Тема 13. Региональная политика государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

2. Любой макроэкономический и региональный сценарий развития может быть реализован лишь при правильном распределении задач между регионами.

Региональная политика является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны Можно считать, что региональная политика - это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития.

Особое значение имела региональная политика в решении таких конкретных социальных проблем, как;

- систематическое выравнивание уровня жизни населения по районам страны с учетом национальных особенностей населения,

-создание системы расселения по территории,

- осуществление мероприятий в области природных ресурсов и окружающей среды.

За несколько последних десятилетий региональная политика государства неоднократно корректировалась. Здесь можно отметить отраслевой метод планирования с практически полным отстранением регионов от принятия хозяйственных решений; территориальный метод планирования, когда территории представляли в директивные органы предложения по развитию, скоординированные с Госпланом СССР по вопросу соответствия макроэкономическим направлениям развития страны. Именно эта координация и являлась мощнейшим рычагом государственной политики, так как она определяла поток бюджетных средств в тот или иной регион.

За последние годы региональная политика в России стремительно проходит этапы официального признания. Она превращается в политическую моду. Редкое программное заявление государственных властей обходится без утверждений о приоритетности региональной политики.

Сейчас необходима переоценка сложившейся системы размещения производительных сил с точки зрения сохранения или преобразования ее элементов и связей. Наибольшую озабоченность вызывает такое наследие прошлого, как чрезмерная концентрация многих производств, узкая специализация регионов, дальние расстояния между поставщиками и потребителями, существование моногородов (атомные городки, угольные поселки, где большая часть населения зависит от функционирования одного предприятия).

3. Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие.

Основные вариации определяются примерно следующими моделями поведения региональных властей:

- осуществление рыночных преобразовании даже ценой усиления социальной дифференциации,

- ориентация на увеличения экспорта с использование различия в мировых и внутренних ценах и льгот по внешнеэкономической деятельности,

- завоевание для своего региона льгот от федерального правительства (налоговые льготы субсидии и т.д.),

- сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль за ценами и т.д.).

В последние годы в России наступила стабилизация, политическая опасность распада ослабела, начинает активно действовать такой отдаляющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты поддерживает государству, в чем и отразится один из аспектов его региональной политики.

Огромные различия российских регионов по всем условиям развития и федеральное устройство страны обрекают на неудачу унифицированные подходы к проведению реформ. Для дальнейшего развития регионов России необходимо разумное сочетание двух течений: регионализм и интеграции.

Суть регионализации:

- учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике,

- перенос ряда реформ на региональный уровень,

- разработка специальных программ по реформам для регионов с особыми условиями развития.

Пространственная интеграция экономики России также включает ряд специальных мероприятий, среди них:

- стабилизация интегрирующих систем (магистральный транспорт, связь, энергетические и водные системы),

- совершенствование механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов Федерации,

- проведение единой внешнеэкономической политики, т.е. создание для всех регионов единых условий для выхода на внешние рынки

Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, противоречивы. Не исключено вырождение регионализации в региональный сепаратизм. Но и чрезмерная централизация управления реформой нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на местах создает базу регионального сепаратизма, поскольку в регионах усиливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 210.