на основе использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций.

Социальное управление имеет своей целью упорядочение организации системы, достижение оптимального функционирования и развития, осуществление поставленной цели.

Социальные обязательства государства – законодательно зафиксированная совокупность социальных (общественных) благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя по определенному кругу этих благ бесплатность для всего населения или определенных групп. Эти блага предоставляются за счет общественных, чаще всего бюджетных ресурсов. Определенная ответственность за исполнение социальных обязательств государства возлагается на работодателей и граждан. Реализацию социальной политики можно рассматривать как законодательное установление и финансовое обеспечение исполнения СОГ. Организация исполнении и непосредственное исполнение СОГ обычно происходит в границах определенной территории.

Субъекты социальной политики – это реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваиваются). «Первородные» (первичные) субъекты – это сами социальные группы, а вторичные (как бы порожденные первичными для удобства практического действия в политике) – это представляющие их интересы органы и организации и т.п.

Социальная защита – в широком смысле слова - это организованная обществом защита нормального (для данного общественного устройства) социального положения каждой из всех социальных групп от социальных рисков.

В институциональном плане социальная защита – это система общественных и государственных функций и учреждений.

В организационном плане «Социальная защита» представляет собой систему, объединяющую социальные гарантии, социальное страхование, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальное вспомоществование, общественную помощь.

В узком смысле термин «Социальная защита» применяется для обозначения комплекса целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера, обеспечивающих поддержку наиболее уязвимых слоев населения.

Социальное вспомоществование - обеспечение потребностей определенных категорий лиц, в особенности находящихся на иждивении детей и нуждающихся инвалидов, престарелых лиц и вдов, которые должны иметь право на пособия в приемлемых размерах в соответствие с установленной шкалой.

Социальное обеспечение – это, в отличие от социального страхования, финансируемая из бюджета система регулярного (не разового) обеспечения закрепленных в законодательстве социально-экономических гарантий наименее защищенным слоям населения.

Страхование - особый вид экономической деятельности, связанный с перераспределением риска нанесения ущерба имущественным интересам среди участников страхования (страхователей) при различных неблагоприятных явлениях, а также направленный на оказание помощи гражданам и/или их семьям при наступлении определенных событий в их жизни (травмы, болезни, смертность, старость, инвалидность и т.д.). Страхование осуществляется специализированными организациями (страховщиками), обеспечивающими аккумуляцию страховых взносов, образование страховых резервов и осуществление страховых выплат при нанесении ущерба имущественным интересам застрахованным.

Социальное страхование - один из базовых институтов социальной защиты, построенный на принципах солидарной взаимопомощи и самоответственности трудозанятого населения и работодателей, имеющий целью компенсацию социальных рисков утраты заработков или значительных дополнительных расходов вследствие утраты места работы, болезни, несчастного случая, утраты трудоспособности, в связи со старостью, а также получение гражданами медицинской и реабилитационной помощи. Социальное страхование выполняет функцию воспроизводства рабочей силы в ситуациях наступления социальных рисков.

Наемный работник - физическое лицо, состоящее в трудовом отношении с работодателем на основании трудового договора и непосредственно выполняющее трудовую функцию (работу по определенной специальности, квалификации или должности) с подчинением внутреннему трудовому распорядку и с включением его в коллектив организации.

Работодатель - юридическое или физическое лицо, заключившее трудовой договор с работником и вступившее с ним в трудовые отношения.

Социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Профессиональный риск - вероятность повреждения здоровья человека или его гибели в ходе производственной деятельности; можно выразить числом производственных травм, профессиональных заболеваний, в том числе и с летальным исходом, ожидаемых в профессиональной группе из 1 000 (10 000) человек на протяжении определенного периода (всей трудовой жизни), при условии, что они непрерывно подвергаются опасности воздействия вредных и опасных факторов производства.

Страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховой стаж - суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Средства обязательного социального страхования - денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.

Стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет страховщика в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.

Институционализация - процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов.

Трипартизм - взаимоотношения между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями) и правительством с целью обсуждения и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, выражающиеся во взаимных консультациях и переговорах.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) - призвана регулировать социально-экономические, трудовые и профессиональные интересы сторон социального партнерства на федеральном уровне.

Государственные внебюджетные социальные фонды - государственные финансовые организации, обеспечивающие социальную защиту населения в рамках социального страхования: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования. Внебюджетные социальные фонды подотчетны Правительству России.

Страховой взнос - обязательный платеж на обязательное социальное страхование.

Тариф страхового взноса - ставка страхового взноса (обязательного платежа), установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц;

Актуарное оценивание системы социального страхования - определение достаточности размера страхового тарифа и объема накопленных резервов для обеспечения обязательств страховщика.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее - страховое обеспечение) - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

Коэффициент Джинни (индекс Джинни) - макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного распределения их между жителями страны.

Декларации МОТ - нормативные документы МОТ, определяющие важнейшие проблемы работы и задачи на долгие годы. Являются дополнениями к Уставу организации.

Конвенции МОТ - международные трудовые нормы, разрабатываемые и принимаемые МОТ и подлежащие ратификации, после чего они становятся обязательными для исполнения.

Рекомендации МОТ - международные трудовые нормы, не подлежащие ратификации и ориентирующие страны на совершенствование законодательства в той или иной области. Обычно раскрывают проблему более подробно, чем конвенции.

Международная организация труда (МОТ) - специализированное учреждение ООН, созданное в 1919 г. в составе действующей тогда Лиги Наций для выработки и принятия международных трудовых норм в области трудовых отношений.

Международное бюро труда (МВТ) - постоянный секретариат МОТ со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). В его функций входят: проведение различных обследований в области социально-трудовых отношений по поручению Административного совета МОТ и Генеральных конференций МОТ, контроль за соблюдением ратифицированных конвенций, подготовка материалов для Генеральных конференций МОТ, издание и распространение публикаций по вопросам труда.

Европейская социальная хартия - документ, принятый Советом Европы в 1961 г. Е.с.х. определяет: если какое-либо государство выражает желание стать членом Совета Европы, то оно должно связать себя обязательствами, изложенными в ее статьях. Из семи статей, рассматриваемых как наиболее важные (право на труд, на организацию, на коллективные переговоры, на социальное обеспечение, на социальное и медицинское страхование, на социальную, законодательную и экономическую защиту семьи, право на защиту и обеспечение трудящихся-мигрантов и их семей), каждая страна должна принять как минимум пять. Особенностью Е.с.х. является то, что она признает права трудящихся и предпринимателей проводить коллективные действия в случае конфликтов интересов, включая право на забастовку, вытекающее из обязательств, определенных в рамках предварительно заключенных коллективных договоров. В 1988 г. был подписан Дополнительный протокол к Е.с.х., который касался следующих вопросов: право трудящихся на равные возможности и равное обращение в области занятости и занятий без дискриминации по признакам пола; право трудящихся на информацию и консультации в рамках предприятия; право трудящихся на участие в определении и улучшении условий труда и производственной окружающей среды в рамках предприятия; право пожилых лиц на социальную защиту. Два дополнительных протокола были также подписаны в 1991 и 1995 гг. Они оба значительно усилили контрольный механизм за эффективным соблюдением социальных прав, гарантируемых Е.с.х.

Лица, потерявшие кормильца обозначает лиц, определяемых или признаваемых таковыми по законодательству, в соответствии с которым назначаются пособия; в случаях, когда по этому законодательству в качестве потерявших кормильца рассматриваются только лица, проживавшие с умершим, это условие будет считаться выполненным в отношении лиц, состоявших на его иждивении.

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Бюджеты социальных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного социального страхования в Российской Федерации.

Стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет страховщика в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Установление трудовой пенсии - назначение трудовой пенсии, перерасчет ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой

Индивидуальный лицевой счет - совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

Специальная часть индивидуального лицевого счета - раздел индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде Российской Федерации, в котором учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, доходе от их инвестирования и о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений.

Пенсионные накопления - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии.

Негосударственное (добровольное) пенсионное страхование, осуществляется негосударственными пенсионными фондами на основании договоров с их вкладчиками. В функции НПФ входит аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов и выплата негосударственных пенсий участникам фонда.

Несчастный случай на производстве - любое органическое или функциональное повреждение здоровья, или причинение увечья, или психическое расстройство, происшедшее неожиданно в результате внешней причины во время работы или в результате производства какой-либо работы, следствием чего стала смерть, полная или частичная, постоянная или временная нетрудоспособность.

Профессиональные заболевания - заболевания, которые возникли и развились у работающих под влиянием систематического и длительного воздействия вредного фактора, свойственного данной профессии, либо совокупности условий труда, характерных лишь для того или иного производства. Если увечье связано с внезапным повреждением здоровья, то профессиональное заболевание, как правило, с длительным пребыванием работника в определенных производственных условиях.

Обязательное медицинское страхование (ОМС), предусматривает обеспечение всем гражданам Российской Федерации равных возможностей в получении медицинской и лекарственной помощи в объеме, определенном соответствующими программами ОМС.

Базовая программа обязательного медицинского страхования (ОМС) - перечень видов амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, которую обязаны предоставлять учреждения здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы всем застрахованным гражданам на территории России за счет средств обязательного медицинского страхования. На основе базовой программы органы исполнительной власти субъектов Федерации разрабатывают территориальные программы ОМС.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ»

Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:

- изучение понятийного аппарата дисциплины;

- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;

- работу над основной и дополнительной литературой;

- работу над периодическими и имеющимися на кафедре или в библиотеке аналитическими материалами;

- изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки);

- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;

- самостоятельная работа студента при подготовке к зачету;

- подготовка курсовых, контрольных работ и написание рефератов;

- самостоятельная работа студента в библиотеке;

- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;

- изучение электронных учебных материалов (электронных учебников и т.п.), прикладных компьютерных программ;

- консультация преподавателя дисциплины.

Изучение понятийного аппарата дисциплины

Специальная работа должна быть проведена для усвоения понятийного аппарата курса, поскольку одной из важнейших задач подготовки современного грамотного специалиста является овладение и грамотное применение профессиональной терминологии.

Глоссарий (понятийный аппарат) представлен в разделе 7 учебно-методического комплекса дисциплины, а также в энциклопедиях, словарях, справочниках и других материалах по соответствующим темам дисциплины.


Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану

Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности.

Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану проводится в соответствии с разделом 1.1 настоящего учебно-методического комплекса. Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ курса, раскрытия сущности основных категорий социального страхования, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.